Особенности речевых нарушений и их диагностики при нейродегенеративных заболеваниях

Контактная информация:

Семенова Татьяна Николаевна — аспирант кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики

Адрес: 603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1, Тел.: +7 (831) 438 95 67, E-mail: Neurotmdoc@gmail. com

В обзоре представлены результаты анализа опубликованных исследований, посвященных речевым расстройствам при различных нейродегенеративных заболеваниях. Описаны характерные паттерны речевых нарушений, развивающихся при первичной прогрессирующей афазии, болезни Альцгеймера, фронто-темпоральной деменции, болезни Паркинсона, кор­тико-базальной дегенерации. Представлены методы диагностики речевых нарушений, в том числе с использованием со­временных цифровых систем, которые могут быть полезны для выявления особенностей афатических расстройств при различных формах нейродегенераций. Показано, что детальный анализ речевой функции может привести к открытию чувствительных методов ранней диагностики нейродегенеративных процессов в головном мозге, что необходимо для своевременной медикаментозной коррекции и оптимизации индивидуальных нейрореабилитационных программ для дан­ной категории больных.

Ключевые слова: Речевые нарушения, афазия, нейродегенеративные заболевания, диагностика нарушений речи.

(Для цитирования: Семенова Т. Н., Гузанова Е. В., Сорокина Т. А. Особенности речевых нарушений и их диагностики при нейродегенеративных заболеваниях. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 3, С. 23-27)

DOI: 10.32000/2072-1757-2019-3-23-27

T. N. SEMENOVA , E. V. GUZANOVA, T. A. SOROKINA

Privolzhskiy Research Medical University MOH Russia, Nizhny Novgorod

Features of speech disorders and their diagnosis in patients with neurodegenerative diseases

Contact details:

Semenova T. N. — postgraduate student of the Department of Neurology, Neurosurgery and Medical Genetics Address: 10/1 Minin and Pozharskiy square, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603005, Tel.: +7 (831) 438-95-67, E-mail: Neurotmdoc@gmail. com

The review presents the results of analysis of the current literature on speech disorders in patients with neurodegenerative diseases. The patterns of speech disorders developing in primary progressive aphasia, Alzheimer’s disease, frontal-temporal dementia, Parkinson’s disease, and cortical-basal degeneration are described. The methods of diagnostics of speech disorders, including the use of modern digital systems are analyzed, which may be useful for identifying the features of afatic disorders under various forms of neurodegenerations. It is shown that the detailed analysis of speech function can lead to the discovery of sensitive methods for early diagnosis of neurodegenerative processes in the brain and the timely administration of medicine, conducting personalized rehabilitation for such patients.

Key words: Speech disorders, aphasia, neurodegenerative diseases, diagnostic of speech disorders.

(For citation: Semenova T. N. , Guzanova E. V., Sorokina T. A. Features of speech disorders and their diagnosis in patients with neurodegenerative diseases. Practical Medicine. 2019. Vol. 17, № 3, P. 23-27)

Нейродегенеративные заболевания (НДЗ) явля­ются одной из частых причин инвалидизации насе­ления пожилого возраста вследствие неуклонного прогрессирования когнитивных нарушений (КН) вплоть до деменции, что определяет медико-соци­альную значимость раннего выявления и эффек­тивной реабилитации данной категории больных [1]. Сложности нейрореабилитации пациентов с НДЗ во многом связаны с разнообразием имею­щихся у них неврологических, когнитивных рас­стройств и длительным латентным доклиническим периодом, при котором у больных наблюдаются лишь умеренные КН и легкие дефекты речи. В то же время ранняя диагностика нейродегенератив — ных расстройств имеет решающее значение для своевременного лечения и замедления темпа про­грессирования заболевания [2].

Известно, что НДЗ могут дебютировать развити­ем речевых нарушений, начинающихся исподволь и прогрессирующих в течение многих лет [3, 4]. В последние годы активно изучается вопрос поис­ка отличительных языковых переменных, позво­ляющих выявлять расстройства речи, связанные с различными НДЗ. При этом исследование речи и определение паттернов нарушений, характерных для разных видов нейродегенерации, может спо­собствовать их своевременной диагностике и воз­можной коррекции, так как применение модифици­рующих болезнь препаратов может быть успешным только на самых ранних стадиях заболевания [5].

Наиболее часто речевые нарушения развивают­ся в рамках таких НДЗ, как первичная прогресси­рующая афазия (ППА), болезнь Альцгеймера (БА), фронто-темпоральная деменция (ФТД), болезнь Паркинсона (Бп), прогрессирующий надъядерный паралич, кортико-базальная дегенерация (КБД) [4, 6].

ППА характеризуется прогрессирующей потерей речи при относительной сохранности других ког­нитивных сфер в течение первых нескольких лет болезни [7]. Обычно ППА является клиническим проявлением ряда НДЗ: ФТД, реже БА, КБД и др. [4, 6, 8].

Выделяют три варианта ППА: аграмматический, логопенический и семантический. Каждый из них имеет специфические паттерны языкового дефи­цита и характерное распределение атрофии голов­ного мозга [9].

Аграмматическая ППА часто выявляется при ФТД и КБД и может свидетельствовать о наличии тау-мутации [7]. При аграмматической ППА в на­чале заболевания наблюдается укорочение фраз с относительно сохранной беглостью речи. У не­которых больных изначально преобладает апрак­сия речи [7]. Затем, по мере прогрессирования, речь становится односложной, разорванной, с морфосинтактическими ошибками, в предложени­ях уменьшается количество глаголов, нарушается грамматический строй, появляется «телеграфный стиль»: больной говорит отдельными не связан­ными между собой словами или словосочетани­ями. Между словами и фразами прослеживаются длительные паузы, отмечаются «застревания» и персеверации отдельных фонем, литеральные па­рафазии, страдает номинативная функция речи, появляются грубые нарушения повторения. При чтении вслух и в письменной речи пациент допу­скает аграмматизмы. Возможно сочетание данных нарушений с дизартрией и оральной апраксией. В тяжелых случаях развивается мутизм, при кото­ром больные полностью утрачивают способность выражать свои мысли с помощью слов и письма. При этом семантическая память и понимание речи остаются сохранными [4, 9]. Для аграмматиче — ской ППА, по данным нейровизуализации головно­го мозга, характерна атрофия области базальных ганглиев (скорлупе и капсуле), средней и верхней височной, прецентральной и фронтальной извилин (преимущественно левого полушария), а также оперкулярных и островковых зон головного мозга [4, 7, 10].

Логопенический вариант ППА часто сочетается с БА и связан с отложением амилоида [7]. При ло- гопеническом варианте ППА наблюдаются наруше­ния называния и подбора слов (логопения), при­сутствуют частые паузы, необходимые для поиска слов, фонологические парафазии, отмечаются гру­бые нарушения повторения и снижение беглости речи, что связано с нарушением вербальной ра­бочей памяти. Дизартрия и грамматические ошиб­ки отсутствуют, понимание речи и семантическая память сохранны [9]. Для логопенической ППА, по данным магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга, характерна атрофия средней и верхней височной, а также надмаргинальной и задней поясной извилин, области левого височно­теменного перехода [4, 7, 10].

Семантическая ППА, как правило, ассоциируется с ФТД и мутацией типа окрашивания убиквитина или програнулина, реже с БА, при которой обнару­живается отложение амилоида [4]. При семантиче­ском варианте ППА, часто называемом семантиче­ской деменцией, речь больных остается свободной, беглой, ее фонологическая и грамматическая структуры не нарушены до этапа выраженного про­грессирования. При этом на первый план выходят отчуждение смысла слов: пациенты не полностью понимают значение существительных в обращен­ной к ним речи. Их собственная речь обедняет­ся существительными, нарушается номинативная функция речи. Присутствуют вербальные парафа­зии. Повторение и чтение вслух не нарушаются, при этом пациенты не полностью понимают фразы, которые повторяют за врачом, или текст, который читают. Аналогично при письме под диктовку или переписывании слов больные не допускают орфо­графических ошибок, но не понимают, что написа­ли. В результате семантические нарушения приво­дят к значительным затруднениям как понимания обращенной речи, так и собственной речевой про­дукции. Таким образом, семантический вариант ППА характеризуется беглой иноязычной речью, а по мере прогрессирования возникает выраженная аномия, что связано с прогрессирующей потерей лексико-семантических функций. Постепенно се­мантические нарушения становятся мультимодаль­ными [3, 7, 9, 11]: помимо речевых расстройств выявляются нарушения предметного гнозиса и зри­тельно-пространственных функций [3]. Вероятно, в основе последних лежит нарушение семантиче­ской памяти, то есть памяти на явления и слова. В отличие от семантической памяти, эпизодическая долговременная память (память на текущие и отда­ленные события жизни) при семантической форме ППА не страдает [3, 9].

Для семантической афазии, по данным МРТ го­ловного мозга, характерна двусторонняя или ле­восторонняя височная атрофия, преимущественно парагиппокампальных извилин и гиппокампа, а также миндалевидного тела [4, 7, 10].

Еще одной нозологической единицей, которой может дебютировать НДЗ, является первичная про­грессирующая апраксия речи (ППАР). Для нее ха­рактерен синдром речевой апраксии в начале забо­левания, который по мере прогрессирования часто превращается в тотальный мутизм. Апраксия речи — это моторное речевое расстройство, характеризую­щееся сочетанием низкой скорости и нарушением ритма речи, аномальной просодией, искаженными звуковыми заменами и артикуляционными движе­ниями. Пациенты часто ощупывают губы, чтобы из­дать правильные звуки. Автоматическая речь, та­кая как приветствие, как правило, долго остается сохранной.

Отличие ППАР от ППА заключается в том, что па­циенты с апраксией речи могут в конечном итоге стать немыми, потому что они не могут издавать звуки. И все же они могут общаться с помощью письменной речи и способны читать и понимать об­ращенную к ним речь, чего не могут сделать боль­ные с ППА [12]. Было показано, что в основе ППАР лежит первичная 4-повторная таупатия, а не ами­лоидная патология [13]. Несмотря на то, что этот синдром распознается все чаще, его раннее выяв­ление все еще представляет трудности для клини­ческих врачей.

Следующим нейродегенеративным заболевани­ем, при котором присутствуют речевые нарушения, является «типичная» болезнь Альцгеймера. Даже на ранних стадиях заболевания могут обнаруживаться дефекты речи, хотя на первый план выступают на­рушения эпизодической памяти, затем внимания, ориентации в пространстве и времени и регуля­торных функций. Проблемы с речью возникают, главным образом, из-за снижения семантического и прагматического уровней языковой обработки. Это проявляется аномиями и семантическими па­рафазиями, снижением лексических и семантиче­ских способностей, затруднением понимания слов и нарушениями речевой беглости [14]. Примерами нарушений прагматического уровня языковой об­работки является то, что пациенты говорят очень громко, могут говорить невпопад, часто повторяют свои идеи и отвлекаются от темы. По мере прогрес­сирования заболевания нарушения речи при БА становятся все более выраженными, речь ограни­чивается эхолалией и устными стереотипами. Па­циенты с амнестической умеренной когнитивной недостаточностью демонстрируют речевые наруше­ния очень похожие на те, которые описаны на ран­них стадиях БА [15].

Речевые нарушения могут быть одним из клини­ческих проявлений ФТД. Ряд авторов сообщают о наличии у пациентов с ФТД дефицита номинатив­ной стороны речи и словесной беглости, что объ­ясняется грубыми нарушениями исполнительных функций [16]. Замедленность речи может быть ча­стично вызвана и экстрапирамидными двигательны­ми расстройствами. Также описаны синтаксические трудности в производстве и грамматическом пони­мании, проблемы в организации повествователь­ной речи [17]. Выделен «поведенческий» вариант ФТД, для которого основой клинической картины являются изменения в социально-эмоциональном поведении. Так, у пациентов развивается апатия, расторможенность, неадекватность поведения, сте­реотипии, навязчивость, отсутствие эмпатии и нару­шения пищевого поведения. Для данного варианта ФТД характерны речевые нарушения в виде «бед­ности» речи с преимущественно сниженной бегло­стью, у части этих пациентов в дальнейшем разви­вается синдром аграмматической прогрессирующей афазии. Однако у некоторых больных «бедность» речи отсутствует, напротив, их речь изобилует фразами, что напоминает клинику психоза. Груп­па пациентов с отсутствием «бедности» речи имеет значительную тангенциальность, компульсивность, несвязность, пациенты говорят быстро, их трудно прервать, в речи часто присутствует рифмование и фиксация на звуки. Данный факт может приводить к ошибочной диагностике шизофрении или мании, что определяет важность своевременной и верной диагностики данной нозологической формы [18].

В последнее время многие исследователи прояв­ляют интерес к изучению речевых нарушений у па­циентов с БП. В 90% случаев встречается гипокине­тическая дизартрия. Это проявляется нарушениями артикуляции, фонации, просодии, беглости речи и фациокинезии. Наряду с дизартрией у больных с БП встречаются и афатические нарушения, при ко­торых страдает морфосинтаксическая обработка, в частности использование глаголов. Развивающиеся грамматические трудности влияют на способность понимать метафорические значения, умозаключе­ния и шутки [19].

Речевые расстройства при БП возникают в ре­зультате сочетания моторных и немоторных нару­шений. Известно, что производство речи зависит от координированных дыхательных, фонаторных, ар­тикуляционных движений, резонанса и просодии. Нарушение речи определяется как нарушение лю­бого из этих взаимосвязанных компонентов. Несмо­тря на высокую распространенность речевых рас­стройств при БП, только 3-4% больных получают специализированную логопедическую помощь, что связано с недостаточным вниманием практических врачей к данному проявлению заболевания [20].

Около трети пациентов с КБД имеют нарушения речи, наиболее часто проявляющиеся в виде про­грессирующей аграмматической афазии либо нару­шений фонологической обработки речи синтакси­ческих ошибок. Речевые нарушения при КБД могут развиваться за 8-9 лет до первых моторных про­явлений [21].

Таким образом, речевые расстройства могут быть первыми признаками НДЗ. Начинаясь исподволь, заболевания постепенно прогрессируют в течение нескольких лет, неизбежно приводя к деменции.

Первоначально большинство диагностических тестов на выявление нарушений речи были разра­ботаны для оценки афатических расстройств у па­циентов, перенесших инсульт. Для этого использо­вали три варианта тестов: описание ситуационной картинки, пересказ текста и беседы на определен­ную тему. С помощью заданий «Описание ситуаци­онной картинки» и «Повествование истории» воз­можно оценить «полуспонтанную речь», поскольку они предполагают оценку моделей речи, заложен­ных изначально в памяти. «Беседы» оценивают спонтанную речь, так как испытуемый ограничен в своем ответе количеством информации и време­нем [22].

В тесте «Описание ситуационной картинки» па­циентам предлагаются изображения, отражающие простые или сложные сцены, которые им предстоит описать. Продолжительность выполнения задания у здоровых людей составляет около 2-5 мин. Эта за­дача требует минимальных инструкций и вмеша­тельств со стороны экзаменатора и предполагает предсказуемый речевой ответ, поскольку описание
должно содержать ключевые моменты, информацию или семантические единицы (субъекты, объекты, действия, места), представленные на рисунке. Речь экзаменуемого может быть оценена путем измере­ния количества идентифицированных правильных информационных единиц. Использование описания изображения облегчает оценку лексико-семанти­ческого уровня организации речи. Наиболее часто используется тест — картинка «Кража печенья», ко­торая включена в Бостонское диагностическое ис­следование афазии [22].

Тест «Повествование истории» используется для оценки способности испытуемого придумать рас­сказ с последовательностью событий или действий. Обычно в нем используется бессловесная книга или иллюстрированные карточки, где последователь­ность картинок представляет историю. Применяет­ся два варианта проведения данного обследования. В первом — участника просят взглянуть на страницы бессловесной книги и рассказать историю, начиная с первой страницы и до последней. Во втором — больному выдается бессловесная книга с картин­ками, основанная на известной истории, например сказке «Золушка», затем стимульный материал удаляется, и испытуемый рассказывает сюжет сво­ими словами [23]. Оба варианта требуют, помимо создания структурной и согласованной истории из компонентов, понимания событий, включая вре­менные и пространственные сдвиги, а также цели и внутренние реакции персонажей (имеется в виду эмоциональная сторона). В первом варианте зри­тельные стимулы доступны для испытуемого, поэто­му нагрузка на память уменьшается. Длительность задания составляет около 10-15 мин [22]. Так оце­ниваются лексические и семантические способно­сти, а также синтаксическая сложность речи [24].

Для оценки спонтанной речи применяется метод интервью (беседы). Исследователь задает вопросы испытуемому и анализирует полученные ответы. Используют два варианта бесед: полуструктуриро — ванные и неструктурированные. Полуструктуриро — ванные беседы включают предварительно озвучен­ные — открытые вопросы. Целью таких интервью является подробное обсуждение темы. Неструкту­рированные или неформальные беседы не имеют строгого формата, то есть нет заранее определен­ного набора вопросов, а есть только более широ­кие темы для обсуждения. Они обычно включают в себя общие темы, касающиеся семьи, хобби, ка­рьеры и т. д. Пациент может свободно отвечать на вопросы по своему усмотрению, при этом оценива­ется спонтанная речь. Хотя неструктурированные интервью иногда используются для оценки речи при деменции [25], полуструктурированные беседы являются предпочтительнее из-за их полуфикси — рованной структуры, которая может быть оценена более объективно.

Ряд исследователей [26] изучали речевые пере­менные, с помощью которых можно было каче­ственно и количественно описать нарушения речи. В итоге было выявлено 120 языковых переменных, которые были классифицированы на пять лингви­стических уровней: лексико-семантический, синтаксический

Наличие нарушений в конкретных переменных ука­зывает, какой лингвистический уровень пострадал (звук и/или фонема, слово, предложение) без уче­та характера дефицита. Фактически проблема на определенном лингвистическом уровне может быть вызвана различными когнитивными нарушениями — расстройством памяти, внимания, самой речи и т. д.

Фонетико-фонологический, морфосинтаксический, и дискурсивно-прагматический.

Фонетические и фонологические переменные описывают речь на уровне звукового сопровожде­ния. В этот класс включены несколько акустиче­ских измерений, таких как время, затрачиваемое на создание слов, фонем, слогов, или количествен­ное определение пауз в речи, их длительность, ре­чевые наполнители (например, «своего рода», «то есть», «как бы», «ну»). Эти данные могут указы­вать на нарушения на других языковых уровнях. Например, паузы в речи неразрывно связаны с диалогом, поскольку они могут выявить трудности в его планировании [26]. Сложности в беглости речи и планировании могут быть причиной появле­ния «наполнителей» и «пауз», которые указывают на когнитивную ошибку, такую как неспособность поддерживать диалог. Значение «наполнителей» связано с их местом в диалоге. Помещенные в на­чало или конец диалога, они могут указывать на проблемы с пониманием или на необходимость по­лучения информации. В том случае, если наполни­тели встречаются в середине диалога, это указыва­ет на желание повторить то, что было сказано, или перефразировать это [25]. Паузы имеют различные толкования и охватывают несколько лингвистиче­ских уровней: сложность артикуляции, трудности с поиском слов, недостатки в синтаксисе и планиро­вании.

Лексико-семантические особенности фиксируют нарушения на уровне слова и содержания. Слова могут быть классифицированы с использованием категорий части речи (существительного, глаго­ла и т. д.). Средняя частота встречаемости ошибки для каждой части речи может использоваться для лексического анализа или для выявления трудно­стей в доступе к определенному классу слов. Лек­сико-семантические переменные могут использо­ваться для определения лексического богатства или для описания информативности дискурса [27].

Индивидуальные консультации с пациентом за­нимают очень много времени, причем не всегда исследователь может тонко уловить конкретные речевые нарушения. Это может быть связано с ограничением времени консультации и недостаточ­ностью навыка диагностики, поэтому многие иссле­дователи пытались автоматизировать оценку речи.

В течение последнего десятилетия благодаря ис­следованиям с применением компьютерных техно­логий выявлены вокальные (акустические и лек­сические) биомаркеры речевых нарушений при различных НДЗ [28].

Созданы компьютерные программы, позволяю­щие распознавать языковые переменные, ха­рактерные для НДЗ (например, программа Coh — Metrix-Dementia) [29, 30], а также программы с функциональными возможностями вести диалог с пациентом с помощью интеллектуального виртуаль­ного агента [31]. В ряде работ было показано, что использование анализатора акустических, лекси­ческих и разговорных функций позволяет класси­фицировать НДЗ с чувствительностью 84-90% [32].

Использование смартфонов предоставляет новые возможности для записи образцов речи в повсед­невной жизни. Jan Rusz и соавт. (2018) исследова­ли способность современных гаджетов улавливать продромальные нарушения речи у лиц с высоким риском развития БП. В результате было показано, что анализ речевых биомаркеров, собранных с по­мощью смартфонов, является достаточно чувстви­
тельным методом и может стать новой возможно­стью в упрощении и стандартизации диагностики различных нейродегенеративных процессов [33].

Выводы

Таким образом, сложности диагностики речевых нарушений у пациентов с НДЗ во многом связаны с их разнообразием и тяжестью имеющихся у боль­ных неврологических и когнитивных расстройств. На практике неврологи нередко недооценивают клиническое значение выявления ранних призна­ков афатических расстройств у пациентов с ней- родегенеративными процессами головного мозга, испытывая затруднения в их диагностике и преу­меньшая их влияние на ограничения повседневной активности больных. Уточнение характера речевых расстройств при НДЗ, а также совершенствование методов их диагностики, может способствовать раннему выявлению нейродегенеративного процес­са, своевременной медикаментозной коррекции и разработки индивидуальных лечебных и реабили­тационных воздействий.

Семенова Т. Н.

Http://orcid. org/0000-0001-5689-2544

Гузанова Е. В.

Https://orcid. org/0000-0003-3127-8489

Сорокина Т. А.

Https://orcid. org/0000-0001-5544-8206

ЛИТЕРАТУРА

1. Sweeney M., Montagne A., Sagare A. Vascular dysfunction-The disregarded partner of Alzheimer’s disease // Alzheimers Dement. — 2019. — Vol. 15. — № 1. — Р. 158-167.

2. Prince M., Bryce R., Albanese E. et al. The global prevalence of dementia: a systematic review and metaanalysis // Alzheimer’s Demen. — 2013. — Vol. 9. — № 1. — P. 63-75.

3. Васенина Е. Е., Левин О. С. Первичные прогрессирующие афазии // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсако­ва. — 2014. — Т. 114, № 6. — С. 3-12.

4. Kirshner H. S. Primary progressive aphasia and Alzheimer’s disease: brief history, recent evidence // Curr Neurol Neurosci Rep. — 2012. — Vol. 12. — № 6. — Р. 709-714.

5.Posner H., Curiel R., Edgar C. et al. Outcomes assessment in clinical trials of Alzheimer’s disease and its precursors: readying for short-term and long-term clinical trial needs // Innov. Clin. Neurosci. —

2017. — Vol. 14. — № 1. — Р. 22.

6. Mesulam M., Rogalski E., Wieneke C. et al.. Primary progressive aphasia and the evolving neurology of the language network // Nat Rev Neurol. — 2014. — Vol. 10. — № 10. — Р. 554-569. DOI: 10.1038/ nrneurol.2014.159

7.Kertesz A., Harciarek M. Primary progressive aphasia // Scand J. Psychol. — 2014. — Vol. 55. — № 3. — Р. 191-201.

8. Mesulam M., Weintraub S., Rogalski E. et al. Asymmetry and heterogeneity of Alzheimer’s and frontotemporal pathology in primary progressive aphasia // Brain. — 2014. — Vol. 137. — № 4. — Р. 1176-1192. DOI: 10.1093/brain/awu024

9. Gorno-Tempini M., Hillis A., Weintraub S. et al. Classification of primary progressive aphasia and its variants // Neurology. — 2011. — № 76. — Р. 1006-1014.

10.Bisenius S., Neumann J., Schroeter M. Validating new diagnostic imaging criteria for primary progressive aphasia via anatomical likelihood estimation meta-analyses // Eur J Neurol. — 2016. — Vol. 23. — № 4. — Р. 704-712.

11. Kobayashi R., Hayashi H., Kawakatsu S. [F-18] THK-5351 PET imaging in early-stage semantic variant primary progressive aphasia: a report of two cases and a literature review // BMC neurology. —

2018. — Vol. 18. — № 109. — P. 109-116.

12. Basilakos A. Contemporary Approaches to the Management of Post-stroke Apraxia of Speech // Seminars in speech and language. — 2018. — Vol. 39, suppl. 1. — Р. 25-36.

Schwarz C. Tau-PET imaging with

13. Utianski R., Whitwell J., [18F] AV-1451 in primary progressive apraxia of speech // Cortex. — 2018. — Vol. 99. — Р. 358-374.

14. Catricale E., Della R., Plebani V. et al. Semantic feature degradation and naming performance. Evidence from neurodegenerative disorders // Brain Lang. — 2015. — Vol. 147. — Р. 58-65.

15. Drummond C., Coutinho G., Paz Fonseca R. et al. Deficits in narrative discourse elicited by visual stimuli are already present in patients with Mild Cognitive Impairment // Front. Aging Neurosci. — 2015. — Vol. 7. — № 96. — Р. 33-48. DOI: 10.3389/fnagi.2015.00096

16. Delbeuck X., Debachy B., Pasquier F., Moroni C. Action and noun fluency testing to distinguish between Alzheimer’s disease and dementia with Lewy bodies // J. Clin. Exp. Neuropsychol. — 2013. — Vol. 35. — Р. 259-268. DOI: 10.1080/13803395.2013.763907

17. Ash S., Xie S., Gross R. et al. The organization and anatomy of narrative comprehension and expression in Lewy body spectrum

2012. — Vol. 26. — Р. 368.

Disorders // Neuropsychology.

DOI: 10.1037/a0027115

18. Mendez M., Carr A., Paholpak P. Psychotic-Like Speech in Frontotemporal Dementia // J. Neuropsychiatry Clin Neurosci. — 2017. — Vol. 29. -№ 2. — Р. 183-185.

19. Assal F., Ghika J. Language capacities in dementia // Swiss Arch. Neurol. Psychiatry. — 2013. — Vol. 164. — Р. 280-285.

20.Dashtipour K., Tafreshi A.,

Lee J. Speech disorders in Parkinson’s disease: pathophysiology, medical management and surgical approaches // Neurodegenerative disease management. — 2018. — Vol. 8, suppl. 5. — Р. 337-348.

21. Oliveira L., Barcellos I., Teive H. Cognitive dysfunction in corticobasal degeneration // Munhoz RPArq Neuropsiquiatr. — 2017. — Vol. 75. — № 8. — Р. 570-579.

22. Fraser K., Fors K., Kokkinakis D. Multilingual word embeddings for the assessment of narrative speech in mild cognitive impairment // Computer Speech & Language. — 2019. — Vol. 53. — Р. 121-139.

23. Ash S., McMillan C., Gross R. et al. Impairments of speech fluency in Lewy body spectrum disorder // Brain Lang. — 2012. — Vol. 120. — Р. 290-302.

24. De Lira J., Ortiz K., Campanha A. Microlinguistic aspects of the oral narrative in patients with Alzheimer’s disease // Int. Psychogeriatr. — 2011. — Vol. 23. — Р. 404-412.

25. Lopez-de-Ipina K., Alonso J., Travieso C. et al. On the selection of non-invasive methods based on speech analysis oriented to automatic Alzheimer disease diagnosis // Sensors. — 2013. — Vol. 13. — Р. 6730-6745.

26. Fraser K., Meltzer J., Rudzicz F. Linguistic features identify Alzheimer’s disease in narrative speech // J. Alz. Dis. — 2015. —

Vol. 49. — Р. 407-422.

27. Konig A., Satt A., Sorin A. et al. Automatic speech analysis for the assessment of patients with predementia and Alzheimer’s disease Alzheimer’s & Dementia: Diagnosis, Assessment & Disease Monitoring // Cognitive & Behavioral Assessment. — 2015. — Vol. 1. —

№ 1. — P. 112-124.

28. Elsey C., Drew P., Jones D. et al. Towards diagnostic conversational profiles of patients presenting with dementia or functional memory disorders to memory clinics // Pat. Edu. Counsel. — 2015. — Vol. 98. — Р. 1071-1077.

29. Toth L., Gosztolya G., Vincze V. et al. Automatic detection of mild cognitive impairment from spontaneous speech using ASR // 16th Annual Conference of the International-Speech-Communication — Association. — 2015. — Vol. 1. — № 5. — Р. 2694-2698.

30. Asgari M., Kaye J., Dodge H. Predicting mild cognitive impairment from spontaneous spoken utterances // Alzheimer’s & Dementia: Translational Research & Clinical Interventions. — 2017. — Vol. 3. — № 2. — P. 219-228.

31. Toledo C., Aluisio S., Dos Santos L. Analysis of macrolinguistic aspects of narratives from individuals with Alzheimer’s disease, mild cognitive impairment, and no cognitive impairment // Alzheimer’s & Dementia: Diagnosis, Assessment & Disease Monitoring. — 2018. — Vol. 10. — Р. 31-40.

32. Gosztolya G., Vincze V., Toth L. Identifying Mild Cognitive Impairment and mild Alzheimer’s disease based on spontaneous speech using ASR and linguistic features // Computer speech and language. — 2019. — Vol. 53. — Р. 181-197.

33. Rusz J., Hlavnicka J., Tykalova T. Smartphone Allows Capture of Speech Abnormalities Associated With High Risk of Developing Parkinson’s Disease // IEEE transactions on neural systems and rehabilitation engineering. — 2018. — Vol. 26. — № 8. — Р. 1495-1507.

УДК 616.895.84

Н. В. УСТИНОВА

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей МЗ РФ, г. Москва

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Внутрибольничные инфекции - это любое инфекционное заболевание (состояние), лечебно-профилактическом учреждении. Инфекция Считается Возникшее Внутрибольничной, если…

3 месяца ago

УРОВНИ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ И ГРАДАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Все требования, предъявляемые настоящими методическими рекомендациями, основаны на результатах научных исследований и Учитывают требования законодательства…

3 месяца ago

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Целью ЭН Является сбор, описание и интерпретация данных, на основе которых можно выявить причины развития…

3 месяца ago

Сбор данных о знаменателях

Для корректного сопоставления данных, необходимо выбрать соответствующие знаменатели для расчета показателей. Существует строгое правило, согласно…

3 месяца ago

Стратификация показателей частоты ИСМП

Оценка инцидентности ИСМП и их сравнение между различными группами пациентов внутри стационара, во времени или…

3 месяца ago

ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИОХВ

ЭН за ИОХВ - систематический сбор информации о случаях ИОХВ и других исходах лечения хирургических…

3 месяца ago