Categories: СПРАВКА

Стребелева психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста скачать

стребелева психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста скачать

Говорит курица: ко-ко-ко,

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста

Рубрика Педагогика
Вид методичка
Язык русский
Дата добавления 15.09.2010
Размер файла 267,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • «
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11

1. Если ребенок капризничает, когда ей нужно садиться за стол, но любит «таскать куски» и выпрашивать различные лакомства в не подходящее время, можно играть с ней в приготовления «закуски». Когда малыш говорит: «Хочу есть», мама отвечает: «Отлично! Вот тебе кусочек хлеба. Порежь его. Вот тебе миска с маслом. Намажь. Конечно, нож предлагается не острый, лучше пластиковый, хлеб и масло — мягкие. Ребенок, во-первых, может почувствовать себя умелым и значимым, во-вторых, потренировать свои руки (мелкую моторику), в-третьих, действительно перекусить, если он голодный. Или — получить хорошую игру, если требование пищи было способом привлечения внимания мамы. Все эти достижения важны, так каждой маме стоит придумывать новые и новые «рецепты» закусок, которые в состоянии приготовить сам ребенок.

2. Приучая ребенка мыть руки и чистить зубы — не торопите его. Общение с водой для него пока — игра, а не гигиеническая процедура. Если он так разыгрался, что маме трудно уговорить его выйти из ванной комнаты, можно использовать «внешние ограничители»: песочные часы («когда песочек закончится — надо выходить»), звук чайника, что закипел («чайник уже зовет завтракать»), других членов семьи ( «ты умылся — теперь очередь папы»), а если мама с ребенком дома сами, то очередь вполне может занять и медвежонок, которому тоже нужно вымыть и вытереть щечки.

3. Сделать завтрак наслаждением можно, превратив его из «приема пищи» на встречу с добрыми друзьями. Играйте в «застольные» разговоры: «Здравствуй, стульчик! Можно на тебя сесть? Спасибо. А кто у нас сегодня в гостях? О, это подружка-кашица и дружок-пирожок! Кашка, кашка, ты какую хочешь ложечку? А тарелочку? Какое у тебя сегодня настроение, кашица . » и др. В этом веселом разговоре ребенок может освоить и названия блюд, и названия столовых приборов, и мастерство вести застольные беседы, и умение ощущать вкус каждого блюда и получать от него удовольствие.

4. Принося продукты из магазина, просите малыша извлекать их из сумки и раскладывать на столе или убирать в холодильник. Называйте все вещи, которые ребенок держит в руках, рассказывайте, что вы будете с ним готовить и когда подадите к столу.

5. Если малыш разлил, рассыпал или уронил — не спешите убирать, как и не спешите сердиться на него. Попросите его принести тряпку, веник, совок и убрать. Помогите ему в этом. Конечно, неприятно, когда что-то разбито и на полу — грязь, но, раз уж так случилось, рассмотрите ситуацию как «учебно-тренировочную» и используйте ее для обучения ребенка навыкам опрятности, моторики и умению не только краснеть за свои ошибки, но и исправлять их.

II. Эмоционально-социальное развитие

a. Основное новое переживание двухлетнего ребенка — понятие «мое». Ребенок становится крупным собственником, он очень привязуется к своим вещам, они становятся частью его самого. Это нужно учитывать маме и папе, когда они решают приобрести ребенку новые брючки или заменить кроватку. Дети часто капризничают и предпочитают старую, но привычную вещь перед новой, даже если она лучше. Помогает игра в «новые вещи для плюшевого мишки».Не стоит сильно настаивать при переодевании ребенка, но, обращаясь к мишке, мама может и говорить строгим голосом, и настаивать, и объяснять, и требовать послушания. И, конечно, мишка «согласится» померить новые туфельки. И, возможно, это позволит сделать то же самое и малышу, не потеряв своего достоинства.

b. Чтобы малышу было легче отдавать какие-то вещи, учите его меняться. «Дай мне посмотреть на твой (свой) мячик, вот тебе пока мой блокнот», «Вот посмотри, какой у меня платок, а мне дай посмотреть на свою куклу». Только тренируясь таким образом, не забывайте, что ребенок не пойдет на обмен, если игрушка, которую он держит в руках, еще не исследована ним, еще очень желательна. Здесь нужно дать малышу время поиграть с ней самому, а затем предложить обмен.

III. Познавательное развитие

12. На полу раскидайте цветочки, сделанные из бумаги, и грибочки, взятые из школьного материала для счета. Предложите ребенку с корзиной «сходить в лес» и собрать сначала грибы, а затем цветочки.

13. Предложите ребенку посадить бабочек на свои цветочки, учитывая их цвет и размер. Цветочки и бабочек нарисуйте с ребенком раньше и вырежьте их ножницами.

14. Попробуйте извлечь различные мелкие предметы из банки ложечкой или сачком.

15. Разложите перед ребенком листочки разного цвета, назовите их и раскладывайте на них сверху бесцветные картинки, в соответствии с цветом, которым они могут быть окрашены (солнышко бывает желтым, река — синяя, дерево — зеленый и т.д.).

16. Постройте из палочек дом и на глазах ребенка уберите одну палочку. Ребенок должен положить палочку на место. Потом снова уберите одну палочку, закрыв малышу глаза.

17. Положите перед ребенком картинки лета и зимы и накладывайте сверху предметные картинки, которые относятся либо к лету, или к зиме (елка, санки, шуба, шапка — к зиме, а трусики, майка, сачок — до лета).

18. На рисунках, которые вы дадите ребенку, нарисованные: мальчик с забинтованной рукой, на столе банка с разлитым молоком, а рядом сидит кошка; мальчик не дает девочке игрушку, и она плачет. Обратитесь к ребенку и спросите: «Что случилось? Расскажи. » Обратите внимание на то, понимает ли ребенок, что случилось на рисунке.

IV. Развитие речи

8. Умение слушать — важная функция в развитии речи Возьмите игрушечный барабан, колокольчик, дудочку, погремушку, резиновую игрушку, которая пищит, ложки и все, из чего можно извлеч звук. Дайте ребенку рассмотреть эти предметы и послушать их. А потом попросите малыша закрыть глаза (повернуться спиной, спрятаться за ширму) и спросите «Что звучит?», Ударяя в барабан или извлекая звук из других игрушек. Громко радуйтесь, хвалите малыша, когда он угадывает. Со временем усложняйте задачу: добавьте звуки более тихие и непонятные (шелест бумаги, например, или скрип дверей . ). Играйте в «Послушай и угадай» на улице, прислушиваясь к шуму деревьев или машин, голосов птиц, людей, животных.

9. Чтобы научить малыша выполнять речевые инструкции, играйте с ним в «Плутанку».Разложите по комнате игрушки и скажите, что сейчас вы будете говорить, что нужно делать, чтобы он «запутался» и ошибся — проиграл. Например, «Подойди к кукле, отнеси куклу к мишке, погладь мишку, иди к машинке, покати машину к зайцу, посади зайца в машинку . «.Говорите все эти инструкции весело, то ускоряя, то замедляя темп, создавая голосом веселую игровую атмосферу. Достаточно 5-6 инструкций в туре игры. Громко радуйтесь, если у малыша все получилось. Если малыш захочет — поменяйтесь ролями.

10. Похожие друг на друга по технике игры «Съедобное — несъедобное», «Кто спит — кто не спит» «Кто говорит — кто не говорит», «Можно на этом ездить или нет».Малышу всегда весело видеть взрослого, который чего-то не понимает. Например, в игре «Съедобное — несъедобное» мама говорит: «А можно съесть булочку?» — Малыш: «Можно!», Мама: «А можно съесть колбаску?» — Малыш: «Можно!», Мама ( с хитрым видом): «А можно съесть стульчик?», — малыш кричит: «Нет!» — и радуется, что спас маму от несварения желудка. Тот же принцип в игре, например, «Говорит — не говорит»: «Как говорит кошечка?», «Как говорит собачка?», «А как говорит кроватку?»и др.

11. Для развития способности управлять голосовыми связками можно играя в игры, в которых надо говорить и слушать шепот, и крик, и быстрое вещания, и медленное. Например: «Вот идет большой медведь, — говорит мама грубым голосом . — Туп-туп-туп!» — И просит малыша тоже сказать грубым голосом «Туп-туп-туп». «А теперь пробег зайчик: топ-топ-топ» (тоненьким голоском).И малыш пусть повторит тоненько «Туп-туп-туп».А вот кошечка идет совсем тихо, — шепотом «Топ — топ-топ», а лошадка — звонко «Топ -топ-топ» . Еще можно говорить «Тук-тук-тук», как маленький или сильный дождь, говорить «прыг-прыг-прыг», как маленькая и большая жаба, и др.

12. Чтобы укреплять мышцы лица, от которых зависит качество произношения, играйте в «беззвучно разговор». Скажите малышу громко-громко: «У-у-у!», Попросите его громко «поукать» вместе с вами, а потом скажите: «Будем кричать У-У-У!, Чтобы никто не слышал,» — и, глядя друг на друга, сделайте губы так, как будто вы кричите «У-У-У!». Так же тренируйте «А-А-А» и «О-О-О» и остальных гласных, сильно растягивая губы и широко открывая рот.

13. Еще для развития артикуляции: игры — «повторялкы»: «Как котенок хлебаем молочко», «Как воет волчок» у-у-у «,» Как надувается воздушный шарик «,» Как цокают копытца лошадки «.Покажите малышу эти движения, а он повторит за вами.

14. Хороший способ помочь развитию артикуляции и коммуникабельности ребенка — дать ему возможность как можно больше говорить с разными людьми. Не стесняйтесь, когда ваш малыш вступает в разговор со знакомыми и незнакомыми. И не спешите «переводить» его непонятное для посторонних вещания. Пусть он постарается, «пока хотеть», поговорить «как иностранец» и порадуется, когда его наконец поймут.

15. Ребенок, возможно, уже знает, как «говорят» кошечка собачка, коза, овца, корова. Теперь в эту игру можно играть «наоборот».Возьмите игрушечные фигурки животных. Напомните малышу, кто как говорит, а потом скажите: «Ме -е. Кто так говорит? «Пусть малыш найдет среди игрушек овечку и даст вам.Затем скажите «Му -у».А ребенок угадает, кто это, и даст вам игрушку.Чтобы вашему партнеру по игре было интереснее, Отгадывайте по очереди. По мере освоения различных звуков добавьте новые, более сложные (например, ребенку не так просто отличить «ме -е» — овцы и «бе -е» — козы).

16. Не заставляйте ребенка говорить, но затевайте больше диалогов, и если ребенок не отвечает словами — отвечайте за него. Например: «Смотри! Кто прилетел к нам на окошко? » Малыш говорит: «У?», А мама добавляет: «Да!Это птичка прилетела! Тебе нравится? «Малыш отвечает: «А-а!», Мама: «Нравится!И мне нравится! Ой! Куда улетела? » И малыш-то ответит .

V. Экологический развитие

a. Отправьтесь с ребенком на прогулку в лес или парк. Обратите внимание ребенка на яркого бабочку, ароматный цветочек, веселую птичку, замечательную молнию. Объясняйте ребенку свои наблюдения.

b. Предлагайте назвать цветы, деревья, животных, которые ребенок видит; рассказать особенности их строения, назвать детишек разных животных.

c. Показывайте и вместе с ребенком изучайте, что можно делать с песком, водой, глиной; которой может быть вода, песок, глина, грунт.

d. Ухаживайте вместе с ребенком за животными и растениями (кормим, поим, поливайте, подстригают, разрыхляет землю, собирайте урожай.

e. Сделайте вместе с малышом огород на подоконнике, посадите лук, фасоль, огурцы и т.п. и ухаживайте за ним.

f. В совместной деятельности активизируйте соблюдение ребенком правил безопасного поведения с растениями и животными.

VI. Художественно-эстетическое развитие

1. Рассматривайте с ребенком картинки и иллюстрации, комментируя их словами и действиями.

2. Включайте ребенку знакомые песни и любимую музыку.

3. Каждый день читайте ребенку его любимые и новые книги, повторяйте их.

4. Показывайте ребенку произведения народного декоративного искусства (керамические, деревянные, плетеные игрушки, национальная вышивка, писанка, витинанка). Привлекайте внимание малыша к разнообразным формам, цветовой гаммы и фактуры узоров.

5. Рисуйте каракули карандашом или фломастером, ставьте пятнышки и цветные пятна на листьях пальчиком, смоченным в краску, или кисточкой.

6. Помогайте ребенку играть на детских музыкальных инструментах (гитара, свирель, пианино, барабан, бубен, колокольчик).

7. Водить ребенка в кукольный театр и повторяйте с ней весь спектакль дома.

4.4.2 Индивидуальная комплексная программа развития ребенка 3-го года жизни (от 2,6 мес. до 3 лет)

Требования к условиям воспитания. Помогите малышу, следуя действия взрослых, участвовать в закаляющих процедурах (ходить босиком по ковру, влажной дорожке, обтирать ноги и тело сухим и влажным полотенцем, топтаться в ванночке с морской водой, температуру которой взрослые снижают с 30 до 16 градусов, и с водой контрастных температур; купаться в открытых водоемах и бассейне).

Следуйте приема пищи в одно и то же время. Ребенок должен знать, что есть нужно осторожно, не спеша, тщательно пережевывать продукты. Не допускайте, чтобы после еды малыш прыгал и бегал. Предложите ему в это время спокойно поиграть и заняться любимым делом.

Организуйте деятельность таким образом, чтобы ребенок а интенсивно узнавала окружающий предметный, природный и социальный мир. У ребенка должен быть уголок с игрушками разного размера, различные формы, цветовой гаммы и фактуры. В углу должны быть детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, свирель, дудочка) и изобразительные материалы (листы, мел, кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, глина). Желательно лепить из теста различные знакомые ребенку формочки (кольцо, дорожка, кровать и т.д.). Продолжительность игр-занятий не должна быть выше, чем 10-15 минут. Ребенок должен иметь свою маленькую детскую библиотеку, фонотеку и видеотеку, которую следует пересматривать и пополнять. Нужно хвалить ребенка за бережное обращение с книгами, упражнять в умении ставить их на отведенное на полке место.

И. Физическое развитие

1. Повесьте на веточку детскую шапочку и предложите ребенку подпрыгнуть и ее достать.

2. Предложите малышу сбить шапочку из веточки мячом.

3. Наденьте на малыша шапочку зайчика, составьте ему руки перед грудью, словно лапки зайчика, и предложите попрыгать под веселую музыку; после этого попрыгайте еще раз, но руки держите на поясе.

4. Попросите ребенка достать из-под стола разные вещи (ребенок будет пытаться проползти по полу вперед-назад).

5. Вместе с ребенком ходите на носках, поднимайте руки вверх: «Мы жирафы, мы очень большие жирафы — вот такие».

6. Ходите с ребенком по кругу и высоко поднимайте колени (темп энергичный, считать надо — раз, два, три, четыре). Можно в это время цокать языком, имитируя походку лошадки.

7. Бросать двумя руками в цель надувной мяч, сначала большой, потом среднего размера, а потом маленький.

II. Эмоционально-социальное развитие

1. Слово «нет» становится очень важным. Ребенок говорит «нет» по любому поводу. Это нормальный детский путь самоутверждения. Он называется «негативизм двухлетних». Давая указания ребенку, придумывайте для него выбор: «Будешь есть сейчас, а через пять минут?», «Ты пойдешь мыть руки сама или с мамой?» Если малышу еще трудно делать выбор, тогда, чтобы не провоцировать негативизм, говорите свои просьбы не вопросительным, а спокойным, утвердительным тоном. Например, не «Пойдем со мной в магазин? ..» (Если вы точно знаете, что идти надо вдвоем), а «Пришло время идти в магазин, мы идем в магазин».Это позволит ребенку, не «унижая своего достоинства», делать то, что нужно, и подчиняться не вам, а обстоятельствам. Построение просьбе таким образом, что требование исходит не от взрослых, а из жизненной необходимости, дает возможность ребенку и выполнять требование, и чувствовать себя независимым одновременно.

2. Ребенок чувствует себя и большой и маленькой одновременно. Он ест ложкой, как взрослый, но просит, чтобы его покормили, как маленького. Малыш сам засыпает в кроватке, как большой, но просится в мамину кроватку, как маленький. Он играется в песочнице у «больших», а дома ведет себя, как младенец, требуя, чтобы его носили на ручках и даже давали бутылку с соской. Это состояние младенцев а должна перерасти. Мама может в дома поиграть с малышом «в маленького». Именно проиграться. Это означает, что если она его кормит или на ручках уносит в кроватку, она говорит не «Ну вот, как маленького кормлю» или «Как не стыдно, чтобы это было в последний раз», а шутливым, игривым голосом: «Лю-ли, лю -ли, поколишу мою куколку! Моя ляля подрастет, сама ножками пойдет «. А потому: «Літачок-самолетик залетит сыночек в рот, мой сыночек имеет ярко-красный, съешь кусочек вкусненьким».

III. Познавательное развитие

1. Положите в мешочка несколько маленьких предметов (игрушку, ложечку, кубик, м ‘мячик, конфетку . ). Предложите малышу сначала рассмотреть на эти вещи, подержать их, а потом спрячьте в мешочек и попросите: «Достань мне кубик (или мячик, или ложечку)». Малыш должен не глядя, наощупь найти нужный предмет. А потом — пусть он попросит вас и увидит, что вам тоже непросто найти в мешке спрятанную вещицу. Так же можно играть с карманом вместо мешочка или с сумочкой.

2. Для того чтобы малыш получал представление о днях недели, повесьте на стену картонный круг, разделенный на семь разноцветных секторов, со стрелкой (типа часовой) посередине. Ежедневно переводите стрелку из сектора в сектор, называя дня.

3. Чтобы объяснить малышу, сколько дней осталось до какого-то события (Дня рождения, или Нового года, или приезда бабушки, или похода в цирк . ), сделайте из бумаги ромашку и каждый день вместе с малышом отрывайте по лепесточку.

4. Используйте песочные часы, чтобы дать ребенку понять, сколько времени у него на то или иное дело. Например: «Когда песочек пересыпеться, пройдет пять минут, и мы пойдем кушать», «Ты можешь поиграть ся еще три минуты, пока пересыпается песочек», «Позови меня, когда пройдет десять минут: когда песочек пересыпеться, мы пойдем гулять» .

5. Осваивать умение считать помогает игра «Найди столько же». Например, на сто ли стоят две вазы — с изюмом и с печеньем. Мама кладет ребенку в тарелочку три изюм (два, четыре) и говорит малышу: «Положи мне столько же печенья. Или мама берет себе несколько маленьких машинок и говорит: «Возьми себе столько же кубиков» и др.

6. Застегивая и расстегивая пуговицы, говорите: «Один пуговку расстегнули», «Два пуговки расстегнули», «Три . «.Расставляя тарелки для семейного ужина, считайте их тоже. Еще считать можно количество людей в комнате, количество ног у малыша и лап у собаки или кошки .

7. Придумывайте игры с парными определениями: высокая -низкая, холодный-горячий, быстрый-медленный и др. На днях рождения не забывайте водить с малышами хоровод и петь о «Коровай вот такой ширины, вот такой высоты . «, сопровождая песню соответствующими жестами. Устраивайте гонки игрушечных машинок, в которых одни ездят медленно, а другие — быстро. Покажите малышу, как говорить громко, а как — тихо. Предложыте ему сравнить его и отцу ботинки (большой- маленький), его и родителей стульчик (высокая — низкая) и др. Освоение ребенком четным определений и умение сравнивать во многом зависит от ее жизненного и игрового опыта.

IV. Развитие речи

1. Для развития слухового внимания можно использовать следующие игры: Под звуки веселой музыки ребенок танцует или кружит. Но как только раздается стук дождя (взрослый стучит палочками по барабану или по столу) — ребенку нужно прятаться под зонтик.

2. Показывайте изображения домашних животных, предлагая ребенку имитировать движения и «речи».

3. Играйте на музыкальном инструменте, который не видно за ширмой, и предлагайте ребенку отгадать этот инструмент.

4.Для развития силы голоса используйте такие игры: Детские игрушки находятся на стульях, и ребенку предлагают пригласить их на прогулку. Ребенок громко говорит: «Зайчик у, иди! Песик у, уходи! » и т.п. Следите, чтобы ребенок говорила громко, но не кричала. Ребенок держит барабан и с палочками, а взрослый показывает ей картинки. Если рисунок маленький, ребенок стучит тихо, а если рисунок большой, ребенок стучит громко.

5. Для правильного звукопроизношения предлагают такие игры-диалоги, или игры-повторение:

Говорит курица: ко-ко-ко,

В роще пасутся ко .

Говорит курица: ко-ко-ко,

В роще пасутся ко .

Говорит курица: ко-ко-ко,

В роще пасутся ко .

Да! Коровы Пестрые.

Пейте, дети, молочко — будьте здоровы.

Киса упала — лапа болит,

Киса не плачет — киса сидит.

6. (Вместо кошки можно называть других животных, или имена детей — собака, кукла, Катя . ; вместо лапы можно называть другие части тела — головка, ножка . ; слово «сидит» можно заменить другими глаголами — стоит, лежит, бежит . )

V. Экологическое развитие

1. Во время прогулки предлагайте ребенку рассмотреть самостоятельно все вокруг.

2. Приучайте ребенка разглядывать, не нужна ли кому-то ее помощь (поломанная веточка, птичка со сломанным крылом, больная лапка в собачки.

3. Предлагайте ребенку рассказывать, какая сегодня погода.

4.Используйте в игровой деятельности природный материал (песок, камни, каштаны, шишки).

5. Высаживайте на огороде вместе с ребенком овощи и цветы с крупным семенами.

6. Сделайте обязанностью ребенка кормить рыбок в аквариуме и попугая в клетке.

7. Расскажите ребенку, что она не должна навязывать своих игр животным.

VI. Художественно-эстетическое развитие

1. Показывайте ребенку иллюстрации разных художников, на которых изображены дети, животные, растения.

2. Включайте контрастные по настроению музыкальные мелодии (веселые-грустные). Пойте и танцуйте под музыку вместе.

3. Предложите соотнести реальные предметы и изображены рисунки по форме, размеру, цвету (можно поставить маленькую синюю машинку на картинку с изображением маленькой синей машинки и т.д.).

4. Рисуйте вместе с ребенком разные картинки, делайте аппликацию, лепите из глины и пластилина знакомые предметы; Ознакомьте ребенка с разнообразными свойствами строительных конструкторов.

5. Читайте с ребенком сказки, стихи, рассказы и создавайте собственные сказки. Учите стихи и создавайте собственные рифмы.

6. Сделайте домашний оркестр, играйте на различных музыкальных инструментах, подпевая и подтанцовуя.

7. Регулярно посещайте кукольный театр, смотрите с ребенком детские фильмы или мультфильмы.

Использованная литература

1. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. — М.: Знание, 1988.

2. Венгер Л.А., Пилюгин Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.: Просвещение, 1988.

3. Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред.Л.Н. Павловой — М.: Просвещение, 1986.

4. Галанова А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. — М., 2003.

5. Гарбер Е. Ребенок от рождения до школы. — М.: Школьная Пресса, 2001.

6. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология: Учеб. пос.- К.: Центр учебной литературы, 2007 .- 392 с.

7. Дмитриева В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. — СПб: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003.

8. Закон о дошкольном образовании. — К., 2001.

9. Карпенко Н.В. Диагностика психического развития ребенка в работе педагога (учителя, воспитателя): Учеб. пособие. — К.: Каравелла, 2008 .- 192 с.

10. Конвенция о правах ребенка / / Информационный сб. Мин. образования Украины независимой Украины. — 1995. — № 9 — С. 3-25.

11. Кононко Е.Л. Чтобы личность состоялась. — М.: Сов. школа, 1991 .- 221 с.

12. Кочерга А. Психофизиология раннего детства. — М.: Изд. дом «Школ. мир «: Изд.Л. Галицина. — 2006. — 120 с.(Б-ка «Школ. Мира»)

13. Крутий К.Л. Развиваем у ребенка речь, интеллект, способности. — Запорожье, 1999.

14. Лямина Г.М. Развитие речи детей в раннем возрасте. — М.: Просвещение, 1964.

15. Макарова Е.Г. Вначале было детство: Записки педагога. — М.: Педагогика, 1990 .- 256 с.

16. Масару Икуба. После трех уже поздно. — М., 1992.

17. Материалы Всеукраинского обобщающего семинара по программе МФВ «Первые шаги». — Одесса, 19-27 июля 1995

18. Методические рекомендации к программе воспитания детей дошкольного возраста «Малятко» / От сообщений ред.З.П. Плохий. — М.: Изд-во СП «Свенас», 1993 .- 254 с.

19. Методические рекомендации и материалы к программе «Ребенок». — М.: «Просвещение», 1994 .- 224 с.

20. Методические рекомендации к программе развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зернышко» / За ред.О.Л. Кононко. — К., Кобза, 2004 .-188 с.

21. Программа развития и воспитания ребенка раннего возраста «Зернышко» / За ред.О.Л. Кононко. — К., Кобза, 2004 .- 192 с.

22 Развитие личности ребенка от года до трех / Сост.В.Н. Ильина. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003

  • «
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11

Подобные документы

Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста. Анализ эффективности реализованных мероприятий.

курсовая работа [76,2 K], добавлен 15.03.2010

Психолого-педагогические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Технология педагогической поддержки ребёнка, семьи в адаптационный период.

курсовая работа [83,5 K], добавлен 28.07.2015

Развитие у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе. Система педагогической работы, диагностики, экспериментального исследования динамики развития у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [67,7 K], добавлен 19.11.2009

Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи III уровня. Диагностическое исследование и особенности коррекционно-педагогической работы.

дипломная работа [180,3 K], добавлен 22.06.2011

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме игры, как средства психического развития ребенка. Исследование развития психики детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

курсовая работа [52,1 K], добавлен 11.01.2013

Содержание и методика использования игрушки для развития словаря детей раннего возраста. Психолого-лингвистические основы проблемы. Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки. Анализ особенностей словаря детей.

курсовая работа [129,4 K], добавлен 11.06.2012

Понятия. Значение диагностики. Воспитательный процесс как объект педагогической диагностики. Сущность, содержание, виды, принципы и методы педагогической диагностики. Прогнозирование. Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста.

контрольная работа [48,1 K], добавлен 16.12.2007

Здоровье детей шестого — седьмого года жизни при благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода).

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.03.2014
Размер файла 34,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина

Факультет дошкольного и начального образования.

Кафедра педагогики и начального образования

Курсовая работа

по дошкольной педагогике

«Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста«

Кукар Наталья Михайловна

студентка 2 курса

кандидат педагогических наук

доцент Галенко Светлана Николаевна

Введение

Глава 1.Теоретико-методологические аспекты проблемы особенностей возрастного развития детей раннего и дошкольного возраста

1.1.Особенности физического развития детей раннего возраста

1.2. Особенности развития детей младшего возраста

1.3.Особенности физического развития детей старшего возраста

Глава 2. Обоснование эффективности основных форм физического развития

детей раннего и дошкольного возраста

2.1. Содержание физкультурного занятия (физкультминутки)

2.2. Утренняя гимнастика залог здоровья

2.3. Закаливающие процедуры — важное средство укрепления здоровья

2.4. Прогулки и экскурсии как неотъемлемая форма физического развития

детей раннего и дошкольного возраста

2.5. Физкультурные досуги, праздники, дни здоровья как эффективная форма физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Список используемой литературы

Физическое развитие дошкольников занимает очень важное место в развитии всего общества и страны в целом. Физическая культура играет огромную роль в разностороннем развитии личности. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчиво внимание, слабеет память. Физическая слабость снижает общую активность и интерес к окружающему, тормозит развитие способностей.

Термин «физическое развитие» употребляется в узком и широком значении. «В узком значении термин «физическое развитие» используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и т.д.). В широком понимании этот термин включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость)» [12, с.165].

В наше время очень важна актуализация роли физического воспитания как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Крайне важно организовать физическое воспитание, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма.

Немалую роль в физическом развитии детей играет дошкольное образование, так как именно в детском саду закладываются первые основы здорового образа жизни, проводится физкультурно-оздоровительная работа. «Главная задача дошкольного учреждения — охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование основ здорового образа жизни» [5, с.12]. Ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребёнку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности.

И поэтому особое место занимают повышенные требования к профессиональным качествам воспитателя дошкольного учреждения — он должен быть квалифицированным специалистом, прежде всего в области здоровья, которое является не самоцелью, а условием и средством формированием личности. В программе «Пралеска» написано: «Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы к физическому воспитанию. Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдавать предпочтение, оценивая его эффективность по конечным результатам. Важно обеспечить систему физического воспитания»[5,с.16 ].

На протяжения исследования данной проблемы мы сделаем сравнительный анализ основных форм физического развития дошкольников и обоснуем эффективность использования этих форм для успешного физического развития дошкольников разных возрастных категорий.

Целью данной работы является освещение всей факторов успешного, результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

На протяжении всей работы будут решаться следующие задачи:

1) изучение возрастных особенностей физического развития детей раннего и дошкольного возраста;

2) исследование основных форм физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

физическое развитие физкультурные дошкольники

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы особенностей возрастного развития детей раннего и дошкольного возраста

Первые семь лет жизни ребёнка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребёнок рождается с определёнными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов. Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребёнка. Поэтому очень важно создать такие условия и так организовать воспитание, чтобы было обеспечено бодрое, положительно эмоциональное состояние ребёнка, полноценное физическое и психическое развитие. « Здоровье дороже всего…» — эта народная мудрость близка и понятна сердцу каждой матери, неравнодушному педагогу. В народной педагогике давно замечено, что физическое здоровье связано с духовным. Забота о физическом, психическом и психологическом здоровье — в центре программы «Пралеска»» [5, с. 12].

Каждый возрастной период характеризуется особенностями психического и физического развития детей. Поэтому физическое развитие детей в дошкольных учреждениях в зависимости от возрастных особенностей имеет свои задачи и своё содержание. В этой главе мы раскроем особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста: раннее детство, младший возраст, средний возраст и старший.

1.1.Особенности физического развития детей раннего возраста.

Психофизиологические особенности организма детей раннего возраста характеризуются, прежде всего, низкими функциональными возможностями, которые выражаются в слабом развитии мышечной и других систем, быстрой утомляемости, трудной приспособленности к условиям окружающей среды в целом. Это является причиной довольно частых болезней.

«Раннее детство — период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становиться более устойчивой нервная система»[12, с.69]. Характерной особенностью этого возраста является большой интерес к движениям. Особое значение имеют жизненно важные движения — ходьба, бег, прыжки, лазание, метание.

Движения ребёнка 2-3 лет пока не сформированы как произвольные. Они часто не преднамеренны, носят «исследовательский» характер: появившееся двигательное умение ребёнок опробует в играх, в действиях; увиденное движение и действие пытается повторить. Хотя в этом возрасте у ребёнка уже есть способность устанавливать некоторое сходство с образцом, он, действуя подражательно, не придерживается точно заданной формы движения.

Характерной особенностью возраста является огромный интерес к новым движениям, потребность настойчиво овладевать ими. На характер движений оказывает влияние особенности конституционного и физиологического развития. В этом возрасте у детей относительно короткие конечности, значительный вес головы и туловища, поэтому ребёнку трудно сохранять равновесие при ходьбе и беге, равномерность темпа, длины шага. Дети с трудом соблюдают направления при ходьбе, движения их слабо координированы. Они не могут быстро остановиться, наталкиваются на предметы, плохо ориентируются в пространстве.

В раннем возрасте дети не умеют согласовывать свои действия с действиями сверстников, признавать их двигательные интересы, подчинять свои действия определённым правилам, хотя интерес к совместным подвижным играм достаточно высок.

Одной из главных задач физического развития детей раннего возраста является формирование потребности в движении, содействие накоплению двигательного опыта, постепенного переходу от элементарного выполнения основных движений к овладению их различных способов.

1.2 Особенности физического развития детей среднего возраста

Воспитанники четвёртого — пятого года жизни уже дошкольники. Физическое развитие детей данного возраста имеет свои особенности, меняются все его основные показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки и головы.

Здоровье детей при оптимальном здоровом образе жизни становится более крепким. Организм легче, чем в младшем возрасте, справляется с неблагоприятными погодными условиями, так как его функционирование становиться более совершенным. Причиной болезни в этом возрасте могут быть отклонения в физическом развитии, несоблюдение норм гигиены.

Физическое развитие характеризуется большей гармоничностью, что можно объяснить более совершенными функциональными возможностями организма. Отклонения от гармонического физического развития в этом возрасте следует рассматривать как серьёзный просчёт в организации жизни и воспитания.

Двигательная активность из простой биологической потребности в движении перерастает в потребность общения в совместной игровой и двигательной деятельности. Индивидуальные различия в её объёме, продолжительности и содержании значительны. Малоподвижность детей объясняется чаще всего отсутствием необходимых условий для движений.

Ребёнок этого возраста в общих чертах владеет всеми видами основных движений, стремится к их новым сочетаниям, пробует свои силы в более сложных видах физических упражнений.

Ввиду того что внимание приобретает более устойчивый характер, дети хорошо различают виды движений, частично овладевают умением выделять некоторые их элементы, появляется интерес к результату движения. Если же движение не получается, ребёнок легко его бросает, у него пропадает интерес к нему.

Если в раннем дошкольном возрасте одной из задач физического развития детей является накопление двигательного опыта, то уже в среднем возрасте дошкольников важно содействовать переходу от накопления, обогащения двигательных умений к формированию культуры движения.

1.3. Особенности физического развития детей старшего возраста

Здоровье детей шестого — седьмого года жизни при благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, физической активностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокая заболеваемость. Они часто не организованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для отдельных детей характерно двигательное беспокойство, которое порой воспринимается как недисциплинированное.

Функциональные особенности организма детей в этот период создают фундамент для более крепкого здоровья по сравнению с возрастом двух — трёх лет. У них возникает желание быть красивыми, здоровыми, появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье. Функциональные возможности организма детей пяти — шести лет создают базис для формирования физической и умственной работоспособности.

Двигательная активность детей данного возраста гораздо выше по сравнению с младшим. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов.

Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В данном возрасте дошкольников нужно приучать самостоятельно использовать накопленный двигательный опыт, выполнять правила безопасности движения, развивать интерес к составляющим собственного здоровья: «я, мой рост, мой вес, осанка, сердце, моё здоровье, моя безопасность». Важно использовать игры, упражнения и задания для повышения функциональных возможностей всех систем организма, в том числе специальных, обеспечивающих готовность каждого ребёнка к школе.

Таким образом, мы выяснили, что при планировании и организации физического развития дошкольников в первую очередь учитываются возрастные особенности детей и, исходя из этого, ставятся определённые цели и задачи физического развития дошкольников.

Глава 2. Обоснование эффективности основных форм физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Эффективность решения задач направленного использования физической культуры в раннем и дошкольном возрасте зависит от организаций целесообразного двигательного режима.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет двигательная активность ребёнка. Совокупность этих форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

К формам организации физического воспитания детей относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутки, закаливающие процедуры) и повседневная работа по физическому воспитанию детей (подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с детьми, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений, прогулки).

Все эти формы, отвечая общим задачам физического воспитания и всестороннего развития ребёнка, находятся во взаимосвязи. Каждая из них имеет свои специальные задачи, определяющее её место в режиме дня дошкольного возраста.

2.1 Содержание физкультурных занятий

Физкультурные занятия — основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.

Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

Исследуем содержание и структуру занятий.

Содержание занятий составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности детей.

«Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на физкультурных занятиях физиологических, психических и педагогических закономерностей»[7,с.175].Это включение (постепенное) детей в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид занятий. Следовательно, работоспособность распределяется на занятии неравномерно и представляет 4 уровня.

В соответствии с этим, физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи — образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.

Задачи вводно-подготовительной части заключаются в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.

С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, не требующие много времени на выполнение.

К таким упражнениям относятся строевые, ходьба и ее разновидности, бег с различными заданиями.

Заканчивается эта часть занятий общеразвивающими упражнениями.

Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах 3-4 мин., в средней — 4-5 мин., в старшей — 5-7 мин.

В основной части занятия решаются задачи обучения и совершенствования двигательных навыков, развития физических качеств. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.

Учитывая небольшую продолжительность оптимальной психической работоспособности детей, более трудные задачи намечают в начале основной части (например, ознакомление детей с новым материалом, выполнение упражнений, требующих высокой координации).

Длительность основной части в младших группах — 8-10 мин., в средней — 10-13 мин., в старших — 15-20 мин.

Заключительная часть занятия включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, что способствует снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме.

Ходьба иногда может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исключающей статические положения, которые противопоказаны организму после активных действий. После этого подводится итог проведенного занятия и дети переходят к другой деятельности.

Продолжительность заключительной части занятия в младших группах — от 2 до 3 мин., в средней и в старшей — от 3 до 4 мин.

Важное место в режиме дня дошкольников занимают и самостоятельные занятия детей.

У ребенка сильная потребность в движениях, однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо целенаправленное руководство воспитателя. Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В группе детей 3-го года жизни целесообразны игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия: различные каталки (кони, петушки и т.д.), коляски, автомобили, мячи и шары. Из крупных пособий необходимы горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых дети упражняются в лазании, подлезании, ползании, перешагивании и т.д. под руководством воспитателя.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей средней группы воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с указаниями типовой программы (для метания — мячи разных размеров, мешочки с песком и т.д.).

Для детей старших групп целесообразны игры с элементами спортивных игр — волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.

Все указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в плане воспитателя.

С детьми, которые не усвоили материал физкультурного занятия или пропустили его по причине болезни проводится индивидуальная работа. На основе учета типологических особенностей и состояния здоровья каждого ребенка задачи индивидуальной работы по физическому воспитанию заключаются в обучении детей не усваивающих программный материал в общем со всеми темпе; своевременном исправлении дефектов осанки и стопы; в улучшении физического развития ослабленных детей; в активизации малоподвижных, застенчивых детей и повышении их эмоционального тонуса.

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких либо отклонений от норм (начальная деформация позвоночника, стопы, низкая работоспособность после перенесенного заболевания и др.), а так же дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее, застенчивые. Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр и прогулок.

При обучении двигательным действиям воспитатель не только предлагает ребенку правильно выполнить упражнение, но и старается вызвать интерес к задаче. Он обращает внимание ребенка на основные, опорные элементы движения (упражнения), помогает ему понять, в чем заключается задача, и на основе этого предлагает решить ее самостоятельно. Другой характер имеет индивидуальная работа при выполнении упражнений корригирующего характера.

Важное место в физическом развитии дошкольников занимают физкультминутки. Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей — занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

Их цель — поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия).

Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия. Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.

2.2 Утренняя гимнастика залог здоровья

Утренняя гимнастика — обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

«Продолжительность утренней гимнастики в зависимости от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 в старшей»[8, с. 165].Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию — бега и подскоков.

При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: «упражнения должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; они должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям»[8, с.165]. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).

Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

Затем дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться с легким бегом.

В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

2.3 Закаливающие процедуры — важное средство укрепления здоровья

«Системой физического воспитания должен быть предусмотрен упорядоченный и гибкий, удобный для родителей и педагогов, а главное — целесообразный для ребёнка, его здоровья режим дня»[12, с.83]. Значимое место в нём отведено закаливанию.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей:

1.Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье;

2.Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

3.Занятия должны осуществляться систематически;

4.Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

5.Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время, т.к. в холодное время степень воздействия закаливающими факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

6.Закаливающие процедуры проводятся только при положительных эмоциях ребенка;

7.Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.

Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

Программой «Пралеска» предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность и т.д.

Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.

Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.

После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, «змейкой», зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.

К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.

Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).

Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.

Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности — после утренней гимнастики).

Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.

2.4 Прогулки и экскурсии как неотъемлемая форма физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Роль прогулки для здоровья детей настолько велика, что её по праву называют оздоровительной. Что вкладывается в это понятие? Прежде всего, это мощная закаливающая процедура: ребёнок дышит свежим воздухом, в котором много ионов, благотворно влияющих на самочувствие.

Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина «Д», необходимого для укрепления костного аппарата. Прогулка — важнейший компонент двигательного режима, обеспечивающий удовлетворение биологической потребности в движении. Движения и физические нагрузки на свежем воздухе, так необходимы для роста и развития детей. Нигде больше ребёнок не чувствует себя так свободно и раскованно, как на прогулке: можно покричать, подурачиться, выплеснуть отрицательную энергию, поиграть в любимые подвижные игры.

Для эффективного воздействия на здоровье детей каждая прогулка тщательно готовиться воспитателем. Большое внимание обращается на одежду воспитанников. Одевать на прогулку детей следует так, чтобы они не перегрелись и не вспотели. Одежда должна отвечать погодным условиям, быть лёгкой, удобной. Важно постепенно облегчать одежду в переходный зимне-весенний период.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, дети теряются в новой обстановке.

Поэтому прогулки и экскурсии за пределы дошкольного учреждения содействуют воспитанию необходимой ориентировки на местности, применению сформированных умений и навыков в непривычных условиях.

Прогулки планируются заранее в календарном плане и требуют тщательной подготовки.

Большое внимание следует уделить разработке маршрута движения, которым предусматриваются места отдыха детей в пути, естественные условия для проведения упражнений (ручейки, овраги, кочки, поляны, поваленные деревья).

Проводятся прогулки в основном летом, но могут проводится и зимой, с использованием лыж и коньков.

О дне проведения прогулки сообщается заранее для создания у детей настроения радостного ожидания.

Передвижение детей на прогулке свободное, без попарного построения (применяется при переходе дорог, железнодорожного полотна).

Во время прогулки можно запланировать физкультурное занятие, в которое включаются упражнения с использованием природных условий.

2.5 Физкультурный досуг, праздники, Дни здоровья как эффективные формы физического развития детей раннего и дошкольного возраста

Физкультурные досуги, праздники здоровья в дошкольном учреждении представляют собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Такая форма работы для детей всегда является радостным событием.

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.

Досуг может иметь тематическую направленность, например, «Спортландия», «Зимние забавы» и др.

Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая — на площадке младшей группы с воспитателем младшей. Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3-х раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер. Например, праздник «Нептуна» или праздник посвящённый здоровому образу жизни «Неболейка».

Один раз в квартал планируются Дни здоровья. Лучшее место для их проведения — лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках. Например, летом можно провести день здоровья на тему «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» или «О пользе свежих ягод и фруктов».

В программу включается и пеший туризм. Зимой дети могут выйти в лес на лыжах. Во все периоды года Дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми.

В дни организации физкультурного досуга, праздника, Дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются.

Такие формы физического развития как физкультурные досуги, праздники, дни здоровья очень эффективны и главное нравятся детям. Воспитателям почаще нужно планировать такого рода работу, которая без сомнения поднимает настроение детям, приносит радость и удовольствие.

Заключение

Проведенное нами исследование даёт основания сделать следующие выводы.

Сегодня каждый человек понимает, что быть здоровым это самое главное в жизни. Но дети раннего и дошкольного возраста пока ещё не осознают всей ценности здорового образа жизни. Поэтому взрослые (родители и воспитателя) должны помочь малышу сохранить и укрепить своё здоровье. И именно в дошкольном учреждении проводится физкультурно-оздоровительная работа, закладываются основы здорового образа жизни.

В наше время очень важна актуализация роли физического воспитания в дошкольном учреждении как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Крайне важно организовать физическое воспитание, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека. Физическое воспитание решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Каждый возрастной период характеризуется особенностями психического и физического развития детей. Поэтому физическое развитие детей в дошкольных учреждениях в зависимости от возрастных особенностей имеет свои задачи и своё содержание. Планируя работы по физическому воспитанию педагогам нужно всегда об этом помнить. Главное, чтобы воспитатель и руководитель физического воспитания ответственно относились к здоровью каждого из своих воспитанников, при организации физического воспитания, учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, с признаками каких либо отклонений от норм. Поэтому нужно проводить с такими детьми индивидуальную работу по физическому развитию. Так же не стоит забывать о физкультурных досугах, праздниках здоровья.

Правильно спланированная и организованная работа по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста будет эффективной и поможет каждому ребёнку вырасти здоровым и придерживаться в дальнейшем здорового образа жизни.

Список используемой литературы

1.Глазырина, Л. Д. Физическое воспитание и развитие ребёнка : учеб. -метод. пособие / Л.Д. Глазырина. — Минск: БГПУ, 2009. — 292 с.

2.Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях/ М. Н. Кузнецова. — М., 2002.

3. Логвина, Т. Физкультура для здоровья / Т. Логвина // «Пралеска». — 2007. — №7. — С.47.

4. Мащенко, М.В., Шишкина ,В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику?: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — Мн.: Н МЦентр, 1998. — 128.:ил.

5. Муравьев, В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие / В. А. Муравьев, Н. Н. Назаров. — М,: Айрис-пресс, 2004. — 112 с.

6. Панько Е. А. Физическая культура и развитие личности дошкольника / Е. А. Панько, В. Н. Шебеко // Пралеска. — 1999. — № 4. — С. 16-21.

7. Патык, Т. Быть здоровым — быть счастливым./ Т. Патык // «Пралеска». — 2004. — №11. — С.17.

8. Пралеска : программа дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]. — Минск: НИО, Аверсэв, 2007. — 320 с.

9. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. — М., 2000.

10. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — М. : Академия, 2001. — 368 с.

11. Таллер, Л.А. Фундамент здоровья — с детства / Л.А. Таллер. — Мн.: Полымя, 1989. -173с.: ил.

12. Туровец, И. Мы со спортом дружим / И. Туровец // «Пралеска». — 2006. — №10. — С.12.

13. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2000. — 480 с.

14. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. В. Шишкина. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

15. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольника / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. — М.: 2000. — С 154-157.

16. Шебеко, В. Н. Формирование физической культуры личности ребенка дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности / В. Н. Шебеко // Мир спорта: научно-теоретический журнал. — 2007. — № 1. — С. 50-55.

17. Шебеко, В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду:Обучение и творчество / В.Н. Шебеко. — М.,2001.

18. Шишкина, В. А. В детский сад — за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования /В.А. Шишкина. — Мн.: Зорныверасень, 2006. — 184 с.

19. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шебеко. — Минск: Зорныверасень, 2007. — 160 с.

20. Шишкина, В. А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: средства оптимизации двигательного развития детей / В. Шишкина, М. Дедулевич // Пралеска. — 2009. — № 1. -С.39-43.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Физкультурные занятия, как форма организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста. Структура и методика проведения сюжетного физкультурного занятия. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных упражнений с дошкольниками.

дипломная работа [47,2 K], добавлен 15.03.2011

Особенности развития морфо-функциональных систем организма дошкольников. Задачи и содержание физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Подвижные игры, оздоровительные силы природы. Методические особенности уроков физической культуры.

презентация [25,1 M], добавлен 31.03.2016

Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста. Анализ эффективности реализованных мероприятий.

курсовая работа [76,2 K], добавлен 15.03.2010

Содержание и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Организация режима жизни детей. Закаливающие процедуры и специальные упражнения. Развитие у ребенка потребности в физическом совершенстве и осознанного отношения к своему здоровью.

контрольная работа [19,5 K], добавлен 29.09.2011

Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Исследование причин задержки речевого развития у детей. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.

дипломная работа [3,4 M], добавлен 16.03.2013

Особенности течения развития ребенка до рождения. Основы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего дошкольного возраста. Методическое обеспечение психолого-педагогической диагностики развития детей первого, второго и третьего года жизни.

методичка [267,1 K], добавлен 15.09.2010

Анатомо-физиологическое и психическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Особенности развития лыж и лыжного спорта. Физкультурные занятия как основная форма организации обучения детей физическим упражнениям. Типы физкультурных занятий.

дипломная работа [60,1 K], добавлен 09.03.2011

Источник — http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bd68b5d43b88421316d37_10.html

Источник — http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00382107_0.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

4 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

4 дня ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

4 дня ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

4 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

4 дня ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

4 дня ago