Categories: СПРАВКА

Современные методы психологической экспресс диагностики и профессионального консультирования скачать

современные методы психологической экспресс диагностики и профессионального консультирования скачать

4) оценку воспитанности учащихся.

Основные направления, формы и методы работы психологической службы в системе образования

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.09.2013
Размер файла 22,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский Государственный Университет им. С. Аманжолова

на тему: Основные направления, формы и методы работы психологической службы в системе образования

1. Современные концепции школьной психологической службы

2. Основные направления деятельности психологической службы в системе образования

Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.

Введение

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии. Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.

Основные цели психологической службы — оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.

Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба — это широкое обобщение психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка — с дошкольного возраста до окончания школы.

Цель реферата: рассмотреть основные направления, формы и методы работы психологической службы в системе образования.

1. Современные концепции школьной психологической службы

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

— необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;

— важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;

— задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Существует несколько концепций деятельности школьной психологической службы. Наиболее известные из них — это концепция И.В. Дубровиной и концепция Л.М. Фридмана.

С точки зрения Л. М. Фридмана, цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе — воспитание каждого ученика образованной, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе, т. е. — организация, построение и проведение этого процесса на основе современных психолого-педагогических теорий воспитания и развития личности учащихся.

Школьный психолог является членом педагогического коллектива и напрямую участвует в реализации воспитательных целей школы через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление.

Концепция Л. М. Фридмана предполагает следующие виды работы школьного психолога:

1) организацию приема детей в школу и комплектование ученических классов;

2) налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей;

3) изучение процесса личностного развития учащихся;

4) оценку воспитанности учащихся.

Согласно другой концепции, концепции И. В. Дубровиной, здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования — профессиональная забота о психологическом здоровье детей. Сущностная характеристика психологического здоровья — человечность индивида — понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. Иными словами, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой- обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей жизни. Обеспечение психологического здоровья детей является целью психологической службы образования. Основное средство достижения указанной цели — создание психолого-педагогических условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка.

Ориентация на развитие ребенка, с точки зрения И. В. Дубровиной, определяет основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется организацией продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми и созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так их родителям и педагогам.

Итак, единая концепция деятельности школьной психологической службы пока не сложилась. Но сформировалась новая профессиональная генерация — практические психологи образования, которые должны быть вооружены знанием «что делать?» (специфика профессиональных задач), «каким образом?» (масштаб методологической рефлексии и уровень технологической оснащенности специалиста, формы организации работы), «на каких основаниях?» (система базовых представлений) и «ради чего?» (система исходных профессиональных ценностей и целей).

2. Основные направления деятельности психологической службы в системе образования

Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям (таблица 1):

1) психопрофилактическая работа;

2) психодиагностическая работа;

3) консультативная работа;

4) развивающая и психокоррекционная работа.

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

— самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы;

— требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

— отказываться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам или задачам его работы;

— знакомиться с документацией;

— обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения;

— участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций;

— участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов, оценке их эффективности;

— проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей;

— выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и пр.;

— вести пропаганду психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений;

— иметь учебную и факультативную работу в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией;

— обращаться в случае необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.);

— обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьников.

— руководствоваться правительственными и нормативными документами по соответствующим типам учебно-воспитательных учреждений, Положением о психологической службе в системе образования, приказами и инструкциями Государственного комитета по образованию;

— рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

— знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;

— препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;

— в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

— выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны специалистов, руководящих им по профессиональной линии. Применительно к своей работе в целом психолог обязан выполнять распоряжения администрации учебно-воспитательного учреждения, управления образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств;

— оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуализированного подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. В решении вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т. е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, педагогов, третьих лиц;

— хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

— работать в тесном контакте с администрацией и педагогическими коллективами детских учреждений;

— вести запись и регистрацию всех видов работ.

Работа психолога образовательного учреждения осуществляется по следующим основным направлениям: организационно-психологическая работа; развивающая и психофасилитационная работа; психопрофилактическая работа, психодиагностическая и психокоррекционяая работа.

В русле организационно-психологического направления психолог ведет следующую работу:

— проводит психологический анализ планов учебной и воспитательной работы, а также текущего учебно-воспитательного процесса с точки зрения психологической обоснованности, их практической эффективности в развитии личности и способностей учащихся;

— участвует в аттестации педагогов образовательного учреждения;

— дает рекомендации администрации образовательного учреждения: по кандидатурам преподавателей на должности заведующих отделениями и назначению классных руководителей; по оздоровлению психологического климата в образовательном учреждении; по оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся в учебное и неучебное время; по методике комплектования учебных групп; по вопросам гуманизации и демократизации всего учебно-воспитательного процесса;

— участвует в работе психолого-педагогических консилиумов и методических объединений;

— устанавливает и поддерживает связь с ведущими психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов.

В рамках развивающего и психофасилитационного направления психолог выполняет следующие функции:

— оказывает помощь педагогам в выработке методов, методик и форм общения с учащимися и воспитанниками;

— анализирует межличностные отношения на уровнях педагог — ребенок, ребенок — ребенок, педагог — педагог, педагог — администратор и готовит предложения по коррекции данных позиций;

— проводит исследования по определению развивающего эффекта применяемых в учебно-воспитательном заведении форм, средств и методов воспитания и обучения и информирует о полученных результатах членов педсовета;

— консультирует педагогов по составлению развивающих программ;

— проводит обучение психологическим основам применения педагогики сотрудничества и активных методов обучения;

— консультирует педагогов, родителей и учащихся по вопросам самообразования, самовоспитания, по проблемам развития личности и ее отдельных сторон.

Психопрофилактическое направление работы предусматривает следующие конкретные мероприятия:

— пропаганду психолого-педагогических знаний среди педагогов и детей;

— выявление источников негативного влияния на личность учащихся, воспитанников и подготовку рекомендаций для их устранения;

— выявление учащихся, воспитанников с запущенным развитием способностей и помощь педагогам в составлении индивидуальных программ выравнивания развития данной категории детей;

— совместно с педагогами разработка научно-обоснованных программ по адаптации детей к условиям жизни в учебно-воспитательном заведении и участие в их реализации;

— помощь работникам библиотеки в комплектовании ее фондов психолого-педагогической литературой;

— проведение работы по предупреждению психологической перегрузки и невротических симптомов у детей, связанных с условиями их жизни, воспитания и обучения;

— своевременное прогнозирование и предупреждение вероятных нарушений в становлении личности, в поведении учащихся и воспитанников. Данный вид работы проводится преимущественно с педагогами, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на детей.

В русле психодиагностической и психокоррещионной работы психолог решает следующие задачи:

— проводит диагностику общения учащихся с преподавателями и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения;

— проводит исследование структуры, состояния взаимоотношений и психологического климата в детских группах (классах);

— проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, развития его личности или ее отдельных сторон;

— разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии учащихся или в их поведении.

Таким образом, психологическая служба образования — один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Для достижения этой цели психологи системы образования ведут работы в нескольких направлениях, применяя различные методы и технологии работы.

Сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. Важнейшими условиями эффективности работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно-воспитательного учреждения.

Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Основные задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, психолог создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

школьный психологический служба личностный

1. Балгимбаева З.М. Практическая психология образования: Учебное пособие / З.М. Балгимбаева. — Алматы: ?аза? университеті, 2007. — 158 с.

2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогическое общество России, 2003 — 512 с.

3. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. — Кн. 1. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 608 с.

4. Овчарова Р.В .Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. — М.: Академия, 2003. — 448 с.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

6. Психологическая служба / Сост. Е.В. Матвеева. — Киров: Издательство ВятГГУ, 2007. — 63 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психологическая служба и ее структура. Цели и задачи психологической службы. Актуальные и перспективные направления развития психологической службы. Максимальное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала.

контрольная работа [33,0 K], добавлен 11.12.2011

Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 26.03.2010

Особенности профессии психолога. Организация психологической службы на предприятии. Типизация и формы профессиональной деятельности. Положение о структурном подразделении психологической службы. Традиционные направления работы психолога-практика.

реферат [20,2 K], добавлен 17.03.2010

Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманность и профессиональная компетентность. Этика пенитенциарного психолога. Изучение личности осужденного.

курсовая работа [43,0 K], добавлен 19.02.2008

Направления работы психологической службы в школе. Цели и задачи работы педагога-психолога. Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу. Практика проведения психодиагностики ребят младшего школьного возраста, используемые при этом методики.

отчет по практике [20,2 K], добавлен 18.04.2013

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к началу текста
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • весь список подобных работ
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник — http://revolution.allbest.ru/psychology/00294613_0.html

Источник — http://revolution.allbest.ru/psychology/00294613_0.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

Бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

1 месяц ago

бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

Бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

1 месяц ago

клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

Клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

1 месяц ago

выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

Выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

1 месяц ago

как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

Как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

1 месяц ago

расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

Расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

1 месяц ago