Categories: СПРАВКА

Скачать журнал бесплатно диагностика уровней освоения программы детство под редакцией в. и. логиновой

скачать журнал бесплатно диагностика уровней освоения программы детство под редакцией в. и. логиновой

Экспериментальное исследование и наблюдение за детьми экспериментальных классов по его окончанию привело нас также ещё к двум существенным выводам: масштабность формирующей программы не всегда ведёт к столь же значительным результатам. Более эффективными оказываются незначительные, но основанные на специфике класса воспитательные методы, средства и формы. Здесь возрастает значение диагностического блока формирующей практики. изменения в нравственном компоненте культуры общения происходят довольно медленно и часто кажутся незначительными, что не позволяет сделать выводы о резких изменениях в уровне культуры общения сразу после завершения формирующего эксперимента, а требует длительного наблюдения.

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование культуры общения младших школьников

Глава I. Теоретические основы развития культуры общения младших школьников.стр. 17

1.1 Культура общения как предмет научного изучения.стр. 17

1.2 Особенности развития культуры общения в младшем школьном возрасте.стр. 43

1.3 Педагогические условия формирования культуры общения в младшем школьном возрасте.стр. 63

Выводы по первой главе.стр. 86

Глава II. Формирование культуры общения младших школьников в учебно-воспитательном процессе.стр. 89

2.1 Психолого-педагогическая диагностика культуры общения младших школьников.стр. 89

2.2 Пути формирования культуры общения на различных этапах личностного и группового развития младших школьников.стр. 109

2.3 Пропедевтика культуры делового общения в предподростковом периоде младшего школьного возраста.стр. 134

Выводы по второй главе.стр. 155

85. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1997. 256 с.

Введение диссертации по психологии, на тему «Психологическое сопровождение педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения»

За последние годы система дошкольного образования, как начальная ступень общей системы образования, претерпела существенные изменения. Сегодня образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, вынуждены работать в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований.

Очевидно, что в современном обществе востребованы самостоятельно мыслящие люди, готовые к самореализации, умеющие принимать самостоятельные и взвешенные решения, поэтому концепция обучения и воспитания, реализуемая в образовании, должна ориентировать воспитанников, учащихся на активную самостоятельную познавательную деятельность в течение всей жизни.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, «что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (п. 5 ст. 14).

Следовательно, должна быть разработана такая программа, которая отвечала бы требованиям современной действительности и опиралась как на учет индивидуальных психологических особенностей детей, так и на формирование эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса между собой.

В публикациях, посвященных воспитанию и развитию детей, как правило, рассматриваются отдельные или частные случаи психологического или психолого-педагогического сопровождения развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (Афонькина Ю.А., Кокуева Л.В., Лапина И.В., Кулакова Е.В., Гребенщикова Л.Г., Косарева Ю.В., Костяк Т.В., Лапина И.В. и др.) и участников образовательного процесса (Битянова М.Р., Демчук Е.В., Симатова О.Б., Хоменко И.Н. и др.).

Основная часть указанных программ, посвящена диагностическому и коррекционному этапу сопровождения личности. Но развитие ребенка опирается не только на его потенциал, возможности, задатки, ресурсы и т.п., но и на тех, кто создает условиях для их раскрытия, а это, прежде всего, «ближайший взрослый», «значимый взрослый», «общественный взрослый» (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) и их действия не всегда согласованны между собой.

Однако, изучение отдельных компонентов развития и воспитания детей в условиях ДОУ, не раскрывает целостность картины. Средние показатели, получаемые в целом по ДОУ или группам имеют норму или высокие значения на момент окончания каждого учебного года, но рассмотрение индивидуальных показателей внутри этих групп, выявляет «разброс» от очень низких до очень высоких значений, что и приводит к сглаживанию реальной картины воспитания и развития детей.

В соответствии с вышеизложенным, актуальность настоящего исследования определяется необходимостью комплексного изучения динамики, содержания педагогического процесса, психического развития воспитанников ДОУ и сопровождения участников воспитательно-образовательного пространства.

Объект исследования: педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: психологическое сопровождение в группах раннего и дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психологического сопровождения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретико-методологический анализ работ по проблеме диссертации, в процессе которого определить логику исследования.

2. На основании проведенного анализа конкретизировать понятия «психологическое сопровождение» и «педагогический процесс» в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также систематизировать и обосновать основные факторы, влияющие на качество и результативность педагогического процесса.

3. Изучить содержание динамики педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы психологического сопровождения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В исследовании выдвигались следующие гипотезы;

1. Качество и результативность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении повышается при условии организации психологического сопровождения как целенаправленного, перманентного и взаимосвязанного регулирования, поддержки и коррекции психического развития воспитанников, начиная с раннего возраста.

2. Значимыми условиями эффективности педагогического процесса выступают: положительная ориентированность педагогов на свою профессиональную деятельность, учет специфики семейного и педагогического вклада в обучение и воспитание детей, уровень психического развития воспитанников, психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Методологическим и теоретическим основанием исследования выступили фундаментальные положения, представленные в культурно-историческом и деятельностном подходах, нашедшие свое отражение в трудах отечественных исследователей: J1.C. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

В своем исследовании мы также опирались на концепции возрастного развития личности (Л.И. Божович, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн), концептуальные ориентиры, находящиеся в основе разработки модели профессиональной деятельности психолога образования (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Н.В Микляева, Р.В. Овчарова, Г.А. Прохорова и др.), теоретические и эмпирические исследования структурных компонентов педагогического процесса в образовательных учреждениях (К.Ю. Белая, H.A. Виноградова, Н.В. Микляева, И.П. Подласый, A.A. Реан, O.A. Скоролупова, O.A. Соломенникова, П.И. Третьяков и др.).

В качестве методов исследования были использованы: теоретико-методологический анализ работ по исследуемой проблеме, эмпирическое исследование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), экспертные оценки, непараметрические методы математической статистики (критерий Пирсона, критерий Спирмена). Результаты исследования анализировались с помощью компьютерной обработки данных «SPSS» версия 14.0. Для изучения педагогического процесса в ДОУ использовались: диагностические карты, разработанные для каждой возрастной группы детского сада в рамках образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, призванные выявить уровни освоения воспитанниками образовательной программы; методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана; экспресс-диагностика «Развитие общения ребенка со взрослыми», разработанная Н.В. Микляевой, Л.П. Гладких. Для изучения уровней психического развития воспитанников ДОУ использовались: комплексная методика для диагностики психического развития детей от рождения до 3 лет, разработанная Е.О.

Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю.Мещеряковой; экспресс-диагностика «Развитие психических (познавательных) процессов у детей дошкольного возраста», разработанная Павловой H.H., Руденко Л.Г.

Экспериментальная база исследования. Общий объем выборки исследования составил 459 человек. Из них 217 детей (в возрасте от 2 до 6 лет), 217 родителей воспитанников, 25 воспитателей. Одно из дошкольных учреждений выступало в качестве экспериментальной базы, на которой было проведено пилотажное исследование и выделена группа детей в количестве 18 воспитанников для проведения лонгитюдного исследования. В эксперименте приняли участие 13 воспитателей, 101 ребенок и 101 родитель воспитанников. Выбранные для диссертационного исследования государственные дошкольные образовательные учреждения детские сады CAO и ЗАО г. Москвы работают по образовательной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Первый этап (2007-2008 гг.): — поисково-теоретический — состоял в определении концептуального замысла исследования, целей и задач, формулировании гипотез, проведении пилотажного исследования, теоретической разработки структуры и основных понятий диссертационного исследования.

На втором этапе (2008-2010 гг.) — констатирующем — проведена систематизация и подбор комплекса методов, методик, позволяющих исследовать основные факторы, оказывающие влияние на качество и результативность педагогического процесса в ДОУ, разработка и апробирование программы психологического сопровождения педагогического процесса на экспериментальной группе.

Третий этап (2010-2011 гг.) — формирующий — включал в себя уточнение программы психологического сопровождения педагогического процесса и ее апробирование на всех возрастных группах экспериментального ДОУ.

Четвертый этап (2011-2012 гг.) — контрольно-обобщающий -проведена количественная и качественная обработка полученных данных, систематизированы полученные результаты, осуществлена оценка эффективности экспериментальной программы психологического сопровождения педагогического процесса в условиях ДОУ.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Изучена динамика педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения по всем возрастным группам.

2. Показаны особенности динамики психического развития детей в условиях дошкольного образовательного учреждения по всем возрастным группам.

3. Выявлены факторы, оказывающие влияние на качество и результативность педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения, такие как положительная ориентированность педагогов на свою профессиональную деятельность, учет специфики семейного и педагогического вклада в обучение и воспитание детей, уровень психического развития воспитанников.

4. Разработана программа поэтапного психологического сопровождения педагогического процесса по всем возрастным группам, начиная с раннего возраста, где психолог выступает координатором взаимодействия его непосредственных участников — педагогов, воспитанников, а также в диаде «педагог-родитель».

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в систематизации научных представлений о содержательных характеристиках, сущности, структуре и динамике педагогического процесса во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста. Полученные знания позволяют расширить представления об основных составляющих образовательной деятельности дошкольных учреждений и открывают возможности для более широкого понимания необходимости целенаправленного, перманентного и взаимосвязанного психологического сопровождения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты имеют прикладное значение в различных областях образовательной практики. Полученные выводы и результаты позволяют учитывать специфику выполняемых профессиональных работ, сопровождающих педагогический процесс, и могут применяться в качестве рекомендаций при подготовке студентов-психологов и повышения квалификации специалистов, работающих в системе образования.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. При условии организации психологического сопровождения воспитанников, как целенаправленного, перманентного и взаимосвязанного регулирования, поддержки и коррекции их психического развития, начиная с раннего возраста, эффективность педагогического процесса повышения.

2. Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей, осуществляемое педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения, способствует повышению уровня психического развития воспитанников.

3. Реализация программы психологического сопровождения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует повышению уровня освоения воспитанниками образовательной программы.

Апробация и внедрение результатов исследования проходила на факультете психологии и педагогики НОУ ВПО «Российский Новый Университет» в рамках проведения авторских мастер-классов «Организация работы педагога-психолога в ДОУ», «Кинезиология как метод коррекции эмоционального и интеллектуального мира детей и взрослых», в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы. Основные положения работы обсуждались и докладывались на заседаниях факультетов и кафедр (Москва, РГСУ, НОУ ВПО «РосНОУ», 2009-2012 г.г.), международных научных конференциях, посвященных проблемам модернизации России и человека в науке XXI века (Москва, НОУ РосНОУ, 2009-2012 г.г.)

Публикации. По теме исследования опубликовано 7 научных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Библиографический список включает 188 источников, в том числе 2 на иностранном языке. Основное содержание диссертации изложено на 157 страницах.

Источник — http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-kultury-obscheniya-mladshih-shkolnikov

Источник — http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-protsessa-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

Бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

1 месяц ago

бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

Бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

1 месяц ago

клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

Клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

1 месяц ago

выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

Выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

1 месяц ago

как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

Как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

1 месяц ago

расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

Расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

1 месяц ago