Categories: СПРАВКА

Республиканское унитарное предприятие центр испытаний и сертификации тоот испытательная лаборатория

республиканское унитарное предприятие центр испытаний и сертификации тоот испытательная лаборатория

«Комитет по H3iivs и в ы о ш е й ш к о л е № 01-О Э-34ЛБ-0-0 2B.Q4.20ie т П РА В И Т Е Л Ь С Т В О С А Н К Т -П Е Т Е РБ У РГ А К О М И Т Е Т ИО Н А У К Е И ВЫ С Ш ЕЙ Ш КО Л Е РА С П О РЯ Ж Е Н И Е № Об утверж дении м етодических реком ендаций но опл. »

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР АККРЕДИТАЦИИ» . »

ЗА 2011 ГОД Минск, 2012 ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД В Республике Беларусь выпуск отечественными изготовителями высококачественной, безопасной, конкурентоспособной продукции является приоритетным вопросом государственной политики.

Способность страны продавать произведенный в ней товар характеризует благосостояние страны, темпы протекающих в стране экономических реформ, что в конечном итоге влияет на налаживание взаимовыгодных и равноправных партнерских взаимоотношений с другими странами. Важным шагом на пути создания условий свободной торговли является международное признание результатов работ, выполняемых органами по оценке соответствия Республики Беларусь.

Признание на региональном и международном уровне результатов деятельности по аккредитации органов по оценке соответствия, проводимой Национальным органом по аккредитации Республики Беларусь, способствует устранению технических барьеров в торговле и росту экспортного потенциала белорусских производителей и поставщиков продукции и услуг. Проведение аккредитации в соответствии с международными стандартами способствует росту технической компетентности и качества предоставляемых аккредитованными органами по оценке соответствия услуг по испытаниям, метрологическому контролю, сертификации и др.

С целью признания результатов аккредитации органов по оценке соответствия на региональном и международном уровне Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (Госстандартом) в 2010 году был создан Национальный орган по аккредитации Республики Беларусь — Республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации» в соответствии с едиными международными требованиями по обеспечению его независимости и беспристрастности, что является базисом доверия в условиях свободной торговли.

Госстандартом были определены основные задачи для реализации Республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный центр аккредитации» (далее – Государственное предприятие «БГЦА») в 2011 году и долгосрочной перспективе.

К ним относятся:

Осуществление хозяйственной деятельности, направленной на реализацию единой государственной и научно-технической политики в области аккредитации, и ее эффективное функционирование, развитие Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, обеспечение взаимодействия с Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь, системой обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

Страница 2 из 40 ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД Защита интересов государства и потребителей, повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции;

Создание условий и подписание Соглашений с Международными организациями по аккредитации и Национальными органами по аккредитации других стран, способствующих признанию результатов оценки соответствия при поставках продукции.

В 2011 году деятельность по реализации основных задач в области аккредитации осуществлялась Государственным предприятием «БГЦА» по следующим направлениям:

— создание информационного ресурса о деятельности Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, ее субъектах и объектах, ее правилах и процедурах, обеспечение доступа к данному информационному ресурсу всех заинтересованных;

1 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Государственным предприятием «БГЦА» в 2011 году разработаны следующие нормативные правовые акты:

Правила аккредитации, утвержденные Постановлением Госстандарта от 31.05.2011 №27;

ТКП 50.10-2011 Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок аккредитации;

ТКП 50.15-2011 Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок ведения реестра;

ТКП 50.01 «Национальная система аккредитации Республики Беларусь.

Основные положения». Проект разработан, разослан на отзыв и доработан по результатам отзывов. В настоящее время требует переработки с учетом требований Правил аккредитации.

Нормативно-правовая база Национальной системы аккредитации Республики Беларусь совершенствуется с целью приведения документов Национальной системы аккредитации, определяющих правила аккредитации, в соответствие с международными требованиями, в том числе стандарту СТБ ИСО/МЭК 17011, документам ЕA, ILAC, IAF в целях оптимизации правил аккредитации испытательных, калибровочных, поверочных лабораторий, органов по сертификации продукции, услуг, персонала, систем качества и других заявителей на аккредитацию.

Разработанные и внедренные правила и процедуры должны сформировать у всех заинтересованных в аккредитации новое понимание того, что аккредитация это непрерывный процесс подтверждения и демонстрации компетентности на протяжении всего периода действия статуса аккредитации.

Страница 3 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Со стороны Национального органа по аккредитации должен осуществляется постоянный мониторинг компетентности аккредитованных организаций:

1) на основании документальных данных;

2) с применением контрольных задач (межлабораторных сличений);

3) путем наблюдения конкретной деятельности на месте;

4) путем проведения периодического контроля (ежегодно) всей системы менеджмента аккредитованной организации.

Со стороны аккредитованных организаций должно стимулироваться внедрение новых подходов к оценке соответствия, гармонизированных с международными требованиями, внедрение современных методов испытаний и постоянное повышение квалификации персонала.

Специалистами Государственного предприятия «БГЦА» в 2011 году переведено на русский язык 46 международных документов по аккредитации:

9 Европейского сотрудничества по аккредитации (EA);

30 Международной конференции по аккредитации лабораторий(ILAC);

3 Международного форума по аккредитации (IAF);

4 документа IAF/ ILAC.

В соответствии с требованиями данных международных документов и международных стандартов по аккредитации разработана и внедрена система менеджмента Национального органа по, что создало условия для признания деятельности Национальной системы аккредитации Республики Беларусь международным сообществом и партнерами по Таможенному союзу.

Оптимизация структуры Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, которая начала реализовываться в 2011 году, направлена на обеспечение выполнения основных принципов аккредитации, заложенных в национальном законодательстве и международных соглашениях, гарантирующих проведение работ по аккредитации недискриминационно, обеспечивая независимость, беспристрастность, объективность, честность, компетентность и приоритетность применения требований международных (региональных) организаций при осуществлении аккредитации.

В соответствии с международными требованиями, если Национальный орган по аккредитации является частью правительственного органа, то он должен идентифицировать возможные точки соприкосновения с целью устранения конфликта интересов.

Государственное предприятие «БГЦА» является предприятием Системы Госстандарта, которая состоит из предприятий, имеющих в своей структуре

аккредитованные в Национальной система аккредитации Республики Беларусь органы по сертификации и лаборатории.

Госстандарт реализует государственную политику в области оценки соответствия, обеспечения единства измерений, энергоэффективности и др.

Мерами, принятыми Госстандартом и Государственным предприятием «БГЦА» в 2011 году по обеспечению беспристрастности и независимости

Национального органа по аккредитации Республики Беларусь являются:

подписание соглашения между Госстандартом и Государственным предприятием «БГЦА» о невмешательстве в деятельность Национального органа по аккредитации Республики Беларусь по аккредитации, включая принятие решения по аккредитации. Данное Соглашение гарантирует невмешательство всех предприятий системы Госстандарта в деятельности по аккредитации и имеет приложение, идентифицирующее процессы взаимодействия Государственного предприятия «БГЦА» и остальных предприятий Системы Госстандарта, мероприятия, направленные на устранение конфликта интересов при данном взаимодействии;

создание и деятельность Совета по аккредитации как добровольного объединения из представителей аккредитованных организаций, общественных объединений предпринимателей, производителей, потребителей, научных и экспертных организаций, заинтересованных государственных органов с целью наблюдения за деятельностью Национального органа по аккредитации и выработки предложений по совершенствованию деятельности по аккредитации;

создание комиссии по апелляциям с целью обеспечения контроля соблюдения правил аккредитации в Республике Беларусь.

16 июня 2011 года проведено первое заседание Совета по аккредитации, на котором рассмотрены вопросы и приняты решения:

1. О Совете по аккредитации О регламенте работы Совета по аккредитации Выборы Председателя Совета по аккредитации Выборы заместителя Председателя Совета по аккредитации Выборы секретаря Совета по аккредитации О Положении о Совете по аккредитации (Положение о Совете утверждено Председателем Госстандарта)

2. О Комиссии по апелляциям Рассмотрение и утверждение Положения о Комиссии по апелляциям (Положение о Комиссии по апелляциям утверждено Председателем Госстандарта) Утверждение состава Комиссии по апелляциям Выборы Председателя Комиссии по апелляциям Вопросы, планируемые к рассмотрению на последующих 3.

заседаниях Совета по аккредитации

Страница 5 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Совет по аккредитации создан с целью обеспечения беспристрастности деятельности Государственного предприятия «БГЦА». Совет по аккредитации координирует реализацию политики, вырабатывает рекомендации по вопросам деятельности и развития Национальной системы аккредитации и осуществляет контроль за деятельностью Государственного предприятия «БГЦА».

Создание комиссии по апелляциям обеспечивает прозрачность и недискриминационность принятия решений по аккредитации.

С целью обеспечения объективности, честности и компетентности при проведении работ по аккредитации Государственным предприятие «БГЦА» в 2011 году создана Техническая комиссия по аккредитации и 8 Технических комитетов.

Техническая комиссия по аккредитации – коллегиальный орган, состоящий из компетентных специалистов Национального органа по аккредитации, который рассматривает материалы по оценке и принимает решения об аккредитации. На заседаниях данной комиссии ведущий эксперт по оценке представляет материалы оценки и решение группы по оценке, заинтересованная сторона – заявитель на аккредитацию – может представлять свои интересы при принятии решения об аккредитации.

Техническая комиссия по аккредитации (ТКА) сформирована в 2011 году из высококвалифицированных специалистов БГЦА.

Состав и порядок деятельности ТКА определены «Положением о технической комиссии по аккредитации».

Основными функциями ТКА являются:

— принятие решений по результатам рассмотрения представленных на заседания ТКА материалов;

— рассмотрение результатов анализа жалоб на деятельность специалистов БГЦА, деятельность аккредитованных субъектов и других спорных вопросов.

По информации, представленной секретариатом ТКА, за 2011 год проведено 28 заседаний ТКА. Объем рассмотренных вопросов по различным направлениям деятельности ТКА – 1805.

Важную роль при возникновении споров, связанных с технической компетентностью, рассматриваемых Технической комиссией по аккредитации, выполняют Технические комитеты (временные и постоянные), которые имеют определенную область деятельности и состоят из ведущих специалистов соответствующей отрасли, оказывают консультации при принятии решений по аккредитации.

Страница 6 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Со стороны потребителей услуг аккредитованных испытательных лабораторий зарегистрировано 3 жалобы.

После проведенных внеплановых контролей за деятельностью указанных субъектов материалы рассмотрены на заседаниях ТКА. В результате 2 жалобы подтвердились частично, одна – подтвердилась полностью.

Со стороны потребителей услуг аккредитованных органов по сертификации зарегистрировано 2 жалобы.

После проведенных внеплановых контролей за деятельностью указанных субъектов материалы рассмотрены на заседаниях ТКА. В результате обе жалобы подтвердились частично.

Наиболее важной составляющей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь являются технические эксперты. В 2011 году Государственным предприятием «БГЦА» сформирован перечень привлекаемых технических экспертов (320 технических экспертов для лабораторий, 37 технических экспертов для органов по сертификации). Каждый эксперт имеет свою область деятельности и большинство из них включены в определенный Технический комитет.

Деятельность Технических комитетов направлена на выработку единых подходов в работе технических экспертов и выработку дополнительных критериев при оценке технической компетентности организаций, осуществляющих работы в определенной производственной отрасли, так как при оценке компетентности аккредитованных организаций часто выявляются системные проблемы в их работе, которые связаны с объективными причинами, требующими поиска технических решений и требующие консультаций специалистов между собой для выработки решений, которые возможны для применения всеми заинтересованными в целях обеспечения единства измерений и единых подходов в оценке соответствия.

В 2011 году создано 8 ТК по соответствующим направлениям:

— аналитические испытания и измерения — низковольтное оборудование, радиоэлектронная аппаратура, машины и оборудование, светотехнические изделия, средства вычислительной техники, объекты информационных технологий, игровое оборудование, изделия медицинской техники, средства измерений — машиностроение, испытания автомобильной, карьерной, дорожной техники, автобусов, комбайнов, тракторов, вагонов, мобильной сельскохозяйственной техники и дизельных двигателей для них — сырая нефть, газы горючие природные, газы углеводородные сжиженные.

нефтепродукты и другие горюче-смазочные материалы, химические вещества и продукты

Страница 7 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

— строительные материалы и изделия, промышленное, гражданское и дорожное строительство, деревообработка, пожароопасность — испытания электроустановок и средств защиты, испытания аппаратуры связи и линий связи — неразрушающий контроль и техническая диагностика — поверка, калибровка

В состав ТК вошли представители:

— испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий, органов по сертификации, инспекционных органов;

— общества защиты прав потребителей, общественных объединений производителей и предпринимателей;

— министерств и ведомств.

Проведено 11 рабочих заседания по рассмотрению технических вопросов соответствующего направления, требующие выработки единых подходов для реализации требований СТБ ИСО/МЭК 17025 испытательными лабораториями, а именно:

утверждение руководителей и секретарей технического комитета;

регламент работы технических комитетов;

проведение валидации методов измерений в аккредитованных лабораториях;

применение стандартных методов при проведении испытаний газового оборудования с привлечением технического эксперта.

деление технического комитета на сектора и распределение экспертов по секторам;

ТНПА и НПА в областях работы секторов;

различные технические вопросы по проведению испытаний.

По результатам заседания технических комитетов были выявлены проблемы:

— использование лабораториями дорог общего пользования при проведении испытаний по Правилам ЕЭК ООН. Поставлена задача о необходимости использования аккредитованными лабораториями испытательных треков и площадок Республиканского полигона для испытаний мобильных машин.

— применение лабораториями МВИ собственной разработки для проведения испытаний с целью подтверждения соответствия продукции. Принято решение о включении МВИ в область аккредитации только лабораторий производителей оборудования, которые проводят испытания для собственных нужд. Из области аккредитации независимых лабораторий МВИ исключать;

— освоение и внедрение в деятельности аккредитованных лабораторий по испытаниям газового оборудования и котлов государственных стандартов, гармонизированных с международными.

В 2011 году Государственным предприятием «БГЦА» проведено обучение технических экспертов в количестве 34 человек

Страница 8 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Создание Технических комитетов в структуре Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и обучение технических экспертов позволит повысить уровень оценки технической компетентности, осуществляемой при аккредитации, и в долгосрочной перспективе создаст условия для выработки единых подходов при проведении оценки соответствия аккредитованными организациями.

Организацию и координацию работы Технической комиссии по аккредитации и Технических комитетов осуществляет научно-технический отдел Государственного предприятия «БГЦА», созданный в 2011 году.

Научно-технический отдел формирует перечень и состав Технических комитетов, а также готовит комплексные предложения по решениям, принятым на заседаниях Технических комитетов. Выработанные предложения, согласно тематике, и необходимости принятия решения на более высоком уровне, могут быть направлены в Госстандарт и другие органы государственного управления.

Совместная деятельность специалистов по аккредитации и технических специалистов в области оценки соответствия позволит создать для Национальной системы аккредитации Республики Беларусь интеллектуальный ресурс, направленный на удовлетворение ожиданий заявителей на аккредитацию, которые надеются, что аккредитация приведет в результате к росту их технической компетентности и качества предоставляемых ими услуг, а также повысит доверие к результатам оценки соответствия, выдаваемых ими.

Наиболее сложным направлением при оптимизации структуры Национальной системы аккредитации Республики Беларусь является систематизация аккредитованных организаций.

Систематизация заключается в создании уровней компетентности аккредитованных организаций.

В настоящее время в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь более 3200 (3254) аккредитованных испытательных лабораторий.

Все испытательные лаборатории аккредитованы на соответствие требованиям

СТБ ИСО/МЭК 17025 и осуществляют:

— испытания в области электробезопасности;

— испытания в области экологии и охраны труда;

— испытания в области неразрушающего контроля;

— испытания при диагностике транспортных средств;

Аккредитованные испытательные лаборатории обладают различным уровнем компетентности, который определяется техническим уровнем применяемого оборудования и средств измерений, техническим уровнем работающего персонала,

Страница 9 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

уровнем компьютеризации процессов испытаний и чувствительностью применяемых методов испытаний.

В зарубежной практике аккредитация проводится с учетом аналитических возможностей лаборатории и это отражается в области аккредитации, где указывается сфера применения результатов испытаний, полученных аккредитованной лабораторией.

Также в международной практике аккредитации прослеживается тенденция к разработке специализированных требований к лабораториям на основе СТБ ISO/IEC 17025 применяемых при аккредитации определенного типа лабораторий. (Например: к медицинским лабораториям требования устанавливает ИСО/МЭК 15189).

В некоторых странах в отношении определенных видов лабораторий, осуществляющих деятельность по измерениям и испытаниям для нужд внутри страны (электроизмерения, измерения в области экологии и охраны труда и др.) и в отношении которых требование об аккредитации, как свидетельстве их технической компетентности, является обязательным, применяются национальные стандарты на основе СТБ ISO/IEC 17025 и включающие специализированные требования соответствующей отрасли.

Для того, чтобы систематизировать аккредитованные организации в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, согласно их техническому уровню и аналитическим возможностям, а также, чтобы оптимизировать процесс оценки технической компетентности при аккредитации, не создавая неоправданных финансовых затрат для аккредитованных организаций, в период с 2011 по 2015 годы Национальным органом по аккредитации Республики

Беларусь будут приняты меры по формированию:

перечня испытательных лабораторий, обладающих высокими аналитическими возможностями, независимостью и технической компетентностью для проведения испытаний продукции с учетом ее экспорта и импорта, аккредитованных в соответствии с требованиями СТБ ISO/IEC 17025;

перечня лабораторий, аккредитованных для целей производственного контроля продукции, обладающих технической компетентностью как лаборатории 1-й стороны, аккредитованные в соответствии с требованиями СТБ ISO/IEC 17025;

перечня лабораторий, обладающих высокими аналитическими возможностями, независимостью и технической компетентностью для проведения испытаний в различных сферах (электроизмерения, измерения в области экологии и охраны труда и др.) для целей сертификации или более широких потребностей, чем внутренние потребности страны, аккредитованных в соответствии с требованиями СТБ ISO/IEC 17025;

Страница 10 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

перечня испытательных лабораторий, осуществляющих испытания (электроизмерения, измерения в области экологии и охраны труда и др.) для внутренних потребностей страны, аккредитованных на соответствие требований соответствующих стандартов и требований Национальной системы аккредитации Республики Беларусь.

Кроме того, при аккредитации будет указываться принадлежность лаборатории:

лаборатории производителя или поставщика продукции (первая сторона);

лаборатория пользователя или покупателя продукции (объекта) (вторая сторона);

лаборатория независимого органа (третья сторона).

В странах Европейского Союза сейчас активно осуществляется аккредитация медицинских лабораторий с целью защиты прав потребителей и обеспечения качества медицинских услуг для населения, особенно в сфере диагностики состояния человека и заболеваний. В Германии, Франции, Швеции, Швейцарии и других странах в 2010 году законодательно определено, что все медицинские подразделения, осуществляющие испытания и диагностику заболеваний для населения на платной основе, до 2015 года должны пройти процедуру аккредитации.

Органами по аккредитации данных стран составлены планы-графики по проведению данных работ, а также созданы специальные подразделения в структуре, состоящие из экспертов в данной сфере.

В Республике Беларусь в 2010 году вступил в действие СТБ ИСО/МЭК 15189, устанавливающий требования к технической компетентности медицинских лабораторий, но на сегодняшний день Министерством здравоохранения республики не сформулирована политика в отношении аккредитации медицинских лабораторий.

В период 2011-2015 годы приоритетными являются выработка согласованной с Министерством здравоохранения республики политики по аккредитации медицинских лабораторий и создание условий Национальной системой аккредитации Республики Беларусь для аккредитации медицинских лабораторий:

создание специализированного подразделения специалистов в Национальном органе по аккредитации, формирование перечня технических экспертов в данной отрасли.

В международной практике аккредитации среди испытательных лабораторий также выделяются судебно-экспертные лаборатории. Согласно рекомендациям совета директоров Европейской сети криминалистических учреждений (ENFSI) все судебно-экспертные лаборатории Европейского Сообщества в своей деятельности должны строго руководствоваться международным стандартом ISO/IEC 17025 и должны получить либо предпринимать шаги к получению соответствующей

Страница 11 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

аккредитации их испытательной деятельности. Для достижения соответствия стандарту ISO/IEC 17025 ИЛАК разработано «Руководство для судебно-экспертных лабораторий ILAC-G19:2002».

В Российской Федерации действует стандарт ГОСТ Р 52960 «Аккредитация судебно-экспертных лабораторий. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025». В 2011 году БГЦА разработан Проект СТБ «Аккредитация судебноэкспертных лабораторий. Руководство по применению СТБ ИСО/МЭК 17025», после вступления в действие которого, будет осуществляться БГЦА аккредитация данных лабораторий. Также для реализации этой задачи является необходимым выработка согласованной Госстандартом политики с Министерством юстиции Республики Беларусь и созданы условия для аккредитации судебно-экспертных лабораторий.

В Республике Беларусь аккредитовано 59 калибровочных лабораторий.

Первостепенной задачей при оптимизации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь в отношении калибровочных лабораторий является увеличение числа аккредитованных калибровочных лабораторий для удовлетворения потребностей в калибровке оборудования аккредитованных в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025 испытательных лабораторий и особенно тех, которые осуществляют испытания экспортной продукции. Требование о том, что в аккредитованной испытательной лаборатории в соответствии с ИСО/МЭК 17025 все испытательное оборудование и средства измерений должно пройти калибровку в аккредитованной калибровочной лаборатории, является основополагающим при оценке деятельности Национального органа по аккредитации Республики Беларусь экспертами Международных организаций по аккредитации.

Задачей БГЦА по данному направлению на 2012 год является:

создание условий для формирования перечня методик калибровки с целью их учета;

создание условий для разработки в республике типовых методик калибровки;

создание условий для формирования перечня программ межлабораторных сличений по всем видам проводимых в республике калибровок.

Поверочные лаборатории. Юридические лица Государственной метрологической службы, осуществляющие государственные испытания средств измерений, метрологическую аттестацию средств измерений и метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений.

В международной практике аккредитации в настоящее время особое развитие получило направление – аккредитация инспекционных органов.

Страница 12 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

В Европейском союзе активно применяется для этой цели стандарт ИСО/МЭК 17020 «Общие критерии работы различных типов органов, проводящих инспекции».

В соответствии с этим стандартом «Органы, проводящие инспекцию, осуществляют оценку от имени частных клиентов, своих головных организаций и/или государственных уполномоченных органов, с целью предоставления им информации относительно соответствия техническим регламентам, стандартам или техническим условиям. Параметры инспекции могут включать количество, качество, безопасность, пригодность для использования и обеспечение безопасности предприятия или систем в процессе эксплуатации». «Настоящий стандарт рассматривает функции органов, работа которых может включать испытание материалов, продукции, технологических комплексов предприятий, процессов, рабочих методик или услуг, определение их соответствия требованиям и последующий отчет о результатах их деятельности клиентам, а когда требуется, органам надзора. Инспекция продукции, технологических комплексов или предприятия может касаться всех стадий их срока службы, включая стадию конструирования. Такая работа требует проявления достаточно высокой профессиональной компетентности при предоставлении услуг, в частности при оценке соответствия».

В некоторых Европейских странах (Польша, Литва и др.) организации, осуществляющие метрологический контроль и надзор квалифицируют как инспекционные органы.

Поверка средств измерений, согласно Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», является составной частью метрологического контроля, при которой определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь.

При проведении государственных приемочных испытаний средств измерений, метрологической аттестации средств измерений и при проведении метрологическое подтверждения пригодности методик выполненных измерений также устанавливается их соответствие требованиям законодательства.

С целью гармонизации структуры Национальной системы аккредитации Республики Беларусь с международными подходами в отношении инспекционных органов, одним из приоритетных направлений является подготовка комплекта технических нормативных правовых актов, определяющих правила аккредитации поверочных лабораторий и юридических лиц Государственной метрологической службы, осуществляющих государственные испытания средств измерений, метрологическую аттестацию средств измерений и метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений, на основе требований ИСО/МЭК 17020 и СТБ ИСО/МЭК 17025.

Страница 13 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Инспекционные органы. В настоящее время в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь отсутствуют аккредитованные инспекционные органы.

В 2010 году гармонизированный с ИСО/МЭК 17020 стандарт принят в Республике Казахстан, который устанавливает требования к организациям и их подразделениям, осуществляющим инспекционную деятельность и обладающими контрольными функциями в соответствии с Законодательством Республики Казахстан и внутренними документами, регламентирующими их деятельность.

Гармонизированный с ИСО/МЭК 17020 стандарт в Республике Казахстан устанавливает, что «инспекционные организации и подразделения организаций имеющих право проведения технического контроля и экспертной оценки, проводят проверку и оценку: продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов, а также организационно-технической готовности организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, монтаж, наладку, ремонт и другие виды деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

В Российской Федерации в компетенцию создаваемой Федеральной службы по аккредитации входит аккредитация юридических и физических лиц, осуществляющих инспекционную деятельность и экспертную деятельность продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов, а также организационнотехнической готовности организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, монтаж, наладку, ремонт и другие виды деятельности. По информации российской стороны аккредитация этих организаций планируется в соответствии с гармонизированным с ИСО/МЭК 17020 стандартом.

В рамках реализации Соглашений Таможенного Союза для Национальной системы аккредитации Республики Беларусь также первостепенным в 2012 годах является принятие в Республике Беларусь стандарта гармонизированного с ИСО/МЭК 17020 и определение в Республике Беларусь юридических лиц, подлежащих аккредитации в соответствии с этим стандартом, которые станут структурной единицей Национальной системы аккредитации Республики Беларусь.

Организации-провайдеры межлабораторных сличений.

В международной практике аттестатом аккредитации подтверждают свою компетентность и организации, предлагающие услуги по организации и проведению межлабораторных сличений, как в области калибровки, так и в области испытаний.

Аккредитация осуществляется в соответствии с ИСО/МЭК 17043.

В связи с принятием в 2011 году правил аккредитации организацийпровайдеров межлабораторных сличений в соответствии с гармонизированным в

Страница 14 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

Республике Беларусь стандартом ИСО/МЭК 17043 БГЦА по заявкам юридических лиц в 2012 году БГЦА планируется осуществлять работы по их аккредитации.

Органы по сертификации продукции, услуг, систем управления, персонала.

Оптимизация Национальной системы аккредитации Республики Беларусь в отношении органов по сертификации требуется в целях обеспечения принципа беспристрастности – недопущение совмещения юридическими лицами, имеющими в составе органы по сертификации, деятельности по консультированию и сертификации (это требование установлено в отношении всех типов органов по сертификации в соответствующих им международных стандартах ИСО/МЭК 17021, ИСО/МЭК 17024, ЕН 45011 и др.). Необходимо установить четкую систему контроля, чтобы то юридическое лицо, которое осуществляло консалтинг для заявителя на сертификацию, не проводило работ по сертификации для этого же заявителя на сертификацию.

С целью оптимизации процедур оценки компетентности органов по сертификации, Национальным органом по аккредитации принято решение о включении в группу по оценке технических экспертов, являющихся экспертами в определенных областях деятельности и привлекаемых для участия в оценке компетентности органов по сертификации.

Необходимо отметить, что благодаря установившейся практике включения в группу по оценке технических экспертов повышается качество проводимых оценок органов по сертификации, что в конечном итоге положительно влияет на объективность оценки деятельности органов по сертификации, а также дат возможность совершенствовать их деятельность.

Одним из новых направлений оптимизации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь в отношении деятельности органов по сертификации, является применение такого метода оценки компетентности, как наблюдение. Наблюдение-оценка проводится посредством наблюдения за выполнением работ, проводимых органом по сертификации, в рамках заявленной области деятельности с целью оценки профессиональных знаний персонала органа по сертификации и умения применять их на практике. Результаты наблюдения являются одним из критериев для объективного принятия решения по аккредитации.

Определено ещ одно новое направление оптимизации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь, проведение, которого планируется с 2012 года.

Это усовершенствование структуры органа по сертификации в составе юридического лица, на базе которого он создан.

Упорядочение структуры органов по сертификации, т.е. наличие в составе заявителя на аккредитацию структурного подразделения, осуществляющего

Страница 15 из 40ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2011 ГОД

деятельность в заявленной области, а также наличие руководителя, ответственного за его деятельность даст возможность обеспечить гарантии последовательной сопоставимой и надежной работы органа по сертификации более четко и компетентным персоналом.

Источник — http://www.lib.knigi-x.ru/23raznoe/335353-1-nacionalnaya-sistema-akkreditacii-respubliki-belarus-respublikanskoe-unitarnoe-predpriyatie-bel.php

Источник — http://www.lib.knigi-x.ru/23raznoe/335353-1-nacionalnaya-sistema-akkreditacii-respubliki-belarus-respublikanskoe-unitarnoe-predpriyatie-bel.php

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

9 часов ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

9 часов ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

9 часов ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

9 часов ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

9 часов ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

9 часов ago