Categories: СПРАВКА

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению

правила функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению

Для проверки результата услуг при оценке соответствия заявителя могут быть использованы результаты социологических опросов (анкетирования) потребителей услуг. При сертификации могут быть использованы результаты экспертных оценок; сертификаты соответствия других систем сертификации; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития и общественных организаций.

Стандартизация и сертификация санаторно-курортных услуг

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.11.2008
Размер файла 18,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Стандартизация и сертификация санаторно-курортных услуг

В «Общероссийском классификаторе услуг населению» санаторно-курортные услуги отнесены к санаторно-оздоровительным услугам (код ОКУН: 082000) и подразделяются на следующие подгруппы и виды однородных услуг (ОК 002-93 (ОКУН) ред. от 18.12.2006):

082100 — Проживание, лечение и другое обслуживание (входящее в стоимость путевки) 082101 — проживание в санаториях, 082102 — проживание в профилакториях, 082103 — проживание в домах (базах) отдыха, 082104 — проживание в пансионатах, 082105 — проживание в специализированных санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия, 082106 — проживание в летних (сезонных) детских базах отдыха, 082107 — лечение и другое обслуживание в санаториях, 082108 — лечение и другое обслуживание в профилакториях, 082109 — лечение и другое обслуживание в специализированных санаторных детских базах отдыха круглогодичного действия.

082200 — Прочие санаторно-оздоровительные услуги.

В санаторно-курортной отрасли требования к оказанию услуг изложены в форме стандартов систем добровольной сертификации.

Основные понятия санаторно-курортной сферы определены в Правилах функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению (регистрационный номер РОСС RU.0213.04ЛК00):

Санаторно-курортные организации — предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно- оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных (региональных, местных) органов государственной власти.

Лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Природные лечебные факторы (ресурсы) — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые в лечебных и профилактических целях.

Санаторно-курортное лечение — медицинская помощь, осуществляемая на основе использования природных лечебных факторов.

Реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и профессиональной трудоспособности;

Путевка — документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг (лечение, проживание, питание).

Санаторно-курортные организации помимо лечебных оказывают и физкультурно-оздоровительные услуги, требования к которым изложены в ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» и ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей».

ГОСТ Р 52024-2003 устанавливает классификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, общие требования, требования безопасности услуг, включая методы их контроля; определяет следующие термины:

Физкультурно-оздоровительная услуга — деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения — здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.

Согласно ГОСТ Р 52024-2003 физкультурно-оздоровительные услуги предусматривают реализацию различных видов досуга с учетом особенностей оказываемых услуг, включая культурно-массовые и развлекательно-игровые мероприятия, а также различные виды активного отдыха с учетом требований безопасности, в том числе медицинского обеспечения (что наиболее актуально в условиях санаторно-курортного обслуживания).

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) разработана и зарегистрирована Система добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению (свидетельство о регистрации в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — регистрационный номер РОСС RU.0213.04ЛК00).

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению устанавливает цели, принципы, сферу деятельности, структуру, основные правила проведения работ в Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению ? далее Система. Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению разработаны на основе и с учетом следующих документов: ФЗ от 27 декабря 2003 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь; ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности; Рекомендации по стандартизации Р 50.1.05/2005 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Временный порядок сертификации производств с учетом требований ГОСТ Р 9001-2001; ИСО 19011: 2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или /систем экологического менеджмента; Руководство ИСО/МЭК 2 Стандартизации и смежные виды деятельности. Общий словарь». При разработке документа использовались некоторые положения рекомендаций по сертификации Р 50.3.005- 2003 «Система сертификации ГОСТ Р. Временный порядок сертификации менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 900 1-2001 (ИСО 9001:2000)».

Сертификация в Системе проводится с целью: обеспечения потребителю гарантий, что услуги по санаторно- курортному лечению, соответствуют требованиям, установленных в нормативных документах; повышения качества обслуживания; повышения уверенности в качестве и результативности услуг по санаторно-курортному лечению; обеспечения потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания организациями, оказывающими услуги по санаторно-курортному лечению; оказания помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг по санаторно-курортному лечению; содействия развитию данных услуг посредством укрепления доверия юридических и физических лиц к организациям, оказывающим услуги по санаторно-курортному лечению; создания условий для обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

Сертификаты соответствия Системы принимаются во внимание при: повторном лицензировании медицинской деятельности санаторно-курортных учреждений (письмо Росздравнадзора № 014-324/05 от 06.07.2005 г.); проведении контроля качества предоставляемых санаторно-курортных услуг территориальными органами Росздравнадзора (письмо Росздравнадзора № 014-324/05 от 06.07.2005 г.). Лучшие здравницы рекомендованы страховщикам, промышленным предприятиям и физическим лицам для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в соответствующем разделе централизованного сайта Системы. Результаты сертификации наряду с другими доказательствами могут учитываться заказчиками, устроителями конкурсных и тендерных торгов, другими заинтересованными сторонами при принятии соответствующих решений.

Сертификация — сторонняя, независимая оценка деятельности санатория экспертами, которые хорошо знают, как должна быть организована эта деятельность для достижения оптимальных результатов (для обеспечения достоверной и объективной оценки объектов сертификации в Системе предусмотрена подготовка и аттестация экспертов по сертификации). Для здравницы — это возможность получить комплексный, всесторонний анализ своей работы, обнаружить недочеты, понять, что необходимо менять, улучшать, внедрять. Зачастую проведение сертификации позволяет выйти на новый уровень управления предприятием (32).

В организационную структуру Системы входят:

— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) управляющий орган системы;

— Апелляционная комиссия (создается при Росздравнадзоре);

— Научно-методический центр Системы (создается на базе Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС);

— Орган по сертификации (должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 «Общие требования к органам по сертификации систем качества»).

Система имеет собственные сертификаты и знак соответствия, применяемые при положительных результатах сертификации. Форма сертификата соответствия приведена в Приложении 1 Правил, форма знака соответствия — в документе «Порядок применения знака соответствия Системы».

Система является полностью самостоятельной и не входит в другие системы сертификации. Взаимодействие с другими системами сертификации, в том числе по вопросам признания сертификатов, осуществляется на основе соглашений, заключаемых учредителями систем сертификации.

В рамках Системы Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими сертификацию и контроль безопасности.

Система не подменяет действующие системы контроля и надзора соответствующих федеральных органов исполнительной власти или системы обязательного подтверждения соответствия, а результаты деятельности Системы могут служить дополнительным источником информации для этих органов, при лицензировании, регистрации и осуществлении государственного контроля и надзора.

Объектами сертификации в Системе являются услуги по санаторно-курортному лечению, оказываемые на территории Российской Федерации.

Нормативной базой подтверждения соответствия в Системе являются национальные и отраслевые стандарты, международные документы и документы, определенные заявителем в условиях договора на проведение сертификации, устанавливающие требования к моделям систем качества.

В Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению Росздравнадзора подтверждается соответствие ряду основных стандартов санаторно-курортной помощи при различных заболеваниях, действующих в системе здравоохранения и социального развития, утвержденных приказами МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ (например, Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 n 212 «Об утверждении стандарта санаторно-курортной помощи больным с болезнями органов дыхания»).

Основные документы, регламентирующие нормы, используемые при работе экспертов:

ФЗ от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

ФЗ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»;

ФЗ от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

Организация санаторно-курортного лечения лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Методические указания утверждены Минздравом России 02.10.2001 № 2001/140;

Лечение и оздоровление в санаториях-профилакториях больных профессиональными заболеваниями и лиц, работающих во вредных условиях. Методические рекомендации утверждены Минздравмедпромом 02.02.1996 № 10-8/12;

Требования к горно-санитарной охране месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Методические рекомендации утверждены Минздравом России 24.04.1997 № 96/1996;

Контроль качества и безопасности минеральных вод по химическим и микробиологическим показателям. Методические рекомендации утверждены Минздравом России 07.04.1997 № 96/225;

Биоклиматический паспорт лечебно-оздоровительной местности. Методические рекомендации утверждены Минздравом России 07.02.1997 № 96/226;

Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков (кроме больных туберкулезом). Методические указания утверждены Минздравом России 22.12.99 № 99/227;

Перечень курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам. Методические указания утверждены Минздравом России 22.12.1999 № 99/228;

Перечень необходимых медицинских услуг и процедур, отпускаемых в специализированных санаториях больному по профилю его заболевания. Методические указания утверждены Минздравом России 22.12.99 № 99/229;

Суточные нормы питания в санаториях, санаториях-профилакториях, в санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, а также в детских оздоровительных лагерях. Методические указания утверждены Минздравом России 22.12.1999 № 99/230;

Классификация минеральных вод и лечебных грязей для целей их сертификации. Методические указания утверждены Минздравом России 31.03.2000 № 2000/34;

«Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-X)» (ВОЗ, Женева, 1995).

Приказом Росздравнадзора № 1607-Пр/05 от 26.07.2005 г. «О введении в работу Системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению» утверждены порядок проведения сертификационных услуг в системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению, формы основных документов и порядок ведения реестра сертификатов.

При проведении работ по добровольной сертификации в Системе используются схемы сертификации, применяемые в системе добровольной сертификации услуг.

Добровольная сертификация услуг по санаторно-курортному лечению, включает следующие этапы:

— подачу заявителем заявки на сертификацию;

— рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;

— принятие решения по заявке;

— принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата

— выдача сертификата соответствия и разрешения на применение

— инспекционный контроль за сертифицированными услугами.

Приложения к приказу Росздравнадзора № 1607-Пр/05 от 26.07.2005 г. включают:

Приложение N 1 Форма заявки на проведение добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению;

Приложение N 2 Форма решения по заявке на проведение сертификации в Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению;

Приложение N 3 Форма Акта оценки оказания услуг (результаты сертификационной проверки);

Приложение N 4 Форма Решения о выдаче сертификата соответствия;

Приложение N 5 Форма Решения об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Процедура сертификации услуг по санаторно-курортному лечению выглядит следующим образом:

Во-первых, организация, желающая пройти сертификацию, должна ознакомится с Положением о системе добровольной сертификации услуг, утвержденную соответствующим нормативным правовым документом, в котором разъясняются основные цели сертификации, область распространения и объекты Системы, представлена нормативная база Системы, организационная структура Системы и функции её участников, порядок проведения работ по сертификации, форма сертификата, прядок рассмотрения апелляция, оплата работ в Системе и применение знака соответствия.

Во-вторых, организацией заполняется унифицированная форма Заявки на проведение сертификации и Паспорт организации. Данные документы высылаются в адрес органа по сертификации почтой, факсом или в электроном виде.

Паспорт организации, предоставляющей услуги по санаторно-курортному лечению предназначен для сбора объективной информации при проведении добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Паспорт может быть использован на этапе предварительной экспертизы при проведении сертификации.

Обязательной для заполнения Паспорта является информация о лицензии на медицинскую деятельность соискателя сертификата в заявленной области с указанием срока действия лицензии, информация о наличии бальнеологических заключений (при использовании минеральных вод и лечебных грязей) и биоклиматический паспорт при использовании в лечении климата. Неотъемлемой частью паспорта являются приложения, обязательные для заполнения:

Приложение №1 «Сведения о зданиях и помещениях, используемых для предоставления санаторно-курортного лечения». В приложении представлена характеристика зданиям и помещениям, не рассматриваются вопросы сервиса, которые оцениваются непосредственно при проведении сертификации.

Приложение №2 «Сведения о номерном фонде, используемого для предоставления санаторно-курортного лечения». Указывается реальное количество номеров разных категорий. Если номера одной полклассовости различаются по наличию в нем удобств, эти номера разносятся в разные строки с указанием их количества.

Приложение №3 «Сведения об обеспеченности санаторно-курортного лечения медицинским оборудованием» заполняется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оснащению специализированных отделений санаторно-курортных учреждений Методическими указаниями Минздрава России от 02.10.2001г. №2001/140. В форме отражается наличие разрешения применения аппаратуры в установленном порядке.

Приложение №4 «Сведения о медицинской специализации организации, предоставляющей услуги по санаторно-курортному лечению». В разделе “Медицинский профиль” выписываются основные направления деятельности санаторно-курортного учреждения из Приложения к лицензии на медицинскую деятельность.

Приложение №5 «Сведения об обеспеченности санаторно-курортного лечения методической литературой». В графе “Способ приобретения” могут быть представлены сведения о ведомственной рассылке методических рекомендаций; покупка полиграфической продукции профильных НИИ; подписание лицензионного договора на способ или метод лечения и т.д.

Приложение №6 «Сведения о персонале санаторно-курортного учреждения». Отражает данные о наличии специалистов профиля, соответствующего заявленной специализации здравницы, и соответствующих сертификатов у врачей и средних медицинских работников.

Приложение №7 «Сведения об обеспеченности санаторно-курортного учреждения программным обеспечением».

Рассмотрев предоставленные документы, специалисты органа по сертификации принимают решение по предварительной экспертизе, в случае положительного решения, здравница должна предоставить полный пакет документов, оплатить процедуру сертификации по безналичному расчету и в санаторий направляется экспертная комиссия, которая на месте определяет соответствие либо не соответствие здравницы требованиям нормативных документов.

В ходе оценки соответствия заявитель предоставляет документы, в том числе подтверждающие соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения СП, СанПиН, СНиП и требований охраны окружающей среды и т.д.

Для проверки результата услуг при оценке соответствия заявителя могут быть использованы результаты социологических опросов (анкетирования) потребителей услуг. При сертификации могут быть использованы результаты экспертных оценок; сертификаты соответствия других систем сертификации; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития и общественных организаций.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля). При проведении работ по оценке соответствия в Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению признаются сертификаты соответствия, выданные заявителю в Системе сертификации ГОСТ Р, Системе добровольной сертификации услуг по реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Результаты оценки, выводы и рекомендации комиссии оформляют Актом оценки оказания услуг. Решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче сертификата соответствия принимает орган по сертификации на основании Акта оценки оказания услуг.

При положительном решении орган по сертификации: принимает решение о выдаче сертификата соответствия; оформляет сертификат соответствия установленного Системой образца в срок не позднее одного месяца с момента подписания Акта оценки оказания услуг; регистрирует сертификат соответствия в Реестре Системы; оформляет Разрешение на применение знака соответствия и выдает их заявителю. «Временный порядок ведения реестра сертификатов соответствия системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению» утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 26.07.2005 г. N 1607-Пр/05. Сертификат соответствия выдается на срок до 3-х лет.

Форма сертификата соответствия представлена в Правилах функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению.

Держатели сертификатов соответствия применяют знак соответствия Системы, в соответствии с документом: «Порядок применения знака соответствия» путем простановки его на информационных материалах для потребителей (информации для потребителей, рекламных проспектах и других материалах), а также на вывесках и используют в рекламных целях.

В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата соответствия, решение органа по сертификации с обязательным указанием причин отказа направляется Заявителю в срок не более одного месяца со дня подписания Акта оценки оказания услуг.

Инспекционный контроль за сертифицированными услугами по санаторно-курортному лечению устанавливают на весь период действия сертификата соответствия с проведением инспекционных проверок не реже одного раза в год. Ежегодное подтверждение соответствия сертификата позволяет выявить несоответствие лицензионным требованиям, отслеживать все положительные и отрицательные изменения, произошедшие за отчетный период в санаторно-курортном учреждении и при необходимости приостанавливать действие сертификата, а в особых случаях и действие лицензии на медицинскую деятельность (Приказ Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности» с изм. от 22 октября 2003 г.).

Подобные документы

Место и роль санаторно-курортных услуг в сфере оказания услуг населению Российской Федерации. Оценка санаторно-курортного облика Карельской области по группам критериев: программы досуговой деятельности, условия размещения, основные лечебные программы.

контрольная работа [3,4 M], добавлен 25.01.2014

Изучение особенностей формирования отечественного санаторно-курортного комплекса. Характеристика основных методов санаторно-курортного оздоровления. Организация и предоставление оздоровительных услуг в санатории-профилактории «Березки» г. Зеленогорска.

курсовая работа [81,7 K], добавлен 22.07.2010

Типология, виды и функции анимации в формировании санаторно-курортных услуг. Анализ показателей деятельности санаториев Приморского края. Разработка перечня услуг комплекса «Седанка». Анимационные программы для смешанных взрослых групп и для детей.

курсовая работа [206,6 K], добавлен 09.02.2012

Теоретические основы культурно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях. Система санаторно-курортного комплекса в республике Адыгея. Основные психолого-педагогические особенности досуга отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях.

дипломная работа [88,1 K], добавлен 31.07.2013

Особенности развития оздоровительных услуг в России. Характеристика и виды санаторно-курортного оздоровления. Анализ деятельности санатория-профилактория «Березки» и организации предоставляемых им услуг. Разработка проекта оздоровительных мероприятий.

дипломная работа [81,8 K], добавлен 21.07.2010

Особенности развития туристической деятельности. Характеристика ресурсного потенциала Казахстана для санаторно-курортных целей. Анализ современного состояния санаторно-курортной деятельности в Казахстане. Пути совершенствования транспортировки туристов.

курсовая работа [126,4 K], добавлен 02.12.2012

Сущность и принципы функционирования системы управления санаторно-курортными зонами. Анализ и оценка системы управления ФГУ объединенного санатория «Сочи», предложения по ее совершенствованию, направленные на повышение загрузки санатория в межсезонье.

дипломная работа [663,1 K], добавлен 30.03.2010

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору
в сфере здравоохранения и
социального развития
от 20 мая 2005 года
Р.У.Хабриев

Настоящий документ и другие документы Системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

1. Область применения

Настоящий документ устанавливает цели, принципы, сферу деятельности, структуру, основные правила проведения работ в Системе добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению — далее Система.

Система образована Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Юридический адрес: Москва, Славянская площадь, д.4, стр.1.

Настоящий документ предназначен для применения участниками Системы в работах по функционированию Системы и непосредственному проведению сертификации конкретных объектов.

На основе и в развитие настоящего основополагающего документа разрабатываются организационные и методические документы, определяющие различные аспекты функционирования Системы.

2. Нормативные ссылки

Настоящий документ разработан на основе и (или) с учетом следующих документов:

Федеральный закон от 27 декабря 2003 года* N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «от 27 декабря 2002 года». — Примечание «КОДЕКС».

ИСО 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или/систем экологического менеджмента;

Руководство ИСО/МЭК 2 «Стандартизации и смежные виды деятельности. Общий словарь»;

При разработке документа использовались также некоторые положения рекомендаций по сертификации Р 50.3.005-2003 «Система сертификации ГОСТ Р. Временный порядок сертификации менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)».

3. Определения

В настоящем документе использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе «О техническом регулировании», в Руководстве ИСО/МЭК 2, ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

Кроме того, в документе применяются следующие понятия:

Сертификация систем качества — процедура, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что система качества соответствует установленным требованиям.

Третья сторона — орган, признаваемый независимым от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Применительно к данной Системе — документ, устанавливающий требования к модели системы качества, подтверждаемые при сертификации.

Модель системы качества — набор требований, которым должна соответствовать система качества организации. Применительно к данной Системе в качестве моделей системы качества используются такие модели, как модель системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ISO 13485:2003), модель надлежащей производственной практики GMP, модель надлежащей доклинической (лабораторной) практики (GLP), модель надлежащей клинической практики (GCP), модель надлежащей практики хранения (GSP), модель надлежащей практики оптовой торговли (GDP), надлежащей практики розничной торговли (GPP).

Санаторно-курортное лечение — медицинская помощь, осуществляемая на основе использования природных лечебных факторов.

Природные лечебные факторы (ресурсы) — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые в лечебных и профилактических целях.

Санаторно-курортные организации — предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Путевка — документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг (лечение, проживание, питание).

Реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма и профессиональной трудоспособности;

Заявитель — юридическое лицо, обратившееся в орган по сертификации с заявкой на проведение сертификации.

4. Общая характеристика и назначение Системы

4.1. Система предназначена для организации и проведения независимой и квалифицированной оценки соответствия качества санаторно-курортного лечения, предоставляемого санаторно-курортными учреждениями (организациями) при преимущественном использовании природных лечебных факторов.

4.2. Сертификация в Системе проводится с целью:

— обеспечения потребителю гарантий, что услуги по санаторно-курортному лечению соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах;

— повышения качества обслуживания;

— повышения уверенности в качестве и результативности услуг по санаторно-курортному лечению;

— обеспечения потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания организациями, оказывающими услуги по санаторно-курортному лечению;

— оказания помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя услуг по санаторно-курортному лечению;

— содействия развитию данных услуг посредством укрепления доверия юридических и физических лиц к организациям, оказывающим услуги по санаторно-курортному лечению.

— создания условий для обеспечения конкурентоспособности санаторно-курортных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

Результаты сертификации наряду с другими доказательствами могут учитываться заказчиками, устроителями конкурсных и тендерных торгов, другими заинтересованными сторонами при принятии соответствующих решений.

4.3. Сертификация в Системе является добровольной и не заменяет обязательного подтверждения соответствия, предусмотренной законодательными актами Российской Федерации в области технического регулирования.

4.4. Деятельность в Системе осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

— добровольности;

— недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;

— объективности и достоверности результатов сертификации, что обеспечивается участием в работах по сертификации аттестованных экспертов;

— независимости участников сертификации от заявителей и других заинтересованных сторон;

— открытости информации о результатах деятельности системы для федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций;

— защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении сертификации в Системе;

— отсутствия дискриминации в отношении заявителей на проведение сертификации в Системе.

4.5. В рамках Системы Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими сертификацию и контроль безопасности.

4.6. Система является полностью самостоятельной и не входит в другие системы сертификации. Взаимодействие с другими системами сертификации, в том числе по вопросам признания сертификатов, осуществляется на основе соглашений, заключаемых учредителями систем сертификации.

4.7. Система не подменяет действующие системы контроля и надзора соответствующих федеральных органов исполнительной власти или системы обязательного подтверждения соответствия, а результаты деятельности Системы могут служить дополнительным источником информации для этих органов, при лицензировании, регистрации и осуществлении государственного контроля и надзора.

4.8. Объектами сертификации в Системе являются услуги по санаторно-курортному лечению, оказываемые на территории Российской Федерации.

Предметом особого внимания является осуществление сертификации услуг по санаторно-курортному лечению с целью соблюдения надлежащего выполнения положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве или профессионального заболевания». Вместе с тем оценивается качество санаторно-курортного лечения для детей и подростков, предоставляемое как на базах санаторно-курортных учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, а также санаторно-курортных организациях вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности.

4.9. Нормативной базой подтверждения соответствия в Системе являются национальные и отраслевые стандарты, международные документы и документы, определенные заявителем в условиях договора на проведение сертификации, устанавливающие требования к моделям систем качества.

4.10. Для обеспечения достоверной и объективной оценки объектов сертификации в Системе предусмотрена подготовка и аттестация экспертов по сертификации.

4.11. Сертификация в Системе осуществляется на добровольной основе на основании обращения отечественных и зарубежных заявителей.

4.12. Система имеет собственные сертификаты и знак соответствия, применяемые при положительных результатах сертификации. Форма сертификата соответствия приведена в приложении 1, форма знака соответствия — в документе «Порядок применения знака соответствия Системы».

4.13. В Системе обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.

5. Структура Системы и функции ее участников

5.1. Организационная структура Системы содержит следующих основных участников Системы:

— Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);

— Апелляционная комиссия;

— Научно-методический центр Системы;

— Орган по сертификации;

5.2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в качестве лица, создавшего Систему, выполняет следующие функции:

— управляет Системой и создает условия для ее функционирования;

— утверждает общие правила и процедуры проведения работ в Системе;

— утверждает организационно-методические документы Системы;

— организует взаимодействие с отечественными органами и международными организациями по сертификации;

— проводит процедуры взаимного признания сертификатов, знаков соответствия;

— уполномочивает на проведение работ в Системе орган по сертификации;

— организует подготовку экспертов по сертификации;

— ведет реестры Системы, проводит регистрацию участников и объектов сертификации, а также архивное хранение материалов;

— утверждает решения по апелляциям, принятые Апелляционной комиссией.

5.3. Апелляционная комиссия создается при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

5.3.1. Апелляционная комиссия создается и действует в соответствии с Положением об Апелляционной комиссии. Апелляционная комиссия рассматривает жалобы участников сертификации, возникающие в процессе сертификации.

5.4. Научно-методический центр Системы создается на базе Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС). Юридический адрес: Москва, Электрический пер., 3/10.

Научно-методический центр выполняет следующие функции:

— разрабатывает общие правила и процедуры проведения работ в Системе;

— разрабатывает организационно-методические документы Системы;

— разрабатывает программы обучения экспертов по сертификации и проводит их обучение;

— проводит систематический анализ эффективности функционирования Системы и подготавливает предложения по ее совершенствованию;

— осуществляет методическую помощь и оказывает консультационные услуги участникам Системы.

5.5. Орган по сертификации выполняет следующие функции:

— прием, регистрация и рассмотрение заявок на сертификацию;

— принятие решения по заявке;

— организация и проведение сертификации услуг по санаторно-курортному лечению;

— организация и проведение проверки системы качества (производства) в организации-заявителе;

— выдача сертификатов соответствия и разрешений на применение знака соответствия;

— инспекционный контроль за сертифицированным объектом;

— подтверждение действия, приостановление и отмена действия выданных сертификатов по результатам инспекционного контроля.

Орган по сертификации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000 «Общие требования к органам по сертификации систем качества».

5.6. Персонал органа по сертификации должен включать необходимое число экспертов по сертификации, которые обладают достаточными знаниями и опытом в области предоставления санаторно-курортных услуг.

Эксперты Системы, входящие в штат органа по сертификации или взаимодействующие с ним на основе договоров, должны соответствовать требованиям, установленным в соответствующих документах Системы.

Порядок аттестации экспертов Системы устанавливается соответствующими документами Системы.

6. Основные правила проведения сертификации в Системе

При проведении работ по добровольной сертификации в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития используют схемы, представленные в таблице:

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

Анализ состояния производства

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль состояния производства

Оценка организации (предприятия)

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль соответствия установленным требованиям

Оценка системы качества

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль систем качества

По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

— полноту документации, устанавливающей требования к процессу;

— оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

— метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;

— безопасность и стабильность процесса;

— профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, медицинского персонала.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.

По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

Схему 3 применяют для анализа состояния производства, проверяют результаты работ и услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов и других нормативных документов.

Схему 4 применяют для оценки организации — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям (если организации занимаются производством протезов, медицинской техники, средств реабилитации и т.п.).

Схему 5 применяют для оценки системы качества, проверяют результаты потенциально опасных работ и услуг.

6.1. Сертификация организаций, осуществляющих деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития, включает:

— подачу заявителем заявки на сертификацию;

— рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;

— принятие решения по заявке;

— оценка соответствия;

— принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;

— выдача сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия;

— инспекционный контроль за сертифицированными объектами.

6.2. При сертификации могут быть использованы другие документы, подтверждающие соответствие предприятия установленным требованиям:

— результаты экспертных оценок;

— сертификаты соответствия других систем сертификации;

— акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития и общественных организаций.

Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).

6.3. Для проведения сертификации в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития заявитель направляет заявку в орган по сертификации.

6.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.

Орган по сертификации при рассмотрении заявки запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения, позволяющие определять стабильность и качество работы организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития.

6.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения.

6.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в договор.

Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументировано в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации.

Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от компетентных органов государственного контроля и надзора о несоответствии организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития установленным правилам и требованиям нормативных документов.

6.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

6.8. Анализ деятельности организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости).

Состав комиссии определяет орган по сертификации.

6.9. На основании акта проверки и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.

При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных испытаний и проверок, а также отказ от оплаты работ по сертификации.

При повторном обращении заявителя используется тот же порядок работ по сертификации.

6.10. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.

Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ по сертификации, стабильности организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития, сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на три года.

Заявитель, получивший сертификат в Системе, имеет право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры Знаком соответствия Системы, а также использовать Знак в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах на основании разрешения органа по сертификации.

6.11. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для подтверждения соответствия организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития требованиям, подтвержденным при сертификации.

6.12. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности деятельности организации, объема выполняемых работ, наличия системы качества, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития.

6.13. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами в общем случае содержит следующие виды работ:

— сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных объектов;

— разработку программы инспекционной проверки;

— формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;

— проведение инспекционной проверки;

— оформление результатов проверки и принятие решения.

Инспекционный контроль предусматривает:

— контроль деятельности организации, осуществляющей деятельность в сфере медицины;

— подтверждение того, что в процессе деятельности организации не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.

6.14. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля и надзора в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития, независимых организаций об отрицательных результатах проверок сертифицированных объектов, жалоб и претензий к их деятельности.

Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организации, осуществляющей деятельность в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития, при изменении технологической схемы работ — об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата.

6.15. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности осуществления сертифицированной деятельности и возможности подтверждения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия, либо о приостановлении или отмене его действия.

6.16. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:

— несоблюдения заявителем требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;

— изменения нормативного документа, регулирующего деятельность организации (используемого при сертификации);

— изменения процесса деятельности организации, условий деятельности, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие деятельности организации требованиям, подтвержденным при сертификации.

6.17. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и решения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие деятельности организации требованиям нормативных документов.

6.18. Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в следующих случаях:

— недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;

— корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.

6.19. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

6.20. Повторная сертификация организации, на деятельность которой был отменен сертификат соответствия, осуществляется по той же процедуре, предписываемой п.п.6.1.-6.10.

7. Оплата работ по сертификации в Системе

7.1. Оплата работ в Системе регулируется договорами между участниками добровольной сертификации.

7.2. Расходы, связанные с проведением сертификации, несут заявители.

7.3. Условия оплаты работ определяются договором.

7.4. Оплата работ по сертификации проводится заявителем полностью, как правило, до начала выполнения работ по сертификации независимо от полученных результатов сертификации.

7.5. Оплата обучения и аттестации экспертов, консультаций по различным вопросам сертификации производится заинтересованными организациями (лицами).

7.6. Стоимость работ по сертификации устанавливается на основе прогнозируемых затрат на сертификацию в зависимости от вида и объема работ.

7.7. Конкретный порядок оплаты указанных процедур устанавливается в соответствующих документах Системы.

8. Порядок рассмотрения апелляций

8.1. При несогласии с принятыми органом по сертификации решениями результатами сертификации на любом этапе сертификации заявитель имеет право подать апелляцию.

Апелляция должна содержать обоснованные возражения.

8.2. Апелляция подается в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая после предварительного рассмотрения передает ее в Апелляционную комиссию.

8.3. Решение Апелляционной комиссии, утвержденное руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, является окончательным.

8.4. Заявитель, не согласный с решением Апелляционной комиссии вправе обратится в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма сертификата соответствия

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО И РАЗВИТИЯ

СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ ПО САНАТОРНО-КУРОРТНОМУ ЛЕЧЕНИЮ

Источник — http://otherreferats.allbest.ru/sport/00004521_0.html

Источник — http://docs.cntd.ru/document/901978101

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

3 дня ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

3 дня ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

3 дня ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

3 дня ago