Categories: СПРАВКА

Методики диагностики учебной мотивации школьников матюхиной м. в. в модификации бадмаевой н. ц

методики диагностики учебной мотивации школьников матюхиной м.в. в модификации бадмаевой н.ц

15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье

Диагностика учебной мотивации школьников

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся , модифицированная с учетом выявленных дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал
Ключ к тесту

    долга и ответственности: 1 – 2 суждения; самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4; благополучия: 5 — 6; аффилиации: 7 -8; престижа: 9 — 10; избегания неудачи:; учебно-познавательные (содержание учения):; учебно-познавательные (процесс учения):; коммуникативные:; творческой самореализации:; достижения успеха:
Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Источники
    Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика в модификации ) / Бадмаева мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников.

Пояснительная записка

Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтоб преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6-8 классах.

Цель данной методики – выявить не уровень мотивации учащегося. Ее суть в том, что школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата на класс, параллель, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из типа мотивации преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6-9 классов, однако возможно использование и в 10-11 классах.

Из опыта использования

Проведенное нами исследование в рамках гимназии в этом году показало, что ведущим мотивом для наших семиклассников (в отличие уже от восьмиклассников) является одобрение родителей. То есть, иначе говоря, большинство из них начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей, а не от учителей и одноклассников (среди одноклассников, вообще, невысока оказалась престижность хорошей учебы, это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга). Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей, мы, прежде всего, должны выходить на родителей, пояснять им их роль в образовании детей. Также высокий балл среди типов мотивации по всем параллелям оказался у мотивации «осознание социальной необходимости», это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы и т. д. Соответственно, на это было обращено внимание педагогов, на простраивание таких «цепочек» для детей. Ну и, безусловно прогнозируемым для подростков был высокий балл по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т. п.)

Кроме того, результаты обследования были использованы в проведении малого педсовета по неудовлетворительно успевающим учащимся, на котором строился разговор индивидуально с каждым из них. Если мы видели, что ведущим мотивом для ребенка является получение одобрения – это одна тактика, если страх наказания – другая, если мотивация достижения – третья и т. д.

Текст опросника

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе

2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе

3) я очень люблю узнавать что-то новое

4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении

5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником

6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание

7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям

8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость

9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания

10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу

11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями

12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки

13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя

14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги

15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье

16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия

17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться

18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники

19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу

20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания

21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке

22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость

23) мне важно вырасти культурным образованным человеком

24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал

25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками

26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга

28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе

29) мне нравится придумывать новые способы решения задач

30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе

31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей

33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником

34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником

35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником

36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся

37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками

38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены

39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее

21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке

Учебной мотивации школьников Методика предназначена для диагностики

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной , модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

Хочу окончить школу и учиться дальше.

Хочу быть культурным и развитым человеком.

Хочу получать хорошие отметки.

Хочу получать одобрение учителей и родителей.

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

Хочу быть лучшим учеником в классе.

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

Не хочу получать плохие отметки.

Люблю узнавать новое.

Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

Люблю думать, рассуждать на уроке.

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

Люблю решать задачи разными способами.

Люблю все новое и необычное.

Хочу учиться только на «4» и «5».

Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

долга и ответственности: 1 – 2 суждения;

самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4;

благополучия: 5 — 6;

избегания неудачи: 11 — 12;

учебно-познавательные (содержание учения): 13 — 14;

учебно-познавательные (процесс учения): 15 — 16;

коммуникативные: 17 — 18;

творческой самореализации: 19 — 20;

достижения успеха: 21 — 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Источники

Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004, С.149-150.

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников.

Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтоб преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6-8 классах.

Цель данной методики – выявить не уровень мотивации учащегося. Ее суть в том, что школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата на класс, параллель, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из типа мотивации преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6-9 классов, однако возможно использование и в 10-11 классах.

Из опыта использования

Проведенное нами исследование в рамках гимназии в этом году показало, что ведущим мотивом для наших семиклассников (в отличие уже от восьмиклассников) является одобрение родителей. То есть, иначе говоря, большинство из них начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей, а не от учителей и одноклассников (среди одноклассников, вообще, невысока оказалась престижность хорошей учебы, это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга). Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей, мы, прежде всего, должны выходить на родителей, пояснять им их роль в образовании детей. Также высокий балл среди типов мотивации по всем параллелям оказался у мотивации «осознание социальной необходимости», это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы и т.д. Соответственно, на это было обращено внимание педагогов, на простраивание таких «цепочек» для детей. Ну и, безусловно прогнозируемым для подростков был высокий балл по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.)

Кроме того, результаты обследования были использованы в проведении малого педсовета по неудовлетворительно успевающим учащимся, на котором строился разговор индивидуально с каждым из них. Если мы видели, что ведущим мотивом для ребенка является получение одобрения – это одна тактика, если страх наказания – другая, если мотивация достижения – третья и т.д.

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.

1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе

2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе

3) я очень люблю узнавать что-то новое

4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении

5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником

6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание

7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям

8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость

9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания

10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу

11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями

12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки

13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя

14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги

15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье

16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия

17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться

18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники

19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу

20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания

21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке

22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость

23) мне важно вырасти культурным образованным человеком

24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал

25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками

26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга

28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе

29) мне нравится придумывать новые способы решения задач

30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе

31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей

33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником

34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником

35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником

36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся

37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками

38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены

39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее

Источник — http://pandia.ru/text/78/009/39147.php

Источник — http://refdb.ru/look/2969384.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 день ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 день ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 день ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 день ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 день ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 день ago