Categories: СПРАВКА

Методическое пособие диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни

методическое пособие диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни

• глухие, слабослышащие, позднооглохшие,

Архипова Е.Ф. Рекомендации к коррекционному содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с нарушениями слуха по основным образовательным областям

В данной статье автор продолжает знакомить читателей с методическими рекомендациями к обеспечению коррекционного содержания адаптированных образовательных программ дошкольного образования по основным образовательным областям для разных категорий детей с ОВЗ. В статье представлены некоторые рекомендации по содержанию коррекционного методического обеспечения дошкольного образования детей с нарушениями слуха. Приводятся характеристики нарушений слуха и особенности развития этих детей. Перечисляются условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. В статье рассматривается методическое обеспечение адаптированной программы дошкольного образования детей с нарушениями слуха по всем образовательным областям. В адаптированной образовательной программе для ребенка с нарушениями слуха все образовательные области дошкольного образования должны быть представлены в коррекционно-развивающем плане и направленности. По каждой образовательной области адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями слуха сформулированы основные коррекционные цели и задачи, а также перечислены специальные литературные источники коррекционно-развивающей направленности.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО) была опубликована 15 мая 2015 года. В ней прописывается порядок организации приема в ДОО детей с ОВЗ, их обследования, составления для них адаптированной образовательной программы и осуществление ее реализации.

ПООП ДО является учебно-методическим документом, который позволяет ДОО, осуществляющим образовательную деятельность по программам дошкольного образования, использовать модель, прошедшую экспертизу, для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. ПООП ДО обеспечивает методическую основу полноценного внедрения ФГОС ДО в систему дошкольного образования.

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а также обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие недостатки в физическом или психологическом развитии, препятствующие получению дошкольного или школьного образования без создания специальных условий.

Подтверждают статус детей с ОВЗ психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

К группе детей с ОВЗ относятся дети:

• глухие, слабослышащие, позднооглохшие,

• с тяжелыми нарушениями речи,

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА),

• с задержкой психического развития и с умственной отсталостью,

• с расстройствами аутистического спектра (РАС),

• со сложными дефектами.

В настоящей статье мы представим некоторые рекомендации по содержанию коррекционного методического обеспечения дошкольного образования детей с нарушениями слуха, что должно отражаться в адаптированных образовательных программах для детей с ОВЗ.

Полный текст статьи читайте в журнале «СДО»

Дополнительная литература

1. Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
2. Исенина Е.И. Родителям о психиче­ском развитии и поведении глухих детей первых лет жизни.– М.: Прогресс, 1999.
3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.
4. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф-Сервис, 2001.
5. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя /
Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Шматко / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
6. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики. – Екатеринбург: Калинина Г.П., 2008.
7. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М.: Просвещение, 1969.
8. Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. – М.: Полиграф-Сервис, 2002.
9. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009.
10. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. – М.: Владос, 2001.
11. Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003.
12. Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука. Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003.
13. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов вузов). – М.: Владос.
14. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Книга для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 1995.
15. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации. Методические рекомендации. – СПб, РГПУ им. Герцена, 2007.
16. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб.: Каро, 2005.
17. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2009.
18. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. – СПб., НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
19. Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. 2-е изд. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2006.
20. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. Учебное пособие. – СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
21. Пудов В.И., Кузовков В.Е. Зонтова О.В. Кохлеарная имплантация в вопросах и ответах. – СПб.: НИИ ЛОР, 2009.
22. Зонтова О.В. Рабочие тетради по развитию слухового восприятия и методические рекомендации к ним (4 этапа).
23. Жилинскене Е.М., Сагалова Ю.В., Гуленко А.В. Как мы были мамами глухих детей. – СПб.: Каро, 2008.

Библиотека для семьи ребенка с ОВЗ

1. Худенко Е.Д., Ткаченко В.С., Молчанова Л.Н., Золотцева Т.В. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
2. Баенская Е.Р., Громова О.Е., Ковален-ко Ю.Ю., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? – М.: Просвещение, 2008.
3. Разенкова Ю.А. Мама+Папа=Я Ребенок от рождения до года. – М.: Школьная пресса, 2007.
4. Разенкова Ю.А., Андросова М.Н., Груничева С.И. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2012.
5. Разенкова Ю.А., Груничева С.И. Я играю в куклы. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2012.
6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Учебник для студ. учреждений высш. образования / [В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.] / Под ред. В.В. Ткачевой. – М.: Академия, 2014.
7. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В., Поташова И.И., Шоркина Т.Д., Барышнико-ва Д.И. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012.
8. Хазиева Р.К. 12 упражнений для детей и родителей для позитивного настроя. – СПб.: Литера, 2011.
9. Хамлих У., Хельтерсхинкен Д. Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду.– М.: Теревинф, 2008 (РБОО Центр лечебной педагогики).
10. Селигман М., Дарлинг М. Обычные семьи, особые дети.– М.: Теревинф, 2009.
11. Романушко М., Кротов В. Как быть вместе. Пути и принципы общения родителей с детьми. – М.: Гео, 2011.
12. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.
13. Зиннхуден Х. Как развивается ваш ребенок? – М.: Теревинф, 2009.
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: Сфера, 2005.
15. Эрнст Й. Кипхард. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития от 0–4 лет. – М.: Теревинф, 2012.
16. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. – М.: Дрофа, 2008.
17. Вирджиния Сатир. Вы и ваша семья.– М.: Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований. Пер. с англ. / Общ. ред. P.P. Кучкарова, 2007.
18. http://www.m-w-m.ru/ Железнов С., Железнова Е.С. Методика «Музыка с мамой». Раннее развитие ребенка.
19. http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых.
20. http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=253&Itemid=284 Книги, помогающие жить. Для читателей всех возрастов.
21. http://www.razvitkor.ru Аналитический научно-методический центр. Обучение родителей, воспитывающих особого ребенка.
22. http://dcp-krug.ru/ ДЦП Круг. Клуб родителей особых детей.
23. http://invasait.ru/ Портал для людей с ОВЗ.
24. http://www.ccp.org.ru/ Центр лечебной педагогики.
25. http://www.sodejstvie.ru Содействие. Центр помощи семьям детей с ОВЗ.
26. http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/ Дверь в мир. Сайт для людей с ОВЗ. Льготы и права детей инвалидов.
27. http://www.defectolog.ru/ Дефектолог. Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своих детей.
28. http://therapynemo.com/ Дельфинотерапия.
29. http://invamama.ru/ Форум ребенок-инвалид. Общение мам особых детей.
30. http://www.gold-child.ru Благотворительный просветительский фонд содей­ствия абилитации детей с особенностями развития «Вита».
31. http://otsyideti.org.ru/ Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети».
32.http://deti-kak-deti.org/books.html#z3 Книги об особых детях.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

адаптированная образовательная программа, дети с нарушениями слуха, дети после кохлеарной имплантации, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗАМИ МИНЗДРАВА РОССИИ № 707Н ОТ 08.10.2015, № 66Н ОТ 03.08.2012

Методическое пособие диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни

Адрес: г. Москва, Ленинский проспект, д. 123, РНКЦ АиС
Телефоны: +7 (499) 749-61-03, +7 (916) 626-82-67
Е-mail: kafedra@audiology.ru, mmarkova2012@yandex.ru

Профессорско-преподавательский состав

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность
ТАВАРТКИЛАДЗЕ Георгий Абелович доктор медицинских наук профессор заведующий кафедрой
Основатель и руководитель кафедры. Президент Международной академии оториноларингологии, хирургии головы и шеи, генеральный секретарь Международного общества аудиологов, президент Российского общества аудиологов, директор Российского научно-клинического центра аудиологии и слухопротезирования ФМБА России.
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ПП отоларингология -1997 г., ПП сурдология-оториноларингология – 1997 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 г., ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1975 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1975 г., сурдология- оториноларингология – с 1987 г.
МАРКОВА Татьяна Геннадьевна доктор медицинских наук профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, генетика.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): ПП генетика – 2008 г., ОУ сурдология–оториноларингология – 2015 г., ОУ оториноларингология – 2008 г.
Общий стаж работы: с 1991 г.
Стаж работы по специальности: генетика – с 1994 г., оториноларингология – с 1999 г., сурдодогия-оториноларингология – с 2010 г.
МИЛЕШИНА Нейля Адельшиновна доктор медицинских наук профессор профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, отохирургия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ОУ оториноларингология – 2015 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 год, ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1991 г.
Стаж работы по специальности: сурдология-оториноларингология – с 2000 г., оториноларингология – с 1993 г.
ФЕДОСЕЕВ Владимир Игоревич доктор медицинских наук старший научный сотрудник профессор
Преподаваемые дисциплины: сурдология, отохирургия.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ОУ оториноларингология – 2014 г., ОУ сурдология-оториноларингология – 2015 г., ОУ организация здравоохранения и общественного здоровья – 2015 г.
Общий стаж работы: с 1976 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1976 г., сурдология-оториноларингология – с 2002 г.
ЯСИНСКАЯ Алла Александровна кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: ПП сурдология-оториноларингология 2007 г., ОУ оториноларингология 2017 г.
Общий стаж работы: с 2004 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 1990 г., сурдология-оториноларингология – с 2000 г.
БАХШИНЯН Виген Владимирович кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология.
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке (при наличии): ПП сурдология-оториноларингология 2010г., ОУ оториноларингология 2013 г.
Общий стаж работы: с 1998 г.
Стаж работы по специальности: сурдология-оториноларингология – с 2002 г.
ЦЫГАНКОВА Евгения Ростиславовна кандидат медицинских наук доцент доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология, отоневрология
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: сурдология-оториноларингология 2010 г., ОУ сурдология-оториноларингология 2015 г., ОУ оториноларингология 2015 г.
Общий стаж работы: с 1985 г.
Стаж работы по специальности: оториноларин
гология – с 1985 г., сурдология-оториноларингология – с 1992 г.
МАРКОВА Мария Владимировна кандидат медицинских наук доцент
Преподаваемые дисциплины: сурдология, оториноларингология
Наименование направления подготовки и (или) специальности: сурдология-оториноларингология.
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке: сурдология-оториноларингология 2010 г.
Общий стаж работы: с 2004 г.
Стаж работы по специальности: оториноларингология – с 2004 г., сурдология-оториноларингология – с 2010 г.

История кафедры

Кафедра основана в 2002 году в виде курса сурдологии в составе кафедры оториноларингологии РМАПО и была преобразована в 2005 году в самостоятельную кафедру.

За последние 5 лет опубликовано более 180 работ, 5 монографий, главы в национальных руководствах. Подготовлены 3 доктора и 14 кандидатов медицинских наук.

Научная работа

Основные научные направления кафедры – разработка новых методов диагностики и лечения больных с нарушениями слуха и глухотой, изучение механизмов первичного слухового восприятия, разработка системы универсального аудиологического скрининга, новых методов имплантационного слухопротезирования, изучение генетических механизмов врожденной тугоухости.

К наиболее значимым результатам относятся разработка и внедрение системы раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности, внедрение в стране метода многоканальной кохлеарной имплантации, разработка и внедрение эпидемиологических методов в сурдологическую практику.

Рекомендуемая литература для использования в учебном процессе

  1. Таварткиладзе Г.А. Руководство по клинической аудиологии. – М.: Медицина, 2013.
  2. Таварткиладзе Г.А. Избранные лекции по клинической аудиологии (часть I): – М.: РМАПО, 2011.
  3. Таварткиладзе Г.А. Избранные лекции по клинической аудиологии (часть II): – М.: РМАПО, 2011.
  4. Альтман Я.А., Таварткиладзе Г.А. Руководство по аудиологии. – М.: ДМК пресс, 2003.
  5. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г. Клиническая аудиология/ Учебное пособие. – М., 2003.
  6. Таварткиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация/ Учебное пособие. – М., 2000.
  7. Таварткиладзе Г.А., Фроленков Г.И., Белянцева И.А., Миронова Э.В. и др. Показания к имплантационному слухопротезированию/ Методические рекомендации. – М., 1995.
  8. Кочкин Р.В. Импедансная аудиометрия. – М.: Медицина, 2006.
  9. Таварткиладзе Г.А., Гвелесиани Т.Г., Цыганкова Е.Р., Дайхес Н.А., Яблонский С.В., Пашков А.В. Раннее выявление и коррекция нарушений слуха у детей первых лет жизни/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2009.
  10. Таварткиладзе Г.А., Маркова Т.Г., Цыганкова Е.Р., Милешина Н.А., Мосина В.В. Диагностика наследственной патологии в практике врача сурдолога/ Учебно-методическое пособие. – М.: РМАПО, 2009.
  11. Милешина Н.А., Курбатова Е.В. Диагностика и лечение холестеатомы наружного и среднего уха у детей/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2011.
  12. Милешина Н.А., Курбатова Е.В. Диагностика и лечение экссудативного среднего отита у детей/ Методическая разработка. – М.: РМАПО, 2011.
  13. Дайхес Н.А., Таварткиладзе Г.А., Яблонский С.В., Ясинская А.А. и др. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни. – М.: 2008.
  14. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. – М.: Полиграф сервис, 2001.
  15. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст/ Методическое пособие. – М.: Полиграф сервис, 2002.
  16. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. – С.-Пб.: Каро, 2008.
  17. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом// Дефектология. – №2. – 2004. – с. 21-27.
  18. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению/ Пособие для сурдопедагогов и логопедов, преподавателей и аспирантов кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики Университетов и ВУЗов. – М.: Полиграф сервис, 2004.
  19. Оториноларингология: национальное руководство/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2008.
  20. Оториноларингология: национальное руководство, краткое издание/ Под ред. В.Т. Пальчуна. – М.: Геотар-Медиа, 2012.
  21. Бабияк В.И., Накатис Я.А. Клиническая оториноларингология/ Руководство для врачей. – С.-Пб.: Гиппократ, 2005.
  22. Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 1. – М.: Медицина, 2005.
  23. Детская оториноларингология/ Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой/ Руководство для врачей. – Том 2. – М.: Медицина, 2005.
  24. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 1. – Томск, 2004.
  25. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 2. – Томск, 2004.
  26. Тосс М. Руководство по хирургии среднего уха. – Том 3. – Томск, 2004.
  27. Фонлантен А., Арндт Х. Слуховые аппараты. – Ростов н/Д.: 2009.
  28. Лопатин А.С. Ринит/ Руководство для врачей. – М.: Литтерра, 2010.
  29. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Детская оториноларингология/ учебник/ 2-е изд., перераб. и доп. 2012.
  30. Пальчун В.Т., Магомедов В.В., Лучихин Л.А. Оториноларингология/ учебник/ 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2013.
  31. Лопотко А.И., Приходько Е.А., Мельник А.М. Шум в ушах. – С.-Пб. 2006.
  32. Стратиева О.В. Клиническая анатомия уха/ Учебное пособие. – С.-Пб., 2004.
  33. Пискунов Г.З. Лекарственные препараты в ЛОР-практике. – М., 2005.
  34. Лайко А.А., Заболотный Д.И., Лайко В.А. Рецидивирующий средний отит. – Киев: Логос, 2001.
  35. Говорун М.И., Гофман В.Р., Парфенов В.Е. Кохлеопатии. – С.-Пб., 2003.
  36. Погосов В.С. Атлас оперативной оториноларингологии – М., 2003.
  37. Профессиональные болезни верхних дыхательных путей и уха/ Под ред. В.И.Бабияка, Я.А. Накатиса. – С.-Пб.: Гиппократ, 2012.
  38. Практическое руководство по сурдологии/ Под ред. А.И.Лопотко. – С.-Пб.: Диалог, 2008.
  39. Алексеенко С.И., Янов Ю.К., Баиров В.Г., Цурикова Г.П. Химические ожоги пищевода у детей. – С.-Пб., 2012.
  40. Рябова М.А., Немых О.В. Хронический ларингит: принципы патогенетического лечения. – С.-Пб., 2010.
  41. Блоцкий А.А., Карпищенко С.А. Поражения ЛОР-органов при специфических заболеваниях/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2012.
  42. Лавренова Г.В., Никитин К.А. и др. Заболевания наружного уха. С.-Пб., 2012
  43. Блоцкий А.А., Плужников М.С., Карпищенко С.А. Клиническая анатомия ЛОР-органов/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2007.
  44. Ильин С.Н., Ноздреватых О.В. Компьютерная томография в диагностике заболеваний височных костей/ Руководство для врачей. – С.-Пб., 2010.
  45. Консервативные и хирургические методы в ринологии. Под ред. М.С. Плужникова. – С.-Пб., 2012.
  46. Плужников М.С., Лавренова Г.В. и др. Хронический тонзиллит: клиника и иммунологические аспекты/ 2-е изд. – С.-Пб., 2010
  47. Блоцкий А.А., Карпищенко С.А. Неотложные состояния в оториноларингологии/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2009.
  48. Плужников М.С., Блоцкий А.А. и др. Рентгенодиагностика в оториноларингологии/ Методическое пособие. – С.-Пб., 2009.
  49. Игнатова И.А., Смирнова С.В., Манчук В.Т. Аллергическая риносинусопатия (истинного и псевдоаллергического генеза). – С.-Пб., 2007
  50. Gelfand S. Essentials of Audiology/ 3 rd edition. – Thieme, 2009.
  51. Robinette M.S., Glattke Th.J. Otoacoustic Emissions: Clinical Applications/ Ed. 3 rd edition. – Thieme, 2007.
  52. Rosser R.J., Valente M., Hosford-Dunn H. Audiology: Diagnosis/ Ed. 2 nd edition. – Thieme, 2007.
  53. Burkard R.F., Don M., Eggermont J.J. Auditory Evoked Potentials: Basic Principles and Clinical Application/ Lippincott Williams & Wilkins, 2007.
  54. Clark G.M. Cochlear Implants. Fundamentals and Applications/ Springer Verlag, Inc, 2003.
  55. Niparko J.K. Cochlear Implants: Principles and Practices/ Ed. 2 nd edition. – Wolters Kluwer, Lippincott Williams & Wilkins, 2009.
  56. Valente M., Hosford-Dunn H., Rosser R. Audiology: Treatment/ Ed. 2 nd editions. – Thieme. 2007.
  57. Hall J.W. New Handbook of Clinical Audiology/ 6 th Ed. – Lippincott Williams & Wilkins, 2009

Клиническая база

Создание кафедры на базе Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования позволило обеспечить высокий уровень преподавания дисциплины за счет привлечения высококвалифицированных специалистов к работе на кафедре и возможности не только знакомить врачей-сурдологов с основами аудиологии, но и демонстрировать внедрение новых разработок в диагностике и лечении больных с различными формами тугоухости и глухоты.

Календарный план циклов

НАИМЕНОВАНИЕ ЦИКЛОВ И КОНТИНГЕНТ СЛУШАТЕЛЕЙ ВИД И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ КУРСА ЧИСЛО СЛУШАТЕЛЕЙ
СУРДОЛОГИЯ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ (№2015)

В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗАМИ МИНЗДРАВА РОССИИ № 707Н ОТ 08.10.2015, № 66Н ОТ 03.08.2012

ВРАЧИ-СУРДОЛОГИ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ ЛПМО

МЕДИЦИНСКИЕ СЁСТРЫ ЛПМО

ВРАЧИ-СУРДОЛОГИ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, ПЕДИАТРЫ, НЕОНАТОЛОГИ, АКУШЕРЫ-ГИНЕКОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ ЛПМО

В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗАМИ МИНЗДРАВА РОССИИ № 707Н ОТ 08.10.2015, № 66Н ОТ 03.08.2012

ВРАЧИ-СУРДОЛОГИ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ ЛПМО

МЕДИЦИНСКИЕ СЁСТРЫ ЛПМО

ВРАЧИ-СУРДОЛОГИ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИ, ПЕДИАТРЫ, НЕОНАТОЛОГИ, АКУШЕРЫ-ГИНЕКОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ ЛПМО

Источник — http://sdo-journal.ru/journalnumbers/arhipova-ef-rekomendacii-k-korrekcionnomu-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Источник — http://audiology.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

Бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

1 месяц ago

бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

Бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

1 месяц ago

клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

Клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

1 месяц ago

выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

Выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

1 месяц ago

как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

Как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

1 месяц ago

расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

Расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

1 месяц ago