Categories: СПРАВКА

Какой химический элемент является действующим началом в тироксине гормоне щитовидной железы

какой химический элемент является действующим началом в тироксине гормоне щитовидной железы

Выступление врача-гигиениста: “Профилактика заболеваний”.

Обобщающий урок по теме «Нарушение гуморальной регуляции»

Разделы: Биология

Цель: Раскрыть нарушения, связанные с гипо- гиперфункцией желез внутренней секреции. Познакомить учащихся с мерами профилактики эндокринных заболеваний. Показать успехи медицины, в лечении эндокринных заболеваний.

Формировать умение:

  • работать с дополнительной литературой, извлекать необходимую информацию;
  • составлять небольшие сообщения, излагать содержание, четко отвечать на поставленные вопросы;

Оборудование: Таблица “Железы внутренней секреции”, Модель почки с надпочечниками, рисунки учащихся по теме, плакаты, фотографии, набор продуктов, богатых йодом.

Ход урока

На доске написана тема урока и эпиграф: “Знать необходимо не за тем, чтобы только знать, но для того, чтобы научиться делать”. (А.М.Горький)

I. Установочный

Учитель: Определить тему, цели, задачи урока по мини-анкете. Учитель: Я буду называть разные симптомы, характеризующие состояние нашего организма, а вы поднимаете руки, у кого такие симптомы бывают.

Симптомы:

– быстрая утомляемость;
– частые головные боли;
– головокружения;
– часто хочется пить;
– постоянное ощущение голода;
– слабость;
– ухудшение зрения;
– дрожание рук;
– похудение без причины;
– быстрый набор веса;

Учитель: Определите по содержанию вопросов, о чем пойдет речь на уроке? (о нарушении работы эндокринного аппарата).

Записать тему урока в тетрадях.

Учитель: Чтобы вы хотели узнать более подробно?

Учащиеся записывают эпиграф урока в тетрадях и вопросы на которые бы они хотели бы знать ответ.

Вопросы для проверки нового материала (записаны на доске):

  1. Почему гормоны называют регуляторами жизни?
  2. Как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям?
  3. Перечислите меры профилактики заболеваний эндокринного аппарата?
  4. Каковы современные представления об эндокринной системе организма?

II. Актуализация знаний (необходимая для восприятия нового материала)

Учитель: Для того, чтобы говорить о нарушениях сначала проверим, как вы знаете строение и функции эндокринной системы.

Самоконтроль: Учитель задает вопросы классу, тот, кто ответил, ставит в своей тетради знак “+”.

Вопросы классу:

  1. Какими системами осуществляется регуляция функций в организме?
  2. В чем суть гуморальной регуляции?
  3. Чем представлен эндокринный аппарат?
  4. Чем железы внешней секреции отличаются от желез внутренней секреции?
  5. Какую железу называют “дирижером оркестра” эндокринных желез?
  6. Какой химический элемент является действующим началом в тироксине – гормоне щитовидной железы?
  7. Какой гормон продуцируют надпочечники?
  8. Перечислите железы внутренней секреции?
  9. Перечислите железы внешней секреции?
  10. Какой гормон выделяет поджелудочная железа?

III. Изучение нового материала

Подготовка к уроку: (ученикам было дано задание найти информацию о различных заболеваниях эндокринного аппарата и выступить в роли: врачей эндокринологов, и врач-, гигиенист).

(Учитель представляет гостей урока.)

Примерное содержание выступлений учащихся.
Выступление врача-эндокринолога: (1-й) “Нарушения функций щитовидной железы”.

Среди эндокринных заболеваний болезни щитовидной железы имеют высокий удельный вес. Наиболее распространен диффузный токсический зоб (или базедова болезнь), эндемический зоб и гипотиреоз, тяжелую форму которого называют микседемой.

Напомню, гормон щитовидной железы – тироксин содержит до 65,3 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ, он ускоряет биохимические реакции, влияет на центральную нервную систему и на все органы. Избыточное или недостаточное поступление в кровь гормона приводит к серьезным нарушениям в организме.

Диффузный токсический зоб, или базедова болезнь. В 1840 году врач Базедов впервые описал болезнь, связанной с избыточной функциональной активностью щитовидной железы. Ее стали называть базедовой болезнью. Она связана с длительным поступлением избытка йодированных гормонов.

Заболевание характеризуется увеличением железы, появлением сердцебиений, пучеглазия и многих болезненных нарушений. Больные жалуются на общую слабость, быструю утомляемость, раздражительность, плаксивость, потливость, нарушение сна, дрожание рук. Значительно увеличивается обмен веществ, больные начинают худеть.

Не исключено, что причинами этой болезни являются психические травмы, воспалительные процессы (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулез и др.)

При большом зобе лекарства, обладающие способностью подавлять функцию щитовидной железы, не дают желаемого эффекта. Тогда больному делают операцию: удаляют слишком активную часть железы.

(Примерное содержание сообщений учащихся.)

Выступление врача-эндокринолога: (2-й) “Загадки бронзовой болезни”.

Начну свое выступление с отрывка из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи” из “Записок охотника”.

“Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?

Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки, тоже бронзовые. Я вглядываюсь , попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное … (Далее героиня рассказывает, что с ней случилось)… Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундука и полетела вниз – да о землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому – скоро поднялась и к себе в комнату вернулась. Только словно у меня что внутри – в утробе – порвалось …

– С самого того случая, – продолжала Лукерья, – стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже – и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала”.

Бронзовая болезнь (или Аддисонова болезнь) обусловлена двусторонним поражением коры надпочечников, ведущим к уменьшению или прекращению продукции их гормонов. Гормоны надпочечников играют важную роль в регуляции сердечно-сосудистой системы, солевого, водного обмена и др. Причиной болезни являются туберкулез надпочечников, кровоизлияния в надпочечники, гнойное их воспаление, опухоли. Аддисонова болезнь наблюдается главным образом в возрасте 20-40 лет, развивается медленно. Лечение направлено на ликвидацию недостаточности функции коры надпочечников.

Выступление врача-эндокринолога (3-й) “Сахарный диабет”:

Симптомы заболевания – это выделение в больших количествах сахара с мочой, и обезвоживание организма. Ткани утрачивают способность усваивать сахар, начинают вместо этого расходовать жиры и белки, наступает потеря веса. При этом окисление жиров сопровождается образованием токсических продуктов, так называемых кетоновых тел; всем известен простейший их представитель – ацетон.

При сахарном диабете поджелудочная железа не вырабатывает достаточного количества инсулина, который в норме регулирует уровень сахара в крови! Норма сахара в крови у здорового человека – 80 – 120мг %, а в моче он полностью отсутствует, то у больного сахарным диабетом содержание сахара в крови может достигать 200 – 850 мг %. Организм стремится вывести избыточный сахар вместе с мочой. Больной выделяет в сутки от 2 до 3 литров мочи. Это приводит к появлению у больного неудержимой жажды.

Сахар как бы проходит через организм. Чрезмерное накопление продуктов обмена веществ, повышенная концентрация сахара в крови и в связи с этим повышенная вязкость крови вызывают резкое угнетение центральной нервной системы. Заболевание распространенное, может быть в любом возрасте. Чаще бывает у детей от 6 до 12 лет, т.е. в период наиболее быстрого роста. Обычно обнаруживают после различных острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Психическая или даже физическая травма могут стать причиной заболевания.

Главным в лечении является физиологическая диета и достаточное количество инсулина. При неправильном лечении больного могут быть осложнения (глаз, сердечно-сосудистой системы). Хронический недостаток инсулина приводит к замедлению физического и полового развития.

Выступление врача-гигиениста: “Профилактика заболеваний”.

Профилактика заболеваний – это дело каждого из нас. Питание должно быть рациональным, сбалансированным, которое должно обеспечивать поступление нужного количества йода с пищей и водой.

Продукты, богатые йодом:

– рыбий жир
– мясо
– фасоль
– горох
– яйца
– капуста
– свекла, морковь, картофель
– 770 мкг %
– 11,4 мкг %
– 12,8 мкг %
– 10,5 мкг %
– 10,2 мкг %
– 9,5 мкг %
– 5,8 мкг %.

В большом количестве йода содержится в мясе морских рыб и водорослей. Используйте, по возможности, йодированные соль, хлеб и другие пищевые продукты. Больше бывайте на свежем воздухе. Систематически проходите осмотр у врача эндокринолога. Ни в коем случае для профилактики заболевания не используйте для питья разведенный аптечный йод. Ведите здоровый образ жизни – рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, правильная организация труда и отдыха. Это и есть слагаемые искусства быть здоровым.

Учащиеся слушают доклады, заполняют таблицу, задают вопросы выступающим.

Заболевание Причины Симптомы

После выступления “врачей”, учащиеся отвечают на вопросы, записанные на доске.

V. Подведение итогов урока

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. О чем заставили задуматься вас сообщения врачей?
  3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

1. Всем стр. 44–46 учебника;
2. Творческое задание для учеников, интересующихся биологией:
Выяснить, какую диагностику врач – эндокринолог проводит в нашей районной больнице, по выявлению нарушений эндокринного аппарата.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Конспект урока по биологии 8 класс «Строение и значение нервной системы человека»

Дата:________ Урок № 47

Тема: Значение и строение нервной системы человека.

Цель: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы.

образовательная: способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток

развивающая: развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи

Оборудование: презентация «Значение и строение нервной системы», дидактические материалы к уроку, таблица «.

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие.

Анализ контрольной работы.

Мотивационный момент.

Человек существо биологическое и имеет клеточное строение. Тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Какая система органов регулирует работу всех клеток, органов и тканей организма? (Эти функции в организме человека выполняет нервная система.)

Запишем тему урока: Значение и строение нервной системы человека.

— познакомиться со строением нервной системы человека,

— узнать какое значение нервная система имеет в общей системе органов человека.

3. Изучение нового материала.

1. Значение нервной системы.

Развитие нервной системы

Нервная система высших животных и человека представляет собой результат длительного развития в процессе приспособительной эволюции живых существ. Развитие центральной нервной системы происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий из внешней среды.

Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия координированной, биологически целесообразной реакцией. Развитие нервной системы шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности нервной системы человека необходимо познакомиться с основными этапами ее развития.

Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы НС различают у животных. (слайд презентации ).

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, какой можно сделать вывод?

Вывод: Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нервной системы.

2. Функции нервной системы:

Работа в группах по 4 человека.

Задание: познакомиться с текстом параграфа 43, сформулировать функции нервной системы, дать пояснения.

Распределите между членами группы материал параграфа.

Познакомьтесь каждый со своим материалом, обсудите и назовите функции нервной системы.

Запишите функции нервной системы в тетрадь.

Функции нервной системы человека:

Обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;

Согласует работу всех органов;

Обеспечивает выживание организма как единого целого;

Обеспечивает осуществление психических процессов.

Далее учащиеся озвучивают полученный результат, комментируют, корректируют записи.

Физминутка.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

3. Сделать наклон вперед 2-3 раза, стараться дотянуться кончиками пальцев рук до носков обуви.

4. Поднять руки вверх и потянуться. Опустить руки, расслабить мышцы рук и плечь.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

3. Строение нервной системы.

— Работа в парах с книгой и дидактической карточкой.

1. Познакомьтесь со структурой нервной системы человека, составьте схему «Строение нервной системы»

Нервную систему (по месту расположения) подразделяют на центральную и периферическую. К центрально нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической – нервы, нервные узлы и нервные окончания.

2. Какой тканью образована нервная система? (Основной тканью нервной системы является нервная ткань.)

3. Что является структурной единицей нервной ткани? (нейроны)

4. Из чего состоят нейроны? (Стр.37-38) (тело и отростки-дендриты и аксоны)

5. Чем образовано серое вещество мозга? (тела и дендриты нейронов)

6. Чем образовано белое вещество в центральной нервной системе? (отростками нейронов)

7. Какие виды нервов существуют в зависимости от выполняемой ими функции? (чувствительные, исполнительные и смешанные).

4. Первичная проверка понимания.

На доске с помощью магнитов воссоздать схему, записанную в тетради.

С остальными учащимися учитель проводит беседу по вопросам в карточке.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Задание: продолжите утверждения:

Нервная ткань образована нейронами.

Нейроны состоят из тела и отростков.

Тела нейронов образуют серое вещество.

Различают длинные отростки аксоны и короткие — дендриты.

Отростки нейронов образуют белое вещество.

В процессе один ученик у доски составляет кластер

7. Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы их? Все ли у нас получилось?

8. Рефлексия.

Запись на слайде

Своей работой я:

не совсем доволен…

я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…

эти знания мне пригодятся в жизни, например …

9. Информация о домашнем задании.

§ 43, 44 (стр. 222), устно ответить на вопросы на стр.221 № 1-5, на стр.227 № 1-2.

Творческое задание: создать макет «Нервная система человека».

Источник — http://urok.1sept.ru/articles/570699

Источник — http://memorial-zv.ru/raznoe/stroenie-i-znachenie-nervnoj-sistemy-biologiya-8-klass-otdely-nervnoj-sistemy-urok-biologiya-chelovek-8-klass.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago