Categories: СПРАВКА

Готовность детей к школе диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов

готовность детей к школе диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов

Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».

Методы диагностики готовности к школе — Готовность ребенка к школе

Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости. Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций. Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Иирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле). Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

К наиболее известным отечественным методам определения психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды. Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности — ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны — потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития. [15, 73]

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др. [10,68]

Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России. [4, 76]

М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ, отвечающих следующим требованиям:

1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель-май);

2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе;

3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

В 5-6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 — 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме. [12, 184]

В 5-6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне. [10, 64]

Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.

30. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова. — М., 1993.

Готовность к школьному обучению шестилетних детей

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.04.2010
Размер файла 96,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 1
  • 2
  • 3

При играх «в школу», как еще отмечала Л.И.Божович [6], готовые в психологическом плане дети играют «в урок», а не готовые играют «в перемену. Но какими бы большими по сравнению с другими дошкольниками они ни казались, в психологическом плане это всего лишь старшие дошкольники. Данное парадоксальное сочетание качеств личности еще раз подтверждает идею Л.С.Выготского о том, что рассматриваемый возраст является действительно переходным.

Высокая эмоциональность дошкольника может тоже создавать педагогу дополнительные трудности с организацией учебной работы. Надо помнить, что из-за высокой истощаемости нервных клеток коры головного мозга уже после 10-15 минут интенсивной работы наступает «охранительное торможение», начинаются отвлечения внимания или «двигательное беспокойство», расторможенность. Не секрет, что и гиперактивность — это еще один симптом утомляемости, который может привести к неврозу, а не симптом невоспитанности шестилетнего школьника.

У шестилеток можно достаточно определенно говорить не о характере, который еще формируется, а о темпераменте, в основе которого лежит сочетание свойств нервной системы. Это проявляется в общей психологической активности, моторике, эмоциональности, т.е. в поведении ребенка [73;93]. На основе учета свойств нервной системы учитель должен осуществлять индивидуальный подход к ученику. Отмечено, что слабость и инертность нервной системы могут быть как наследственными, так и явиться результатом ослабления здоровья, ухудшения самочувствия.

На основании полученных в результате теоретико-экспериментального исследования данных можно сформулировать следующие выводы:

1. В процессе диагностики готовности к школьному обучению 6-летних детей было установлено наличие специфических, но в тоже время нормативных трудностей, а именно несформированности позитивной мотивации к школьному обучению.

2. Появление положительной мотивации может появиться лишь в результате стабильного успеха в новой деятельности, которую необходимо формировать специально по такой программе, которая построена с учетом принципа опоры на зону ближайшего развития. При решении раннего начала обучения имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. У детей не подготовленных к систематическому обучению труднее и дольше проходит процесс адаптации к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

3. Если говорить об обучении детей с шести лет, как о свершившемся факте, это должно повлечь за собой определенные изменения в организации работы детского сада и школы, в программах обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Психологам детских садов и школ необходимо сотрудничать с родителями и вести просветительскую работу, которая раскрывает все стороны понятия «Готовность к школе». Существующие методики диагностики классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка, его здоровья, функционального состояния и т.п. Почти никогда не выделяется глубинная (первичная) причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития, основное внимание уделяется симптомам. Обязательно, также, сотрудничество школьного и дошкольного психологов (как и садов и школ в целом).

4. Воспитателям необходимо уделять большую значимость подготовки к школе, обеспечивать мотивационную готовность и формировать эмоционально положительное отношение к школе. Сформировать представление о школе можно посредством рассказа (об уроке, учителе, учениках), экскурсии к зданию школы, экскурсии в класс, сюжетно-ролевой игре «Школа», рисунках о школе, проведением досуга совместно с первоклассниками.

1. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. — М., 1986.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 1981

3. Безруких М.М., Ефимова С,П. Ребенок идет в школу. — М., 1998.

4. Берштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1991.

5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М., 1998.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990.

8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. -М., 1990.

9. Валеева И.А. Формирование логического мышления младших школьников в коррекционно-развивающем обучении. //Актуальные проблемы социальной и педагогической психологии. — Иваново, 1999.

10. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к обучению в школе// Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. — М., 1985.

11. Венгер Психологическая готовность детей к обучению в школе//Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. — М., 1985.

12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для психологов-консультантов. — М., 1989.

13. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. — СПБ.: Союз, 2000.

14. Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В Петровского. — М., 1979.

15. Возрастная и педагооическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной и др. — М., 1984.

16. Волков В.С., волкова Н.В. Детская психология. — М., 2000.

17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-Пб., 2004.

18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.,1985.

19. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.

20. Гамезо М.В. и др. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. — М., 1995.

21. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Межличностные отношения ребенка. — М., 1997.

22. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенков. Как? — М., 2000.

23. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. Бугременко, А.Л. Венгер и др. — М., 1993.

24. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.

25. Данилова Н.Н., Крылова А.А. Физиология высшей нервной деятельности. — М.,1997.

26. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн.: Экономпресс, 1999.

27. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1988.

28. Диагностика готовности детей к обучению в школе / под ред. Ю.А. Дмитриева, Т.И. Ерофеевой и др. — М., 1994.

29. Диагностика в детском саду. Методическое пособие./ под ред. Ничипорюк Е.А., Посевиной Г.Д., Ростов-на-Дону, 2004.

30. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова. — М., 1993.

31. Диагностика психического развития: Перевод с чешского. — Прага, 1978.

32. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. — М., 2002.

33. Ермакова Е.С. Особенности развития обобщенных комплексных представлений как средство гибкости мышления в дошкольном возрасте. // Вопросы социальной и педагогической психологии. — Иваново, 2000.

34. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 1984.

35. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 1988.

36. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973

37. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей// Принцип развития в психологии / Под ред. Л.Анциферовой М., 1978.

38. Кон И.С. Ребенок и общество. — М., 1988.

39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.,1996.

40. Леви В. Нестандартный ребенок. — М., 1996.

41. Лидерс А.Г. Методы исследования и умственное развитие ребенка. — М., 1980.

42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997.

43. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1971.

44. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.

45. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2004.

46. Мухина В.С. Возрастная психология. — М.,1997.

47. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.

48. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

49. Нечаев Н.Н. Практические вопросы психолого-педагогической подготовки специалиста в вузе. М., 1985.

50. Николаев В.В., Штода Л.З., Кузнецов А.Т. Методические рекомендации по определению физической подготовленности детей 6-7- лет. — Курган, 1986.

51. О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.061998 г. // Вестник образования. 1998. №8.

52. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: «за» и «против». — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.

53. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995.

54. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе /Под ред. И.Д.Зверева, А.М. Пышкало. -М., 1990.

55. Обучение и развитие младших школьников. — Волгоград, 1990.

56. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

57. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. — М., 1996.

58. Павлова Л. Значение развития действий рук// Дошкольное воспитание.1984, №1

59. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. — М., 1997.

60. Петрова Е.Э. Мама, я хочу в школу. — Новосибирск, 1997.

61. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. — Минск, 1982.

62. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

63. Подготовка ребенка к школе / Айзман Р.Н., Шарапова Л.К. и др. — М., 1991.

64. Построение модели личностно-ориентированной школы. — М., 2001.

65. Практический психолог в современной школе. — Волгоград: Перемена, 1999.

66. Природа ребенка в зеркале автобиографии. /Под ред. Б.М. Бим-Бада и др. — М.: УРАО, 1998.

67. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //Активные методы работы школьного психолога. — М., 1990.

68. Психология развивающейся личности \ под ред. А.В. Петровского. — М., 1987.

69. Развитие мотивов у детей 6-7 лет. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста // Ред. Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер. _ М., 1988.

70. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. Учебное пособие. — М.: Флинта, 2000.

71. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.

72. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996.

73. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы /под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.

74. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.

75. Свинина Н.Г. Подготовка студентов к диагностике уровня готовности детей к обучению в школе. // Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. — Курск, 1990.

76. Семейное психологическое консультирование / Под ред. Гриценко В.В. — Балашов, 1993.

77. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.

78. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. М., 2003

79. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. — СПб, 2002.

80. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.

81. Турчин А.С. Педагогическая психология. — Иваново, 2000.

82. Турчин А.С. Шестилетки идут в школу. — Иваново, 1998.

83. Турчин А.С. Диагностическая беседа как элемент профессиональной подготовки будущих учителей. // Психологические проблемы профориентации учащихся. — Челябинск, 1990.

84. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. — М.,1993.

85. Харчев А.В. Популярная психология. — М., 1988.

86. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. С-Пб, 1999.

87. Эльконин Д.Б. Кпроблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. №4

88. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

89. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

90. Эмоциональные нарушения в дестком возрасте и их коррекция //Вопросы психологии. — 1989. — №1

91. Frostig V., Horn D. Frostig. Programm for the development of visual perception /Chicago? 1972/

92. Hamblin D.H. Teaching study skills. — Basil Blackwell. Publisher, 1986.

  • 1
  • 2
  • 3

Подобные документы

Выявление соотношения социально-психологической и интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста. Анализ подходов к понятию психологической готовности детей к школьному обучению в работах психологов. Определение особенностей самооценки ребёнка.

курсовая работа [604,5 K], добавлен 13.09.2013

Понятие, особенности и условия формирования психологической готовности ребенка к школе. Рассмотрение аспектов школьной зрелости: интеллектуальной, личностной, волевой и нравственной готовности к обучению. Анализ приемов психологической помощи детям.

курсовая работа [516,2 K], добавлен 29.11.2010

Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Признаки и компоненты готовности ребенка к школе. Сущность интеллектуальной готовности к школьному обучению. Особенности формирования личностной готовности к школьному обучению, развития памяти дошкольника.

курсовая работа [31,0 K], добавлен 30.07.2012

Проблема обучения детей с 6 лет. Показатели готовности к школе в современных условиях. Определение психологической готовности детей к школьному обучению. Личная и интеллектуальная, социально–психологическая и эмоционально–волевая готовность ребенка.

контрольная работа [24,4 K], добавлен 10.09.2010

Проблемы изучения личностной и мотивационной готовности детей к школьному обучению. Психологическое сопровождение детей на этапе приёма и адаптации в школе. Методика изучения готовности ребёнка к обучению. Коррекционная работа с детьми на этапе адаптации.

дипломная работа [90,0 K], добавлен 18.11.2010

Психофизиологические особенности развития нормально развивающихся детей и с общим недоразвитием речи. Уровень готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические рекомендации для формирования готовности ребенка к обучению.

дипломная работа [8,0 M], добавлен 08.04.2014

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Темперамент как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности. Особенности проявления темперамента в младшем школьном возрасте. Диагностика психологической готовности к обучению.

дипломная работа [54,6 K], добавлен 23.10.2011

Источник — http://www.getsoch.net/metody-diagnostiki-gotovnosti-k-shkole-gotovnost-rebenka-k-shkole-2/

Источник — http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b3bc68b5d53b89521216c27_2.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

Как избежать коронавируса? Часто задаваемые вопросы и ответы.

Мойте руки как можно чаще, прикрывайте рот и нос на публике, избегайте скопления людей, сохраняйте…

1 час ago

Беспроводной ирригатор Waterpik WP-450.

Беспроводной ирригатор Waterpik WP-450. Вы ищете беспроводной ирригатор с большим резервуаром для воды ? Тогда вы попали в…

1 час ago

Стационарный ирригатор Oral-B Professional Care Oxyjet MD20.

Стационарный ирригатор Oral-B Professional Care Oxyjet MD20. Ирригатор Oral-B MD20 - интересное предложение, особенно для…

1 час ago

Стационарный ирригатор Waterpik WP-160 Ultra Plus.

Стационарный ирригатор Waterpik WP-160 Ultra Plus. Waterpik WP-160 - это улучшенная версия известного топового ирригатора WP-100 . Это одна из…

1 час ago

Беспроводной ирригатор Panasonic EW1511

Беспроводной ирригатор Panasonic EW1511 Еще одна модель в нашем рейтинге - это тоже предложение от…

1 час ago

Стационарный ирригатор Waterpik WP-660.

Стационарный ирригатор Waterpik WP-660. Это еще одна модель ирригатора Waterpik в этом списке. На этот раз…

1 час ago