Categories: СПРАВКА

Государство как субъект международного частного права. иммунитеты государства в международном частном праве

государство как субъект международного частного права. иммунитеты государства в международном частном праве

2. В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче-ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за-ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами между-народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре-шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме-нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы-боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Государство как субъект международного частного права

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.01.2007
Размер файла 29,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Список используемой литературы

Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей — международного частного права.

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права — физических и юридических лиц одного государства — в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

В каждом государстве, важнейшим регулятором общественных отношений является право, а право — это система юридических норм, которая фиксирует определенные отношения; охраняет общеобязательные правила поведения, а также закрепляет права и обязанности лиц.

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. Особенность положения субъектов МЧП состоит в том, что они выступают не только носителями прав и обязанностей, но и играют главную роль в создании и реализации международно-правовых норм.

В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое положение субъектов МЧП, которыми, прежде всего, являются физические и юридические лица, а иногда — государства, их основные особенности. На основе изученного материала, постараюсь определить, какое место занимают субъекты в международном частном праве.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства — апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство — бипатриды);

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан — резиденция главы римско-католической церкви) «Международное публичное право» под ред. проф. К.А. Бекяшева в гл.5 «Субъекты международного права». М.: Проспект, 1998. .

Физические и юридические лица, как субъекты международного частного права являются участниками правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя физическими или между двумя юридическими лицами, так и между физичес-ким или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права — с другой.

Государства; нации и народы, борющиеся за независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования, как субъекты МЧП только тогда будут входить в состав правоотношения, регулируемого нормами МЧП, когда будет выполнено следующее условие: контрагентом по сделке (или другой стороной в пра-воотношении) будет физическое, либо юридическое лицо. Правоотношения, в которых участниками являются два государства, или две межправительственные организации, или государство и межправительственная организация, не будут регулироваться нормами МЧП. Они бу-дут находиться в сфере действия международного публичного нрава.

Следовательно, если в правоотношении с одной стороны участвует субъект международного публичного права, то другой стороной для того, чтобы правоотношение регулировалось нормами МЧП, может быть только физическое либо юридическое лицо.

Для физических лиц такими категориями будут дееспособность и правоспо-собность; для юридических — личный статус и «национальность»; при характеристике субъектов международного публичного права категори-ями, раскрывающими особенности их участия в гражданско-правовых отношениях международного характера, являются государственный суверенитет, суверенитет народов и наций.

Одним из основных начал, своего рода фундаментом для сотрудни-чества государств, служит специальная категория МЧП, именуемая «взаимностью». Юридический смысл, вложенный в это понятие, имеет много общего с одноименным понятием, употребляемым в быту: идет ли речь о предоставлении прав или о выполнении каких-либо работ — все это обеспечивается при условии совершения другой стороной таких же действий.

Взаимность в МЧП означает:

1) предоставление иностранцам в РФ таких же прав, свобод и возможностей, какими обладают российские граждане в соответствующем иностранном государстве;

2) признание и исполнение иностранных судебных решении при условии признания и исполнении судебных решений РФ в соответствующем иностранном го-сударстве;

3) исполнение судебных поручений иностранных судов при аналогичном исполнении поручений судов РФ;

4) в определенных случа-ях применение иностранного права при условии, если в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям применяется российское право и др.

Всех ситуаций, при которых будет применяться взаимность, указать невозможно. Вместе с тем, не все ситуации, указанные выше, мо-гут быть решены на основе взаимности. Как правило, наличие взаимнос-ти предусматривается в международном договоре. В том случае, когда такое положение отсутствует, считается, что нет оснований для предъяв-ления требования взаимности. Другими словами, если в международном договоре или в национальном законодательстве не содержится нормы, обуславливающей совершение определенных действии на условиях вза-имности, то эти действия должны быть выполнены в отношении иност-ранцев без соответствующей «проверки» аналогичной ситуации в иност-ранном государстве в отношении российских граждан.

В проекте третьей части ГК РФ предлагается новелла, формулиру-ющая отношение Российской Федерации к категории взаимности. Рос-сийский законодатель определил, что суд РФ должен применять иност-ранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к аналогичным отношениям российское право. Однако это основное положение дополнено традиционными «исключе-ниями», позволяющими в законах РФ устанавливать нормы, регулирую-щие применение иностранною права на условиях взаимности.

Важным положением, содержащимся в ст. 1227 проекта ГК, является норма о «презумпции» взаимности: в случае, если применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что эта взаимность существует между государствами, постольку не доказано иное.

Помимо вышеуказанного в российском законодательстве имеются нормы, включенные в различные законы РФ, содержащие положения о взаимности. Так, например, согласно ст.47 Закона РФ «О товарных знаках, зна-ках обслуживания н наименованиях мест происхождения товаров» 1992г., право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения товаров предоставляется физическим лицам тех государств, которые пре-доставляют аналогичное право гражданам РФ.

В международном частном праве обычно различают два вида взаимности: «формальную» и «материальную».

При формальной взаимности иностранцы теми же правами, какие имеют отечественные граждане и юридические лица, в том числе и теми правами какими иностранцы не пользуются в своем государстве. Иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не за-креплены в законодательстве Российской Федерации. На принципе фор-мальной взаимности основаны практически все договоры, заключенные РФ с иностранными государствами.

При материальной взаимности государство предоставляет иностран-цам те же права или обязанности, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве.

В силу различия правовых систем предоставление материальной взаимности оказывается, весьма затруднительным, так как в некоторых правовых системах просто отсутствуют гражданско-правовые институты, известные и распространенные в других.

Употребление терминов «формальная» и «материальная» используется в условном значении с целью противопоставить одно понятие другому. В Российской Федерации, как, впрочем, и в большинстве государств, признается формальная взаимность, хотя в определенных случаях возможно применение и материальной взаимности (в области налогообло-жения, авторского права).

Возможность установления таких ограничений определяется ст. 162 Основ ГЗ и может иметь место лишь при определенных условиях: 1) ограничения должны быть ответными — устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специ-альные ограничения правоспособности российских граждан и юридичес-ких лиц; 2) только Правительству РФ, предоставлено право устанавливать ограничения (например, суды при рассмотрении дела не могут ли-шить иностранца права собственности на домовладение, ссылаясь на то, что в соответствующем государстве российские граждане не могут иметь в личной собственности дома).

Учитывая, что некоторые государства имеют более развитые эконо-мическую, социальную, правовую системы по сравнению с РФ, россий-ским гражданам в иностранном государстве предоставляется возмож-ность пользоваться теми имущественными правами, которые неизвестны российскому законодательству. В то же время, в иностранных госу-дарствах, так же, как и в России, могут быть установлены изъятия из принципа национального режима, ограничивающие граждан РФ в от-дельных правах. Это может касаться каких-либо льгот при получении образования, социальном обеспечении, в отношении некоторых имуще-ственных прав.

Правовое положение юридических лиц в МЧП раскрывается через категории «личного статута» и «национальности». Под личным статутом понимают объем правоспособности юридического лица в соответствующем государстве. В содержание этого понятия включаются вопросы образования, деятельности, прекращения деятельности юридического ли-ца, взаимоотношении между учредителями, порядка получения и распре-деления прибыли, расчетов с бюджетом и другие.

В каждой правовой системе личный статут имеет своё содержание. В Российской Федерации личный статут, определяемый для российских юридических лиц, закрепляется в нормах ГК РФ. В Основах закрепляется положение о выборе правопорядка для регламентации личного статуса иностранных юридических лиц: согласно ст. 161 ГК РФ, личный статут иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом, вопрос о том, чем «заполнен» статус иностранного юридического лица, решается по материальному праву соответствующего иностранного государства.

«Национальность» юридического лица — это принадлежность юридического лица к определенному государству. Этот термин используется для определения правовой связи юридического лица с государством: отчисления на-логов; создания ее стороны государства правового регулирования в от-ношении тех вопросов, которые составляют содержание личного статуса. В случае, если, например, юридическое лицо является российским, то личный статус его будет определяться российским правом; для французского — применимо французское право и т.п.

Необходимо подчеркнуть, что термин «национальность» является условным и не показывает наличия в данном юридическом лице иностран-ного капитала или вхождения иностранцев в состав учредителей. Подобные «осложнения» юридического лица иностранным элементом не изме-няют его национальности.

Понятия «личного статуса» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статуса зависит от того, какую на-циональность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе су-ществуют свои критерии определения национальности и содержатся раз-ные коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособ-ность (личный статус) юридических лиц.

В юридической литературе в качестве разновидности юридичес-ких лиц, участвующих в отношениях, регулируемых МЧП, часто назы-вают «международные юридические лица». При этом к ним относят транснациональные корпорации, транснациональные организации, консорциумы и т.п. Международное частное право. Учебное пособие под. Ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристь. 1993.

В связи с этим необходимо заметить, что само по-нятие «международные юридические лица» является условным и его ис-пользование в МЧП не всегда считается обоснованным. Дело в том, что «международность» — это категория, показывающая наличие «иност-ранного элемента». В транснациональных корпорациях, компаниях «международность» означает деятельность предприятии, имеющих об-щую целевую направленность, на территории нескольких государств. Что касается национальности, то для каждого предприятия, входящего в транснациональную корпорацию, она всё равно будет определяться и соответствии с вышеизложенными правилами (согласно доктрине ин-корпорации, доктрине оседлости, центра эксплуатации и т.п.). Учиты-вая это, терминологическая нагрузка в виде понятия «международное» применительно к транснациональным корпорациям создает ложное представление об отсутствии национальности у подобных видов юридических лиц.

Аналогично решается вопрос и с международными неправительствен-ными организациями. Созданные на территории определенного государства, они подчиняются правовому регулированию, установленному зако-нодательством этого государства, независимо оттого, что деятельность этих организаций носит международный характер, так как затрагивает интересы многих государств.

Так, например, Ассоциация международного сотрудничества «Безопасность предпринимательства и личности» включает организации и предприятия, действующие на территории России, США и ряда государств Западной Европы.

При этом организацион-но-правовые формы юридических лиц и их личный статут определяются правовой системой конкретного государства: в частности, личный статут российского агентства коммерческой безопасности «Альтернатива-М», созданного в 1994 году, определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Белая книга российских спецслужб. Международная неправительственная науч-но-исследовательская и образовательная организация «РАУ-Корпорация». М.: Агентство «Обозреватель», 1996.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федераль-ном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой дея-тельности» от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридичес-кими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного госу-дарства, в котором они учреждены.

Другими словами, иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который исполь-зуется при регулировании валютных правоотношений. К нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодатель-ством иностранных государств с местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, либо полно-стью принадлежащие иностранным инвесторам, которые учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том случае, если предприятие осуществляет свою деятельность за пределами терри-тории России не менее одного года, и другие образования, перечень ко-торых содержится в Приложении № 1 к письму ЦБ РФ «Порядок опре-деления резидентов и нерезидентов в Российской Федерации» от 18.06.1996г.

Таким образом, анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характе-ра правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Следовательно, в це-лом, все иностранные юридические лица могут осуществлять на террито-рии Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать раз-личного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам Ануфриева Л.П. Иностранные юридические лица: правовое положение в России. // Российская юстиция, № 2, 1997, с.44 . При этом никакого офи-циального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов дея-тельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения, (что предусматривается для иностранного юридичес-кого лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранных юридических лиц открывая, на террито-рии России представительства и филиалы, посредством которых соответ-ствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйст-венную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иност-ранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц обрываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и ор-ганизации, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридичес-кого лица. Предусмотрен срок, на который может открываться предста-вительство: этот срок не превышает трёх лет.

В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положе-ние о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации пред-ставительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на от-крытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.

2. В отличие от физических и юридических лиц («полноправных» субъектов МЧП), государство, как уже было отмечено, будет субъектом МЧП только при участии с другой стороны в сделке физического или юридиче-ского лица. Это не значит, что государство с государством не может за-ключить договор купли-продажи или любые другие договоры. Важно понимать, что межгосударственное общение определяется нормами между-народного публичного права. В случае возникновения спора, он будет ре-шаться, например, в соответствии со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде ООН, который рассматривает межгосударственные споры. Приме-нимым будет международное публичное право, при этом сам вопрос о вы-боре «компетентной» национальной правовой системы не возникнет.

Участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, имеет свою специфику. Это связано с особой природой и сущностью государства — обладанием государственным суверенитетом как признаком, характери-зующим государство. Государственный суверенитет означает верховен-ство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пре-делах своей территории и компетенции, независимость одного государст-ва от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регули-ровании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенст-ва государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других междуна-родных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства каждое государство пользуется между-народным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной пра-вовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств 5 Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристь, 1998.

· судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);

· иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения со-вершать определенные действия государственным органам иностранно-го государства в порядке обеспечения исковых требований);

· иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность при-нудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностран-ного государства или государственных органов);

· иммунитет государственной собственности (означает неприкосно-венность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают общей чертой: не-обходимостью получить согласие государства для осуществления опре-деленных действий со стороны другого государства. Без согласия госу-дарства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к уча-стию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

До настоящего времени нормы, регулирующие вопросы иммунитета государств, ещё не нашли своего закрепления в международной конвен-ции, хотя проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности уже был подготовлен и принят Комиссией международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты государств применяются пока на основе международных обычаев.

Для преодоления иммунитетного «барьера» физические и юридичес-кие лица, вступающие в отношения с государством, должны предусмат-ривать в соответствующих международных контрактах, заключаемых с иностранными государствами, специальные положения, в которых госу-дарство — участник сделки принимает на себя обязательство отказа от судебного иммунитета (или иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска, или иммунитета от судебного исполнения решения).

Участие Российской Федерации в гражданско-правовых отношени-ях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содер-жится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, сле-дует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношени-ях международного характера.

От имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать органы государственной власти в соответствии с компе-тенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Со-гласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Фе-дерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федераль-ные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, де-партаменты и другие органы). Таким образом, если Министерство внеш-неэкономических связей Российской Федерации заключает договор меж-дународной купли-продажи с австрийской фирмой; то участником дого-вора является государство — Российская Федерация со всеми вытекаю-щими юридическими последствиями.

Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, обла-сти, Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения, авто-номные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законо-дательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим субъектам гражданского права, как Россий-ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для кото-рых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществле-нием их функционального назначения, в гражданском законодательстве (прежде всего в ГК) установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государствен-ной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила ре-гулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.

Нормой, специально посвященной регулированию гражданских от-ношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и госу-дарств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положе-ние является отсылочным и содержит правило о том, что особенности от-ветственности Российской Федерации и субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммуните-те государства и его собственности.

К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние годы российские законы включены специальные нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положе-ние о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отноше-нии предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разра-ботке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был при-нят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. 6 Экспертная оценка Г.М. Мелкова «Проекта Сахалин-П», «Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» от 22 ию-ня 1994г. М.: Государственная Дума, 1998.

В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократив-шись в количестве, представляют за рубежом интересы российского госу-дарства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает между-народным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государст-ву. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оп-тимизации системы управления внешнеэкономическими связями Россий-ской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых пред-ставительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых -представительств. Не вдаваясь подробно в политическую и экономическую оценку указанного реформирования (которое, к сожалению, порождает струк-турный кризис, не изменяя модели внешнеэкономических связей России), следует лишь, обратить внимание на действие Положения о торговых представительствах СССР за границей 1989г., которое до настоящего времени сохраняет силу и регулирует деятельность оставшихся торг-овых представительств.

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам международного публичного права, большей частью вступают в отношения не гражданско-правового характера. Их участие в сделках, так же, как и участие государства в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны «контрагента» физического или юридического лица.

В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода до-говоры, о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.

Особенно показательно участие в гражданско-правовых отношениях международных межправительственных организаций системы ООН. Се-кретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключе-нию контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов.

Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные организации (специализированные учреждения) ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов междуна-родных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях).

Коллизионным вопросом, возникающим в связи с деятельностью ММО, является выбор применимого права при регулировании гражданско-правовой сделки. Этот выбор может касаться как формы сделки, так и установления ее содержания. Как правило, эти вопросы решаются в договорах, заключаемых ММО с юридическими и физическими лицами, участвующими в сделке.

Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответ-ствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом — соответствующими международными договорами.

С другой стороны, многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международ-ных договорах. Это обстоятельство делает необходимым решать вопро-сы, являющиеся специфическими и существующие в рамках МЧП: в ча-стности, делать выбор компетентного правопорядка.

В договорах, заключаемых ММО с государством, содержится от-сылка к применимому праву. Очень часто таким правом «объявляется» национальное право государства места нахождения штаб-квартиры ор-ганизации. Так, например, Международной Организацией Труда, Все-мирной Организацией Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключе-ны договоры на аренду зданий в Женеве. В договорах содержалась, нор-ма, указывающая, что рассмотрение споров будет осуществляться по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки на национальное право име-ются в договорах МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского правительства.

Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса примени-мым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регу-лироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие — внутренними правилами, выра-ботанными самой организацией.

Заключение

Международное частное право тесно связано с международным публичным правом, поскольку отношения между субъектами внутреннего права существуют в международной жизни.

Субъект в целом определяется как носитель прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми предписаниями.

При изучении темы своей работы, я выяснила, что нормами МЧП регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права субъектов. Имущественные и личные неимущественные права иностранцы имеют наравне с российскими гражданами, а российские наравне с иностранцами, если это не противоречит закону.

Для государства, как субъекта МЧП в пределах своей юрисдикции устанавливаются собственные правила регулирования, т.е. регламентация одинаковых отношений в какой бы то ни было области внутригосударственного права имеет свое специфическое регулирование в законодательстве разных государств.

В настоящее время развитие сотрудничества между субъектами МЧП, ведет к необходимости усовершенствовать нормы МЧП, преодолению коллизий.

Список используемой литературы.

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ ч.1.

3. Ануфриева Л.П. Международное частное право Т.1. Общая часть. М., 2000

4. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1994

5. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999

6. Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект, 1998.

7. Дмитриева Г.К. Международное частное право. М.: Юристъ, 2004.

Подобные документы

Правовое положение государства в международном частном праве. Понятие и виды иммунитета государства. Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 15.01.2016

Правовое положение государства в международном частном праве. Теория абсолютного и функционального иммунитета. Права и обязанности Российской Федерации в частноправовых международных отношениях. Тенденции развития правового регулирования иммунитета.

курсовая работа [25,9 K], добавлен 12.10.2014

Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом. Рассмотрение понятия иммунитета собственности государства. Характеристика доктрин абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 14.10.2010

Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства. Виды иммунитета (абсолютный, функциональный, ограниченный иммунитет) и их правовое регулирование.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 25.10.2013

Правовое положение государства в международном гражданском обороте. Основные виды гражданских правоотношений с участием государства. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития. Анализ основных теорий иммунитета государства.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 30.11.2014

Раскрытие содержания и исследование проблемы иммунитета государства в гражданско-правовых отношениях. Правовая оценка доктрины государственного акта как основания иммунитета государства. Признание иммунитета государства от юрисдикции иностранных судов.

реферат [18,0 K], добавлен 09.08.2012

Юридическая природа субъектов международного частного права, их основные виды, краткая характеристика. Государство как субъект имущественных отношений. Понятие иммунитета государства, его виды. Права и обязанности покупателя по Венской конвенции.

курсовая работа [67,5 K], добавлен 31.05.2013

Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.

Государство как субъект международного частного права

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.10.2014
Размер файла 25,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Государство как субъект международного частного права

1.1 Правовое положение государства в международном частном праве

1.2 Понятие иммунитета государства

Глава 2. Виды иммунитета государства

2.1 Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах

2.2 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства

Список использованных источников

Государство — сложное, многогранное политико-правовое явление, возникшее еще в далекой древности. Ключевую роль в глобальных общественных отношениях играют именно государства. В рамках международного частного права следует уяснить роль государства в частных международно-правовых отношениях.

Несомненно, государство является основным субъектом международном праве, однако является ли оно основным субъектом в международном частном праве, которое регулирует имущественные, личные неимущественные, а также личные, тесно связанные с имущественными отношения, осложненные иностранным элементом, является открытым.

Традиционно основными субъектами рыночной экономики, развивающие товарный оборот, насыщающие различные рынки являются юридические лица, и с ними в рамках международного частного права, все понятно.

С государством все куда сложнее. Вопрос о том, как будет вести себя государство на международно-правовой арене, связанной с осуществлением рыночной, хозяйственной деятельности, какой правовой статус и положение будет оно занимать, какова ответственность государства перед своими иностранными контрагентами — все это решается в рамках важной отрасли права — международном частном праве.

Данная работа состоит из анализа нормативно-правовой базы внутреннего законодательства, международных правовых актов, международной практики, научных изысканий.

Предмет исследования — государство, вступающее в международные частноправовые отношения, а также совокупность механизмов, закономерностей и особенностей участия государства в международном гражданском обороте.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся при участии государства в международном гражданском обороте, правовые основы и нормативно-правовое регулирование международных частноправовых отношений с участием государства в Российской Федерации и других.

Глава 1. Государство как субъект международного частного права

1.1 Правовое положение государства

Государство — основной, универсальный субъект международного публичного права. Однако правоотношения с участием государства могут иметь и частноправовой характер. Государство как единственный суверенный субъект права обладает международной частноправовой правосубъектностью. Во внутренней сфере в силу своей властной природы государство является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Однако государство одновременно может участвовать в правоотношениях с участием равноправных независимых субъектах, что не может не отразиться на ее правовом статусе.

Во внутренней правовой системе законодательство (ст. 124 ГК РФ) закрепляет участие РФ, субъектов РФ, муниципалитетов в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами».

Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Государство что-либо приобретает у других субъектов предпринимательской или коммерческой деятельности в иностранных государствах, фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов, к слову, хозяйственная деятельность государства в иностранном государстве разнообразна. Причем в том или ином объеме в частноправовых отношениях международного характера принимают участие все государства, независимо от их социально-экономического строя, уровня развития.

С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, и вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Так, появляются новые формы, могущие сыграть положительную роль в развитии национальной экономики: использование государством концессионных соглашений, заключаемых с иностранными юридическими и физическими лицами, по которым государство на возмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору право на освоение природных ископаемых. В соглашениях о разделе продукции, государство передает иностранному инвестору на возмездной и срочной основе право на освоение природных ресурсов, только продукция, полученная в ходе такой деятельности делится между государством и иностранных инвестором на оговоренных в соглашении условиях.

В частноправовых международных отношениях Российская Федерация может:

1) предоставлять и получать кредит (аналогичным полномочием наделены и субъекты РФ)

2) использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени РФ);

3) предоставлять гарантии по займам и кредитам. Например, Указом Президента РФ от 23.07.2003. « О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» устанавливается, что гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды; предоставление гарантий или поручительств Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам осуществляется на конкурсной основе;

4) заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ устанавливает обязанность при заключении концессионного соглашения проводит процедуру конкурса;

5) заключать соглашения о разделе продукции, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;

6) приобретать и арендовать за границей земельные участки;

7) заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг, оказании работ;

8) выступать за границей в качестве наследника вымороченного имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.

При этом возникают правоотношения двух видов: 1) правоотношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому, научному, техническому сотрудничеству и т.п.). Данные отношения регулируются исключительно нормами международного-публичного права; 2) правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в данный правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударственные) организации и отдельные граждане.

Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. В области имущественных отношений государство выступает как особый субъект, поскольку оно не является юридическим лицом, а особым правовым образованием.

Таким образом, государства достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают субъектами международного частного права.

1.2 Понятие иммунитет государства

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunis (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Понятие иммунитета государства сложилось первоначально в международном праве обычного характера, и лишь затем получило закрепление в международных договорах и судебной практике. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его пределах, входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что государства равны. Это начало международного права изрекается как «Равный не имеет власти над равным» и «Равный не имеет власти над равной юрисдикцией, что толкуется в трех важных постулатах»:

1) Иммунитет иностранного государства в отношениях осложненных иностранным элементом, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. В соответствии со ст. 1204 к гражданско-правовым отношениям, осложненных иностранным элементам, с участием государства нормы международного частного права применяются на общих основаниях. Нормы международного частного права применяются к сделкам, которые государство совершает или с которыми оно связано иным образом, чем при осуществлении суверенных функций. При определении характера сделки принимается во внимание правовая природа сделки и учитывается ее цель;

2) Иммунитет государства отличается от иммунитета международных организаций, несмотря на то, что в их основе лежат одинаковые принципы. Иммунитет международной организации зиждется на договорной основе, будучи закрепленной в учредительных документах этой организации. В связи с этим иммунитет международных организаций носит производный, вторичный характер от иммунитета государства и имеет в качестве своего источника согласованную волю государств — участников каждой международной организации;

3) Иммунитет иностранного государства отличается от дипломатического иммунитета, под которым понимаются привилегии и иммунитеты дипломатических представительств. Истоки дипломатического иммунитета коренятся в международно-правовых нормах. Так, п.3 ст.401 ГПК РФ прямо закрепляет, что аккредитованные в РФ дипломатические представители иностранных государств подлежат юрисдикции судов РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными нормами и принципами международного права или международными договорами РФ.

В международно-правовой практике применяются более узкое понятие: «юрисдикционные иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет государства и его собственности», поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, так как у них основа — суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

В соответствии со ст. 5 Конвенции ООН «О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности» от 2.12.2004., государство пользуется иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений Конвенции.

Государство в тексте Конвенции означает:

1) государство и его различные органы управления;

2) составные части федеративного государства или политические подразделения государства, которые правомочны совершать действия в осуществление суверенной власти и действуют в этом качестве;

Глава 2. Виды иммунитета

В доктрине международного частного права существует две основных теории относительно иммунитета иностранного государства: теория абсолютного иммунитета и теория функционального иммунитета. Г.К. Дмитриева выделяет еще теорию ограниченного иммунитета. Все вышеперечисленные теории будут рассмотрены.

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами. Абсолютный иммунитет распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

Согласно ч.1 ст.401 ГПК РФ предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст.251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях оно стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишались прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.

Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем на практике. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

Следующим видом иммунитета является функциональный иммунитет, который основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт властвования, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то нон всегда пользуется иммунитетом, в том числе в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, тогда оно иммунитетом не обладает. Поэтому государство может выступать в качестве в зависимости от осуществляемых функций сувереном, носителем публичной власти и частным лицом.

Функциональный иммунитет в том виде, в каком он был сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету. Ни доктрина, ни судебная практика, ни законы не установили какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица.

Если опираться на характер отношения, то любая сделка, операция, регулируемая частным правом, а не международным является частноправовой, т.е. коммерческой операцией, и ничем не отличается от подобных операций, совершаемых частными лицами. С точки зрения природы акта аренда государством здания является частноправовой сделкой независимо от того, арендуется ли здания для расположения посольства или для устройства гостиницы для проживания приезжающих своих граждан. Применение этого критерия неизбежно ведет к крайнему выводу, что в любой сфере деятельности государство не должно пользоваться иммунитетом.

По-разному может истолковываться совокупность фактов: применение цели деятельности в качестве разграничительного критерия. Государство обладает иммунитетом, если совершаемые им операции являются коммерческими или, напротив, не обладает иммунитетом, если операции являются коммерческими. От того как данные правоотношения будут истолкованы, будет зависеть итого признания государства, обладающим иммунитетом или не обладающим. Таким образом, теория функционального иммунитета неспособна выдвинуть критерии, которые бы четко разграничивали деятельность государства на суверенную и частную.

Серьезным недостатком функционального иммунитета является то, что государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Если иностранный суд вынесет решение в отношении другого государства, то юрисдикция иностранного суда состоялась, и тем самым нарушен иммунитет государства.

2.1 Иммунитет государства в зарубежном законодательстве в международных правовых актах

Национальное законодательство разных государств воплощает различные подходы к определению института иммунитета государства. Наблюдается тенденция рассматривать государство как обычного участника коммерческой деятельности, не связанными с публичного властными функциями суверена, т.е. в основу национального законодательства по данному вопросу закладывается концепция функционального государственного иммунитета. Существует обширное национальное законодательство, посвященное иммунитету государств. В частности, Закон США «Об иммунитете иностранных государств» 1976 г. Иностранное государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в судах США в любом деле, в котором иск основан на коммерческой деятельности, осуществляемой в США иностранным государством, или на действии, совершенном в США в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства в любом месте, и влекущем прямые последствия в США. По любому требованию о предоставлении средства судебной защиты, в отношении которого иностранное государство не обладает иммунитетом, оно несет ответственность в такой же форме и степени, как и частное лицо в сходных обстоятельствах. Еще один представитель англо-американской правовой семьи Великобритания в своем Законе «О государственном иммунитете» 978 г. устанавливает, что государство не пользуется иммунитетом от судебного разбирательства, касающегося заключенной государством коммерческой сделки или обязательства, которое на основании договора подлежит исполнению в целом или в части на территории Великобритании. В смысле статьи, коммерческой сделкой понимают любую сделку (коммерческого, промышленного, финансового или другого подобного характера), в которой государство участвует или связано с ней подобным образом, нежели осуществление суверенной власти. К числу коммерческих сделок относятся займы, другие финансовые обязательства.

Международно-правовая практика и доктрина признают, что иностранное государство вправе отказаться от юрисдикционного иммунитета, причем такой отказ может быть как явно выраженным в каком-либо документе (международном договоре, заявлении и т.д.), так и предполагаемым в форме совершения им каких-либо действий (например, выступление в качестве стороны судебного разбирательства).

О широком распространении теории функционального иммунитета свидетельствуют международные договоры, положения которых основаны на этой теорию. К числу таких договором относятся, например, Брюссельская Конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных торговых судов от 10.04.1926 г. И дополнительный протокол к ней от 24.05.1934 г. Настоящая Конвенция приравнивает режим государственных торговых судов и грузов, принадлежащим этим государствам, к режиму торговых судов и грузов, находящихся в собственности юридических и физических лицо. Она допускает арест государственных торговых судов и грузов и обращение на них судебного взыскания. Конвенция не применяется к судам, которые осуществляют некоммерческую службу, и которые, включены в перечень категорий судов, изъятых из сферы ее действия. В этот перечень входят военные, патрульные, санитарные, вспомогательные, снабженческие суда, государственные яхты. Они не подлежат конфискации, аресту или задержанию. Протокол к Конвенции предоставил иммунитет зафрахтованным государством на время и на рейс судам, которые используют исключительно на правительственной некоммерческой службе.

Важнейшим из международных договорах выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы. Данная Конвенция сводится к следующим положениям.

Договаривающееся государство, выступающее в качестве истца или третьего лица в судебном разбирательстве в суде другого Договаривающегося государства, признает в отношении предпринятого судебного разбирательства юрисдикцию судов этого государства.

Такое Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в судах другого Договаривающегося государства в отношении встречного иска:

a) в тех случаях, когда этот встречный иск вытекает из юридической взаимосвязи или из фактов, на которых основывается основной иск;

б) в тех случаях, когда это государство, если против него было предпринято отдельное судебное разбирательство в судах другого государства, не смогло в соответствии с положениями настоящей Конвенции сослаться на иммунитет.

Договаривающееся государство, выдвигающее в суде другого Договаривающегося государства встречный иск, признает юрисдикцию судов этого государства, как в отношении основного иска, так и в отношении встречного иска.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно взяло на себя обязательство признавать юрисдикцию этого суда в соответствии с:

a) международным соглашением;

б) ясно выраженным положением, содержащимся в договоренности, составленной в письменной форме; или

c) ясно выраженным согласием, данным после возникновения спора.

Договаривающееся государство не пользуется иммунитетом от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно ссылается на иммунитет от юрисдикции после принятия решения по существу вопроса. Тем не менее, если оно устанавливает, что факты, на которых оно могло основывать иммунитет, могли стать ему известны лишь позднее, оно может ссылаться на иммунитет в том случае, если оно приведет эти факты как можно скорее.

Договаривающееся государство не рассматривается как отказавшееся от иммунитета в том случае, когда оно выступает в суде другого Договаривающегося государства для того, чтобы сослаться на этот иммунитет.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство связано с обязательством государства, которое в силу имеющегося соглашения должно быть осуществлено на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Это положение не применяется:

a) в том случае, когда речь идет о соглашении, которое было заключено между государствами;

б) в том случае, когда стороны в соглашении договорились об ином;

в) в том случае, когда государство является стороной в соглашении, заключенном на его территории, и обязательство государства регулируется его административным правом.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства в том случае, когда судебное разбирательство связано с трудовым соглашением, заключенным между государством и физическим лицом, и работа подлежит исполнению на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Это положение не применяется:

a) в том случае, когда физическое лицо в момент возбуждения иска имеет гражданство государства-работодателя;

б) в том случае, когда в момент заключения соглашения оно не имело гражданства государства, где происходит судебное разбирательство, а также не имело обычного места пребывания на территории этого государства; или

в) в том случае, когда стороны в соглашении в письменной форме договорились об ином, за исключением тех случаев, когда в соответствии с законами государства, где происходит судебное разбирательство, только суды этого государства компетентны рассматривать этот вопрос.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если оно участвует с одним или несколькими частными лицами в обществе, ассоциации или юридическом лице, имеющем свое реальное или официальное место нахождения или свое главное учреждение на территории государства, где происходит судебное разбирательство, и если судебное разбирательство связано с отношениями между государством, с одной стороны, и организацией или одним из ее участников, с другой, которые вытекают из этого участия. Если была достигнута договоренность об ином в письменной форме, то настоящее правило не применяется.

Договаривающееся государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции в суде другого Договаривающегося государства, если судебное разбирательство касается:

a) патента на изобретение, чертежа или промышленной модели, производственного или товарного знака, фирменного наименования или другого аналогичного права, в отношении которого в государстве, где происходит судебное разбирательство, была представлена или зарегистрирована заявка или которые охраняются иным образом и в отношении которых государство является заявителем или владельцем;

б) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, упомянутого права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

в) несоблюдения государством в государстве, где происходит судебное разбирательство, авторского права, которое в нем охраняется и принадлежит третьему лицу;

г) права использования названия фирмы в государстве, где происходит судебное разбирательство.

2.2 Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства

государство иммунитет международный право

Широкое распространение концепции ограниченного иммунитета в праве и практике зарубежных стран привело к тому, что уже в 80-е годы количество исков, предъявляемых к СССР в иностранных судах, значительно возросло. В целом опыт, связанный с рядом дел, возникших за рубежом (прежде всего в США) по искам к СССР или к советским государственным органам, показал, что юридические средства защиты в иностранных судах концепции абсолютного иммунитета Советского государства ограничены, и, как правило, эффекта не дают. Закрепление ранее в советском, а ныне в российском законодательстве абсолютного иммунитета иностранного государства не ведет к автоматическому признанию иммунитета нашего государства в иностранных судах. Все это свидетельствует о том, что законодательство, основанное на концепции абсолютного иммунитета государства нуждается в изменении.

В этой связи под эгидой Центра частного права был разработан проект российского закона «О юрисдикционного иммунитете иностранного государства и его собственности» в 1998 году. Переработанный вариант этого документа под названием Проект ФЗ «Об иммунитете государства» был подготовлен в 2000г. в рамках проекта Центра торговой политики и права.

При подготовке Проекта были учтены законодательные акты по вопросам иммунитета иностранного государства таких стран, как Австралия, Великобритания, Канада, Пакистан, Сингапур, США, ЮАР, а также судебная практика Австрии, Греции, Италии, ФРГ, Швейцарии и др. Принимались во внимание и результаты кодификационных работ, предпринятых в рамках международных органов и организаций, таких, как Комиссия международного права ООН, Организация Американских Государств, Ассоциация международного права.

Этот Федеральный Закон «Об иммунитете государства» устанавливает пределы юрисдикционного иммунитета государств в Российской Федерации, а также особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств.

Проект исходит из того, что «иностранное государство пользуется в Российской Федерации юрисдикционным иммунитетом за изъятиями, установленными» им. Введение нормы о возможности предъявления исков к иностранному государству (его органам) без его согласия ликвидирует ситуацию, когда для предъявления в российском суде иска к иностранному государству необходимо во всех случаях получить согласие этого государства.

В международно-правовой доктрине, международной практике признано, что иностранное государство вправе отказаться от юрисдикционного иммунитета. Поэтому Проект (ст. 4) предусматривает, что иностранное государство не пользуется юрисдикционным иммунитетом, если оно выразило согласие на осуществление юрисдикции российским судом в силу: а) международного договора; б) письменного соглашения, не являющегося международным договором; в) заявления в суде или письменного уведомления в рамках конкретного разбирательства.

В Проект (ст. 5) включено положение о презюмируемом отказе иностранного государства от юрисдикционного иммунитета. В частности, Проект закрепляет презумпцию того, что «иностранное государство добровольно согласилось на отказ от судебного иммунитета», если оно: а) явилось стороной разбирательства, возбужденного по его инициативе в российском суде; б) вступило в разбирательство существа дела или предприняло какое-либо иное действие по существу дела. Сходные положения закреплены в законодательных актах Великобритании (п. 2 § 2), Сингапура (п. 3 § 4), Пакистана (п. 3 § 4), Канады (п. 2 § 4), Австралии (п. 6 § 10) и др.

Таким образом, государство является ключевым субъектом международного частного права. Его роль очень важна и обширна. К примеру, в частноправовых международных отношениях Российская Федерация может:

предоставлять и получать кредит (аналогичным полномочием наделены и субъекты РФ)

использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени РФ);

предоставлять гарантии по займам и кредитам. Например, Указом Президента РФ от 23.07.2003. « О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» устанавливается, что гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды; предоставление гарантий или поручительств Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам осуществляется на конкурсной основе;

заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором (ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ устанавливает обязанность при заключении концессионного соглашения проводит процедуру конкурса;

заключать соглашения о разделе продукции, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;

приобретать и арендовать за границей земельные участки;

заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг, оказании работ.

Список использованных источников

1. Конвенция ООН «О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности» от 2.12.2004 // Правовая система «КонсультантПлюс».

2. Европейская конвенция 1972 г. Об иммунитете государств // Международное частное право. Сборник документов.- М.: БЕК, 1997. С. 41 — 51.

3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть Первая // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть Третья. // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4552.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. //»Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.

7. ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005. № 115-ФЗ // “Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3606.

8. Указ Президента РФ от 23.07.2003. « О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3126.

9. Богуславский М.М. Международное частное право. М.,2004. — 606 с.

10. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право. М.,2005. — 752 c.

11. Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2008. — 688 с.

12. Дмитриева Г.К., Филимонова М.В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. М.,1999.

13. Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. М.,2005. — 559 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Правовое положение государства в международном частном праве. Понятие и виды иммунитета государства. Иммунитет государства в зарубежном законодательстве и международно-правовых актах. Тенденции развития правового регулирования иммунитета государства.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 15.01.2016

Суверенитет государства как основание формирования особого статуса государства — участника отношений в международном частном праве. Концепции о видах иммунитета государства. Понятие иммунитета государства в законодательстве Российской Федерации.

курсовая работа [29,0 K], добавлен 23.01.2007

Особенности правового положения государства как участника частных правоотношений, осложненных иностранным элементом. Рассмотрение понятия иммунитета собственности государства. Характеристика доктрин абсолютного, функционального и ограниченного иммунитета.

контрольная работа [32,6 K], добавлен 14.10.2010

Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства. Виды иммунитета (абсолютный, функциональный, ограниченный иммунитет) и их правовое регулирование.

курсовая работа [37,1 K], добавлен 25.10.2013

Особенности правового положения государства в международных частно-правовых отношениях. Условия отказа от правового иммунитета. Виды и основные доктрины иммунитета государства. Особенности участия России в международных частно-правовых отношениях.

презентация [295,5 K], добавлен 02.08.2015

Правовое положение государства в международном гражданском обороте. Основные виды гражданских правоотношений с участием государства. Понятие иммунитета государства, история его возникновения и развития. Анализ основных теорий иммунитета государства.

курсовая работа [34,7 K], добавлен 30.11.2014

Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства. Правовое положение иностранных юридических лиц и правовое положение государства в Международном частном праве.

курсовая работа [39,4 K], добавлен 29.01.2010

Источник — http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625b2ac68a4c43a89521316c27_0.html

Источник — http://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b2ad79b4d53b88421206c27_0.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

3 дня ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

3 дня ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

3 дня ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

3 дня ago