Categories: СПРАВКА

Фадина г. в. диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста

фадина г.в. диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

12. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. — 1988. — № 2. — С. 3—10.

13. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. — 1984. — № 2. — С. 68—72.

14. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления старших дошкольников с ЗПР / Т. А. Стрекалова // Дефектология. — 1987. — № 1. — С. 64—69.

1. Этиология и классификации задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.

Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:

1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы.

2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.

3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще возникает у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна.

Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Статья на тему: Развитие и формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста Актуальность исследован.

Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет. — Педагогическая гостиная — Каталог статей — Сайт МДОУ № 15

Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.Диагностика и развитие познавательной деятельности детей 4-5 лет.Огарева М. Г., воспитатель МБДОУ №15

В период дошкольного возраста интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка.

Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства,времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.

Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов, т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

Познавательное развитие в дошкольномвозрасте.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность и категориальность.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательных действий и освоение сенсорных эталонов.

-зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Внимание – направленность и сосредоточенность психическойактивности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательными и применению волевых усилий для поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу.

Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

В дошкольном возрасте изменения касаются вех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем. Внимание становится болееустойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную.

Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную) . В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».

Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

— значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

— складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов.

Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии.

Память составляет совокупность процессов запоминания(фиксации) информации, сохранения или забывания её. А также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям.

По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной.

В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ёе развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятия и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессеактивного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками.

На протяжении дошкольного возраста преобладает не произвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Таким образом в дошкольном возрасте:

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, преобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь.

Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческомвоссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Формы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мыслительные операции – обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причин наследственных связей, понимание взаимосвязей, способность рассуждать.

На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительных операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления. В это время закладывается образный фундамент интеллекта.

Для диагностики познавательных процессов у детей в возрасте 4-5 лет я предлагаю следующие методики:

— Методика «Коробка форм» — направлена на оценку восприятия формы и пространственных отношений.

— Методика «Пирамидка» — направлена на выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями.

— Методика «Рыбка» — направлена на определение уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности.

— Методика «Дорисовывание фигур» — направлена на определениеуровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

/Лит-ра: «Психолог в ДДУ»/.

— Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале».

— Методика «Изучение процесса рассуждения».

/Лит-ра: «Практикум по дошкольной психологии»/.

— Методика «Найди и вычеркни» — диагностика продуктивности и устойчивости внимания.

— Методика «Образная память» -изучение образной памяти.

/Лит-ра: «Развитие познавательных способностей у детей»/.

Предварительный просмотр:

Слайд №2 Уважаемые коллеги, здравствуйте! Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению.

Слайд №3Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений.

Слайд №4Для обеспечения системы работы по данному направлению я разработала проект «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности».

Слайд №5Проект долговременный и рассчитан на 4 года. В нем участвуют педагоги, дети и их родители . Свою работу по данному проекту я начала с изучения методической литературы.

Слайд №6 Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Слайд №7 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Слайд №8 Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы с дошкольниками.

Слайд №9 Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования,

Слайд №10 различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.

Слайд №11 подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.

Слайд №12 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.

А у нас в саду дела — эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Слайд №13 Наблюдениеявляется одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать.

Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: «Что это?»,то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?»,а в пять- шесть лет очень важный для развития «Как это происходит?»

Слайд№14Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Слайд №15 В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Большой — маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Где, чей домик?»Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.

Слайд №16Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?»и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Слайд №17Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; каким вещам вода на пользу, а каким во вред?Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Слайд №18Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологиивоспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Слайд№19Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.

Слайд №20Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах:разработаны и проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформляется серия наглядной информации для родителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Слайд№21 Воспитатели и родители стали единомышленниками в решении поставленных задач развития поисково-исследовательской деятельности детей.

Слайд №22Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях района, родительских собраниях, педсоветах.

Слайд№23На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Слайд №24 Спасибо за внимание!

По теме:

Курс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является продолжением таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Детская практическая психология», «Коррекционная педагогика».

Н. Г. Чернышевского Г. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста Учебно-методическое пособие

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
старшего дошкольного возраста

для студентов педагогических факультетов

Работа выполнена на кафедре дошкольной педагогики и психологии
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

Кандидат педагогических наук, директор
Гуманитарно-педагогического лицея-интерната г. Балашова

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского.

Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие /
Г. В. Фадина. — Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.

В учебно-методическом пособии изложено краткое содержание спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста», даны контрольные вопросы и практические задания, тематика рефератов и курсовых работ. Представлены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, специфика определения интеллектуально-эмоциональной готовности детей к школьному обучению, раскрыты особенности их познавательного и эмоционального развития.

Пособие содержит материалы, включающие теоретическое обоснование и практические аспекты психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР: диагностическое и коррекционное.

Пособие адресовано преподавателям, студентам педагогических факультетов дошкольных отделений.

I SBN 5—94035—162—Х © Г. В. Фадина, 2004

О г л а в л е н и е

Тема 1. Психолого-педагогическая
характеристика детей
старшего дошкольного возраста 9

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста 9

2. Эмоциональное развитие детей
старшего дошкольного возраста 13

3. Личностное развитие детей
дошкольного возраста 16

Тема 2. Психолого-педагогические
особенности детей
с задержкой психического развития 19

1. Этиология и классификации
задержки психического развития 20

2. Особенности познавательной
деятельности детей
с задержкой психического развития 23

3. Особенности эмоционального
развития детей с ЗПР 26

Тема 3. Психолого-педагогическая
готовность детей с задержкой
психического развития
к школьному обучению 28

1. Структура психологической
готовности детей
к школьному обучению 29

2. Критерии психологической
готовности детей
к школьному обучению 31

3. Специфика готовности
детей с задержкой психического
развития к школьному обучению 34

Тема 4. Проблемы
психологической диагностики ЗПР 37

1. Диагностика познавательных
процессов детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР 37

2. Диагностика эмоционального
развития детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР 44

3. Дифференциальная
диагностика ЗПР 47

Тема 5. Основные принципы
и направления в организации
психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР 52

1. Основные принципы
психолого-педагогической
коррекции 52

2. Основные направления
психолого-педагогической коррекции 54

3. Коррекция познавательного
и эмоционального развития
детей с ЗПР 56

Примерный перечень вопросов
к контрольному срезу 62

Вопросы к итоговому контролю 62

Список использованной
литературы 64

Введение

Социальные изменения, происходящие на современном этапе в нашем обществе, обуславливают необходимость внесения существенных корректив в подготовку специалистов для современного образования.

Реформа образовательной системы обнажила проблемы в обучении, воспитании, диагностики и коррекции детей с нерезко выраженными интеллектуальными отклонениями. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы. Необходимость ранней диагностики и своевременной коррекционной помощи с целью подготовки детей с ЗПР к школьному обучению и обеспечению полноценного образования и максимальной реализации потенциальных возможностей поставило в разряд актуальных освоение основных подходов к диагностике и коррекции, разработку индивидуальных программ с учётом структуры дефекта.

Исходной основой построения программы учебного курса является потребность дошкольной образовательной практики в решении актуальной проблемы подготовки детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

Целью спецкурса «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является формирование у студентов теоретико-методологических основ коррекционно-педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

Учебно-методическое пособие раскрывает перед студентами проблемы психологической диагностики ЗПР, специфики организации коррекционных мероприятий, особенности формирования психологической готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

Данный курс рассчитан на студентов, имеющих теоретические и практические навыки сравнения нормального и аномального детского развития и владеющих основными принципами дошкольной педагогики и психологии.

Курс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» является продолжением таких учебных дисциплин, как «Детская психология», «Основы специальной педагогики и психологии», «Детская практическая психология», «Коррекционная педагогика».

Основной задачей курса является подготовка студентов четвертых курсов педагогических факультетов в теоретическом и практическом плане к изучению особенностей развития детей с ЗПР в процессе дошкольного образования.

В содержание лекционных занятий со студентами дневного отделения входит изучение основных вопросов:

психолого-педагогические особенности детей с ЗПР;

становление психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста;

дифференциальная диагностика детей с ЗПР;

организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы.

Спецкурс «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» представляет собой сочетание теоретических и практических основ, представленных в пособии по темам: «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста»; «Психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития»; «Психолого-педагогическая готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению»; «Проблемы психологической диагностики ЗПР»; «Основные принципы и направления в организации психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР».

После каждой темы представлены контрольные вопросы, позволяющие оценить степень усвоения учебного материала. Учебно-методическое пособие содержит список рекомендуемой литературы, задания и вопросы для итогового контроля, тематику рефератов и курсовых работ.

Данный курс направлен на закрепление у студентов понятий и представлений о нормальном психическом развитии и пограничных состояниях детского развития, каким и является задержка психического развития. Студенты учатся использовать приобретённые знания применительно к диагностике и коррекции задержанного развития, знакомятся с основными причинами и видами нарушений познавательного, эмоционального и личностного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Материалы пособия используются при подготовке студентов дошкольных отделений в системе высшего образования и предлагаются для повышения квалификации специалистам дошкольного образования.

Тема 1. Психолого-педагогическая
характеристика детей
старшего дошкольного возраста

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

2. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

3. Личностное развитие детей дошкольного возраста.

Список рекомендуемой литературы

Антонова, Г.П. Познавательная деятельность детей 6—7 лет / Г.П. Антонова, И.П. Антонова — М., 1991.

Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н.Белкина. — Ярославль, 1998.

Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский — СПб., 1997.

Запорожец, А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Сов. педагогика. — 1973. — № 1. — С. 30—36.

Зеньковский, В. В. Психология детства / З В. В.еньковский. — М., 1996.

Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. — М., 1988.

Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М., 1998.

Особенности психического развития 6—7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. — М., 1999.

Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. — М., 1950.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.

1. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности (6).

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление.

Мышление — это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности.

Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления.

Структура мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:

1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.

2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.

3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника. Речевая деятельность совершенствуется в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте наступает новый этап освоения речи:

речь из ситуативной становится контекстной;

развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение;

складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности;

совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов;

совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.

В активный словарь детей данного периода развития входят
2500—3000 слов. В речь ребенка все активнее включаются прилагательные, наречия, существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций. Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и домашних, птицы — на зимующих и перелётных.

Постепенный рост состава речи ребенка является следствием расширения жизненного опыта, усложнением его деятельности и общения со взрослыми. По мере развития лексико-грамматического строя речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, обобщение, классификация. Именно в дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта:

1. Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия.

2. Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщенного мышления.

3. Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.

Главной особенностью данного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.

Восприятие — целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. По мнению
А. В. Запорожца, период дошкольного детства наиболее сенситивен для развития восприятия, так как под влиянием продуктивной творческой деятельности у ребёнка складываются сложные виды перцептивных и интеллектуальных действий по анализу воспринимаемых объектов (13). Восприятие детей становится осмысленным и дифференцированным.
В процессе восприятия старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности.

Восприятие становится осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.

Память — психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.

Первоначально память носит непроизвольный характер, так как степень запоминания зависит от установки наглядных связей, исходя из особенностей личного опыта ребёнка.

Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию, которое заключается в формировании регулятивных компонентов психической деятельности и приёмах запоминания вербального материала в соответствии с операциями мыслительной деятельности.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.

Существенные изменения наблюдаются в качественно-количественных характеристиках внимания. Внимание — это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния — это отвлекаемость, неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. В старшем дошкольном возрасте идёт процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.

Говоря о развитии внимания детей старшего дошкольного возраста, следует отметить, что изменения касаются всех его свойств: объем (способность одновременно сосредоточиваться на восприятии 3—4 объектов); распределение (в связи с автоматизацией ребенка); устойчивость (способность удерживать внимание на одном объекте 10—15 минут). Развитие произвольного внимания старшего дошкольника связано с развитием всех сторон речевой деятельности, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, появлением произвольного поведения.

Воображение детей старшего дошкольного возраста — это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению. Воображение начинает выполнять две основные функции: защитную, связанную с формированием практических навыков познания окружающего мира, и познавательную, позволяющую разрешить проблемную ситуацию и регулирующую психическое состояние путём создания воображаемой ситуации, отвлечённой от реальности.

Воображение претерпевает качественные изменения, приобретая произвольный характер, что предполагает планирование и программирование деятельности.

В период дошкольного детства происходит существенная перестройка познавательных процессов. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий. Дети старшего дошкольного возраста осваивают фонетику, их словарный запас составляет 5—6 тысяч слов, что позволяет им овладеть сложными формами речевой деятельности. Доминирует наглядно-образное мышление, происходит постепенный переход к абстрактно-логическому уровню мыслительной деятельности. Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом интенсивного развития процессов познавательной деятельности.

2. Эмоциональное развитие детей
старшего дошкольного возраста

Особую роль в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции, развитие эмоционально-личностной сферы.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний по отношению к окружающему миру и людям.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Эмоции можно охарактеризовать несколькими особенно показательными отличительными признаками: модальностью, динамичностью, полярностью.

Основу эмоциональной сферы составляют непосредственно эмоции, чувства, потребности. Эмоции выполняют защитную, креативную и когнитивную функции, таким образом переводя внешнее воздействие в познавательно- личностный смысл. В структуре эмоциональной сферы необходимо выделить сенсорную систему, которая обеспечивает взаимодействие личности с окружающим миром через зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. С возрастом ребенка происходит последовательное усложнение эмоциональных механизмов, представляющих собой замкнутую структуру. Можно выделить несколько ступеней усложнения эмоционального развития — эмоциональные реагирование, дифференциация и регуляция.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, которая в сравнении с движением еще менее развита: им трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социального окружения — самое удобное время учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Дошкольный период является сензитивным для развития способности детей к произвольной регуляции эмоций. Для этого ребенку необходимо научится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; воспроизводить эмоции по заданному образцу или произвольно; использовать паралингвистические средства для активации эмоций.

Активация произвольных эмоций происходит в процессе психомоторного и коммуникативного развития. Ребенок учится регулировать свое общение, взаимодействия в группе путём установления эмоциональных контактов, что является исходной основой развития эмоционального контроля личности. Эмоциональное самочувствие — это фактор развития личности, определяющий отношение к деятельности. Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения через переживание положительных или отрицательных эмоций.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной деятельности, а включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, они становятся осознанными. Развитие интеллектуальных чувств связано со становлением познавательной деятельности. Возможность перехода к сложной опосредованной деятельности возникает по мере развития эмоционально-волевой сферы. Именно в этот период должна произойти перестройка мотивации поведения, что проявляется в возможности подчинить интересы и эмоции в учебной деятельности, так и происходит в период достижения определенного уровня зрелости эмоционально-волевой среды. Это приводит к формированию способности критически относится к своей деятельности, разрабатывать внутренний план действий и целенаправленный контроль. Таким образом, формирование эмоциональной регуляции является важным фактором в развитии и построении психической деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами.

У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно в данный период развития акцентировать внимание на формировании у ребенка способности к эмпатии, активизированию общительности, регулированию эмоционального состояния детей.

Следующей ступенью совершенствования эмоциональной регуляции будет развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории. Ими различаются понятия «хороший — плохой», «добро — зло», «красивый — некрасивый», «правда — неправда». Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.

Дети непосредственно выражают собственные чувства, их настроение зависит от конкретных ситуаций, а выражение настолько разнополярно, что эмоции легко узнаваемы по мимике, модальности и выразительности.

Период дошкольного детства можно назвать периодом аффективных переживаний, так как эмоции носят нестойкий характер. Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

1. Агрессивные дети. Неуравновешенные, в конфликтных ситуациях эмоции выражают очень бурно, что проявляется в аффективном поведении, направленных на сверстников.

2. Эмоционально расторможенные дети. На все реагируют слишком быстро. Эмоции проявляются в мимике, движениях, переключениях от позитивного к негативному эмоциональному состоянию, что нарушает целенаправленность и произвольность деятельности и поведения.

3. Эмоционально заторможенные дети. Замкнутые, робкие, ранимые, избегают общения, переживают свои эмоциональные проблемы в одиночестве. Их характеризует невыраженность, «бедность» эмоциональных реакций.

Источник — http://raguda.ru/ds/diagnostika-i-korrekcija-psihicheskogo-razvitija.html

Источник — http://raguda.ru/vs/diagnostika-poznavatelnogo-razvitija-detej.html

Источник — http://refdb.ru/look/1262498.html

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

3 дня ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

3 дня ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

3 дня ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

3 дня ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

3 дня ago