Categories: СПРАВКА

Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под редакцией н. в. серебряковой

диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под редакцией н. в. серебряковой

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в образовательной организации благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС

Рубрика: 4. Психология развития

Опубликовано в

Дата публикации: 30.10.2015

Статья просмотрена: 3472 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9032/ (дата обращения: 16.12.2020).

Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования. Разработка и внедрение единого и целостного федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. условиях единства, непрерывности и преемственности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования; создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями в условиях единства, непрерывности и преемственности. Именно этот фактор делает возможным ввести в образовательный процесс детей раннего дошкольного возраста, создавая, таким образом, оптимальные условия для полноценного физического и психического развития детей.

Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте [4].

Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми, около 70 % — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30 % нуждаются в реабилитации, 45 % — в коррекционной помощи того или иного направления [2].

Значительным достижением последнего времени стала активная разработка и организация вариативных форм дошкольного образования, служб раннего сопровождения, психолого-медико-педагогических центров, консультативно-диагностических пунктов, создаются и разрабатываются новые программы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста. Раннее психолого-педагогическое сопровождение сегодня является одним из наиболее эффективных способов помощи ребенку преддошкольного возраста и его семье

Общей цельюпсихолого-педагогического сопровождения являетсясоздание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются: реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка раннего возраста; подготовка с создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступени на ступень в процессе непрерывного образования; учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений и прочих субъективных переживаний; создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него значимой; профилактика и выявление различных психологических причин нарушений развития ребенка; содействие успешной социальной адаптации детей раннего возраста к условиям детского учреждения; оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, родителям, воспитателям, специалистам. Приобщение участников образовательного процесса к психологической культуре.

Достижение главной цели и решение задач психологической службы обеспечиваются созданием и соблюдением в образовательном учреждении психологических, социально-психологических и психолого-педагогических условий, гарантирующих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Основными видами деятельности педагога-психологагрупп кратковременного пребывания является: психологическое просвещение; психологическая профилактика; психологическая диагностика;психологическая коррекция и развитие;психологическое консультирование.

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Его основной смысл заключается в том, чтобы знакомить взрослых с основными закономерностями и условиями благоприятного психологического развития детей, социальной ситуации развития, достичь понимания необходимости практической психологии и работы педагога-психолога в детском образовательном учреждении.

Психологическая профилактика строится на глубоком анализе всех воздействий на ребенка, условий жизни, воспитания и обучения с целью заранее предупредить или предохранить от нежелательных последствий для его развития и жизни.

В контексте практического решения поставленныхФГОС ДО задачпсихологическая диагностика составляет важную часть образовательной деятельности, позволяя выявить особенности ребенка, ориентируясь на которые педагог будет проектировать всю образовательную деятельность. Психологическая диагностика в группах кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения направлена на выявление актуального уровня развития ребенка, отслеживание процесса его социальной адаптации, определение психологических причин трудностей детей при адаптации, выявление детских склонностей, способностей и индивидуальных психофизических особенностей, а также изучение готовности ребенка к получению образования в новых образовательных условиях (при поступлении в детский сад). Подобная диагностика своевременно выявляет отклонения от нормального хода онтогенеза, что позволяет своевременно их скорректировать, а значит, избежать проблем в дальнейшем психическом развитии ребенка.

Проводя психологическую диагностику, педагог-психолог способствует реализации личностно ориентированного подхода при проектировании деятельности, индивидуализации учебного процесса, учета в образовательной деятельности специфики индивидуального развития ребенка. Кроме того, результаты психологической диагностики позволяют сделать вывод об эффективности созданных в образовательной организации благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей детей, обусловленных как их возрастными особенностями, так и спецификой индивидуального развития.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по реализации комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению нарушений в физическом и психологическом развитии детей.

Психологическое консультирование родителей (законных представителей) проводится по вопросам воспитания, развития и социальных взаимодействий.

Модель психолого-педагогического сопровождения:

1 этап — первичное консультирование родителей (законных представителей). Предварительный сбор информации о семье и ребенке, анкетирование родителей. Изучение медицинской карты и анамнестических данных. Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.

2 этап наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к условиям группы кратковременного пребывания. Одновременно с наблюдением педагогом-психологом проводятся комплексные профилактические мероприятия, помогающие ребенку пережить адаптационный синдром.

3 этап психолого-педагогическая диагностика уровня развития детей. Важной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих особенности в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации, а также изучение индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Собранные данные вносятся в индивидуальные карты психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности или дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

4 этап психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания. Выделение данного этапа условно, поскольку педагог-психолог начинает работу по психолого-педагогическому сопровождению с первого дня открытия группы кратковременного пребывания.

При проведении психолого-педагогического сопровождения специалистам необходимо учитывать, во-первых, такие особенности психического развития детей раннего возраста, как ситуативность поведения и непроизвольный характер всех психических процессов; во-вторых, специфические особенности работы с детьми раннего возраста. Первая особенность состоит том, что маленький ребенок может воспринимать только те воздействия взрослого, которые адресованы лично ему. Необходимы взгляд в глаза, называние по имени, ласковое прикосновение — все то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращенности взрослого. Только в этом случае дети могут принять и понять предложения взрослого. Вторая особенность — неэффективность чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию бесполезны, т. к. дети еще плохо понимают их и не могут регулировать свое поведение посредством слова. Следствием этого является необходимость эмоционального вовлечения детей, создания общего смыслового поля, эмоциональной включенности взрослого в нужные действия [6]. Развитие познавательных процессов базируется на основе формирования образов зрительного и слухового восприятия, осязания. Своеобразие восприятия ребенка раннего возраста заключается в его фиксации только одного качества объекта, оно аффективно окрашено и непосредственно переходит в действие. На данном этапе работы также происходит разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ.

5 этап — рекомендации родителям и педагогам. Аналитическая и организационно-методическая работа.

Эффективное психолого-педагогическое сопровождение детей подразумевает по собой не просто сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работыс детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и родителю в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В контексте практического решения поставленных ФГОС задач психолого-педагогическое сопровождение реализует принцип единства и целостности, что означает объединение усилий всего педагогического коллектива, всех специалистов дошкольной образовательной организации.

  1. Айсина Р. М. Социализация и адаптации детей раннего возраста. Психологическое сопровождение семьи //Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6.
  2. Баранова М. Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  3. Волков Б. С. Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ребенка в его развитии //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2011. — № 10.
  4. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: Каро, 2005.
  5. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в новых формах дошкольного образования //Коррекционная педагогика. — 2010. — № 5.
  6. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.

33. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста:методическое пособие. — М. : Айрис, 2006. — 96 с.

Выдержка из текста

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены методические рекомендации по проведению логопедической работы, направленной на профилактику речевых нарушений у детей раннего возраста.

Практическая значимость: разработанная нами программа по профилактике речевых нарушений может представлять интерес для практических работников сфер образования: учителей-логопедов, музыкальных руководителей, воспитателей; может использоваться в образовательных учреждениях, а также родителями.

либо деградацией всей психической деятельности (различными вариантами деменции), либо преимущественным поражением ее определенной сферы – возникает перинатальная энцефалопатия, эмоционально-волевыми расстройствами, необратимыми цереброастеническими синдромами, нарушениями речи.начать комплексную коррекцию в первый год жизни ребенка, то вторичные и третичные нарушения могут не возникнуть, корректируются уже имеющиеся трудности, результатом является значительное снижение степени социальной недостаточности ребенка, имеющего отклонение в развитии, достигается максимальная возможность для каждого ребенка достичь достаточный уровень общего развития, образование, логопедической работы по формированию неречевых и речевых функций у детей раннего возраста с органическими поражениями головного мозга.

В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранить дефекты речи у детей в дошкольном возрасте необходимо.Цель исследования: определение эффективности использования специальных игр и упражнений, как средства коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста. Разработка содержание игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные направления, а также полученные экспериментальные данные могут быть использованы в практической деятельности логопедов, воспитателей и родителей.

Объектом исследования выступает процесс формирования вербальных особенностей речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития и невербальных компонентов в структуре речемыслительной деятельности исследуемой категории детей.

Речь – тонкий психологический процесс, развивающийся преимущественно в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Во-вторых, разнообразием вариантов понимания речевого дизонтогенеза в раннем возрасте, что, в свою очередь, создает значительные трудности в определении возрастных норм формирования импрессивной и экспрессивной речи детей первых лет жизни.

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что, раннее выявление и своевременная логопедическая работа по развитию речи детей раннего возраста позволит предупредить патологию в более старшем возрасте.

Источник — http://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9032/

Источник — http://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/profilaktika-rechevyih-narusheniy-u-detey-rannego-vozrasta/

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

5 дней ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

5 дней ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

5 дней ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

5 дней ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

5 дней ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

5 дней ago