Categories: СПРАВКА

Диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению м. и. гуткиной

диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению м.и. гуткиной

Наиболее частые причины ЗПР (по У.В. Ульенковой, 1990) [6]:

Дети с задержкой психического развития отличаются от здоровых детей по многим параметрам: запаздывание развития моторики, речи, нарушение социального поведения; снижение эмоционально-волевой деятельности; пониженная работоспособность; преобладание игровой деятельности вместо учебной; частая смена настроения. Нарушения психического развития при ЗПР являются обратимыми при своевременном проведении адекватных коррекционных мероприятий.

В настоящее время наблюдается тенденция к усложнению школьной программы. От общего числа учащихся, не справляющихся со школьной программой, около 50 % приходится на детей с задержкой психического развития (ЗПР). В связи с этим важная роль отводится психологической готовности детей к школе, от которой в дальнейшем зависит качество обучения, коммуникативные навыки и успешность в жизни ребенка.

В последнее время увеличилось число детей с ЗПР. По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50 % детей, а недоразвитие познавательных способностей наблюдается у каждого 10-го школьника [1]. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15 %, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25 % от детской популяции.

Задержка психического развития у детей, ее лечение и коррекция является актуальной проблемой детской психоневрологии. Под термином «задержка психического развития», впервые предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г., понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, недостаточность и/или задержку развития познавательной деятельности [2].

Диагноз ЗПР может быть установлен до младшего школьного возраста. Если признаки недоразвития психических функций сохраняются в более старшем возрасте, это указывает на олигофрению (умственную отсталость). ЗПР в виде синдрома встречается чаще, чем в качестве самостоятельной нозологической формы [3].

Ребенок с ЗПР отстает в психическом развитии и по уровню развития психических функций соответствует более младшему возрастному этапу. Недостаточность психической деятельности при ЗПР проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, отражающейся обычно на всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы [4].

Говоря об истории проблемы, связанной с понятием «задержка психического развития» и с разделения этой аморфной группы на принципиально различные типы развития, необходимо отметить, что ее корни уходят в 50-е годы – в работы Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. В своем классическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70 годы прошлого века. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «временная задержка психического развития». Тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Введение этого подхода определило на многие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного «пласта» детской популяции. Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического развития. В ходе дальнейшего исследования Т.А. Власовой и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом [5].

Наиболее частые причины ЗПР (по У.В. Ульенковой, 1990) [6]:

— 67,32 % — патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания в первый год жизни ребенка,

— 39 % — внутриутробные инфекции,

— 33 % — родовые и постнатальные травмы,

— 14 % — стрессы матери во время беременности,

— до 14 % — генетический фактор.

Оценка психического развития ребенка включает 3 уровня (по Н.И. Гуткиной) [7, 8, 9]:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
  • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Проект по сопровождению детей подготовительной группы

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе. Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
  • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
  • Расширение диапазона знаний о готовности к школе;
  • Повышение уровня компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, р азработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении

Ожидаемые результаты проекта:

  • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
  • психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной;
  • разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
  • подготовят руку к письму:
  • у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
  • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
  • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
  • грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Реализация проекта «Скоро в школу!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Организация контроля над реализацией проекта : мониторинг детей на начало и конец учебного года.

Этапы реализации проекта

I этапПодготовительный ( сентябрь 2018) — Изучение проблемы и создание информационно-методического обеспечения.

II этап Реализация ( октябрь 2018 -апрель 2019) — Решение задач психолого — педагогического проекта по сопровождению дошкольников по подготовке к школьному обучению для детей и родителей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!».

III этап Заключительный ( май 2019) — Подведение итогов реализации проекта. Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты.

План работы с родителями

детей подготовительных к школе групп

Мероприятие (форма и содержание)

Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению»

Ознакомление с проектом, с планом работы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В.«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • Что такое «готовность к школе»
  • «Как подготовить ребенка к школе»;

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики)

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности.

День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Ступеньки к школе»
  • «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;
  • «Психологическая готовность к школе»

Встреча и беседа с выпускниками детского сада

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Выставка рисунков «Моя будущая школа»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Презентация «Психологическая готовность к школе»

Участие в конкурсе стихов о школе: «Я — юный поэт»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»
  • «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;
  • «Подготовка руки к письму»

Экскурсия в школу.

Посещение школьной библиотеки

Групповая консультация: «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «В школу с 6 лет?»
  • «В школу – уверенным шагом!»

Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни»

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.

Индивидуальные консультации по запросам

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Пора в 1 класс!»
  • «Летние каникулы с пользой»

Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)»

Подведение итогов реализации проекта

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Заполнение медицинских карт

Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовке к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.

1. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению», 1997.

2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

5. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. — СПб: Инт-т Тренинга, 1997.

6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.

7. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис, 2008. – 150 с.

8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995. — 296с.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка»

городского округа «город Якутск». Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86

Проект по сопровождению детей подготовительных групп

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Максимова Инна Иннокентьевна

Предварительный просмотр:

Источник — http://medconfer.com/node/4263

Источник — http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/19/proekt-po-soprovozhdeniyu-detey-podgotovitelnoy-gruppy

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

Бетонная стяжка пола цена за м2 стоимость работ в москве

1 месяц ago

бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

Бетонная стяжка на деревянный пол в частном доме

1 месяц ago

клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

Клей для паркета на бетонную стяжку своими руками

1 месяц ago

выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

Выравнивание пола под ламинат без бетонной стяжки

1 месяц ago

как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

Как выровнять бетонный пол без стяжки при помощи осб или дсп

1 месяц ago

расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

Расчет бетонной стяжки пола калькулятор онлайн

1 месяц ago