Categories: СПРАВКА

Диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению м. и. гуткиной

диагностическая программа по определению готовности детей 6-7 лет к школьному обучению м.и. гуткиной

Наиболее частые причины ЗПР (по У.В. Ульенковой, 1990) [6]:

Дети с задержкой психического развития отличаются от здоровых детей по многим параметрам: запаздывание развития моторики, речи, нарушение социального поведения; снижение эмоционально-волевой деятельности; пониженная работоспособность; преобладание игровой деятельности вместо учебной; частая смена настроения. Нарушения психического развития при ЗПР являются обратимыми при своевременном проведении адекватных коррекционных мероприятий.

В настоящее время наблюдается тенденция к усложнению школьной программы. От общего числа учащихся, не справляющихся со школьной программой, около 50 % приходится на детей с задержкой психического развития (ЗПР). В связи с этим важная роль отводится психологической готовности детей к школе, от которой в дальнейшем зависит качество обучения, коммуникативные навыки и успешность в жизни ребенка.

В последнее время увеличилось число детей с ЗПР. По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80 % случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психического развития. Достаточного уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50 % детей, а недоразвитие познавательных способностей наблюдается у каждого 10-го школьника [1]. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15 %, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25 % от детской популяции.

Задержка психического развития у детей, ее лечение и коррекция является актуальной проблемой детской психоневрологии. Под термином «задержка психического развития», впервые предложен Г.Е. Сухаревой в 1959 г., понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, недостаточность и/или задержку развития познавательной деятельности [2].

Диагноз ЗПР может быть установлен до младшего школьного возраста. Если признаки недоразвития психических функций сохраняются в более старшем возрасте, это указывает на олигофрению (умственную отсталость). ЗПР в виде синдрома встречается чаще, чем в качестве самостоятельной нозологической формы [3].

Ребенок с ЗПР отстает в психическом развитии и по уровню развития психических функций соответствует более младшему возрастному этапу. Недостаточность психической деятельности при ЗПР проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, отражающейся обычно на всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы [4].

Говоря об истории проблемы, связанной с понятием «задержка психического развития» и с разделения этой аморфной группы на принципиально различные типы развития, необходимо отметить, что ее корни уходят в 50-е годы – в работы Г.Е. Сухаревой и других отечественных психологов и психиатров. В своем классическом варианте термин «задержка психического развития» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А. Власовой и М.С. Певзнер в 60-70 годы прошлого века. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «временная задержка психического развития». Тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло». Введение этого подхода определило на многие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного «пласта» детской популяции. Задержка психического развития понималась как замедление темпа психического развития. В ходе дальнейшего исследования Т.А. Власовой и М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом [5].

Наиболее частые причины ЗПР (по У.В. Ульенковой, 1990) [6]:

— 67,32 % — патология внутриутробного развития и тяжелые заболевания в первый год жизни ребенка,

— 39 % — внутриутробные инфекции,

— 33 % — родовые и постнатальные травмы,

— 14 % — стрессы матери во время беременности,

— до 14 % — генетический фактор.

Оценка психического развития ребенка включает 3 уровня (по Н.И. Гуткиной) [7, 8, 9]:

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
  • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Проект по сопровождению детей подготовительной группы

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.».

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 года – май 2019 года)

Вид проекта: детско-педагогический, психолого-просветительский.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительных групп, родители.

Цель проекта: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей к школе. Повысить грамотность и компетенцию родителей в вопросах предшкольной подготовки детей.

  • Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
  • Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей;
  • Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения;
  • Расширение диапазона знаний о готовности к школе;
  • Повышение уровня компетентности родителей по вопросу формирования психологической готовности ребёнка к школе, р азработав комплекс мероприятий, собраний, рекомендацийдля родителей и педагогов в этом направлении

Ожидаемые результаты проекта:

  • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.
  • психологически подготовятся к переходу от игровой деятельности к учебной;
  • разовьют психические процессы будущего первоклассника: внимание, память, мышление, восприятие;
  • подготовят руку к письму:
  • у каждого ребенка сформируется ориентация на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях).
  • сформируют волевой и мотивационный компоненты будущего школьника.
  • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;
  • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами;
  • грамотный выбор родителями образовательного учреждения, ориентируясь на способности, подготовленность и особенности своего ребенка.

Реализация проекта «Скоро в школу!» предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-системности и последовательности.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

В психолого–педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением и в уверенности в своих возможностях.

Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко).

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Организация контроля над реализацией проекта : мониторинг детей на начало и конец учебного года.

Этапы реализации проекта

I этапПодготовительный ( сентябрь 2018) — Изучение проблемы и создание информационно-методического обеспечения.

II этап Реализация ( октябрь 2018 -апрель 2019) — Решение задач психолого — педагогического проекта по сопровождению дошкольников по подготовке к школьному обучению для детей и родителей подготовительной к школе группы «Скоро в школу!».

III этап Заключительный ( май 2019) — Подведение итогов реализации проекта. Конечным продуктом проекта будут ожидаемые результаты.

План работы с родителями

детей подготовительных к школе групп

Мероприятие (форма и содержание)

Родительское собрание «Роль педагога-психолога в подготовке детей к школьному обучению»

Ознакомление с проектом, с планом работы

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

Круглый стол с учителями начальных классов Петровой В.П., Тимофеевым В.В.«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • Что такое «готовность к школе»
  • «Как подготовить ребенка к школе»;

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению» (результаты диагностики)

Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению с родителями детей с низким уровнем готовности.

День открытых дверей. Игровой тренинг для родителей и детей «Скоро в школу!»

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Ступеньки к школе»
  • «Тип личности ребенка и его готовность к школе»;
  • «Психологическая готовность к школе»

Встреча и беседа с выпускниками детского сада

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Выставка рисунков «Моя будущая школа»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Презентация «Психологическая готовность к школе»

Участие в конкурсе стихов о школе: «Я — юный поэт»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Что должен знать ребёнок, поступающий в школу»
  • «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет»;
  • «Подготовка руки к письму»

Экскурсия в школу.

Посещение школьной библиотеки

Групповая консультация: «Роль семьи в воспитаниибудущего школьника»

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Дополнительные занятия по подготовке к школе

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «В школу с 6 лет?»
  • «В школу – уверенным шагом!»

Родительское собрание «Ребенок на пороге школы»

Практикум для родителей «Как подготовиться к школьной жизни»

Посещение занятий в подготовительных группах по желанию родителей

Беседы с учителями начальных классов по предшкольной подготовке.

Индивидуальные консультации по запросам

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе:

  • «Пора в 1 класс!»
  • «Летние каникулы с пользой»

Игровой тренинг с родителями и детьми «На пороге школы»

Выступление на родительском собрании «Готовность к школьному обучению (итоги диагностирования педагогом-психологом)»

Подведение итогов реализации проекта

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Заполнение медицинских карт

Заключение.
Подводя итоги работы по разработке проекта «скоро в школу!», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с родителями при формировании готовности ребёнка к школе с использованием нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовке к школе детей, но это внимание направлено в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности.

1. Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению», 1997.

2. Доценко Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). – Изд. 2 –е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015. – 318 с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. — Екатеринбург, 2000.

4. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

5. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями: метод. пособие. — СПб: Инт-т Тренинга, 1997.

6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.

7. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Генезис, 2008. – 150 с.

8. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995. — 296с.

11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. – М.: Генезис.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №39 «Ромашка»

городского округа «город Якутск». Сергеляхская 10/2, тел: 36-31-86

Проект по сопровождению детей подготовительных групп

по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!»

Максимова Инна Иннокентьевна

Предварительный просмотр:

Источник — http://medconfer.com/node/4263

Источник — http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/12/19/proekt-po-soprovozhdeniyu-detey-podgotovitelnoy-gruppy

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 неделя ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 неделя ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 неделя ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 неделя ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 неделя ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 неделя ago