Categories: СПРАВКА

Борякова н. ю ступеньки развития ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития м 1999

борякова н.ю ступеньки развития ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития м 1999

  1. Азбукина В.С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста: //Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях /Под ред. Н.Г.Морозовой.- М.: Изд-во АПН СССР, 1979.- С. 28-33.
  2. Аванесова Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред.Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой.- М.: Просвещение, 1981.- С.159-169.
  3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. 1974.
  4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, величина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
  5. Апацкая З.А., Островская А.И. К вопросу о развитии пространственного анализа у умственно отсталых детей //Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития.- Минск: Изд.МГПИ, 1987.-
  6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  7. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах /Под ред. М.А.Бантовой: — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
  8. Баряева Л.Б.

Библиография по ФЭМП

Библиография по ФЭМП

  1. Азбукина В.С. Особенности элементарных математических представлений у умственно отсталых детей дошкольного возраста: //Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях /Под ред. Н.Г.Морозовой.- М.: Изд-во АПН СССР, 1979.- С. 28-33.
  2. Аванесова Дидактические игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред.Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой.- М.: Просвещение, 1981.- С.159-169.
  3. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. 1974.
  4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, величина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 с.
  5. Апацкая З.А., Островская А.И. К вопросу о развитии пространственного анализа у умственно отсталых детей //Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития.- Минск: Изд.МГПИ, 1987.-
  6. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
  7. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах /Под ред. М.А.Бантовой: — 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984.
  8. Баряева Л.Б.

Обучение решению арифметических задач дошкольников с нарушениями умственного развития //Дефектология.- 1990.- № 2.- С.66-69.

  • Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач. — СПб.: Изд. ЛОИУУ, 1995. — 52 с.
  • Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: Изд.РГПУ им.А.И.Герцена, 2000.
  • Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии.- СПб.: Союз, 2002.
  • Беликов Б.Д. К вопросу о генезисе математики с точки зрения иерархии шкал измерения //Наука и техника (вопросы истории и теории).

    — Вып. УШ. — ч. 2. — Л., 1973.

  • Березина Р.Л. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М.: Просвещение, 1988.
  • Богановская Н.Ф. Особенности выполнения арифметических действий учащимися младших классов вспомогательной школы //Дефектология.- 1980.- № 6.- С. 58-62.
  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. -М.: Просвещение, 1985.
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: Гном-Пресс, 1999.
  • Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. /Под ред. Проф.Т.Б.Филичевой.- М.: Гном-Пресс, 1999.- 64 с.
  • Брыжинская Г.В. Математическая подготовка к школе детей с нарушениями интеллекта в условиях педагогической системы Монтессори. Автреф.дис…… кан.пе.н..- М., 1998.
  • Буре Р.С. Готовим детей к школе. -М.: Просвещение, 1987. .
  • Бэлл Э.Г. Творцы математики: Предшественники современной математики.

    Проблемы формирования элементов математического представления у детей с задержкой психического развития

    . представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии. — Режим доступа: [http://www.defectolog.ru/articles/27/29/?x=1&theme=28]. 1.4 Использование коррекционных технологий по ФЭМП математический задержка психический дошкольник Развитие математических представлений . М.: Просвещение, 1984.) Детям . представлений, но и для социального развития каждого ребенка. Исследования (Л. Б. Баряева, .

    — М.: Просвещение, 1979.

  • Вайман А.А. Протошумерские системы мер и счета //Труды ХШ Международного конгресса по истории науки. — Секции Ш, 1У. — М., 1974.
  • Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве //Формирование восприятия цвета у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М. 1969
  • Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.
  • Венгер Л. Л. Восприятие и обучение. М., 1969.
  • Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю.Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.: КАРО, 2005.- 304 с.
  • Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т.- М.: Педагогика, 1982.
  • Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений.- М.:Просвещение, 1991.
  • Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей.

    Детские страхи у детей-дошкольников и пути их преодоления

    Содержание. Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по изучению про-блемы детских страхов детей-дошкольников……………………………………………7 1.1. Страхи как психолого-эмоциональное состояние: условие и факторы их возникнове-ния…………………………………………………7 1.2. Особенности детских стра-хов…………………………………….23 1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного .

    М., 1991.

  • Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ., — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  • Гуменная Г.С. Формирование первоначальных понятий о числе у детей с двигательными нарушениями. //Дефектология.- 1978. — № 6. — С. 64-70.
  • Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей /Под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1991. — 80 с.
  • Давидчук А.Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание.- 1996. — № 12. — С. 71-77.
  • Давыдов В.В. Анализ строения счета как предпосылка построения программы по арифметике //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников /Под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. — М.: Просвещение, 1962. — С.50-184.
  • Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! — М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
  • Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. — М.: Академ А, 1997.
  • Дунаева З.М.

    Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. Автореф. дис. … канд.пед.наук.- М., 1980.

  • Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезков времени //Дефектология.- №1.- 1992.- с. 57.
  • Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Дети у истоков математики //Спецкурс: Методика обучения математике. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994. — 96 с.
  • Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.
  • Житомирскай В.Г., Шеврин Л. Н. Математическая азбука. — М.: Педагогика, 1984.
  • Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. — М.: Новая школа, 1998.
  • Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника (Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук, Э.И.Леонгард и др. — М.: Изд. дом «Карапуз», 1997.
  • Истомина 3.

    Развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру

    . развитии ребенка дошкольника в условиях ДОУ. Методы: изучение теоретических источников, наблюдение, эксперимент, беседа, качественная и количественная обработка данных. 1. Теоретические основы проблемы развития детей дошкольного возраста . в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с . Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -96 с. .Чего на .

    М. Восприятие и называние цвета.—Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.

  • Капустина Г.М. Особенности обучения детей с задержкой психического развития решению арифметических задач //Дефектология. — 1982. — № 5. — С. 17-22.
  • Капустина Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста //Дефектология. — 1998. — № 2. — С. 22- 29.
  • Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.- 91 с.
  • Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников //Вопросы психологии — 1978. — N 2. — С. 91-101.
  • Костюк Г.С. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1988. — С. 170-195.
  • Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика арифметики во вспомогательной школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979.
  • Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметике во вспомогательной школе — М.: Просвещение, 1962.
  • Леушина А.М.

    Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.

  • Локоть Н. Объемная модель: использование её при формировании временных представлений у дошкольников //Дошкольное воспитание.- 1991.- № 1.
  • Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач. — М.: Просвещение, 1966.
  • Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.
  • Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /Сост. В.В.Данилова. — М.: Педагогика, 1987.
  • Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах. — М.: Просвещение, 1965.
  • Метлина Л.С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение, 1984.
  • Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: Акцидент, 1996. — 128 с.
  • Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

    . детей раннего возраста к детскому саду. Проблема. Теория дошкольного воспитания определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в организации эффективной адаптации дошкольников . В ходе этой игры ребенок практически овладевает представлением о геометрических формах и . Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. — 320с. ил. . Сухомлинский В.А.Сердце .

    -Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988. — 86 с.

  • Михайлова З.А., Полякова М.Н., Непомнящая Р.Л., Вербенец А.М. Математическое развитие дошкольников. — СПб.: Акцидент, 1998. — 94 с.
  • Михайлюк М.М. Пути перестройки обучения математике в младших классах вспомогательной школы //Дефектология. — 1990. — № 4. — С.22-24.
  • Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии //Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта /Под ред. Л.П.Носковой, М.: Педагогика, 1984. — С.47-65.
  • Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики).

    -М.: Просвещение, 1983.

  • Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: Акцидент, 1996.
  • Обучение детей с задержкой психического развития. Под. ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994.
  • Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. — М., 1974.
  • Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы к проведению: Младший и средний дошкольный возраста. – М.: Гном-Пресс, 1999..
  • Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996.
  • Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. 4-е изд. – М.: Владос. — 1999.
  • Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензитивности в младенческом возрасте //Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе.- М., 1976.
  • Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М.: Просвещение, 1977.
  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред.

    Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

    . Гном-Пресс, 1999. — 110 с. .Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1974.-368 с. .Леушина А.М. Занятия по счету . пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, .

    Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 226 с.

  • Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1979.
  • Сай М.К., Удальцова Е.И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. — Минск: Нар. асвета, 1979.
  • Салмина Н.Г., Сохина В.П. Обучение математике в начальной школе /Под ред. П.Я.Гальперина. — М.:Просвещение, 1975. — 152 с.
  • Свечников А.А. Путешествие в историю математики, или Как люди учились считать: Книга для тех кто учит и учится. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.
  • Сербина Е.В. Математика для малышей. — М.: Просвещение, 1992.
  • Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М.: Просвещение, 1993.
  • Соловьева Е.В. Математика и логика дошкольников: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.
  • Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы).

    Пособие для воспитателя детского сада. – М: «Просвещение», 1982.

  • Тарунтаева Т.А. Развитие элементарных математических представлений. — М.: Просвещение, 1973 (1980).
  • Фидлер М. Математика уже в детском саду /Пер. с польского О.А.Павлович.- М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  • Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977.
  • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А.Столяра. — М.: Просвещение, 1988.
  • Формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с проблемами в развитии /Под ред. Л.Б.Баряевой и А.П.Зарин.- СПб.: ЛОИУУ, 1995.- 84 с.
  • Хилько А.А. Математика: Учебник для 1 класса вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1989. — 319 с.
  • Чумакова И.В. Создание предпосылок к формированию представлений о числе и счете у детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. – 1998. – № 2. – С. 68-74.
  • Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: Владос, 2001.- 88 с.
  • Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М: Гном-Пресс, 1999.
  • Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Изд. центр «Академия», 1998. – 272 с.
  • Щербакова Е.И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели //Дошкольное воспитание.- 1986.- № 7.
  • Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1990.
  • Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.- М., 1968.- 432 с.
  • 1.4 Прогнозируемые результаты реализации программы………………………………….9

    аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

    Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

    1. Пояснительная записка:

    1.1. Общие сведения о ребенке:

    Фамилия, имя: А.
    Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.
    Дата поступления в группу: сентябрь 2015
    Срок реализации программы: 1 год

    Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

    1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

    (составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

    Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

    Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

    — Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

    — По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

    — Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

    — По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

    — узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

    — различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

    — машет рукой на прощание (11 мес.)

    — Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

    — Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

    Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

    Характеристика ребенка по итогам обследования:

    Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

    Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

    Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

    Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

    Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

    Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

    Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.
    Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

    Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

    1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

    (отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

    • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
    • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
    • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
    • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
    • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.

    Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.
    Формы проведения организованной образовательной деятельности:

  • Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
  • Индивидуальные занятия
  • Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов

    Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

    I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

    II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

    — социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).
    — физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)
    — познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)
    — развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

    III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

    2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

    Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

    2.1. Направление I. Социальное развитие

    Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

  • Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
  • Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
  • Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
  • Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
  • Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
  • Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

    7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.
    8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)
    9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)
    10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

    2.2. Направление 2. Физическое развитие

    Основное содержание работы:

  • Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  • Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  • Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  • Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)

    2.3. Направление 3. Познавательное развитие

    Основное содержание работы

    1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);
    2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»
    3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.
    4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;
    5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)
    6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.
    7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);
    8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;
    9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
    10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

    2.4. Направление 4. Речевое развитие

    1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).
    2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»
    3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •
    4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;
    5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
    6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
    7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
    8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.
    9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

    2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

    1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)
    2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)
    3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

    3. Работа с родителями

    (Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

    Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.

    Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

    Ежедневные консультации родителями.

    Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

    Совместные индивидуальные игры-занятия.

    4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

    (по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

    Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

    Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

    Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

    Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

    Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

    5. Программно – методическое обеспечение:

    1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
    2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.
    3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.
    4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.
    5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.
    6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.
    7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.
    8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.
    9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

    Источник — http://forpsy.ru/works/bibliografiya/bibliografiya-po-femp/

    Источник — http://kemgkb4.ru/programma-raboty-logopeda-s-rebenkom/

  • antfiksa

    Share
    Published by
    antfiksa

    Recent Posts

    БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

    БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

    1 месяц ago

    ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

    ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

    1 месяц ago

    ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

    ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

    1 месяц ago

    КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

    КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

    1 месяц ago

    ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

    ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

    1 месяц ago

    ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

    ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

    1 месяц ago