Categories: СПРАВКА

В какие дни недели рекомендуется проводить обследование дошкольников для педагогической диагностики

в какие дни недели рекомендуется проводить обследование дошкольников для педагогической диагностики

5. Местом проведения практики являются дошкольные образовательные учреждения. Одним из условий является наличие в ДОУ психолога или педагога – психолога.

Программа психолого-педагогической практики в дошкольных учреждениях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Декан факультета/директор института

(подпись/ Ф. И.О.)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Направление подготовки: 050400.62 — Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки — Психология образования

Квалификация (степень) выпускника — Бакалавр

Кафедра психологии развития и образования

Курс 3 семестр 5

Форма обучения — очная

доцентом кафедры психологии развития и образования Дреминой Ириной Евгеньевной, к. псх. н., доц.

(должность, Ф. И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)

Рецензент(ы) — доцент кафедры прикладной психологии
, к. псх. н., доц.

(должность, Ф. И.О., ученая степень, звание рецензента(ов)

Йошкар-Ола

Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета факультета педагогики и психологии; психолого-педагогическое направление

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования

протокол заседания №___ от

«____»________________ 20___ г.

«____»_____________20 ___ г.

(подпись, Ф. И.О. председателя)

(подпись, Ф. И.О. зав. кафедрой)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой психологии развития и образования

(название кафедры)

протокол заседания №___ от «___»___________20__г____________________________

(Ф. И.О. зав. кафедрой, подпись)

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений

(№ протокола, дата заседания кафедры,

Ф. И.О., подпись зав. кафедрой)

(Ф. И.О., подпись)

2. Пояснительная записка

Психолого-педагогическая практика в дошкольных учреждениях направлена на развитие и совершенствование профессиональных навыков студентов – будущих психологов сферы образования. В ходе практики студенты знакомятся с различными видами психологической работы с детьми дошкольного возраста и овладевают профессиональными навыками и умениями, закрепляя на практике приобретенные теоретические знания по дисциплинам психолого – педагогического цикла.

Цель и задачи психолого-педагогической практики в ДОУ

Цель практики — формирование у студентов целостного представления об организации и функционировании психологической службы и психологического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Задачи психолого-педагогической практики в ДОУ:

1. Ознакомление студентов с современными аспектами профессиональной деятельности, с функциональными обязанностями практического психолога в дошкольном учреждении;

2. Ознакомление студентов с основными направлениями работы и методами диагностической, развивающей, профилактической работы практического психолога в ДОУ.

3. Формирование умений проводить групповую и индивидуальную диагностику психического развития детей дошкольного возраста, составлять психолого-педагогическую характеристику и психологическое заключение на ребенка;

4. Формирование умений проводить развивающую работу (развитие психических процессов, личности ребенка), а также профилактическую работу с педагогами, родителями, детьми;

5. Формирование навыков грамотного оформления документации (планы работы, журналы, протоколы психологического обследования, психологические заключения, планы фронтальных и индивидуальных развивающих занятий, и т. д.);

6. Формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать и обобщать полученную информацию, правильно отражать ее в дневнике практики.

7. Формирование навыков общения и взаимодействия с детьми, учитывая их возрастные и психологические особенности;

8. Развитие профессиональных и личностных качеств практического психолога, формирование профессиональной идентичности.

Место дисциплины в структуре ООП.

Психолого-педагогическая практика в дошкольном учреждении занимает важное место в системе подготовки специалиста психолога сферы образования. Практика проходит в первом семестре третьего курса в течение четырех недель, и предполагает работу на базе дошкольных образовательных учреждений (детских садов). Для успешного прохождения практики студенты должны освоить основы психолого-педагогических знаний по таким учебным дисциплинам, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность» (Б.3.5), «Психолого-педагогический практикум» (Б.3.11), «Психология дошкольного возраста» (Б.3.3.1), «Психологическая служба в образовании» (Б.3.8), «Детская практическая психология» (Б.3.10).

Компетенции обучающегося и требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Компетенции в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

— способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

Компетенции в педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

— готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2);

— способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками (ПКД-5);

— способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

3. Структура и содержание

психолого-педагогической практики в ДОУ

3.1. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах и часах:

Количество недель — 4

Зачетных единиц — 6

3.2. Формы контроля по учебному плану (зачет, экзамен, курсовая работа) с указанием семестра:

Экзамен 5 семестр

3.3. Организация и руководство психолого-педагогической практикой в ДОУ.

Базой практики являются дошкольные образовательные учреждения различных типов. Распределение студентов на практику осуществляется с согласия кафедры и факуль­тетского руководства. Студенты в период проведения практики работают по индивидуаль­ным планам, предусматривающим творческие задания и задания, связанные с научным поиском.

Общее руководство практикой осуществляет факультетский руководитель, назначаемый из числа преподавателей ка­федр факультета педагогики и психологии. Руководство на местах осуществляет групповой руководи­тель из числа специа­листов учреждения (педагог-психолог). Составным компонентом руководства педагогической практи­кой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков студентов-бакалавров. Пока­зателями сформированности тех или иных умений могут высту­пать: степень осознания студентами своих действий, умение опре­делить причины и объяснить результат своих педагогических дей­ствий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку занятий и мероприятий.

Обязанности факультетского руководителя практики:

— совместно с деканом осуществляет распределение студентов на практику;

— обеспечивает планирование, организацию и учет резуль­татов практики на факультете, составляет общефакультетский план-график ее проведения;

— устанавливает связь с базами практики, оформляет документы к оплате руководителей на местах;

— организует и проводит установочную и итоговую конферен­ции;

— вносит предложения по совершенствованию практики, уча­ствует в обсуждении вопросов организации практики на заседаниях кафедр и советов факультета;

— контролирует работу студентов, посещает отдельные зачетные мероприятия, проводимые студен­тами

Непосредст­венное руководство работой практикантов осуществляет групповой руководитель практики. Групповым руководи­телем назначается преподаватель из числа ведущих кафедр факультета педагогики и психологии.

Функции группового руководителя практики:

— устанавливает связь с базой практики, проводит инструктивно-ме­тодическую работу с педагогами-психологами детских садов;

— участвует в организации и проведении установочной и итоговой конференций:

— распределяет студентов по дошкольным учреждениям, ут­верждает индивидуальные планы, контролирует их выполнение;

— осуществляет руководство проведением студентами зачет­ных заданий, выборочно присутствует на них;

— проводит в ходе практики совещания и консультации (сам привлекает к этой работе специалистов);

— анализирует отчетную документацию студентов, выставля­ет оценку;

— составляет отчет о педагогической практике и представ­ляет его факультетскому руководителю в установленные сроки;

— вносит предложения по содержанию, организации и прове­дению практики.

Права и обязанности студентов-практикантов:

I. Студент обязан проходить практику в соответствии с установленным расписанием и по утвержденному графику работы.

2. Студент должен своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой практики.

3. Практикант подчиняется правилам внутреннего распоряд­ка учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации и руководителей практики.

4. На время практики один из студентов назначается старостой. Он ведет учет посещаемости, осуществляет общую организацию группы, помо­гает руководителю координировать работу практикантов.

5. Местом проведения практики являются дошкольные образовательные учреждения. Одним из условий является наличие в ДОУ психолога или педагога – психолога.

6. Студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учеб­ный план.

Отчетная документация студента по итогам практики:

По итогам практики студенты представляют групповому руководителю следующие документы:

§ Календарный план работы практиканта в качестве педагога-психолога на 4 недели

§ Дневник практики, в котором фиксируется деятельность студента каждый день (в отдельной тетради)

§ Отчет студента об итогах практики (в отчете характеризуется база практики, анализируется проведенная работа, высказываются личные впечатления о ее результативности, делаются замечания и предложения по организации и проведении практики).

§ Характеристика студента – практиканта, подписанная педагогом – психологом и руководителем/ методистом ДОУ.

§ Конспекты занятий — пробных и зачетных групповых и индивидуальных, проведенных практикантом (не менее 2 конспектов групповых занятий, 3 — индивидуальных).

§ Программа развивающей работы с дошкольниками (по любой теме). Игры, упражнения, задания с детьми по различным темам и направлениям.

§ Консультации для родителей дошкольников (не менее 2 конспектов); консультации для педагогов ДОУ (не менее 2 конспектов).

§ Диагностическая работа. Описание используемых диагностических методик. Результаты психологической диагностики (индивидуальной, групповой) с протоколами и бланками обследования, с анализом полученных данных.

§ Психологические характеристики ребенка, сделанные на основе наблюдений и диагностики (не менее трех детей).

Указанная документация сдается на проверку в папке групповому руководителю в первые три дня после практики.

3.4. Виды работы и примерное содержание деятельности студента в период летней психолого-педагогической практики.

Направления и виды работ студентов-практикантов:

1. Наблюдение за деятельностью психолога ДОУ по следующим направлениям и формам работы:

1.1. Психопрофилактика и консультирование (коллектива педагогов, родителей; индивидуальное, групповое).

1.2. Психодиагностика детей разного возраста, в зависимости от типа образовательно – воспитательного учреждения (индивидуальная, групповая).

1.3. Коррекционно – развивающая работа с детьми разного возраста (индивидуальная, групповая).

2. Анализ документации педагога-психолога ДОУ:

2.1. Перспективный план работы на текущий учебный год.

2.2. План работы на месяц.

2.3. График работы практического психолога.

2.4. Итоговый (годовой) отчет.

2.5. Другая специальная документация (карты индивидуальной работы, протоколы диагностических обследований, психологические характеристики, журнал психологических запросов, журнал психодиагностики, журнал консультаций, коррекционные программы и др.).

3. Самостоятельная работа студента в качестве педагога – психолога:

3.1. Консультативно – профилактическая работа с родителями и педагогами образовательного учреждения (лекции и беседы по психолого – педагогической тематике, выступления с сообщениями на родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах).

3.2. Диагностическая работа (групповое и индивидуальное обследование детей).

3.3. Коррекционно – развивающая работа (самостоятельно или в качестве ассистента психолога).

Результаты наблюдения за деятельностью психолога и результаты самостоятельной деятельности студента ежедневно фиксируются в дневнике практиканта в свободной форме в следующих графах: дата; содержание деятельности студента или наблюдаемой деятельности; анализ деятельности (с указанием положительных и отрицательных моментов).

Примерное содержание деятельности студента-практиканта в ДОУ:

1) Знакомство со спецификой организации и функционирования дошкольного образовательного учреждения, с задачами и направлениями деятельности психологической службы в ДОУ. Беседы с руководителем/ заведующей, психологом и другими специалистами ДОУ (методистом, логопедом, воспитателями, и дрАнализ условий в ДОУ для организации психологической работы с детьми. Изучение графика работы, функциональных обязанностей, направлений в работе педагога-психолога. Ознакомление с комплектом документов, оформлением и оборудованием рабочего кабинета, диагностическими методиками, программами психологической коррекции, и другими материалами.

3) Наблюдение и анализ процедуры диагностического обследования детей, условий, используемых диагностических методик, заполнения протоколов обследования, составления психологической характеристики на ребенка.

4) Знакомство с планированием (перспективным и календарным) деятельности психолога; знакомство с организацией взаимодействия психолога с педагогами и другими специалистами ДОУ.

5) Наблюдение и анализ развивающей групповой и индивидуальной работы психолога с детьми. Беседа со специалистом об особенностях развития детей, о причинах существующих проблем в развитии, о направлениях и выборе методов коррекционно – развивающей работы.

6) Оформление дневника практики.

1) Составление программы (подбор комплекта методик) психодиагностического обследования дошкольников; самостоятельное проведение диагностики детей (не менее трех человек).

2) Оформление протоколов обследования, наблюдение за детьми в группах, составление психологической характеристики на детей.

3) Разработка конспектов и самостоятельное пробное проведение групповых и индивидуальных развивающих и коррекционных занятий согласно планам и программам педагога-психолога.

4) Помощь психологу в подготовке и оформлении наглядных пособий, материалов для групповых и индивидуальных занятий.

5) Наблюдение и анализ психопрофилактической и консультативной работы специалиста с педагогами и родителями.

6) Оформление дневника практики.

1) Самостоятельное составление программ развивающей работы, направленной на развитие психических процессов, личности детей.

2) Самостоятельное проведение зачетных групповых и индивидуальных занятий (2 групповых и 3 индивидуальных занятия).

3) Посещение и анализ занятий (различных видов работы) других студентов-практикантов.

4) Разработка материалов для психопрофилактической и консультативной работы. Подготовка консультаций для родителей и педагогов. Активное участие в выполнении работы по плану педагога-психолога, помощь в ее подготовке.

5) Оформление дневника практики.

1) Посещение и анализ зачетных занятий (различных видов работы) других студентов-практикантов.

2) Самостоятельное проведение зачетных мероприятий.

3) Проведение консультаций для педагогов и родителей ДОУ.

4) Оформление документации по практике, подготовка к итоговой конференции.

Педагогический дневник студента-практиканта

Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого учащегося во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, про­слеживать динамику развития коллектива и личности учащегося, умений анализировать и оцени­вать воспитательные дела.

В дневнике планируется педагогическая организатор­ская деятельность студента, рас­крывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день и отдельные педагогические ситуации, делают­ся выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.

Педагогический дневник выступает и как средство связи тео­рии с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и пси­хологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные на практике, анализируется интересный педагогический опыт, обсуж­даются сложные педагогические ситуации.

Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется курсовым и групповым руководителями. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении оценок за педагогическую практику.

Образец оформления и заполнения дневника практиканта

· ФИО руководителя учреждения, в котором проходит практика и педагога-психолога

· Список основных специалистов и графики работы специалистов ДОУ

Рекомендуется для детей 6–10 лет.

Диагностика умственного развития детей

Одним из самых известных исследователей детского мышления является французский психолог Альфред Бине. Его разработки используются и в наши дни при составлении различных тестов, необходимых для диагностики умственного развития детей.

Бине задавал детям вопросы, ответы на которые позволяли понять, как малыш знаком с различными понятиями (например – что такое стул). В начале двадцатого века правительство Франции поручило психологу разработку методики, помогающие определить детей, нуждающихся в обучении во вспомогательных школах. Бине составил опросник, содержащий вопросы различных уровней сложности. По итогам тестирования можно было понять уровень интеллекта каждого ребенка. Первые же опыты оказались весьма успешными, и тогда Бине разработал вопросы, которые позволяли проводить исследования интеллектуального развития любых детей (от 3 до 18 лет). То есть эти тесты нужны были не для выявления отстающих, а для общей диагностики. Задания были разделены по степеням сложности, в зависимости от возраста исследуемой группы детей, и помогали проверять память, счет, словарный запас, логическое мышление, память, пространственную ориентировку и другие важные аспекты интеллектуального развития.

Диагностика речевого развития детей

Сейчас все чаще малышам ставят диагноз «задержка речевого развития». Это происходит до 4 лет ребенка – позднее диагностируют общее недоразвитие речи. В интеллектуальном плане такие малыши не отличаются от других детей, но если вовремя не вмешаться и не исправить положение, то может пострадать и мышление. Поэтому своевременная диагностика очень важна. Можно говорить о задержке речевого развития в том случае, если малыш:

  • не испытывает тяги к лепетанию в 2 месяца
  • не воспринимает названия распространенных явлений и предметов, не откликается, если его зовут по имени, и не выполняет просьбы произвести простые действия в 8 месяцев
  • не радует словарным запасом, не стремится повторять слова в 2 года
  • не в силах составить словосочетания, понять названия частей тела, взять указанный предмет в 2,5 года
  • не может говорить распространенными предложениями, не во всех случаях понимает, что говорят ему другие люди в 3 года

Задержка речевого развития может произойти, если:

  • у малыша поражен головной мозг вследствие внутриутробных нарушений, заболеваний или травм в грудном возрасте
  • у ребенка позднее, чем это необходимо, созревают нервные клетки, важных для речевого развития
  • малышом мало занимаются и редко с ним разговаривают
  • у крохи нарушен слуховой аппарат

Диагностику речевого развития родители могут провести и самостоятельно, используя специализированную литературу (например, книгу О.С.Ушаковой) или задания, которые в изобилии можно найти в Интернете.

Диагностика отклонений в развитии ребенка

Выявление отклонений в развитии малыша требует использования различных наук, например:

  • клинической медицины
  • генетики
  • детской психоневрологии
  • детской психологии
  • нейрофизиологии

Полученная информация структурируется и анализируется.

По этим причинам ранняя диагностика отклонений в развитии малыша должна проводиться специалистами, родители осуществить данную процедуру в силу нехватки знаний неспособны.

Источник — http://pandia.ru/text/79/191/60463.php

Источник — http://kakvospityvatdetei.ru/diagnostika-detei/metodika-diagnostiki-rebenka-vidy

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago