Categories: СПРАВКА

Таварткиладзе г. а. диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни

таварткиладзе г.а. диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни

Колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в кортиевом органе, а именно — в наружных волосковых клетках..

Современный взгляд на этиологию и выявление нарушений слуха у детей

Рубрика Медицина
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.03.2019
Размер файла 16,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО ЧГУ кафедра дефектологического образования Череповец, Россия

Современный взгляд на этиологию и выявление нарушений слуха у детей

Научный руководитель: к.п.н., доц. Заболтина В.В.

Вопросы диагностики, адекватного лечения и профилактики нарушений функции органа слуха, особенно в детском возрасте, являются очень важными. Поскольку известно, что стойкое нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в речевом и интеллектуальном развитии ребёнка, негативно отражается на психическом статусе личности, влечёт за собой ограничение возможности познания окружающего мира, овладения знаниями, умениями, навыками (Р.М. Боскис, Л.А. Венгер, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Н.А. Даи?хес, Б.Д. Корсунская, Е.М. Мастюкова, И.В. Наумова, А.В. Пашкова, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, С.В. Яблонский). Чтобы адекватно выстроить педагогическую работу, направленную на приближение ребёнка к включению в дошкольное образовательное учреждение, необходимо внедрение новых диагностических и реабилитационных методов для эффективной организации сурдологической и сурдопедагогической помощи [5]. слух детский нейросенсорный тугоухость

На сегодняшний день для увеличения эффективности сурдопедагогической помощи необходимо учитывать мультифакториальность причин нарушений слуха и место поражения слухового пути.

Установлено, что причины включают в себя нарушения в антенатальном — дородовом (брак между близкими родственниками, краснуха, сифилис, метаболические нарушения, препараты с ототоксическим действием), перинатальном — родовом (родовая травма — аноксия, желтуха (гемолитическая), препараты с ототоксическим действием) и неонатальном — послеродовом (средний отит, инфекционные болезни (менингит, корь, паротит), травма шейного отдела позвоночника и головы, препараты с ототоксическим действием) периодах (Ю.В. Козунь, Г.А. Таварткиладзе). Однако, на сегодняшний день более половины случаев нарушений слуха связывают с наследственностью. Из них, по данным исследователей (Т.Г. Маркова), восемьдесят процентов всех случаев наследственных форм нарушения слуха связано с несиндромальной нейросенсорной тугоухостью, при которой снижение слуха не сопровождается заболеваниями других органов и систем органов. Рост мутаций, приводящих к сенсоневральным нарушениям слуха, увеличивается с каждым годом. В 1994 году при проведении молекулярно-биологического исследования, направленного на изучение тугоухости, был открыт «глухой ген» — GJB2 (локус 13q11 — 12), кодирующий белок коннексин 26 (Cx26) [7]. Наследование этого гена приводит к нарушению работы волосковых клеткок, которые участвуют в восприятии звуков [2, 4, 6].

Сенсоневральные нарушения слуха по праву можно считать одной из современных проблем сурдологии, поскольку известно, что стойкое нарушение слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии ребёнка. Для того, чтобы не допустить у ребёнка развития вторичных нарушений, а приблизить его к обучению и воспитанию в дошкольном образовательном учреждении, необходимо проводить двухэтапный аудиологический скрининг новорождённых и детей первого года жизни с целью раннего выявления нарушений слуха (Приказ № 108 от 29.03.1996 г. Министерства здравоохранения РФ «О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей первого года жизни»). Первый этап характеризуется использованием метода регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии (ЗВОАЭ) в учреждениях родовспоможения и детских амбулаторно-поликлинических учреждениях (отделениях, кабинетах) на третий — четвёртый день рождения ребёнка.

Второй этап аудиологического скрининга включает — регистрацию отоакустическои? эмиссии (ОАЭ), тимпанометрию и регистрацию коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП), отражающих активность большей части слухового проводящего пути. Эти исследования проводят в центрах реабилитации слуха (сурдоцентрах) и детских амбулаторных и поликлинических учреждениях, кабинетах, оснащённых соответствующей аппаратурой [1, 2, 3, 7].

Наличие ответов от обоих ушей принято считать критерием прохождения теста при скрининге, а их отсутствие — показанием к диспансерному наблюдению и проведению диагностического обследования слуха.

Таким образом, аудиологический скрининг позволяет рано выявить нарушения слуха и в возрасте двух — четырёх месяцев и не позднее шести месяцев жизни начать абилитационные мероприятия, включающие в себя медицинскую (консервативное и хирургическое лечение), психолого-педагогическую и сурдопедагогическую помощь. А также слухопротезирование (подбор и настрои?ка слуховых аппаратов в возрасте двух — четырёх месяцев) и при необходимости операцию кохлеарнои? имплантации (оптимальныи ? возраст десять — восемнадцать месяцев).

Рассмотрим схему нарушений слухового пути и методов их выявления.

Кондуктивная тугоухость — нарушение слуха, при котором затруднено проведение звуковых волн по пути : наружное ухо — барабанная перепонка — слуховые косточки — внутреннее ухо. То есть звуковая волна блокируется до её достижения волосковых клеток кортиевого органа, связанных с окончанием слухового нерва.

Для выявления этого нарушения используют метод тимпанометрии, позволяющий сделать объективную оценку состояния не только барабанной перепонки, но и слуховых косточек, труб, оценить давление в полости среднего уха, а также сказать о том, присутствует ли там жидкость.

Отоакустическая эмиссия представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.

Колебания являются результатом активных механических процессов, протекающих в кортиевом органе, а именно — в наружных волосковых клетках..

Метод отоакустической эмиссии применяется для подтверждения или отрицания несиндромальной нейросенсорной тугоухости — снижения слуха, не сопровождающегося заболеваниями других систем органов и вызванное поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва.

Для отрицания или подтверждения слуховой нейропатии — относительно нового нарушения, которое называлось раньше неврит слухового нерва — нарушения слуха, возникшего при нарушении синхронизации передачи нервного импульса по волокнам слухового нерва применяют метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Метод заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал.

Таким образом, комплексность методов аудиологического скрининга новорождённых и детей первого года жизни способствует раннему выявлению детей с нарушенным слухом и оказанию им своевременной комплексной помощи всех специалистов — врачей, педагогов, психологов, социальных работников, — способствующей гармоничному развитию личности ребёнка в целом, что и составляет основу успешной абилитации [8].

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что чрезвычайно актуальными являются вопросы выявления нарушений слуха новорождённых и детей первого года, оказания ранних комплексных лечебных и коррекционно-педагогических мероприятий целью максимального приближения процесса их психофизического и речевого развития к процессу у нормально развивающихся сверстников.

Список использованной литературы

1. Альтман, Я.А., Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А. Таварткиладзе. — М.: ДМК Пресс, 2003. — 360 с.

2. Выявление детей с подозрением на снижение слуха. Младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст: Методическое пособие / под ред. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д.Шматко. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 68 с.

3. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М.: Полиграф сервис, 2001.

4. Журавский С.Г. и др. Мутация 35delG гена коннексина-26 как причина прелингвальной сенсоневральной тугоухости в Архангельской области / С. Г. Журавский [и др. ] // Экология человека. — 2008. — №7. — С. 53-56.

5. Кузнецов, А.О. Оптимизация аудиологического ведения пациентов раннего возраста с сенсоневральной тугоухостью : автореферат диссертации на соискание учёнои ? степени кандидата медицинских наук / Александр Олегович Кузнецов. — М., 2011. — 102 с.

6. Маркова, Т. Г. Клинико-генетический анализ врожденной и доречевой тугоухости: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук / Татьяна Геннадьевна Маркова. — М., 2008.

7. Клиническая аудиология / Г.А. Таварткиладзе, Е.Г. Гвелесиане — М., 1996.

8. Тарасова, Г.Д. Психосоциальные аспекты тугоухости у детей / Г.Д. Тарасова, О.С. Орлова Детская оториноларингология // Под ред. М.Р. Богомильского, В.Р. Чистяковой. Т.1 (в 2-х томах). — М.: «Медицина», 2005. — С. 632 — 649.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность и особенности слухового восприятия человека. Основные причины нарушения слуха. Дифференциальная диагностика кондуктивной и нейросенсорной тугоухости. Специфика тимпанометрии как метода импедансометрии при диагностике заболеваний среднего уха.

реферат [19,8 K], добавлен 10.11.2009

Этиология нейросенсорной тугоухости — формы снижения слуха, при которой поражается какой-либо из участков звуковоспринимающего отдела слухового анализатора. Степени тугоухости и глухота по уровню снижения слуха. Камертональные методы исследования.

презентация [1,5 M], добавлен 15.04.2014

Факторы потери слуха. Строение уха человека. Виды нарушений слуха. Тональная пороговая аудиометрия. Классификация порога слышимости. Способы коррекции тугоухости. Применение специальных правил общения со слабослышащими людьми. Типы слуховых аппаратов.

реферат [1,6 M], добавлен 28.01.2015

Условия нормального становления речи. Строение органа слуха и его взаимосвязь с мозговыми анализаторами. Степени нарушений функции слуха. Механизм зрительного восприятия. Роль болезней мозга и аномалий развития верхних дыхательных путей в развитии речи.

презентация [6,9 M], добавлен 22.10.2013

Специфика развития центральной нервной системы в детском возрасте. Особенности психофизиологических функций у детей с нарушениями слуха. Влияние средств психофизической коррекции на психоэмоциональную сферу и вегетативные функции детей с нарушением слуха.

диссертация [17,4 M], добавлен 26.08.2012

Основные проблемы двигательных нарушений в детском возрасте. История изучения детского церебрального паралича, его формы и причины развитий. Синдромы двигательных, речевых сенсорных нарушений. Диагностика и коррекция нарушений при данной заболевании.

контрольная работа [44,5 K], добавлен 16.04.2011

Диагностика слуха как важнейшая часть слухового протезирования, кондуктивный, смешанный и нейросенcoрный типы потери слуха. Аудиологическое обследование у детей различных возрастных групп, определение состояния слуховой функции, функции аудиометров.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 18.07.2010

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на модулированный сигнал аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы — звучащие игрушки и голос.

Первый уровень — слух в пределах возрастной нормы

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. На том же расстоянии дети ощущают и звучание голоса разговорной громкости и шёпот. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50-80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Например:

Артем Ч. (2 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку первый раз с расстояния 1,5 м., замер, через 1-2 с. резко активизировались движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на постепенно увеличивающемся — до 3 м. — расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м.: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 3 м. реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскрывает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м.: перевел взгляд с погремушки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выражены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах.

Ваня Б. (6 мес.) — здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м. отреагировал поворотом головы, затем при увеличении расстояния до 3 м. оборачивался на все ее предъявления, а на звук погремушки с 3,5 м. не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м. от него, замер, на расстоянии 2 м. повернул голову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м. (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м. безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м. поворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м. сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м. не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м. на звукосочетания, произнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего — влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону источника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000-6000 Гц.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на модулированный сигнал аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы — звучащие игрушки и голос.

Источник — http://otherreferats.allbest.ru/medicine/01140217_0.html

Источник — http://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/metodika-pedagogicheskogo-obsledovanija-sluha-detej

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago