Categories: СПРАВКА

Романова е. с. гребенников л. р. механизмы психологической защиты генезис функционирование диагностика

романова е.с. гребенников л.р. механизмы психологической защиты генезис функционирование диагностика

9. Единообразие проведения и обработки теста, независимость результатов теста от внутренних и внешних раздражителей, называется (выбор двух правильных ответов): а) надёжность теста; б) валидность теста; в) адаптация теста; г) стандартизация теста.

Текст книги «Психодиагностика. Практикум по психодиагностике»

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Текущая страница: 8 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Таким образом, обучающиеся, прошедшие полностью данный целостный лабораторный практикум по учебным дисциплинам «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», в процессе выполнения всех лабораторных работ глубоко усваивают знания, умения и навыки комплексной, системной научно-практической психологической оценки личности и группы и приобретают соответствующие общепрофессиональные компетенции.

Наряду с этим, каждый прошедший целиком и полностью данный практикум студент, получает полномасштабную картину своей собственной личности, так как всё методики этого лабораторного практикума он проводил сначала на самом себе.

Помимо этого, основной испытуемый (несколько испытуемых) этого студента так же имеет (имеют) психологический портрет своей личности в целом.

7. Учебно-методическое обеспечение процесса изучения студентами дисциплин «психодиагностика» и «практикум по психодиагностике»

Базовый научно-методический источник. Основополагающим, структурирующим тематически, содержательно системообразующим источником для настоящего учебного методического пособия является: Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

Основная литература по дисциплинам:

1. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

2. Анастази А., Урбини С. Психологическое тестирование. – СПб., 2005.

3. Батаршев А.В. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – Изд. 2-е, исправл. – М.: Институт психотерапии, 2005.

4. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций: Практическое руководство. – М.: Психотерапия, 2006.

5. Бодалёв А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2000.

6. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2008.

7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2003.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. 2-е издание. – СПб.: Питер, 2006.

9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.

10. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1; Часть 2. – М.: Генезис, 2001.

11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2002.

12. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

13. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. – М., 1981.

14. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревича, И.В. Дубровиной. – М, 1990.

15. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009.

16. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010.

17. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Диагностика характера подростков. – СПб.: ФАРМиндекс, 2001.

18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

19. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. Серия Практикум по психодиагностике. – СПб.: Речь, 2001.

20. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Разработка и проверка методик. – СПб.: СПбГУ, 2003.

21. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: СПбГУ, 2003.

22. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

23. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – Москва: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.

24. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест (ТАТ). 2-е изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2000.

25. Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста: Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В. Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.

26. Методики оценки психологического здоровья педагогов. Учебно-методическое пособие. Автор-составитель Л.В. Сенкевич. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.

27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Книга 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.

28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель – Райгородский Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2011.

29. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2-х т.т. – М.: ВЛАДОС, 2001.

30. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

31. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

32. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: учеб. пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 5-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.

33. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

34. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001.

35. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

36. Руководство по использованию восьмицветового теста М. Люшера. Сост. О.Ф. Дубровская. – М., 2005.

37. Собчик Л.Н. Модификационный (модифицированный) восьмицветовой тест М. Люшера. Практическое руководство. – СПб., 2001.

38. Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). – СПб., 2002.

39. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.

40. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2003.

41. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 1998.

42. Шмелёв А.Г. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990.

43. Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – М.; Ростов-на-Дону, 1996.

44. Шмелёв А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб.: Речь, 2002.

45. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.

Дополнительная литература по дисциплинам:

1. Айзенк Х., Эванс Д. Проверьте способности вашего ребёнка / Пер. с англ. Л.К. Клюкина. – М.: ООО «Фирма „Издательство АСТ“», 1998.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудность в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось-89», 1999.

4. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Институт психотерапии, 2004.

5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М, 1986.

6. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М.; Рига: ПЦ Эксперимент, 2000.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб., 2006.

8. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2010.

9. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В Общая психология. Учеб. – метод. пособие по дисциплине «Общая психология». Специальность 030301.65 «Психология». ФГБОУ ВПО ГКА имени Маймонида. – М.: Изд-во Человек, 2012.

10. Ежова Н.Н. Справочник практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

11. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2007.

12. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М., 1994.

13. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.

14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2012.

15. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.

16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2007.

17. Кризисная психология. Справочник практического психолога. Составитель С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.

18. Крылов А.А., Юрьев А.И. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.

19. Методы психологической диагностики. Вып. 1. Под ред. В.Н. Дружинина и Т.В. Галкиной. – М.: ИП РАН, 1993.

20. Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А.Н. Воронина. – М.: ИП РАН, 1994.

21. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.

22. Пирьов Г.Д. Экспериментальная психология. – София, 1968.

23. Педагогическая психология: Методики и тесты / Авторы-сост.: М.В. Демиденко, А.И. Клюева. – Самара: Бахрах-М, 2004.

24. Психологическая коррекция умственного развития учащихся / Под ред. К.М. Гуревича, И.В.Дубровиной. – М, 1990.

25. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. / В.Д. Далин, В.К. Гайда, B. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, C. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

27. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие. Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2006.

28. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

31. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: Талант, 1996.

32. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и професссиограммы. – СПб.: Питер, 2008.

33. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

34. Сильвер Р. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребёнке / Роули Сильвер. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009.

35. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Вып. 1. – М., 1990.

36. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений. Вып. 3. – М., 1990.

37. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1994.

38. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001.

39. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.

40. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. – М.: Медицина, 2003.

41. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 7-е. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.

42. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2007.

43. Шмелёв А.Г. Общая психодиагностика. Учебное пособие. – М., 1988.

44. Шмелёва И.А. Этические принципы работы психолога // Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

45. Экспериментальная психология. Практикум. Под общ. ред. Е.С. Романовой. – СПб.: Питер, 2007.

Рекомендуемая литература по дисциплинам:

1. Бизюк А.П. Компедиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005.

2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: МГППУ; Смысл, 2003.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под редакцией Подольского А.И. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. – М.: МГУ, 1994.

6. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология подросткового возраста: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

7. Донцов Д.А., Донцова М.В., Матвеева О.В., Поляков Е.А. Под ред. А.И. Донцова. Психология общения: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Сухова Г.В., Матвеева О.В. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сухова Г.В. Детская возрастная психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.

10. Донцов Д.А., Донцова М.В., Шарагин В.И., Кононов С.В. Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Психодиагностика». Специальность: 030301.65 – «Психология». – Воронеж: Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2012.

11. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991.

12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2009.

13. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. В. Лещинской. – М.: ЭКСМО, 2001.

14. Леонов Н.И. Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях: учеб. пособие / Н.И. Леонов, М.М. Главатских. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.

15. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977.

17. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: Апрель – ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

18. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

19. Методы активизации духовного потенциала личности: Учеб. пособие / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.

20. Основы психологии: практикум. Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов на Дону, 2002.

21. Психология конфликта. Под. ред. А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1984.

22. Психические состояния. Хрестоматия. Составитель: Л.В. Куликов. – СПб.: СПбГУ, 2000.

23. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000.

24. Психология управления: Практикум: Учебное пособие для вузов. Под. ред. Твороговой Н.Д. – М.: ГЭСТАР, 2001.

25. Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельчёнок. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2002.

26. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. Автор-составитель И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008.

27. Практикум по психологии. Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972.

28. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003.

29. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Академия, 2007.

30. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалёва, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

31. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999.

32. Рейковский Я.А. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

33. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: Медицина, 1970.

34. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Медицина, 1971.

35. Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов РФ // Под ред. С.Д. Воробьева, С.Г. Крылова. – Екатеринбург, 1999.

36. Сенкевич Л.В. Психология агрессии и аутоагрессии. Монография. – Тула: ТГПУ, 2005.

37. Сенкевич Л.В. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Изд-во Человек, 2012.

38. Сенкевич Л.В. Психология экзистенциальных кризисов. – Тула.: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012.

39. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

40. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

41. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

42. Этический кодекс психолога-консультанта. Сайт Российского Психологического Общества (РПО). http://rpo.sfedu.ru

43. Этический кодекс практического психолога. Сайт Российского Психологического Общества (РПО). http://rpo.sfedu

44. Юнг К.Г. Психологические типы. Пер. с нем. С. Лорие. Под общ. ред. В.В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001.

45. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. – СПб.: Питер, 2004.

7.2. Материально-техническое обеспечение и техникометодические средства обеспечения освоения студентами дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике»

Необходимыми материальными и техническими средствами обеспечения эффективного усвоения студентами дисциплин являются:

A) типовое учебное помещение (комната, кабинет, аудитория), укомплектованное стандартной учебной мебелью (партами и стульями), имеющее типовое, функционально необходимое электрическое освещение, имеющее стандартную меловую или типовую «маркеровую» учебную доску и обычное мультимедийное проекционное оборудование;

Б) библиографические источники из списка основной литературы по дисциплинам, в стандартно-типовом количестве и качестве наименований на одного студента (как минимум – три наименования разноплановых библиографических источников, с минимальным расчётом – один экземпляр одного наименования на трёх студентов);

B) копировальная и множительная техника (принтер, сканер, ксерокс) с целью сканирования и тиражирования в бумажном (печатном) виде бланков, заданий и стимульных материалов к используемым тестовым психодиагностическим методикам.

Специальное (особое) материально-техническое обеспечение для успешного освоения студентами данных учебных дисциплин не требуется.

Приложения к настоящему пособию

Приложение № 1
«Тестовые проверочные контрольные вопросы по дисциплинам „психодиагностика“ и „практикум по психодиагностике“»

1. Наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, наука и практика постановки психологического диагноза (выбор единственно правильного ответа): а) социология; б) медицина; в) педагогика; г) психодиагностика.

2. Психодиагностика – это (выбор двух правильных ответов): а) наука, изучающая индивидуально-психологические особенности человека; б) наука о принципах и способах организации научного познания человека; в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности; г) наука о закономерностях психического развития человека; ^) наука, разрабатывающая методы измерения индивидуально-психологических особенностей человека.

3. Когда завершилось формирование психологической диагностики в самостоятельную область исследований (выбор единственно правильного ответа): а) 20-е гг. XX века; б) 40-е гг. XX века; в) 60-е гг. XX века; г) 80-е гг. XX века.

4. Сколько этапов выделяют в развитии отечественной психодиагностики (выбор единственно правильного ответа): а) два; б) один; в) три; г) четыре.

5. Что явилось первым диагностическим тестовым методом по форме проведения теста (выбор единственно правильного ответа): а) тесты-опросники; б) тесты-задания; в) проективные техники; г) психофизиологические методики.

6. Кто впервые использовал психодиагностические тесты-опросники (выбор единственно правильного ответа): а) Ф. Гальтон; б) Т. Рибо; в) Р. Вудвортс; г) Д. Юм.

7. Какие тесты, по содержанию, по направленности теста, первыми стали применяться в психодиагностике (выбор единственно правильного ответа): а) тесты интеллекта; б) тесты достижений; в) тесты креативности; г) личностные тесты.

8. В какого рода методиках от испытуемого требуется получить верный ответ (выбор единственно правильного ответа) : а) тесты; б) анкеты; в) психофизиологические методики; г) проективные методики.

9. Единообразие проведения и обработки теста, независимость результатов теста от внутренних и внешних раздражителей, называется (выбор двух правильных ответов): а) надёжность теста; б) валидность теста; в) адаптация теста; г) стандартизация теста.

10. К проективным методикам относятся (выбор двух правильных ответов): а) тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равенна»; б) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Меррея и К. Моргана; в) Тест «Моторная проба К. Шварцландера»; г) Рисуночные тесты.

11. Как можно установить надёжность частей теста (выбор единственно правильного ответа): а) предложить испытуемому выполнить две равноценные части теста и сравнить результаты; б) повторно обследовать испытуемых с помощью одного и того же теста и сравнить результаты; в) предложить разным группам испытуемых разные части теста и сравнить результаты; г) предложить испытуемым выполнить основной набор заданий, а затем дополнительный набор заданий и сравнить полученные результаты.

12. Что такое статистический критерий (выбор единственно правильного ответа): а) правило принятия истинной гипотезы; б) метод расчета количества испытуемых; в) показатель наличия причинно-следственной связи между переменными; г) показатель влияния переменных на изменчивость изучаемого признака.

13. Какая измерительная шкала имеет фиксированное начало отсчета (выбор единственно правильного ответа): а) шкала отношений; б) шкала интервалов; в) шкала порядка; г) шкала наименований.

14. Какая из контрольных шкал направлена на анализ тенденции к ухудшению результатов обследования (выбор единственно правильного ответа): а) шкала валидности; б) шкала коррекции; в) шкала лжи; г) шкала вопросов.

15. Что такое выборка стандартизации (выбор единственно правильного ответа) : а) группа людей, которые реально (непосредственно) подвергаются тестированию; б) группа, состоящая из людей, обладающих стандартным набором качеств; в) группа людей, к которой применяются формализованные методики; г) большая совокупность людей, относительно которой психологи-тестологи собираются делать выводы.

16. Что означает понятие «репрезентативность выборки» (выбор единственно правильного ответа): а) вероятностные свойства (конкретные параметры) данной выборки очень близки к свойствам генеральной совокупности респондентов; б) выборка ориентирована на широкую популяцию; в) выборка состоит из людей, пожелавших принять участие в исследовании; г) использование одной и той же выборки для двух разных исследований.

17. В чём, прежде всего, заключается надёжность психодиагностической тестовой методики (выбор единственно правильного ответа): а) в точности и достоверности имеющихся психологических измерений; б) в теоретической обоснованности методики; в) в единообразии проведения и оценки результатов методики; г) во внутренней однородности методики.

18. Кто автор теста интеллекта «Прогрессивные матрицы…», направленного на изучение невербального (геометрического, пространственного, графического) интеллекта (выбор единственно правильного ответа) : а) Дж. Равенн; б) Дж. Гилфорд; в) Ж. Пиаже; г) К. Левин.

19. Каких субтестов нет в тесте Р. Амтхауэра, направленном на диагностику разнообразных видов интеллекта (выбор единственно правильного ответа): а) моторных (двигательных) субтестов; б) пространственных субтестов; в) числовых субтестов; г) вербальных субтестов.

20. На что направлен тест «кубиков Коса» (выбор единственно правильного ответа): а) на оценку способности к синтезу целого из частей; б) на оценку способности к формированию понятий; в) на исследование оперативной памяти; г) на оценку способности выделять существенные детали

21. Для чего применяется диагностический обучающий эксперимент (выбор единственно правильного ответа) : а) для оценки интеллектуального развития; б) для оценки развития памяти; в) для оценки развития внимания; г) для оценки развития творческих способностей.

22. Кто создал первые тесты креативности (выбор единственно правильного ответа) : а) Дж. Гилфорд; б) Е.П. Торранс; в) Р. Кеттелл; г) Д. Векслер.

23. Для каких сфер наиболее актуальна диагностика моторных (двигательных) способностей (выбор двух правильных ответов): а) спорт; б) профотбор; в) возрастная психология; г) медицинская психология.

24. Где, в основном, применяются тесты сенсорных способностей (выбор двух правильных ответов): а) в промышленности; б) в военном деле; в) в спорте; г) в образовании.

25. Что из названного является сущностной характеристикой эпилептоидного типа личности (выбор единственно правильного ответа): а) склонность к периодическому возникновению т. н. злобно-тоскливого настроения; б) устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения; в) повышенная тревожность, мнительность, склонность к сомнениям; г) повышенная впечатлительность и чувство неполноценности

26. Сколько цветов используется в тесте цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а) восемь; б) пять; в) десять; г) двенадцать.

27. Какие личностные черты называются генерализованными, генирализированными (выбор единственно правильного ответа): а) те черты, которые характеризуются безусловным постоянством их проявлений; б) те черты, которые характеризуются эпизодичностью проявления; в) те черты, которые являются социально значимыми; г) те черты, проявление которых находится под сознательным контролем человека.

28. Кто автор теста цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа): а) М. Люшер; б) Р. Мейли; в) Дж. Корт; г) В. Хьюлс.

29. Кто автор методики «сортировка» (выбор единственно правильного ответа): а) В. Стефансон; б) Д. Бекман; в) А. Роде; г) М. Мансон.

30. С какого возраста применяется тест цветовых предпочтений (выбор единственно правильного ответа) : а) с 3–4 лет; б) с 1–2 лет; в) с 6–7 лет; г) с 11–12 лет.

31. Какой из способов косвенной оценки межличностных отношений не касается «личностного пространства» (выбор единственно правильного ответа): а) паралингвистические средства; б) методики наблюдения реальной ситуации; в) методики символического моделирования реальной ситуации; г) проективные средства (методики).

32. В чём состоят аутосоциометрические методики (выбор единственно правильного ответа): а) испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе; б) испытуемые сравнивают реальное и желаемое отношение людей к себе; в) испытуемые «измеряют» взаимоотношения людей с точки зрения другого человека; г) испытуемые «измеряют» свои отношения с другими людьми с точки зрения другого человека.

33. Какая сфера общения рассматривается в методике «социометрия» (выбор единственно правильного ответа): а) все сферы; б) труд; в) досуг; г) учёба.

34. Каково минимальное количество членов малой группы (выбор единственно правильного ответа): а) 2–3 человека; б) 5–6 человек; в) 8 человек; г) 10 человек.

35. Кто автор теста-опросника, созданного для оценки уровня субъективного контроля – УСК (выбор единственно правильного ответа): а) Дж. Роттер; б) Ж. Тейлор; в) Г. Олпорт; г) Н. Бейли.

36. В чём состоят рефрактивные (рефрактерные) техники (выбор единственно правильного ответа): а) люди оценивают свои атрибуты, не осознавая, что оценивают свою личность; б) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения малознакомого человека; в) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения друга; г) люди оценивают свои атрибуты с точки зрения человека, с которым он находится в неприязненных отношениях.

37. О чём говорит выбор человеком, в основном (как правило), каких-либо средних значений в разнообразных тестах-опросниках самоотношений, самооценки личностных качеств (выбор единственно правильного ответа): а) о значительном включении психозащитных процессов; б) об оптимальном уровне самопринятия; в) о низком уровне самопознания; г) о действии психологического механизма социальной желательности.

38. Какое минимальное количество альтернатив предлагается при выборе ответа в тестах-опросниках самоотношения (выбор единственно правильного ответа): а) одна; б) две; в) три; г) четыре.

39. Что такое страх, чем страх отличается от тревоги (выбор единственно правильного ответа) : а) страх – это, в большинстве случаев, реакция на конкретную угрозу; б) страх – это реакция на угрозу представления о себе; в) страх – это реакция на угрозу базовым ценностям; г) страх – это ожидание неудач в социальном взаимодействии.

40. Что не относится к т. н. кратким функциональным пробам (выбор единственно правильного ответа): а) тесты-опросники; б) корректурная проба; в) таблицы Шульте; г) метод парных ассоциаций.

41. Каких психодиагностических тестов нет среди средств диагностики психических состояний личности, имеющих место «здесь и сейчас» (выбор единственно правильного ответа): а) личностные тесты; б) психофизиологические тесты; в) поведенческие тесты; г) т. н. субъективные тесты.

42. Что характерно для людей со слабой нервной системой (выбор единственно правильного ответа): а) обстоятельное выполнение заданий в строгой очередности, без перескакивания с одной операции на другую; б) умение собраться, сконцентрироваться в ответственных ситуациях; в) в шумной обстановке эффективность умственной работы не снижается; г) неудачи в деятельности мало отражаются на дальнейшей работе.

43. Что относится к формально-динамическим особенностям психического склада человека (выбор единственно правильного ответа): а) чувствительность органов чувств; б) убеждения; в) знания; г) интересы.

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

Стратегия взаимодействия родителей с детьми как фактор психического здоровья членов семьи

Валуйская Лариса Анатольевна

– кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики Томского государственного архитектурно-строительного университета. Профессиональные и личные интересы связаны также с психологией здоровья, семейной и клинической психологией.

Стоянова Ирина Яковлевна

– член научно-редакционного совета журнала «Медицинская психология в России»;

– доктор психологических наук, руководитель группы медицинской психологии в НИИ психического здоровья СО РАМН, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии на факультете психологии Томского государственного университета.

E-mail: Fiale@yandex.ru redo@mail.tomsknet.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию стратегий взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста, как фактора психического здоровья членов семьи. Проблема влияния родительских стратегий на психическое развитие ребенка является актуальной и требует пристального изучения. Критерием психического здоровья в проведенном исследовании выступает коэффициент эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье, который зависит от особенностей родительских стратегий при взаимодействии с детьми. В качестве особенностей родительских стратегий при взаимодействии с детьми младшего школьного возраста можно рассматривать защитные механизмы, возникающие как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения. Результаты проведенного исследования показали, что некоторые защитные механизмы детей являются результатом усвоения образцов защитного поведения родителей, причем в большей степени, матерей. Полученные результаты не выявили наличие взаимозависимостей коэффициента эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье и показателей механизмов психологической защиты детей.

Ключевые слова: стратегии взаимодействия родителей с детьми, фактор психического здоровья, коэффициент эмоциональной удовлетворенности, механизмы психологической защиты детей младшего школьного возраста, механизмы психологической защиты.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Современное общество, реагируя на ускоренный рост технического прогресса, стало более подвержено изменениям, которые коснулись взглядов на брак, на экономическое и социальное равноправие женщин, на развод и т.д. Все изменения, происходящие в обществе, прямо или косвенно отражаются семьей, хотя она и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью. Являясь ближайшей средой формирования личности, семья влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека, а так же является источником социальных установок и ценностных ориентации субъекта.

Удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите является наиболее важной функцией семьи. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. Нарушение эмоциональной функции семьи является фактором, негативно влияющим на психическое здоровье членов семьи.

Отсутствие специальных исследований, направленных на изучение родительских стратегий поведения и их влияния на складывающиеся отношения с детьми, определяет актуальность проведенного исследования. В качестве особенностей стратегий взаимодействия в данной работе рассматриваются механизмы психологической защиты членов семьи. Менее других исследована проблема психологической защиты детей младшего школьного возраста. Опубликованное исследование Н.М. Никольской и Р.М. Грановской является первой отечественной монографией по проблеме изучения психологической защиты у детей младшего школьного возраста, которое проводилось авторами в течение ряда лет на базе общеобразовательных школ и не исчерпывает всего многообразия проблем, связанных с этим явлением.

На сегодняшний день наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. В этом контексте выделяются три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

С XIX в. семья изучается как малая или первичная группа с присущим ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь (Ле Пле). Позже исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (Пиаже Ж–П., Фрейд З. и др.).

Начиная с 20-х гг. XX в. пристально изучается влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом представляет собой культурно–исторический феномен, находящийся под влиянием общественных норм и ценностей.

В рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна, в которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям других ее составляющих», семья рассматривается как целостная группа. При этом остается неясным, как влияют факторы риска на стрессоустойчивость отдельных членов семьи или семьи в целом.

Касательно проблемы развития личности ребенка младшего школьного возраста, к настоящему времени в психологической науке накоплен богатый материал. Имеющиеся психологические исследования по-разному рассматривают роль семьи как фактора, влияющего на развитие личности. Часть психологических исследователей рассматривают семью как фактор позитивного влияния. В других работах изучается возникновение и развитие негативных характеристик личности ребенка, таких как упрямство, тревожность, агрессивность, как следствие деструктивного влияния родителей.

Фундаментальные предпосылки для изучения феномена психологической защиты были заложены в концепции 3. Фрейда. Он выводит принцип функционирования психологической защиты из тревоги, порождаемой внутриличностным конфликтом.

Расширяя подход З. Фрейда к пониманию психологической защиты, А. Фрейд [16] и В. Райх [11] указывают на существование явлений постоянной защиты личности (мышечные зажимы, особенности поведения и др.). Г. Салливен выделяет «избирательное внимание», «динамизмы», несущие функцию защиты. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни описывают защитные типы поведения, стратегии жизни, типы характера.

Анализ представлений о психологической защите, сформулированный представителями гуманистической психологии, показывает различие в понимании развития личности и роли психологической защиты с психоаналитическими представлениями.

Теория совладания личности с трудными жизненными ситуациями подразумевает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются как напря-жение или превышают возможности человека справиться с ними (Neal, 1998).

Копинг–поведение — форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг–стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка.

В процессе действия на личность стрессора формируются механизмы личностной защиты. Лазарус (Lazarus, 1991) рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями. Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора.

Существуют значительные сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (Либина, Либин, 1998). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивидуума от решения проблемы и связанных с этим конкретных действий ради сохранения комфортного состояния. В то же время способы совладания подразумевают необходимость проявить конструктивную активность, пройти через ситуацию, пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Стратегии поведения раскрываются в различных формах адаптации. Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

В противоположность психоаналитическому пониманию психологической защиты как необходимого условия избежания невроза, как способа устранения конфликта и как фактора развития личности, А. Маслоу видит в защитных механизмах внутренние препятствия для адекватного восприятия и последующим реалистическим овладением ситуацией, и полагает защиту как фактор, затрудняющий личный рост.

Рассматривая психологическую защиту как фактор, влияющий на психическое здоровье К. Роджерс описывает психологическую защиту как препятствующую психическому здоровью. Центральным, в определении психического здоровья, выступает сознание личностью своих внутренних комплексов и конфликтов, преодоление которых возможно путем расширения собственного самосознания и переструктурирования жизненных ценностей. К. Роджерс связывает личностное здоровье с движением от защитных реакций, бессознательных по сути, к осознанию, открытости своему опыту.

В отечественной психологической науке в основу исследований и концепций психологической защиты положены два основных подхода: теория установки Д.Б. Узнадзе и теория отношений В.Н. Мясищева. Как и в психоанализе, психологическая защита рассматривается как неотъемлемое и всепроникающее свойство индивида (Ф.В. Бассин, В.Е. Рожнов и др.), но в отличие от психоаналитического акцента на конфликте между сознанием и бессознательным, акцент переносится на диссонанс между различными системами установок, значимых отношений. Механизмы защиты активизируются в травмирующей ситуации и направлены на уменьшение психологического дискомфорта и обеспечение внутреннего равновесия личности за счет искажения или отвержения воспринимаемой информации, расцениваемой как противоречащей представлениям личности или за счет реорганизации системы установок. Защитные механизмы включаются в действие мгновенно и автоматически, они не представляют собой способы решения проблем, а являются способами организации частичного и временного душевного равновесия.

В отечественной психологии широкое и глубокое толкование психологической защиты было проведено в рамках теории личности (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, В.А. Горянина, А.А. Налчаджян, В.В. Столин, Е.Л. Яковлева).

Л.И. Анцыферова сводит защитные механизмы к трем основным стратегиям совладания — конструктивным, неконструктивным, самопоражающим. Л.И. Анцыферова также указывает на влияние особенностей личности на выбор стратегий и выделяет два типа личности: интерналов, нацеленных на успешное совладание, и экстерналов, уверенных в собственной недееспособности.

А.А. Налчаджян исследовал проблему психологической защиты в рамках проблемы адаптации личности и попытался объединить защитные и незащитные механизмы, стратегии поведения и связанные с ними личностные свойства в рамках теории социально–психологической адаптации [10].

Р.М. Грановская и И.Я. Березиная отмечают, что психологическая защита тормозит полет творческой фантазии, работу интуиции, она выступает в качестве барьера, который сужает, заслоняет и искажает полноценное восприятие и переживание мира. Одновременно авторы отмечают и положительную роль защиты. Защита ограждает сознание от информации, которая может разрушить целенаправленное мышление, которое настроено на решение в соответствии с отображаемой картиной ситуации. В этом смысле защитные техники рассматриваются как система стабилизации личности, которая направлена на устранение или минимизацию отрицательных эмоций, тревоги, которая возникает при рассогласовании имеющейся картины мира и ситуации с новой и неожиданной информацией.

Таким образом, при толковании психологической защиты в рамках различных теоретических концепций есть ситуация фрустрации, конфликта, и цель психологической защиты — снижение эмоционального напряжения, предотвращение дезорганизации поведения, уменьшение психологического дискомфорта. Несмотря на изученность отдельных аспектов, проблема психологической защиты до настоящего времени относится к актуальным проблемам.

Единой классификации механизмов психологической защиты до настоящего времени не существует, однако наиболее изученными и общепринятыми являются:

отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонение от нее;

подавление — это забывание, блокирование неприятной, нежелательной информации либо ее перевод из восприятия в память, либо вывод из памяти в сознание, однако, эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляться в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией;

вытеснение связано с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. Забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его на ложный, скрывая настоящий от себя и от окружающих;

проекция — механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир;

идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных;

рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам;

замещение — это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия — приемлемым;

сублимация чаще всего противопоставляется защитным техникам. Использование сублимации, в задачу которой входит переработка неудовлетворяемых влечений эроса или деструктивных тенденций в социально полезную активность, считается одним из свидетельств сильной творческой личности.

Одной из наиболее полных концепций психологической защиты представляется структурная теория Р. Плутчика [4; 8; 9]. Концепция предлагает исчерпывающее теоретическое обоснование зарождения и функционирования защитных механизмов, дает новое основание для классификации и прослеживает связи между отдельными видами защит и типами клинической патологии и асоциального поведения. Разработанный Р. Плутчиком диагностический инструмент удобен в использовании для различных контингентов и возрастных групп и однозначен в интерпретации, что значительно расширяет возможности изучения механизмов психологической защиты в области научных исследований и индивидуального консультирования.

Р. Плутчик помещает концепцию защиты в широкую эволюционную структуру. Центральная идея концепции сводится к тому, что механизмы психологической защиты являются производными эмоций, следовательно, их использование присуще всем живым организмам, способным испытывать эмоции. Это и взрослый человек, и младенец и даже животное. Многолетние исследования Р. Плутчиком и его коллегами (Х. Келлерманом и Х. Конте) эмоциональных процессов привели к созданию общей психоэволюционной теории эмоций, которая стала основой для построения теоретической модели защит [22; 23].

Сам автор достоинство своей теоретической модели психологической защиты видит в установление отношений между самими защитами, между защитами и эмоциями и в раскрытии адаптивного потенциала этих отношений.

Проблема психологических защит в детской психологии на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Сложность эмпирического изучения этого феномена обусловлена его особой спецификой. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Наблюдения за результатами функционирования психологической защиты осложняются тем, что реальные стимулы и реакции могут быть отделены друг от друга во времени и пространстве.

У ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем их формирования выступают возникающие в онтогенезе многообразные типы тревоги, характерные для детей. Становление защитных автоматизмов большинство исследователей связывает с удовлетворением либо неудовлетворением базисных психологических потребностей ребенка, самой ранней из которых является потребность в безопасности. При этом механизмы защиты можно рассматривать как те первичные интрапсихические образования, которые являются следствием ограничения спонтанной экспрессии ребенка.

Защитные механизмы имеют свои объективные проявления — внешне наблюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоции или рассуждений человека. Для некоторых современных исследователей защитный механизм — это, в первую очередь, именно прочный защитный поведенческий рисунок: внешне наблюдаемые действия, эмоции и проявления мышления, функционирующие как обходные маневры для избежания тревожащих сведений или как преобразователи того, что порождает чувство или ощущение тревоги. Для других авторов — это скрытый психический процесс, который и выступает как истинный защитный механизм (И.М. Никольская, P.M. Грановская).

По мнению А. Фрейд, организация защитного процесса — важная и необходимая составная часть развития личности ребенка. Ребенок является незрелым до тех пор, пока его инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении — на стороне окружения. Шансы ребенка стать здоровым, независимым и ответственным во многом зависят от того, насколько его собственное «Я» способно справиться с внешним и внутренним дискомфортом. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на другие цели.

В защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов, однако их совместное участие предопределяет целостную реакцию на ситуацию с целью более эффективной психологической адаптации. Индивидуальный набор защитных механизмов ребенка зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми он сталкивается, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка с родителями. Защитные механизмы возникают у ребенка как результат:

усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения;

негативного воздействия со стороны родителей.

При рассмотрении защиты как результата усвоения родительских стилей поведения в виде научения через подкрепление или посредством подражания и его подчеркивается роль семьи как психосоциального посредника общества, призванного с помощью внешнего вмешательства в развитие ребенка актуализировать различные механизмы защиты как средство социальной адаптации.

На структуру защиты ребенка оказывают влияение не только холодность или безразличие, но и властность матери. Установлено, что дети властных матерей демонстрируют признаки ранней невротизации. В дальнейшем они проявляются в особенностях характера (застенчивости, устойчивых страхов, повышенной тревожности, избыточной покорности).

Многие обстоятельства роста и развития ребенка в семье провоцируют включение психологической защиты.

Методы и организация исследования

Проблема исследования бессознательных компонентов личности всегда стояла в экспериментальной психологии особенно остро, в первую очередь из-за отсутствия соответствующего методического аппарата. Исследование психологической защиты личности и ее механизмов не стало исключением. В психологии существует считанное число диагностических методик, претендующих на оценку данного феномена. Часть из них описана в психоаналитической традиции: клиническое наблюдение в ходе аналитических сеансов [13], динамический личностный опросник DPI Т. Грижье [14], проективные методы типа ТАТ [3; 19; 20]. Часть выходит за ее рамки: метод С. Розенцвейга [7], метод экспертной оценки К. Перри [21], опросник «Индекс жизненного стиля» LSI Р. Плутчика [23].

В данном исследовании психологическая защита рассматривается как явление, присущее любому психически здоровому человеку, что опосредовало выбор методики. Наиболее полно из всех известных методик специфику механизмов психологической защиты (МПЗ) позволяет исследовать опросник LSI Р. Плутчика (восемь механизмов). К достоинствам данной методики следует отнести теоретическую обоснованность выбора именно данных восьми МПЗ и возможность их количественной оценки.

Для изучения детских защитных механизмов на практике не отмечается принципиальных различий в исследовании психологической защиты взрослых и детей. В качестве предлагаемых для изучения защиты ребенка методов фигурируют либо различные формы наблюдения [1; 6; 12], либо детские эквиваленты проективных методов: детский вариант теста тематической апперцепции САТ [2; 18], детский вариант теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга [5].

В практике психологического исследования для оценки специфических особенностей психологической защиты они недостаточны:

в силу субъективности получаемых оценок,

в силу отрывочности итоговой информации.

Получаемый в ходе наблюдения и при использовании САТ перечень видов психологической защиты, к которым склонен ребенок, весьма условен и зависит от наблюдательности психолога, его профессиональной подготовленности и представлений об исследуемом феномене.

Указанные методы не дают колличественных показателей выраженности конкретных МПЗ в защитной стратегии ребенка. Количественные оценки предполагает метод С. Розенцвейга, наиболее часто используемый в исследовательских целях. Однако его возможности крайне ограничены при анализе качественных показателей психологической защиты.

Наиболее эффективна в данном исследовании модифицированная Е.В. Чумаковой методика «Индекс жизненного стиля» Келлермана–Плутчика для детей младшего школьного возраста.

Критерием психического здоровья в проведенном исследовании выступает коэффициент эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье, который зависит от особенностей родительских стратегий при взаимодействии с детьми. В качестве особенностей родительских стратегий при взаимодействии с детьми младшего школьного возраста можно рассматривать защитные механизмы, возникающие как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения.

Методологическую основу работы образуют концепции:

Р. Плутчека, Г. Келлермана, Х.Р. Конте, Е.С. Романовой, Л.Р. Гребенникова, Е.В. Чумаковой об особенностях психологической защиты взрослых и детей;

В.С. Торохтия об особенностях эмоционально–оценочного отношения членов семьи к своей жизнедеятельности и условиям протекания.

В исследовании использовались методы:

1. Тест–опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (LSI) (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте, адаптация Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников). (для родителей) [9].

2. Методика «Карта оценки детских защитных механизмов» (модификация Е.В. Чумаковой методов К. Перри и Р. Плутчика). (для детей) [17].

3. Частная методика диагностики психологического здоровья семьи «Эмоциональная удовлетворенность» (В.С. Торохтий) (для детей и родителей) [15].

Выбранные методики позволили качественно и количественно оценить идентичные механизмы психологической защиты у детей и взрослых, что является главным критерием их выбора.

Критерии подбора методики изучения детской защиты:

необходимость оценки тех же восьми МПЗ, что и в методике Р. Плутчика;

необходимость количественной оценки и выраженности МПЗ;

необходимость оценки каждого МПЗ по тем же критериям, что и в соответствующей методике для взрослых.

Используемая частная методика диагностики психологического здоровья семьи «Эмоциональная удовлетворенность» (В.С. Торохтий), в качестве теоретической основы, содержит определение, которое трактует удовлетворенность как эмоционально–оценочное отношение отдельных или всех членов группы (семьи) к своей жизнедеятельности и условиям ее протекания. Из этого следует, что эмоции определяются какой-либо актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

Удовлетворенность определяется величиной разрыва между желаниями человека и его реальными достижениями. А это значит, что степень эмоциональной удовлетворенности повышается, когда достижения совпадают с притязаниями и понижается, если реальные достижения отстают от желаний личности. В случае, когда достижения превышают устремления индивида, тогда обязательно порождаются ожидания, которые значительно опережают реальный темп улучшения достижений, что и служит причиной недовольства.

Степень получения эмоционального удовлетворения зависит от конкретных характеристик образа жизни (стиль внутрисемейного общения, характер совместной деятельности, тип семейного досуга и т.п.).

В исследовании приняли участие 22 человека из 9 семей, в том числе 9 детей младшего школьного возраста.

Методы статистической обработки результатов

Расчет статистических показателей производился с использованием компьютерной программы SPSS Statistics 17.0.

Последовательность обсуждения экспериментальных данных включает два основных этапа.

На первом этапе проанализирована специфика детских и родительских защитных механизмов:

выявлены особенности проявлений механизмов психологической защиты родителей;

выявлены особенности проявлений механизмов психологической защиты детей;

выявлены особенности детской психологической защиты в сравнении с психологической защитой взрослых.

Второй этап посвящен исследованию взаимосвязи проявлений защитных механизмов и коэффициента эмоциональной удовлетворенности членов семьи.

В качестве показателей психологической защиты личности исследовались восемь механизмов психологической защиты, признанных базовыми в структурной теории Р. Плутчика: отрицание, вытеснение, интеллектуализация, формирование реакции, регрессия, компенсация, проекция, замещение.

Изучение специфики детских и родительских защитных механизмов построено на основе сравнения значений показателей МПЗ у родителей и детей. В таблице 1 приведены значения и интенсивность МПЗ у родителей и детей.

Показатели механизмов психологической защиты членов семей

Особенности проявлений механизмов психологической защиты родителей представлены в таблице 2.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии прямой зависимости между МПЗ «отрицание» и коэффициентом эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье у родителей.

Отрицание как способ защиты связано с игнорированием неприятностей и проблем, которые могут вызывать негативные эмоции, и с преимущественным обращением к позитивным переживаниям. В связи с этим данный механизм может способствовать повышению уровня эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями.

«Регрессия», как переход к «детским» формам поведения может свидетельствовать о переносе агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный. Эти выводы нашли подтверждение в данном исследовании.

Коэффициенты парных корреляций показателей МПЗ и КЭУ родителей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

Статистических зависимостей между другими механизмами психологических защит у родителей выявлено не было.

В таблице 3 представлены результаты сравнительного анализа механизмов психологических защит детей.

Результаты показали наличие прямой зависимости «вытеснения» и «регрессии» друг от друга, поскольку, оба механизма предполагают отказ ребенка от осознания наличия травмирующей ситуации. В случае «вытеснения» посредством забывания реального стимула и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним, в случае «регрессии» — путем возвращения к онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей.

Наличие обратной зависимости «отрицания» и «проекции» может свидетельствовать о том, что в каждом конкретном случае реализуется только один из этих механизмов, связанных с принятием себя. Например: «Я хороший, потому что у меня всегда все хорошо». Или: «Я хороший, потому что все другие плохие».

Коэффициенты парных корреляций показателей МПЗ и КЭУ детей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

Сравнительный анализ механизмов психологических защит родителей и детей (Таблица 4), показал, что «отрицание», как МПЗ родителей, обратно пропорционально детскому МПЗ — «вытеснение».

Отрицание родителями наличия проблемы соответствует отсутствию у ребенка необходимости в переносе агрессии на себя или других из-за ее отсутствия, что влияет на коэффициент эмоциональной удовлетворенности родителей взаимоотношениями в семье (повышает КЭУ). Представлено в таблице 4, «вытеснение», как детский МПЗ, обратно пропорцинально «КЭУ» родителей.

Косвенным подтверждением является полученные данные о линейной зависимости родительских МПЗ «отрицание» и коэффициента эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье (Таблица 2).

«Замещение» родителей как механизм снятия напряжения путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта (являющегося источником гнева) на более слабый и доступный объект — ребенка взаимозависимо с «рационализацией» детей, проявляющейся в трансформации неприемлемых чувств в противоположные.

Статистический анализ обнаружил наличие прямых взаимозависимостей «интелектуализации» детей с «рационализацией» и «проекцией» родителей. Родительская «рационализация» связана с подчеркнутой демонстрацией доброжелательного, социально одобряемого поведения. Дети, чувствуя неискренность такого поведения, пытаются подменить чувственную основу логическими резонами. Склонность ребенка к рассуждениям, не характерным для данного возраста, стремление объяснять с логической точки зрения мотивы своих поступков свидетельствует об изменениях социальных установок с ориентацией на ускорение темпа интелектуального развития детей. С одной стороны, этому способствуют усложненные школьные и гимназические программы, углубленное изучение некоторых предметов, с другой стороны, это может свидетельствовать о родительском восприятии окружающего мира как несущего угрозу, мира, которому нельзя доверять.

Коэффициенты парных корреляций показателей МПЗ и КЭУ родителей и детей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

Наличие в исследовании неполных семей, определило дополнительный этап исследования:

исследование особенностей проявлений механизмов психологической защиты матерей (Таблица 5);

исследование особенностей детской психологической защиты в сравнении с психологическими защитами матерей (Таблица 6).

В отличие от исследования особенностей МПЗ родителей в целом, у матерей количество взаимосвязей выше.

Наличие линейной зависимости МПЗ «отрицание» и коэффициента эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье у матерей, соответствует полученной ранее взаимосвязи для родительской выборки в целом (Таблица 2). Полученный результат является не только подтверждением наличия рассматриваемой взаимозависимости, но и, возможно, свидетельствует о «вкладе» именно матерей. Для подтверждения «вклада» именно матерей необходимы дополнительные исследования.

Взаимозависимость возможности исправления или замены объекта, вызывающего чувство неполноценности и механизма подмены чувственной основы логическими резонами, с целью сформировать чувство субъективного контроля над ситуацией отразилась в прямой зависимости МПЗ «компенсации» и «интелектуализации» матерей. На первый взгляд, это противоречит общей социальной установке на эмоциональность женщин, с другой стороны может отражать современную тенденцию роста числа матерей–одиночек, вынужденных брать часть обязанностей отцов и, как следствие, ориентироваться на размышления в большей степени, чем на чувства.

«Интелектуализация» имеет положительную взаимозависимость также с «проекцией», что может свидетельствовать об изменении социальных установок с ориентацией женщин на необходимость формировать чувство субъективного контроля над ситуацией, требовательность к себе и к другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.

Взаимосвязь «регрессии» и «замещения» имеет место как для подгруппы матерей, так и для подгруппы родителей в целом. В подгруппе матерей данная взаимозависимость более выражена r=0,815 с достоверностью 99% в отличие от r=0,766 с достоверностью 95% для родителей в целом. Матери более часто прибегают к этим механизмам, реализуя, таким образом, общие представления о преобладании «чувств» над «разумом».

На подгруппе матерей получена прямая зависимость «рационализация» — «проекция».

Развитие защиты по типу «рационализации» зависит от многих факторов, например, от того, какие чувства признаются социумом неприемлемыми и от того, сколько внимания в период становления личности человека социум уделяет необходимости скрывать эти чувства. К чувствам, на открытое выражение которых в большинстве человеческих сообществ наложены ограничения, принадлежат эротические и агрессивные. Традиционно девочки с детства получают больше запретов на проявление этих чувств, что и способствует впоследствии развитию соответствующего механизма психологической защиты.

Таблица коэффициентов парных корреляций показателей МПЗ и КЭУ матерей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

В таблице 6 представлен сравнительный анализ механизмов психологических защит матерей и детей.

Взаимозависимости показателей МПЗ матерей и детей отличаются от зависимостей показателей МПЗ родителей (в целом) и детей. При этом отмечается наличие влияния МПЗ «проекция» матерей на МПЗ «интелектуализация» как матерей, так и детей.

Взаимозависимость «взрослого» «отрицания» и детского «вытеснения» наблюдается при сравнении материнских и детских МПЗ, а также и при сравнении детских и родительских МПЗ в целом. Результаты показали, что при сравнении показателей МПЗ матерей и детей наблюдается обратная взаимосвязь материнского «отрицания» и детской «регрессии». Игнорирование матерью проблем и неприятностей не способствует избеганию ребенком тревоги путем возвращения к онтогенетически более незрелым формам поведения и удовлетворения потребностей.

Наличие взаимозависимостей детской «интелектуализации» с родительскими «проекцией» и «рационализацией» характерны и для сравнения показателей МПЗ матерей и детей.

Выявлена обратная взаимосвязь материнского и детского «замещения». Склонность матери снимать напряжение путем переноса агрессии с более сильного или значимого субъекта на слабый может способствовать бессознательному избеганию данного МПЗ с развитием у ребенка «рационализации», как трансформации неприемлемых для ребенка чувств в противоположные.

Данный факт может свидетельствовать о том, что некоторые защитные механизмы детей являются результатом усвоения образцов защитного поведения, демонстрируемых родителями и, в большей степени, матерями.

Детская защитная система является гибкой и носит приспособительный характер, предполагая подстройку ребенка не только к своим переживаниям, но и к требованиям социума, в первую очередь, непосредственнно к родителям.

Таблица коэффициентов парных корреляций показателей МПЗ матерей и детей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

В таблице 7 приведены результаты сравнительного анализа МПЗ родителей, детей и коэффициента эмоциональной удовлетворенности. Видно, что в подгруппе детей не обнаружено влияние развития механизмов психологической защиты на КЭУ. Для родителей в целом и матерей в частности наблюдаются взаимозависимость «КЭУ» и «отрицания».

«Отрицание», как механизм психологической защиты, усиливает удовлетворенность взаимоотношениями в семье, благоприятно влияя на эмоциональную близость между ребенком и родителями.

Корреляционные связи показателей МПЗ и КЭУ родителей и детей

* — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,05

** — коэффициенты корреляции, значимые при р = 0,01

Результаты проведенного исследования показали, что некоторые защитные механизмы детей являются результатом усвоения образцов защитного поведения родителей, причем в большей степени, матерей, так как становление системы психологической защиты личности во многом происходит в детском возрасте и решающую роль в ее становлении играет семья, которая выступает транслятором социо–культурных норм общества. Личностные особенности родителей (в особенности матери) и система взаимоотношений становятся наиболее значимыми.

Исследования показали, что множество защитных механизмов у детей младшего школьного возраста, возникающих как результат усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения, к снижению эмоциональной удовлетворенности не ведет. Полученные результаты не показали наличие взаимозависимостей кэффициента эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями в семье и показателей механизмов психологической защиты детей.

«Важнейшее предназначение любой семьи состоит в создании сферы абсолютной защищенности человека от негативного воздействия различных факторов, снятия с него отрицательной эмоциональной напряженности, вызванной различными не психологического свойства факторами. Наблюдения показывают, что полное восстановление силы человека происходит в общении с близкими, детьми в психологически здоровой семейной обстановке», В.С. Торохтий [15].

Таким образом, взаимодействия «родитель — ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития. Проблема влияния родительских стратегий на психическое развитие ребенка является актуальной и требует пристального изучения. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку находится под влиянием общественных норм и ценностей, которые, в свою очередь, подвержены частым изменениям. Поэтому современные родители должны обладать способностью к рефлексии, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективных стратегий воспитания и желанием понять ребенка. Позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

1. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения за детьми. – М.: Педагогика, 1975.

2. Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных): методическое руководство. – СПб.: ИМАТОН, 2005. – 63 с.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 2007. – 688 с.

4. Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика: дис. … канд. психол. наук. – М., 1994. – 202 с.

5. Данилова Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга: практическое руководство: в 2-х частях. – М., 1992. – 58 с.

6. Липовская Н.В. Механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология XXI века: материалы научно-практической студенческой конференции. – СПб.: Питер, 1998. – С. 35-37.

7. Лукин С.Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга: руководство по использованию. – СПб.: ГП «Иматон», 1993. – 64 с.

8. Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. – 1990. – № 5. – С. 106-111.

9. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. – Мытищи: Талант, 1996. – 144 с.

10. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 368 с.

11. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков» / пер. общ. ред. А.В. Россохина. – М.: Республика, 1999. – 315 с.

12. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.

13. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. – М.: Когито-Центр, 2007. – 194 с.

14. Слуцкий В.М. Современное состояние детского психоанализа // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 161-168.

15. Торохтий В.С., Прохорова О.Г. Психологическое здоровье семьи. – М.: Каро, 2009. – 160 с.

16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Педагогика-пресс, 1993. – 546 с.

17. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. … канд. психологических наук / Реан А.А.; СПбГУ. – СПб.,1998. – 184 c.

18. Bellak L. The TAT, CAT and SAT in clinical use. – N.Y., 1975.

19. Morgan C., Murray H. A method for investigating fantasies: The thematic apperception test // Archives of Neurology and Psychiatry. – 1935. – Vol. 34. – P. 289-306.

20. Murray H. Thematic apperception test. Manual. – Cambridge, 1943.

21. Perry J.Chr. The qualification and the quantification of defence mechanisms. – M.P.D., M.D., N.Y., 1990.

22. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotions // Plutchik R., Kellerman H. (Eds.) Emotions: Theory, research and experience. – Vol. 1. – N.Y.: Academic Press, 1980. – P. 3-33.

23. Plutchik R. A structural theory of ego defenses and emotions // C.E. Izard, Emotions in personality and psychopathology. / R. Plutchik, H. Kellerman, H.R. Conte. – N.Y. Plenum, 1979, p. 229-257.

Ссылка для цитирования

Валуйская Л.А., Стоянова И.Я. Стратегия взаимодействия родителей с детьми как фактор психического здоровья членов семьи [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 3 (20). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Источник — http://iknigi.net/avtor-lyudmila-senkevich/123753-psihodiagnostika-praktikum-po-psihodiagnostike-lyudmila-senkevich/read/page-8.html

Источник — http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_3_20/nomer/nomer04.php

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago