(Захарова А. И., Лукьянов Е. Н., Парецкая М. Э.,
Савченкова И. Н.,Шакирова Г. Р. Выпуск 1: Грамматика.
Лексика; Выпуск 2: Чтение; Выпуск 3: Письмо :
Учебное пособие / под общ. ред. М. Э. Парецкой.
СПб.; Ростов н/Д., 2009. 320 с.)
Рецензируемый комплекс пособий написан преподавателями кафедры русского языка для иностранных учащихся Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону). Адресаты пособий — иностранные бакалавры, магистранты, стажёры нефилологических факультетов вузов России. Книги также могут быть использованы иностранцами, которые достигли требуемого уровня владения языком вне зависимости от форм и условий обучения.
Основная цель всего комплекса — систематизация и коррекция языковых знаний, навыков и речевых умений инофонов, изучающих русский язык. Пособия содержат учебный материал, в котором нашли отражение требования государственных образовательных стандартов 2 и 3 сертификационных уровней общего владения русским языком и некоторые требования модулей указанных уровней. Задания пособий разработаны на основе современных тестовых технологий и представляют собой критериально-ориентированные тесты, помогающие выявить соответствие уровня знаний учащихся требованиям, которые заложены в государственных стандартах.
Пособия охватывают также большой круг вопросов, выходящих за рамки сведений, необходимых для подготовки к сертификационным экзаменам. Поэтому материалы пособий могут быть использованы не только при подготовке к итоговым испытаниям, но и в качестве источников, востребованных в каждодневной учебной деятельности учащихся на занятиях по русскому языку как иностранному.
Авторы пособий исходили из современной концепции создания тестов, согласно которой обучающий тест, являясь контролирующим по форме, способу конструирования заданий и проверке их выполнения, используется на этапе завершения усвоения материала, когда необходимо провести проверку и самопроверку готовности к экзаменам. Обучающий потенциал комплекса обеспечивается определённым набором методических средств: помимо собственно тестовых заданий в пособиях имеются грамматические таблицы, словники, комментарии, ключи, даются демонстрационные варианты тестовых заданий, их оценка и описание ошибок, наиболее часто встречающихся при выполнении тестов. Перечисленные дидактические материалы призваны помочь учащимся не только в аудитории, но и при самостоятельной работе.
Обучающий характер носит и информационно-содержательная составляющая всех заданий комплекса. В ней отражаются темы, актуальные для указанных уровней владения русским языком: духовное совершенствование человека, развитие его экологического сознания, укрепление общественных, научных и культурных связей между людьми.
Учебные материалы первого выпуска «Грамматика. Лексика» корректируют умения иностранных учащихся в употреблении видовременных форм глаголов, предложно-падежных форм существительных, кратких и полных форм прилагательных. На основе упражнений учащиеся также систематизируют свои знания в области синтаксиса простого и сложного предложения (особое внимание обращено на темы: выражение смысловых отношений в различных по типу предложениях; применение правил согласования членов предложения; использование синтаксической синонимии). В области лексики русского языка иностранцы совершенствуются в умении различать значения лексических единиц. Этот выпуск, имея практическую направленность, включает в себя и необходимые для выполнения заданий теоретические сведения о грамматических, лексических и стилистических явлениях русского языка, которые поданы в концентрированном виде, что существенно облегчает работу преподавателей и учащихся.
Задания второго выпуска «Чтение» помогают иностранцам совершенствовать речевые навыки и умения в области комбинирования разнообразных тактик чтения и в интерпретировании текстов разных сфер общения (от учебно-научной до социально-политической), что влечёт за собой представление текстов различной стилистической направленности. Безусловным плюсом заданий этого выпуска является наличие (среди более привычных для учащихся прозаических текстов) текстов-диаграмм, стихотворений и отрывков из драматических произведений, которые, хотя и не входят в круг обязательных заданий итоговых экзаменов, но тем не менее встречаются иностранным учащимся в их учебной или профессиональной деятельности.
В третьем выпуске «Письмо» развиваются речевые навыки и умения иностранных учащихся в создании письменных текстов, как собственных, так и вторичных, написанных на основе исходных текстов. В этом пособии помещены также теоретические сведения, раскрывающие некоторые базовые понятия речевой коммуникации и дающие представление о стилистических ресурсах русского языка. В пособии присутствуют рекомендации по написанию различных видов официальных и неофициальных писем, приводятся их образцы, а также предлагаются разнообразные задания по их составлению. На сегодняшний день пособие «Письмо», пожалуй, единственное в своём роде для иностранцев, в котором полно и подробно описывается алгоритм создания русских письменных текстов разных жанров. Эта информация может быть востребована иностранными учащимися не только в их учебнонаучной, но и в бытовой практике.
Недавно вышло второе издание пособия «Грамматика. Лексика», готовится к переизданию пособие «Чтение». Можно пожелать авторам дальнейших успехов и предложить им ускорить работу над четвёртой, завершающей частью комплекса «Аудирование. Говорение».
Н. Н. Маевский
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…