Демоверсия
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 астрономических часа (180 минут).
Работа состоит из двух частей: тестовые задания по русскому языку и литературе.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним баллом или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Часть 1
Русский язык
1 В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный
2 В каком слове ударение на последнем слоге?
В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПА СИТЕЛЬНЫЙ?
1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.
2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под воду водолазов.
3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.
4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.
4 Какое слово образовано приставочным способом
5 В каком слове на месте пропуска пишется НН?
Во всех словах какой строчки пропущена буква И:
1) он дыш..т, увид..т, раздел..т
2) он распил..т, слыш..т, скач..т
3) он угон..тся, вылет..т, объяв..т
4) он услыш..т, вздрогн..т, слуша..т
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
Не пишется раздельно в случае:
10
11
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.
2) Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.
3) ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.
4) (ПО)ТОМУ мосту вы перейдете через реку и (НА)ПРОТИВ старого завода увидите наш дом.
12
Укажите предложение без грамматических ошибок.
1) Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля.
2) Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.
3) Затем Сергеев назначается директором автобазы, работая в этой должности полтора года.
4) Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями
13 Прочитайте следующее предложение и выберите правильный вариант постановки запятых:
В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 3, 4
14 Найдите сложноподчиненное предложение.
1) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
2) В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
3) Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
4) Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
15
16
Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Во времена детства Чехова весь Таганрог был засыпан тучным зерном и деньгами и был заселен греками и итальянцами.
2) Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и к бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей.
3) Небо то всё закрывалось облаками то вдруг очищалось на мгновенье.
4) Нельзя одним словом воспитать или перевоспитать человека.
Отметьте изменяемую грамматическую категорию существительного.
17
Выберите слово, образованное суффиксальным способом.
18 Укажите верное определение постфикса.
—— 1) служебная морфема, находящаяся перед корнем
2) служебная морфема, находящаяся после флексии или в абсолютном конце слова
3) служебная морфема, находящаяся между приставкой и корнем
4) служебная морфема, находящаяся между корнем и окончанием
19
В каком ряду слов все архаизмы
1) дом, губерния
20
Выберите языковые единицы, которые изучает фонетика
21
22 Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются: 1) многосоюзие
23
Лингвисты, разработавшие интонационный принцип русской пунктуации:
1)
2)
3)
4)
Гвоздев А
Шапиро А
Буслаев Ф
Пешковский А
24
Предметом методики преподавания русского языка является 1)
2)
3)
4)
Федеральный и национально-региональный компоненты содержания обучения русскому языку
Русский язык
Процесс изучения русского языка
Стандарт среднего (полного) общего образования (раздел, посвященный русскому языку)
25
Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:
1)
2)
3)
4)
Вечера русского языка
Олимпиады
Лингвистическая газета
Кружок
Часть 2
Литература
1.
Соотнесите произведения писателей со стадиями литературного процесса.
1.1"Поучение Владимира Мономаха",
А) литература эпохи Средневековья;
Б) классицизм;
В) сентиментализм;
Г) романтизм;
Д) реализм;
Е) модернизм;
Ж) постмодернизм,
З)барокко
1.2 Н. М.Карамзин "Наталья, боярская дочь",
1.3 Д. И. Фонвизин "Бригадир",
1.5 В. Ерофеев "Москва-Петушки",
1.7 Симеон Полоцкий "Мир есть книга"
2. Каковы временные рамки древнерусской литературы:
Б) XIII — XVII века
Г) IX — XV века
Д) VIII — XVII века
3. Кто являлся представителем русского классицизма как литературного направления:
Б) Фонвизин
Г) Жуковский 4. В чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
A) название — изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
Б) отражает многозначную художественную идею произведения
B) «война» и «мир» — антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе
Г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром
5. Соотнесите художественные явления литературы к. 19 — нач. 20 в. и их
Характеристикой:
1. натурализм 2. неоромантизм 3. реализм нового качества
A) критическое изображение проблем, связанных с природой человека и социума;
Б) установка на выявление героических возможностей обычного человека, воспевание активной жизненной позиции человека;
B) снять копию с действительности, описать действительность Без проникновения в суть вещей.
6. Определите тип стиха и автора этих строчек.
На нас ордой опьянелой Рухните с тёмных становий — Оживить одряхлевшее тело Волной пылающей крови.
7. Какие средства художественной выразительности использует Блок в следующих примерах:
1. Весенний и тлетворный дух а) метафора
2. И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу б) анафора
3. Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить? в) оксюморон
8. Определите тип стихотворной стопы и автора этих строчек.
В толпе могучих сыновей
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана.
A) . Благословенны жалобы и стоны, какими оглашал я звон дубрав
Б). Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет
B) . Так малодушничает наша мысль И вянет, как цветок, решимость наша В бесплодье умственного тупика.
Г). Я высшей силой, полнотой всезнанья, и вечною любовью вдохновлен.
Д). Нет невзгод, а есть одна беда — Твоей любви лишиться навсегда.
10. Назовите автора произведений
1. Е. Замятин
2. И. Шмелев
3. Л. Андреев
Б. «Уездное»
11. В цитате из стихотворения А. С.Пушкина «Осень» пропущено слово. Заполните пропуск, выбрав «пушкинское» слово из предложенного ниже списка. Руководствуйтесь в своём выборе чувством ритма, логикой описываемой ситуации, степенью стилистической уместности конкретного слова, вашим представлением о характерном авторском словоупотреблении.
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец проявленьем —
И тут ко мне идёт незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Список слов:
12. Определите героев произведений по кругу их чтения.
1. Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро»_______________________________
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой.________________________________________
Зато читал Адама Смита __________________________________
13. Узнайте произведение по портрету героя.
A. «Наружность его показалась мне замечательной. Он был лет сорока, росту
Среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
Б. «Он не думал вовсе о своем платье: вицмундир у него был не зеленый, а какого — то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то, что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною. И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сена кусочек, или какая-нибудь ниточка».
B. «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, как черная грива и черный хвост у белой лошади»
1. А. Пушкин «Выстрел» 4. М. Лермонтов «Княгиня Лиговская»
2. А. Пушкин «Капитанская дочка» 5.Н. Гоголь «Шинель»
3. М. Лермонтов «Герой нашего времени» б. Н.Гоголь «Портрет»
14. Подзаголовок «Хроника 19 века» носит роман
А) Стендаля «Пармская обитель»
Б) Диккенса «Домби и Сын»
В) Бальзака «Гобсек»
Г) Стендаля «Красное и черное»
Д) Теккерея «Ярмарка тщеславия»
15. С культовыми праздниками этого бога связаны театральные представления в Древней Греции:
Б) Аполлон
16. Укажите авторов произведений, которым принадлежат приведённые ниже описания
Домашних животных.__________________________________________________________
1. Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости.______________________________________________________________
2. «…на матрасике лежал белый кот;<.> он вскочил, выгнул спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и. зашипел».
<.> — Это что такое? — послышался громкий голос, и в комнату вошёл незнакомец в халате и с сигарой в зубах. — Что это значит? На место!
<.>Кот покорно лёг на свой матрасик и закрыл глаза. Судя по выражению его морды и усов, он сам был недоволен, что погорячился и вступил в драку».
3. «Вошедши на двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех
Возможных цветов и мастей: муругих, чёрных с подпалинами, полово-пегих, муругопегих, красно-пегих, черно-ухих, сероухих. Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай, пожар, скосырь, черкай, допекай, припекай, Северга, касатка, награда, попечительница»
4. «Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги — струнки <.>; а какая сила! Скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена — как собака бегает за хозяином, голос даже его знала!»
17. Писателями-реалистами можно считать:
Б) Э. А.Т. Гофмана
Г) Дж. Г. Байрона
Д) Стендаля
Е) Ж.-Б. Мольера
Ж) У. М. Теккерея
З) Фр. Кафку
18. Найдите 4 неверных утверждения:
1) Александр Сергеевич Грибоедов был одарён многими талантами: владел несколькими иностранными языками, отлично играл на фортепиано, сам сочинял музыку.
2) Эпиграфами к главам романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин» стали цитаты из произведений П. А.Вяземского, В. А.Жуковского, Е. А.Баратынского, Ф. М.Достоевского, И. А.Крылова, А. С.Грибоедова.
3) Дядя Александра Грибоедова — Василий Львович — был известным литератором.
4) И у А. С.Пушкина и у М. Ю.Лермонтова есть поэма «Кавказский пленник».
5) Свою первую публикацию — «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен» — Гоголь посчитал неудачной и сжёг.
6) Жанр элегии предполагает обращение к моментам уже прожитой жизни, размышление об утратах и разочарованиях.
7) Метафора — слово из латинского языка, которое буквально означает «перенос».
8) Среди переводчиков «Слова о полку Игореве» — В. А.Жуковский, А. Н.Майков, Н. А.Заболоцкий.
9) Василий Жуковский — сын помещика Афанасия Бунина.
10) Басня И. А.Крылова «Стрекоза и муравей» написана четырёхстопным ямбом
19. Найдите в цепочке " четвёртый лишний" и объясните свой выбор: Классицизм — сентиментализм — гуманизм — романтизм
20. Узнайте произведение по одной из заключительных фраз.
1) К несчастью то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, Так он её ещё и гонит.
2) А ты меня решилась уморить?
Моя судьба ещё ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна
3) Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
4) Мы решились, с разрешенья родственников, издать её особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.
21. Назовите способы активизации слушателей во время лекции
22. Из предложенного списка выберите имена ученых-методистов:
А) М. Рыбникова, б) Д. Лихачев, в) М. Бахтин, г) В. Маранцман, д) Ю. Лотман, е) В. Голубков
23. Отнесите предложенные для урока литературы игры к состязательным или ролевым: викторина, выпуск поэтического альманаха, пресс-конференция, конкурс, КВН.
24. Назовите основные периоды развития читателя-школьника
25. Перечислите основные этапы изучения литературного произведения в школе.
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…