Пособие «Контрольно-измерительные материалы по рус­скому языку для 6 класса» написано к учебникам Т. А. Лады­женской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; В. В. Бабай — цевой и др.; М. М. Разумовской, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. и к другим учебникам, соответствующим Программе об­щеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Про­свещение).

Актуальность данного издания несомненна: учителям и ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к Единому государственному экзамену, недавно ставшему обязательным в нашей стране.

Структура КИМов для 6 класса соответствует структуре аналогичных материалов ЕГЭ, что позволит начать подготов­ку к экзамену уже с 6 класса. В конце книги приведены ответы на все задания.

Содержание пособия опирается на государственные об­разовательные стандарты и нормативно-методические мате­риалы, соблюдает принцип преемственности между началь­ным и средним звеном обучения и принцип перспективности. КИМы составлены с учетом возрастных особенностей учащих­ся, а также с учетом Программы общеобразовательных учреж­дений политературе (для 6 класса) (М.: Просвещение).

Кроме того, материалы пособия помогут осуществить си­стематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках; пригодятся при составлении заданий для

Олимпиад и конкурсов по русскому языку, подготовке к ЕГЭ в 10—11 классах в качестве повторения пройденного материала.

Основные темы курса русского языка в 6 классе:

Русский язык — один из развитых языков мира.

Повторение изученного в 5 классе.

Лексика. Культура речи.

Фразеология. Культура речи.

Словообразование и орфография. Культура речи.

Морфология и орфография. Культура речи. (Имя сущест­вительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Место — имение. Глагол.)

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

№ п/п

Перечень знаний, умений и навыков

Знания и умения, проверяемые

Частями АиВ

Частью С

1

2

3

4

1

Словообразовательный разбор слов

*

2

Морфологический разбор изученных частей речи

*

3

Синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом

*

4

Разъяснение значений известных слов и пра­вильное их употребление

*

*

5

Соблюдение норм литературного языка в пре­делах изученного материала

*

*

6

Соблюдение произносительных норм лите­ратурного языка в пределах изученного мате­риала

*

7

Нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновать их выбор; правописание слов с изученными орфограммами; нахождение орфографических ошибок и их исправление

*

*

8

Правописание слов с непроверяемыми орфо­граммами, изученными в 6 классе

*

*

9

Нахождение в предложениях смысловых от­резков, которые необходимо выделить знака­ми препинания, обоснование выбора знаков препинания и употребление их в предложени­ях в соответствии с изученными правилами

*

*

1

2

3

4

10

Определение темы и основной мысли текста, его стиля

*

11

Систематизация материалов к сочинению с учётом темы и основной мысли. Описание помещения, пейзажа, составление рассказа на основе услышанного и по воображению

*

12

Совершенствование содержания и языкового оформления своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом)

*

13

Правильное в смысловом и стилистическом отношении использование языковых средств в текстах различного содержания

*

14

Грамотное пользование известными лексиче­скими и грамматическими средствами в пись­менной речи

*

*

Примечание. В таблице не учитывались устные виды знаний и умений.

Комментарии для учителя по выполнению заданий и их оценке

Тематические тесты содержат 6—7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).

Уровень А — базовый (не менее 4 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Уровень В — более сложный (1—2 вопроса). Каждое задание требует краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Уровень С — .. L..lШенной сложности (1 вопрос). При выпол­нении этого задания требуется написать развернутый ответ.

Итоговые тесты (после изучения крупной темы, годовые) содержат 12-15 вопросов и заданий, также трех уровней слож­ности.

На выполнение тематических тестов отводится 7—15 минут. Эти тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. Количество заданий обусловлено временем, выде­ляемым обычно на уроке на проверку домашнего задания.

На выполнение итоговых тестов отводится 40—45 минут, и хотя учителю бывает сложно выделить целый урок на про-

Верку и закрепление полученных знаний, делать это целесооб­разно в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Пример задания из части А

А1. Какое из устаревших слов является историзмом? (Лексика.) Q1)чело

02)длань

□ 3) барщина

04)ланиты

Ответ: 3.

Пример задания из части В

В1. Изданного предложения выпишите слово (слова), образо­ванное (образованные) сложением. (Словообразование.)

Своим названием рыба-зебра обязана многочислен­ным полоскам, украшающим её тело.

Ответ: рыба-зебра, многочисленным (от 1 до 2 баллов).

Пример задания из части С

С1. Напишите небольшое поздравительное письмо другу или кому-нибудь из взрослых (с Новым годом, с днём рождения и т. п.).

Критерии оценки ответов

В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.

За каждое правильно выполненное задание под литерой А начисляется 1 балл.

Дихотомическая система оценивания используется при проверке отдельных заданий открытой формы с кратким от­ветом из части В. За каждое правильно выполненное задание под литерой В начисляется от 1 до 4 баллов, в зависимости от типа задания.

Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (связный ответ или сочине­ние), выполняемую на отдельном листе бумаги. Оценка вы­полнения таких заданий является политомической. За каждый критерий учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.

Критерии оценивания ответа к заданию С1

Балл

1. Содержание ответа (сочинения): Работа соответствует теме и заданию

1

Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания

0

2. Речевое оформление ответа (сочинения):

Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и после-

2

Довательность изложения Допущена 1 логическая ошибка

1

Допущено более 1 логической ошибки

0

Точность и выразительность речи

2

Прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамма­тического строя речи

0

3. Грамотность

Соблюдены орфографические нормы

2

Допущена 1 ошибка

1

Допущено более 1 ошибки

0

Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка)

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет)

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок)

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу

13

Ответы на задания части С в 6 классе предполагают не­большой объём. Учитель может ставить оценку за это задание, исходя из традиционной пятибалльной системы.

Система оценки тестов не является самоцелью. Она лишь ориентируется на систему оценок заданий ЕГЭ, с тем чтобы ученики постепенно привыкли к другой системе оценки зна­ний и умений и понимали соответствие этой оценки оценке по традиционной, пятибалльной системе.

80% от максимальной суммы баллов — оценка «5»;

60—80% — оценка «4»;

40—60% — оценка «3»;

0—40% — оценка «2».

Автором пособия предлагается гибкая система подведения результатов тестирования, которая допускает за учеником пра­во на ошибку.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago