Categories: Форум

Мировой кризис 2020: вызовы для мира и ЕАЭС. Опыт выхода из кризиса 2014/15 годов

«Мировой кризис 2020: вызовы для мира и ЕАЭС. Опыт выхода из кризиса 2014/15 годов» Аналитическая записка по состоянию на 31.03.20

Оглавление

Масштаб мирового кризиса и его последствия для ЕАЭС 1

Причины мирового кризиса и сценарии его дальнейшего развертывания 5

Меры по обеспечению устойчивого развития в условиях изменения мировой экономики (рекомендации ОЭСР) 10

Масштаб мирового кризиса и его последствия для ЕАЭС

«Похоже, что текущие проблемы, связанные с пандемией нового коронавируса, обернутся более масштабными потрясениями, чем финансовый кризис 2008­2009 годов, а торговые конфликты и санкции усугубляют рецессию», — Президент России В.В. Путин в своем выступлении на саммите G20, 26.03.2020 г.1

«Последние прогнозы указывают на экономический спад и потерю рабочих мест, которые будут хуже, чем мировой финансовый кризис 12 лет назад», — Генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Роберту Азеведу, 26.03.2020 г.2

ОЭСР: сокращение прогноза роста мировой экономики в 2020 году с 2,9% до 2,4%, не исключен сценарий до 1,5%.

Всемирный банк (еще в публикации 2006 года): оценивал потенциальные издержки пандемии гриппа в 4,8% мирового ВВП, что сопоставимо с шоками от мирового финансового кризиса 2009 года.

В данное время идет массовый пересмотр прогнозов (в худшую сторону):

1 http://kremlin.ru/events/president/news/63070

2 https://www.vesti.ru/doc.html?id=3251290&tid=108446

■ прогноз ВВП 2020 г. (текущий) ■ прогноз ВВП 2020 г. (до COVID-19)

Австралия Великобритания Италия Аргентина Мексика Южная Африка Еврозона Германия Франция Япония Россия Канада США Бразилия Южная Корея Китай Турция Индонезия Саудовская Аравия Индия

-6.0

-2.0

2.0

4.0

%, ГОДОВЫХ

6.0

Прогноз ВВП 2020 года до COVID-19 и после.

Источник: Bloomberg Economics

Уроки кризиса сырьевых цен 2014-2015 гг. для ЕАЭС:

• Прогнозы международных организаций по потенциальному ущербу для национальных экономик государств-членов, в случае кризисных явлений часто корректируются и имеют погрешность до 1% (например, для России прогноз Всемирного банка 2015 года менялся 5 раз и оказался хуже фактического на 0,9%). В этой связи в период кризиса прогнозы могут служить только вспомогательным инструментом.

• Экономики государств-членов по-разному реагируют на кризисные явления. В целом экономика Союза достаточно устойчива перед кризисными явлениями.

• Глубина ущерба национальным экономикам государств-членов зависит не только от внешних шоков, но и эффективности мер денежно-кредитной политики. Неправильная (запаздывающая) денежно-кредитная политика делает более длительным период падения и восстановления.

Нефтяные цены

Сокращение цен на нефть во втором полугодии 2014

года — 2015 году

привело к

последующему двухлетнему сокращению ВВП ЕАЭС (здесь и далее — физические объемы). По

сравнению с 2014 годом ВВП ЕАЭС сократился на 1,6% в 2015 году. В 2016

^^ЕАЭС

• Армения

« Беларусь

• Кыргызстан

• Россия

• Казахстан

году сокращение уменьшилось до 1,3%. Уровень 2014 года был

восстановлен только в 2017 году. Таким образом Союз потерял два года роста из-за кризиса нефтяных цен.

При этом влияние на государства-члены оказалось неравномерным. Наиболее сильно пострадала Республика Беларусь. Ее ВВП находился ниже уровней 2014 года в течение трех лет. По сравнению с 2014 годом ВВП Беларуси сократился на 3,8% в 2015 году. В следующий год снижение ВВП еще усилилось до 6,2%. В 2018 году уровень был немного ниже 2014 года.

В России в 2015 году ВВП сократился на 2%. В 2017 году началось небольшое восстановление. Разрыв по сравнению с 2014 годом составил уже 1,7%. В следующий год ВВП восстановился и показал положительную динамику.

Другие страны прошли кризис достаточно умеренно. Наилучшая динамика — у малых экономик: Кыргызской Республики и Республики Армения, которые за эти 3 года (2015-2017 гг.) увеличили свой ВВП на 13,5% и11,2%, соответственно, к уровню 2014 года. Казахстан также показал положительную динамику — по сравнению с 2014 годом ВВП за 3 года выросло на 6,5%.

Денежно-кредитная политика в государствах-членах ЕАЭС в 2014-16 гг. В ответ на кризис государства-члены проводили разную денежно-кредитную политику.

В Республике Армения в 2015 году изменения макроэкономической конъюнктуры предопределили реализацию стимулирующих мер политики. В условиях снижения инфляционных рисков и при наличии рисков формирования инфляции на уровне ниже целевого ориентира Центральный банк Республики Армения во второй половине 2015 года последовательно снижал ставку рефинансирования (с 10,5% до 8,75%). Одновременно с этим, несмотря на относительно невысокие темпы роста доходов бюджета из-за сокращения поступлений от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, наблюдалось увеличение расходов бюджета за счет таких статей, как «социальные пособия и пенсии», «заработная плата» и «приобретение услуг и товаров». Таким образом, сопутствующим отрицательным эффектом реализуемой макроэкономической политики в 2015 году стало умеренное увеличение дефицита бюджета и государственного долга. В начале 2016 года сохранение относительно слабой экономической активности привело к развитию в экономике Армении дефляционных процессов, что предопределило дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики Центрального банка. В течение 2016 годка ставка рефинансирования была снижена еще на 2,5 п.п. до 6,25%. Неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура обусловила также необходимость внесения изменений в систему бюджетно-налогового регулирования.

В Республике Беларусь с февраля 2015 года перешла к режиму монетарного таргетирования, предполагающему усиление контроля за денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики был установлен параметр прироста средней широкой денежной массы. Соответственно, жесткость денежно-кредитной политики определялась, прежде всего, темпами роста денежного предложения. По итогам 2015 года средняя широкая денежная масса по фиксированному курсу увеличилась всего на 0,5%, по итогам 2016 года — снизилась на 0,01%.

В Республике Казахстан, начиная с августа 2015 года, для обеспечения возможности окончательного перехода к новому режиму денежно-кредитной политики — режиму таргетирования инфляции — Национальный Банк перешел к свободно плавающему валютному курсу, формирующемуся исключительно на основании фундаментальных рыночных факторов. В 2016 году относительная стабилизация ситуации на международных рынках, постепенная дедолларизация банковских вкладов и снижение инфляционных

ожиданий населения позволили Национальному банку существенно смягчить денежно­кредитную политику, поэтапно снизив процентную ставку до 12%, сохранив при этом инфляцию в пределах целевого диапазона 6-8% (инфляция составила 6,2% за 10 месяцев 2016 года).

В Кыргызской Республике денежно-кредитная политика определялась совокупностью негативных внешних факторов, оказывающих влияние, прежде всего на партнеров по Союзу, и была направлена на смягчение как монетарного, так и фискального регулирования экономики. На протяжении большей части 2015 года Национальный банк Кыргызской Республики поэтапно снижал учетную ставку (с 11% до 8%), вновь подняв ее (до 10%) только в конце третьего квартала с учетом формирования избыточной ликвидности в банковском секторе и необходимости предотвращения давления на валютный курс сома в сторону ослабления. Тем не менее, по итогам 2015 года инфляция в Кыргызской Республике достигла относительно низких значений (3,4%72). В 2016 году ввиду дальнейшего замедления темпов экономического роста учетная ставка была снижена четыре раза — с 10% до 5% (в марте — до 8%, в мае — до 6%, в ноябре — до 5,5%, в декабре — до 5%).

В России Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 г. ключевую ставку с 10,5 до 17% годовых. Данное решение было обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски. На протяжении 2015 года Банк России снизил ключевую ставку с 17,00% годовых в начале года до 11,00% годовых к концу года. Несмотря на то, что дефицит консолидированного бюджета в 2015 году существенно увеличился (2,6% ВВП). В рамках проведения политики инфляционного таргетирования Банком России была поставлена цель по достижению уровня инфляции 4% к концу 2017 года и поддержанию её вблизи этого уровня в дальнейшем. Ближе к середине 2016 года уверенность в достижении цели по инфляции в 2017 году возросла, что позволило Банку России дважды — в июне и сентябре 2016 года — снизить ключевую ставку на 0,5 п.п., в результате чего в сентябре 2016 года она составила 10,00%.

Причины мирового кризиса и сценарии его дальнейшего развертывания

Текущий кризис связан с реализацией эпидемиологического риска мирового уровня — внезапным появлением и резким распространением нового вида инфекции семейства короновирусов. Вирус получил маркировку 2019-nCoV, заболевание — COVID-19.

Данный риск реализуется, когда мировая экономика находится не в лучшем своем состоянии. Нарастает экономическая конфронтация. С января 2018 года ведется торговая война между США и Китаем. С марта 2014 года США, Канада, страны Евросоюза и другие страны ограничивают свое сотрудничество с Россией и применяют экономические и финансовых санкции, обусловленные украинским конфликтом, что влияет на экономику ЕАЭС в целом. Замедляется рост Китая как локомотива мировой экономики — за последние 9 лет темпы роста сократились с 10,64% в 2010 году до 6,57% — в 2018 году.

В мировой экономике растет риск наступления стагнации: на развитие давит микроэкономическая нестабильность, финансовое неравенство, торговая напряженность, сокращение инвестиций, неуверенность бизнеса и высокие долги. Возможности для

монетарных и фискальных стимулов экономики менее широкие, чем до кризиса 2007-2008 года. Растет недовольство, как правительства справляются с экономическими и социальными проблемами (Чили, Боливия, Ливан).

В этой связи возникает вопрос, станут ли экономические последствия распространения COVID-19 спусковым механизмом («триггером») более широкого и глубокого мирового экономического кризиса? Насколько серьезным окажется влияние падения спроса и разрушения цепочек поставок на возможность глобальной рецессии?

Фактор неопределенности

В условиях неопределенности в связи с высокой скоростью распространения COVID-19 в качестве первоочередных мер сдерживания распространения COVID-19 странами были приняты меры изоляции регионов со вспышками вируса. Данные меры реализуются с разной степенью радикальности: от ограничений на международные перемещения, приостановку работы общественных заведений и общественного транспорта до полного закрытия транспортного сообщения, введения режима чрезвычайной ситуации. Такие меры позволяют изолировать здоровое население от носителей вируса, поместив последних на карантин и обеспечив необходимой поддерживающей медицинской помощью, а также организовать мероприятия по обеззараживанию общественных пространств. По состоянию на начала апреля большинство стран пошло по пути жесткого карантина («китайский вариант»), однако нагрузка на систему здравоохранения и развитие пандемии в странах разная по причине разного времени введения этого режима.

Каналы влияния на экономику

Проведение карантинных мер, принимаемых для снижения скорости распространения COVID-19, резко сокращает экономическую активность. Минимизируется взаимодействие между людьми, падает спрос на туристические и транспортные услуги. На сегодняшний день убыток мирового сектора авиаперевозок из -за COVID оценивается в 252 млрд долл. США. При этом запас оборотных средств у большинства мировых авиаперевозчиков — достаточен только на 3 месяца, у подавляющего большинства — до 9 месяцев.3

Кризисные эффекты затрагивают в том числе отрасли реального сектора. Останавливается производство, для которого после возобновления потребуется дополнительное время, чтобы выйти на имеющийся до карантина уровень выпуска.

Так, в Китае эпицентром распространения COVID-19 как раз стал промышленный регион, поэтому в наибольшей степени пострадали отрасли автомобилестроения, машиностроения (рис.). В целом промышленный выпуск за январь-февраль 2020 года сократился на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Инвестиции в

3 Bloomberg

основной капитал снизились на 24,5%.4 Индекс закупок в промышленности снизился до 40,3 пунктов, что хуже прогноза 45,7 и является самым низким уровнем с 2004 года.5

Изменение добавленной стоимости отдельных отраслей производства Китая (янв.-фев. 2020 г. к аналогичному периоду 2019 г.)

•31,8%1

-28,2%

-28,2%

-27,2%

-26,9%

-25,2%

-24,7%

-24,4%

-21,1%

-18,2%

-16,0%

-13,8%

-12,3%

-12,3%

-8,5%

-2,0%

Автомобилестроение

Общее машиностроение

Ж/д, судостроение, аэрокосмос

Легкая промышленность (текстиль)

Готовые металлические изделия

Продукция из резины и пластика

Электрическое машиностроение и оборудование Специальное машиностроение

Неметаллические продукты

Продовольствие

Производство еды из сельскохозяйственной…

Компьютеры и коммуникационное оборудование Химическое сырье и продукты

Медицинские изделия

Цветные металлы Металлопрокат

Источник: Национальное бюро статистики Китая

Снижение деловой активности приводит к сжатию рынка труда и повышает нагрузку на государственный бюджет. К примеру, в США 26 марта 2020 года был зафиксирован рекордный уровень заявок по безработице за всю историю показателя — 3 млн 283 тыс. заявок. Ранее максимальный уровень в 668 тыс. заявок фиксировался только в октябре 1982 года и 667 тыс. — в феврале 2009 года.

«На наш взгляд, ключевой риск — это долгосрочная безработица, пик которой при любом сценарии превысит уровень 2009 года. Динамика безработицы станет и ключевым индикатором эффективности принимаемых нами антикризисных мер», — Президент России В.В. Путин в своем выступлении на саммите G20, 26.03.2020 г.6

Шоки мировой экономики от COVID-19 оказывают влияние на финансовые рынки. Неконтролируемое снижение стоимости активов вызовет цепную реакцию, что может привести к череде банкротств и краху мировой финансовой системы. Сегодня крупнейший риск мировой финансовой системы сосредоточен в корпоративном долге США. Объем облигаций рейтингом ВВВ превышает 3 трлн долл. США.

4 Национальное бюро статистики Китая

5 https://www.caixinRlobal.com/caixin-manufacturinR-pmi/

6 http://kremlin.ru/events/president/news/63070

Структура и объем корпоративного долга США, млрд долл. США.

Источник: S&P (AAA — максимальная степень надёжности; АА — высокая степень надежности; А — надежность, выше средней; ВВВ — надежность, ниже средней; ВВ и ниже — спекулятивная (неинвестиционная) степень надежности)

Сценарии развития мировой экономики

Прогнозы развития мировой экономики, датируемые мартом 2020 года и основанные на различных сценариях распространения негативных эффектов китайской экономики, предполагают, что в целом потери мировой экономики могут составить до 2,7 трлн долл. США. Однако на начало апреля эти оценки представляются уже сильно заниженными.

В 2019 году мировой китайский импорт составил 2,1 трлн долл. США. Китай — крупнейший производитель продукции машиностроения. Закрытие китайских фабрик означает разрушение цепочек поставок. Возникнут сложности в поиске поставщиков компонентов для производства в том числе высокотехнологичной продукции (продукция компании Apple). В этой связи выделяют 3 сценария:

1. «Мягкий сценарий» или Санация системы (карантин на 2-3 месяца, как произошло в Ухане), после которой предполагается V-образное восстановление экономической и социальной активности, мобильности, рынков. В экономике большинства стран рецессия, дефолты корпораций, прежде всего, глобализированных секторов (транспорт, туризм, развлечения и проч.)

2. «Средний сценарий» (карантин до полугода) с сохранением основных систем жизнеобеспечения (в т.ч. глобальной информационной и финансовых инфраструктур), предполагающий L-образное болезненное восстановление за 2-3 года. Этот сценарий предполагает Коллапс финансовой системы, систем здравоохранения, социального и коммунального обеспечения в ряде крупных стран, национализацию этих и иных политически чувствительных секторов. При этом сырьевые рынки в «среднем сценарии» не восстановятся в среднесрочной перспективе, хотя коллапс финансовой системы и может привести к гиперинфляции (на этот раз товаров, а не финансовых активов как последние 10

лет), но относительные цены на сырье (из-за падения уровня жизни) будут в разы ниже и не позволят сохранить модель «встраивания» в мировую экономику.

3. «Жесткий сценарий» или Катастрофа, сравнимая с катастрофой России 1990­

х годов или с Великой депрессией в США в 1930-е годы. Этот сценарий возможен в случае, если полный карантин («локдаун»), введение чрезвычайного или военного положения сохранится на срок более 6-9 месяцев (в зависимости от структуры и устойчивости общества, где он вводится). Особенно критичен данный сценарий для США.

На конец марта такие прогнозы бюджетного дефицита и баланса ФРС:

Источник: Chetan Ahya, Morgan Stanley chief economist

Как видим, прогноз бюджетного дефицита гораздо выше уровня 1930-х годов (когда была привязка доллара к золоту), в два раза выше 2009 года и сравним с уровнем 2-й мировой войны. Удвоение баланса ФРС за год никогда в истории не происходило, поэтому последствия такой монетарной накачки могут быть весьма плачевными. Этот сценарий имеет риск быстрого перехода в режим гиперинфляции (по образцу Германии начала 1920­х годов или России 1992 года). Развитие данного сценария Администрация Д.Трампа постарается не допустить любой ценой.

Меры по обеспечению устойчивого развития в условиях изменения мировой экономики (рекомендации ОЭСР)

«Многое сейчас говорилось также и о необходимости обеспечения цепочки поставок. Это, безусловно, важно. Но не менее важно на период кризиса создать так называемые зеленые коридоры, свободные от торговых войн и санкций для взаимопоставок медикаментов, продовольствия, оборудования и технологий», — Президент России В.В. Путин в своем выступлении на саммите G20, 26.03.2020 г.

В качестве оперативных мер Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для решения социально-экономических проблем предлагает странам-членам ОЭСР реализовать следующие меры:

1. Меры, направленные на снижение вероятности заражения COVID-19 работников на рабочем месте. Данная мера применяется уже во многих странах и подразумевает переход на дистанционный режим работы:

• Ослабление существующих правил или введение новых возможностей для удаленного режима работы. Например, в Италии была упрощена процедура перехода на удаленный режим работы. Так, в течение следующих 6 месяцев компании и сотрудники могут организовать удаленный режим работы без предварительного соглашения с профсоюзами, без письменного соглашения и по выбору сотрудника.

• Предоставление финансовой и нефинансовой помощи малым и средним предприятиям (МСП), чтобы помочь им быстро развить потенциал и эффективные процедуры удаленного режима работы. Например, в Японии компании могут получить субсидии, покрывающие 50% стоимости установки необходимого для удаленной работы оборудования. Итальянское министерство инноваций создало веб-сайт, на котором представлен обзор различных доступных веб-инструментов, позволяющих осуществлять удаленную работу и дистанционное обучение.

• Сотрудничество с технологическими компаниями для предоставления МСП и частным предпринимателям бесплатного и быстрого доступа к средствам связи и обмена. Некоторые крупные технологические компании, в том числе Amazon Web Services, Cisco, Dropbox и Google, предоставляют временный бесплатный доступ к некоторым своим инструментам связи и обмена для компаний и работников.

• Выработка руководящих принципов для снижения вероятности заражения работников на рабочих местах в случае, если удаленная работа невозможна. В тех случаях, когда удаленный режим работы невозможно применить, предлагается

сокращать количество сотрудников в смене или выборочно переводить часть сотрудников на удаленный режим работы.

Важно принимать во внимание, в некоторых странах жилищные условия не могут гарантировать самоизоляцию и возможность удаленной работы. Например, более четверти населения в Латвии, Мексике, Польше и Словакии живут в условиях перенаселенности. Кроме того, почти 1/4 населения в десяти странах ОЭСР не имеет персональные компьютеры.

2. Гарантия оплачиваемого отпуска по болезни сотрудника и его семьи позволяет работникам остаться на самоизоляции и снизить риск и скорость распространения COVID- 19. Данная группа мер включает следующее:

• Расширение оплачиваемого отпуска по болезни для нестандартных работников, включая самозанятых. Во многих юрисдикциях самозанятым не оплачивается отпуск по болезни, он покрывается только личным страхованием. Однако, в Германии, согласно действующему законодательству, направленному на сдерживание распространения инфекционных заболеваний, самозанятые лица могут претендовать на пособие по замещению дохода на уровне их заявленного дохода в предыдущем налоговом году.

• Увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска по болезни или отказ от стандартных периодов и приведение их в соответствие с карантинными и медицинскими рекомендациями. Почти все страны ОЭСР предоставляют государственную поддержку дохода для больных работников, которая может выходить далеко за рамки обязательств работодателей на срок до одного года во многих странах ОЭСР. В большинстве стран ОЭСР продолжительность оплачиваемого отпуска по болезни составляет от 5 до 15 дней, но есть и исключения. Например, в Нидерландах отпуск по болезни оплачивается до 2 лет, а США и Корее законодательно не предусмотрены обязанность работодателей продолжать выплаты заработной платы в случае болезни, обязательные государственные пособия по болезни. Однако в США, согласно новому Закону о противодействии коронавирусу, ввели двухнедельный оплачиваемый отпуск по болезни для работников, заразившихся вирусом COVID-19, которые первоначально будет оплачиваться работодателями, но выплаты будут полностью возмещены федеральным правительством.

• Адаптация требований к отчетности для доступа к оплачиваемому отпуску по болезни, например, отказавшись от необходимости получения медицинской справки. В Австрии лицам, предположительно имеющим вирус COVID-19, не нужно предоставлять работодателям медицинскую справку, так как им не рекомендуется посещать докторов и больницы в целях снижения риска распространения вируса.

3. Обеспечение возмещения дохода для работников, помещенных в карантин, которые не могут работать из дома. Чтобы предотвратить распространение вируса COVID -19,

большинство стран ОЭСР ввели карантинные требования для работников, возвращающихся из стран с высоким уровнем риска или находящихся в тесном контакте с людьми, у которых проявляются симптомы или был поставлен диагноз. Хотя некоторые работники продолжают работать, находясь дома в изоляции, многие не могут в силу специфики своей профессиональной деятельности.

• Адаптация правил для обеспечения того, чтобы работники, находящиеся на карантине, имели доступ к оплачиваемому отпуску по болезни. Например, в Австрии и Германии действующее законодательство рассматривает работников, находящихся на карантине, которые не могут работать из дома, находящимися в отпуске по болезни, таким образом они продолжают получать заработную плату (в течение 4-12 недель в Австрии, в течение 6 недель в Германии). В Великобритании всем работникам, которым рекомендуется самостоятельно изолироваться из-за вируса COVID-19, даже если у них нет симптомов, гарантированы выплаты больничных листов.

• Компенсация работодателям, если они предоставляют оплачиваемый отпуск по болезни работникам, находящимся на карантине. В Великобритании все компании, в которых занято менее 250 сотрудников, смогут требовать возмещения за установленную законом плату за пособие по болезни, выплачиваемое сотрудникам без работы из-за COVID-19, на срок до 14 дней. В Португалии работники, находящиеся на карантине, будут получать пособия по болезни, выплачиваемые социальным обеспечением на уровне, эквивалентном их заработной плате.

• Обеспечение поддержки нестандартным работникам в карантине. В Германии возмещение дохода для самозанятых распространяется не только на тех, кто болен, но и на тех, кто имеет обоснованную причину для карантина.

4. Поддержка работников и семей с детьми. Поскольку школы и сады также ввели карантин, а бабушки и дедушки относятся к уязвимой группе населения, которой рекомендуется минимизировать контакты с окружающими, особенно с детьми, большинство родителей вынуждены совмещать удаленный режим работы и обязанности по уходу за детьми. В некоторых странах родители имеют право на отпуск в случае непредвиденного закрытия садов или школ (например, в Польше и Словацкой Республике) или других «непредвиденных чрезвычайных ситуаций» (например, в Австралии и Соединенном Королевстве), которые могут включать внезапное закрытие школы. Однако такой отпуск не оплачивается, а в некоторых странах ограничен по сроку продолжительности (Австрия).

• Предоставление государственных услуг по уходу за детьми работающим родителям в основных службах, таких как здравоохранение, коммунальные услуги и службы скорой помощи. В некоторых странах, где детские учреждения и школы были закрыты (например, в Австрии, Франции, Германии и Нидерландах), некоторые учреждения остаются открытыми со штатным персоналом для ухода за детьми

основных работников сферы услуг, особенно в области здравоохранения, социального обеспечения и обучения.

• Государственная поддержка альтернативных мер по уходу. В Италии работающие родители могут получить ваучер на сумму 600 евро (1 000 евро для медицинских работников) для организации альтернативного ухода. Во Франции работающие родители теперь имеют право на оплачиваемый отпуск по болезни, если не могут быть найдены альтернативные варианты ухода или работы. В Португалии работающие родители детей в возрасте до 12 лет, которые не могут работать на дому и у кого нет возможности нанять няню, получают пособие в размере двух третей их месячного базового оклада, выплачиваемого в равных долях через работодателей и систему социального обеспечения. Работающие не по найму работники могут требовать одну треть от их стандартного вознаграждения на дому.

• Предоставление прямой финансовой поддержки работникам, которым необходимо взять отпуск. В Италии работающие родители с детьми до 12 лет имеют возможность взять 15-дневный отпуск оплачиваемый в размере 50% от заработной платы или неоплачиваемый для родителей с детьми старше 12 лет.

• Предоставление финансовых субсидий работодателям, которые предоставляют работникам оплачиваемый отпуск. В Японии министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения объявило о субсидировании фирмам, которые создают свои собственные системы оплачиваемых отпусков для работников, пострадавших от закрытия школ. Работодателям будет выплачиваться компенсация за продолжающуюся выплату заработной платы, в то время как работники находятся в отпуске до предела 8 330 иен на человека в день.

• Адаптация требований удаленной работы к обязанностям работников по уходу с точки зрения рабочего времени и рабочей нагрузки.

5. Обеспечение рабочих мест сотрудников и экономической жизнеспособности фирм. В сложных экономических условиях, вызванных коронавирусом, необходимо предотвратить массовые увольнения и гарантировать, насколько это возможно, сохранение рабочих мест и экономической жизнеспособности фирм.

• Введение, расширение и временное ослабление требований участия и обусловленности в схемах работы с сокращённым рабочим днём (short-time working scheme). Япония изменила требования получения субсидии на корректировку занятости (Employment Adjustment Subsidy, EAS). Ранее одним из условий EAS было сокращение производства на 10% в течение более 3 месяцев; теперь этот период был сокращен до 1 месяца. Кроме того, в регионах, находящихся в «чрезвычайном положении» (в настоящее время только Хоккайдо), это требование считается выполненным независимо от производства или продаж фирмы, и размер субсидии увеличивается. Франция и Италия ввели ограничения на увольнения по экономическим причинам компании, тем самым стимулируя компании использовать

расширенные схемы работы с сокращённым рабочим днём вместо увольнения работников. Португалия для решения этой проблемы предлагает «схему временного увольнения», позволяющую компаниям, испытывающим экономические трудности, сохранить свой персонал, при этом работники продолжают получать 2/3 своей заработной платы, 70% которой будут покрываться за счет социального обеспечения.

• Содействие внедрению онлайн-тренингов для инвестирования в навыки сотрудников во время спада. Франция предлагает компаниям использовать специальную субсидию для образования сотрудников — FNE Formation, которая первоначально была разработана для компаний, претерпевающих структурные изменения, для переподготовки или повышения квалификации рабочей силы.

6. Защита и поддержка работников и их семьи, потерявших работу или доходы от самостоятельной занятости. Работники с нестандартными формами занятости в среднем значительно менее защищены, чем работники при стандартных формах занятости, от риска потери работы или дохода. В связи с этим особенно важно оказать данной категории работников государственную поддержку. Так, в Австрии, Канаде, Франции и Испании теперь самозанятые имеют право на пособие по безработице. В Великобритании самозанятые с низкими заработками смогут получить доступ к государственным программам по борьбе с бедностью.

7. Предоставление финансовой поддержки фирмам, пострадавшим от падения спроса Помимо средств быстрой корректировки численности персонала, многим фирмам потребуется финансовая поддержка. Это относится, в частности, к малым предприятиям и частным предпринимателям, включая магазины, рестораны и культурный сектор.

• Отсрочка уплаты налогов и социальных взносов. Австралия, например, объявила пакет мер по снижению финансового бремени для МСП, включая изменения в правилах амортизации и возможность для предприятий, сильно пострадавших в результате спада, отложить налоговые обязательства. Дания объявила о предоставлении кредитной линии в размере 125 млрд. Германия упростила предоставление налоговых отсрочек, адаптацию налоговых предоплат и отменила меры принуждения и штрафы за просрочку платежа до конца года, если должник ожидающего платежа по налогам напрямую затронут кризисом COVID-19.

• Создание финансовых средств для временной поддержки ликвидности компаний. Австралия предоставит временную поддержку ликвидности малым и средним предприятиям с работниками, пострадавшими от кризиса COVID-19, в размере до 25 000 австралийских долларов, что, как ожидается, принесет пользу примерно 690 000 предприятий. Правительство Великобритании выделит 2 млрд фунтов стерлингов на поддержку малого бизнеса: все малые предприятия получат 3 000 фунтов стерлингов наличными. Также Правительство Великобритании предоставит

гарантию частным заемщикам, которые выдают кредиты малому и среднему бизнесу

7

по стандартным ставкам/

Принимаемые странами оперативные меры денежно-кредитной политики в ответ на негативное развитие ситуации в экономиках состоят в 1) снижении ставок центральными (национальными) банками (таблица), 2) расширения доступа к ликвидности для смягчения кредитных условий.

Страна Вид ставки Става ЦБ (НБ) сегодн я ИПЦ (год к году) Реальна я ставка ЦБ (НБ) Последнее изменение Дата последнег о изменения
Дания Deposit Rate -0,75% 0,80% -1,60% Снижение сен.19
Швейцария Target Rate -0,75% -0,10% -0,70% Снижение янв.15
Еврозона Deposit Rate -0,50% 1,20% -1,70% Снижение сен.19
Япония Policy Rate Bal -0,10% 0,40% -0,50% Снижение янв.16
Швеция Repo Rate 0,00% 1,00% -1,00% Повышени е дек.19
Великобритани я Bank Rate 0% 2% -1,70% Снижение мар.20
США Fed Funds 0% 2,30% -2,20% Снижение мар.20
Новая Зеландия Cash Rate 0,25% 1,90% -1,70% Снижение мар.20
Австралия _ Cash Rate 0,25% 2% -1,60% Снижение мар.20
Канада Overnight 0,75% 2,20% -1,50% Снижение мар.20
Южная Корея Repo Rate 0,75% 1% -0,40% Снижение мар.20
Гонконг Base Rate 0,86% 1,40% -0,50% Снижение мар.20
Норвегия Deposit Rate 1,00% 0,90% 0% Снижение мар.20
Таиланд Policy Rate 1% 0,70% 0% Снижение фев.20
Саудовская Аравия ReverseRepo 1,00% 0,40% 0,60% Снижение мар.20
Чили Base Rate 1,00% 3,90% -2,90% Снижение мар.20
Польша Repo Rate 1% 5% -3,70% Снижение мар.20
Тайвань DiscountRate 1% -0,20% 1% Снижение мар.20
Чехия Repo Rate 2% 4% -2,00% Снижение мар.20
Перу Policy Rate 2,25% 2% 0% Снижение ноя.19
Малайзия Policy Rate 2,50% 1,60% 0,90% Снижение мар.20
Филиппины KeyPolicyRate 3,25% 2,60% 0,70% Снижение мар.20
Бразилия Target Rate 3,75% 4% -0,30% Снижение мар.20
Китай Loan Prime Rate 4% 5,20% -1,20% Снижение фев.20
Колумбия Repo Rate 4% 4% 1% Снижение апр.18
Индонезия Repo Rate 5% 3% 2% Снижение мар.20
Индия Repo Rate 5,15% 6,60% -1,40% Снижение окт.19
ЮАР Repo Rate 5,25% 5% 0,70% Снижение мар.20
Россия KeyPolicyRate 6,00% 2,30% 4% Снижение фев.20
Мексика OvernightRate 7,00% 4% 3% Снижение фев.20
Турция Repo Rate 9,75% 12,40 % -2,60% Снижение мар.20

7 ОЭСР, https://oecd.dam-broadcast.com/pm 7379 119 119686-962r78x4do.pdf; Центр Россия-ОЭСР, https://oecd-russia.orR/analytics/kak-strany-protivostoyat-koronavirusu.html

Страна Вид ставки Става ЦБ (НБ) сегодн я ИПЦ (год к году) Реальна я ставка ЦБ (НБ) Последнее изменение Дата последнег о изменения
Страны ЕАЭС
Армения Ставка рефинансировани я 5,25% -0,5% 5,78% Снижение -0,25% мар.20
Беларусь Ставка рефинансировани я 8,75% 4,4% 4,17% Снижение -0,25% фев.20
Казахстан Базовая ставка 12,00% 6,00% 5,66% Повышени е +2,75% мар.20
Кыргызстан Учетная ставка 5,00% 4,3% 1,83% Повышени е +0,75% фев.20
Россия Ключевая ставка 6,00% 2,3% 3,62% Без изменения мар.20

Ограничения и риски существующих мер поддержки экономики:

• Возможности стимулирующей ДКП (в целом по миру) становятся более ограниченными (нулевые/отрицательные ставки, огромные суверенные долги);

• Стимулирующая денежно-кредитная политика направлена на поддержку деловых циклов, в то время как меры борьбы с распространением COVID-19, в первую очередь, требуют снизить экономическую активность;

• Высокий временной лаг.

Какие меры могут быть эффективными:

• Облегчение торговой политики; уход от торговых войн;

• Монетарная политика: вместо института конечного кредитора обеспечение ликвидности и стерилизация убытков от COVID-19;

• Фискальная политика: вместо традиционных среднесрочных и долгосрочных антикризисных мер по увеличению государственных инвестиций более инновационная и инклюзивная фискальная политика: трансферты домохозяйствам, поддержка местных органов власти, снижение потребительских налогов, поддержка здравоохранения и социального обеспечения;

Принимаемые странами меры:

1. Стимулирующая денежно-кредитная политика

a. ФРС США: снижение ставки по федеральным бондам, намерение увеличить покупку ценных бумаг Казначейства минимум на 500 млрд долл. США и ипотечных ценных бумаг — минимум на 200 млрд долл. США

b. ЕЦБ: сохранение существующей политики отрицательных процентных ставок и развертывание программы дешевых кредитов для банков, расширение баланса за счет программы покупки активов в размере 120 млрд евро до конца 2020 года

c. Банк Англии: снижение банковской ставки до 0,1%, запуск программы финансирования малого и среднего бизнеса, снижение контр циклического буфера капитала для банков до 0% на 12 месяцев с ожиданием роста финансирования

2. Стимулирующая налогово-бюджетная политика:

а. Англия: намерения увеличить расходы бюджета 2020 на 640 млрд фунтов

стерлингов;

b. США: фискально-стимулирующий пакет мер на 2 трлн. долл. США

Where $2 Trillion in U.S. Rescue Funds Will Go

S385B Miscellaneous

S532B

Big busmess, local government loans S financial assistance

S290B

Direct payments to families (est>

S29OB

Tax cuts

S126B Hospital restitution, veteran & other health care

S61B

Specific to anhnes

S45B

РЕМА

S31B

Education stabilization

S377B

Small business loans & grants

S260B

Unemployment insurance expansion (est.)

S15OB

State and local stimulus funds

$27B

Vaccines.

stockpiles

S131B

Other

S25B

Infrastruc­ture

Source-. U.S. Senate, Committee for a Responsible Federal Budget, Bloomberg research

с. ЕС: фискальные стимулирующие меры в размере 1% ВВП в среднем за 2020 год, обеспечение ликвидности не менее 10% ВВП по схемам государственных гарантий и отсроченных налоговых платежей8.

8 https://blogs.lse.ac.uk/businessreview/2020/03/20/economic-policy-under-the-coronavirus-an-unconventional- challenge/?utm_source=sfmc&utm_medium=email&utm_term=&utm_content=41946&utm_id=50180981-ce02- 45c4-9b2c-2c4934dc3ff8&sfmc_id=358158441&sfmc_activityid=e5e97f89-9284-47ec-82ac-

71318cb0487d&utm_source=sfmc&utm_medium=email&utm_campaign=2714833_StrategicIntelligenceWeekly& utm_term=&emailType=Strategic%20Intelligence%20Newsletter

antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago