Categories: Форум

ПОЗИЦИЯ УВКБ ООН ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В ЮЖНЫЙ СУДАН — Редакция II

I I KI U^D ПОЗИЦИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В Ollj/ ЮЖНЫЙ СУДАН

The UN Refugee Agency

ПОЗИЦИЯ УВКБ ООН ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В ЮЖНЫЙ СУДАН — Редакция II

Апрель 2019

1. Настоящий документ отменяет и заменяет собой документ Позиция УВКБ ООН относительно возвращения граждан в Южный Судан — Редакция I1.

Введение

2. После подписания Обновленного соглашения об урегулировании конфликта в Республике Южный Судан (Обновленное соглашение по Южному Судану) 11 сентября 2018 года2 соблюдается постоянное прекращение огня в большинстве районов страны и наблюдается заметное снижение уровня насилия3. Тем не менее, конфликт продолжается, а стороны конфликта по-прежнему совершают вопиющие нарушения прав человека практически безнаказанно4. Хотя в разделе III упомянутого соглашения содержатся положения, подтверждающие право на возвращение граждан и определяющие приоритетность реинтеграции в течение переходного периода5, в Южном Судане отсутствуют устойчивые условия для безопасного и достойного возвращения беженцев и ВПЛ в страну.

3. Гуманитарная ситуация в Южном Судане также заметно не улучшилась и остается тяжелой. Перемещение внутри страны и за ее пределы продолжается. Центральноафриканская Республика (ЦАР), Демократическая Республика Конго (ДРК), Эфиопия, Кения, Судан и Уганда приняли в общей сложности 2,28 млн беженцев из Южного Судана. Кроме того, в Южном Судане находится около 300 тыс. беженцев из Судана и других стран, в Южном Судане насчитывается около 1,87 млн внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), в результате чего общее число лиц, на которых распространяется мандат УВКБ ООН, составляет 4,45 млн человек6.

4. Сообщается, что ВПЛ периодически возвращаются в места своего происхождения или постоянного проживания; аналогичным образом, по состоянию на февраль 2019 года, есть сообщения о том, что более 142 000 южно-суданских беженцев вернулись самостоятельно7, в основном в районы, принимающие ВПЛ. Такое возвращение может носить временный характер, поскольку некоторые вернувшиеся самостоятельно лица живут в положении, сходном с положением ВПЛ8.

Ситуация в сфере безопасности

5. По мере развития мирных переговоров в течение 2018 года, правительственные силы пытались взять под контроль районы, удерживаемые оппозицией, особенно в штатах Юнити и Западный Бахр-эль-Газал. Во время этих операций правительственные силы направляли свои атаки на гражданское население как якобы принадлежащее к оппозиционным силам или поддерживающее их9.

1 УВКБ ООН. Позиция УВКБ ООН относительно возвращения граждан в Южный Судан. 14 апреля 2015 года.

Ссылка: https://www.refworld.org/docid/552bc6794.html.

2 Служба новостей ООН. Глава миссии ООН считает мирный договор в Южном Судане «большим шагом вперед». 6 августа 2018 года. Ссылка: https://www.refworld.org/docid/5bc494f5a.html

3 Совет Безопасности ООН. Доклад Генерального секретаря о Южном Судане (охватывающий период с 1 декабря по 26 февраля 2019 года). S/2019/191.28 февраля 2019 года. Ссылка: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3- ,CF6E4FF96FF9%7D/s 2019 191.pdf, пункт 17.

4 Там же, пункт 57.

5 Обновленное соглашение об урегулировании конфликта в Республике Южный Судан. 12 сентября 2018 года. Ссылка: https://igad.int/programs/115-south-sudan-office/1950-signed-revitalized-agreement-on-the-resolution-of-the-conflict-in-south-sudan С. 42.

6 УВКБ ООН. Региональный информационный бюллетень по ситуации в Южном Судане. 1-31 января 2019 года. Ссылка: http://reporting.unhcr.org/sites/default/files/UNHCR%20South%20Sudan%20Situation%20Regional%20Update%20- ,%20January%202019.pdf, С. 1.

7 Обычно различают два способа репатриации: организованная репатриация (возвращение с помощью организованного УВКБ ООН транспорта с возможным применением других видов помощи) и самостоятельная репатриация (возвращение беженцев своими силами). Поскольку УВКБ не занимается организацией возвращения южно-суданских беженцев, случаи возвращения беженцев в Южный Судан характеризуются как самостоятельное возвращение.

8 В период с сентября 2018 года по февраль 2019 года было зарегистрировано 22 800 случаев возвращения. / См. УВКБ ООН. Обзор случаев самостоятельного возвращения беженцев в Южный Судан. 28 февраля 2019 года. Ссылка: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/68300.pdf

ПОЗИЦИЯ УВКБ ООН ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В ЮЖНЫЙ СУДАН — Редакция II

После подписания Обновленного соглашения по Южному Судану Механизмом наблюдения за прекращением огня и переходными мерами безопасности было подтверждено локализованные разрозненные бои между правительственными и оппозиционными силами и между оппозиционными группами в районе города Ей, штат Центральная Экватория, районе треугольника Вау в Западном Бахр-эль- Газале и в Кохе, штат Юнити. Хотя общий масштаб и количество столкновений оставались низкими, боевые действия между воюющими сторонами, межобщинное насилие и угон скота, особенно в Озерном штате и штате Джонглей, по-прежнему являются причиной жертв среди гражданского населения, перемещения, похищения мирных граждан и разрабления9 10. В общей сложности, в 2018 году 107 496 жителей Южного Судана бежали в соседние страны11.

Ситуация в сфере прав человека

6. Систематические и повсеместные нарушения прав человека и злоупотребления, совершаемые всеми

сторонами, причинили страдания миллионам людей, причем виновные в совершении таких нарушений не понесли ответственности. После подписания Обновленного соглашения по Южному Судану было зафиксировано общее снижение числа зафиксированных нарушений прав человека и нарушений со стороны участников конфликта. Тем не менее, Миссия Организации Объединенных Наций в Южном Судане (МООНЮС) продолжает фиксировать инциденты, которые представляют угрозу для прав человека и физической безопасности. К ним относятся случаи убийства или ранения мирных жителей, похищения, сексуального насилия, произвольного ареста и длительного содержания под стражей, вербовки и/ или использования детей вооруженными группировками или вооруженными силами, принудительное

перемещение, разграбления и уничтожения гражданского имущества и вымогательства12.

7. Сексуальное и гендерное насилие (СГН) остается основной чертой конфликта, и после подписания

Обновленного соглашения по Южному Судану наблюдатели продолжали фиксировать высокий уровень насилия. СГН носит повсеместный характер, а сексуальное насилие и другие формы насилия, особенно в отношении женщин и девочек, сохраняются, несмотря на прекращение большинства военных наступательных операций13. В апреле и мае 2018 года в южной части штата Юнити были зарегистрированы случаи неизбирательных нападений на гражданских лиц, включая незаконные убийства мирных жителей, изнасилования, похищения и передачу в сексуальное рабство женщин и девочек, незаконное уничтожение имущества и грабежи, принудительное перемещение и нападения на представителей гуманитарных

организаций и объекты гуманитарной деятельности14. Изнасилование и групповое изнасилование

используются в качестве тактики ведения военных действий15 с целью достижения военных и политических целей, таких, как зачистка районов от предполагаемых врагов, определяемых таковыми по этническим и политическим признакам. При таких обстоятельствах сексуальное насилие служит «основным движущим фактором» вынужденного перемещения16. В ходе ряда нападений в период с 19 по 29 ноября 2018 года по меньшей мере 157 женщин и девочек обратились за медицинской помощью после перенесенного ими изнасилования. Изнасилования совершали неизвестные вооруженные лица на подконтрольной правительству территории, когда женщины и девочки следовали по дорогам общего пользования неподалеку от деревень Гуит и Ниалдиу в Северном Личе17. Статистика по случаям сексуального насилия в отношении мужчин и мальчиков остается значительно заниженной в связи с социальной стигмой18.

8. Детей продолжают насильно вербовать, они также подвергаются другим грубым нарушениям прав ребенка. Согласно отчету за сентябрь 2018 года, с октября 2014 года по июнь 2018 года сообщалось об угрожающих масштабах всех шести видов серьезных нарушений в отношении детей, совершенных каждой из сторон конфликта19, а также об усилении воздействия боевых действий на детей по мере того, как конфликт постепенно охватывал, помимо региона Верхний Нил, и Экваториальный регион. Особое беспокойство вызывают зафиксированные уровни вербовки и использования детей в вооруженных конфликтах, убийств и нанесения увечий, изнасилования и других форм сексуального насилия, похищений детей всеми сторонами военного конфликта.

9 Совет по правам человека. Доклад Комиссии по правам человека в Южном Судане. A/HRC/40/69. 21 февраля 2019 года. Ссылка:, пункт 37.

10 Совет Безопасности ООН. Доклад Генерального секретаря о Южном Судане (охватывающий период со 2 сентября по 30 ноября 2018 года). S/2018/1103. 10 декабря 2018 года. Ссылка: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3- ,CF6E4FF96FF9%7D/s res 1103.pdf, пункт. 13.

11 Там же, см. выше сн. 6.

12 Там же, см. выше сн. 10, пункт. 34.

13 МООНЮС и УВКПЧ. Доклад о сексуальном насилии, связанном с конфликтом, на севере штата Юнити (за сентябрь-декабрь 2018 года). 15 февраля 2019 года. Ссылка:

https://www.ohchr.org/Documents/Countries/SS/UNMISS OHCHR report CRSV northern Unity SouthSudan.pdf пункт. 26.

14 МООНЮС и УВКПЧ. Доклад о неизбирательных нападениях на мирных жителей на юге штата Юнити, Южный Судан (за апрель-май 2018 года). 10 июля 2018 года. Ссылка:

https://unmiss.unmissions.org/sites/default/files/unmissohchr report on indiscriminate attacks against civilians in southern unity ,april- may 2018.pdf, пункты. 21-42.

15 Там же, см. выше сн. 9, п. 38.

16 Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта. Специальный

представитель Генерального секретаря по вопросам сексуального насилия в условиях конфликта г-жа Прамила Паттен посещает Южный Судан, чтобы потребовать немедленного пресечения всех форм сексуального насилия. 11 июля 2018 года. Ссылка: https://www.un.org/sexualviolenceinconflict/press-release/special-representative-of-the-secretary-general-on-sexual- ,violence-in-conflict-ms- pramila-patten-visits-south-sudan-to-demand-an-immediate-halt-to-all-forms-of-sexual-violence/ пункт 3.

17 Там же, см. выше сн. 10, п. 35. 35.

Там же, см. выше сн. 9, п. 40. 40.

19 Шестью видами грубых нарушений являются: 1) вербовка и задействование в военных конфликтах; 2) убийство и нанесение увечий; 3) изнасилование и другие формы сексуального насилия; 4) нападение на школы и больницы; 5) похищения; 6) отказ в оказании гуманитарной помощи детям. / См. по ссылке: https://childrenandarmedconflict.un.org/six-grave-violations/

ПОЗИЦИЯ УВКБ ООН ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ

БЕЖЕНЦЕВ В ЮЖНЫЙ СУДАН — Редакция II

Были подтверждены многочисленные случаи нападения на школы и больницы. Кроме того, был зафиксирован высокий уровень отказа в оказании гуманитарной помощи детям20.

Гуманитарная ситуация

9. Несмотря на подписание Обновленного соглашения по Южному Судану, гуманитарная ситуация в Южном Судане остается тяжелой21. К концу 2018 года около 1,87 млн жителей Южного Судана были перемещены внутри страны, а 5,7 млн человек нуждались в жизненно необходимой помощи22. Из числа самостоятельно вернувшихся в Южный Судан беженцев, с которыми общались представители гуманитарных организаций, 85% лиц сообщили, что они живут в положении, сходном с положением ВПЛ. Они не могут вернуться в места своего происхождения или вернуть имущество либо землю, которые они там оставили23.

10. Конфликт и связанный с ним экономический кризис подорвали способность правительства стабильно предоставлять основные услуги своему народу. В настоящее время один центр предоставления первичной медицинской помощи обслуживает в среднем 50 000 человек. Лишь 40% центров лечебного питания имеют доступ к безопасной воде, в результате чего представители более уязвимых категорий населения, особенно женщины и дети, подвергаются риску недоедания и болезней. Квалифицированный медицинский работник участвует при рождении только каждого пятого ребёнка, а коэффициент материнской смертности оценивается в 789 смертей на 100 000 живорождений. С 2013 года каждая третья школа была повреждена, разрушена, занята войсками или закрыта, и более 70% детей, которые должны посещать занятия, не получают образования24.

11. В результате многолетнего конфликта, перемещения и экономической отсталости возможности людей зарабатывать на жизнь ограничены, женщины из незащищенных категорий лишены возможностей официальной занятости, а способность семей справляться с затяжным кризисом и внезапными потрясениями, такими, как смерть кормильца в семье или потеря крупного рогатого скота, ослаблена. Более 80% населения живет за чертой абсолютной бедности25. Ситуация с продовольственной безопасностью продолжает ухудшаться в результате вызванного конфликтами перемещения населения, низкой урожайности сельскохозяйственных культур, экономического кризиса, климатических катаклизмов и проблем с доступом к гуманитарной помощи. Согласно анализу острой нехватки продовольствия и острого недоедания по индексу ИКФ, в январе 2019 года 6,17 млн человек, или 54% населения, столкнулись с проблемой острой нехватки продовольствия (3-я фаза по ИКФ) либо с ещё худшей ситуацией (4-я или 5-я фаза ИКФ)26. Доставка гуманитарной помощи часто затруднена из-за насилия в отношении гуманитарных работников, которое по-прежнему сохраняется. В 2018 году Южный Судан третий раз подряд был признан самым опасным местом в мире для оказания гуманитарной помощи27.

12. В сентябре 2018 года Генеральный секретарь ООН выразил тревогу «по поводу масштабов и жестокости грубых нарушений, совершаемых в отношении детей в Южном Судане»28. Около 63% южных суданцев, бежавших в соседние страны, являются лицами моложе 18 лет; из них более 65 000 были зарегистрированы как несопровождаемые или разлученные со своими родителями или постоянными опекунами29.

Потребности в международной защите и рекомендации касательно недопущения возвращения

13. В заключение следует отметить, что общая обстановка в плане безопасности, уровня соблюдения верховенства права и прав человека в Южном Судане остается крайне нестабильной, а осуществление Обновленного соглашения по Южному Судану замедляется, особенно в отношении предполагаемого вывода в места сбора и разоружения вооруженных групп. При таких обстоятельствах лица, спасающиеся бегством из Южного Судана, скорее всего, будут соответствовать критериям статуса беженца согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 года30 или будут удовлетворять критериям, содержащимся в определении статуса беженца в статье 1 (2) Конвенции ОАЕ 1969 года, регулирующей конкретные аспекты

20 Доклад Совета Безопасности ООН, Дети и вооруженный конфликт в Южном Судане, S/2018/865, 25 сентября 2018 года,

http://www.securitycouncilreport.Org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s 2018 865.pdf, пункты 14 -58.

21 Там же, см. выше сн. 9, пункт 21.

22 УКГВ. План гуманитарного реагирования на январь-декабрь 2019 года. Декабрь 2018 года. Ссылка: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/southsudan humanitarian respon se plan 2019 final.pdf, пункт 6.

23 Там же, см. выше сн. 7.

24 Там же, см. выше сн. 22, с. 4-5.

25 Там же, с. 5.

26 Интегрированная классификация фаз продовольственной безопасности в Южном Судане. Острая ситуация с нехваткой

продовольствия и недоеданием в январе 2019 года и прогнозы на февраль-апрель 2019 года и май-июль 2019 года. Январь 2019 года. Ссылка: http://www.ipcinfo.org/ipc-country-analysis/details- map/en/c/1151975/

27 Там же, пункт 25.

28 Там же, см. выше сн. 20, пункт 72, больше см. пункты 72-82.

29 15 000 детей из общего числа детей в регионе были разлучены со своими семьями или пропали без вести в Южном Судане по состоянию на конец 2018 года. / См. УВКБ ООН. Региональный план реагирования на проблему беженцев в Южном Судане с января 2019 года по декабрь 2020 года. 18 декабря 2018 года. Ссылка:

https://data2.unhcr.org/en/documents/download/67312, пункт 10.

30 Генеральная Ассамблея ООН, Конвенция о статусе беженцев, 28 июля 1951 года, СД ООН. Том. 189. С. 137. Ссылка: http://www.refworld.org/docid/3be01b964.html / Генеральная Ассамблея ООН. Протокол о статусе беженцев. 31 января 1967 года.

сд оон. Том 606. с. 267. Ссылка: Том. 606, с. 267. Ссылка: http://www.refworld.org/docid/3ae6b3ae4.html

ПОЗИЦИЯ УВКБ ООН ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ В ЮЖНЫЙ СУДАН — Редакция II

проблем беженцев в Африке31. В этом отношении УВКБ ООН приветствует тот факт, что южные суданцы, спасающиеся от конфликта, продолжают пользоваться статусом беженца по принципу prima facie во всех соседних государствах в соответствии со статьей 1 (2) Конвенции ОАЕ 1969 года32.

14. В зависимости от личных данных и обстоятельств дела может быть рассмотрен вопрос об исключении из сферы международной защиты33. Более того, государствам необходимо обеспечить гражданский и гуманитарный характер убежища как важнейшего аспекта безопасности беженцев и важного международного стандарта защиты34.

15. Кроме того, ситуация с безопасностью, соблюдением верховенства права и прав человека, которая сегодня сохраняется в Южном Судане, препятствует безопасному и достойному возвращению любого лица родом из Южного Судана, независимо от того, признано ли это лицо нуждающимся в международной защите. Соответственно, хотя УВКБ ООН признает, что в Южном Судане происходят политические изменения, результаты этих изменений на местах еще не проявились достаточным образом в той степени, чтобы сделать возможным безопасное и достойное возвращение. Поэтому УВКБ ООН подтверждает свою позицию относительно возвращения беженцев в Южный Судан, изложенную в первой редакции от апреля 2015 года35, рекомендуя государствам приостановить принудительное возвращение в Южный Судан его граждан или лиц, постоянно проживавших в этой стране.

16. Запрет на принудительное возвращение служит минимальным стандартом и должен оставаться в силе до тех пор, пока ситуация в области безопасности, соблюдения верховенства права и прав человека в Южном Судане не улучшатся значительным образом, чтобы обеспечить безопасное и достойное возвращение лиц, признанных не нуждающимися в международной защите. При нынешних обстоятельствах УВКБ ООН не может содействовать, поощрять или иным образом организовывать возвращение в Южный Судан.

31 Организация африканского единства. Конвенция, регулирующая конкретные аспекты проблем беженцев в Африке. 10 сентября 1969 года. 1001 СД ООН 45. Ссылка: http://www.refworld.org/docid/3ae6b36018.html

32 Там же.

33 УВКБ ООН, Рекомендации по предоставлению международной защиты №5: Применение положений об исключении из

сферы международной защиты: статья 1F Конвенции о статусе беженцев 1951 года. 4 сентября 2003 года. HCR/GIP/03/05.

Ссылка: http://www.refworld.org/docid/3f5857684.html

34 УВКБ ООН. Руководящие принципы по обеспечению сохранения гражданского и гуманитарного характера убежища.

Сентябрь 2006 года. Ссылка: http://www.refworld.org/docid/452b9bca2.html

35 Там же, выше сн. 1.

antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago