Categories: Форум

ОТЧЕТ об итогах новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года

Утвержден Постановлением Центральной избирательной комиссии № 2839 от 25 октября 2019 г.

ОТЧЕТ об итогах новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года

Введение

Парламент Республики Молдова своими постановлениями № 92, 95, 96 от 26 июля 2019 года принял к сведению заявления об отставке трех депутатов и объявил вакантными депутатские мандаты, согласно следующему: г-н Андрей Нэстасе — избранный депутат со стороны избирательного блока «ACUM Platforma DA si PAS» в одномандатном избирательном округе № 33, мун. Кишинэу, г-н Виорел Мельник — независимый депутат, избранный в одномандатном избирательном округе № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер, г-жа Майя Санду — избранный депутат со стороны избирательного блока «ACUM Platforma DA si PAS» в одномандатном избирательном округе № 50, на западе от Республики Молдова. Затем, постановлением № 102 от 30 июля 2019 года Парламент Республики Молдова принял к сведению заявление об отставке и объявил вакантным депутатский мандат, принадлежащий г-ну Владимиру Плахотнюку, избранному в одномандатном избирательном округе № 17, г. Ниспорень, со стороны Демократической партии Молдовы.

В таких обстоятельствах и на основании ч. (2) ст. 18, п. о) ч. (1) ст. 26, ч. (1) ст. 105 Кодекса о выборах № 1381-XIII от 21 ноября 1997 года, ч. (6) и ч. (8) ст. 2 Закона № 39 от 7 апреля 1994 года о статусе депутата Парламента Центральная избирательная комиссия (ЦИК) постановлениями № 2543 от 29 июля 2019 года и № 2549 от 31 июля 2019 года назначила на 20 октября 2019 года проведение новых парламентских выборов на должность депутата в одномандатных избирательных округах № 33, № 48 и № 50 и, соответственно, № 17.

В то же время следует отметить, что член ЦИК, г-н Серджиу Гурдуза, считает, что установление даты 20 октября 2019 года для проведения новых парламентских выборов в двух одномандатных избирательных округах противоречит действующим нормам избирательного законодательства и Постановлению Конституционного суда № 21 от 24.06.2015 о толковании ч. (2) ст. 69, ч. (1) ст. 70, ст. 99 и ст. 100 Конституции, поскольку в случае когда два депутатских мандата прекратились по праву 8 июля 2019 года, Центральная избирательная комиссия была обязана установить дату новых (частичных) выборов, так чтобы эти выборы прошли не позднее, чем через 3 месяца после прекращения мандатов, соответственно, в этом случае дату выборов следовало бы назначить не позднее, чем на 6 октября 2019 года, в воскресенье.

В целях исполнения упомянутых постановлений Центральная избирательная комиссия утвердила 31 июля 2019 года Календарный план мероприятий по подготовке и проведению новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года.

Глава 1. Разработка и приведение в соответствие нормативно-правовой базы

15 августа 2019 года Парламент Республики Молдова принял Закон № 113 о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты (Официальный монитор № 260/361 от 17.08.2019), посредством которых в Кодекс о выборах Республики Молдова были внесены изменения и дополнения. Закон был направлен на изменение избирательной системы, применяемой на парламентских выборах, посредством замены смешанной избирательной системы на пропорциональную. Согласно положениям ст. VI Закона, если мандат депутата, избранного в одномандатном округе, будет объявлен освободившимся за не менее чем 180 дней до истечения срока полномочий Парламента десятого созыва, организуются частичные парламентские выборы, которые проводятся в

соответствии с законодательством, действовавшим до принятия настоящего закона, исключая правоотношения, относящиеся к обязательности представления справки о неподкупности, предвыборной агитации и документам, удостоверяющим личность избирателя, которые регулируются действующим законодательством, применяемым соответствующим образом.

Таким образом, в целях надлежащей организации и проведения выборов были предприняты следующие меры в области регулирования:

Р было разработано Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года, утвержденное постановлением ЦИК № 2558/2019;

Р были внесены поправки в Регламент об особенностях выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Парламента Республики Молдова, утвержденный постановлением ЦИК № 1731/2018, посредством которых справка о неподкупности была сменена декларацией под собственную ответственность об отсутствии законных / судебных ограничений для выдвижения на государственную должность или занятия такой должности и об отсутствии окончательных констатирующих актов в отношении режима декларирования имущества и личных интересов, ситуаций несовместимости и случаев конфискации необоснованного имущества, в отношении которых не истек срок давности.

Р были внесены поправки в Положение о голосовании граждан Республики Молдова, находящихся за рубежом, утвержденное постановлением ЦИК № 1732/2018, посредством которых была предоставлена возможность голосовать на основании удостоверения личности гражданина Республики Молдова при проведении парламентских, президентских выборов и республиканского референдума.

В то же время, поскольку законодатель пересмотрел общие положения Кодекса о выборах, комиссия пересмотрела следующие нормативные акты:

— Положение о составлении, администрировании, распределении и обновлении списков избирателей, утвержденное постановлением ЦИК № 2674/2014, в части доступа к спискам и их опубликования на официальной веб-странице комиссии;

— Положение о порядке размещения на рекламных щитах предвыборной рекламы и по политическому продвижению, утвержденное постановлением ЦИК № 3328/2015, путем введения запрета на проведение предвыборной агитации в день выборов и в предшествующий ему день;

— Положение о статусе наблюдателей и процедуре их аккредитации, утвержденное

постановлением ЦИК № 332/2006, путем упрощения процедуры аккредитации и

исключения формуляра для регистрации в качестве наблюдателей;

— Положение о порядке составления, удостоверения подлинности, представления и проверки подписных листов, утвержденное постановлением ЦИК № 1730/2018, путем регламентации приложения «Подписные листы», посредством которой проверяются данные о включенных в подписные листы лицах, поддерживающих кандидата;

— Положение о процедурах жеребьевки, утвержденное постановлением ЦИК № 1729/2018, путем уточнения процедуры проведения жеребьевки с целью определения порядка внесения конкурентов на выборах в избирательный бюллетень;

— Положение о деятельности окружных избирательных советов, утвержденное

постановлением ЦИК № 1702/2018, путем введения образцов документов, которые

оформляют советы во время избирательного периода;

— Регламент работы Системы видеозаписи на избирательных участках, утвержденное постановлением ЦИК № 2265/2019, путем изменения порядка работы системы на избирательном участке.

Также был издан 20 сентября 2019 года циркуляр об особенностях реализации избирателями своего права голоса на выборах.

Глава 2. Образование избирательных округов и нижестоящих избирательных органов

В целях исполнения положений ч. (5) ст. 28 Кодекса о выборах Центральная избирательная комиссия направила 1 августа 2019 года запрос политическим формированиям, представленным в Парламенте, судебным инстанциям, а также органам местного публичного управления второго уровня о предложении кандидатур в состав одномандатных окружных избирательных советов.

Затем, постановлениями № 2569 — 2572 от 16 августа 2019 года, с последующими изменениями и дополнениями, Центральная избирательная комиссия образовала 4 одномандатных окружных избирательных совета: № 17, г. Ниспорень; № 33, мун.

Кишинэу; № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер; № 50, на западе от Республики Молдова.

В целом, в составе избирательных советов осуществляли свою деятельность 38 членов. Постановлением № 2576 от 20 августа 2019 года Центральная избирательная комиссия постановила освобождение от выполнения обязанностей по месту постоянной работы и привлечение к работе некоторых членов одномандатных окружных избирательных советов, образованных для организации и проведения новых парламентских выборов 20 октября 2019 года.

Участковые избирательные бюро были образованы до 17 сентября местными советами первого уровня.

В результате анализа данных, содержащихся в протоколах о подведении итогов голосования, составленных окружными избирательными советами, было установлено, что за период своей деятельности одномандатные окружные избирательные советы провели 67 заседаний и приняли 280 постановлений.

В соответствии со ст. 15 Кодекса о выборах окружные избирательные советы утвердили на период избирательной кампании 38 представителей с правом совещательного голоса конкурентов на выборах, которые имели право защищать интересы конкурента на выборах в спорах, относящихся к выборам, и в судебной инстанции.

Глава 3. Обучение служащих избирательной сферы и других участников избирательного процесса

Для обеспечения надлежащего проведения новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года Центр непрерывного образования в избирательной сфере при Центральной избирательной комиссии (ЦНОИС) утвердил План по обучению, в соответствии с которым провел обучение служащих избирательной сферы, а также других субъектов, вовлеченных в проведение выборов, а именно семинары по обучению:

1. Членов окружных избирательных советов (2 семинара)

2. Членов участковых избирательных бюро (7 семинаров)

3. Представителей Министерства иностранных дел и европейской интеграции (1 семинар)

4. Инструкторов ЦНОИС (1 курс по обучению).

Также ЦНОИС организовал объединенный курс по обучению по всеобщим местным выборам и по новым парламентским выборам для следующих субъектов:

1. Членов участковых избирательных бюро (3 семинара)

2. Операторов Государственной информационной системы «Выборы» (4 семинара)

3. Представителей судебных инстанций (1 семинар)

4. Представителей Генерального инспектората полиции (3 семинара)

Обучение служащих избирательной сферы

Семинары по обучению членов окружных избирательных советов были организованы 17 августа 2019 года для 4 округов, где проводились новые парламентские

выборы. На обучение были приглашены все 9/11 членов окружных избирательных советов (ОИС) из каждого избирательного округа, в общем количестве 38 человек, при этом посещаемость составила 65,78% (25 человек).

Учебный семинар касался вопросов особенностей смешанной избирательной системы, обязанностей окружного избирательного совета от образования до роспуска. В ходе обучения участники были ознакомлены с обязанностями, предусмотренными в Кодексе о выборах, и действиями, описанными в Календарном плане, и развили сноровку в заполнении избирательной документации и подведении результатов выборов. Кроме того, членов совета ознакомили с правами и обязанностями лиц, уполномоченных присутствовать при избирательных процедурах, как в ОИС, так и в участковых избирательных бюро.

Семинары по обучению членов участковых избирательных бюро прошли в период с 30 сентября по 6 октября 2019 года. На обучение были приглашены представители руководства (председатель и секретарь) участковых избирательных бюро (УИБ) и члены УИБ, у которых не было никакого опыта работы в избирательных органах. На семинаре излагались особенности смешанной избирательной системы и деятельности членов избирательного бюро до дня выборов, их обязанности в день выборов — организация голосования, подсчет голосов и подведение результатов, передача избирательной документации и т.д. Приблизительно предусматривалось участие около 303 человек, из которых в обучении приняли участие 94,38 % или 286 человек.

Члены зарубежных избирательных бюро также прошли семинары по обучению, проведенные ЦИК совместно с ЦНОИС. Таким образом, было организовано обучение представителей Министерства иностранных дел и европейской интеграции, назначенных в качестве председателей зарубежных избирательных бюро. Общее количество участников учебного семинара составило 31 человек.

Семинары по обучению операторов. По вопросам проверки регистрации избирателей в Государственном регистре избирателей (ГРИ) и передачи результатов голосования в день выборов ЦНОИС провел в период с 7 по 12 октября 2019 года обучение операторов ГРИ на избирательных участках, а темой обучения стали шаги по проверке избирателей в ГРИ в день голосования, установка видеокамеры, предусмотренной для видеозаписи подготовительных действий избирательного бюро перед открытием избирательного участка и после его закрытия (подсчет голосов и подведение итогов голосования). Обучение по этим вопросам прошли и председатели УИБ. Количество участников семинара составило 98 человек.

Обучение других участников избирательного процесса

Также в рамках всеобщих местных и новых парламентских выборов ЦНОИС провел по запросу другие виды семинаров по обучению некоторых групп бенефициаров и заинтересованных субъектов.

Таким образом, в период с 8 по 10 октября 2019 года были организованы 3 семинара по обучению для представителей Генерального инспектората полиции, которые отвечают за обеспечение общественного порядка во время избирательного периода, в том числе в день выборов. Тематика семинара включала особенности смешанной избирательной системы, вопросы относительно изменений в избирательном законодательстве, координирование действий сотрудников полиции и служащих избирательной сферы до и в день выборов. Количество участников учебного семинара составило 114 человек.

ЦНОИС совместно с Национальным институтом юстиции и ЦИК провел 11 октября обучение представителей судебных инстанций. Тренинги проводились в мун. Кишинэу. Тематика тренинга включала в себя вопросы относительно изменений в избирательном законодательстве и рассмотрение жалоб по вопросам выборов. Количество участников учебного семинара составило 22 человека.

В целях подготовки команды тренеров ЦНОИС провел семинар, на котором были представлены особенности смешанной избирательной системы, новые положения Кодекса о выборах, регламенты и инструкции, касающиеся деятельности ОИС и УИБ. В тренингах приняли участие 6 человек, которые стали тренерами ЦНОИС на время избирательного периода.

Колл-центр

В рамках всеобщих местных и новых парламентских выборов был создан Колл- центр в целях оказания поддержки избирателям и служащим избирательной сферы, а также другим субъектам, участвующих в избирательном процессе.

В период с 29.08.2019 по 20.10.2019 были зафиксированы в общей сложности 3500 входящих звонков и 2411 — исходящих.

В день выборов были зафиксированы 1 109 входящих звонков. Анализ звонков в зависимости от категории звонивших лиц представлен на нижеприведенной диаграмме:

Методические и учебные материалы

Для проведения семинаров по обучению были разработаны/розданы следующие методические и учебные материалы:

1. Учебник члена участкового избирательного бюро

2. Руководство оператора Государственной информационной системы «Выборы»

3. Руководство представителей с правом совещательного голоса и наблюдателей от конкурентов на выборах

4. Часто задаваемые вопросы — Руководство для операторов Телефонной линии информирования избирателей.

Глава 4. Регистрация кандидатов на новых парламентских выборах

В соответствии с положениями Кодекса о выборах и Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года для регистрации инициативных групп окружные избирательные советы образовали до 19 августа 2019 года комиссии из 3-ех членов для приема и проверки документов, приняли постановления об установлении места и времени приема документов

для регистрации инициативных групп по поддержке кандидатов в депутаты Парламента, с информированием общественности об этом.

Выдвижение кандидатов на парламентских выборах и сбор подписей в поддержку кандидатов по одномандатным округам проводились в период с 21 августа по 19 сентября, в том числе прием документов для регистрации инициативных групп, который начался 19 августа 2019 года и завершился 30 августа 2019 года.

Для регистрации инициативных групп кандидаты в депутаты Парламента представили в соответствующий окружной избирательный совет не позднее чем за 50 дней до дня выборов ходатайство (заявление о регистрации) в письменном виде вместе со следующими документами:

— протокол заседания собрания граждан/компетентного органа коллективных заявителей по учреждению инициативной группы и о поддержке/выдвижении кандидата в депутаты Парламента;

— список членов инициативной группы, в том числе и в электронном виде без графы «Подпись»;

— копия документа, удостоверяющего личность кандидата, вместе с вкладышем (с обеих сторон — лицевой и оборотной) в случае удостоверения личности серии A;

— решение руководителя инициативной группы о назначении лица, ответственного за финансовую составляющую деятельности инициативной группы (казначея), по обстоятельствам;

— устав и свидетельство о регистрации в виде копии, удостоверенной мокрой печатью политической партии;

— в случае избирательных блоков, копия постановления Центральной избирательной комиссии об их регистрации.

До 30 августа 2019 года включительно, в 4 одномандатных округах в установленный срок для подачи документов для регистрации инициативных групп, в окружные избирательные советы подали заявления о регистрации 41 кандидат в депутаты Парламента Республики Молдова, из которых 28 от политических партий или других общественно-политических организаций, а 13 были независимыми кандидатами. В трехдневный срок с момента получения документов окружные избирательные советы проверили их достоверность и приняли решение о регистрации либо об отказе в регистрации инициативных групп.

В результате проверки представленных документов было установлено, что все инициативные группы выполнили требования, необходимые для регистрации, поэтому были зарегистрированы 41 инициативная группа.

Затем, 38 инициативных групп представили на проверку подписные листы, а 3 инициативные группы вернули их, не требуя регистрации .

После подачи подписных листов окружные избирательные советы проверили подлинность подписей в представленных подписных листах, адрес места жительства, а также избирательное право лиц, внесенных в подписные листы.

Таким образом, в результате рассмотрения представленных документов и проверки достоверности данных в подписных листах, представленных 38 кандидатом в депутаты Парламента, в 4 окружных избирательных советах были зарегистрированы в качестве конкурентов на выборах 29 кандидатов, из которых 18 были выдвинуты политическими партиями или другими общественно-политическими организациями и 11 были независимыми кандидатами. Подписные листы, представленные 9 претендентами в кандидаты в депутаты Парламента, не отвечали минимальным требованиям, установленным избирательным законодательством, поэтому в результате были отклонены заявки на регистрацию в качестве конкурентов на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года.

Название одномандатного окружного Кандидаты Разбивка по гендерному признаку Ини­циа­тив- Зареги­стриро­ванные Подписные листы Комп­лект доку- Отказ в реги­стра- Сняли свою кандидатуру Заре­гистри­ровано
избирательного совета выдви­нутые партиями или другими общест­венно- полити­ческими организа­циями незави­симые Муж­чин Жен­щин ные груп­пы члены инициа- ментов канди­датов в депу­таты ции с предвыбор­ной гонки канди­датов
тивных групп возвра­щено без запроса реги­страции Не вер­нули
№ 17, г. Ниспорень 6 2 6 2 8 68 0 0 8 1 0 7
№ 33, мун. Кишинэу 10 3 10 3 13 128 2 0 11 5 0 6
№ 48,

г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер

6 3 9 0 9 66 1 0 8 3 0 5
№ 50, на западе от Республики Молдова 6 5 8 3 11 71 0 0 11 0 0 11
Всего 28 13 33 8 41 333 3 0 38 9 0 29

Глава 5. Образование избирательных участков

В соответствии со ст. 30, ст. 31, ст. 32 Кодекса о выборах и в целях надлежащей организации новых парламентских выборов Центральная избирательная комиссия организовала в 4 одномандатных округах 187 избирательных участков, которые включают не менее 30 и не более 3000 избирателей. Из общего числа избирательных участков, 102 были сформированы в одномандатных округах на территории страны, а 85 — за рубежом.

В целях оптимизации, стандартизации избирательных процедур, связанных с организацией, обустройством и оснащением помещений избирательных участков оргтехникой и оборудованием, необходимыми для должного проведения голосования, избирательные участки были обустроены в соответствии с Инструкцией по обеспечению избирательного участка необходимой инфраструктурой, утвержденной постановлением ЦИК № 2625 от 12 августа 2014 года.

В соответствии с ч. (2) ст. 31 Кодекса о выборах в случае проведения парламентских, президентских выборов и республиканского референдума при дипломатических представительствах и консульствах Республики Молдова образуются один или несколько избирательных участков для избирателей, находящихся в день выборов за рубежом.

Постановлением № 445 от 13 сентября 2019 года Правительство Республики Молдова утвердило список избирательных участков, которые предлагается организовать за рубежом в одномандатном округе № 50, на западе от Республики Молдова. Таким образом, на основании предложений Правительства и положений ч. (2) ст. 18, п. h) ч. (1) ст. 26 и ст. 31 Кодекса о выборах № 1381/1997, ст. VI Закона № 113/2019 о внесении изменений в некоторые законодательные акты, Центральная избирательная комиссия установила организацию 85 избирательных участков в одномандатном округе № 50, на западе от Республики Молдова. Соответствующий избирательный совет совместно с Министерством иностранных дел и европейской интеграции образовали избирательные участки и их избирательные бюро. Постановление было доведено до сведения Правительства для начала развертывания процедур по определению помещений для расположения избирательных участков за рубежом.

Комиссия в письме № CEC-8/877 от 02.08.2019 оповестила Министерство

внутренних дел, Генеральный инспекторат полиции, Бюро политик по реинтеграции при Государственной канцелярии и Объединенную контрольную комиссию о своем намерении организовать в рамках новых парламентских выборов 25 отдельных избирательных участков для одномандатного округа № 48, предназначенных для

избирателей левобережья Днестра, на территории Республики Молдова, находящейся под конституционной юрисдикцией центральных органов публичной власти, и попросила изложить мнение в соответствии с возложенными на них полномочиями в отношении мер безопасности по организации процесса голосования.

В ответном письме, зарегистрированном в комиссии под № CEC-7/3085 от

17.08.2019, Бюро политик по реинтеграции при Государственной канцелярии сообщило об отсутствии возражений, отметив, что в населенных пунктах Зоны безопасности, находящихся под юрисдикцией конституционных властей, ситуация спокойная и предоставляет доступ к избирательному процессу избирателей левобережья Днестра.

Также Министерство внутренних дел Республики Молдова отметило в письме, зарегистрированном в комиссии под № CEC-7/3161 от 22.08.2019, что не было выявлено рисков при организации выборов на избирательных участках в одномандатных избирательных округах, предназначенных для избирателей левобережья Днестра. В рамках Зоны безопасности будут организованы и осуществлены мероприятия в соответствии с принципами, установленными в основных актах Объединенной контрольной комиссии, в связи с чем Министерство указало на отсутствие возражений в отношении намерения организовать 25 отдельных избирательных участков.

В результате комиссия приняла постановление № 2683 от 13 сентября 2019 года, в котором установила организацию 25 отдельных избирательных участков в одномандатном избирательном округе № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер, а затем

соответствующий избирательный совет образовал избирательные участки и их избирательные бюро.

Глава 6. Составление и проверка списков избирателей

В соответствии с Положением о предварительной регистрации, утвержденным постановлением № 1568 от 24 апреля 2018 года, для того, чтобы проголосовать в

одномандатном округе № 50 предварительно зарегистрировалось — 20652 избирателя, а в одномандатном округе № 48 — 105 избирателей.

За 22 дня до дня выборов комиссия передала списки избирателей в трех официальных экземплярах окружным избирательным советам, которые, в свою очередь, должны были передать два экземпляра списков избирателей участковым избирательным бюро, а один экземпляр примэрии на хранение.

Для новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия распечатала и раздала несколько типов списков избирателей:

— основные списки избирателей для избирательных участков из одномандатного округа № 33, мун. Кишинэу, и одномандатного округа № 17, г. Ниспорень;

— предварительно напечатанные бланки дополнительных списков избирателей, в том числе для избирательных участков из одномандатного округа № 50, на западе от Республики Молдова, и из одномандатного округа № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер;

— предварительно напечатанные бланки списков избирателей для голосования по месту нахождения.

До 19 октября 2019 года избиратели могли проверить правильность составления списков избирателей как в помещении избирательных участков, так и в онлайн режиме, зайдя на www.cec.md,www.liste.cec.md или www.verifica.cec.md.

Согласно законодательству о выборах, избиратели могли обратиться в участковое избирательное бюро по месту жительства или нахождения, чтобы запросить на основании

подтверждающих документов включение или исключение из списка, исправление ошибок, допущенных при внесении данных о них или о других избирателях.

В рамках новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия предоставила избирателям четыре способа онлайн-проверки данных, внесенных в списки избирателей:

J на официальной веб-странице Комиссии www.cec.md, кликнув на «Проверь себя в ГРИ» (введя IDNP и пройдя проверку антиробот, избиратель может узнать к какому избирательному участку он прикреплен и каков его порядковый номер в списке избирателей);

J на веб-странице www.verifica.cec.md — кликнув на «Afla unde sa votezi» (Узнай, где проголосовать) (выбрав населенный пункт и адрес, можно узнать какой избирательный участок осуществляет свою деятельность в этом населенном пункте);

J на веб-странице ЦИК www.cec.md, перейдя в рубрику «Проверить список избирателей» и выбрав населенный пункт и избирательный участок, можно скачать PDF- файл списка избирателей в ограниченном формате для соответствующего участка, который содержит имена, фамилии и год рождения избирателей);

•S на веб-странице ЦИК www.cec.md «Карта избирательных округов» (при открытии геопространственной карты избирательных участков и щелчке на избирательный участок можно просмотреть информацию, содержащую контактные данные избирательного участка и ссылку на PDF-файл списка избирателей на соответствующем участке).

Глава 7. Информационное обеспечение избирательного процесса

В целях обеспечения прозрачности деятельности 4 одномандатных окружных избирательных советов для каждого из них на официальной веб-странице ЦИК, в разделе «Новые парламентские выборы, 2019» были созданы 4 отельных подраздела, где размещались данные об избирательном округе, информация о зарегистрированных кандидатах, контактные данные нижестоящих избирательных органов, информация о решениях, принятых каждым избирательным органом, и иная информация.

Для осуществления работы по проверке данных каждый из 4 одномандатных окружных избирательных советов были оснащены 2 ноутбуками и многофункциональным принтером (ксерокс, принтер, сканер). В каждом окружном избирательном совете было задействовано по 2 оператора, которые были обучены пользованию оборудования, выполнению операций в модуле ГАИСВ «Проверка подписных листов», размещению достоверной информации на веб-странице и использованию корпоративной электронной почты Центральной избирательной комиссии.

Для дополнительного обеспечения безопасности избирательного процесса и в целях реализации Закона № 101 от 15 мая 2008 г. о Концепции Государственной

автоматизированной информационной системы «Выборы», Центральная избирательная комиссия применила на всех открытых избирательных участках модуль «Явка на голосовании и Протоколы» ГАИС «Выборы».

Инфраструктура, имеющаяся в ЦИК, была подсоединена к ресурсам СИТКБ, чтобы обеспечить непрерывность процесса голосования в случае бедствий или чрезвычайных ситуаций в здании ЦИК.

Таким образом, непрерывность мониторинга в реальном времени хода голосования и передачи предварительных результатов могла быть достигнута без остановок даже в экстренных случаях сбоя одного или нескольких серверов, физического износа коммуникационных сетей, отключения всех источников питания и генератора.

Также была обеспечена специальная инфраструктура и для официальных веб­страниц комиссии www.cec.md и www.voteaza.md, чтобы оптимизировать время отклика и реакции на большое число запросов в день выборов.

Глава 8. Образец, текст и тираж избирательных бюллетеней по новым парламентским выборам

Образец избирательного бюллетеня по новым парламентским выборам в одномандатных округах был утвержден постановлением ЦИК № 2705 от 20 сентября 2019 года.

Для каждого округа бюллетень был различной длины, поскольку таковая зависела от количества кандидатов, которые баллотировались в соответствующем округе. Избирательный бюллетень имел следующие особенности:

J В верхней части избирательного бюллетеня располагалась надпись «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ», под ней были указаны тип выборов «по выборам Парламента Республики Молдова» и дата их проведения «20 октября 2019 года». Эти 3 надписи располагались друг под другом на расстоянии 3 мм.

J Ниже от даты выборов на расстоянии 10 мм были проставлены два порядковых номера: слева — соответствующего одномандатного избирательного округа, справа — соответствующего избирательного участка. Надписи «№ избирательного округа» / «№ избирательного участка» располагались от первого прямоугольника на расстоянии 10 мм.

J Избирательный бюллетень был поделен на прямоугольники размером 110 мм на 20 мм и в количестве, соответствующем количеству конкурентов на выборах. Ширина избирательного бюллетеня составила 140 мм, а длина бюллетеня соответствовала количеству прямоугольников, которые размещались на расстоянии 2,5 мм друг от друга.

J Внутри каждого прямоугольника с левой стороны был напечатан избирательный символ (в случае наличия такового) конкурента на выборах размером 15 мм на 15 мм, в центре были написаны фамилия и имя кандидата, наименование партии, общественно­политического движения, избирательного блока либо слова «независимый кандидат». С правой стороны на одинаковом расстоянии от верхней и нижней стороны прямоугольника — кружок диаметром 15 мм, в котором избиратель проставлял печать с надписью «Votat».

S Конкуренты на выборах были внесены в избирательный бюллетень прописными буквами одинакового размера и шрифта в порядке, установленном по результатам жеребьевки, проведенной окружным избирательным советом.

J Избирательные бюллетени печатались на непрозрачной (матовой) бумаге бледно­коричневого цвета (код #A75502).

Для обеспечения безопасности процесса голосования член избирательного бюро при выдаче избирательного бюллетеня проставлял во вкладыше к удостоверению личности или в ином документе, удостоверяющем личность, на основании которого голосовал избиратель, специальную печать с надписью «Alegeri parlamentare 20.10.2019».

Постановлением № 2715 от 24 сентября 2019 года Центральная избирательная комиссия установила тираж избирательных бюллетеней для избирательных участков:

J в одномандатном округе № 48 — в общем количестве 70.000 избирательных бюллетеней (25.500 на румынском языке и 44.500 на русском языке);

J в одномандатном округе № 50 — в общем количестве 310.950 избирательных бюллетеней на румынском языке.

Глава 9. День голосования

В целях обеспечения надлежащих условий для проведения новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия установила постановлением № 2552 от 6 августа 2019 года дополнительные функции для органов местного публичного управления, а также для следующих органов центрального публичного управления и учреждений:

— Министерства экономики и инфраструктуры;

— Министерства внутренних дел;

— Министерства иностранных дел и европейской интеграции;

— Службы информации и безопасности;

— Агентства государственных услуг;

— Национального агентства по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий;

— Службы информационных технологий и кибернетической безопасности;

— Г.П. «Radiocomunicatii»;

— АО «Moldtelecom»;

— АО «RED-Nord»;

— ПИК «RED Union Fenosa» АО.

В течение всего избирательного периода упомянутые выше органы и учреждения, кроме органов местного публичного управления, периодически, раз в десять дней, представляли в комиссию информационные записки о ходе выполнения постановления № 2552 и о принятии необходимых мер, следующим образом:

Министерство экономики и инфраструктуры —

a) об обеспечении мониторинга бесперебойного энерго-снабжения всех помещений избирательных органов;

b) об обеспечении путей доступа к избирательным участкам;

c) в случае необходимости, по просьбе органов местного публичного управления и/или избирательных органов о предоставлении информационной помощи по вовлечению транспортных агентов из районов для осуществления перевозок;

Министерство внутренних дел —

a) об обеспечении безопасности всех лиц, участвующих в выборах;

b) об обеспечении безопасности и поддержании общественного порядка в местах и помещениях проведения встреч конкурентов на выборах с избирателями в населенных пунктах;

c) о содействии избирательным органам и органам местного публичного управления в организации хранения материального имущества в избирательных советах и бюро, о сопровождении перевозки избирательных бюллетеней и обеспечении их целостности и другой избирательной документации;

d) о предотвращении, пресечении и установлении нарушений и преступных действий в ходе избирательного процесса;

e) об оказании помощи председателям участковых избирательных бюро в целях поддержания в день выборов общественного порядка в помещениях для голосования и на прилегающей территории в радиусе 100 метров от места проведения голосования;

f) о проведении инструктажа служащих избирательной сферы по мерам пожарной безопасности и действиям, которые следует предпринять в случае возникновения пожара;

g) об обеспечении поддержания в состоянии готовности подведомственных сил и средств для оперативного реагирования в случае возникновения пожаров и/или других чрезвычайных ситуаций;

Министерство иностранных дел и европейской интеграции —

a) об оказании необходимой помощи в пределах своей компетенции и в рамках соответствующей законодательной базы при организации и проведении выборов на избирательных участках, образованных за рубежом;

b) об обеспечении необходимым персоналом и предоставлении материально­технической помощи в процессе образования и работы избирательных органов, созданных за пределами страны;

c) о координировании процесса организации и функционирования участковых избирательных бюро за пределами страны;

d) о сотрудничестве в целях аккредитации зарубежных средств массовой информации для освещения избирательного процесса в одномандатных избирательных округах;

e) о координировании процесса транспортировки, передачи участковым избирательным бюро за рубежом и возвращения от них избирательных бюллетеней и всех избирательных материалов, касающихся подготовки и проведения выборов;

Служба информации и безопасности —

a) об обеспечении безопасности работы, связанной с изготовлением матриц избирательных бюллетеней, печатанием и распределением избирательных бюллетеней, а также уничтожением матрицы;

b) о недопущении несанкционированного доступа к техническим средствам, в том числе к печатанию избирательных бюллетеней и другой избирательной документации;

c) в рамках компетенции и действующего законодательства, об обеспечении информационной безопасности соединений в Государственной автоматизированной информационной системе «Выборы» (ГАИС «Выборы»), а также об обеспечении кибернетической безопасности при осуществлении Центральной избирательной комиссией деятельности по подготовке и проведению выборов;

Агентство государственных услуг —

a) об актуализации данных о гражданах в Государственном регистре населения;

b) по просьбе граждан Республики Молдова — выдача в разумный срок, но не позднее дня выборов, удостоверяющих личность документов, необходимых для участия в голосовании;

Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий — осуществление надзора за функционированием мобильных и стационарных сетей в помещениях избирательных советов и участковых избирательных бюро;

Служба информационных технологий и кибернетической безопасности —

a) обеспечение безопасного подключения к информационной сети, составной части ГАИС «Выборы»;

b) обеспечение кибернетической безопасности информационной системы в здании Центральной избирательной комиссии в рамках телекоммуникационной системы органов публичного управления;

ГП «Radiocomunicatii» — обеспечение бесперебойной трансляции программ на радио и национальном телевидении в соответствии с действующим законодательством;

АО «Moldtelecom» —

a) по запросу органов местного публичного управления, предприятий, учреждений и организаций, служащих избирательной сферы, обеспечение подключения (в том числе переноса коммуникаций) в соответствии с техническими возможностями стационарных телефонных сетей и интернета в помещениях избирательных советов и участковых избирательных бюро на основании договора;

b) обеспечение бесперебойной работы стационарных телефонных сетей, в частности в помещениях избирательных советов и участковых избирательных бюро;

АО «RED-Nord» и ПИК «RED Union Fenosa» АО — бесперебойное обеспечение электроэнергией всех помещений избирательных советов и участковых избирательных бюро согласно территориальной зоне обслуживания;

Органы местного публичного управления имели следующие обязанности:

a) обеспечение актуализации распоряжений о назначении лиц, ответственных за списки избирателей в органах местного публичного управления;

b) обеспечение актуализации списков избирателей назначенными в этом отношении лицами;

c) принятие решений об определении и обеспечении минимального количества мест, специально отводимых для размещения предвыборных афиш, а также об обеспечении минимума помещений для проведения встреч с избирателями, которые будут предоставлены в распоряжение в сроки, установленные в Календарном плане, утвержденном Постановлением Центральной избирательной комиссии № 2550 от 31 июля 2019 года;

d) обеспечение соблюдения принципа равенства между женщинами и мужчинами при назначении лиц в состав избирательных органов;

e) обеспечение, в рамках компетенции, доступа лиц с ограниченными возможностями в помещения избирательных участков;

f) обеспечение на местах подъездных путей к избирательным участкам;

g) совместная экспертиза с представителями Агентства по техническому надзору состояния пожарной безопасности на объектах, где будут расположены избирательные участки и проводиться встречи с избирателями, а также обеспечение соблюдения правовых требований по пожарной безопасности и гражданской защите.

Комиссия принимала к сведению в протокольном порядке информацию, представляемую периодически (раз в 10 дней) вышеупомянутыми органами и учреждениями.

На основании составленных окружными избирательными советами протоколов о подведении итогов голосования на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года в одномандатных округах Центральная избирательная комиссия констатировала, что в основные списки избирателей были включены 124779 избирателей.

В ходе новых парламентских выборов, организованных в 4 одномандатных избирательных округах, приняли участие 62653 избирателей:

J в одномандатном округе № 17, г. Ниспорень — 26 885 избирателей;

•S в одномандатном округе № 33, мун. Кишинэу — 24 778 избирателей;

J в одномандатном округе № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер — 1 207 избирателей;

J в одномандатном округе № 50, на западе от Республики Молдова — 9 783

избирателей.

В ходе анализа отчетов о деятельности советов, составленных после дня выборов, было установлено, что на основании временного удостоверения личности проголосовали 440 избирателей, а по месту нахождения посредством переносной урны для голосования — 1 100 избирателей.

По данным из отчетов окружных избирательных советов, во время процесса голосования на избирательных участках, а также при подсчете голосов на избирательных участках присутствовали:

J представители с правом совещательного голоса и наблюдатели от конкурентов на выборах — 18 лиц;

J международные наблюдатели — 13 лиц;

•S национальные наблюдатели от общественных организаций — 76 лиц;

J представители средств массовой информации — 8 лиц.

Для проведения новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года списки избирателей, бюллетени для голосования, а также другие избирательные материалы/документы Центральная избирательная комиссия передала на избирательные участки за рубежом посредством Министерства иностранных дел и европейской интеграции.

На избирательных участках одномандатного округа № 48 г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер избиратели проголосовали на основании дополнительного списка избирателей, а проставляя подпись в специальной графе дополнительного списка избирателей, они заявляли о своей ответственности о воздержании от многократного голосования и о том, что их осведомили о несении уголовной ответственности в случае нарушения этого обязательства.

Глава 10. Доступ к избирательному процессу лиц с ограниченными возможностями

В качестве государственного органа, образованного для организации и проведения выборов, Центральная избирательная комиссия постоянно принимает меры по обеспечению условий для самостоятельного участия в избирательном процессе лиц с ограниченными возможностями.

Согласно положениям Инструкции по обеспечению избирательного участка необходимой инфраструктурой, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии № 2625 от 12 августа 2014 года, по запросу органов местного публичного управления оснащение избирательных участков было дополнено

необходимым количеством кабин для голосования лиц с нарушением опорно­двигательного аппарата.

В то же время для упрощения процедуры голосования лиц с нарушениями зрения каждый избирательный участок был обеспечен конвертом-шаблоном для избирательных бюллетеней и специальными лупами. Конверт-шаблон изготовлен из гибкого материала с входным отверстием с левой стороны, имеет ту же длину, что и обычный бюллетень, на лицевой стороне напечатаны арабские цифры, а рядом на языке азбуки Брайля — порядковые номера конкурентов, так же как они расположены в избирательном бюллетене, а справа имеются специальные отверстия для проставления печати «Votat».

В соответствии с Декларацией ЦИК о доступе лиц с ограниченными возможностями к избирательному процессу комиссия одобрила проведение в день выборов перевод на язык мимики и жестов официальных сообщений из Комиссии.

Стоит отметить, что все видеоролики, разработанные ЦИК в избирательный период для информирования избирателей и мотивации их участия на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года также сопровождались субтитрами на русском языке и переводом на язык мимики и жестов, а также была выпущена их аудиоверсия для радиостанций. В сотрудничестве с Альянсом INFONET информационная брошюра «Пособие избирателя» была выпущена на языке Брайля.

В день новых парламентских выборов 20 октября 2019 года, согласно протоколам по подведению итогов голосования, составленным избирательными советами, было установлено, что в голосовании приняло участие 323 человека с различными ограниченными возможностями.

Глава 11. Мониторинг парламентских выборов

В период новых парламентских выборов 20 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия аккредитовала 1 130 национальных наблюдателей, выдвинутых 5 учреждениями.

В качестве международных наблюдателей комиссия аккредитовала 49 лиц со стороны 17 учреждений.

В то же время одномандатные окружные избирательные советы аккредитовали 49 наблюдателей со стороны конкурентов на выборах и общественных организаций.

Аккредитованным наблюдателям было предоставлено в распоряжение следующие печатные материалы: Кодекс о выборах (на румынском, русском и английском языках) и Пособие наблюдателя (на румынском и английском языках).

Глава 12. Освещение в СМИ деятельности комиссии и избирательной кампании по новым парламентским выборам

В целях обеспечения объективного, беспристрастного и сбалансированного освещения в СМИ избирательной кампании ЦИК утвердила 9 августа 2019 года Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года в одномандатных округах № 17, 33, 48 и 50.

Данный документ устанавливает порядок освещения избирательной кампании по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года в одномандатных округах № 17, 33, 48 и 50 поставщиками медиауслуг (вещательными организациями) Республики

Молдова и направлен на обеспечение непредвзятого, сбалансированного и беспристрастного освещения средствами массовой информации избирательной кампании по новым парламентским выборам поставщиками медиауслуг, продвижения принципа свободы выражения и политического плюрализма, установление обязательных норм для применения на практике этих принципов поставщиками медиауслуг, с одной стороны, и конкурентами на выборах, с другой стороны. Контроль за соблюдением упомянутого Положения был возложен на Совет по телевидению и радио.

В период избирательной кампании по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года поставщики медиауслуг с национальным покрытием вещания предоставляли бесплатно конкурентам на выборах по одной минуте в день эфирное время для размещения предвыборной рекламы. В течение избирательной кампании каждому конкуренту на выборах предоставлялось по две минуты эфирного времени в день для платной предвыборной рекламы у каждого поставщика медиауслуг.

В соответствии с Кодексом о выборах и Положения об освещении средствами массовой информации Республики Молдова избирательной кампании по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года в одномандатных округах № 17, 33, 48 и 50 в период этой избирательной кампании местные и региональные поставщики медиауслуг были обязаны, а национальные имели право организовывать предвыборные дебаты.

В течение избирательного периода комиссия издала 60 объявлений и пресс-релизов о деятельности, связанной с организацией и проведением новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года.

Глава 13. Финансовая поддержка инициативных групп и избирательных кампаний

Финансовая поддержка инициативных групп

В соответствии с п. 6 Положения о финансировании инициативных групп, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии № 114/2016,

общий предельный размер денежных средств, которые могут перечисляться на счет «Предназначен инициативной группе/инициативным группам», устанавливается Центральной избирательной комиссией.

Согласно ст. VI Закона № 113/2019 о внесении изменений в некоторые

законодательные акты (Официальный монитор Республики Молдова, 2019, № 260 (7183), ст. 361), «Если мандат депутата, избранного в одномандатном округе, будет объявлен освободившимся за не менее чем 180 дней до истечения срока полномочий Парламента десятого созыва, организуются частичные парламентские выборы, которые проводятся в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия настоящего закона […]». Соответственно, общий предельный размер денежных средств, которые могут перечисляться на счет «Предназначен инициативной группе/инициативным группам» на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года был установлен в соответствии с положениями Кодекса о выборах, в редакции, повторно опубликованной 29 декабря 2017 года.

Таким образом, расчетную основу для установления предельного размера составляет коэффициент, помноженный на максимальное количество подписей, необходимых для сбора инициативной группой, осуществляющей сбор подписей в поддержку кандидата в одномандатном округе. Согласно положениям ч. (1) ст. 86 Кодекса о выборах, в редакции, повторно опубликованной 29 декабря 2017 года, кандидат по одномандатному округу представляет подписные листы, содержащие подписи поддерживающих его не менее 500 и не более 1000 лиц, обладающих избирательным правом из одномандатного округа, в котором он намерен баллотироваться.

За основу для установления коэффициента была взята прогнозируемая на 2019 год среднемесячная заработная плата по экономике, утвержденная Постановлением Правительства № 21/2019 в размере 6 975,0 леев, при этом размер коэффициента составил 1% от соответствующей средней заработной платы, соответственно, в денежном выражении коэффициент составляет 69,75 леев.

Постановлением № 2578 от 20 августа 2019 года Центральная избирательная комиссия установила предельный размер финансовых средств, которые могли перечисляться на банковский счет «Предназначен для инициативной группы/инициативных групп», созданной/ых политическими партиями, общественно­политическими организациями, избирательными блоками для поддержки кандидатов в

одномандатных округах № 17, № 33, № 48 и № 50 и независимыми кандидатами для их поддержки на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года, на сумму в 69 750,00 леев для каждой инициативной группы в одномандатном округе.

Также в соответствии с положениями ч. (1) ст. 43 Кодекса о выборах, ппкт. a) пкт. 16, пкт. 161 — 171 Положения о финансировании инициативных групп, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии № 114 от 18 августа 2016 года, а также согласно видам деятельности, предусмотренным в Календарном плане мероприятий по подготовке и проведению новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года, политические партии и избирательные блоки, которые образовали инициативные группы по сбору подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатному округу № 33, мун. Кишинэу, одномандатному округу № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер, одномандатному округу № 50 на западе от Республики Молдова и одномандатному округу № 17, г. Ниспорень, а также инициативные группы по сбору подписей в поддержку независимых кандидатов в депутаты по одномандатным округам, должны были еженедельно представлять Центральной избирательной комиссии отчеты о финансировании деятельности инициативных групп, а затем, итоговые за весь период деятельности инициативных групп.

Для парламентских выборов от 20 октября 2019 года политические партии, избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS» и независимые кандидаты образовали в соответствии с требованиями ст. 87 Кодекса о выборах инициативные группы по сбору подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам, которые были зарегистрированы одномандатными окружными избирательными советами.

Политическая партия «Партия социалистов Республики Молдова» представляла Центральной избирательной комиссии еженедельно отчеты, а также представила итоговый отчет за весь период деятельности созданных ею инициативных групп по сбору подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам, следующим образом:

— в течение трех дней со дня открытия счета с пометкой «Предназначен инициативным группам», в том числе за первую неделю, 24 августа 2019 года;

— за вторую неделю, 30 августа 2019 года;

— итоговый отчет, 3 сентября 2019 года.

Вместе с тем, исходя из положений пкт. с) ч. (2) ст. 41 Кодекса о выборах, ппкт. а) пкт. 5 Положения о финансировании инициативных групп, политические партии, избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS» и независимые кандидаты, которые образовали инициативные группы по сбору подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам, но не открыли банковский счет с отметкой «Предназначен инициативной группе», должны были известить об этом комиссию и обеспечивать проведение только мероприятий, не предусматривающих финансовые расходы.

Соответствующую информацию представили следующие политические партии:

1) Демократическая партия Молдовы, согласно уведомлениям, зарегистрированным 30 августа 2019 года, 6 сентября 2019 года и 13 сентября 2019 года;

2) Политическая партия Экологическая партия зеленых, согласно уведомлению, зарегистрированному 3 сентября 2019 года;

3) Национально-либеральная партия, согласно уведомлению, зарегистрированному 2 сентября 2019 года;

4) Либерально-демократическая партия Молдовы, согласно уведомлению, зарегистрированному 2 сентября 2019 года;

5) Политическая партия «Партия Европейские Левые», согласно уведомлению, зарегистрированному 3 сентября 2019 года;

6) Политическая партия «Democratia Acasa», согласно уведомлению, зарегистрированному 4 сентября 2019 года;

7) Политическая партия «Румынская народная партия», согласно уведомлению, зарегистрированному 6 сентября 2019 года;

8) Политическая партия «Партия национального единства», согласно уведомлению, зарегистрированному 6 сентября 2019 года.

По поводу того, что не откроют банковский счет с отметкой «Предназначен инициативным группам» и не понесут расходы в процессе сбора подписей известили следующие инициативные группы, образованные независимыми кандидатами:

1) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Грозав Лидии по одномандатному округу № 33, мун. Кишинэу,

2) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Турта Тудора по одномандатному округу № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер;

3) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Бойко Михаила по одномандатному округу № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер;

4) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Панько Каролины по одномандатному округу № 50, на западе от Республики Молдова.

Не представили отчеты о финансировании деятельности инициативных групп, образованных для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам, а также ни одну информационную записку о незачислении поступлений и о неосуществлении расходов в период отчетности или о том, что не откроют банковский счет с отметкой «Предназначен инициативным группам» следующие политические партии и избирательный блок:

1) Избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS»,

2) Партия коммунистов Республики Молдова,

3) Партия Демократическое действие,

а также следующие инициативные группы, образованные независимыми кандидатами:

1) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Ристик Эмилии по одномандатному округу № 17, г. Ниспорень;

2) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Ангелуцэ Иона по одномандатному округу № 17, г. Ниспорень;

3) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Брега Олега по одномандатному округу № 33, мун. Кишинэу;

4) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Алексея Николая по одномандатному округу № 33, мун. Кишинэу;

5) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Урсу Петра по одномандатному округу № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер;

6) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Ротару Ильи по одномандатному округу № 50, на западе от Республики Молдова;

7) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Дрон Иона по одномандатному округу № 50, на западе от Республики Молдова;

8) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Калмацуя Василе по одномандатному округу № 50, на западе от Республики Молдова;

9) инициативная группа по сбору подписей в поддержку кандидата Хараз Валентина по одномандатному округу № 50, на западе от Республики Молдова.

Что касается Партии Демократическое действие, то ее зарегистрированная инициативная группа в одномандатном округе № 33, мун. Кишинэу, вернула подписные листы, но не запросила регистрацию, а другая ее инициативная группа, зарегистрированная в одномандатном округе № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер, подала заявление о выходе из избирательной гонки.

После предварительной проверки отчетов, представленных политической партией «Партия социалистов Республики Молдова», с точки зрения полноты информации и соответствия требованиям по их составлению, комиссия констатировала, что партия выполнила требования, предусмотренные в ст. 41 и ст. 43 Кодекса о выборах и в Положении о финансировании инициативных групп.

Таким образом, постановлением № 2753 от 1 октября 2019 года комиссия приняла к сведению информацию из отчетов о финансировании деятельности инициативных групп, образованных для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года, поданных политической партией «Партия социалистов Республики Молдова» со значениями «ноль» по доходам и расходам и обязала избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS» и Партию коммунистов Республики Молдова, а также инициативные группы, образованные независимыми кандидатами Ристик Эмилией, Ангелуцэ Ионом, Брега Олегом, Алексей Николаем, Урсу Петром, Ротару Ильей, Дрон Ионом, Калмацуй Василе, Хараз Валентином, представить в течение 48 часов со дня принятия настоящего постановления отчет о финансировании деятельности инициативных групп, образованных для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты по одномандатным округам, либо, по обстоятельствам, оповестить комиссию о том, что не открывали счет с отметкой «Предназначен инициативным группам» и не понесли никаких расходов финансовых средств в процессе сбора подписей, в противном случае, будет применена санкция в соответствии с положениями нормативно-правовой базы.

После принятия постановления № 2753 от 1 октября 2019 года только

избирательный блок «ACUM Platforma DA si PAS» известил комиссию о том, что не открывал счет, предназначенный для инициативных групп, зарегистрированных на новых парламентских выборах, поскольку проводил лишь мероприятия, не затрагивающие финансовые затраты во время сбора подписей.

Финансовая поддержка избирательных кампаний

Предельный размер финансовых средств, которые могут перечисляться на счет «Избирательный фонд» конкурента на выборах, устанавливается Центральной избирательной комиссией, при этом за расчетную основу принимается коэффициент, помноженный на количество избирателей в избирательном округе, в котором проводятся выборы.

В соответствии с п. d) ч. (2) ст. 41 Кодекса о выборах общий предельный размер денежных средств, которые могут перечисляться на счет «Избирательный фонд» конкурента на выборах, устанавливается Центральной избирательной комиссией, при этом за расчетную основу принимается коэффициент, помноженный на количество избирателей в избирательном округе, в котором проводятся выборы.

Согласно ст. VI Закона № 113/2019 о внесении изменений в некоторые

законодательные акты (Официальный монитор Республики Молдова, 2019, № 260 (7183), ст. 361), «Если мандат депутата, избранного в одномандатном округе, будет объявлен освободившимся за не менее чем 180 дней до истечения срока полномочий Парламента десятого созыва, организуются частичные парламентские выборы, которые проводятся в соответствии с законодательством, действовавшим до принятия настоящего закона […]». Следовательно, предельный размер финансовых средств, которые могли перечисляться на счет «Избирательный фонд» на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года, был установлен в соответствии с положениями Кодекса о выборах в редакции, опубликованной 29 декабря 2017 года.

За основу для установления коэффициента была взята прогнозируемая на 2019 год среднемесячная заработная плата по экономике, утвержденная Постановлением Правительства № 21 от 18.01.2019 в размере 6975,00 лея, при этом размер коэффициента составил 0,5% от соответствующей средней заработной платы, соответственно, в денежном выражении коэффициент составил 34,88 леев. Расчетную основу предельного размера средств по одномандатному округу составляет установленный коэффициент, помноженный на 60 000 — количество избирателей, на основе которого формируются избирательные округа, согласно п. a) ч. (4) ст. 80 Кодекса о выборах.

Таким образом, постановлением № 2579 от 20 августа 2019 года Центральная избирательная комиссия установила предельный размер финансовых средств, которые

могут перечисляться на счет «Избирательный фонд» конкурента на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года в одномандатных округах № 17, № 33, № 48 и № 50, на сумму 2 092 800,00 леев для каждого конкурента на выборах в одном одномандатном округе.

На основании положений ч. (1) ст. 43 Кодекса о выборах, ппкт. 1) и ппкт. 2) пкт. 14 Положения о финансировании избирательных кампаний, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии № 3352 от 4 мая 2015 года, с последующими изменениями, а также согласно Календарному плану мероприятий по подготовке и проведению новых парламентских выборов от 20 октября 2019 года, конкуренты на выборах (со стороны политических формирований) представили Центральной избирательной комиссии в течение трех дней после открытия счета с пометкой «Избирательный фонд», а в последующем — еженедельно отчеты о доходах и расходах в ходе избирательной кампании или, в случае неоткрытия счета в банке с пометкой «Избирательный фонд», в течение трех дней со дня регистрации известили об этом комиссию и заверили о проведении мероприятий, не предусматривающих финансовые расходы.

Глава 14. Информирование и обучение избирателей в области выборов

В рамках новых парламентских выборов 20 октября 2019 года комиссия организовала и провела несколько информационных мероприятий по выборам, лозунгом которых был «Выбираю голосовать. Безразличие не приводит к переменам».

Цель этих мероприятий состояла в том, чтобы проинформировать избирателей из 4­х одномандатных избирательных округов об организации новых парламентских выборов 20 октября 2019 года, о соответствующих процедурах и об изменениях, внесенных в избирательное законодательство в отношении участия граждан диаспоры в голосовании (например: голосование на основании просроченного паспорта и удостоверения

личности).

Для реализации этой цели был разработан ряд материалов, направленных на мотивацию избирателей участвовать в голосовании и на их информирование об избирательном процессе. Было изготовлено 2 видеоролика, которые транслировались на национальных телеканалах и в социальных сетях:

— Ролик, объявляющий об организации новых парламентских выборов: http://bit.ly/2N7vsLs;

— Ролик, объясняющий процедуру голосования на избирательных участках, открытых в округе № 50 (на западе от Республики Молдова): http://bit.ly/2pLHvG8

Печатные материалы (плакаты, листовки) распространялись в одномандатных избирательных округах № 17 и 33 мобильными командами, в одномандатном избирательном округе № 48 — через нижестоящие избирательные органы, а в

избирательном округе № 50 — через Министерство иностранных дел и европейской интеграции.

В целях информирования избирателей об особенностях новых парламентских выборов ЦНОИС организовал различные мероприятия по информированию и гражданскому образованию, а именно: заседания дискуссионной платформы для обсуждения вопросов выборов E-hub (два заседания: в мун. Кишинэу 17.10.2019 и в Леове 16.10.2019), организованные в сотрудничестве с молодежными центрами в этих населенных пунктах; информационная сессия для лиц с нарушениями слуха, проводимая в сотрудничестве с Альянсом INFONET (01.10.2019), участие в радио- и телешоу (всего 3).

Глава 15. Рассмотрение жалоб

Процедуры рассмотрения и разрешения избирательных споров регламентированы в Части 1 Главы 12 Кодекса о выборах, Положении о процедуре рассмотрения и разрешения жалоб избирательными органами в период избирательной кампании, утвержденном

постановлением ЦИК № 3353 от 20 июля 2010 года, с последующими изменениями, Административном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе.

Кодекс о выборах и вышеупомянутое положение гарантируют избирателям и конкурентам на выборах право подавать жалобы относительно постановлений, действий/бездействий избирательных органов, а также на действия/бездействие конкурентов на выборах.

В зависимости от предмета жалобы, компетенция по ее рассмотрению принадлежит избирательным органам, судебным инстанциям, Совету по телевидению и радио, а содержащие признаки состава правонарушения, установленные в ст. 47, ч. (5) ст. 48 1, ст. 49, ст. 50-53 Кодекса о правонарушениях — Министерству внутренних дел.

Далее приводится информация о количестве жалоб, поданных в комиссию, субъектах, которые их подали, об их предмете и об итогах их рассмотрения.

В Центральную избирательную комиссию в избирательный период по новым парламентским выборам от 20 октября 2019 года было подано 5 жалоб, из которых 2 — политической партией «Партия национального единства», одна жалоба подана

политической партией «Партия Европейские Левые», еще одна — независимым

кандидатом на должность депутата Парламента Республики Молдова по одномандатному избирательному округу № 50, на западе от Республики Молдова и одна жалоба — избирателем.

Что касается предмета жалоб, во всех случаях оспаривались постановления окружных избирательных советов относительно регистрации/нерегистрации кандидатов и постановление об изменении адреса избирательного участка в одномандатном избирательном округе 50, на западе от Республики Молдова. Центральная избирательная комиссия приняла по ним 3 постановления, которыми отклонила жалобы, а на остальные 2 жалобы ответила письмом.

Глава 16. Подсчет голосов и подведение итогов парламентских выборов

На основании составленных окружными избирательными советами протоколов о подведении результатов голосования на новых парламентских выборах от 20 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия установила, что в основные списки избирателей были включены 124 779 избирателей.

На парламентских выборах в 4-ех одномандатных округах приняли участие 62 653 избирателей, из которых 9 784 лиц реализовали свое избирательное право на избирательных участках, открытых за рубежом, а 1 207 лиц — на избирательных участках, образованных для избирателей одномандатного избирательного округа № 48, г. Слобозия, мун. Тирасполь и Бендер.

Постановлением № 2838 от 25 октября 2019 года Центральная избирательная комиссия распределила мандаты депутатов Парламента Республики Молдова избранным кандидатам в одномандатных округах № 17, 33, 48 и № 50.

antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago