Categories: Форум

Ограниченная миссия по наблюдению за выборами Республика Молдова

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

Ограниченная миссия по наблюдению за выборами Республика Молдова

Президентские выборы, 1 ноября 2020 г.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ДОКЛАД 22 сентября- 8 октября, 2020 г.

12 октября, 2020 г.

I. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

• Президентские выборы пройдут 1 ноября. Для того, чтобы выборы были признаны действительными, требуется участие не менее одной трети зарегистрированных избирателей. В случае, если ни один из кандидатов не получает большинства голосов, победитель будет определен во втором туре, который будет проведен через две недели. Для второго тура не существует требований к явке.

• Со времени после последних президентских выборов, в избирательную законодательную базу были внесены многочисленные поправки. Последние изменения были внесены в Избирательный кодекс в июле 2020 г., когда ЦИК было передано больше полномочий по организации голосования за границей. В парламенте находятся на рассмотрении существенные поправки, инициированные до этих выборов. Закон предусматривает наблюдение за всем избирательным процессом со стороны местных и международных наблюдателей, а также представителей кандидатов.

• Выборами в стране будет руководить трехуровневая администрация, состоящая из Центральной избирательной комиссии (ЦИК), 36 окружных избирательных советов (ОИС) и 2 004 участковых избирательных бюро (УИБ). Кроме того, 139 УИБ будут проводить голосование в 36 странах за рубежом. До настоящего момента ЦИК соблюдала сроки, предусмотренные законодательством. Кампания по информированию избирателей продолжается, в том числе на языках меньшинств. Властями была принята инструкция о мерах профилактики пандемии COVID-19 во время проведения выборов.

• Централизованный реестр избирателей, поддерживаемый и обновляемый ЦИК, составлен на основе реестра населения. На 8 октября было зарегистрировано 3 287 140 избирателей, включая 256 230 избирателей, проживающих в населенных пунктах на левом берегу реки Днестр (Приднестровье), у которых будет возможность проголосовать на 42 специальных избирательных участках. Ввиду пандемии COVID-19, возможность голосования с помощью переносной урны была распространена на избирателей, находящихся на карантине, и избирателей с симптомами респираторных заболеваний.

• Кандидаты в президенты могут выдвигаться политическими партиями и избирательными блоками или баллотироваться независимо. Все будущие кандидаты должны предоставить минимум 15 000 подписей в свою поддержку, собранных в большинстве административно­территориальных единиц. Из 13 зарегистрированных инициативных групп, девять представили документы на выдвижение в ЦИК, которая зарегистрировала восемь кандидатов и отклонила одного. Среди зарегистрированных кандидатов две женщины.

• Официальная избирательная кампания началась 2 октября. Кампания началась с нескольких небольших встреч с избирателями и заявлений для СМИ, сделанных кандидатами, в которых они очертили основные темы своей избирательной кампании. Действующие правила вследствие пандемии COVID-19 ограничивают участие в публичных мероприятиях до 50 человек. Несмотря на то, что закон к этому не обязывает

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 2

напрямую, действующий президент Игорь Додон объявил 2 октября, что на время проведения агитационной кампании он возьмет неоплачиваемый отпуск.

• Избирательная кампания кандидатов может финансироваться за счет частных

пожертвований физических и юридических лиц, а также за счет беспроцентных займов. ЦИК отвечает за применение и надзор за исполнением правил финансирования избирательной кампании. Объяснение ЦИК, которое значительно ограничивает сумму разрешенной финансовой поддержки кандидатов от их политических партий, вызвало противоречие и споры.

• Информационное поле разнообразно, с многочисленными вещательными, печатными и онлайн СМИ. Законодательство обеспечивает справедливые условия для конкурентов на выборах в СМИ и предоставляет бесплатное эфирное время, а также печатные площади в общественных средствах массовой информации. Совет по телевидению и радио контролирует освещение агитации на телевидении и радио, проводит собственный мониторинг и рассматривает жалобы на вещательные СМИ. Национальная общественная вещательная компания планирует организовать дебаты между кандидатами.

• ЦИК рассматривает большинство жалоб в отношении проведения выборов, включая по вопросам финансирования агитации. На данный момент, в суд было подано несколько апелляций против решений и действий ЦИК по вопросам регистрации кандидатов, образования избирательных участков заграницей и избирательных участков для избирателей из Приднестровья, а также в отношении финансирования агитации. Большинство этих апелляций были отклонены как неприемлемые.

II. ВВЕДЕНИЕ

По приглашению Министерства иностранных дел и Европейской интеграции Республики Молдова (МИДЕИ) и в соответствии со своим мандатом, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ) 22 сентября учредило Ограниченную миссию по наблюдению за выборами (ОМНВ). ОМНВ, которую возглавляет Корин Йонкер, состоит из 10 членов основной команды, находящихся в Кишиневе, и 24 долгосрочных наблюдателей, которые были размещены на территории страны 30 сентября. Члены Миссии были набраны из 14 государств-участников ОБСЕ.

III. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Согласно Конституции, исполнительная власть осуществляется правительством, возглавляемым премьер-министром. Президент является главой государства и имеет определенные полномочия в области международных отношений и национальной безопасности. Постановлением Конституционного суда от 2016 г. вновь введены прямые президентские выборы и отменены действовавшие с 2000 г. положения Конституции об опосредованных президентских выборах. 21 мая парламент назначил президентские выборы на 1 ноября.

Игорь Додон, в то время выдвинутый Партией социалистов Республики Молдова (ПСРМ), одержал победу на втором туре президентских выборов в 2016 г. над Майей Санду, выдвинутой партией «Действие и солидарность» (ПДС). После парламентских выборов в феврале 2019 г. вновь избранный 101 -местный парламент состоял из трех политических партий и одного блока: ПСРМ, блока ACUM, Демократической партии Молдовы (ДИМ) и Партии Шор. Переговоры о создании правящей коалиции были безуспешными несколько месяцев, в то время как правительство продолжал возглавлять Павел Филип из ДИМ.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 3

В июне 2019 г. после того, как страну покинул Владимир Плахотнюк, влиятельный бизнесмен и лидер ДИМ, была достигнута договоренность о коалиции ACUM-ПДС под руководством премьер-министра Майи Санду. В ноябре 2019 г. правительство Санду было смещено в результате вотума недоверия, инициированного ПСРМ, и заменено коалицией ПСРМ-ДПМ под руководством премьер-министра Иона Кику. В результате смены партийной принадлежности членов парламента после выборов, в настоящее время у правящей коалиции 50 мест, на одно меньше большинства. Президент Игорь Додон публично заявил, что в случае своего переизбрания он будет выступать за досрочные парламентские выборы. Геополитическое положение Республики Молдова, экономические проблемы и борьба с коррупцией являются важными темами современной политической дискуссии, также как и взгляды на роль президента.

IV. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Президент избирается на четырехлетний срок в едином общенациональном избирательном округе. Чтобы выборы были признаны действительными, требуется участие не менее одной трети зарегистрированных избирателей.1 Кандидат, который получает не менее половины отданных голосов, считается избранным. Если ни один из кандидатов не получает необходимого количества голосов, через две недели между двумя кандидатами, которые получили наибольшее количество голосов, проводится второй тур. Во втором туре избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов, независимо от явки избирателей.

Президентские выборы в первую очередь регулируются Конституцией 1994 г., а также Избирательным Кодексом 1997 г., другими соответствующими законами и решениями ЦИК.2 Со времени после последних президентских выборов в избирательную законодательную базу были внесены многочисленные изменения. Поправки в Избирательный кодекс в 2019 г. вновь ввели период предвыборной тишины накануне и в день голосования, разрешили частные пожертвования за счет доходов, полученных за границей, снизили лимиты пожертвований от физических и юридических лиц и установили лимит для избирательного фонда кандидата. В июле 2020 г. Избирательный кодекс был изменен и ЦИК была наделена дополнительными полномочиями при организации выборов за границей. Другие поправки, инициированные до этих выборов, находятся на рассмотрении парламента.3

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРОВ

Президентские выборы в стране управляются трехуровневой администрацией, состоящей из Центральной избирательной комиссии (ЦИК), 36 окружных избирательных советов (ОИС) и

1

2

3

В случае недостаточной явки, в течение двух недель с момента объявления ЦИК выборов недействительными, должно быть проведено повторное голосование с теми же кандидатами, списками избирателей и избирательными органами.

Включая Закон о политических партиях 2007 г., Закон о собраниях 2008 г., Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах 2018 г., Уголовный Кодекс 2002 г., Административный Кодекс 2018 г. и Кодекс о правонарушениях 2008 г.

В июле 2020 г. парламент принял в первом чтении проект Закона о поправках в Избирательный кодекс, Административный кодекс и Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах. В своем Срочном совместном заключении, БДИПЧ и Венецианская комиссия сделали вывод, что “данный проект включает отдельные улучшения и следует предыдущим рекомендациям БДИПЧ, ПАСЕ и Венецианской комиссии”, но также отметили обеспокоенности по поводу поспешности процедуры разработки законопроекта и недостаточной прозрачности этого процесса.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 4

2 004 участковых избирательных бюро (УИБ).4 Голосование за пределами страны будет проводиться дополнительными 139 УИБ на избирательных участках, размещенных в дипломатических представительствах и других местах, в 36 странах.

ЦИК — это постоянный избирательный орган с мандатом на пять лет. Она состоит из девяти членов, из которых один выдвигается президентом, а остальные парламентскими фракциями пропорционально их представительству. Действующая ЦИК была назначена в июне 2016 г., однако после отставок в июле 2019 г., были назначены три новых члена и избрано новое руководство.5 Среди действующих членов ЦИК нет женщин.

Избирательные органы нижнего уровня назначаются для каждых выборов. ОИС были созданы 11 сентября и количество их членов может варьироваться от 7 до 11. Суды и местные советы соответственно выдвигают по два члена ОИС. ОИС формируют УИБ, имеющие в своем составе от 5 до 11 членов, включая 3 членов, выдвинутых местными советами. Каждая парламентская партия имеет право выдвинуть одного члена в каждый ОИС и УИБ.

В результате последних поправок в законодательство ЦИК совместно с МИДЕИ было принято окончательное решение о размещении избирательных участков за границей.6 Для избирателей, зарегистрированных в населенных пунктах на левом берегу реки Днестр (Приднестровье), в соседних областях, находящихся под контролем правительства, будут образованы 42 избирательных участка.7 Несколько собеседников БДИПЧ озвучили беспокойство в отношении применения критериев для учреждения избирательных участков за границей.8

До настоящего времени ЦИК проводила подготовку в соответствии со сроками, обозначенными в законодательстве. Комиссия проводит регулярные заседания, открытые для аккредитованных наблюдателей и СМИ, и транслируемые онлайн. Из-за текущей эпидемиологической ситуации был изменен регламент ЦИК и разрешено удаленное участие членов ЦИК через платформу онлайн конференций. Заседания и их повестка объявляются заранее. Принятые решения и протоколы заседаний своевременно публикуются на сайте ЦИК.

Национальная чрезвычайная комиссия общественного здоровья выпустила инструкции о мерах предотвращения распространения COVID-19 в период проведения выборов, включая по использованию средств защиты, социальному дистанцированию и дополнительные меры в помещениях для голосования. Однако, некоторые собеседники ОМНВ БДИПЧ выразили сомнение, в достаточной ли мере этими инструкциями урегулирован день голосования.

4

5

6

7

8

Существует 37 административных округов. Однако, как и ранее, голосование не будет проходить в Бендерском и Тираспольском округах Приднестровья, которые не находятся под контролем конституционных властей Республики Молдова. Для проведения голосования зарегистрированными избирателями из этих двух округов в Кишиневе был создан специальный ОИС.

Члены ЦИК, ОИС и УИБ выбирают руководство из своего состава.

Согласно решения ЦИК от 26 сентября, будет открыто 92 избирательных участка в странах Европейского Союза, 14 — в Северной Америке, 17 — в Российской Федерации и 14 в других странах.

Избиратели за границей и из Приднестровья имели возможность проявить свой интерес к участию в выборах заранее зарегистрировавшись онлайн или по почте в течение долгого периода времени. Согласно ЦИК, 59 936 избирателей за границей и 161 избиратель из Приднестровья воспользовались этой возможностью.

Тремя использованными критериями были: 1) явка избирателей на последних выборах в данной стране; 2) количество избирателей, которые заранее зарегистрировались для голосования; 3) данные о гражданах Республики Молдова, проживающих в иностранном государстве, полученные МИДЕИ. Было начато расследование в отношении предполагаемой фальсификации предварительной регистрации в определенных странах.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами Стр.: 5

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

ЦИК и ее Центр непрерывного образования в избирательной сфере (ЦНОИС) задолго до выборов запустили программу расширенного обучения для должностных лиц и других участников избирательного процесса, в основном онлайн. ЦНОИС также подготовил информацию для избирателей онлайн и в социальных сетях, освещающую избирательные процедуры внутри страны и за границей, доступность голосования для избирателей с ограниченными возможностями здоровья и меры по предупреждению распространения COVID-19. Видеоматериалы на государственном языке сопровождаются сурдопереводом, а также субтитрами на русском и гагаузском языках. Печатные материалы информационной 9 кампании доступны на пяти языках.

VI. РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Система регистрации избирателей является пассивной и непрерывной, основана на информации, взятой из Государственного реестра населения. Принимать участие в голосовании имеют право граждане, достигшие на день голосования 18 лет и старше, если они не лишены избирательных прав по решению суда. Централизованный Государственный реестр избирателей (ГРИ) поддерживается и обновляется ЦИК.

На 8 октября, ГРИ включал 3 287 140 избирателей. Избиратели с зарегистрированным постоянным местом жительства или временного проживания включаются в основной список избирателей, который 8 октября составлял 2 798 306 зарегистрированных избирателей.* 10 Согласно ЦИК, 232 631 избирателей зарегистрированы без постоянной или временной регистрации, а ГРИ включает 256 203 избирателей из Приднестровья, что примерно на 26 000 больше, чем на парламентских выборах 2019 г.11 Избиратели без зарегистрированного адреса, а также избиратели из Приднестровья не включаются в основной список избирателей, а будут внесены в дополнительные списки избирателей в день голосования. Избиратели могут попросить открепительное удостоверение для голосования в отличном от их регистрации месте вплоть до дня голосования. Пожилые избиратели, избиратели, помещенные в лечебные учреждения, а также находящиеся в местах заключения и тюрьмах, могут обратиться с просьбой о голосовании с помощью переносной урны. Ввиду пандемии COVID-19 голосование с переносной урной было разрешено избирателям, находящимся на карантине или имеющим симптомы респираторных заболеваний.12

С 12 октября, списки избирателей должны быть доступны для общественного контроля в помещениях УИБ. Упрощенная версия избирательных списков также должна быть доступна по каждому избирательному участку через интерактивную карту на сайте ЦИК.13 В дальнейшем, избиратели имеют возможность сверять свои персональные данные и прикрепление к избирательным участкам через онлайн-приложение на сайте ЦИК, и потребовать внести исправления и поправки вплоть до 31 октября. Поправками в законодательство от августа 2019 г. для идентификации избирателей за границей в день голосования разрешено использовать другие документы, удостоверяющие личность, и просроченные паспорта.

9

10

11

12

13

На гагаузском, романи, румынском, русском и украинском.

Избиратели, у которых есть адреса постоянного жительства и временного проживания, прикрепляются к участку по адресу их временного проживания.

Согласно ЦИК этот рост вызван ростом обладателей молдавских паспортов в Приднестровье и ограниченной информацией об умерших избирателях на этой территории.

Избиратели могут подавать заявления о голосовании с переносной урной в течение двух недель до дня голосования. В день голосования такое заявление вместе с медицинской справкой может быть подано до 15:00. От избирателей, у которых есть симптомы респираторных заболеваний и лихорадки при посещении избирательного участка, потребуют оставить заявку на голосование с переносной урной.

Эти списки будут содержать только полные имена зарегистрированных избирателей и их год рождения. УИБ будут предоставлены как полные списки избирателей, содержащие все данные для индивидуальной проверки, так и копия упрощенного списка для общественного контроля.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 6

VII. РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Кандидаты в президенты могут выдвигаться политическими партиями и избирательными блоками или выдвигаться независимо. Граждане, имеющие право голосовать, могут выдвигаться на пост президента, если им не менее 40 лет на день голосования, они постоянно проживали в стране не менее 10 лет и свободно владеют государственным языком.14

От зарегистрированных инициативных групп будущих кандидатов требуется предоставить от 15 000 до 25 000 подписей избирателей, при этом минимум 600 подписей должно быть собрано в не менее чем 18 из 35 административно-территориальных образований второго уровня. Избиратели могут поставить подпись в поддержку только одного кандидата, что противоречит предыдущим рекомендациям БДИПЧ и позитивной международной практике.

Выдвижение кандидатов проходило с 1 сентября по 1 октября. Из 13 зарегистрированных инициативных групп, 9 подали документы на выдвижение вместе с подписями избирателей в ЦИК, у которой было пять дней на проверку подписей.15 * ЦИК рассмотрела документы на выдвижение в установленный срок и зарегистрировала восемь кандидатов, включая двух 16 женщин.

VIII. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ

Официально предвыборная агитация началась 2 октября и закончится в полночь 30 октября, в то время как накануне дня голосования и в день голосования наступает предвыборная тишина. Кандидаты могут начать агитацию после своей регистрации.17 Местные органы власти обязаны в течение трех дней с начала агитационного периода предоставить всем кандидатам места для размещения агитационных материалов и помещения для проведения встреч. Использование государственных ресурсов, а также иностранного финансирования, символов или вовлечение иностранных граждан в агитацию, запрещено. Действующие ограничения из-за пандемии COVID-19 ограничивают участие в публичных мероприятиях, как в помещениях так и на улице, до 50 участников. В этой связи, собеседники ОМНВ БДИПЧ ожидают усиленной агитации в СМИ, в том числе в социальных сетях.

Несмотря на то, что закон к этому не обязывает напрямую, Президент Игорь Додон объявил 2 октября, что на время проведения агитации он возьмет неоплачиваемый отпуск. Агитационная кампания началась с нескольких небольших встреч с избирателеами и заявлений кандидатов в СМИ, обозначающих основные темы их агитационных кампаний.

14

15

16

17

Избирательный кодекс устанавливает дополнительные ограничения, запрещая выдвижение действующего военного персонала, лиц, приговоренных к тюремному заключению или имеющих непогашенную судимость за умышленные преступления, и лиц, ограниченных в праве занимать ответственные должности по приговору суда.

Кандидаты, отвечающие установленным требованиям, должны быть зарегистрированы в течение семи дней со дня подачи документов о выдвижении.

Семеро кандидатов выдвинуты политическими партиями и блоками: Дорин Киртоакэ (Избирательный блок UNIREA), Тудор Делиу (Либерально-демократическая партия), Виолетта Иванова (Партия ШОР), Андрей Нэстасе (Платформа DA), Майя Санду (ПДС), Октавиан Цыку (Партия национального единства), и Ренато Усатый (Наша партия). Действующий Президент Игорь Додон баллотируется в качестве независимого кандидата. Один потенциальный кандидат, Адриан Канду, не был зарегистрирован из-за непредставления требуемого количества подписей избирателей.

Таким образом, для кандидатов, зарегистрированных после 2 октября, агитация началась позже.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 7

IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАМПАНИИ

Правила финансирования избирательной кампании применяются к инициативным группам и кандидатам на выборах. Агитация может финансироваться за счет частных пожертвований физических и юридических лиц, а также за счет беспроцентных займов. Все расходы на агитацию должны осуществляться через специальные счета для избирательной кампании.18

В избирательный фонд кандидата может поступать до 0,05% государственного бюджета (18,92 миллиона леев, около 953 000 евро), при этом лимиты пожертвований установлены для физических и юридических лиц.19 Юридические лица могут делать пожертвования только банковским переводом, а физические лица могут вносить наличными до трех средних месячных зарплат. Пожертвования в натуральной форме разрешены в тех же пределах. Государственное финансирование кандидатам предоставляется в виде беспроцентных займов из государственного бюджета в размере до 50 000 леев (около 2 500 евро), которые подлежат частичному или полному погашению.20 Анонимные пожертвования и пожертвования от иностранных, государственных, некоммерческих, профсоюзных, благотворительных и религиозных организаций запрещены.

15 сентября ЦИК издала «циркуляр» о финансировании предвыборной агитации для этих выборов, в котором объяснено, что политические партии связаны теми же ограничениями на пожертвования, что и другие юридические лица.21 Это объяснение подверглось критике со стороны нескольких политических партий. ЦИК заявила, что этот документ не имеет обязательной юридической силы, что усложнило судебную проверку этого акта.22

Надзор за финансированием предвыборной агитации осуществляет ЦИК. Закон требует, чтобы кандидаты представляли в ЦИК финансовые отчеты по всем операциям в течение 3 дней с момента открытия счета, а затем каждую неделю, причем окончательный отчет должен быть предоставлен за 48 часов до дня голосования. ЦИК проверила финансовые отчеты

18

19

20

21

22

Кандидаты, которые отказываются открыть счет, должны сообщить об этом в ЦИК и могут получать только пожертвования в натуральной форме.

Один евро равен примерно 19,8 молдавских лея (MDL). Физические лица могут жертвовать до 6 средних месячных зарплат (всего 41 850 MDL); физические лица с доходами из-за границы — до 3 средних месячных зарплат (20 925 MDL); юридические лица могут перечислять до 12 средних месячных зарплат (83 700 MDL). Закон не устанавливает конкретных ограничений для собственных взносов кандидата в избирательный фонд.

Займ погашается государством пропорционально количеству голосов, полученных кандидатом. Оставшаяся часть выплачивается в течение двух месяцев кандидатами, получившими менее 3 процентов действительных голосов, или в течение четырех месяцев другими кандидатами. В случае выхода кандидата из предвыборной гонки займ возвращается полностью.

Согласно ЦИК поскольку политические партии не имеют статуса конкурента на президентских выборах, то Избирательный кодекс ограничивает их финансовую поддержку лимитом, применимым к юридическим лицам.

Избирательный кодекс предусматривает, что ЦИК принимает нормативные акты, необходимые для реализации и соблюдения законодательства об агитации. Либеральная партия и Либерально­демократическая партия обжаловали этот документ в Апелляционном суде Кишинева (АСК), который признал жалобу неприемлемой, так как нормативный акт не затрагивает субъективные интересы этих партий. После того, как Верховный суд вернул дело в АСК, суд снова признал жалобу неприемлемой, поскольку «циркуляр» не был обязательным для применения документом. Решение было снова обжаловано в Верховном суде, который затем согласился с АСК и отклонил дело как неприемлемое.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами Стр.: 8

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

инициативных групп и не применила к ним санкций.23 Полученные ЦИК отчеты были опубликованы на ее сайте в течение 48 часов, как это предусмотрено законом.

X. СМИ

Информационное поле разнообразно и представлено по меньшей мере 62 телеканалами, 55 радиостанциями, 90 газетами, 77 журналами и 180 новостными онлайн-порталами. Телевидение остается основным источником политической информации, но роль онлайн-СМИ как платформы для политического дискурса растет. По словам собеседников ОМНВ БДИПЧ, многие СМИ прямо или косвенно аффилированны с различными политическими партиями, что может повлиять на редакционную независимость, качество журналистики и вызвать усиление поляризации. Узкий рекламный рынок усиливает влияние политических и экономических сил. Несколько собеседников ОМНВ БДИПЧ выразили обеспокоенность по поводу ограниченного доступа к информации от властей и из официальных реестров.24

Кодекс аудиовизуальных медиауслуг 2018 года предусматривает редакционную независимость, защиту источников информации, безопасность журналистов, право на ответ и запрещает цензуру. Кодекс также регулирует деятельность общественных вещателей и учреждает Совет по телевидению и радио (СТР) в качестве регулирующего органа для вещательных СМИ.25 Ряд проектов поправок и дополнений к законам касающимся деятельности СМИ, предложенных гражданским обществом, находится на рассмотрении, и некоторые собеседники БДИПЧ высказали мнение, что власти не желают улучшать законодательство о СМИ.26

Правовая база для освещения выборов в СМИ включает Кодекс об аудиовизуальных медиауслугах 2018 года, Избирательный кодекс, а также другие соответствующие законы и постановления. Законодательство предусматривает равные условия для участников в СМИ и призывает к сбалансированному освещению.27 Он гарантирует участникам бесплатное эфирное время и печатные площади в государственных СМИ.28 Во время агитации каждый кандидат имеет право на использование до двух минут в день платной рекламы в каждом вещательном

23

24

25

26

27

28

Свои отчеты представили 7 из 13 инициативных групп. ЦИК обнаружила, что пожертвование ПДС инициативной группе г-жи Санду превысило сумму, разрешенную для юридических лиц, но решила не применять никаких санкций, поскольку общий лимит расходов не был превышен. Самый высокий доход был заявлен инициативной группой г-на Усатого (463 668 MLD), а самый высокие расходы —

инициативной группой г-на Додона (347 100 MLD). Средства, неизрасходованные инициативными

группами кандидатов, выдвинутых политическими партиями и блоками, могут быть возвращены этим партиям и блокам, в то время как у независимых кандидатов такие средства перечисляются в государственный бюджет.

Кроме того, на период действия чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19 Национальная комиссия по чрезвычайным ситуациям увеличила сроки ответа на запросы СМИ с 15 рабочих дней до 45 рабочих дней, а в некоторых случаях до 60 дней.

Два члена СТР предлагаются парламентом, один — президентом, один — правительством и пять — гражданским обществом, а состав утверждается парламентом. В 2019 году три члена СТР ушли в отставку из-за несогласия с решениями и политикой председателя СТР.

В 2018 году новый законопроект о рекламе прошел первое чтение в парламенте, но его дальнейшее рассмотрение еще не завершено. Проекты и поправки к нескольким другим законам, включая Закон о доступе к информации, были отклонены или их рассмотрение еще не завершено.

Сорок один телеканал и 39 радиостанций заявили о своем намерении освещать президентскую кампанию в своих новостях, дебатах и других передачах и проинформировали СТР и ЦИК о своей редакционной политике, включая расценки на рекламу, как того требует закон.

Кандидаты имеют право на бесплатное эфирное время в течение 5 минут на телевидении и 10 минут на радиоканалах национальной телекомпании для представления своих предвыборных программ в первые три дня агитации, а также 1 минуту в день бесплатной предвыборной рекламы в течение официального периода агитации.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами Стр.: 9

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

канале.29 СМИ, ретранслирующие иностранные программы, несут ответственность за соблюдение тех же положений. Предвыборная реклама в Интернете и текстовых сообщениях на мобильных телефонах классифицируется как реклама в печатных СМИ и регулируется теми же правилами. В то время как печатные и онлайн-СМИ саморегулируются через Совет по вопросам прессы, СТР контролирует освещение агитации вещательными компаниями. На основе собственного мониторинга СТР будет каждые две недели составлять отчеты, которые будут представлены в ЦИК и обнародованы. СТР проинформировал ОМНВ БДИПЧ о том, что он проводит открытые встречи для реагирования на любые полученные сообщения.30

Национальная общественная телекомпания обязана организовывать дебаты между участниками выборов, которые она планирует проводить в сотрудничестве с местной наблюдательной НПО. Частным СМИ разрешено организовывать собственные дебаты, а в связи с пандемией COVID-19 также ретранслировать дебаты общественной телекомпании в прямом эфире. Онлайн-дебаты могут быть организованы в соответствии с теми же правилами, что и для телевизионного эфира.

1 октября ОМНВ БДИПЧ начала качественный и количественный мониторинг шести телеканалов, пяти газет и четырех интернет-СМИ.31

XI. ЖАЛОБЫ И АПЕЛЛЯЦИИ

Избиратели и кандидаты могут оспаривать действия, бездействие и решения избирательных органов, других кандидатов и СМИ. Жалобы должны быть поданы в избирательный орган или суд в течение трех дней и разрешены в течение пяти дней, но не позднее дня голосования.32 Однако не предусмотрены сроки для рассмотрения ЦИК жалоб по поводу финансирования предвыборной агитации. Решения избирательных органов должны быть сначала обжалованы в вышестоящий орган, а затем в суд. Жалобы на освещение агитации в вещательных СМИ подаются в СТР, решения которого могут быть обжалованы в суде. Жалобы на печатные СМИ и кандидатов могут подаваться непосредственно в суд.

К настоящему моменту в ходе этих выборов в Апелляционный суд Кишинева (АСК) против актов ЦИК было подано 11 жалоб, в которых оспаривается календарный план ЦИК, решения, касающиеся выдвижения и регистрации кандидатов, открытия избирательных участков за границей и для избирателей из Приднестровья, а также «циркуляр» ЦИК о финансировании предвыборной агитации. АСК отклонил все жалобы, кроме одной, как неприемлемые.33 Верховный суд рассмотрел 10 апелляций на решения АПК и оставил эти решения без

29

30

31

32

33

Минута платной рекламы на общенациональном общественном телеканале Moldova1 будет стоить 900 евро, что многие собеседники ОМНВ БДИПЧ сочли высокой расценкой. TV8, учрежденная НПО, была уведомлена СТР о том, что в соответствии с новым Законом о некоммерческих организациях она не имеет права транслировать политическую рекламу во время агитации.

С начала агитации СТР провел одно заседание.

Телеканалы: Moldoval (национальный общественный канал), Jurnal TV, NTV, Prime TV, Pro TV, и TV8; газеты: Аргументы и Факты, Gazeta de Chisinau, Комсомольская Правда, Moldova Suverana, и Ziarul de Garda; материалы, посвященные политике и выборам в онлайн СМИ: esp.md, newsmaker.md, nokta.md, и unimedia.info.

Жалобы на УИБ и ОИС должны быть рассмотрены в течение трех дней. Апелляции на судебные решения должны подаваться в течение одного дня, и рассматриваются апелляционным судом в течение трех дней. Жалобы, поданные в день выборов, должны рассматриваться в тот же день.

АСК принял и рассмотрел жалобу отклоненного потенциального кандидата Адриана Канду, который утверждал, что требования ЦИК по проверке подписей были чрезмерными и применялись к нему в чрезмерно ограничительной и субъективной манере. Суд установил, что ЦИК действовала законно и в рамках своих юридических полномочий. Верховный суд отклонил апелляцию г-на Канду на решение АСК как неприемлемую.

Ограниченная миссия БДИПЧ по наблюдению за выборами

Республика Молдова, Президентские выборы, 1 ноября 2020г.

Промежуточный отчет (22 сентября — 8 октября 2020г.)

Стр.: 10

изменения во всех случаях, кроме трех.34 Процессуальные сроки соблюдались, а судебные решения оперативно публиковались в Интернете.

XII. МЕСТНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ

Кодекс о выборах предусматривает наблюдение за всем избирательным процессом гражданскими и международными наблюдателями, а также представителями кандидатов. Наблюдатели могут быть аккредитованы для наблюдения за выборами как на территории Молдовы, так и за рубежом. На сегодняшний день ЦИК аккредитовала 894 местных и 106 международных наблюдателей. Ожидается, что крупнейшие усилия по гражданскому наблюдению будут проведены НПО Promo-LEX, которое направило около 40 долгосрочных наблюдателей по всей стране и опубликовало три промежуточных отчета с 26 августа. В день голосования Promo-LEX планирует направить более 700 краткосрочных наблюдателей, в том числе на избирательные участки за рубежом.

XIII. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОМНВ БДИПЧ

ОМНВ БДИПЧ начала свою работу 22 сентября. Глава ОМНВ БДИПЧ встретился с МИДЕИ, ЦИК, Советом по телевидению и радио, Генеральным прокурором, общественным вещателем и представителями государств-участников ОБСЕ. ОМНВ БДИПЧ также установила контакты с гражданским обществом, представителями СМИ и другими участниками избирательного процесса.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) намерена направить делегацию для наблюдения в день голосования. Наблюдение в день голосования станет результатом общих усилий ОМНВ БДИПЧ и делегации ПАСЕ.

Английская версия этого отчета является единственным официальным документом. Доступны неофициальные переводы на государственный и русский языки.

Верховный суд вернул в АСК для нового рассмотрения одну апелляцию против «циркуляра» ЦИК о финансировании предвыборной агитации, апелляцию избирательного блока UNIREA и Либеральной партии, которые обжаловали открытие ЦИК 9 избирательных участков в здании посольства Республики Молдовы в Москве, и апелляцию кандидата Андрея Нэстасе на решение ЦИК об открытии избирательных участков для избирателей из Приднестровья.

antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago