Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнациональных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
В рамках исследовательского проекта «Обеспечение баланса в межнациональных отношениях: региональные автономии, целостность государства и права этнических меньшинств» информация об этнических региональных автономиях как в формате базы данных ERAD1, так и профайлов охватывает период с 2001 по 2015 гг. В связи с тем, что Южный Судан в качестве ЭРА существовал только с 2005 по 2010 гг., в настоящем профайле политические процессы и события рассматриваются в рамках этого временного периода.
С марта 2011 г. Южный Судан вышел из состава Судана, став независимым государством.
Площадь территории 2505810 км2 3 2.
Официальное название государства — Республика Судан, государство в Северной Африке. Граничит с Эритреей, Эфиопией, Центральной Африканской Республикой, Чад, Угандой, Кенией, Конго и Ливией. Имеет выход к Красному морю (см. рис. 1). Является третьей по площади страной в Африке. Столица — Хартум (население — ок.4 млн чел.)
Рисунок 1. Географическое положение Судана.
Источник: Marxism. URL: http://www.marxist.com/sudan-joins-arab-spring.htm
Численность населения Судана составляет 36114,885 тыс. человек3.
1 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
2 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
3 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Этническая структура населения.
Доминирующей группой являются арабское население — около 70 %. Данная этническая группа специфицируется на основании религии (мусульмане — сунниты), а также на языковых основаниях (суданский арабский диалект).4
На территории Судана проживают (до 2011 г.) около 600 этнических групп и племен, а лингвистический состав государства представляет около 400 языковых групп и диалектов.5 По религиозному критерию население страны дифференцировано на мусульман-суннитов (70%), исповедующих локальные племенные культы (25%), а также христиан (5%) (см. рис. 2)6.
Рисунок 1. Этническая и религиозная дифференциация населения Судана.
Источник: The New york Times URL:http://www.nytimes.com/interactive/2011/01/16/world/airica/su- dan-graphic.html?_r=0
В целом, этническая, религиозная и расовая фракционализация на территории Судана имеет индекс 0.7147 (Alesina)7.
Доля титульной для данной ЭРА этнической группы в населении страны. Южный Судан (как ЭРА) дифференцирован по отношению к северной части государства на основании религии (большинство проживающих в ЭРА граждан исповедуют христианство), а также по этнической идентичности. Доминирующей этнической группой на территории Южного Судана является Динка (36% населения ЭРА, 15%
4 Weller M. Self-governance in interim settlements: the case of Sudan. Autonomy, Self-governance and Conflict Resolution innovative approaches to institutional design in divided societies. ed. by Weller M., Wolff S. Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 140.
5 Bechtold P. R.. More Turbulence in Sudan». In Voll, John. Sudan: State and Society in Crisis. Boulder. CA: Westview Press, 1991. P. 1.
6 Weller M. Self-governance in interim settlements: the case of Sudan. Autonomy, Self-governance and Conflict Resolution innovative approaches to institutional design in divided societies. ed. by Weller M., Wolff S. Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 140.
7 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
2
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
населения Судана), второй по численности — Нуэр (15% населения ЭРА).8 В целом этнический состав территории гетерогенен, и в качестве титульной этнической группы (на основе противопоставления Северному Судану) рассматриваются «южане» как совокупность различных этнических групп Южного Судана, отличающих себя от «северян» — арабов и мусульман.
ВВП на душу населения: 2007 — 1342,53 USD9; 2011 — 1525, 67 USD10.
Индекс неравенства (Джини, 2009) составляет 29,711.
Политический режим (2005-2011): -7,0 (Polity IV).
Конституционный дизайн. Республика Судан является, согласно Конституции 2005 г., президентской республикой.12 Президент избирается на всеобщих прямых выборах по мажоритарной системе абсолютного большинства (два тура). Президентская власть также представлена двумя Вице-Президентами, чьи функции по большей части сводятся к взаимодействию с Кабинетом Министров Судана.13
Законодательная власть на национальном уровне представлена бикамеральным парламентом, включающим Национальную Ассамблею и Совет штатов. Срок полномочий органов власти — 5 лет. Национальная Ассамблея избирается по смешанной системе и включает 450 мандатов. В совет штатов входят по 2 представителя от каждого штата.14
Административно -территориальное деление Согласно Конституции 2005 г. Судан является федеративным децентрализованным государством. Всего включает 24 штата, из которых 10 относятся к Южному Судану, а 14, включая Хартум — к Северному.
8Бго8еЬё J. Sharing Power — Enabling Peace? Evaluating Sudan’s Comprehensive Peace Agreement 2005. Sweden.: Uppsala, 2009. P. 22.
9Sudan GDP per capita. URL: http://www.tradingeconomics.com/sudan/gdp-per-capita
10Sudan GDP per capita. URL: http://www.tradingeconomics.com/sudan/gdp-per-capita
11 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
12 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. URL: http://www.wipo.int/wi- polex/ru/text.j sp ? file_id=241714
13 Ibid. Article 63.
14Ibid. Article 85.
3
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Рисунок 3. Административно-территориальное деление Судана.
f jSOUTH ;
KORDOFAN
Источник: PAANLUEL WEL.
URL:https://paanluelwel.com/south-sudan-admitted-to-u-n-as-193rd-member/
На особом административном положении, помимо территории Южного Судана, находятся штаты Абей, Южный Кардофан и Территория Голубого Нила15.
Партийная система. Современная политическая система Судана сложилась с приходом в 1989 году к власти Омара Аль -Башира в результате череды военных переворотов.16 Данный режим в исследовательской литературе зачастую характеризуется как режим исламского фундаментализма: провозглашение универсальности норм шариата, реорганизация партийной системы (привилегированное положение исламских партий, преследование не-исламских политических организаций), контроль «уммы» и т.д.17 В 1993 г. Аль-Башир распустил временный Революционный Совет и создал партию Национальный Исламский фронт. В итоге в стране утвердилась партийная система с доминирующей партией.
В течение 20 лет в стране продолжалась гражданская война между Севером и Югом. После заключения Всестороннего мирного соглашения 2005 году гегемония NCP была ограничена введением модели power-sharing в организации публичной власти. Основной политической силой, представлявшей Юг страны, была партия SPLM (Sudan People’s Liberation Movement), основанная как повстанческая группировка в 1983 году с целью борьбы против насильственной исламизации Северным Суданом
15 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. URL: http://www.wipo.int/wi- polex/ru/text.j sp ? file_id=241714
16 Сергичев С.Ю. Современный Судан: от единства к разделу. URL: http://book.iimes.su/wp-con- tent/uploads/main/sud2011 a.pdf
17Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. URL: http://book.iimes.su/wp-content/up- loads/2000/r2000sud_pr.pdf С. 22-23
4
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
южных территорий18. По мирным соглашениям 2005 года места в парламенте распределялись в основном между NCP и SPLM (см. рис. 4). Эта модель действовала в течение 2005-2010 гг. вплоть до выделения Южного Судана в отдельное государство.
Остальные, более мелкие партии, за исключением Sudan People’s Liberation Movement — Democratic Change (более умеренное отделение партии SPLM), также являются приверженцами исламистской идеологии, однако они более приближены к центризму, нежели правящая партия.
Рисунок 4. Партийный состав легислатуры Судана по результатам выборов 2010 г.
■ National Congress
■ Sudan People’s Liberation Movement
■ Umma Renewal and Reform Pa rty
■ Democratic Unionist Party-Original
■ Sudan People’s Liberation Movement — Democratic Cha nge
Источник: African Elections Database. URL:http://africanelections.tripod.com/sd.html
18 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 10:3-4, 411-429, DOI: .1080/17449057.2011.593364, 2011. P. 413 .
5
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
2. История возникновения и развития этнической региональной автономии.
Краткая история ЭРА с момента возникновения до современности. Издревле территория современного Южного Судана была малообитаемой. Основное населения представляли «маргинальные» племенные группы19. Позже, территориальный этногенез породил множество мелких этнических групп, наиболее многочисленными из которых являлись народности Динка, Нуэр и Мурле20.
С 1899 по 1955 г. территория находилась под протекторатом Египта и входила в колониальные владения Великобритании.21 В этот же период преобладающая часть населения современного Южного Судана приняла христианство22. Также, на территории распространены традиционные африканские анимистические религии.
С середины 1920-х гг. территория Южного Судана имела отдельное от северной части административное управление23, что, в свою очередь, также повлияло на дифференциацию регионов. С приобретением в 1956 году Суданом независимости в государстве наметилось значительное размежевание двух регионов. Южная христианская часть государства была экономически менее развита, чем северная и не имела развитого политического управления.24 Это стало мотивом для исламистской экспансии на Юг и привело к конфликту. В результате мирного соглашения 1972 года Юг получил политическую автономию, но урегулировать конфликт на долгий период времени не удалось25.
В 1983 году новая волна экспансии арабского Севера на южные территории повлекла начало наиболее кровопролитной гражданской войны в Судане26. Центральное правительство приступило к принудительной исламизации Юга, стало внедрять судов шариата. Кроме того, на Юге была обнаружена нефть, и северяне начали экспроприацию имущества. Тогда же, в 1983 году была создана первая и по сегодняшний день самая влиятельная политическая организация Южного Судана — Sudan Peoples’ Liberation Movement. Жертвами череды конфликтов стало более 2 млн человек (убитыми)27.
19 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No.3-4. P. 412. DOI: .1080/17449057.2011.593364.
20 Frahm O. Making borders and identities in South Sudan //Journal of Contemporary African Studies.
2015. P. 10
21 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No.3-4. P. 412. DOI: .1080/17449057.2011.593364.
22 Hagos S.Z. Regionalization of Conflict in South Sudan. P.3.
23 Frahm O. Making borders and identities in South Sudan //Journal of Contemporary African Studies.
2015. P. 12
24 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No.3-4. P. 412. DOI: .1080/17449057.2011.593364.
25 Ibid. P.412
26 Ibid. P.412
27 Frahm O. Making borders and identities in South Sudan //Journal of Contemporary African Studies.
2015. P. 3.
6
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Несмотря на попытки переговоров между сторонами, конфликт не был урегулирован в течение 20 лет. Только при посредничестве международных акторов, например региональной организации Inter-Governmental Authority on Drought and Development, включавшей Джибути, Эфиопию, Эритрею, Кению и ряд других африканских государств, удалось наладить взаимодействие между сторонами конфликта28. В 2004 году между представителями сторон начался процесс конструирования «Нового Судана» — государства, в институциональном устройстве которого будет закреплена автономия Южного Судана29. Наконец, в 2005 году двадцатилетний конфликт был урегулирован посредством принятия Всестороннего мирного соглашения (CPA, январь 2005), которое закрепило публично -правовой статус Южного Судана.
Соглашение включает в себя 6 документов:
Мачакос протокол (июль, 2002)
Соглашение о мерах безопасности (сентябрь, 2003)
Соглашение о разделении богатств (природных ресурсов) (январь, 2004)
Протокол power-sharing (май, 2004)
Протокол о разрешении конфликта в Южном Кардофане и Штате Голубого
Нила (май, 2004)30
Протокол о разрешении конфликта на территории Абей (май, 2004) Данный комплекс соглашений регулировал разрешение территориальных споров между регионами, а также устанавливал новую систему властвования как на территории государства, так и в его административных единицах. Именно в результате данных соглашений была институционализирована автономия Южного Судана. Следует отметить, что CPA изначально предусматривал право населения Южного Судана на самоопределение и учитывал возможность проведения автономией референдума по вопросу независимости31 32.
Kin-states & kin-groups. Ввиду гетерогенности этнического состава Южного Судана, определить kin-state населения является проблематичным. Например, народность динка распространена только на территории Южного Судана. Однако следует отметить, что помощь в разрешении конфликта между севером и югом оказывали христианские элиты, например, Эритреи и Уганды 32. Однако данные государства ввиду различия оснований для этнической идентификации нельзя отнести к kin-state.
28 ВгозсЬё J. Sharing Power — Enabling Peace? Evaluating Sudan’s Comprehensive Peace Agreement
2005. Swedenio: Uppsala, 2009 Р.20
29 Ibid. P.22.
30 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 10:3-4, 411-429, DOI: .1080/17449057.2011.593364, 2011. P. 412
31 Сизов С.Г. Малов Д.В. Историко-культурные и политические факторы межэтнических отношений на территории Северного и Южного Судана// Вестник Ом.ун-та, 2012. №1. — с.340-345. С.344.
32 Frahm O. Making borders and identities in South Sudan //Journal of Contemporary African Studies, 2015. P. 5.
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Площадь территории ЭРА составляет 619745 км2 (24,73% от всей площади Судана)33.
Численность населения ЭРА составляет 8260,49 тыс. чел., или 21,1% населения Судана.
ВРП на душу населения: данных нет.
Этнический состав населения ЭРА. Как было сказано ранее, гетерогенность этнического состава Южного Судана, с одной стороны, и консолидированное противостояние его народов «Северу» позволяет в качестве титульной рассматривать всю совокупность различных этнических групп Южного Судана.
Наиболее многочисленной из них является динка (36% населения автономии). Данная этническая группа характеризуется лингвистической идентичностью (принадлежит к суданской языковой семье, Nilotic language)34. Общая численность Динка составляет около 3 млн чел, которые компактно сконцентрированы на территории современного Южного Судана. Конфессиональный состав Динка включает как представителей анимистических традиционных африканских религиозных течений, так и христиан — протестантов35.
Рисунок 5. Локализация основных этнических групп на территории Южного Судана.
Источник: Global security. URL:http://www.globalsecurity.org
33 ERAD. База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
34 Leach J. Development in a Time of War: South Sudan’s Renewed Conflict and Its Toll Upon Development Prospects for the Region. // International Relations and Diplomacy. 2015. Vol. 3. No. 8. P. 545.
35 ERAD База данных. URL: http://identityworld.ru/index/database/0-21
8
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Вторая по численности этническая группа — нуэр (15% населения ЭРА,) также принадлежит к суданской языковой семье (Nilotic language). Кроме Южного Судана, значительное количество нуэров проживает в Эфиопии.
Более мелкие этнические группы — азандэ (8-10%), бари (1-8%), шулик (7-8%) и т.д. Доминирующая этническая группа Судана — арабы (3% от численности населения ЭРА) — проживают в основном на приграничных с Северным Суданом территориях.
Несмотря на гетерогенность населения Южного Судана, этнические группы этого региона имеют многие общие черты, которые существенно отличают их от населения Севера:
1. Лингвистические отличия: языки принадлежат одной суданской языковой семье нилото-сахарских языков (в отличие от арабского населения Севера).
2. Религиозные отличия: народы Южного Судана исповедуют преимущественно христианство в отличие от мусульманского Севера.
3. Расовые отличия: народы Южного Судана принадлежат к негроидной африканской расе в отличие от Севера.
Таким образом, этнический состав Южного Судана, несмотря на гетерогенность, существенно отличается от населения Севера.
Политико-институциональный дизайн ЭРА. . В соответствии с Мирными соглашениями 2005 г. Ассамблея Южного Судана избирается по системе квот сроком на 5 лет. При этом Конституция гарантировала до 2010 г. представительство в региональной ассамблее двум основным политическим силам: 70% — Sudan People’s Liberation Movement и 15% — National Congress Party. Другим политическим партиям оставалось 15% мест36.
С 2010 года избирательная система меняется: 60% мандатов разыгрывается по плюральной избирательной систем, 15% — по пропорциональной системе и 25% — квота для представительства женщин37. Всего численность мандатов в региональной легислатуре — 170 мест. В результате изменения избирательной системы, по результатам выборов 2010 года проявляется абсолютное доминирование SPLM, которая получила 160 из 170 мандатов.
Главой регионального Правительства является Президент Южного Судана. Процедура избрания Президента Южного Судана аналогична избранию Президента Су- дана38. Региональный Кабинет министров формируется Президентом Южного Судана в соответствии с одобрением Вице-Президента регион39. Распределение кресел в Кабинете министров аналогично распределению мандатов в региональной Ассамблее.
36 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 176. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714.
37 Election Guide. URL: http://www.electionguide.org/elections/id/2145/
38 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 163. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714.
39 Ibid. Article 165.
9
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
В регионе представлены федеральные комиссии: Агентство по жалобам населения и Совет по реституции40. Данные комиссии относятся к консультативным органам.
Партийная система ЭРА. Партийная система Южного Судана принципиально отличается от партийной системы национального уровня. Все региональные партии являются этническими и представляют этнические группы, населяющие ЭРА.
Доминирующая в отношении региона партия, SPLM, была образована в начале 1980-х гг. как повстанческая организация. Партия была создана Джоном Гарангом, который являлся ключевым лидером движения Южного Судана за автономию, и представителем региона при заключении СРА41. Однако 30 июля 2005 г. Дж.Гаранг погиб в авиакатастрофе, что привело к борьбе за власть внутри партии. Из 4 претендентов был выбран Салва Киир, которого «характеризуют как высокопрофессионального военного, но малоспособного политика» 42.
Следует отметить, что в SPLM доминирующие позиции занимают динка, и, соответственно, политика партии более ориентирована на защиту данной этнической группы43. Наглядной иллюстрацией данному факту является отказ от избрания на
пост главы партии Дж. Вани Игга, ввиду его принадлежн ости к другой этнической группе44.
На выборах 2010 г. партия закрепила свою доминирующую позицию. Так, Президентом ЭРА был избран представитель данной партии (Салва Киир)45. В легислатуре данная партия получила абсолютное большинство — 94% (см. рис. 6). Рисунок 6. Распределение мандатов в Ассамблее Южного Судана по результатам выборов 2010 г.
Источник: African Elections Database. URL:http://africanelections.tripod.com/sd.html
40 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article, 168.URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714
41 Сергичев С.Ю. Исламизм, военная хунта или управляемая демократия? (к вопросу о возможных вариантах развития республики Судан) // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история,2009. №1.
С.23-38. С.25.
42 Там же. С.27.
43 Там же. С.28.
44 Там же. С.28.
45African Elections Database. URL:http://africanelections.tripod.com/sd.html
10
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Таким образом, несмотря на установленную Конституцией пропорциональность, ведущую и единственную значимую роль на территории Южного Судана, к 2010 году стала играть SPLM — сецессионистская партия. Кроме того, SPLM фактически получила монополию на представительство Южного Судана на федеральном уровне.
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
4. Преференциальные политики взаимоотношения по линии «центр — регион — титульная этническая группа»
Взаимоотношения по линии «ЭРА — национальное государство». Конституция 2005 г. провозглашает представительство Южного Судана в ключевых органах государственной власти.
В соответствии с Мирными соглашениями 2005 г. места в верхней палате национального парламента были закреплены за представителями конкретного штата, и 20 из 48 членов данной палаты парламента представляли штаты Южного Судана46. Что касается Палаты представителей, система распределения мандатов здесь была сложнее. Конституция Судана закрепляла представительство NCP и SPLM, причем каждая партия должна была представлять интересы и южных, и северных территорий47. NCP имела 52% мандатов, из которых 3% должны были быть гарантированы южносуданскому населению. SPLM имела 28% мест, среди которых 21% должны были представлять южные территории. Оставшиеся 18% мандатов распределялись следующим образом: 12% — северные партии, 6% — южные партии. Соответственно, Южный Судан как ЭРА был представлен в 30% мандатов нижней палаты Парламента. Первый парламент, созданный в 2005 г. по этой системе, формировался не посредством выборов, а посредством назначения внутри партии.
В 2010 году ситуация категорически изменилась. На смену системе квот пришла система выборов: 60% мандатов разыгрывалось по плюральной системе, 15% по пропорциональной системе, 25% — квота для представительства женщин 48. Соответственно выборы 2010 года уже не предполагали наличие механизмов power-sharing. Однако, по результатам выборов, партии, локализованные на территории Южного Судана все же, получили 101 мандат в Национальной Ассамблее (см. выше), что составляет 22,7% от общего числа мандатов.
Представители Южного Судана в рамках деятельности Парламента обладают правом законодательной инициативы. Следует отметить, что функционально за представительством Южного Судана закреплена возможность наложения права вето на решения Национальной Ассамблеи49.
В соответствии с Мирными соглашениями и по Конституции за Южным Суданом официально закреплена должность Первого Вице-Президента50. Вице-президентом автоматически является глава исполнительной власти Южного Судана. Предста
46The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. URL: http://www.wipo.int/wi- polex/ru/text.j sp ? file_id=241714
47 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. URL: http://www.wipo.int/wi- polex/ru/text.j sp ? file_id=241714
48 Election Guide. URL: http://www.electionguide.org/elections/id/2145/
49 Einas A. The Comprehensive Peace Agreement and the Dynamics of Post-Conflict Political Partnership in Sudan // Africa Spectrum. Vol.44. No. 3. P. 141.
50The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article, 65 (b). URL:
http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714
12
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
вительство Южного Судана в Кабинете министров также закреплено конституционно: соотношение представителей Севера и Юга предписано как 70 на 30%.51 В целом, Кабинет министров в Судане номинируется совместно Президентом и ВицеПрезидентом республики52.
Консультативные органы власти и представительство.53 Представители Южного Судана гарантированно включены в состав Конституционного Суда республики Судан.54 Кроме того, представители Южного Судана в обязательном порядке должны быть представлены в национальной Избирательной Комиссии, Комиссии по правам человека, Агентстве по жалобам населения.55
Как было сказано ранее, представительство этнических групп Южного Судана закреплено конституционно. И в Кабинете министров, и в Национальной Ассамблее представительство закреплено положением, согласно которому, представители этнических групп включаются в списки общенациональных политических партий. Так, и в Правительстве и в Парламенте56, NCP как правящая партия должна была быть представлена 52% мандатов, из которых 3% должны быть гарантированы южносуданскому населению. SPLM, в свою очередь, также должны быть представлена в 28% мест, среди которых 21% также должны представлять южные территории. Соответственно представительство этнических групп Южного Судана в Национальных органах власти гарантировано.
Самостоятельность ЭРА. Автономия Южного Судана была закреплена конституционно. Специфика данного образования заключается в том, что оно надрегионально, представляет интересы сразу нескольких штатов и соответственно занимает более высокий уровень власти. Южный Судан имеет право выносить инициативы по изменению соглашений 2005 г.57 Южный Судан обладает расширенными полномочиями в сфере социальной политики (планирование системы образования и здравоохранения), финансовыми полномочиями (например, частичное распоряжение ресурсами) и т.д.58
Финансовая самостоятельность региона и его экономическая автономия являлись существенным пунктом в оформлении союзного договора. Это объясняется тем, что Южный Судан является крупным нефтедобывающим регионом: 85% нефти, добываемой в стране, извлекается на территории именно Южного Судана (см. рис. 8)59.
51 Ibid. Article, 80.
52 Ibid. Article, 79.
53 Ibid. Part 7
54 Ibid. Article, 121.
55 Ibid. Part 8
56 Ibid. In case of Council of Ministers — article 80, in case of National Assembly — article 117.
57 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 222. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ ru/text.j sp? file_id=241714
58 Ibid. Schedule (B): Powers of the Government of Southern Sudan.
59 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 3-4. P. 418. DOI: .1080/17449057.2011.593364, 2011.
13
Автор-составитель: М.В. Исобчук
Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Рисунок 8. Зоны нефтедобычи на территории Судана.
Источник: The New York Time. URL:http://www.nytimes.com/interactive/2011/01/16/world/africa/su- dan-graphic.html?_r=0
Право на получение доходов от данной отрасли Южным Суданом, соответственно, являлось одним из условий Мирных Соглашений 2005 г. Было установлено, что 2% доходов от нефтедобычи принадлежит тому правительству, на территории которого она была совершена, а остальные 98% делятся поровну между Югом и Севером60. Однако правительство Южного Судана обязано ежегодно оплачивать использование нефтепроводов для доставки нефти в Порт Судан, который находится на территории Севера (южане не имеют выхода к морю), и эта оплата составляет 30% доходов от нефтедобычи61.
Банковская система Судана является двойной и состоит из систем Северного (Исламского) банка и Южного (в конституции — «обычного») банка62. Банк Южного Судана полностью отвечает за монетарную политику в регионе63.
60 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 3-4. P. 418. DOI: .1080/17449057.2011.593364.
61 Ibid. P.418
62 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 201. URL:
http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714
63 Ibid. Article 202.
14
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Исключительные фискальные полномочия Южного Судана достаточно обширны. Среди наиболее значимых налогов, сборы которых поступают непосредственно в бюджет автономии, можно выделить:
2) налог на деятельность малого и среднего бизнеса;
3) акцизные сборы на предметы роскоши т.д.64
Кроме того, автономия обладает исключительным правом на распоряжение иностранными грантами и финансовой помощью, адресованными непосредственно ей.65
Для восстановления автономии после затяжного конфликта, национальным правительством был учрежден специализированный инструмент — Фонд развития и реконструкции Южного Судана. Данный фонд финансируется из федерального бюджета и подлежит надзору национальных органов власти, что определяет как его дотационный характер, так и подотчетность федеральному центру66.
«Особые права» для титульных этнических групп, связанные с их этнической спецификой.
Язык. Официальными языками Судана являются английский и арабский. Однако Конституцией государства установлено положение, согласно которому, правительство субнационального уровня имеет право устанавливать третий язык как дополнительный официальный67. Официальным мажоритарным языком в Южном Судане является английский, однако, муниципалитеты и локальные сообщества вправе развивать собственные языки и устанавливать их в качестве «рабочих»68.
Образование ведётся на английском языке. Основная причина — этническая гетерогенность, в условиях которой именно английский является lingva franca. Кроме того, исторически английский, а не арабский получил в Южном Судане больше распространение (здесь активно действовали христианские миссионеры), а в период борьбы за автономию английский рассматривался как противовес арабскому, с которым ассоциировалась проводившаяся Севером политика исламизации.
Религия. Конституция 2005 г. также закрепляет свободу вероисповедания для традиционных этнических сообществ, в том числе на территории Южного Судана69. Кроме того, Южный Судан является единственной территорией государства, на которую не распространяется система судопроизводства по Шариату70, что также является преференцией.
Обычаи. Конституция также устанавливает свободу этнических групп соблюдать культурные традиции и обычаи данного сообщества и развивать их. 71
64 Ibid. Article 194.
65 Ibid. Article 194.
66 Ibid. Article 200.
67 Ibid. Article 8(4).
68 Ibid. Article 6.
69 Ibid. Article, 47.
70 Einas A. The Comprehensive Peace Agreement and the Dynamics of Post-Conflict Political Partnership in Sudan // Africa Spectrum. Vol. 44. No. 3. P. 141.
71The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 47. URL:
http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714
15
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Гарантии доступа к властным позициям в ЭРА. Формально, гарантии представительства этнических групп Южного Судана не закреплены. По факту SPLM доминирует в административных и военных структурах автономии72. Также, существует специальная программа, согласно которой репрезентация этнических групп Южного Судана на государственной службе должна сохраняться на уровне 20-30%73.
Преференциальные политики: взаимоотношения по линии по линии «регион — этнические группы». Как было указано выше, Конституция Судана 2005 г. закрепляет норму сохранения культурного достояния этнических сообществ и его развития74. Однако помимо федерального закрепления гарантий охраны прав культурных меньшинств, на территории Южного Судана действуют и региональные нормы.
В декабре 2003 г. секретариат SPLM по правовому регулированию и конституционному развитию принял Акт признания этнического, религиозного и племенного разнообразия на территории Южного Судана75. Данный правовой акт признает право на сохранение этнического и культурного многообразия на территории автономии, а также дает право на самоопределение этнических групп, населяющих ее.
В области представительства также регулируется равноправие этнических меньшинств на территории автономии. Т ак, придя к власти, Правительство Южного Судана сформировало локальные границы в соответствии с этнической дифференциацией76. Так, административные границы внутри региона полностью совпадают с этническими. Кроме того, согласно Закону о земле 2009 г. местные сообщества обладают исключительным правом на коренные территории77.
Следует также отметить, что на территории Южного Судана ратифицированы международные правовые нормы, исключающие дискриминацию определенных групп населения. К таковым следует отнести Декларацию прав Человека, Конвенцию гражданских и политических прав и т.д.78 также на территории автономии действует Африканский Устав прав человека и народов, который также гарантирует права на самоопределение и гражданство79.
72 Frahm O. Making borders and identities in South Sudan // Journal of Contemporary African Studies. 2015. P. 2.
73 Weller M. Self-governance in interim settlements: the case of Sudan. Autonomy, Self-governance and Conflict Resolution innovative approaches to institutional design in divided societies. Ed. by Weller M., Wolff S. Taylor & Francis e-Library, 2005. P. 148.
74 The Interim National Constitution of the Republic of the Sudan, 2005. Article 47. URL: http://www.wipo. int/wipolex/ru/text.j sp? file_id=241714
75 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 3-4. P. 422. DOI: .1080/17449057.2011.593364, 2011.
76Frahm O. Making borders and identities in South Sudan // Journal of Contemporary African Studies. 2015. P. 11.
77 Ibid. P.11.
78 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 3-4. P. 412. DOI: .1080/17449057.2011.593364, 2011.
79 Ibid. P. 422.
16
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
Тем не менее, высокая гетерогенность этнического состава ЭРА породила череду конфликтов между этническими группами в регионе. Поскольку доминирующая в регионе SPLM опирается преимущественно на этническую группу динка, это вызывает недовольство других этнических групп Южного Судана. Это приводит к напряженности в межэтнических отношениях и вызывает многочисленные конфликты как по поводу организацию власти в регионе (против доминирования динка борется Белая Армия), так и по другим вопросам, например — распределение ресурсов (конфликт между Мурле, Лу-Нуе и Джикали Нуэр).
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
5. Конфликты и механизмы взаимодействия между органами публичной власти и этническими группами.
Конфликты80. Несмотря на заключение Мирных соглашений (СРА) 9.01.2005 и последующее принятие Конституции Судана, закрепившей особый статус Южного Судана, конфликты между центром и ЭРА не были исчерпаны. В особенности они проявились в столкновениях между SPLA/A (милитаристским крылом партии) и правительственными войсками.
Так, в 2005 году массовые волнения, причиной которых послужила смерть лидера SPLA, повлекли жертвы количеством в 130 человек. К 2006 году интенсивность конфликта повысилась в результате вспышки насилия между SPLA/A и правительственными войсками: в феврале жертвами столкновений стали несколько мирных жителей, а в результате открытого противостояния сил в ноябре пострадали 150 человек. В 2007 году противостояние между сторонами по поводу передислокации войск и установления границ возобновились. В результате череды конфликтов SPLA обвинила NCP в несоответствующем исполнении обязательств, обозначенных в СРА, и объявила о своем выходе из Правительства Национального Единства. Однако в декабре партия возобновила свое пребывание в правительстве. В 2008 году еще одной причиной конфликта послужил статус региона Абей (наиболее богатого региона нефтедобычи в государстве). За год жертвами данного конфликта стало около 350 чел. Попытки урегулирования конфликта состоялись при посредничестве международных акторов. Однако в феврале 2009 жертвами конфликта стали еще 150 чел. Международный Суд в Гааге определил принадлежность большинства месторождений Северному Судану, однако споры за единичные районы нефтедобычи продолжились. Вкупе с предстоящими федеральными и региональными выборами, а также приближением референдума по поводу будущего Южного Судана, уровень насилия как в регионе Абей, так и в Судане в целом возрос. В 2010 году участились нападения на представителей политических элит с обеих сторон, а дискуссии о выходе ЭРА из состава государства становились более напряженными.
Помимо конфликта с федеральным центром, в период с 2005 по 2010 год, в Южном Судане наблюдался ряд внутренних конфликтов. Так, в 2006 году в регионе вспыхнули военные действия между региональными властями и Белой Армии (военная организация, представляет в основном этническую группу нуэров). В 2009 году в штате Джонголеи на территории Южного Судана, происходит вооруженное насилие между локальными этническими сообществами (Мурле, Лу-Нуе и Джикали Нуэр) по поводу распределения земли. В результате конфликта 2000 чел. погибли, около 250 000 чел. были вынуждены мигрировать. Попытка вмешательства в конфликт SPLA не поспособствовала его урегулированию. Кроме того, к 2010 году достигло пика противостояние между правительством Южного Судана и Господней Армией Сопротивления (Lord’s Army of Resistance), угандийской националистической повстанческой группировкой, представляющей интересы народности ачоли. В результате деятельности организации на территории ЭРА возрос уровень насилия: 45 000
80 Conflict Barometer. URL: https://www.hiik.de/en/konfliktbarometer/
18
Автор-составитель: М.В. Исобчук Проект Российского научного
фонда № 15-18-00034 «Обеспечение баланса в межнацио
нальных отношениях:
региональные автономии, целостность
государства и права этнических меньшинств»
чел были вынуждены мигрировать, точное количество жертв убитыми исчисляется сотнями.
Таким образом, в 2010 году Южный Судан характеризовался чередой вооруженных конфликтов, как с федеральным центром, так и между этническими группами, входящими в ЭРА. В январе 2011 года в Южном Судане состоялся референдум по инициативе выхода территории из состава Республики Судан. 98,83% населения автономии проголосовало за независимость, и 9 июля 2011 года Южный Судан обрел суверенитет81.
Механизмы взаимодействия. Регион и этническая группа ЭРА представлены в Национальной Ассамблее посредством двух механизмов:
1. включение в партийные списки представителей автономии согласно соотношению, закрепленному конституционно;
2. представительство этнорегиональных партий, доля мандатов которых также конституционно зафиксирована.
Представители ЭРА обладают правом законодательной инициативы и правом вето.
Ротация постов Президента и Вице-Президента между представителями Севера и Юга. Представительство в Кабинете министров закреплено конституционно: 70 % — Северный Судан, 30% — Южный Судан.
Представители Южного Судана в обязательном порядке должны быть представлены в национальной Избирательной Комиссии, Комиссии по правам человека, Агентство по жалобам населения. Фонд развития и реконструкции Южного Судана как инструмент экономического развития региона, основанный на взаимодействии центрального и регионального правительств.
81 Belloni R. The Birth of South Sudan and the Challenges of Statebuilding // Ethnopolitics: Formerly Global Review of Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 3-4. P. 411. DOI: .1080/17449057.2011.593364.
19
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…