Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период

Организация Объединенных

Концептуальная записка:

Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период

АВГУСТ 2020 ГОДА

Резюме

Пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах и на всех континентах. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся, причем в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего этот показатель составляет 99 процентов.

Кризис усугубляет существовавшую и ранее проблему неравенства в сфере образования, не позволяя значительной доле находящихся в наиболее уязвимом положении детей, молодых людей и взрослых — тех, кто живет в бедных или сельских районах, девочек, беженцев, инвалидов и насильственно перемещенных лиц — продолжать учебу. Кроме того, образовательные потери угрожают охватить и будущие поколения и ликвидировать достигавшийся десятилетиями прогресс, что не в последнюю очередь касается содействию доступу девочек и молодых женщин к образованию и продолжению ими учебы. Если говорить только об экономических последствиях пандемии, то еще около 23,8 миллиона детей и молодых людей (от дошкольников до

студентов высших учебных заведений) могут в следующем году бросить учебу или оказаться без доступа к образованию.

Более того, срыв образовательного процесса имеет и будет иметь серьезные последствия за рамками системы образования. Закрытие учебных заведений затрудняет предоставление важных услуг детям и общинам, включая организацию полноценного питания, сказывается на способности многих родителей выполнять свою работу и способствует росту риска насилия в отношении женщин и девочек.

По мере роста проблем в бюджетно­налоговой сфере и нагрузки на системы оказания помощи в целях развития финансирование образования может оказаться под серьезной угрозой, что усугубит существовавший и до COVID-19 огромный дефицит выделяемых на образование средств. Для стран с низким уровнем дохода и стран с уровнем дохода ниже среднего, например, этот дефицит составлял 148 млрд долл. в год, и в нынешних условиях эта ошеломительная сумма может возрасти почти на треть.

В то же время нельзя не отметить, что кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования. Для обеспечения непрерывности обучения

2 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

и профессиональной подготовки применяются новаторские подходы: от радио- и телетрансляций до предоставления комплектов материалов для изучения на дому. Благодаря оперативным мерам реагирования, принятым для организации бесперебойного учебного процесса правительствами и партнерами во всем мире, в том числе в рамках Глобальной коалиции по вопросам образования под эгидой ЮНЕСКО, были разработаны решения для дистанционного обучения. Кроме того, случившееся послужило поводом вспомнить о важнейшей роли учителей и о том, что на правительствах и других ключевых партнерах лежит постоянная обязанность заботиться о работниках сферы образования.

Тем не менее произошедшие изменения заставляют задуматься о том, что многообещающие перспективы обучения и ускоренную трансформацию методов предоставления качественного образования нельзя рассматривать отдельно от важнейшей задачи добиться того, чтобы никто не был забыт. Это касается детей и молодежи, страдающих от отсутствия ресурсов или благоприятной среды для доступа к обучению. Это касается также педагогов и их потребности в более эффективном освоении новых методов преподавания, а также в поддержке. И наконец это касается образовательного сообщества в целом, включая местные общины, от которых напрямую зависит непрерывность обучения в период кризиса и которые играют важнейшую роль в восстановлении по принципу «сделать лучше, чем было».

Кризис, обусловленный COVID-19, и беспрецедентные сбои в функционировании системы образования пока далеки от завершения. Около 100 стран еще не

объявили дату возобновления работы школ, и во всем мире правительства, профсоюзы, родители и дети задумываются о том, когда наступит и как будет выглядеть следующий этап. Страны начали планировать возобновление занятий во всех своих школах либо по возрастному признаку или принципу возобновления обучения в первую очередь в выпускных классах, либо по принципу точечного открытия школ в районах с наименьшим количеством случаев заражения. Однако учитывая по-прежнему высокую вирулентность вируса, большинство стран, обследованных в мае-июне 2020 года, еще не определились с датой возобновления работы школ. Эти решения влекут за собой огромные социальные и экономические последствия и будут оказывать продолжительное воздействие на педагогов, на детей и молодежь и их родителей — особенно женщин, — а также на общество в целом.

Рекомендации

Чтобы не допустить того, чтобы кризис образования превратился в поколенческую катастрофу, необходимы срочные действия со стороны всех субъектов.

Образование — это не просто одно из основных прав человека. Это основополагающее право, от которого напрямую зависит реализация всех остальных прав человека. Образование — это всеобщее мировое благо, самая мощная движущая сила прогресса в достижении всех 17 целей в области устойчивого развития и основа для справедливого, равноправного, инклюзивного и мирного общества. Когда системы образования рушатся, задача построения мира и процветающего и продуктивного общества становится невыполнимой.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 3

Для смягчения потенциально разрушительных последствий пандемии COVID-19 правительствам и заинтересованным сторонам рекомендуется принимать приведенные ниже стратегические ответные меры.

> ПОДАВЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА И ТЩАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛ: Самой эффективной мерой, которую могут принять страны, чтобы как можно скорее возобновить работу школ и других образовательных учреждений, является подавление передачи вируса в целях сдерживания вспышек заболевания

на национальном или местном уровне. После этого в ходе решения сложной задачи возврата к учебе им следует руководствоваться следующими параметрами: обеспечение безопасности каждого; планирование открытия школ по принципу всеохватности; учет мнений всех заинтересованных лиц; и координация действий с ключевыми субъектами, в том числе с работниками сферы здравоохранения1.

> ЗАЩИТА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: Пандемия обусловила глубочайший за всю современную историю мировой кризис, который будет иметь долгосрочные последствия для экономики и государственных финансов. Национальным властям

и международному сообществу необходимо защищать источники финансирования образования следующими способами: более активная мобилизация внутренних поступлений, резерв доли расходов на образование в

порядке приоритета и решение проблемы неэффективности расходования средств на образование; укрепление международного сотрудничества в целях решения проблемы долгового кризиса; и защита источников официальной помощи в целях развития (ОПР) на цели образования.

> ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПРАВЕДЛИВОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: Повышение устойчивости систем образования позволяет странам решать насущные проблемы, связанные с безопасным возобновлением работы школ,

и готовит их к тому, чтобы более эффективно справляться с будущими кризисами. В этой связи правительства могли бы сосредоточить внимание на следующих аспектах: равенство и инклюзивность; укрепление потенциала в области управления рисками на всех уровнях системы; обеспечение уверенного руководства и координации; и укрепление механизмов консультаций и коммуникации.

> ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И УСКОРЕНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ: Масштабные усилия, предпринятые за короткое время в порядке реагирования на потрясения в системах образования, напоминают нам о том, что преобразования достижимы. Необходимо воспользоваться этой возможностью, чтобы найти новые способы преодоления кризиса в сфере образования и выработать комплекс решений, претворение которых в жизнь ранее считалось труднодостижимым или невозможным.

1 Рекомендации Организации Объединенных Наций и других партнеров в сфере образования.

4 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

Прилагая усилия в этом направлении, следует ориентироваться на следующие отправные точки: решение проблемы утраты знаний и предотвращение отсева, особенно среди представителей маргинализированных групп; развитие навыков в рамках программ расширения возможностей для трудоустройства; поддержка педагогической профессии и обеспечение готовности учителей;

расширение определения права на образование посредством включения в него права на электронный доступ; устранение барьеров для электронного доступа; повышение качества данных и средств мониторинга в сфере образования; повышение уровня согласованности и гибкости в отношении различных ступеней и типов обучения и подготовки.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 5

I. Потрясения и отголоски пандемии

МИР ОБРАЗОВАНИЯ ДО COVID-19

Еще до пандемии население мира сталкивалось со значительными трудностями в реализации права на образование как одного из основных прав человека. Несмотря на почти всеобщий охват начальным образованием в большинстве стран, огромное число детей — более 250 миллионов — не посещали школу2 и почти 800 миллионов взрослых были неграмотными3.

Более того, даже для детей, зачисленных в школы, приобретение знаний отнюдь не гарантированно. По оценкам, около 387 миллионов (56 процентов) детей начального школьного возраста во всем мире не имеют базовых навыков чтения4.

Задача финансирования образования еще до COVID-19 была крайне трудновыполнимой. По оценкам, на начало 2020 года дефицит финансовых средств для достижения цели 4 в области устойчивого развития (качественное образование)

в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего ежегодно составлял ошеломительную сумму в размере 148 млрд долл. США5 Согласно прогнозам, в результате обусловленного COVID-19 кризиса этот дефицит средств увеличится примерно на треть6.

ЗАКРЫТИЕ ШКОЛ И НАРУШЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Пандемия COVID-19 вызвала крупнейший за всю историю срыв образовательного процесса и уже оказала практически повсеместное воздействие на учащихся и преподавателей во всем мире и на работу дошкольных заведений, средних школ, учреждений технического и профессионального образования и подготовки, университетов, учреждений для обучения взрослых и центров повышения квалификации. К середине апреля 2020 года пандемия затронула

2 258 миллионов в 2018 году, по данным Статистического института ЮНЕСКО. «Out-of-School Children and Youth”, URL: htto://uis. unesco.org/en/ topic/out-school-children-and-youth.

3 773 миллиона по последним данным Статистического института ЮНЕСКО: http://uis.unesco.org/en/tooic/literacy.

4 Фактологический бюллетень Статистического института ЮНЕСКО за 2017 год. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/ documents/fs46-more-than-half-children-not-learning-en-2017.odf.

5 UNESCO: «The impact of COVID-19 on the cost of achieving SDG 4”, GEM Report Policy Paper 42 (готовится к публикации).

6 Ibid.

6 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

94 процента учащихся, то есть 1,58 миллиарда детей и молодых людей (от дошкольников до студентов высших учебных заведений) в 200 странах мира.

Способность принимать меры реагирования в связи с закрытием школ в огромной степени зависит от уровня развития: например, во втором квартале 2020 года

в странах с низким индексом развития человеческого потенциала 86 процентов детей начальных классов фактически прекратили обучение, в то время как в странах с очень высоким индексом развития человеческого потенциала этот показатель составлял всего 20 процентов7.

РИСУНОК 1: ДЕФИЦИТ СРЕДСТВ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦУР 4 ДО COVID-19 (в млн долл. США)

Прогноз затрат на образование, 2015 год Прогноз затрат на образование, 2020 год (до COVID-19)

• Более медленный прогресс, чем в прогнозах • Более высокая стоимость обучения на одного

• Большее число учащихся, чем в прогнозах человека

• Более высокая стоимость обучения на одного человека • Большая доступность данных

Источник: UNESCO Global Education Monitoring Report (2020). Новые реалии в сфере образования в эпоху COVID, прогноз затрат.

7 United Nations Development Programme (UNDP). COVID-19 and human development: Assessing the crisis, envisioning the recovery. 2020 Human Development Perspectives, 2020, New York: UNDP, available at http://hdr.undp.org/en/hdp-covid.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 7

РИСУНОК 2: ЧИСЛО ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ КОСНУЛОСЬ ЗАКРЫТИЕ ШКОЛ ПО ВСЕМУ МИРУ

Доля учащихся, которых коснулось закрытие школ по всей стране

Страны с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего

Страны с уровнем дохода выше среднего и высоким уровнем дохода

Источник: https://en.unesco.orq/covid19/educationresponse и расчеты авторов.

В Африке, особенно в Сахельском регионе, остановка работы школ в масштабах целых стран на фоне COVID-19 случилась в то время, когда очень многие школы уже оставались закрытыми на протяжении нескольких месяцев из-за крайне небезопасной обстановки, забастовок или неблагоприятных климатических условий. COVID-19 усугубляет ситуацию в сфере образования в странах Африки к югу от Сахары, где еще до пандемии проживало 47 процентов из 258 миллионов насчитывающихся во всем мире детей, не посещающих школу (30 процентов — из-за конфликтов и чрезвычайных ситуаций)8.

В условиях повышенной хрупкости систем образования такой перерыв в течение учебного года в непропорционально большей степени скажется на наиболее уязвимых учащихся, не имеющих надлежащих условий для продолжения учебы на дому. Присутствие детей дома может также привести к ухудшению экономического положения их родителей, которые должны изыскивать варианты ухода за ними или нести дополнительные расходы в связи с недоступностью школьных обедов.

8 Фактологический бюллетень № 56 Статистического института ЮНЕСКО за 2019 год. URL: http://uis.unesco.orq/sites/default/ files/documents/new-methodoloqy-shows-258-million-children-adolescents-and-youth-are-out-school.pdf.

8 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

Все большую тревогу вызывает то обстоятельство,что в отсутствие надлежащей поддержки эти дети, возможно, никогда не вернутся в школу9. Это приведет к обострению существовавшего ранее неравенства и может свести на нет прогресс в достижении цели 4 и других целей в области устойчивого развития10, а также усугубить существующий кризис в сфере образования11 и в еще большей степени дестабилизировать социально-экономическое положение беженцев и перемещенных лиц12.

ПРОБЛЕМОЙ ЗАТРОНУТЫ ВСЕ УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ

Пандемия COVID-19 нарушила ход течения повседневной жизни, и около 40 миллионов детей во всем мире, которым предстоит вскоре приступить к учебе, упустили возможность получить важное дошкольное образование13. Следовательно, они были лишены возможности находиться в поучительной и развивающей среде, осваивать новые навыки, взаимодействовать со сверстниками и (в некоторых случаях) получать надлежащее питание. Велика вероятность того, что такое

развитие событий окажет в долгосрочной перспективе негативное воздействие на здоровье и развитие таких детей, особенно детей из бедных и неблагополучных семей14.

Что касается систем профессионально­технического образования и подготовки, то кризис вывел на первый план такие факторы уязвимости, как низкий уровень цифровизации и давние структурные недостатки. Срыв рабочих процессов затруднил реализацию программ стажировки и обучения на рабочем месте, которые являются важнейшими элементами функциональной и отвечающей потребностям рынка системы профессионально­технического образования.

В сфере высшего образования, где дистанционное обучение, в большинстве случаев, приняло форму трансляции записанных лекций и работы сонлайн- платформами, некоторые университеты приостановили свою работу на неопределенный срок из-за отсутствия инфраструктуры информационных технологий (ИТ) как для студентов, так и для преподавателей. Кроме того, без ответа остается вопрос о том, как упорядочивать программы работы на семестр и на учебный год, поскольку некоторые дисциплины

9 В недавно опубликованной в журнале «Экономист» статье говорится о случаях, когда после периода изоляции и карантина молодые девушки оказываются вынуждены вступить в брак или беременеют и, следовательно, могут уже никогда не вернуться к учебе. См. https://www.economist.com/international/2020/07/18/ school-closures-in-poor-countries-could-be-devastating.

10 Обусловленный коронавирусом сбой в оказании услуг грозит обратить вспять достигавшийся десятилетиями прогресс в деле защиты детей и беременных женщин от ВИЧ. UNICEF, «Children, HIV and AIDS”, available at https://data.unicef.org/resources/, children-hiv-and-aids-how-will-progress-be-impacted-by-covid-19.

11 До пандемии 258 миллионов детей и подростков начального и среднего школьного возраста не посещали школу, и из-за низкого качества школьного образования даже те, кто посещал школу, учились крайне мало. World Bank, «The COVID-19 Pandemic: Shocks to education and policy responses”, available at https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/, the-covid19-pandemic-shocks-to-education-and-policy-responses.

12 The United Nations Refugee Agency (UNHCR), «Stepping Up — Refugee education in crisis”, 2019, available at https://www.unhcr.org/, steppingup.

13 UNICEF, «Childcare in a global crisis: the impact of COVID-19 on work and family life”, available at https://www.unicef-irc.org/arti- cle/2027-40-million-children-miss-out-on-early-education-in-critical-pre-school-year-due-to.html.

14 United Nations, «The impact of COVID-19 on children” (https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020-04/160420 Covid Children Policy Brief.pdf).

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 9

можно было успешно преподавать в удаленном формате, в то время как для других предметов это было невозможно.

ОБОСТРЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ

Во время обусловленного COVID-19 кризиса примерно 40 процентов беднейших стран не смогли оказать поддержку учащимся, находящимся в группе риска15, и прошлый опыт показывает, что при принятии ответных мер в связи со вспышками заболеваний как неравенство в сфере образования, так и гендерное неравенство, как правило, остаются без внимания16. Из-за домашних дел и необходимости вести домашнее хозяйство или участвовать в сельскохозяйственных работах дети, и особенно девочки, могут не располагать достаточным временем для учебы. Проблемы детей-инвалидов, которые и до вспышки эпидемии находились в маргинализированном положении, не всегда учитываются при разработке стратегий дистанционного обучения17.

Дети из числа беженцев и насильственно перемещенных лиц находятся в еще более уязвимом положении и лишены доступа к вспомогательным услугам, предлагаемым в школах, таким как программы школьного питания и психосоциальной поддержки.

В наиболее неблагоприятном положении оказываются учащиеся, не обладающие достаточными цифровыми навыками и в наименьшей степени имеющие доступ к аппаратным средствам и средствам связи, необходимым для дистанционного обучения в период закрытия школ. Из 21 европейской страны, где проводилось соответствующее обследование, в половине стран ученики четвертого класса из более низких социально-экономических слоев населения имели в два раза меньше шансов получить доступ к интернету, чем их более привилегированные сверстники18. В 7 странах с низким уровнем дохода у менее 10 процентов беднейших домашних хозяйств есть электричество19.

Многие учащиеся в развивающихся странах, особенно ученики младших классов и представители меньшинств, плохо владеют языком, на котором ведется обучение20. Даже если им предоставлялись понятные для них материалы, из-за таких аспектов, как условия дома, экономические трудности и малограмотность родителей (включая навыки работы с цифровыми технологиями), многие дети не могли рассчитывать на стабильную среду и поддержку в обучении, необходимые им для адаптации к новым способам приобретения знаний. В большинстве европейских стран у детей из наименее благополучных в социально-экономическом плане семей зачастую нет возможности уделять время чтению, заниматься в тихом помещении и пользоваться

15 UNESCO, Global Education Monitoring (GEM) Report, 2020: Inclusion and education: all means all, 2020, available at https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000373718.

16 IIEP-UNESCO, «COVID-19 school closures: Why girls are more at risk”, available at http://www.iiep.unesco.org/en/ covid-19-school-closures-why-girls-are-more-risk-13406.

17 United Nations, «Policy Brief: The impact of COVID-19 on children”, available at https://unsdg.un.org/sites/default/files/2020- 04/160420 Covid Children Policy Brief.pdf.

18 European Commission, «Educational inequalities in Europe and physical school closures during COVID-19”, available at https://ec.eu- ropa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/fairness pb2020 wave04 covid education jrc i1 19jun2020.pdf.

19 К ним относятся Гамбия, Гвинея-Бисау, Кирибати, Кот-д’Ивуар, Лесото, Мавритания и Судан.

20 UNESCO, GEM Report, 2020.

10 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

поддержкой родителей, когда закрыты школы. Как в странах с низким уровнем дохода, так и в странах с уровнем дохода выше среднего дети из беднейших семей получают значительно меньше помощи с выполнением домашних заданий21.

Как ожидается, краткосрочные и долгосрочные образовательные потери будут значительными. По оценкам канадских исследователей, из-за пандемии разрыв в социально-экономических навыках может увеличиться более чем на 30 процентов22. Всемирный банк определил три варианта развития событий в связи с потерями в обучении (рисунок 3): снижение среднего уровня знаний для всех учащихся, более широкий разброс в показателях успеваемости вследствие крайне неравномерного воздействия кризиса на различные группы населения и значительный рост числа учащихся с крайне низким уровнем успеваемости, в частности из-за массового отсева23. Следовательно, в результате одного закрытия школ еще 25 процентов учащихся могут опуститься ниже базового уровня грамотности, необходимого для эффективного и продуктивного участия в жизни общества и для продолжения учебы24.

На базовом уровне образования последствия могут быть самыми серьезными. Моделирование процессов по развивающимся странам, участвующим в Программе международной оценки успеваемости учащихся, позволяет предположить, что в отсутствие мер по исправлению положения сокращение возможностей для обучения на одну треть (что эквивалентно закрытию школы на три месяца) в третьем классе может привести к тому, что 72 процента учащихся отстанут настолько, что к десятому классу они либо бросят учебу, либо окажутся неспособны чему-либо научиться в школе25. В течение всей жизни учащегося экономический ущерб в результате неполученного заработка может достигать 16 000 долл. США, что в мировом масштабе со временем будет означать потерю заработка в размере 10 трлн долл. США26.

21 UNICEF, «How involved are parents in their children’s learning? MICS6 data reveal critical insights”, available at https://blogs.unicef.org/ evidence-for-action/parental-involvement-childrens-learning.

22 Catherine Haeck and Pierre Lefebvre, Program for International Student Assessment (PISA), «Pandemic school closures may increase inequality in test scores”, Working Paper No. 20-03,June 2020, available at https://grch.esg.uqam.ca/wp-content/uploads/sites/82/ Haeck Lefebvre GRCH WP20-03-5.pdf.

23 World Bank, «We should avoid flattening the curve in education — Possible scenarios for learn­

ing loss during the school lockdowns”, 13 April 2020, available at https://blogs.worldbank.org/education/ we-should-avoid-flattening-curve-education-possible-scenarios-learning-loss-during-school.

24 World Bank, «Simulating the Potential Impacts of the COVID-19 School Closures on Schooling and Learning Outcomes: A set of Global Estimates”, 18 June 2020, available at https://www.worldbank.org/en/topic/education/publication/ simulating-potential-impacts-of-covid-19-school-closures-learning-outcomes-a-set-of-global-estimates.

25 Michelle Kaffenberger, «Modeling the long-run learning impact of the COVID-19 learning shock: Actions to (more than) mitigate loss”, RISE Insight Series. 2020/017, 4 June 2020, available at https://doi.org/10.35489/BSG-RISE-RI 2020/017.

26 World Bank, «COVID-19 Could Lead to Permanent Loss in Learning and Trillions of Dollars in Lost

Earnings” , 18 June 2020, available at https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2020/06/18/ covid-19-could-lead-to-permanent-loss-in-learning-and-trillions-of-dollars-in-lost-earnings.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 11

Более низкий средний балл

о

Кривая A

Кривая B

Успеваемость

РИСУНОК 3. ВАРИАНТЫ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЛЕ COVID-19: БОЛЕЕ НИЗКИЙ СРЕДНИЙ БАЛЛ, БОЛЬШЕЕ СТАНДАРТНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ ИЛИ РЕЗКОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТСЕВА

Большее стандартное отклонение

Резкое увеличение показателей отсева

Источник: https://bloqs.worldbank.orq/education/we-should-avoid-flatteninq-curve-education-possible-scenarios-learn- ing-loss-during-school.

ОЖИДАЕМЫЙ РОСТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТСЕВА

Велика вероятность того, что, помимо потери знаний, усилению неравенства с точки зрения образовательных достижений будет способствовать изменение экономического положения домохозяйств. Миллионы людей могут оказаться в условиях крайней нищеты, а эмпирические данные свидетельствуют о том, что дети из семей, относящихся к беднейшей

квинтильной группе, имеют значительно меньше шансов получить начальное и неполное среднее образование, чем дети из семей, относящихся к богатейшей квинтильной группе; во многих странах Африки к югу от Сахары, а также в Гаити, Иордании, Непале и Пакистане этот разрыв может превышать 50 процентных пунктов.

Если говорить только об экономических последствиях пандемии, то, по оценкам ЮНЕСКО, еще около 23,8 миллиона детей и молодых людей (от дошкольников до студентов высших учебных заведений) могут в следующем году бросить учебу или оказаться без доступа к образованию27. Общее число детей, которые не смогут вернуться к учебе из-за закрытия школ, скорее всего, будет еще больше. Ввиду закрытия школ девочки и молодые женщины становятся более уязвимыми для проблемы детских браков, ранней беременности и гендерного насилия, причем все эти факторы снижают вероятность того, что они смогут возобновить обучение28.

В результате совокупного воздействия последствий пандемии для мировой экономики и закрытия школ кризис в сфере образования может превратиться в поколенческую катастрофу.

Т1 UNESCO, «COVID-19 Education Response: How many students are at risk of not returning to school?” advocacy paper, June 2020.

28 Global Partnership for Education (GPE), «Opinion: Don’t let girls’ education be another casualty of the coronavirus”, 1 May 2020, available at https://www.globalpartnership.org/news/opinion-dont-let-girls-education-be-another-casualty-coronavirus.

12 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Срыв образовательного процесса будет иметь серьезные последствия и за рамками системы образования. Многие из этих последствий были изложены в предыдущих концептуальных записках и включают, в том числе, отсутствие продовольственной безопасности29, экономическую нестабильность и насилие в отношении женщин и девочек.

Закрытие школ и других образовательных учреждений препятствует предоставлению основных услуг детям и общинам. Утрата школьных обедов и других услуг в области здравоохранения и питания в первые месяцы пандемии коснулась 370 миллионов детей в 195 странах30 и привела к росту масштабов голода и неполноценного питания среди самых обездоленных. В то же время некоторые страны смогли приспособиться и не прерывать программы школьного питания31. Кризис сказался также на оказании медицинских и психосоциальных услуг, поскольку учебные заведения, помимо прочего, служат платформами для профилактики, диагностики и консультирования.В результате уязвимые группы населения были лишены как основных услуг, так и механизмов социальной защиты.

Как и предыдущие пандемии, вспышка COVID-19 показала, что закрытие учебных заведений сопряжено с повышенным риском для женщин и девочек, поскольку они в большей степени уязвимы для различных видов жестокого обращения, таких как насилие в семье, секс за вознаграждение, а также ранние и принудительные браки32.

Закрытие учебных заведений также повлияло на способность многих родителей работать. Значительная доля занятых родителей полагается на детские сады и школы. В таких странах, как Великобритания, Германия, Италия, США и Франция, 60 процентов родителей не смогли найти альтернативу школам и детским садам. Результаты недавно проведенного исследования указывают на то, что женщины в большей степени вынуждены тратить дополнительное время на уход за детьми и домашние дела33. В сочетании с наблюдающимися экономическими потрясениями это обстоятельство, по всей видимости, будет способствовать увеличению разрыва в доходах и, следовательно, усугублению гендерного неравенства. Кроме того, согласно исследованиям, потерянное рабочее время будет соответствовать вплоть до 400 млн рабочих мест с полной занятостью34.

29 The United Nations World Food Programme (WFP) estimates that by the end of 2020 the number of people experiencing hunger will increase to 270 million, «Global Monitoring of School Meals During COVID-19 School Closures”, available at https://cdn.wfp.org/2020/ school-feeding-map.

30 Ibid.

31 Economic Commission for Latin America (ECLAC), «The social challenge in times of COVID-19”, available at https://repositorio.cepal. org/bitstream/handle/11362/45544/1/S2000324 en.pdf.

32 United Nations, «Policy Brief: The Impact of COVID-19 on Women”, April 2020, available at https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/ policy brief on covid impact on women 9 apr 2020 updated.pdf; UNESCO, «Addressing the gender dimensions of school closures”, COVID-19 Education Response, Education Sector Issue Notes, Issue Note N° 3.1, available at https://unesdoc.unesco.org/arlc/48223/ pf0000373379.

33 Matt Krents and others, «Easing the COVID-19 burden on working parents”, BCG, 21 May 2020, available at https://www.bcg.com/ publications/2020/helping-working-parents-ease-the-burden-of-covid-19.

34 International Labour Organization (ILO), «ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Fifth edition”, 30 June 2020, available at https:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/documents/briefingnote/wcms 749399.pdf.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 13

По мере того как родители, лишившиеся источника дохода, вынуждены принимать трудные решения, показатели зачисления в школу и образования девочек могут снижаться, а показатели детского труда, вербовки и эксплуатации — повышаться. Учитывая, что из-за COVID-19 число людей, живущих в условиях крайней нищеты, может увеличиться на 71-100 миллионов человек, необходимо уделить внимание проблемам отсева и упущенных возможностей, которые могут повлиять на решение родителей содействовать образованию своих детей35.

Закрытие школ будет иметь не только непосредственные экономические последствия, но и долгосрочный эффект. Предполагается, что индекс развития человеческого потенциала, треть которого составляет компонент образования, впервые с момента его разработки существенно упадет (рисунок 4).

РИСУНОК 4. ИНДЕКСУ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА С МОМЕНТА ЕГО РАЗРАБОТКИ В 1990 ГОДУ ГРОЗИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ПОНИЖЕНИЕ

(Годовые колебания индекса развития человеческого потенциала)

Источник: данные Отдела по подготовке «Доклада о развитии человека» и результаты моделирования, см.

http://hdr.undp.orq/sites/default/files/covid-19_and_human_development_0.pdf.

35 World Bank, «Projected poverty impacts of COVID-19”, available at https://www.worldbank.orq/en/topic/poverty/brief/ projected-poverty-impacts-of-COVID-19.

14 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

II. Экспериментальное образование в эпоху COVID-19

На фоне кризиса здравоохранения, повлекшего за собой огромные социально-экономические потрясения, системы образования во всем мире были вынуждены стремительно принимать меры реагирования и адаптации. Правительства оперативно предприняли шаги для обеспечения непрерывного обучения и безопасности учащихся и сотрудников сферы образования, закрыв школы36 аи другие учебные заведения. При этом неравное распределение возможностей для использования различных форм обучения в период закрытия учебных заведений, скорее всего, приведет к несправедливости в долгосрочной перспективе.

ШИРОКИЙ СПЕКТР ИНСТРУМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Обеспечение непрерывности обучения на фоне закрытия школ стало приоритетной задачей для правительств всех стран мира, многие из которых задействовали ИКТ и обязали учителей вести занятия

по интернету. Как показано на рисунке 5, некоторые методы, по сообщениям стран, применяются в большей степени, чем другие, что зависит от уровня образования и варьируется от региона к региону. В районах с ограниченным доступом к интернету правительства используют более традиционные способы дистанционного обучения, зачастую представляющие собой сочетание образовательных теле- и радиопередач, а также распространение печатных материалов.

Относительно немногие страны занимаются оценкой показателей внедрения и эффективности методов дистанционного обучения. При этом имеющиеся сведения указывают на различия в степени охвата: в странах с высоким уровнем дохода дистанционным обучением охвачено примерно 80-85 процентов учащихся, в то время как в странах с низким уровнем дохода этот показатель снижается до менее 50 процентов37.

Этот недостаток в значительной степени объясняется цифровым разрывом и тем, что обездоленные группы

36 В настоящей концептуальной записке говорится о секторе образования и подготовки в целом, включая техническое и профессиональное образование и подготовку и образование для взрослых. Для удобства читателя далее по тексту под термином «сфера образования» подразумевается весь сектор. Аналогичным образом термин «школа» используется для обозначения центров дошкольного образования, школ, учебных комбинатов, университетов и т. д.

37 По итогам совместного обследования ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, май и июнь 2020 года. Из 116 стран- респондентов лишь немногие сообщили о мониторинге фактического использования средств дистанционного обучения. URL: htto://tcg.uis.unesco.org/survey-education-covid-school-closures.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 15

населения имеют ограниченный доступ к таким базовым бытовым услугам, как электроснабжение; отсутствием технологической инфраструктуры38, и низким уровнем цифровой грамотности среди учащихся, родителей и учителей.

В связи с закрытием школ возникла необходимость пересмотреть используемые методы оценки успеваемости учащихся, а в некоторых случаях — в значительной степени отказаться от них39. В большинстве стран экзамены были перенесены на более поздний срок; в некоторых странах они были отменены; еще в ряде стран вместо них стала проводиться непрерывная аттестация или применяться альтернативные решения, такие как проведение выпускных экзаменов в формате онлайн-тестирования. Инновационным методам непрерывной аттестации уделяется пристальное внимание. За успеваемостью учащихся можно следить посредством проведения опросов с помощью мобильных телефонов, отслеживания статистики использования и эффективности учебных платформ и приложений, а также оперативной учебной аттестации для выявления пробелов в знаниях40. Каждое решение сопровождается своими трудностями, главным образом с точки зрения справедливости.

В некоторых секторах дистанционное обучение сопряжено с конкретными проблемами. Что касается подсектора

учреждений для детей младшего возраста, то некоторые страны смогли организовать для детей от 3 до 6 лет виртуальные детские сады. Ряду стран удалось адаптировать программы профессионально-технических стажировок и работу центров обучения на рабочем месте41. Во многих высших учебных заведениях переход на дистанционное обучение послужил поводом расширить охват гибких форм обучения и подготовить условия для постепенного внедрения большего количества онлайн-программ в этом подсекторе в будущем42.

Долгосрочные решения должны внедряться с учетом полученного опыта и на основе широкого использования технологий для обеспечения непрерывности обучения во время пандемии, в том числе для наиболее маргинализированных слоев населения.

Ниже приводятся некоторые примеры такой практики.

УСИЛИЯ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ В ЦЕЛЯХ СОДЕЙСТВИЯ ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ

По мере внедрения государствами практики дистанционного обучения учащиеся с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с трудностями, обусловленными отсутствием

38 Согласно недавно проведенному исследованию ЮНИСЕФ, в 71 стране (из 183 стран, по которым имеются данные) менее половины населения имеет доступ к интернету, причем внутри стран наблюдается значительное неравенство. Телевидение и радиовещание доступно не всем группам населения; между городскими и сельскими районами существуют большие различия. В 40 из 88 стран, по которым имеются данные, доля владельцев телевизоров более чем в два раза выше среди городских домохозяйств, чем среди сельских домохозяйств. Наибольшее неравенство наблюдается в странах Африки к югу от Сахары. URL: https://www.unicef-irc.orq/publications/pdf/IRB%202020-10%20CL.pdf.

39 UNESCO, «Review of hiqh-stakes exams and assessments during COVID-19», available at https://en.unesco.orq/sites/default/files/ unesco review of hiqh-stakes exams and assessments durinq covid-19 en.pdf.

40 UNICEF, «Puttinq the ‘learninq’ back in remote learninq», June 2020, available at https://www.unicef.orq/qlobalinsiqht/sites/unicef.orq. qlobalinsiqht/files/2020-06/UNICEF-Global-Insiqht-remote-learninq-issue-brief-2020.pdf.

41 Например, Бразилия, Кения, Коста-Рика, Филиппины, Южный Судан. ILO, «TVET and skills development in the time of COVID-19», 28 April 2020, available at https://qemreportunesco.wordpress.com/2020/04/28/tvet-and-skills-development-in-the-time-of-covid-19.

42 International Association of Universities, IAU Global Survey Report: The Impact of COVID-19 on higher education around the world, 2020, available at https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau covid19 and he survey report final may 2020.pdf.

16 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

РИСУНОК 5. ВЫБОР СТРАНОЙ МЕТОДА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРИОД ЗАКРЫТИЯ ШКОЛ ОПРЕДЕЛЯЛСЯ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКОЙ (в процентах)

Карибский Карибский

бассейн бассейн

Печатные материалы

100

75

Д .11.11 .1 IIII

Африка Азия Европа Латинская Океания Америка и Карибский бассейн

Карибский бассейн

Старшие средние классы

Дошкольное образование

Начальные Младшие

классы средние классы

Источник: Общая база данных ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, май-июнь 2020 года, http://tcg.uis.unesco.org/ survey-education-covid-school-closures.

необходимого оборудования, доступа к интернету, пригодных для их использования материалов и поддержки, которая позволила бы им проходить онлайн-программы. Некоторые страны разрабатывают инструменты и ресурсы для учащихся с ограниченными возможностями и их родителей. Для этого необходима дополнительная проработка функций доступа для инвалидов, таких как речевое сопровождение, видео с сурдопереводом

и упрощенный текст, а также обеспечение наличия вспомогательных устройств и в некоторых случаях особых приспособлений. Например, для удовлетворения потребностей 700 детей-инвалидов, обучающихся в лагерях беженцев Азрак и Заатари в Иордании, одним из новаторских решений стало использование прозрачных масок, чтобы глухие дети могли по-прежнему читать по губам43.

43 UNESCO, GEM Report, 2020, available at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373718. Janet Lennox and Wongani Taulo, «Three innovative responses to COVID-19 that have removed barriers to learning for the most marginalized”, World Education Blog, available at https://gemreportunesco.wordpress.com/2020/07/13/ three-innovative-responses-to-covid-19-that-have-removed-barriers-to-learning-for-the-most-marginalised.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 17

Негативные последствия закрытия школ на долгий срок в непропорционально большей степени сказываются на детях из числа перемещенных лиц. Эта ситуация особенно опасна для девочек, которые в наибольшей мере подвержены риску навсегда бросить учебу. В этой связи УВКБ в рамках национальных мер реагирования предприняло шаги для обеспечения для детей и молодежи из числа перемещенного населения доступа к альтернативным методам дистанционного обучения и организовало для учителей занятия по вопросам охраны здоровья и мероприятия по повышению осведомленности общин о COVID-19, а также модернизировало объекты водоснабжения и санитарии в учебных заведениях и вблизи них.

Более 70 стран модифицировали свои программы школьного питания, чтобы продолжать оказывать поддержку детям в период закрытия школ. Почти 50 стран обеспечивают для детей и их семей питание на дому различными способами, в том числе посредством ежедневной доставки продуктов питания и распределения предварительно упакованных пайков из расчета на один месяц. Двадцать две страны предоставляют вместо школьных обедов ваучеры или наличные средства, на которые семьи могут купить продукты питания или другие предметы первой необходимости. С начала кризиса около 6,9 миллиона учащихся в 45 странах с низким уровнем дохода получали от правительства при поддержке системы Организации Объединенных Наций продовольственную помощь на дому44.

РИСУНОК 6. ДОЛЯ УЧИТЕЛЕЙ, ПРОДОЛЖАЮЩИХ ПРЕПОДАВАНИЕ, В РАЗБИВКЕ ПО УРОВНЮ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОСОБУ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (в процентах по группам)

100

75

50

25

I. 11 11 11 II II II II

Старшие средние классы

0

Дошкольное образование

Начальные классы

Младшие средние классы

Печатные материалы для изучения на дому Образовательные Мобильные средства Интернет

телевизионные и связи

радиопрограммы

Источник: Совместное исследование ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, май-июнь 2020 года, URL: http://tcg.uis.unesco. org/survey-education-covid-school-closures.

44 WFP, «Global monitoring of school meals during COVID-19 school closures”, available at https://cdn.wfp.org/2020/school-feeding-map.

18 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

ПОДДЕРЖКА УЧИТЕЛЕЙ

С самого начала пандемии преподавателям было поручено внедрять методы дистанционного обучения — зачастую без достаточной методической помощи, подготовки или ресурсов. Как показано на рисунке 6, это имело место на всех уровнях образования. Во многих случаях преподаватели имели возможность повышать свою квалификацию посредством участия в онлайн-программах и использования телефонных и видеоприложений, однако преподаватели, находящиеся в маргинализированном положении, вряд ли имели доступ к такой поддержке. Веб­приложения для проведения занятий и приложения для обмена сообщениями стали полезными инструментами и новыми средствами общения с учениками и коллегами-педагогами.

Преподаватели во всем мире оказались в основном не готовы обеспечивать непрерывность обучения и переходить на новые методы преподавания. В странах Африки к югу от Сахары лишь 64 процента учителей начальных школ и 50 процентов учителей средних школ имеют хотя бы минимальную подготовку, которая зачастую не включает в себя базовые цифровые навыки45. Даже в условиях наличия надлежащей инфраструктуры и доступа к интернету многие педагоги не обладают самыми элементарными навыками работы с ИКТ, а, следовательно, им будет трудно продолжать развиваться профессионально,

не говоря уже о качественном дистанционном преподавании46. Обусловленный COVID-19 кризис продемонстрировал, что система подготовки учителей как на этапе первоначального обучения, так и повышения квалификации в ходе работы нуждается в реформировании в целях более эффективного развития у учителей навыков использования новых средств преподавания.

Учителя были вынуждены рисковать здоровьем, продолжая вести очные занятия для детей работников служб жизнеобеспечения и детей из уязвимых групп. Помимо страха заразиться вирусом, люди боялись лишиться заработной платы и льгот — и все это на фоне возросшей рабочей нагрузки и домашних обязанностей. Это особенно касается женщин-педагогов, которые были вынуждены продолжать преподавать, выполняя при этом львиную долю обязанностей по дому.

Некоторые страны включили в свои планы действий в чрезвычайных ситуациях, пособия и руководства для учителей и местных ассоциаций оказание психологической поддержки; дополнительное содействие оказывают НПО. Все больше учителей сами будут нуждаться в психологической поддержке, чтобы быть способными удовлетворять потребности своих учеников47. В отсутствие такой поддержки стресс может привести к полному выгоранию, что повлечет за собой большое число прогулов и даже может вынудить некоторых учителей бросить работу, ставя под угрозу усилия, направленные на повышение устойчивости школ48.

45 International Task Force on Teachers for Education 2030, «COVID-19: A global Crisis for Teaching and Learning”, available at https:// teachertaskforce.org/knowledge-hub/covid-19-global-crisis-teaching-and-learning.

46 UNESCO, «Education Sector Issue Note 2.2”, available at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373338/PDF/373338eng.pdf.multi.

47 INEE, «Supporting teachers in crisis contexts during COVID-19”, April 2020, available at https://inee.org/system/files/resources/ COVID-19%20Webinar%20Series%20-%20Webinar%205.pdf.

48 UNESCO, «Supporting teachers and education personnel during times of crisis”, available at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/ pf0000373338.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 19

COVID-19 по-разному влияет на занятость и заработную плату. По последним данным, лишь в малой части стран не были выплачены вознаграждения учителям государственных учебных заведений49. При этом довольно распространенными явлениями были отпуска без содержания или задержки с выплатой окладов50. В государственном секторе особенно пострадали учителя на временных контрактах, поскольку такие контракты не продлевались, а учителя на должностях с почасовой оплатой труда не могли работать.

В странах с низким уровнем дохода в ситуациях, когда родители перестали платить за обучение, а учителя не могли преподавать удаленно, учителя лишись источника средств к существованию.

Обследование, проведенное Международной ассоциацией просвещения, показало, что почти две трети из 93 профсоюзов учителей из 67 стран сообщили о том, что работники образования в частных учебных заведениях оказались в трудном положении, причем больше всего пострадали учителя, работающие по временным контрактам, и вспомогательный персонал (рисунок 7)51. Преподаватели-беженцы зачастую не входят в национальную систему образования и тоже подвержены риску утраты заработной платы и рабочих мест в период закрытия школ. Если негосударственная система образования потерпит крах, будь то сейчас или в будущем, государственные образовательные учреждения будут вынуждены принять большое число дополнительных учеников52.

РИСУНОК 7. ЗАКРЫТИЕ ШКОЛ ОКАЗАЛО СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (в процентах)

Источник: Education International, «COVID-19 and Education: How Education Unions are Responding, Survey Report”, available at https://issuu.com/educationinternational/docs/2020_covid19_survey_report_enq_final.

49 UNESCO/ILO, «Supporting teachers in back-to-school efforts: guidance for policy-makers”, available at https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000373479.

50 Education International, «COVID-19 and Education: How Education Unions are Responding, Survey Report”, available at https://issuu. com/educationinternational/docs/2020 covid19 survey report eng final.

51 Ibid.

52 UNESCO, GEM Report, 2020, available at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373718. «Why non-state education requires support in the current pandemic”, World Education Blog, available at https://gemreportunesco.wordpress.com/2020/05/13/ why-non-state-education-requires-support-in-the-current-pandemic.

20 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

Невыплата заработной платы учителям не только угрожает благополучию отдельных лиц, семей и сообществ, но и создает помехи для качественного образования. В краткосрочной перспективе многие учителя, возможно, будут вынуждены искать альтернативные источники дохода и не смогут помочь ученикам осваивать средства дистанционного обучения. В долгосрочной перспективе школы могут столкнуться с дефицитом учителей из-за их ухода из профессии. Кризис послужил поводом вспомнить о важнейшей роли учителей и о том, что на правительствах и других ключевых партнерах лежит постоянная обязанность заботиться о работниках сферы образования.

ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО ГРАФИКА ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

По мере выхода стран на плато заболеваемости COVID-19 многие правительства в попытке стабилизировать экономику начали ослаблять ограничения, в том числе возобновлять работу школ, в то время как другие правительства придерживаются более осторожного подхода и держат школы закрытыми, опасаясь «второй волны». По состоянию на середину июля 2020 года более миллиарда учащихся, то есть 61 процент от глобального контингента учащихся, по-прежнему сталкиваются с трудностями53. Некоторые страны открыли школы и колледжи, но после всплеска заболеваемости были вынуждены снова закрыть их.

Велики материально-технические сложности, связанные с обеспечением непрерывности дистанционного обучения в период длительного закрытия учебных заведений. Из-за приостановки работы учебных заведений на долгий срок выполнение академического календаря и проведение экзаменов оказываются под угрозой, а реализация программ, ориентированных на наверстывание упущенного, становится практически невозможной. Как отмечалось выше, еще больше усложняет картину оценка эффективности дистанционного обучения. Наконец, помимо рисков для обеспечения благополучия и защиты учеников (предоставление школьного питания, защита детей от жестокого обращения и насилия), следует помнить и о необходимости обеспечения благополучия и охраны здоровья учителей, а также предоставления им удаленной поддержки, в том числе посредством обучения их навыкам проведения занятий через интернет.

Как показано на рисунке 8, страны начали планировать возобновление занятий во всех своих школах либо по возрастному признаку или принципу возобновления обучения в первую очередь в выпускных классах, либо по принципу точечного открытия школ в районах с наименьшим количеством случаев заражения. Однако учитывая по-прежнему высокую вирулентность вируса, большинство стран, обследованных в мае-июне 2020 года, еще не определились с датой возобновления работы школ.

Велика вероятность того, что по мере распространения вируса по миру продолжится практика следующих друг за другом закрытия и повторного открытия

53 UNESCO, «Education: From disruption to recovery”, available at https://en.unesco.org/covid19/educationresponse.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 21

школ. Ряд стран планируют внедрять «гибридную» или смешанную модель обучения. Другие страны значительно сокращают размеры классов или проводят уроки на улице, и во многих странах учебные заведения требуют, чтобы почти все учащиеся и преподаватели носили маски54. Страны, принявшие участие в совместном обследовании ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, сообщили, что

планируют провести после возобновления работы школ ряд преобразований: 23 процента стран планируют нанять большее число учителей; 23 процента увеличат продолжительность занятий; 64 процента внедрят программы по восполнению упущенных знаний; 32 процента внедрят программы ускоренного обучения; и 62 процента планируют скорректировать содержание учебных программ55.

РИСУНОК 8. ПЛАНЫ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ШКОЛ В РАЗБИВКЕ ПО УРОВНЯМ (в процентах)

100

75

50

25

Посменная учеба

По всей стране

Решение не принято

Частичное/ постепенное возобновление работы

Школы не закрывались

Дошкольное образование Начальные классы Младшие средние Старшие средние классы классы

Источник: Совместное исследование ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка, май-июнь 2020 года, URL: http://tcg.uis.

unesco.orq/survey-education-covid-school-closures

22 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

III. Стратегические рекомендации

Главной задачей для мировых лидеров и всего образовательного сообщества должно быть не допустить того, чтобы кризис образования превратился в поколенческую катастрофу. Это наилучший способ не только защитить права миллионов учащихся, но и способствовать экономическому прогрессу, устойчивому развитию и прочному миру.

В настоящее время действующая под эгидой ЮНЕСКО Глобальная коалиция по вопросам образования, в которую входят структуры Организации Объединенных Наций, международные организации, субъекты частного сектора и представители гражданского общества, предпринимает активные шаги для поддержки мер реагирования в сфере образования, принимаемых странами в связи с COVID-1956. Новая кампания под названием «Спасем наше будущее» будет способствовать расширению глобальной поддержки текущей деятельности в области просвещения57.

В этой связи лицам, ответственным за принятие решений, предлагается выполнять приведенные ниже рекомендации и задачи.

A. ПОДАВЛЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИРУСА И ТЩАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛ

Самой эффективной мерой, которую могут принять страны, чтобы как можно скорее возобновить работу школ и других образовательных учреждений, является подавление передачи вируса в целях сдерживания вспышек заболевания на национальном или местном уровне. Если им удалось добиться этого, то далее в ходе решения сложной задачи возврата к учебе им следует руководствоваться изложенными ниже параметрами и провести тщательный процесс подготовительных консультаций.

> ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАЖДОГО:

ООН и образовательное сообщество разработали руководство для содействия странам в определении сроков, условий и процедур возобновления работы образовательных

56 Подробнее см. https://en.unesco.orq/covid19/educationresponse/qlobalcoalition.

57 Подробнее см. www.SaveOurFuture.world.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 23

учреждений58. Главным условием возобновления работы школ является способность обеспечить безопасное возвращение в физические помещения и гарантировать при этом физическое дистанцирование и проведение таких санитарных мероприятий, как ношение масок и частое мытье рук. Выполнение этих требований может быть более сложной задачей в условиях переполненности классов и отсутствия базовой инфраструктуры и услуг и потребует дополнительных инвестиций.

> ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТИЯ ШКОЛ ПО ПРИНЦИПУ ВСЕОХВАТНОСТИ: В стратегиях возобновления работы учебных заведений необходимо учитывать потребности детей из числа наиболее маргинализированных групп, а для учащихся с особыми нуждами должны быть обеспечены надлежащие мероприятия по охране здоровья. На этапе возобновления работы школ огромное значение будут иметь оценки успеваемости для выявления пробелов и разработка программ наверстывания упущенного или ускоренного обучения.

> УЧЕТ МНЕНИЙ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ: С учетом той роли, которую с начала кризиса играют родители, воспитатели и учителя, важной частью процесса принятия решений являются консультации и совместное планирование возобновления работы школ с участием общин и работников образования. Отсутствие четкого и понятного плана может привести к тому,

что учителя будут вынуждены искать другую работу, а на рынок труда выйдет все большее число детей, которые вряд ли потом вернутся к учебе.

> КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ С КЛЮЧЕВЫМИ СУБЪЕКТАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАБОТНИКАМИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:

В среднесрочной перспективе, вероятно, потребуется принятие мер для снижения рисков передачи COVID-19, поэтому важно будет задуматься о последствиях различных стратегий по возобновлению работы с учетом всей имеющейся информации и опыта других стран. При планировании возобновления работы школ рекомендуется сотрудничать с работниками сферы здравоохранения, особенно с учетом того, что база научных доказательств продолжает развиваться. Не менее важное значение имеет обеспечение согласованности с другими направлениями социальной политики в целях защиты и поощрения интеграции переживающих кризис семей.

B. ЗАЩИТА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Пандемия обусловила глубочайший за всю современную историю мировой экономический кризис59. Он будет

58 UNESCO, UNICEF, WFP, World Bank, «Framework for reopening schools”, 2020, available at https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/ pf0000373348 and «Reopening schools: How to get education back on track after COVID-19”, 2020, available at http://www.iiep.unesco. org/en/reopening-schools-how-get-education-back-track-after-covid-19-13424. See also Global Education Cluster, «Safe back to school: a practitioner’s guide”, 2020, available at https://educationcluster.app.box.com/v/Safeback2schoolGuide.

59 В 2020 году темпы роста мировой экономики оцениваются в -4,9 процента. International Monetary Fund (IMF), «World Economic Outlook Update, June 2020: A Crisis Like No Other, An Uncertain Recovery», available at https://www.imf.org/en/Publications/WEO/ Issues/2020/06/24/WE0UpdateJune2020.

24 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

оказывать продолжительное воздействие на экономику и государственные финансы. Последствия оказались особенно тяжелыми для стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего. Несмотря на ограничения, связанные с государственными расходами, национальные органы власти должны принимать меры для смягчения долгосрочных последствий для детей, причем меры в области образования, наряду с инициативами в области здравоохранения, социальной защиты и восстановления экономики, должны быть частью национальных пакетов мер стимулирования в ответ на COVID- 19. Международному сообществу также необходимо принять меры по защите источников финансирования образования. Вопросом первостепенной важности становится расширение бюджетного пространства, которое уже занимает видное место в международной повестке дня, особенно в том, что касается образования. В этой связи следует обратить внимание на несколько взаимоусиливающих аспектов:

> БОЛЕЕ АКТИВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ ПОСТУПЛЕНИЙ, СОХРАНЕНИЕ ДОЛИ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ПОРЯДКЕ ПРИОРИТЕТА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ: Поскольку расширение налоговой базы в странах с крупным неформальным сектором требует времени, необходимо безотлагательно изучить возможность принятия других мер (борьба с

избежанием налогов и уклонением от их уплаты, пересмотр налоговых льгот и договоров и т. д.)60. Более того, сами системы образования отчасти несут ответственность за расширение бюджетного пространства путем повышения эффективности затрат на образовательные услуги. Первостепенное внимание следует уделять текущим реформам и новаторским способам решения проблемы неэффективности61.

Министерствам образования следует на систематической и устойчивой основе вести активный диалог с министерствами финансов, чтобы сохранить и по возможности увеличить долю национального бюджета, выделяемого на цели образования (в частности, в тех случаях, когда возможно внутреннее перераспределение средств).

Представителям общественных секторов в целом и сектора образования в частности следует решительно выступать в защиту источников финансирования этих секторов как безотлагательно, так и в долгосрочной перспективе и тем самым вносить вклад в уверенный прогресс в достижении ЦУР 17.162. Наряду с возможностью более аргументированно отстаивать необходимость инвестиций на национальном и международном уровнях, представители сектора образования и других общественных секторов могли бы использовать

60 Education Commission, «Background Paper: The Learning Generation: Domestic Tax and Education”, available at https://report.educa- tioncommission.org/wp-content/uploads/2016/11/Domestic-Tax-and-Eduction.pdf.

61 Включая решение таких проблем, как высокие показатели второгодничества и нерациональные закупки, обеспечение максимально эффективного распределения учителей и транспарентной и своевременной оплаты труда учителей. Для решения проблемы неэффективности необходимо также совершенствование инструментов мониторинга и финансового планирования в целях более эффективного отслеживания расходования ресурсов (с помощью данных в режиме реального времени, а не поступающих с опозданием сведений о расходах на образование).

62 ЦУР 17.1: усилить мобилизацию ресурсов из внутренних источников, в том числе благодаря международной поддержке развивающихся стран, с тем чтобы укрепить национальный потенциал в плане сбора налоговых и других поступлений.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 25

доступные им политические рычаги, чтобы придать новый импульс реформе системы финансирования развития и управления государственными финансами и добиться реального прогресса в этой области.

> УКРЕПЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЦЕЛЯХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА: Страны Группы двадцати уже договорились о «приостановке обслуживания долга» в интересах наименее развитых стран до конца 2020 года63. Хотя эта мера обеспечит некоторую краткосрочную финансовую свободу действий, она не может удовлетворить потребности всех уязвимых стран и не решает более долгосрочную проблему приемлемости уровня задолженности. Уменьшение объема, отсрочка выплаты и реструктуризация долга стран с низким и средним уровнем дохода, ходатайствующих о смягчении условий, должны стать частью решения, которое позволит создать бюджетно-налоговое пространство для инвестирования странами в образование, для чего требуются действия со стороны

всех заинтересованных сторон.

> ЗАЩИТА ИСТОЧНИКОВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

(ОПР) НА ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: С учетом масштабов сложившейся в мире острой ситуации в области образования донорам необходимо обеспечить стабильное выполнение (если не расширение) обязательств по оказанию помощи на цели

образования и уделять приоритетное внимание наиболее подверженным риску группам населения, включая детей в чрезвычайных ситуациях.

Кризис здравоохранения усилил воздействие пересекающихся форм неравенства на возможности в области образования; огромное значение имеет использование образовательных мероприятий для информирования общественности о необходимых изменениях норм поведения в области общественного здравоохранения. Не стоит экономить на образовании, как было в 2003-2013 годах64.

C. ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СПРАВЕДЛИВОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Образование, право на которое входит в число неотъемлемых прав человека, — это основа для справедливого, равноправного и инклюзивного общества и один из важнейших факторов устойчивого развития. Повышение устойчивости систем образования позволяет странам решать насущные проблемы, связанные с безопасным возобновлением работы школ, и готовит их к тому, чтобы более эффективно справляться с будущими кризисами.

> АКЦЕНТ НА РАВЕНСТВЕ И

ИНКЛЮЗИВНОСТИ: При принятии мер для «восстановления с упором на жизнестойкость» и обеспечения

63 Organization for Economic Cooperation and Development (OECD), «A ‘debt standstill’ for the poor­

est countries: How much is at stake?”, 27 May 2020, available at http://www.oecd.org/coronavirus/

policy-responses/a-debt-standstill-for-the-poorest-countries-how-much-is-at-stake-462eabd8/#endnotea0z2.

64 GEM Report, «Policy Paper 41 ”, available at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373844/PDF/373844eng.pdf.multi.

26 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

охвата всех учащихся необходимо понимать и удовлетворять потребности маргинализированных групп и гарантировать им качественное и полное образование.

Учащимся в условиях чрезвычайных ситуаций и затяжных кризисов следует уделять первоочередное внимание, чтобы их возможности для получения образования не подвергались дальнейшей угрозе. Школьные программы здравоохранения и питания (включая предоставление школьных обедов, водоснабжение и санитарию) имеют огромное значение для находящихся в уязвимом положении детей, а также являются мощным стимулом, способствующим повышению показателей повторного зачисления в школу и посещаемости (особенно для девочек и детей, живущих в условиях крайней нищеты или недостатка продовольствия)65.

Правительствам и их партнерам по развитию необходимо принимать меры для того, чтобы на уровне систем образования учитывались факторы уязвимости и конкретные потребности мальчиков и девочек, женщин и мужчин, а также гендерная динамика во время кризисов. Сочетание вредных гендерных норм и экономической нагрузки на домохозяйства не должно помешать девочкам и учащимся из наименее благополучных семей вернуться в школу и закончить учебу.

> УКРЕПЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ НА ВСЕХ УРОВНЯХ СИСТЕМЫ: Для эффективного

противодействия чрезвычайным ситуациям необходим индивидуальный, организационный и институциональный потенциал. Имеется в виду также потенциал в области разработки и осуществления планов действий в чрезвычайных ситуациях, например переход на альтернативные модели обучения, для смягчения последствий.

Зачастую необходимо укреплять потенциал работников образования в деле анализа и пересмотра действующих образовательных планов и директив с тем, чтобы предусматривать в них меры адаптации в связи с обусловленным COVID-19 кризисом. В этой связи включение данных о рисках и их последствиях в системы управления образовательным процессом и в информационные системы облегчает задачу разработки и внедрения с учетом кризисных ситуаций образовательных стратегий и программ, включая планы обеспечения готовности к бедствиям.

Работникам образования на субнациональном уровне необходим потенциал в деле анализа рисков для здоровья учащихся, преподавателей и школьного персонала, а также выявления учащихся, которым грозит отсев. Заинтересованные стороны на субнациональном уровне также должны уметь оценивать охват и эффективность альтернативных платформ для обеспечения непрерывности качественного образования.

> ОБЕСПЕЧЕНИЕ УВЕРЕННОГО РУКОВОДСТВА И КООРДИНАЦИИ: В отсутствие уверенного руководства и координации

65 Karen Mundy and Kerrie Proulx, Making evaluation work for the achievement of SDG 4 Target 5: Equality and inclusion in educa­tion, UNESCO, NORAD, World Bank Group, UNICEF, 2019, available at https://www.qcedclearinqhouse.org/sites/default/files/ resources/190340eng 0.pdf.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 27

наличие многочисленных субъектов, занимающихся вопросами реагирования на кризисы и смягчения их последствий, может привести к дублированию усилий, неэффективности и путанице. Для обеспечения устойчивости системы образования национальные министерства образования должны взять на себя руководящую роль в деле планирования и реагирования в связи с кризисами. Благодаря национальному лидерству обеспечивается, что гуманитарные инициативы рациональны, согласованы с национальными приоритетами и ориентированы на смягчение последствий кризисов для учащихся и образовательных сообществ.

Также необходимы действенные механизмы координации для обеспечения максимальной отдачи от усилий всех заинтересованных сторон с учетом фактора взаимодополняемости, включая усилия местного гражданского общества, для удовлетворения потребностей наиболее маргинализированных групп населения.

> УКРЕПЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНСУЛЬТАЦИЙ И КОММУНИКАЦИИ: Руководители образовательных учреждений, учителя, родители и опекуны сыграли решающую роль в реагировании на вызванный COVID-19 кризис и взяли на себя дополнительные обязанности в сложившейся беспрецедентной ситуации. Задействование этих заинтересованных сторон может способствовать повышению устойчивости системы образования.

Консультации и коммуникация со всеми участниками образовательного

процесса, включая преподавателей, учащихся и представителей наиболее маргинализированных групп, является непременным условием для эффективного выполнения планов и принятия ответных мер, удовлетворения потребностей всех учащихся и повышения потенциала противодействия как их самих, так и системы образования в целом.

D. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И УСКОРЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

На фоне повсеместного закрытия учебных заведений и прекращения неформального обучения были приняты впечатляющие новаторские меры реагирования в поддержку обучения и преподавания. Но меры реагирования выявили и наличие значительных разрывов, в первую очередь цифрового разрыва. Образовательные потери в результате длительного закрытия школ ставят под угрозу многочисленные достижения в сфере образования. По ряду причин мир уже не будет таким, как прежде66. По мере «восстановления с упором на жизнестойкость» необходимо добиваться того, чтобы системы образования были более гибкими, справедливыми и инклюзивными.

Титанические усилия, предпринятые за короткое время для реагирования на потрясения в сфере образования,

66 UNESCO, International Commission on the Futures of Education, «Education in a post COVID-19 world: Nine ideas for action”, 2020, avail­able at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373717/PDF/373717eng.pdf.multi.

28 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

напоминают нам о том, что изменения, которые ранее считались трудными или недостижимыми, все-таки возможны. Мы должны воспользоваться представившейся возможностью, чтобы найти новые способы преодоления кризиса в сфере образования и выработать комплекс долгосрочных решений.

> РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УТРАТЫ ЗНАНИЙ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОТСЕВА, ОСОБЕННО СРЕДИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАРГИНАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП: Опираясь на положительный опыт и стремясь не повторить допущенных ошибок, органы образования решают на фоне кризиса три приоритетные задачи: i) восполнение упущенных знаний, ii) возвращение в школы учащихся, которым грозит отсев и iii) забота о социальном

и эмоциональном благополучии учащихся, преподавателей и персонала.

> РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА: При решении приоритетных задач необходимо также в полной мере учитывать необходимость развивать у молодежи

и взрослых навыки, востребованные на рынке труда. Для этого может потребоваться переосмысление способов выявления таких навыков с учетом специфики рынка труда как в настоящее время, так и на перспективу. Помимо прочего, кризис показал, что работники служб жизнеобеспечения, на которых «держится вся система»67 и которые обеспечивают самые базовые социальные функции и услуги, нуждаются в защите и поддержке. К их числу относятся медицинские

работники, специалисты по уходу, работники сельскохозяйственного и продовольственного сектора и сферы услуг и, конечно, учителя. Для предоставления им необходимой поддержки потребуется уделить приоритетное внимание образованию и профессиональной подготовке и ускорению преобразований в этих областях.

> ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ: Чтобы гарантировать равное и инклюзивное образование как в классе, так и за его пределами, крайне важно обеспечить более высокий уровень подготовки и поддержки учителей и общин. Одних технологий недостаточно для достижения хороших результатов в обучении. Еще важнее, чем обучать учителей навыкам работы с ИКТ, — обеспечивать, чтобы они обладали необходимыми навыками оценки и изложения материала, чтобы взаимодействовать с учениками на правильном уровне и внедрять программы ускоренного обучения и дифференцированные стратегии преподавания, которые могут стать необходимыми после возобновления работы школ.

Внедрение цифровых решений требует соответствующего информационного содержания, подходящих методических моделей, эффективных методов преподавания и благоприятной учебной среды. Развитие навыков и специализация учителей имеют ключевое значение для обеспечения их достаточной квалификации, достойной

67 United Nations, «Policy Brief: The World of Work and COVID-19», June 2020, available at https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/ the world of work and covid-19.pdf.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 29

заработной платы и надлежащей подготовленности. Правительства могли бы также укреплять системы поддержки учителей, вспомогательного персонала и родителей/опекунов в деле эффективного и безопасного использования технологий для обучения.

> РАСШИРЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ В НЕГО ПРАВА НА ЭЛЕКТРОННЫЙ

ДОСТУП: Использованию технологий для обеспечения непрерывности обучения уделяется значительное внимание. Те направленные на повышение качества преподавания и обучения цифровые решения, которые приобретут институциональный характер после пандемии, должны внедряться по принципу равенства и инклюзивности, с тем чтобы все дети могли извлекать из них пользу.

Педагоги и ученики нуждаются в бесплатных и общедоступных технологиях для преподавания и обучения. Качественное образование невозможно обеспечивать на основе информационного содержания, разработанного за пределами педагогического пространства и сферы человеческих отношений между учителями и учащимися. Аналогичным образом образование не может зависеть от цифровых платформ, контролируемых частными компаниями68. Правительства могли бы поддержать бесплатные образовательные ресурсы и открытый цифровой доступ.

> УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДОСТУПА: Кризис привел к более глубокому пониманию проблемы цифрового разрыва и связанного с ним неравенства, которая требует неотложного внимания69. Правительствам и партнерам по развитию необходимо прилагать совместные усилия для устранения технологических барьеров посредством инвестиций в цифровую инфраструктуру и снижения стоимости средств связи. Для ликвидации цифрового разрыва также потребуется вложение средств в обеспечение цифровой грамотности маргинализированных групп населения.

При этом опора на технологии сама по себе не является залогом эффективного получения знаний всеми детьми, особенно детьми из наиболее маргинализированных групп. Будет необходимо сделать так, чтобы помимо расширения доступа детей к интернету обеспечивалась более уверенная родительская поддержка и доступность большего количества учебных материалов, чтобы дети могли извлечь максимальную пользу из всех цифровых решений70.

Не следует забывать и о низкотехнологичных и нетехнологичных подходах, ориентированных на учащихся с ограниченным доступом к технологиям. В целом страны должны планировать меры по обеспечению того, чтобы дети из беднейших семей не оставались, как и прежде, позади71.

68 UNESCO, International Commission on the Futures of Education, «Education in a post COVID-19 world: Nine ideas for action”, 2020, avail­able at https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373717/PDF/373717eng.pdf.multi.

69 World Bank, The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy responses, Washington, DC: World Bank, 2020.

70 Karen Mundy and Susannah Hares, «Equity-Focused Approaches to Learning Loss during COVID-19”, Center for Global Development Blog, 16 April 2020, available at https://www.cgdev.org/blog/equity-focused-approaches-learning-loss-during-covid-19.

71 Ibid.

30 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

> ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДАННЫХ И СРЕДСТВ МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: Для того чтобы преодолеть кризис в сфере образования, необходимо постоянно вести мониторинг данных, касающихся учащихся, учителей и школ. Этот мониторинг должен

будет основываться на сочетании имеющихся данных и систем оценки и данных по итогам применения новых подходов, адаптированных под конкретный контекст. В целях повышения устойчивости данные должны использоваться для оценки состояния учебной среды и уровня подотчетности школ. Огромное значение имеют качество и своевременное представление данных, что подразумевает наличие дополнительной стратегии, направленной на сокращение цифрового разрыва и расширение возможностей учителей в области педагогических методов практики дистанционного обучения. Эффективность системы мониторинга в области образования напрямую зависит от качества используемых данных, и необходимо прилагать усилия для содействия школам в производстве качественных данных, которые они могут как использовать сами, так и направлять в вышестоящие структуры для обеспечения непрерывного мониторинга работы системы.

> ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОГЛАСОВАННОСТИ И ГИБКОСТИ В ОТНОШЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЕЙ И ТИПОВ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ: Важным элементом устойчивых систем образования является их гибкость, для которой нужен высокий уровень согласованности между ступенями и типами образования, а также способность

задействовать альтернативные формы преподавания. Для обучения смешанного типа, использующего гибкие и полуиндивидуальные подходы к обучению, требуется сочетание педагогических методов и средств, а также мобилизация альтернативных педагогических ресурсов из национальных и международных источников.

Однако смешанная модель создает трудности для признания результатов обучения. Для сохранения актуальности комплексных систем следует устанавливать более тесные связи между формальными и неформальными структурами, в том числе в том, что касается признания, сертификации и аккредитации знаний и навыков, приобретенных в результате всех видов обучения. Благодаря этим более тесным связям системы образования смогут стать более справедливыми и инклюзивными, более эффективно выполнять свою миссию, добиваться большей результативности деятельности и более рационального использования ресурсов и быть в большей степени подготовленными к удовлетворению потребностей соответствующих групп населения и общества в целом.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД 31

IV. Заключение

Потрясение, которое испытала система образования из-за COVID- 19, беспрецедентно. Оно обратило вспять достижение международных целей в области образования и в непропорционально большей степени затронуло менее состоятельные и более уязвимые группы населения. Тем не менее образовательное сообщество продемонстрировало свою стойкость и заложило основу для дальнейшего восстановления.

По-прежнему есть опасность ухудшения ситуации, движения вниз по наклонной плоскости, сопровождающегося утратой знаний и изоляцией. Однако каждая опасность обострения социально­экономических обстоятельств служит поводом задуматься об обратном — о том, как изменить ситуацию к лучшему и построить в будущем такую систему

образования, которая отвечает всем нашим требованиям: провести всеохватные преобразования в преподавании и реализовать потенциал как каждого отдельного человека, так и всего общества во всех сферах жизни посредством инвестиций в образование.

Преследуя цель восстановления основных услуг в области образования и возрождения его главного предназначения, человечество может рассчитывать на неограниченную мотивацию и нераскрытый потенциал. Правительства и международное сообщество несут ответственность за то, чтобы оставаться верными принципам и проводить необходимые реформы, чтобы не только позволить детям и молодежи вновь рассчитывать на обещанное им будущее, но и сделать так, чтобы все работники сферы образования внесли свою лепту в достижение этой цели.

32 КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА: ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ COVID-19 И В ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД

antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago