МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № 60360 от ’42? (‘сосх^ы/
МИНИСТЕРСТВО ТД РА В О О РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минздрав России)
ПРИКАЗ
Москва
О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2020, № 31, ст. 5062) и подпунктом 5.2.208 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3526), приказываю:
Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный № 57786) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 246н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2020 г., регистрационный № 57860), от 2 апреля 2020 г. № 264н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2020 г., регистрационный № 57956), от 29 апреля 2020 г. № 385н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный № 58255), от 18 мая 2020 г. № 459н (зарегистрирован Министерством юстиции
2
Российской Федерации 25 мая 2020 г., регистрационный № 58449), от 29 мая 2020 г. № 513н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 г., регистрационный № 58560), от 7 июля 2020 г. № 685н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 г., регистрационный № 58913), от 27 августа 2020 г. № 905н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2020 г.,
регистрационный № 59645), от 15 сентября 2020 г. № 982н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2020 г.,
регистрационный № 59939), от 1 октября 2020 г. № 1062н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2020 г., регистрационный № 60279) и от 23 октября 2020 г. № 1140н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 октября 2020 г., регистрационный № 60610) согласно приложению.
Министр
М.А. Мурашко
Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от « 3<?» 2020 г. № 4 К
Изменения,
которые вносятся в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения
новой коронавирусной инфекции COVID-19»
1. Пункт 5 приказа дополнить подпунктами «в» и «г» следующего содержания:
«в) организовать оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа;
организовать обеспечение медицинских организаций необходимыми помещениями, средствами связи и оборудованием для проведения консультаций (консилиумов врачей) для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами. В случае осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий медицинскими работниками при удаленном режиме работы организовать обеспечение указанных медицинских работников средствами связи и оборудованием для проведения консультаций;
г) организовать амбулаторные центры диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее — Центр);
организовать взаимодействие Центров с медицинскими организациями, оказывающими скорую медицинскую помощь и медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
предусмотреть оснащение Центров автомобильным транспортом для доставки пациентов, медицинских работников, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов.».
2. Пункт 6 приказа дополнить абзацами следующего содержания:
«временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), согласно приложению № 18;
положение об организации работы амбулаторного центра диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 согласно приложению № 19.
2
а) пункт 1.3 изложить в следующей редакции:
«1.3. Определить общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи, направляемые на вызов к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией, к пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее — специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи) и для отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также выездные бригады скорой медицинской помощи, осуществляющие медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.»;
б) дополнить пунктом 2.8 следующего содержания:
«2.8. Допускается привлечение к оказанию медицинской помощи, указанной в пункте 1.3 настоящего Временного порядка, лиц с высшим медицинским образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности «Сестринское дело» в объеме двух курсов и более), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности специалистов со средним медицинским образованием (медицинская сестра / медицинский брат, медицинская сестра / медицинский брат по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи) и осуществлением деятельности под контролем врача (фельдшера) выездной бригады скорой медицинской помощи без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный № 42977).».
4. В приложении № 3 пункт 1.13 дополнить абзацем следующего содержания:
«Допускается привлечение лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности «Сестринское дело» в объеме двух курсов и более), после прохождения обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов) с трудоустройством на должности специалистов со средним медицинским образованием и осуществлением деятельности под контролем старшей медицинской сестры без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 419н
3
«Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июля 2016 г., регистрационный № 42977).».
а) в разделе «Приемное отделение для взрослого населения с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19» позицию «Дезинфектор» заменить позицией «Медицинский дезинфектор»;
б) раздел «Консультативно-диагностическая группа» дополнить строкой следующего содержания:
Младший медицинский персонал | рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию |
а) в разделе «Приемное отделение для детей с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19» позицию «Дезинфектор» заменить позицией «Медицинский дезинфектор»;
б) раздел «Консультативно-диагностическая группа» дополнить строкой следующего содержания:
Младший медицинский персонал | рассчитывается исходя из объема выполняемых диагностических услуг, но не менее 1,0 на организацию |
7. Дополнить приказ приложениями № 18 и 19 следующего содержания:
«Приложение № 18 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н
Временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной
4
пневмонии, острой респираторной вирусной инфекцией, гриппа, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому)
1. Настоящий Временный регламент определяет правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи гражданам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также гражданам с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничных пневмоний, острыми респираторными вирусными инфекциями, гриппа (далее — пациенты).
2. В целях организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и руководители медицинских организаций и их структурных подразделений:
2.1. Обеспечивают оперативное оказание консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья1 с учетом требований, установленных настоящим Временным регламентом.
2.2. Определяют медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, а также обеспечивают создание при необходимости единого консультационного центра субъекта Российской Федерации, обеспечивающего дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому, а также пациентами с признаками или подтвержденным диагнозом внебольничной пневмонии, острой респираторной вирусной инфекции, гриппа (далее — единый консультационный центр) с целью осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами.
2.3. Обеспечивают готовность медицинских организаций к дистанционному взаимодействию медицинских работников с пациентами, в том числе необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей), а также обучение медицинских и иных работников в части применения телемедицинских технологий.
2.4. Осуществляют сбор, обработку и анализ полученных статистических данных об оказании консультативной медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий.
2.5. Обеспечивают формирование реестров счетов на медицинские услуги, оказанные с применением телемедицинских технологий.
3. Медицинские организации оказывают медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ), а также единой
1 Часть 1 статьи 36.2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 48, ст. 6724; 2018, № 53, ст. 8415) (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ).
5
государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — Единая система), государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинской организации, иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее — иные информационные системы).
4. Дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями при организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в целях:
4.1. Профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза.
4.2. Оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.3. Принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
4.4. Дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента и оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий.
4.5. Коррекции ранее назначенного лечения при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации), в том числе формирования электронного рецепта на лекарственный препарат с его последующим направлением пациенту посредством ЕПГУ.
4.6. Назначения необходимых обследований, выдачи справки (медицинского заключения) в форме электронного документа с последующим направлением пациенту медицинских документов посредством ЕПГУ.
4.7. Продления и закрытия листков нетрудоспособности, сформированных в форме электронных документов, а также формирования листков нетрудоспособности в форме электронных документов при угрозе распространения заболеваний, включенных в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих2, в соответствии с особенностями организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих
3 опасность для окружающих .
5. Оказание консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется непосредственно медицинскими организациями и (или) единым консультационным центром.
6. Телемедицинские технологии применяются при оказании консультативной медицинской помощи пациентам в экстренной (в том числе для определения показаний для вызова бригады скорой медицинской помощи), неотложной или плановой форме.
7. Медицинский работник в ходе телемедицинской консультации пациентов:
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 49, ст. 4916; 2020, № 6, ст. 674)
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, № 28, ст. 4425)
6
7.1. Производит идентификацию пациента в системе.
7.2. Осуществляет сбор анамнеза.
7.4. Корректирует терапию (при необходимости).
7.5. Принимает решение о маршрутизации пациента (при необходимости).
7.6. Заполняет электронную медицинскую карту пациента.
8. Медицинские организации и (или) единый консультационный центр обеспечивают пациентам проведение ежедневно в круглосуточном режиме (24/7) консультаций с применением телемедицинских технологий, передачу информации о пациентах, в том числе посредством ЕПГУ, а также организуют дистанционное ежедневное динамическое наблюдение за указанными пациентами с применением телемедицинских технологий в круглосуточном режиме. Прием входящих звонков пациентов (с использованием аудио или видео связи), подписавших согласие на получение медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому), также осуществляется ежедневно в круглосуточном режиме (24/7).
9. В случае принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья о создании единого консультационного центра указанный центр имеет право запрашивать у медицинских организаций сведения о пациенте, необходимые для осуществления консультаций с применением телемедицинских технологий, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и врачебной тайны.
10. Хранение информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, осуществляется в соответствии с порядком организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологии .
4 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 января 2018 г., регистрационный № 49577).
7
Приложение № 19 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н
Положение об организации деятельности амбулаторного центра диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19
1. Амбулаторный центр диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее — Центр) создается на функциональной основе с целью диагностики и выбора тактики лечения пациентов с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее — пациенты).
2. Структура и штатная численность Центра устанавливаются руководителем медицинской организации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
3. Центр рекомендуется создавать на базе медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь и имеющей в своем составе кабинет рентгеновской компьютерной томографии.
В случае если в составе медицинской организации отсутствует кабинет рентгеновской компьютерной томографии, медицинская организация заключает договор с иными медицинскими организациями, имеющими кабинет рентгеновской компьютерной томографии или имеющими возможность обеспечить проведение компьютерной томографии с использованием передвижного медицинского комплекса.
4. Центр рекомендуется размещать в отдельном здании.
При отсутствии возможности выделения отдельного здания допускается размещение Центра в одном здании с другими структурными подразделениями медицинской организации при наличии возможности разделения потоков пациентов и работников (отдельных входов, изолированных от других помещений), а также наличии изолированной приточно-вытяжной вентиляционной системы или возможности ее изоляции.
5. Рекомендуется круглосуточный режим работы Центра.
6. Пациенты поступают в Центр по направлениям медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, либо доставляются выездной бригадой скорой медицинской помощи.
7. У пациентов, не имеющих результата теста на COVID-19, осуществляется забор биологического материала для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
8. В структуре Центра организуется работа следующих зон и структурных подразделений:
8
8.1. Зона приема и распределения пациентов, поступивших по направлению и с бригадой скорой медицинской помощи.
8.2. Зона для пациентов, ожидающих диагностические мероприятия в Центре (зона ожидания).
8.3. Диагностическая зона, состоящая из: кабинета компьютерной томографии; процедурного кабинета для экспресс-диагностики, взятия крови на анализ методом ИФА, взятия биологического материала (мазок из носа и зева); кабинета ЭКГ; кабинетов врачей-специалистов.
8.4. Зона ожидания бригады скорой медицинской помощи для пациентов с показаниями к госпитализации по итогам обследования в Центре.
9. На входе в Центр пациентов обеспечивают средствами индивидуальной защиты (медицинская маска, халат одноразовый, шапочка, перчатки, бахилы).
10. В зависимости от тяжести состояния пациента и загруженности Центра пациенты направляются в зону ожидания.
11. В случае если клинико-рентгенологический диагноз новой коронавирусной инфекции COVID-19 у пациента в Центре установлен впервые и пациент продолжит лечение в амбулаторных условиях (на дому), оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции при лечении новой коронавирусной инфекции COVID-19 (рекомендуемый образец приведен в приложении к Основным принципам оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приложением № 8 к настоящему приказу).
12. Информация о результатах обследования и адрес места нахождения пациента передаются Центром медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для организации оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому).
13. При наличии показаний к госпитализации пациенту оформляется направление, вызывается выездная бригада скорой медицинской помощи, осуществляющая медицинскую эвакуацию пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, пациент направляется в зону ожидания бригады скорой медицинской помощи.
14. Пациенты с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которые будут получать медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), к месту жительства доставляются автомобильным транспортом Центра.
15. В Центре обязательно разделение на чистую и грязную зоны:
15.1. Чистая зона: отдельный вход для персонала, гардеробы, комнаты приема пищи, помещения для надевания средств индивидуальной защиты (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1 типа или одноразовый халат, бахилы). При отсутствии отдельного входа для чистой зоны этаж делится на чистую и грязную зоны с организацией отдельных входов. Не допускается совместное хранение верхней одежды и обуви персонала с санитарной одеждой, использование сменной обуви из тканевых материалов.
9
15.2. Грязная зона: для поступления пациентов, диагностики, госпитализации в профильные стационары для лечения. В кабинете компьютерной томографии обязательно разделение на аппаратную (грязную зону) и пультовую (чистую зону), рентгенолаборант остается в пультовой, а в аппаратной находится медицинский работник, обеспечивающий проведение компьютерной томографии пациенту.
16. Маршрутизация пациентов в Центре проводится в сопровождении персонала в средствах индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
17. Медицинские работники и немедицинский персонал, работающий в Центре, обеспечиваются СИЗ.
18. На границе между чистой и грязной зонами организуется фильтр для надевания и снятия СИЗ.
19. По окончании рабочей смены персонал Центра проходит санитарную обработку.
20. В Центре должно быть обеспечено необходимое количество СИЗ, а также средств для проведения профилактической и очаговой дезинфекции помещений.».
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…