В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референтной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Естественно, что определение референтного круга является весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.
Школьного класса. Для этого уча-
В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за пределами наиболее привычной и для учеников, и для учителей группы щимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).
Инструкция: нужно выбрать по каждому вопросу-ситуации не менее 2 человек; при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо.
Тест
1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую командировку) в другой город?
2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?
3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?
4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?
5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?
6. Вы встретили человека, который вам понравился. Кто может помочь правильно оценить его?
7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?
8. Кто может быть для вас примером в жизни?
9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?
10. С кем вы больше всего откровенны?
1-Б
2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).
9. Знакомая девушка, знакомый юноша.
10. Товарищи по учебе, работе.
11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п.
14. Человек, о котором ты знаешь от других.
Порядок обработки
3 лица, имею-
После осуществленного выбора следует попросить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Обработка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2 щие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу.
ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
Помимо референтности, существует еще 1 параметр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая близость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее — то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистанции Д. Фелдса.
Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.
Тест
1. Он мог бы быть моим лучшим другом.
2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.
3. Я мог бы открыть ему свою душу.
4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.
5. Я мог бы провести с ним отпуск.
6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.
7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.
8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.
9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.
10. Я не выпускал бы его в общество.
11. Я запретил бы ему иметь детей.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА
Чрезвычайно важ-
Групповая сплоченность ный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
Тест
I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, от-
Таблица 60
Положительные особенности
Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение
Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время
Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями
Члены коллектива
С уважением относятся к мнению других
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»
Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные
+3
+2
+1
-1
-2
-3
Отрицательные особенности
Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон
Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
Группировки конфликтуют между собой
Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов
В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей
В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения
Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей
Продолжение таблиц^1 60
Положительные особенности
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться Коллектив активен, полон энергии
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители
+3
+2
+1
-1
-2
-3
Отрицательные особенности
Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность
Коллектив пассивен, инертен
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
Ношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состояния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до —3).
Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+ 3 — свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+ 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 — свойство проявляется достаточно часто;
0 — ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;
— 1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
— 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;
— 3 — свойство проявляется всегда.
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.
Однако возможна и более простая оценка — через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки — ным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. (И тому подобное — потому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно раскрыть.) При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранжевый — радостное; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, уравновешенное; фиолетовый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.
Замерять психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки, задающие дистанцию между парами, кодируются по 9-балльной шкале слева направо по схеме:
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).
Дружелюбие
Согласие
Удовлетворенность
Увлеченность
Продуктивность
Теплота
Сотрудничество
Взаимная поддержка
Занимательность
Успешность
И т. д.
Враждебность
Несогласие
Неудовлетворенность
Равнодушие
Непродуктивность
Холодность
Отсутствие сотрудничества
Недоброжелательность
Скука
Неуспешность
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…