В современной психологии давно уже выделено как самостоятельное и важное понятие референт­ной группы — круга значимых других, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (и в прямом контакте, и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки. Есте­ственно, что определение референтного круга яв­ляется весьма важным в плане сбора информации о значимых для человека отношениях.

Школьного класса. Для этого уча-

В приведенной ниже методике мы предлагаем определить референтов, находящихся за предела­ми наиболее привычной и для учеников, и для учи­телей группы щимся предлагаются 10 вопросов-ситуаций (1-А) и список людей, окружающих их (1-Б).

Инструкция: нужно выбрать по каждому во­просу-ситуации не менее 2 человек; при этом вто­рое лицо должно быть из тех, которые значимы меньшей степени, чем первое лицо.

Тест

1- А

1. С кем вы отправитесь в поездку (деловую ко­мандировку) в другой город?

2. С вами случилась неприятность. Кому вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем вы его проведете?

4. Есть ли у вас человек, с которым вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать вам на ваши недостатки, кого вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который вам понра­вился. Кто может помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы по­советуетесь об этом?

8. Кто может быть для вас примером в жизни?

9. Кому вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем вы больше всего откровенны?

1-Б

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг (подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка, знакомый юноша.

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по клубу, секции, студии и т. п.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором ты знаешь от других.

15. Литературный персонаж.

Порядок обработки

3 лица, имею-

После осуществленного выбора следует попро­сить отложить список 1-Б и по 5-балльной шкале (5, 4, 3, 2, 1) оценить каждое из выбранных лиц. Об­работка полученных данных достаточно проста. Все лица, упомянутые данным школьником, записыва­ются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся в список и суммируются для каждого из них. После сравнения 2 щие наибольшее количество баллов, выписываются на отдельный листок в порядке уменьшения количе­ства баллов. Эти люди и составляют референтную группу.

ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ

Помимо референтности, существует еще 1 пара­метр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая психологическая бли­зость. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее — то мы предлагаем определить с помощью немного модифицированной шкалы симпатической дистан­ции Д. Фелдса.

Предложите юношам и девушкам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и не­преложно общаются в течение последних несколь­ких месяцев. После того как эта работа будет за­кончена предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по шкале, которую для удобства лучше выписать на доске. Шкала эта содержит 11 степеней, выражаю­щих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

Тест

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близки­ми мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответствен­ных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось рабо­тать с ним.

10. Я не выпускал бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Чрезвычайно важ-

Групповая сплоченность ный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствую­щих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). В ходе опро­са баллы указывать не нужно.

3. Участвую в одних видах деятельности и не уча­ствую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изме­нения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руковод­ством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в ва­шем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве кол­лективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

Тест

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимо­отношения, характер делового сотрудничества, от-

Таблица 60

Положительные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совмест­ных делах, вместе проводить свободное время

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказы­ваются с добрыми намерениями

Члены коллектива

С уважением относятся к мнению других

В трудные для коллек­тива минуты проис­ходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладают подавленное настроение, пессимистиче­ский тон

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессив­ность, антипатии

Группировки конфликтуют между собой

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

В коллективе каждый счи­тает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Продолжение таблиц^1 60

Положительные особенности

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться Коллектив активен, полон энергии

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

В коллективе существу­ет справедливое отно­шение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

+3

+2

+1

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Ношение к значимым явлениям жизни. Складывает­ся психологический климат за счет психологической атмосферы — группового эмоционального состоя­ния — которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою оче­редь, создается ситуативными эмоциональными со­стояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявле­ний психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л. Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой — качества кол­лектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно опре­делить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до —3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем — справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают:

+ 3 — свойство, указанное слева, проявляется в кол­лективе всегда;

+ 2 — свойство проявляется в большинстве случа­ев;

+ 1 — свойство проявляется достаточно часто;

0 — ни это, ни противоположное (указанное спра­ва) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой сте­пени;

— 1 — достаточно часто проявляется противопо­ложное свойство (указанное справа);

— 2 — свойство проявляется в большинстве случаев;

— 3 — свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологи­ческого климата коллектива, надо сложить все по­ложительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристи­кой психологического климата большей или мень­шей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка — че­рез периодический замер эмоциональных состоя­ний с помощью созданной тем же А. Я. Лутошки — ным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассо­циируется пребывание в данном коллективе, ситу­ативное настроение и т. п. (И тому подобное — по­тому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно рас­крыть.) При этом используются следующие цвета: красный — восторженное настроение; оранже­вый — радостное; желтый — светлое, приятное; зе­леный — спокойное, уравновешенное; фиолето­вый — тревожное, напряженное; черный — уныние, полное разочарование, упадок сил.

АТМОСФЕРА В ГРУППЕ

Замерять психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся 10 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточ­ки, задающие дистанцию между парами, кодируют­ся по 9-балльной шкале слева направо по схеме:

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворенность

Увлеченность

Продуктивность

Теплота

Сотрудничество

Взаимная поддержка

Занимательность

Успешность

И т. д.

Враждебность

Несогласие

Неудовлетворенность

Равнодушие

Непродуктивность

Холодность

Отсутствие сотрудничества

Недоброжелательность

Скука

Неуспешность

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago