ВИСБАДЕНСКИЙ ОПРОСНИК К МЕТОДУ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ (WIPPF)

Методика предложена Н. Пезешкианом при сотрудничестве Х. Дайденбаха

Форма А

Ф. И. О Код

На следующих страницах вам предлагаются утверждения и высказывания из бесед с людьми раз­личного происхождения, возраста и пола. Предпо­лагается, что при этом будут отражены совершенно разные установки, чувства и образ действий.

Этот опросник не является тестом в обычном смысле; скорее вы отразите в нем самих себя. По­этому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то неправильно, ведь каждый человек имеет право на свое личное мнение. И это ваше личное мнение.

Мы просим вас оценить эти высказывания. При этом у вас есть 4 возможности для ответа:

Если вы согласны с каким-нибудь утверждени­ем, поставьте крестик слева, под словом «да»:

Да Нет

Если вы не согласны с каким-либо утверждени­ем, поставьте крестик справа, над словом «нет»: да нет

Если вы скорее согласны с каким-либо утверж­дением, чем можете подтвердить это, то поставьте крестик ближе к «нет»:

Да

Нет

Пожалуйста, выберите для каждого высказыва­ния 1 вариант ответа. Поскольку вы не можете от­ветить неправильно, не раздумывайте долго, а быст­ро отмечайте свои ответы один за другим.

Слова «родители», «отец» и «мать» подразуме­вают в первую очередь ваших настоящих родите­лей. Если вы росли преимущественно у родст­венников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «родители», «отец» и «мать» подразумевают в таком случае тех воспитателей, которые играли для вас родителей (например, бабушка, дядя, сест­ра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т. д.)

Пожалуйста, теперь приступайте к работе.

Мы уверяем вас, что все ваши ответы останутся в тайне.

Тест-опростник

ДА

НЕТ

1. Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание. □ □ □ □

2. Я всегда так планирую свое вре — □ □ □ □ мя, что мне никогда не приходится превращать день в ночь.

3. По форме общения человека|22| □ □ □ можно судить, чего он стоит.

4. Мои знакомые считают меня на-|22| □ □ □

Дежным человеком.

Может случиться и так, что вы затрудняетесь, как полностью подтвердить, так и полностью отвергнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях. В таких случаях у вас есть еще две возмож­ности: если вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверждение чаще подходит для вас, нежели не подхо­дит, то вы можете поставить крестик ближе к «да»: да нет

5. Ребенок, который даже при спо-|—| □ □ □

Койном обращении к нему не делает того, о чем его просят, должен испы­тать родительскую строгость.

6. Я часто бываю расслабленным, □ □ □ □ вялым, изможденным.

7. Моя мать была для меня приме-□ □ □ ром.

8. Терпение и выдержка являются^ □ □ □

Для меня показателями внутренней силы.

9. Единство человечества ная цель для меня.

Важ-п □ □ □

29. У меня широкий круг знако-Ц □ □ □

10. Когда дела идут вкривь и вкось, Q Q П Q

Мых.

Можно сойти с ума.

30. Я не спешу, принимая важныеЦ □ □ □

11. Я хотел бы быть нежным со □ □ □ □

Решения, чтобы дать себе возмож­ность все обдумать.

Многими людьми, а не только с одним.

12. Мое мировоззрение (религия,□ □ □ □

31. На работе и дома я пашу, какП □ □ □

Вол.

Убеждения) я сохраняю, несмотря ни на какие внешние влияния.

32. Я действую по принципу «вре-Q □ □ □

13. Мои родители (отец и (или) □ □ □ □

Мя — деньги».

Мать) молились вместе со мной.

33. Я стараюсь внутренне прини-|22| □ □ □

14. При покупке я особенно обра-П □ □ □

Мать и тех людей, которые имеют иные взгляды и установки, чем я.

Щаю внимание на цену.

15. Мне часто кажется, что со □ □ □ □

34. Моих родителей беспокоил^ □ □ □

Мной обошлись несправедливо.

Вопрос о смысле жизни.

35. Когда кто-то не приходит к на-П □ □ □

16. Частые рукопожатия опасны,□ □ □ □

Значенному времени, я выхожу из себя.

Потому что с ними могут передавать­ся бактерии.

36. Я открыто высказываю своиП □ □ □

17. На меня можно полностью по — □ □ □ □

Потребности и интересы.

37. Моя мать была очень терпели-□ □ □ □

Ложиться.

Ва со мной.

18. Сначала работа, а затем ужеП □ □ □

38. Несправедливость по отноше-Q □ □ □

Удовольствия.

19. Личные контакты на работе, П ОПП

Несмотря на занятость, для меня очень важны.

Нию ко мне всегда доводит до болез­ни (появляются боли в животе, голов­ные боли и др.).

20. Мой отец был очень терпелив □ □ □ □

39. Даже в самых трудных ситуа-Q □ □ □

Циях я обычно сохраняю спокойствие.

Со мной.

21. Иногда я проглатываю обидуП □ □ □

40. Ласки и физические контакты □ □ □ □

Я нахожу очень приятными.

И не подаю виду, хотя потом очень злюсь на себя за это.

41. Верность (в дружбе и любви) для □ □ □ □

22. Большинство людей, с которы-П □ □ □

Меня является абсолютной ценностью.

Ми я общаюсь, искренни.

23. Мне больше по душе прочные отношения с одним человеком, чем много кратковременных, сменяю­щихся контактов.

42. Мои родители участвовали в дея — □ □ □ □

Тельности общественных организаций.

43. Даже если все настроены про-Ц □ □ □

Тив меня, я не сдаюсь.

44. При проявлении профессио-Q □ □ □

24. Когда у меня появляются пробле-П □ □ □

Мы, я всегда нахожу хорошее решение.

25. Я часто отвлекаюсь тем, что □ □ □ □

Нальных проблем я обращаюсь к кол­легам, вместо того чтобы примирить­ся с неудачей.

45. Мои родители хорошо ладили □ □ □ □

С головой ухожу в работу.

Друг с другом.

26. Прежде чем я что-то сделаю □ □ □ □

(на работе или в семье), я всегда все планирую.

46. Мой организм очень чутко реа-Q □ □ □

Гирует, когда я не могу найти реше­ние проблемы.

27. Мои родители умели улаживать^ □ □ □

47. Я только тогда хорошо себяЦ □ □ □

Возникшие между ними разногласия.

28. Мои родители (отец и (или)□ □ □ □

Мать) бывали дружелюбны с незна­комыми людьми.

Чувствую, когда полностью погру­жаюсь в работу.

48. Меня раздражает, когда в квар-П □ □ □

Тире беспорядок.

49. Я вижу смысл своей жизни, да — □ □ □ □

68. Я длительно ищу контактов, □ □ □

Же если у меня есть трудности.

Чтобы не быть в одиночестве.

50. Я не могу представить себе чело- □ □ □ □

69. Я экономлю даже тогда, когда □ □ D

Веческое общество без пунктуальности.

В этом нет необходимости.

51. Мне нравятся люди, которые □ □ □ □

70. Когда я знакомлюсь с людьми, □ □ □

Открыто говорят, что они думают, да­же если у меня другое мнение.

Я сначала бросаю им пробный шар доверия.

52. Я всегда открыто высказываю □ □ □ □

71. Когда меня критикуют, у меняП □ □

Свое мнение, даже если это будет для меня опасным.

Появляются боли в желудке (желчном пузыре) или у меня бывают судороги.

53. Когда я был ребенком, мои ро-Ц □ □ □

Дители беседовали со мной на рели­гиозные и мировоззренческие темы.

72. У моего отца для меня находи-□ □ □

Лось много времени.

54. Без взаимного доверия я не могуП □ □ □

73. То, что каждый из нас подразу — □ □ □

Жить или работать с другими людьми.

Мевает под чувствами, всего лишь ма­ленькая часть действительности.

55. Если я однажды что-то пообе-□ □ □ □

74. При возникновении проблем □ □ □

Щал, значит, я обязательно сдержу свое слово.

56. Мне важно знать, существует □ □ □ □

Вся моя энергия направлена на поиск решения, и я всегда нахожу выход.

75. Я считаю, что мои решения (наП □ □

Ли жизнь после смерти.

57. Со всеми людьми нужно обра — □ □ □ □

Работе и (или) в личной жизни должны выполняться без долгих разговоров.

Щаться одинаково, иначе воцарится несправедливость.

76. Что думают другие люди о мо-П □ □

Ем мнении, мне безразлично.

58. По чистоте в квартире можно □ □ □ □

77. Работа — это содержание моей □ □ □

Судить о чистоте характера.

Жизни.

59. Когда у меня есть трудности наЦ □ □ □

Работе, я обращаюсь к коллегам и (или) к начальству.

78. Гости для меня вовсе не без-|22| Q □

Различны, я всегда нахожу для них время.

60. Мой отец был для меня приме — □ □ □ □

79. Я злюсь на себя, если все нахо — □ □ □

Ром, когда я был маленьким.

61. Я охотно провожу время вне^ □ □ □

Дится в беспорядке (посуда, пустые бутылки, невыброшенный мусор).

Дома (в ресторане, кино, театре, ка­фе, на танцах и т. д.), потому что мне нравится знакомиться людьми.

Новыми

62. К моим родителям часто при — □ □ □ □

Ходили друзья, или их самих пригла­шали в гости.

63. Я трудолюбивый, старательный □ □ □ □

Человек.

64. Я надеюсь достичь в своей □ □ □ □

Жизни еще больших успехов.

65. Я очень вежлив, чтобы быть □ □ □ □

Признанным другими.

66. Сексуальная любовь лучшее, что есть на земле.

ЭтоП □ □ □

67. У моей мамы всегда находи — □ □ □ □

Лось для меня много времени.

80. В сложных ситуациях мои ро-П □ □

Дители могли открыто говорить меж­ду собой.

81. Мне очень неудобно, когдаП □ П

Приходят гости, а квартира не свер­кает чистотой.

82. Есть люди, которые мне нра-Ц □ □

Вятся, несмотря на то что у них дру­гие убеждения.

83. Я очень нервничаю (беспоко-Q □ □

Ен, злюсь), если кто-то заставляет меня ждать.

84. Я убежден, что в моей жизни □ □ □

Можно достичь еще больше.

85. Когда проблему нельзя преодо-П □ □

Леть тотчас же, я могу подождать, по­ка не появится другая возможность.

Форма Б

Фамилия, имя Код

На следующих страницах вам предлагаются утверждения и высказывания из бесед с людьми различного происхождения, возраста и пола. Пред­полагается, что при этом будут отражены совер­шенно разные установки, чувства и образ действий.

Этот опросник не является тестом в обычном смысле; точнее говоря, вы отразите в нем самих себя. Поэтому, оценивая эти высказывания, вы не можете сделать что-то неправильно, ведь каждый человек имеет право на свое мнение. И это ваше личное мнение.

Мы просим вас оценить эти высказывания на ваш взгляд. При этом у вас есть 4 возможности для ответа.

Если вы согласны с каким-нибудь утверждени­ем, поставьте крестик слева, под словом «да»:

Да Нет

Пожалуйста, выберите для каждого высказыва­ния 1 вариант ответа. Поскольку вы не можете отве­тить неправильно, не раздумывайте долго, а быстро отмечайте свои ответы один за другим.

Слова «родители» «отец» и «мать» подразумева­ют в первую очередь ваших настоящих родителей. Если вы росли преимущественно у родственников, в семье попечителей или приемных родителей, а также в приюте или детском доме, то слова «роди­тели», «отец», «мать» подразумевают в таком слу­чае тех воспитателей, которые играли для вас роль родителей (например, бабушка, дядя, старшая сест­ра, сосед, няня, воспитатель детского дома и т. д.).

Теперь приступайте к работе.

Мы уверяем вас, что все ваши ответы останутся в тайне, быстро отмечайте свои ответы один за другим.

Тест-опросник

ДА

НЕТ

Если вы не согласны с каким-либо утверждени­ем, поставьте крестик справа, под словом «нет»:

Да Нет

Может случиться и так, что вы затрудняетесь как полностью подтвердить, так и полностью отвер­гнуть какое-либо высказывание, поскольку оно может быть для вас верно или неверно лишь при определенных условиях.

В таких случаях у вас есть еще 2 возможности:

Если вы склоняетесь к тому, что какое-либо утверж­дение чаще подходит для вас, нежели не подходит, то вы можете поставить крестик ближе к «да».

Да Нет

1. Я прочитал инструкцию и готов честно оценить каждое высказывание.

2. Если я рассержен или возбуж — □ □ □ □

Ден, я ощущаю это всем телом.

3. Я покидаю свое рабочее место □ □ □ □ (письменный стол, станок), только приведя его в порядок.

4. Мои родители были обществен — □ □ □ □

Ными или политическими деятелями.

5. Конфликты необходимы: они □ □ □ □ помогают мне преодолевать старые привычки.

6. Я заканчиваю любую работу точно □ □ □ □ по заранее составленному расписанию.

7. Если я пришел к какому-то ре — □ □ □ □

Шению, я стою на своем, чего бы это ни стоило.

8. Я дважды подумаю над каждой □ □ □ □

Копейкой, прежде чем ее выложу.

Если вы скорее не согласны с каким-либо утверж­дением, чем можете подтвердить его, то поставьте крестик ближе к «нет».

9. Открытость и искренность для □ □ □ □

Меня важнее, чем уважение.

10. Даже если все кажется безна — П О □ □

Да

Нет

Дежным, я не теряю мужества.

11. Мои родители не копили обид □ □ □ □

Друг на друга, а стремились прийти к совместному решению.

12. Работа является для меня са-Д □ □ □

32. Брак моих родителей был бра-Q □ □ □

Мым главным, даже когда у меня воз­никают проблемы.

Ком по любви.

13. Люди, которые ценят хорошиеП □ □ □

33. Трудности пробуждают во мнеЦ □ □ □

Фантазию, чтобы найти новые решения.

Манеры, очень мне симпатичны.

34. Моя мать была очень терпели-□ □ □ □

14. Я каждый день должен прини-Ц □ □ □

Ва со мной.

Мать душ, иначе чувствую себя плохо.

15. Существует очень мало вещей, □ □ □ □

35. Если представить, что мойЦ □ □ □

Которые могут вывести меня из равно­весия.

Партнер (партнерша) покинет меня, то моя жизнь потеряет всякий смысл.

16. Нужно следовать распоряже-Q □ □ □

36. Меня интересует вопрос о смыс-Q □ □ □

Ле моей жизни.

Ниям авторитетного лица.

17. Я охотно дарю нежность дру-Q □ □ □

37. Без пунктуальности моя жизньЦ □ □ □

Пойдет наперекосяк.

Гим и так же охотно принимаю ее.

38. Даже когда меня критикуют, □ □ □ □

18. Когда я хочу установить кон-|22| □ □ □

Я могу спокойно слушать.

Такт с другими людьми, я доверяю им заранее.

39. Мои родители были терпимы^ □ □ □

19. Мой отец был очень терпелив □ □ □ □

Со мной, когда я был ребенком.

20. Когда я чем-то озабочен илиЦ □ □ □

К иным взглядам (религиозным, миро­воззренческим, политическим).

40. Если все не клеится, я готов сойти с ума.

Грущу, я ищу общения с другими людьми.

41. Мне важно знать, что обо мнеП □ □ □

Думают люди.

21. Для разговора с друзьями (кол-Ц □ □ □

Легами) у меня всегда есть время.

42. Я всегда выполняю обещания,□ □ □ □

Даже если мне это удается с трудом.

22. Меня интересует вопрос, есть^ П □ □

43. Мне кажется, что мои родите-^ □ □ □

Ли жизнь после смерти.

23. Мое терпение кончается неЦ □ □ □

Ли всегда были справедливы по отно­шению друг к другу.

Так-то быстро, даже если на меня кто-то кричит.

44. Я открыто высказываю своеЦ □ □ □

24. Я надеюсь, что смогу еще боль-|22| □ □ □

Мнение, даже если это может мне повредить.

Шего достигнуть в жизни (в профес­сии, в личной сфере).

45. Я могу охарактеризовать себя|2] П □ □

25. Даже когда у меня достаточно □ □ □ □

Как трудолюбивого и деятельного че­ловека.

Денег, я обращаюсь с ними экономно.

46. Нельзя давать детям много сво-Ц □ □ □

26. Мои родители обсуждали соЦ □ □ □

Боды и самостоятельности.

Мной религиозные и мировоззренче­ские вопросы, когда я был ребенком.

47. У меня достаточно времени,|22| □ □ □

27. Нужно подходить ко всем лю-Ц □ □ □

Чтобы хорошо развлекаться (еда, тан­цы, театр, кино, дискотека).

Дям с равной меркой.

28. Даже рискуя быть разочаро-П □ □ □

48. Лучше на 10 мин раньше, чем|—| □ □ □

На полминуты позже.

Ванным, я верю в искренность людей.

29. Безделье

□ □ □ □

30. И в профессиональной дея-Q □ □ □

Основа всех бед.

Ром.

49. Мой отец был для меня приме-П □ □

Тельности я считаю личные контакты необходимыми.

50. Любое волнение проявляется |—| □ □ □

У меня в виде напряжения и (или) фи­зических расстройств.

31. Мое отношение к человеку^ □ □ □

Не зависит от его убеждений и по­ведения.

51. При трудностях на работе илиД □ □ □

Дома я «убегаю» в общение с другими людьми, неважно с кем.

52. Когда у меня есть проблемы, □ □ □ □

74. Родительский дом всегда былЦ □ □ □

Я углубляюсь в работу.

53. Я считаю верность обязатель-Д □ □ □

Открыт для гостей.

75. Мой отец уделял мне много □ □ □ □

Ной чертой характера.

Времени, когда я был маленьким.

54. Моя вера придает моей жизни □ □ □ □

76. Я понимаю людей и тогда, когдаЦ □ □□

Определенное направление.

55. Мои родители (отец / мать) бы-Q □ □ □

Они ведут себя иначе, чем я ожидал.

Ли религиозны.

56. Я чувствую себя хорошо толь-П □ □ □

77. Я часто пользуюсь лекарствами. ПОПП

□ □ □ □

79. Мои родители интересовались^ □ □ □

78. Я легко схожусь с людьми.

Ко в чисто убранной квартире.

57. Опоздание приводит меня в бе-П □ □ □

Вопросом о смысле жизни.

80. Я не могу представить себеП □ □ □

Шенство.

58. Я задумываюсь о смысле жиз-Ц □ □ □

Жизни без работы.

81. Всегда нужно сначала выяс-П □ □ □

Ни, когда у меня возникают трудности.

59. В партнерских отношениях безЦ □ □ □

Нить мотивы поступка, невзирая на лица, а потом уже судить о нем.

Нежности и сексуальности не хватает самого важного.

82. Когда у меня возникают про-Ц □ □ □

60. На работе и в семье должна □ □ □ □

Быть дисциплина, иначе ничего не получится.

Фессиональные или личные пробле­мы, мне нужно иметь вокруг много других людей, чтобы отвлечься.

83. Я хотел бы интимной близостиП □ □ □

61. Моя симпатия к человеку нец □ □ □

Зависит от того, какими чертами ха­рактера он обладает.

С партнером (партнершей), которого я люблю.

62. Я часто приглашаю гостей или ко □ □ □ □

84. Моя мать была для меня приме — □ □ □ □

Ром в юности.

Мне кто-то приходит (друзья, коллеги).

63. Я открыт и для незнакомого че-П □ □ □

85. Вместо того чтобы держать все^ □ □ □

Ловека.

В себе, я лучше открыто выскажу свое мнение.

64. Моя мать уделяла мне много □ □ □ □

Времени, когда я был маленьким.

65. Я очень чувствителен к неспра-П □ □ □

Ведливости.

Описание шкал WIPPF

66. Я экономлю, потому что забо-П □ □ □

Чусь о закате своей жизни.

67. Я не выношу неопрятнойП □ □ □

Внешности у себя или у других.

68. Если я кому-то что-то сказал, □ □ □ □

Значит, и сам придерживаюсь этого.

69. У меня есть планы в моей про-П □ □ □

Фессиональной и (или) личной жизни.

70. Мне очень трудно сказать «нет»!] □ □ □

71. За работой мне очень легко Ц □ □ □

Укрыться от моих проблем.

72. Квартира всегда должна свер-П □ □ □

Кать чистотой.

73. Несмотря на мои профессио-П □ □

Нальные и (или) семейные обязан­ности, у меня достаточно времени для своих интересов и хобби.

Все описанные в этих шкалах способности или механизмы реагирования на конфликты являются конструктами, т. е. «принятыми или выявленными качествами, которые скрываются за воспринимае­мыми текстовыми вопросами» (Lienert. 1967. S. 261).

Актуальные способности являются гипотети­ческими конструктами на среднем уровне абстра­гирования… В этом смысле они означают, что по­ведение состоит не только из совокупности отдельных поступков, но и подчинено определен­ным закономерностям, которые управляют ими» (Peseschkian. 1977. S. 99).

Актуальные способности являются «социальны­ми и общественными нормами, переменными со­циализации, ролевыми стабилизаторами, группо­выми признаками» (Peseschkian. 1977. S. 100).

Мы находим в психологической и медицинской литературе указание на такие конструкты, как чистоплотность, аккуратность, пунктуальность и пр. «Особенно при нарушении поведения, психо­соматических расстройствах, неврозах и психо­зах» (Peseschkian. 1977. S. 94): могут быть названы такие имена, как З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, А. Митчерлих, Е. Х. Эриксон.

НЕТ, а также су-

Шкалы 1—27 являются биполярными. Ответы, характеризующие лежащие в их основе конструк­ты, могут иметь следующие значения: при полном согласии — ДА, при отрицании ществуют 2 промежуточные возможности ответов (скорее ДА, скорее НЕТ).

4 балла, скорее ДА

ВНИМАНИЕ! Все ответы по всем вопросам пе­реводятся в баллы: ДА 3 балла, скорее НЕТ — 2 балла, НЕТ — 1 балл.

Каждому конструкту на их полюсах соответ­ствуют синонимичные существительные, прилага­тельные, глаголы и выражения. Следующие ниже описания шкал приводятся по Peseschkian. 1977. S. 54 (шкалы 1 —19) и Peseschkian. 1982. S. 94 (шкалы 20—23) и S. 106 (шкалы 24—27).

1. Аккуратность. Аккуратность, любовь к по­рядку проявляются в полном соответствии каждой вещи своему месту; ни одна из вещей не мешает другой, любая может быть тут же найдена в нуж­ный момент.

Полюсы и их синонимы.

10—12 баллов — Педантичность, стерильность, уборка.

3—5 балла — Беспорядок, небрежность, содом и гоморра, разбрасывать вещи и не убирать за собой.

Утверждения:

Форма А: 10, 48, 79;

Форма Б: 3, 40, 72.

2. Чистоплотность. Под чистоплотностью мы понимаем уход за телом, одеждой, предметами ежедневного пользования, чистоту и опрятность помещения и окружающей среды.

10—12 баллов — вылизанная квартира, быть ухоженным, одетым с иголочки, чистюля.

3—5 балла — неряшливость, неумытый, дурно пахнущий.

Утверждения:

Форма А: 16, 58, 81;

Форма Б: 14, 56, 67.

3. Пунктуальность. Под пунктуальностью мы понимаем строгое соблюдение условленного или ожидаемого времени.

10—12 баллов — точность до минуты.

Непунктуальность, опоздание,

3—5 балла Заставлять себя ждать.

Утверждение:

Форма А: 35, 50, 83;

Форма Б: 37, 48, 57.

Сверхдружелюбный, подха-

4. Вежливость. Вежливость понимается как скрытая агрессия на социум.

10—12 баллов

Лимство, лицемерие, галантный, хорошие манеры, неспособность отказать, быть милым.

3—5 балла — ранящая невнимательность, как слон в посудной лавке, бестактность, дерзость.

Утверждения:

Форма А: 3, 21, 65;

Форма Б: 13, 41, 70.

5. Честность — прямота. Под этим мы понима­ем открытое высказывание своего мнения, не об­ращая внимание на возможные влияния окружаю­щей среды.

10—12 баллов — фанатичное стремление к исти­не, правдивость, откровенность, добросовест­ность, не скрывать своего мнения, что на уме, то на языке, говорить, что думаешь, ничего не утаи­вать.

3—5 балла — неискренность, скрытность, ложь, замкнутость, врет, как по писаному, избега­ет объяснений.

Утверждения:

Форма А: 36, 52, 76;

Форма Б: 9, 44, 85.

6. Усердие — деятельность. Под усердием мы понимаем готовность в течение длительного вре­мени предаваться напряженной и утомительной работе для достижения определенной цели.

10—12 баллов — карьеризм, стремление к успе­ху, трудиться, как пчела, рвение, старание.

3—5 балла — леность, сбой в работе, празд­ность, лодырничать.

Утверждения:

Форма А: 18, 31, 63;

Форма Б: 29, 45, 80.

7. Обязательность, точность, совестливость. Об обязательности мы говорим тогда, когда в чем-то мо­жем положиться на человека, он даже в наше отсут­ствие выполнит свое обещание. Под точностью мы понимаем такую установку или поведение, которые направлены на возможно более безошибочное, безукоризненное выполнение работы. О совестли­вости говорим, когда любая деятельность выполня­ется в соответствии с внутренними требованиями точности, добросовестности и корректности.

10—12 баллов — Принципиальность, совершен­ность, скрупулезность, расчетливость, обстоятель­ность.

3—5 балла — неточность, необязательность, небрежность, сегодня одно — завтра другое, смот­реть сквозь пальцы на допущенную неточность.

Утверждения:

Форма А: 4, 17, 55;

Форма Б: 6, 42, 68.

8. Бережливость. Под бережливостью мы пони­маем экономное обращение с деньгами и вещами.

10—12 баллов — Скупость, ничем не гнушаться, отказывать себе во всем, считать каждую копейку.

3—5 балла — Расточительство, разбрасывать деньги пригоршнями, широта натуры.

Утверждения:

Форма А: 14, 32, 68;

Форма Б: 8, 25, 66.

9. Послушание. Под послушанием мы понима­ем следование просьбам, поручениям, приказам внешнего авторитета (пассивное) и требование по­добного поведения от других (активное).

10—12 баллов — слепое подражание, драконо­вская строгость, преданность авторитету, подчи­нять своей воле.

3—5 балла — непослушание, упрямство, бунт, антиавторитарный.

Утверждения:

Форма А: 5, 26, 75;

Форма Б: 16, 46, 60.

10. Справедливость. Под справедливостью мы понимаем поведение, при котором руководст­вуются больше разумными рассуждениями, чем личными привязанностями и склонностями.

10—12 баллов — жажда справедливости, сверх­чувствительность, суровая справедливость.

3—5 балла — несправедливость, предпочтение.

Утверждения: Форма А: 15, 38, 57 форма Б: 27, 65, 81.

11. Верность. Под верностью мы понимаем доста­точно длительное следование само собой разумею­щимся (ср. Hofstatter. 1966. S. 57) подсознательным или осознанным нормам и концепциям, первично — в сексуальной, вторично

В других сферах жизни. ригидность, закоренелость,

10—12 баллов Упрямство, держаться за унаследованное, не сги­баться, непоколебимый, неопровержимый, пока смерть не разлучит вас.

3—5 балла — неверность, колеблющийся, как флюгер на ветру, навострить лыжи.

Утверждения:

Форма А: 12, 23, 41;

Форма Б: 7, 35, 53.

12. Терпение. Терпение означает способность ждать, отсрочивать исполнение желаний, а также поддерживать в себе и других развитие способно­сти, несмотря на сомнения и ожидания.

10—12 баллов — терпение, умение ждать, остав­лять время.

3—5 балла — нетерпеливость, агрессивность, оказывать давление на кого-либо, не хотеть ждать, критиковать, придираться.

Утверждения:

Форма А: 8, 39, 85;

Форма Б: 15, 23, 38.

13. Время. Под временем мы понимаем способ­ность уделять себе и другим достаточное количест­во времени, оказывать другим достаточное внима­ние и разрешать кое-что себе самому.

10—12 баллов — Уделять время себе (другим), чувство времени, упорядоченное распределение времени.

3—5 балла — перегрузки, стресс, время — деньги.

Утверждения:

Форма А: 2, 30, 78;

Форма Б: 21, 47, 73.

14. Контакты. Под контактами мы понимаем способность посвящать себя другим людям, даже если они проявляют другие актуальные способно­сти, и поэтому не считаться с одобрением.

10—12 баллов — поиск общения, связь, бли­зость, привязанность, отношения, интимность.

3—5 баллов — застенчивость, робость, скром­ность, стесненность, неуверенность, напряжен­ность.

Утверждения:

Форма А: 19, 29, 61;

Форма Б: 30, 62, 78.

15. Доверие. Под доверием мы понимаем спо­собность принимать себя или других людей в их неповторимости такими, как они есть. Доверие — это позитивная установка по отношению к отдель­ным способам поведения, которыми обладает че­ловек или которые от него ожидаются.

10—12 баллов — доверительный, доверчивый, наивный.

3—5 балла — недоверие, подозрительность, по­дозрение, подчинение, ревность, комплекс непол­ноценности, недоверие к себе.

Утверждения:

Форма А: 22, 54, 70;

Форма Б: 18, 28, 63.

Это способность при-

16. Надежда. Надежда

Знавать будущие возможности для развития и, та­ким образом, делать успехи настоящего дня отно­сительными.

10—12 баллов — оптимизм, розовые очки, ори­ентация на будущее.

3—5 балла — сомнение, разочарование, безна­дежность, бессмысленность.

Утверждения:

Форма А: 43, 64, 84;

Форма Б: 10, 24, 69.

Нежность. Под сексуаль-

17. Сексуальность

Ностью и нежностью мы понимаем отношение к физическому контакту, к стимуляции эрогенных зон у себя самого и у других людей.

10—12 баллов — принимающий и дарящий фи­зические контакты, зависимый.

3—5 балла — страх прикосновения, зажатость, холодность, защищающийся.

Утверждения:

Форма А: 11, 40, 66;

Форма Б: 17, 59, 83.

11)

18. Любовь. Любовь понимается как эмоцио­нальное отношение, которое независимо от при­нятых или имеющихся качеств и образа поведения другого человека характеризует принятие его как личности. К ряду объектов она может подходить с различной градацией (например, можно прини­мать человека независимо от того, пунктуален он или непунктуален, опрятен или нет, порядочен или непорядочен и иное, если это чувство может быть отвергнуто). Любовь (принятие) и отвержение (до ненависти) содержательно связаны таким образом в этом опроснике с вторичными (шкалы 1 и первичными способностями (шкалы 12—17 и 19) другого человека.

10—12 баллов — принимающий, лично заинте­ресованный, балующий, попустительствующий.

3—5 балла — отвержение, холодность, бесчув­ственность, горечь, равнодушие, наказание, разоча­рование, пессимизм, ненависть, требовательность.

Утверждения:

Форма А: 33, 51, 82;

Форма Б: 31, 61, 76.

19. Вера, религия, церковь. Под верой мы пони­маем способность устанавливать отношения с не­изведанным в самом себе, в окружающем мире и неземном (Бог), а также интересоваться вопро­сом о смысле жизни. Религия является — нередко связанная с изысканными обрядами и ритуалами — формой выражения веры. Церковь является ин­ститутом, объединяющим приверженцев одной религии, собирающим их вместе.

10—12 баллов — Вера, вопросы «откуда» и «ку­да», фанатичность.

3—5 балла — Неверие, я верю только тому, что вижу, отвержение церкви, индифферентность, табу.

Утверждения:

Форма А: 9, 56, 73;

Форма Б: 22, 36, 54.

20. Телесные ощущения. На первом плане сто­ит ощущение тела — Я. Как переживаются раз­личные ощущения и информация из окружающей среды? Что человек делает со своим телом и для своего тела?

10—12 баллов — Психосоматические наруше­ния, неактивность, «бегство» в свое тело.

3—5 балла — активность, тренировки и заня­тия спортом, походы, расслабление и т. д.

Утверждения:

Форма А: 6, 46, 71;

Форма Б: 2, 50, 77.

21. Деятельность. Вид и способ продления норм деятельности, как они включены в концепцию Я, как на них влияют проблемы.

10—12 баллов — Попытки проблемы при помо­щи активной деятельности (например, убирать, чистить, углубиться в учебу) с (сознательным или бессознательным) намерением забыть таким обра­зом проблемы; акцентирование логического мыш­ления, «бегство» в работу.

3—5 балла — с одной стороны, способность из­бегать требований достижения; с другой стороны — отказ от общественно требуемых достижений, «бегство» в бездеятельность.

Утверждения:

Форма А: 25, 47, 77;

Форма Б: 12, 52, 71.

22. Контакты. Способность устанавливать и под­держивать отношения при возникновении проблем.

10—12 баллов — способы поведения, с помощью которых проблемы решаются «бегством» в общение.

3—5 балла — «бегство» в одиночество.

Утверждения:

Форма А: 44, 59, 68;

Форма Б: 20, 51, 82.

23. Фантазии — будущее. Интуитивное сужде­ние, вдохновение, творчество как средство реше­ния проблем, «бегство» в фантазии.

10—12 баллов — попытки решить проблемы при помощи творческого подхода.

3—5 балла — Погружение в негативные (проду­цирующие проблемы) мысли и концепции в само­воспитании как способ решения проблем.

Утверждение:

Форма А: 24, 49, 74;

Форма Б: 5, 33, 58.

24—27. В шкалах 24—27 спрашивается об отно­шениях пациента в детстве и юношестве к своим родным и близким, как он их сегодня воспринима­ет, переживает.

24. Я. Отношение к родителям (воспитателям), братьям и сестрам.

10—12 баллов — в сегодняшнем восприятии па­циента скорее позитивные, теплые отношения, возможно, даже гиперопека.

3—5 балла — скорее холодность, отвержение, индифферентность.

Утверждение:

Форма А: 24А (мать) 7, 37, 67;

Форма Б: 24А (мать) 34, 64, 84;

Форма Б: 24А (отец) 20, 60, 72;

Форма Б: 24Б (отец) 19, 49, 75.

25. ТЫ. Отношения между родителями.

10—12 баллов — Скорее позитивные, внима­тельные, преодолевающие проблемы.

3—5 балла — скорее негативные, холодные, близкие к скандалу, иногда переживались как скрывающие проблемы.

Утверждения:

Форма А: 27, 45, 80;

Форма Б: 11, 32, 43.

26. МЫ. Отношение родителей к окружающему миру.

10—12 баллов — Скорее открытое, вниматель­ное, терпимое, сердечное, общительность.

Скорее замкнутость, нетерпи-

3—5 балла Мость, защита, необщительность.

10—12 баллов — Скорее оптимистическое, об­надеживающее, мотивирующее, обязывающее, возможно, даже фанатичное в некоторых вопро­сах.

Скорее пессимистичный, за-

3—5 балла Щитный, вытесняющий, индифферентный наст­рой.

Утверждения:

Форма А: 13, 34, 53;

Форма Б: 26, 55, 79.

Утверждения:

Форма А: 28, 42, 62;

Форма Б: 4, 39, 74.

Бланк

27. ПРА-МЫ. Отношение родителей к вопросам мировоззрения, религии, смысла и к будущему.

Имя / код

Х пациента О

О партнер

Форма АБ

Баллы

Min

Средние

Max

10

11

12

1. Аккурат­ность

Небрежность

Педантичность

2. Чистоплот­ность

Неряшливый

Опрятный

3. Пунктуаль­ность

Непунктуаль­ный

Пунктуальный

4. Вежли­вость

Бесцеремон­ный

Учтивый

5. Честность, искренность

Скрытный

Искренний

6. Усердие, деятельность

Ленивый

Сверхстаратель­ный

7. Обязатель­ность

Необязатель­ный

Обязательный

8. Береж­ливость

Расточитель­ный

Скупой

9. Послуша­ние

10. Справед­ливость

Послушный

Самостоятель­ный

Несправедли­вый

Справедливый

Баллы

Min

Средние

Max

10

11

12

11. Верность

Неверный

Верный

12. Терпение

Нетерпеливый

Терпеливый

13. Время

Успевающий

Неуспевающий

14. Контакты

Замкнутый

Общительный

15. Доверие

Подозритель­ный

Доверчивый

16. Надежда

Отчаявшийся

Надеющийся

17. Нежность

Отвергающий

Зависящий

18. Любовь

Требователь­ный

Балующий

19. Вера (религия), смысл

Безразличный

Верующий

20. Тело (ощущение)

21. Про­фессия (деятель­ность)

Здоровье

Дезоргани­зация

22. Контакты

Замкнутость

23. Фантазия (будущее)

Отсутствие

24А. Я — мать

Отвержение

24Б. Я — отец

Отвержение

25. ТЫ

Отчуждение

26. МЫ

Замкнутость

27. ПРА-МЫ

Безразличие

Психосоматиче­ские нарушения

«Бегство» в работу

«Бегство» в общение

«Бегство» в мечты

Принятие

Принятие

Единство

Общительность

Фанатизм

4 реакции на конфликты

24 Я

20. Телесные ощущения.

6—9

10—12

27 Пр.

21. Деятельность Профессия.

6—9

10—12

Ты

22. Контакты.

6—9

10—12

26 Мы

10—12

МЕТОДИКА «РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ» (РОП)

4 модели для подражания

24 Я: родители — дети, А Мать.

Братья — сестры.

3—5

6—9

10—12

Б Отец.

Терпе­ние

Форма А

Форма Б

37

34

Мать

Да

□ □ □□

□ □ □ □

Нет

20

19

Отец

Да

□ □ □□

□ □ □ □

Нет

Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой, предпола­гает практическую работу с супружеской парой.

Методика «РОП» позволяет определить.

1. Представления супругов о значимости в се­мейной жизни сексуальных отношений, личност­ной общности мужа и жены, родительских обязан­ностей, профессиональных интересов каждого из супругов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти пока­затели, отражая основные функции семьи, состав­ляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2.Представления супругов о желаемом распре­делении ролей между мужем и женой при реализа­ции семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

Для проведения исследования необходимы:

1)2 набора по 36 карточек из плотной бумаги (картона). На каждую строчку наносится номер и текст суждения;

2) 2 набора по 4 карточки классификатора с одной из следующих надписей на каждой «Пол­ностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем верно», «Это неверно».

Форма А

Форма Б

67

64

□ □ □□

□ □ □ о

72

75

Порядок работы

Форма А

Форма Б

7

84

60

49

□ □ □ □

□ □ □□

Супругам предлагается самостоятельно ознако­миться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной ИНСТРУКЦИЕЙ.

Инструкция: На предложенных вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед вами ле­жат 4 карточки с напечатанными вариантами отве­тов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все кар­точки соответственно этим 4 вариантам ответов. Если вы полностью разделяете утверждение, поло­жите его под карточкой «Полностью согласен». Если вы считаете, что утверждение верно, но с не­большими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утве­рждение кажется вам непригодным для вас, но в нем есть что-то, с чем вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если вы катего­рически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя кар­точки с утверждениями на 4 группы, постарайтесь выразить ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Благодарим за учас­тие в психологическом обследовании.

После выполнения супругами задания, консуль­тант регистрирует ответы мужа и жены в протоко­ле консультационного обследования: утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оцени­вается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно» — в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» — в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно» — в 0 баллов.

Здесь же в протоколе консультант суммирует баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей.

По 2 первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец про­токола.

Итоговые баллы остальных показателей вычис­ляются как полусумма баллов по подшкалам «ожи­дание» и «притязание».

Протокол

Ф. И. О._____________

Дата ________________

Возраст

Семейный стаж

Количество детей

Шкала семейных ценностей

Интимно-сексуальная

Консультационное исследование семейных ценностей

Номер

Карточки

1

2

2

Баллы

Номер карточки

Баллы

Общий показа­тель, баллы

Личностная идентификация с супругом

4

■5

Хозяйственно-бытовая

2 —

Ожидание

Родительско-воспитательная

10

ТУ

12

Притязание

22

23

24

25

26

27

Шкала семейных ценностей

Социальная активность

Номер карточки 13

14

15

Баллы

Номер карточки 28 29 30

Баллы

Общий показа­тель, баллы

Эмоционально-психотера­певтическая

16

17

18

31

32

33

Внешняя привлекательность

19

20

21

34

35

36

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago