ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМ И ИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

Распространение практических психологиче­ских исследований в различных сферах производ­ства, медицины, образования, требующих приме­нения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.

1. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ) долж­ны удовлетворять следующим требованиям:

А) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под кото­рой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производ­ство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положе­ние). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успеш­ности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прог­ноза стабильности коллектива и т. п.;

Б) процедура проведения должна быть задана в ви­де однозначного алгоритма, пригодного для

В)

Г)

Д)

Передачи лаборанту, не имеющему специаль­ных психологических знаний, или ЭВМ, исполь­зуемой для предъявления заданий и анализа от­ветов;

Процедура обработки должна включать статис­тически обоснованные методы подсчета и стан­дартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестово­го балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической досто­верности этих выводов;

Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разра­ботчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандар- тизационные исследования в своей области и раз­работать частные стандарты (нормы);

Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за досто­верностью, позволяющими автоматически от­сеивать недостоверные протоколы;

Головная методическая организация определен­ного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и произ­водить периодическую коррекцию всех стандар­тов методики.

2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ основываются на таких требованиях, как:

А)

Е)

Б)

В)

Г)

Четкое формулирование цели, предмета и облас­ти применения методик. Дополнение: инструк­ция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необхо­димое количество для получения надежных дан­ных по методу независимых оценок;

Наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их вы­полнения экспертами по отношению к некоторо­му эталонному набору данных (текстов, рисун­ков, аудио — или видеозаписей и т. п.);

Наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое по­зволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

Возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативного

Исследования по измерению экспертной согла­сованности на эталонном наборе данных;

Д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и пе­реподготовку (в соответствии с пересмотренны­ми стандартами методики).

Любая методика, не удовлетворяющая перечис­ленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической мето­дикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обя­занности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться год­ной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения неат — тестованных методик в исследовательских целях.

ТРЕБОВАНИЯ

Разные требования предъявляются к пользова­телям, являющимся профессиональными психоло­гами, и пользователям-непсихологам.

Пользователь-психолог:

А) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психо­диагностики, владеть основами дифференциаль­ной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагности­ке, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

Б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответ­ствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессио­налами, незнакомыми с ограничениями в исполь­зовании того или иного теста;

В) должен пользоваться преимущественным пра­вом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагности­ки в заданной области, на использование прото­колов в соответствии с профессионально-этиче­скими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным пра­вом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собствен­ности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя па­раллельные стандартизованные и нестандарти — зованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

Г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъек­тивными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований мак­симальной эффективности диагностики — мак­симум надежности при минимуме затрат;

Д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анали­зируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ве­дение такой научно-методической работы вхо­дит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практиче­ских учреждениях. В этой работе психолог под­держивает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей ко­пии протоколов (для накопления банков дан­ных) и получая инструктивные методические материалы;

Е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерп­ретация, прогноз делаются в строгом соответ­ствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в ис­пользовании методики, принятого на опреде­ленный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направля­ет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

Ж) должен обеспечивать конфиденциальность психо­диагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Пси­холог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его ре­зультаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть выне­сены на основе психологической диагностики;

З) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив­ных материалов, не раскрывать перед потен­циальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

И) обязательно должен рассматривать наряду с наи­более вероятной и альтернативную диагностиче­скую гипотезу (интерпретацию данных), приме­няя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопро­изводстве;

К) должен сообщать в региональные или централь­ные органы Общества психологов о всех заме­ченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психо­диагностики. Психолог уполномочен лично пре­пятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики.

Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специаль­ных знаний при интерпретации, могут использо­вать специалисты в смежных с психологией об­ластях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

При этом пользователь-непсихолог:

А) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практи­ческой отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставлен­ных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттес­тованные методики;

Б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, ли­бо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладеванию мето­дикой);

В) должен автоматически брать на себя обязатель­ство по соблюдению всех требований профессио­нальной тайны, получая доступ к п-методикам;

Г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к ис­пытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием и обязан преду­преждать испытуемого о том, как будет исполь­зована информация;

Д) не должен использовать методики, не обеспе­ченные однозначной стандартной инструкци­ей, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного при­менения высокопрофессиональных эксперт­ных методов;

Е) должен содействовать психологам в соблюде­нии процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения не­корректного использования методик.

Все приведенные требования находятся в соот­ветствии с международными профессионально­этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов:

1) ответственности;

2) компетентности;

3) этической и юридической правомочности;

4) квалифицированной пропаганды психологии;

5) конфиденциальности;

6) благополучия клиента;

7) профессиональной кооперации;

8) информирования клиента о целях обследова­ния;

9) морально-позитивного эффекта исследования;

10) гражданственности и патриотизма.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago