Чтобы оценить стиль общения человека с ауди­торией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А. А. Леонтьева. Для этого необходи­мо выступить в качестве экспертов 4—5 лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предла­гаемой шкале, а при обсуждении попытаться обос­новать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.

Классификатор теста

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45—49 баллов, то коммуникативная дея­тельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, как дирижер, прекрасно распределяет свое внима­ние, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному

Положительные черты характера

1. Доброжелательность

2. Заинтересованность

3. Поощрение инициативы

Баллы

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

4. Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие маски)

5. Активность (все время в общении, держит слушателей в тонусе)

6. Гибкость (легко схватывает и раз­решает возникающие проблемы, конфликты)

Отрицательные черты характера

Недоброжелательность

Безразличие

Подавление инициативы

Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)

Пассивность ( не управляет процессом общения, пускает его на самотек)

Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории)

7. Дифференцированность (индивидуальный подход)

Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода)

Может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения по­следних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленный цели.

35—44 балла — высокая оценка. В аудитории царит дружеская, непринужденная атмосфера. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутст­вует. Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похва­лой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20—34 балла характеризуют ведущего как впол­не удовлетворительно овладевшего приемами об­щения. Его коммуникативная деятельность доволь­но свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравших­ся, остальные же выступают большей частью в ро­ли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержа­ние занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны про­явления элементов моделей дифференцированно­го внимания и негибкого реагирования.

11 —19 баллов — низкая оценка коммуникатив­ной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициати­ва подавляется доминирующим положением веду­щего. Его стиль уподобляется авторитарной или не­контактной моделям общения.

10 баллов)всякое

При очень низких оценках (7- взаимодействие с аудиторией отсутствует. Обще­ние развивается по моделям дикторского или гипо — рефлексивного стиля. Оно обезличено, по психо­логическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничивают­ся лишь информационной стороной.

Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, извест­ные как барьеры общения. Такие объективные фак­торы, как расстояние, отсутствие видимости и слыши­мости, — предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностями общающихся и со­путствующими общению обстоятельствами.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago