Тест Роршаха принадлежит к числу проектив­ных тестов. Он используется для диагностики от­дельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и качеств личности по те­сту Роршаха основано на анализе простейших про­дуктов творчества, в которых отражаются (проеци­руются) некоторые индивидуальные особенности личности.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использу­ет сферу перцепции. На материале индивидуально­го построения образа он разрабатывает свою систе­му диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструи­рования представлений стоят отдельные личност­ные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дают и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и со­держание самого образа.

Инструментом теста является набор из 10 карто­чек с симметричными пятнами разных цветов не­определенной формы. При предъявлении каждого пятна испытуемому предлагается ответить на во­прос: «Что это такое и на что это похоже?»

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определенный предмет, образ или карти­ну, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психиче­ских актов и тех психических особенностей чело­века, которые несут на себе наиболее яркую пе­чать индивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности проте­кания ассоциативных процессов и особенности установки.

Так, М. Рапопорт считает, что с момента предъ­явления пятна и до создания образа возникает свя­занная цепь процессов. Прежде всего сама неопре­деленность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные об­разы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего созда­ются законченные, логически обоснованные кар­тины.

Картины. Поэтому особенности

Это основная схема теста Роршаха, которая от­личает его от других проективных тестов по систе­ме и структуре в проекции. По характеру же про­екции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, не зависящим от внешних влия­ний. Предполагается, что неопределенность и бес­форменность пятна (неконструированный раз­дражитель) исключают объективную внешнюю направленность ассоциаций, проводящих к созда­нию образа проекций по тесту Роршаха относятся исключи­тельно на счет субъективных факторов. Именно ради сохранения чистоты показателей при прове­дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается задавать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать свое отношение к только что высказанному суж­дению испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диагностируется на основе реакции на достаточно определенные раздражители (ситуа­тивные картинки), тест Роршаха дает больший простор для независимого продуцирования и сво­бодной проекции личности.

Тест Роршаха служит одним из лучших индика­торов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях нена­правленного ассоциирования.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оце­нивается последовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существен­ную роль при диагностике личности, поскольку за каждой из них стоит различный механизм, форми­рующий ответ. Поэтому один и тот же ответ дол­жен быть последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей орга­низации восприятия:

1) особенности оперирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть);

2) избирательность реакций (например, исключи­тельно сильная реакция на цвет или преиму­щественно на цвет);

3) очередность реакции (например, реакция, со­стоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);

4) статичность или динамичность (картины непо­движны или в них усматривается движение).

Горий ские образы

Оценки по содержанию входят в одну из 4 кате — люди, животные, предметы и фантастиче — и свидетельствуют о тех особенно­стях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превали­рующих представлений и понятий складывается один из типичных образов.

Отдельные связи между категориями ответов и их диагностическими значениями (по формаль­ным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приложениях 1 и 2.

Методические указания

Пояснения к шифровке ответов при исследова­нии по тесту Роршаха (типы ответов).

Формальные характеристики

Так шифруются ответы, осно-

Ц (целостность) ванные на восприятии всего пятна таблицы в це­лом, при четком ограничении пятна от фона таб­лиц.

Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без учета других его частей.

Четко выраженная форма (описа-

Ф (форма) ние людей, животных, растений и др.).

Фн — нечетко воспринятая форма.

Ф-Цв (форма-цвет) — ответы, в которых прео­бладает форма и упоминается цвет.

Цв-Ф (цвет-форма) — ответы, в которых прео­бладает цвет, но упоминается и форма.

Характеристики по содержанию

Ж — категория «животные». Сюда вводят упоми­нания о любых представителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах, земноводных, прес­мыкающихся, насекомых.

Ч — категория «человеческие фигуры». Упоми­нания о человеческих существах в любой форме — называние пола (мужчина, женщина, маленькая де­вочка, мальчуганы…), возраста (старик, старуха, юноша…; профессии (кузнец, балерина); с заменой местоимением (кто-то согнувшийся, здесь танцую­щие…); или причастием (работающий, дерущиеся, указывающий…); группировкой (драка, демонстра­ция, зрительный зал, полный публики…).

П — категория «предметы». Упоминания пред­метов любого назначения, размера, свойства, мате­риала, положения.

Фан — категория «фантастические образы» — упоминающиеся испытуемыми фантастические существа (ведьма, колдун, кентавры, король под­земного царства) и т. д.

Категория «движение». Включает движе-

Дв ние, перемещение позы, иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.

Обработка задания

Экспериментальная группа. В опыте участвуют 2 человека: экспериментатор и испытуемый. Испы­туемый может быть ознакомлен с системой оценок только после проведения опыта.

Методика

Процедура опыта. Опыт заключается в предъяв­лении 10 карточек в последовательности, отражен­ной порядковым номером карточки. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным во­просом: «Что это и на что это похоже?»

Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявления не огра­ничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стан­дартный протокол.

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. приложение 2 и 3).

2. Производится подсчет количества ответов разных категорий.

3. Вычисляется процент ответов различных ка­тегорий из общего числа всех ответов.

4. Выявляются сочетания ответов по формаль­ным оценкам и оценкам по содержанию.

5. Определяются индивидуальные характерис­тики испытуемого (по отклонениям от нормы).

6. Составляется заключение по поводу личности испытуемого.

Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Наименова­ние харак­теристики (категория)

Формальные характеристики

Характеристики по содержанию

Ц (целое)

Д (деталь)

Ф (четкая форма)

Фн (нечет­кая форма)

Ф-Цв (форма — цвет)

Цв-Ф (цвет — форма)

Дв (дви­жение)

Ж (живот­ное)

Ч (чело­век)

П (пред­мет)

Фан (фанта­зия)

Приме­чание

Количество ответов

Выражен­ность (в %)

Показатели нормы

65—70 %

25—30 %

75—80 %

25 %

50 %

25 %

60 %

30—35 %

25 %

1—2 отв.

3—4 отв.

Приложение 2

Диагностические показатели

(по формальным оценкам)

Большое количество целостных образов

Ц (целое) — большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обоз­ревающий охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстрагироваться

1) большое количество деталей

Д (деталь) — 1) большое количество деталей — показатель «дробности» внимания, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; 2) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негати­визма или оборонительной позиции испытуемого

Ф (форма)

Большое количество ответов с преобладанием указания на формы: 1) показатель господства мысли

Над чувством; 2) показатель компенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пыта­ются понизить аффект или эмоцию. В этом случае можно диагностировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции. Очень высокий процент ответов Ф, наоборот, показатель импульсивности

Дв (движение) — ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта, показатель богатства и гибкости ассоциативного процесса. Признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внеш­них импульсов

Цв (цвет)

Ответы с высоким процентом Цв являются показателями захваченности человека аффектом и эмоция-

Ми. Свидетельство преобладания аффективных процессов над другими психическими процессами. Признак «су­женного сознания», импульсивности и отсутствия контроля

Приложение 3

Диагностические показатели

(оценки по содержанию)

Ж (животное)

Ч (человек)

Фан (фантазия)

Преобладание ответов категории Ж указывает на слабо выраженную индивидуальность, стереотипное стандартное мышление

Показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным и неблагоприятным)

Часто встречающиеся ответы «Фан» расцениваются как склонность к конструированию, к фантазии и конфабуляции

П (предмет)

Часто встречающиеся ответы с преобладанием П расцениваются как склонность к аутизму, затрудненность в интерперсональных связях. В сфере организации действий — как тенденция к конкретизации

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Метод исследования построен на теории психо­моторной связи. Для регистрации состояния пси­хики используется исследование моторики (в част­ности, моторики рисующей правой доминантной руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

По И. М. Сеченову всякое представление, воз­никающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движе­нием»).

Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответно­го движения (на представление-мысль). Так, напри­мер, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в прост­ранстве: удаление, приближение, наклон, выпрям­ление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской пере­живания и временным периодом: настоящим, прош­лым, будущим. Связано оно также с действенно­стью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона (простран­ство спереди и вверху) связаны с будущим перио­дом и действенностью. На листе (модели простран­ства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с не­уверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая правой доминантной руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энерги­ей, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомотор­ной связи и отношения к пространству, при толко­вании материала теста используются теоретические нормы оперирования символами и символически­ми геометрическими элементами и фигурами. По своему характеру тест «Несуществующее живот­ное» относится к числу проективных. Для статисти­ческой проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест — ориентировоч­ный. Как единственный метод исследования он обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инст­румента исследования.

Инструкция: Придумайте и нарисуйте Несуще­ствующее Животное и назовите его Несуществую­щим Названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рису­нок расположен по средней линии вертикально по­ставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Поль­зоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Обратная

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части тенденция: неуверенность в себе, низкая самооцен­ка, подавленность, нерешительность, незаинтересо­ванность в своем положении в социуме, в призна­нии, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, пла­нируется, осуществляется или по крайней мере на­чинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реа­лизации своих планов, наклонностей.

Тенденция к рефлек-

Отсутствие тенденции к дей-

Голова повернута влево сии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так­же боязнь перед активным действием и нереши­тельность. (Вариант ствию или боязнь активности — следует решить дополнительно.) Положение анфас, т. е. голова на­правлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствую­щие органам чувств, — уши, рот, глаза. Значение де­тали «уши» — прямое: заинтересованность в инфор­мации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочета­нию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соот­ветствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по­ведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как боль­шая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недове­рия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большин­стве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен ри­сунок зачерченного рта округлой формы (боязли­вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — исте­роидно-демонстративные манеры поведения. Отно­сительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхище­нии окружающих внешней красотой и манерой оде­ваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в це­лом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эруди­цию) в себе и окружающих.

Характер этой агрессии:

На голове также бывают расположены дополни­тельные детали, например рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенден­ция к самоукрашению и самооправданию, к демон­стративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент). Рассматривается основатель­ность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональ­ность принятия решения, пути к выводам, фор­мирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы­водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).

Конформность

Своеобразие устано-

Необходимо обратить внимание на характер со­единения ног с корпусом: соединение точно, тща­тельно или небрежно, слабо соединены или не со­единены вовсе — это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотип­ность и однонаправленность формы ног, лап, лю­бых элементов опорной части суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей вок и суждений, самостоятельность и небаналь — ность; иногда даже творческое начало (соответ­ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали). Это энергия охвата разных областей человеческой деятельно­сти, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соу­частвовать как можно в большем числе дел окружа­ющих, завоевание себе места под солнцем, увлечен­ность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — кры­льям или щупальцам и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, ло­шадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведе­нию. Влево — отношение к своим мыслям, реше­ниям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска это­го отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падаю­щим движением вниз (недовольство собой, сомне­ние в собственной правоте, сожаление о сделан­ном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обра­тить внимание на хвосты, состоящие из несколь­ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда раз­ветвленные.

Соответственно

Защита

Недифференциро-

Больше в процессе деятельности (реаль-

— больше защита своих мнений, убежде-

Контуры фигуры. Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это за­щита от окружающих, агрессивная, если она вы­полнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» кон­турной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты пространственному расположению: верхний кон­тур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограни­чение, осуществить принуждение, т. е. против стар­ших по возрасту, родителей, учителей, начальни­ков, руководителей; нижний контур против насмешек, непризнания, отсутствия автори­тета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры ванная опасливость и готовность к самозащите лю­бого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — ной), слева ний, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изоб­раженных деталей (только ли необходимое количе­ство, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конеч­ности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполнен­ным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию до­полнительных деталей). Соответственно, чем боль­ше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном слу­чае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бу­маге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является поляр­ным: это не энергия, а тревожность. Следует обра­тить внимание на резко продавленные линии, види­мые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, ка­кая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, не­брежность, неаккуратность соединений, «остров­ки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемо­та, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной пер­соне и к своему Я, представление о своем положе­нии в мире, как бы идентификация себя по значи­мости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представи­тель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки живот­ного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соот­ветственно степени выраженности очеловечива­ния животного.

Механизм сходен (и параллелен) аллегориче­скому значению животных и их характеров в сказ­ках, притчах и т. п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной де­талью изображения. Особенно значимы в этом от­ношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцен­тировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отно­шение к полу вплоть до фиксации на проблеме сек­са. Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытно­сти, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружаю­щим, наконец, нежелание подвергаться тестирова­нию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа. Обратить внима­ние на случаи вмонтирования механических ча­стей в тело животного — постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусени­цы, треножник, прикрепление к голове пропелле­ра, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, кла­виш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством со­четающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лоша­ди, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приде­лывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществую­щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, соба­ка с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное сое­динение смысловых частей (летающий заяц, «беге — кот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словооб­разование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демон­стративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-зву­ковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных крите­риев в основе мышления, перевес эстетических эле­ментов в суждениях над рациональными. Наблюда­ются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ­ственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю — лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазирова­нию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Иронически-юмористические

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago