Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

Тест-опросник

Отношения

Родительского

(ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление ро­дительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспита­ния детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как систе­ма разнообразных чувств по отношению к ре­бенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и по­нимания характера и личности ребенка, его поступ­ков.

3. СИМБИОЗ. Шкала отражает межличност­ную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребен­ком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятно­стей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и безза­щитным. Тревога родителя повышается, когда ре­бенок начинает автономизироваться в силу об­стоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности ни­когда.

4. АВТОРИТАРНАЯ ГИПЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ.

Отражает форму и направление контроля за пове­дением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчет­ливо просматривается авторитаризм. Родитель тре­бует от ребенка безоговорочного послушания и дис­циплины.

Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявле­ние своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ре­бенка, его индивидуальными особенностями, привыч­ками, мыслями, чувствами.

5. МАЛЕНЬКИЙ НЕУДАЧНИК. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка ро­дителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя име­ется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятель­ность. Родитель видит ребенка младшим по сравне­нию с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю дет­скими, несерьезными.

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Роди­тель не доверяет своему ребенку, досадует на его не — успешность и неумелость.

В связи с этим родитель старается оградить ре­бенка от трудностей жизни и строго контролиро­вать его действия.

Отвержение», «коопера-

В контрольной и 2

«маленький неудачник».

В результате факторизации данных общей вы­борки испытуемых было получено 4 значимых фактора: «принятие ция», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализа­ция». В экспериментальной и контрольной группах также были получены значимые факторы: 3 — в экспериментальной, 4 в подвыборке лиц, обратившихся за психологиче­ской помощью

На основе значимых факторов общей выборки и максимально дискриминативного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных групп.

По Т-критерию вычислялась дискриминатив- ность факторов экспериментальной группы во всех выборках. Из 5 факторов 4 оказались дискри — минативными, т. е. значимо различали выборки между собой.

Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей.

Кроме того, была проведена факторизация дан­ных по испытуемым с последующим вращением значимых факторов.

Она показала совпадение априорных и эмпи­рических групп; в результате факторизации выяви­лись группа субъективно благополучных роди­телей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию.

Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отно­шение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступ­ки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим ма­нерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка прихо­дят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой ум­ный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со свер­стниками, они кажутся мне взрослее и по поведе­нию, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его малень­ким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отноше­нии к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ре­бенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ре­бенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу при­знать, что он по своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут оши­баться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спо­койное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка трепка.

Сплошная нерво-

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят по­том.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от роди­телей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15,

1. Принятие

16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

2. Образ социальной желательности поведения:

6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1) отвержение;

2) социальная желательность;

3)

4)

5)

Симбиоз;

Гиперсоциализация;

Инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц про­центильных рангов тестовых баллов по соответ­ствующим шкалам.

ШКАЛА 1

«Сырой» балл

Процентиль­ный ранг

«Сырой» балл

Процентиль­ный ранг

«Сырой» балл

Процентиль­ный ранг

«Сырой» балл

Процентиль­ный ранг

0,63

3,79

12,02

31,0

18

94,30

27

100

10

11

12

13

14

15

16

17

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

19

20

21

22

23

24

25

26

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

28

29

30

31

32

100

100

100

100

100

2 ШКАЛА

«Сырой» балл

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

3 ШКАЛА

«Сырой» балл

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

4 ШКАЛА

«Сырой» балл

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

5 ШКАЛА

«Сырой» балл

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,19

3,04

96,83

99,37

100

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago