Эта проективная методика исследования лично­сти была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест пред­назначен как для взрослых, так и для детей, воз­можно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Об­следуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Затем проводится опрос по раз­работанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисун­ке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и челове­ком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происхо­дит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, де­рева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебреже­ние этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте «Дом. Дерево. Человек»

«Дом»

Чувство отвергнутости (отвержен-

Дом старый, развалившийся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к само­му себе.

Дом вдали — Ности).

Открытость, доступность и (или)

Дом вблизи Чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого до­ма — серьезный конфликт.

Разные постройки — Агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт про­тив того, что субъект считает искусственными и куль­турными стандартами.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспо­собиться к интерперсональным отношениям.

Отражение конфликтной ситуации, нано-

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без две­рей),

Сящей вред правильной оценке реальности, непри­ступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно, — Соз­нательные попытки самоконтроля, приспособле­ние к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) По сравнению с другими деталями. Субъект стремит­ся сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенден­ции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным из­мерением — Плохая ориентировка во времени (до­минирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — Предчувствие (угроза) катаст­рофы.

У стены контуры линии слишком акцентирова­ны — сознательное стремление сохранить конт­роль.

Изображена

Неосознаваемое влече-

Стена в одномерной перспективе Всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены

Ние, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным изме­рением — субъект ищет наслаждения прежде все­го в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Субъект испытывает трудно-

Их отсутствие

Сти при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

Первый признак откровенно-

Двери открыты Сти, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демон­стрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — Отчуж­дение, уединение, неприятие реальности. Значи­тельная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависи­мость от других или стремление удивить своей со­циальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Враждебность,

Двери с огромным замком Мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

Окна — первый этаж нарисован в конце — От­вращение к межперсональным отношениям. Тен­денция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые. Субъект ведет себя не­сколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсут­ствие занавесок — отсутствие стремления скры­вать свои чувства.

Окна сильно закрытые (занавешанные) — оза­боченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужден­ность. Отсутствие окон на первом этаже — враж­дебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — про­пасть между реальной жизнью и жизнью в фан­тазиях.

Крыша

Сфера фантазии. Крыша и труба, сор-

Крыша

Ванные ветром, — символическое выражение чув­ств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — Переживание ослабления контроля над фантазией.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обуз­данием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — Плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким кон­туром или продлеванием за стены — усиленно за­щитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) интерперсональными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежела­ние субъекта изображать определенные комнаты из — за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната. Субъект выбирает ближайшую ком­нату — мнительность.

Ванна Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно на­рушение этих функций.

Труба

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — Нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — Норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — Усиленная защита и обыч­но мнительность.

Усиленные защитные установки (и обычно

Водопроводные трубы (или водосточные с кры­ши) Повышенная мнительность).

Дополнения

Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминиро­вании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки Указыва­ют на незначительную тревогу в рамках реально­сти и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка (хорошие пропорции, свободно нари­сована) — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная до­ступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно су­жающаяся у дома — попытка замаскировать жела­ние быть одиноким, сочетающаяся с поверхност­ным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода ( какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприят­нее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковываю­щую.

Цвет

Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внут­ри дома, тем самым отображая ночь или ее прибли­жение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторон­них глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не мень­ше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашиваю­щий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет бо­ится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект под­бирает цвета, тем больше вероятность наличия лич­ностных нарушений.

Цвет черный — Застенчивость, пугливость.

Потребность иметь чувство

Цвет зеленый Безопасности, оградить себя от опасности. Это по­ложение является не столь важным при использо­вании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый

Сти и враждебности.

Цвет пурпурный

Цвет красный

Комбинация чувствительно-

— сильная потребность власти. наибольшая чувствительность.

Потребность теплоты из окружения.

Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — Нехват­ка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополни­тельную стимуляцию.

Цвет желтый

Ности.

Сильные признаки враждеб-

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряже­но с определенным временным значением:

А) правая сторона

Будущее, левая — прошлое;

Б) связанная с предназначением комнаты или с по­стоянным ее жильцом;

В) указывающая на специфику переживаний: ле­вая сторона — эмоциональные, правая — интел­лектуальные.

Перспектива

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу чувство, что субъект отвергнут, отстра-

Вверх)

Нен, не признан дома или субъект испытывает по­требность в домашнем очаге, который считает не­доступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — же­лание отойти от конвенционального общества. Чув­ство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизи­рует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и сте­ны — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, стра­хе перед будущим (если вертикальная боковая ли­ния находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

Чрезмерная озабо-

Перспектива тройная (трехмерная, субъект ри­сует по меньшей мере 4 отдельные стены, на кото­рых даже 2 нет в том же плане) ченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначитель­ные, все черты.

Размещение рисунка

Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероят­ности, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относи­тельную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохране­ния психического равновесия.

Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скован­ным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу лис­та — склонность избегать новых переживаний. Же­лание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел­лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа. Фикса­ция на прошлом и страх перед будущим. Чрезмер­ная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Желание «убе-

Выход за правый край листа Жать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными пережива­ниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — Фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — Ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — В лучшем случае мелочность, стремление к точно­сти, в худшем — указание на неспособность к чет­кой позиции.

Схема обработки рисунка в тесте «Дом»

«Человек»

Голова — Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — Неосознанное подчеркива­ние убеждения о значении мышления в деятельно­сти человека.

Голова маленькая — переживание интеллек­туальной неадекватности.

Нечеткая голова — Застенчивость, робость.

Изображение головы в самом конце — Межпер­сональный конфликт.

Мнимое превосходство противополож-

Большая голова у фигуры противоположного пола Ного пола и более высокий его социальный авто­ритет.

Шея — Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (те­лом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнутая шея

Потребность в интеллек-

№г/п

Г"

3~

7

■8

Т

10

Тт

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Выделяемый признак

Схематическое изображение

Детализированное изображение

Городской дом

Метафорическое изображение

Сельский дом

Заимствование из литературного или сказочного сюжета

Наличие окон и их количество

Наличие дверей

Труба с дымом

Ставни на окнах

Размер окон

Общий размер дома

Наличие палисадника

Наличие людей рядом с домом и в доме

Наличие крыльца

Наличие штор на окнах

Наличие растений (количество)

Количество животных

Наличие пейзажного изображения (облаков, солнца, гор и т. д.)

Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,

2, 3____________________________________________

Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3

Дверь открытая

Дверь закрытая

Туальном защитном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея

Уступки своим слабос-

Тям и желаниям, выражение неподавленного им­пульса.

Плечи, их размер

Или потребности во власти.

Признак физической силы

Ощущение боль-

Плечи чрезмерно крупные

Шой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, нич­тожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмер­ной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище — Мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — Муже­ственность.

Туловище слишком крупное — наличие неудо­влетворенных, остро осознаваемых субъектом по­требностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный кон­такт с действительностью.

Подчеркнутое лицо — Сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

Слишком подчеркнутый подбородок Ность доминировать.

Потреб-

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Слишком подчеркнуты уши — возможны слу­ховые галлюцинации.

Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать ни­какой критики, заглушить ее.

Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — Сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Изображение глаз как пустых глазниц — Зна­чимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Выпученные глаза

Грубость, черствость.

Грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза

Длинные ресницы — Кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — Женственность.

Рот клоуна — Вынужденная приветливость, не­адекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — Презрительные установки, тенденция мыслить иро­ническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Четко нарисованные зубы — Агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застен­чивость.

Выражение лица подобострастное — незащи­щенность.

Осторожность,

Лицо, похожее на маску, Скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — Презрение, изощ­ренность.

Волосы — Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову,

Вляют враждебные чувства.

Субъектом упра-

Конечности

Орудия более совершенного и чуткого

Руки

Приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) Стремление к действию.

Интенсивное

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточ­ный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки, скрещенные на груди, Тельная установка.

Враждебно-мни-

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность конт­ролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нужда­ется в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные Озные стремления.

Чрезмерно амбици-

Руки расслабленные и гибкие — хорошая при­способляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — непо­воротливость, ригидность.

Отсутствие стремлений

Руки очень короткие Вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные

В лучшей приспособляемости в социальных отно­шениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — Чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне

Сильная потребность

Социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряже­ние.

Большие руки и ноги у мужчины Черствость.

Грубость,

Сужающиеся руки и ноги — Женственность.

Руки длинные — Желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые Ность в опеке.

Зависимость, потреб-

Руки, повернутые в стороны, достающие что-

Зависимость, желание любви, привязан-

То, — ности.

Руки, вытянутые по бокам, — трудности в со­циальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточ­ности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство ви­ны, неуверенность в себе.

Неясно очерченные руки — нехватка самоуве­ренности в деятельности и социальных отношениях.

Отсутствие рук у женской фигуры. Материн­ская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Отделенные (обрубленные) пальцы Сненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — Сия.

Пальцев больше 5

Пальцы без ладоней Рессия.

Выте-

Грубость, черствость, агрес-

Агрессивность, амбиции.

— грубость, черствость, аг-

Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы, сжатые в кулаки, Тест.

Кулаки, прижатые к телу, — Тест.

Кулаки далеко от тела

Бунтарство, про-

Вытесненный про-

Открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — созна­тельные усилия против агрессивного чувства.

Сильная

Ноги непропорционально длинные Потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие

Или психологической неловкости.

Рисунок, начатый со ступней ног, — боязли­вость.

Отсутствие ступней — замкнутость.

Чувство физической

Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалент­ность в стремлении к независимости.

Отсутствие ног

Робость, замкнутость.

Грубость, черствость.

Признак подвижности (физиологи-

Акцентированные ноги

Ступни

Ческой или психологической) в межперсональных отношениях.

По-

Ступни непропорционально длинные Требность в безопасности. Потребность демон­стрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скован­ность, зависимость.

Поза

Изображение лица так, что виден затылок, — Тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — Тревога, вы­званная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — Сильное желание найти выход из ситуации, страх одиноче­ства, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, Убежать, скрыться от кого-либо.

Желание

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — от­сутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — Ука­зывает на отвержение, непризнание человека в це­лом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны паниче­ские страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек — абсолютный профиль — Серьезная отре­шенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешанная стоячая фигура — Напря­жение.

Куклы — Уступчивость, переживание домини­рования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонали­зация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек Может означать увиливание и негативизм.

Фигура бабы-яги

К женщинам.

Открытая враждебность

Свойственное подросткам

Клоун, карикатура Переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение

Боязливая тревога, опасения, депрессия.

Тучи

Забор для опоры, контур земли — Незащищен­ность.

Потребность в люб-

Незащищенность.

Фигура человека на ветру Ви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли)

Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом ка­чества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, ак­центирование, штриховка — Сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая верти­кальная ось фигуры, карманы — Зависимость.

Контур, нажим, штриховка, расположение

Мало гнутых линий, много острых углов — аг­рессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии Ственность.

Жен-

Комбинация уверенных, ярких и легких конту­ров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный

Энергичные, уверенные штрихи — Настойчи­вость, безопасность.

Боязливость, робость.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающий, подчеркнутый контур, обра­мляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур

Разрыв контура

— тревога, робость. сфера конфликтов.

Подчеркнутая линия — тревога, незащищен­ность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враж­дебность.

Уверенные твердые линии

Яркая линия — грубость.

Амбиции, рвение.

Сильный нажим — энергичность, настойчи­вость. Большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скован­ность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчи­вость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклоти — мичность, импульсивность, нестабильность, трево­га, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная неста­бильность, лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачива­ются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи Упорство.

Упрямство, настойчивость,

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, со­чувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — Тревога, неуве­ренность.

Штрихи угловатые, скованные — напряжен­ность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи — Подчеркивание во­ображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — Незащищенность, недостаток упорства, настойчиво­сти.

Упрямство, настойчи-

Вертикальные штрихи Вость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изо­ляция.

Наличие мотива-

Штриховка слева направо Ции.

Штриховка от себя — Агрессия, экстраверсия.

Стирания — Тревожность, опасливость.

Частые стирания

Нерешительность, недо-

Чрезмерную заботу об окружении. Характер дета­лей (существенные, несущественные или стран­ные) может послужить для более точного определе­ния специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей

Субъект ско-

Вольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реак­ции на рисуемый объект или на то, что он символи­зирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. по­править)

Это хороший

Рее всего не умеет входить в тактичные и пластич­ные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — Тенденция к замк­нутости.

Особо щепетильная детализация Ность, педантичность.

Ориентация в задании

Внутренний конфликт или конфликт

Собственно с этой деталью (или с тем, что она сим­волизирует).

Большой рисунок

Ность к тщеславию, высокомерию.

Экспансивность, склон-

Маленькие фигуры — Тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — Незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное пре­вознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность опериро­вать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с кото­рым он их воспринимает; относительную значи­мость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существен­ных деталей в рисунке субъекта, который, как из­вестно, сейчас или в недалеком прошлом характери­зовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынуж­денную потребность наладить всю ситуацию, на

Скован-

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии не — утерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — Хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уве­ренность.

По ходу рисования уменьшение темпа и про­дуктивности — быстрое истощение.

Название рисунка Ность и поддержка.

Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — иден­тификация с женским полом.

Упорное рисование, несмотря на трудности, — Хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — сокры­тие проблем, нежелание раскрыть себя.

Экстраверсия, потреб-

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положе­ний К. Юнга (дерево

Корни — Коллектив, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — Пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, ин­терпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особен-

Символ стоящего человека).

«напыщенность», «чванство»,

Ностей психического развития. На наш взгляд, в ин­терпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые труд­но конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энер­гии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар на­блюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование приз­наков содержит чрезмерное употребление обыден­ных определений. Например, «пустота», «напыщен­ность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притвор­ство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе пси­хологического консультирования вряд ли допусти­мо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Приподнимание земли к правому краю листа — Задор, энтузиазм.

Опускание земли к правому краю листа — упа­док сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола — Желание видеть спря­танное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопыт­ство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола — Интенсивное любопыт­ство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — Детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Способность к раз-

Корни в виде двух линий Личению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некото­рые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — Стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдер­жать агрессивность. Колебания в выборе позиции

Отно-

По отношению к чувствам, амбивалентность, мо­ральные проблемы.

Расположение на листе двойственное

Шение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независи­мости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опо­рой на привычки.

Расположение слева направо — увеличение на­правленности на внешний мир, на будущее. По­требность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навя­зывать себя другим, ощущение покинутости; воз­можны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона — Экзальтированность, эмоцио­нальность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и воз­награждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Опущенные ветви — Потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — Энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверж­дения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противосто­ит ему.

Листва-сетка, более или менее густая, — Боль­шая или меньшая ловкость в избегании проблем­ных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — Поиски объективности.

Закрытая листва — Охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суж­дения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.

Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действи­тельности.

Листья-петельки — предпочтительное исполь­зование свого обаяния.

Пальма — Стремление к перемене мест.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — Женственность, при­ветливость, обаяние.

Плакучая ива — Недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту дет­ства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка Вожность.

Напряжение, тре-

Ствол

Заштрихованный ствол — Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скры­тая агрессивность.

Жела-

Ствол в форме разломанного купола Ние походить на мать, делать все, как она, или жела­ние походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии — Отказ реально смо­треть на вещи.

Ствол, нарисованный тонкими линиями, кро­на — толстыми — Возможность самоутверждения и свободного действия.

Листва, изображенная тонкими линиями, — Тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчи­вость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность, затормо­женная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — Тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви, не связанные со стволом, — уход от ре­альности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.

Открытый и связанный с листвой ствол — Хо­роший интеллект, нормальное развитие, стремле­ние сохранить свой внутренний мир.

Ствол, оторванный от земли, — недостаток кон­такта с внешним миром; жизнь повседневная и ду­ховная малосвязанны.

Ствол, ограниченный снизу, — ощущения не­счастья; поиск поддержки.

Ствол, расширяющийся книзу, — Поиск надеж­ного положения в своем кругу.

Ощущение безо-

Ствол, сужающийся книзу, Пасности в кругу, который не дает желаемой опо­ры; изоляция и стремление укрепить свое Я в бес­покойном мире.

Общая высота — нижняя четверть листа — за­висимость, недостаток веры в себя, компенсатор­ные мечты о власти.

Использование нижней половины листа — Ме­нее выраженная зависимость и робость.

Использование 3/4 листа — хорошее приспосо­бление к среде.

Лист, использованный целиком, — Хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверж­даться.

Высота листа (страница делится на 8 частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тор­мозить свои действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсатор­ные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы находится в прямой зави­симости от интеллектуального развития и духов­ных интересов;

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина:

1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;

3) желание компенсировать чувство неполноцен­ности, стремление к власти;

4) поиск безопасного убежища из-за чувства поки­нутости, для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность Деревьев (несколько дере­вьев на одном листе) — детское поведение, испыту­емый не следует данной инструкции.

Два дерева Могут символизировать себя и друго­го близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов Трактуется в зависимости от конкретных объек­тов.

Пейзаж Означает сентиментальность.

Переворачивание листа — Независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля

Земля, изображенная одной чертой, — Сосредо­точенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различны­ми чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих зем­лю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago