В структуре самосознания личности обычно вы­деляют главные компоненты: когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социаль­ной значимости и т. д.) и эмоциональный (самоотно — шение, самооценка и т. д.). Иногда эти составляю­щие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках Я-кон — цепции, адекватное формирование которой явля­ется условием для оптимальной адаптации челове­ка к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как че­ловек формирует то или иное представление о се­бе, на основе каких эталонов, суждений, умозаклю­чений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало­изученной проблемой.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки лично­сти служит тест «Автопортрет».

Пишет Р. Бернс,

Тест адаптирован Р. Бернсом (США), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти до­мой, закричать или заплакать, но вы не можете сделать это на работе. Все это отра­зится в вашем рисунке».

Интерпретация 1

Элементы, которые могут быть обнаружены в ав­топортрете, трактуются следующим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно пред­полагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок ма­ленькой головы обычно отражает чувство интел­лектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабочен­ности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закры­тые глаза обычно предполагают самопоглощен — ность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувстви­тельность к критике. Акцент, смещенный на нос, пред­полагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитив­ные оральные тенденции или возможную затруд­ненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окру­жающим миром. Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или психоло­гическую слабость. Длинные, сильные руки пред­полагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в не­зависимости. Большие ноги подразумевают неста­бильность и отсутствие основы. Дезертиры, напри­мер, часто рисуют людей без ног.

Итерпретация 2 ( интегративно-оценоч ная)

Разработана для выявления индивидуально-ти­пологических особенностей человека, его предста­влений о себе, своей внешности, личности и отно­шения к ней.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10 X 15 см.

Инструкция. Нарисуйте свой портрет.

При анализе рисунка выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки мож­но объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение. Как правило, вы­полняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, вырази­тельность черт, лаконичность образа отличают ри­сунки этих людей.

2. Схематическое изображение Выполнено в ви­де лица, схемы тела, бюста, нарисованных в про­филь и анфас; чаще к такому типу изображения тя­готеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить на­иболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-ви­димому, это изображение соответствует синтетиче­скому когнитивному стилю с тенденцией к обобще­нию.

3. Реалистическое изображение Выполнено с бо­лее тщательными подробностями, т. е. с прорисов­кой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантично­стью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение. Человек изоб­ражает себя в виде какого-либо предмета (например, чайника, или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д.). Такое изображение выполняют ли­ца художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способно­стями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере. Изображение чело­века в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такому виду изобра­жения склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет. Человек отра­жает себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-ви­димому, лица, обладающие более высокой эмоцио­нальностью, рефлексирующие собственное со­стояние, склонны к такого рода рисункам. Причем переживаемая эмоция может быть часто противо­положна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения. Человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины. Вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречиво­стью в отношении к инструкции (например, экспе­риментатору и т. д.) либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют вы­полнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного места могут быть самыми различными — от поверхностного соотне­сения с тем или иным типом изображения до слож­ных и точных измерений и сопоставления с фото­графией. Для обработки этого теста предлагается специальная схема (см. ниже), которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

На основании схемы обработки возможно срав­нение индивидуальных и групповых данных выпол­нения теста, а также сопоставление полученных данных по графической методике с показателями других методик (личностных опросников, парамет­ров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок

Изображение не­скольких автопортретов при инструкции нари­совать один — мыслительный экстраверт (по К. Юнгу);

2) органический рисунок

Изображение на фоне живой природы, в окружении растений, живот­ных — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок

Изображение себя в не­коем состоянии (часто в состоянии болезни —

«болит зуб», «болит голова» и т. д.) интроверт;

4) эмфатический рисунок

Сенсорный

Продолжение схемы

Изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, иду — сенсорный экстраверт;

Изображение себя

Выделяемый показатель

Щей извне

5) декоративный рисунок

В виде какого-либо персонажа из литературно­художественного произведения, а также соз­данного в собственном воображении — эмоцио­нальный интроверт;

6) ритмический рисунок

Изображение, в кото­ром подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека, идущего, бегущего по лестнице — интуитивный экстраверт;

Изображение себя как

7) структурный рисунок

Есть (голова, руки, ноги и т. д.), может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изоб­ражение в полный рост верт.

Интуитивный интро-

Для более полной интерпретации теста необхо­дима дальнейшая работа по сопоставлению показа­телей, выявляемых при обработке рисунка, с пока­зателями других методик и данных наблюдения.

Схема

Обработка теста «Автопортрет»

Изображение в виде одного лица

26

Изображение в виде бюста

27

Изображение в полный рост

28

Изображение профиля

Изображение анфас

Схематическое изображение

Реалистическое изображение

Метафорическое изображение

Автопортрет в интерьере

10

Более одного изображения — 2, 3 и т. д.

Автопортрет на фоне пейзажа

Автопортрет в декоративной рамке

Автопортрет в эмоциональном состоянии

Автопортрет в виде литературного персонажа

Автопортрет, выполненный в виде движущегося изображения

Автопортрет с предметом в руках

Размер изображения в кв. см

Высота изображения

Степень сходства изображения с оригина­лом по шкале 1, 2, 3

Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3

Наличие штриховки 1, 2, 3

Эмоциональная выразительность изобра­жения 1, 2, 3

Степень прорисовки лица

1) наличие глаз

2) наличие носа

3) наличие рта

4) наличие бровей

5) наличие ресниц и т. д.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago