Теория

«Серебряный век» — название периода бурного развития оте­чественной культуры в самых разнообразных ее формах и направ­лениях.

Рубеж XIX-XX вв. — это эпоха перемен, развития промышлен­ности, строительства, архитектуры, научных и технических откры­тий. Растут города, распадается традиционный уклад жизни, в кото­рую вторгается телефон, телеграф, электричество, трамвай и т. д. Формируется массовая культура.

На настроения общества оказывают влияние политические, революционные процессы, рост национального самосознания, акти­визация национальных движений. Противоречивость духовного развития общества проявляется в ожидании революционного об­новления, жажде перемен, страхе и неверии в них, в ощущении не­избежного краха старого, привычного мира и распространении на­строений декаданса (упадка).

С другой стороны, идет поиск новых художественных форм, стилей и направлений. Появляется множество художественных объ­единений. Отличительной чертой развития культуры становится переход от отражения действительности к ее изменению, к созда­нию новой художественной реальности.

Проект П. А. Столыпина о всеобщем начальном обучении не был принят II Государственной думой. Ассигнования на образова­ние в России составляли всего 43 копейки на душу (7 рублей в США). 70% крестьян европейского центра было неграмотными. Но в то же время растет число гимназий (в том числе женских) и ре­альных училищ, открываются новые университеты, институты для подготовки инженерных, строительных, сельскохозяйственных, ме­дицинских, учительских кадров, женские курсы, рабочие курсы, воскресные школы и народные университеты.

Общий ежегодный тираж выпускаемых книг достигал 100 млн. экземпляров (дешевую литературу для народа печатает издательст­во И. Д. Сытина), развивается массовая периодическая печать, рас­тет число библиотек и музеев.

Серьезных успехов достигла отечественная Наука.

Нобелевской премии были удостоены физиолог И. П. Павлов (1904 г.) и микробиолог И. И. Мечников (1908 г.). Большой вклад в развитие науки внесли физик П. П. Лебедев, химик Н. Д. Зелинский, Физиолог К. А. Тимирязев, теоретик ракетостроения К. Э. Циолков­ский. биохимик В. И. Вернадский и др.

И. И. Сикорским были сконструированы самолеты «Илья Му­ромец», «Русский витязь». Г. Е. Котельников изобрел ранцевый па­рашют, А. С. Попов — радиосвязь (1895).

В 1907 г. В. М. Бехтерев основал первый в мире научный центр по комплексному изучению человека — Санкт-Петербургский психоневрологический институт.

В области гуманитарного знания мировую известность приоб­рели работы русских религиозных философов: Н. А. Бердяева, В, В, Розанова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского. В развитие мар­ксизма внесли вклад Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин. Историче­ская наука была связана с именами В. О. Ключевского, С. Ф. Плато­нова, Е. В. Тарле.

В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи», в котором авторы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве предупреждали об опас­ности революционного пути решения стоящих перед страной про­блем и говорили об ответственности интеллигенции за развязыва­ние революции. Возможность социального обновления они видели в нравственном совершенствовании личности и призывали к соци­альному компромиссу.

Искусство периода «серебряного века» характеризуется появ­лением множества творческих объединений, таких как «Мир искус­ства», «Союз русских художников», «Бубновый валет», «Голубая роза».

В художественной культуре сталкиваются различные направ­ления.

Развитие реалистической традиции в литературе связано с именами И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. И. Андреева, А. Н. Толстого, А. П, Чехова, А. М. Горького, В живописи верность реализму сохра­няют В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, Б. Д. Поленов, И. И. Левитан.

Модернизм был представлен различными течениями. Симво­лизм противополагал реальности мир видений, воплощенных в символах. Его представителями были поэты; В. Л. Брюсов (теоре­тик), К. Д. Бальмонт, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, А. А. Блок.

Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. И. Цве­таева выступали с позиций акмеизма, преодолевающего отвлечен­ность символизма, возвращающего к материальному миру, поэтиза­ции чувств.

В живописи модернизм был представлен произведениями А. П. Рябушкина, К. А. Коровина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, в музыке — А. Н. Скрябина и И. Ф. Стравинского.

Авангардизм развивается внутри модернизма как экспери­ментальный подход к творчеству, использование новаторских средств выражения. В литературе он выступает как футуризм. Фу­туристами были Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, И. В. Северянин. Яркие представители русского живописного аван­гарда — П. П. Кончаловский, П. Н. Филонов, В. В. Кандинский, М. З. иГагал. Авангардными течениями в живописи стали русский кубизм, экспрессионизм, символизм, супрематизм {КС. Малевич — «Черный квадрат»).

Ведущее место в театральной жизни занял созданный в 1898 г. КС. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московский художественный театр. К. С. Станиславский, режиссерская щкола которого является мировым достоянием, стремился к отражению в игре актеров глубоких внутренних переживаний героев. В своих авангардных спектаклях театральный режиссер В. Э. Мейерхольд Акцентировал внимание на оригинальности внещних постановоч­ных форм.

С триумфом проходили в европейских столицах организованные С. П. Дягичевьсм выступления русской оперы и балета, получивщие название «Русские сезоны». В них принимали участие великий бас Ф. И. 111а1япин, артисты балета А. П. Па&чова, В. Ф. Нижинский. Балеты ставил М. М. Фокин. Декорации писали Л. С. Бакст, А. Н Бенуа.

В музыке традиции «Могучей кучки» {А. К Глазунов, Н. А. Рим­ский-Корсаков) сочетались с новаторством {А. Н. Скрябин, «Божест­венная поэма», «Поэма экстаза»; И. Ф. Стравинский, балеты: «Весна священная», «Петрущка», «Жар-птица»; творчество гениального пианиста и композитора С. В. Рахманинова).

М. Е. Пятницкий создал Русский народный хор, впоследствии названный его именем.

В архитектуре господствует модерн, представленный неорус­ским стилем, использующим стилизованные элементы древнерусского зодчества; наличники, кокошники. В неорусском стиле построено зда­ние Ярославского вокзала в Москве (арх. Ф. И. Шехтель), здание Ка­занского вокзала в Москве (арх. А. В. Щусев, достроено в 1940 г.).

Появляются первые кинотеатры — «иллюзионы». А. А. Хан — жонвивым была создана кинофабрика по производству фильмов, где снимаются актеры Вера Холодная, Иван Мозжухин и работают выдающиеся режиссеры, такие как Я. Л. Протазанов.

Крупными меценагами, покровигелями искусства были русские промышленники С. И. Мамонтов, С. Т. Морозов, Н. П. Рябушннский.

Словарь

Авангардизм (от фр. avant-garde — передовой отряд) — экспери­ментальный подход к творчеству, использование новаторских средств выражения. Иногда рассматривают как направление в модернизме.

Акмеизм (от греч. акте правление русского модернизма, в противовес символизму обра­щающееся к реальному предметному миру и чувствам людей.

Высшая степень чего-либо) — на-

Декаданс (от лат. decadentia — упадок) — безрадостное миро­ощущение, выражающееся в тоске и унынии художественных произведений.

Меценатство — Покровительство развитию и финансовая поддержка искусства и науки (от имени древнеримского вельможи Мецената).

Модернизм (от modeme — новейший) — обобшаюпгее наимено­вание ряда художественных течений XX в., стремящихся к всеобщему обновлению искусства, разрыву с традициями, поиску новых форм.

Неорусский стиль Начала XX веков, основанное на использовании традиций древне­русского зодчества.

Течение в русской архитектуре XIX —

Серебряный век — период в истории русской культуры начала XX века, совпавший с эпохой модернизма и характеризующийся бур­ным творческим подъемом. Выражение было впервые употреблено в

19. ?9 юду Н. Бердяевым и соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, первую т реть XIX века.

Символизм — модернистское течение в искусстве, в основе которого лежит идея конструирования мира в процессе творчества и выражение реальности в символах, доступных только пониманию художника.

Супрематизм (от лат. supremus — "наивысший, крайний, по­следний") — течение авангардного искусства, выражение ощущения реальности в элементарных геометрических формах.

Футуризм (от лат. Futurum — будущее) — авангардистские те­чения в искусстве начала XX в., претендующие на построение «ис­кусства будущего».

Персоналии

Литература

Живопись

Музыка

Драма

Балет_______

Опера______

Скульптура Архитектура Кино

____________ Представители_______________

Проза; Л. И. Андреев, И. А. Бунин, А. И. Куприн,

A. Н. Толстой, А. П, Чехов, А. М, Горький.

Поэзия: А. А. Ахматова, Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам,

B. В. Маяковский, И. Северянин,

В. В. Хлебников, М. И. Цветаева. ______________

И. Е. Репин, В. И. Суриков, Б. Д. Поленов, И. И. Левитан, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Н. К. Рерих, В. М. Васнецов, П. П. Кончаловский, К С. Петров-Водкин,

B. В. Кандинский. М. З. Шагал, К. С. Малевич. А. П. Рябушкин, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель.

A. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский,

C.В. Рах. манинов.__________________________

Режиссеры: К. С. Стайнсювский,

B. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд. Актеры; В. И. Качалов. И. М Москвин,

М. Н. Ер. молова, В. Ф. Комиссаржевская.________

А. Н. Павлова, В. Ф. Не. жинский, Т. П. Карсавина. Ф. И. Шаляпин. Л. В. Собинов.

А. С. Голубкина. С. Т. Коненков.________________

Ф. О. Шехтель.____________________________

Л. Я. Ханжонков, Я. А. Протазанов, Вера Холодная, Иван Моз. жухин.

Тестовые задания

1. Русский религиозный философ, автор книг «Русская идея», «Истоки и смысл русского коммунизма»:

1) В. С. Соловьёв

2) В. Г. Белинский

3) Н. А. Бердяев

4) Г. В. Плеханов

2. Творчество какого художника относилось к «серебряному веку»?

1) К. П. Брюллова

2) М. А. Врубеля

3) И. С. Глазунова

4) Д. Г. Левицкого

3. Развитие науки в России в начале XX в. связано с дея­тельностью:

1) А. Д. Сахарова

2) Н. И. Лобачевского

3) И. П. Павлова

4) Н. М. Карамзина

4. Творившие в начале XX в. И. Ф. Стравинский и С. В. Рахманинов — это великие русские:

1) писатели

2) кинорежиссеры

3) художники

4) композиторы

5. Понятие, относящееся к художественному направлению, возникшему в российском искусстве в конце XIX — начале XX в.:

1) символизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) классицизм

6. Выдающимся русским оперным певцом был:

1) И. Н. Крамской

2) С. П. Дягилев

3) Ф. И. Шаляпин

4) И. Ф. Стравинский

7. Характерная черта «серебряного века» русской культуры:

1) поиск новых художественных форм и средств

2) популярность тезиса о самобытности русской культуры

3) жесткий контроль со стороны государства над духовной сферой

4) господство метода критического реализма

8. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями:

1) Большого театра

2) Мариинского театра

3) Московского художественного театра

4) Александрийского театра

9. Знаменитые Русские балетные сезоны проходили в:

1) Париже

2) Торонто

3) Нью-Йорке

4) Пекине

10. Нобелевской премии был удостоен:

1) И. П. Павлов

2) Н. Д. Зелинский

3) К. А. Тимирязев

4) К. Э. Циолковский

11. Нобелевскую премию за достижения в области медицины получил в 1908 г. русский ученый:

1) И. И. Мечников

2) Н. Е. Жуковский

3) П. Н. Лебедев

4) К. А. Тимирязев

12. Автор учения о биосфере и ноосфере:

1) Н. Д. Зелинский

2) К. А. Тимирязев

3) И. П. Павлов

4) В. И. Вернадский

13. В конце XIX — начале XX вв. традиции классического реализма в литературе продолжал:

1) В. Г. Короленко

2) В. В. Маяковский

3) М. И. Цветаева

4) О. Э. Мандельштам

14. Какие из названных деятелей культуры были худож­никами?

1) В. В. Хлебников, И. С. Гумилев

2) В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов

3) К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский

4) Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих

15. Укажите крупнейшего книгоиздателя начала XX в.:

1) В. В. Розанов

2) И. Д. Сытин

3) И. М. Сеченов

4) Я. А. Протазанов

16. Выдающимися артистами балета были:

1) А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский

2) В. И. Качалов, М. Н. Ермолова

3) В. Э. Мейерхольд, М. М. Фокин

4) М. З. Шагал. К. С. Малевич

17. К деятелям русского искусства и литературы «серебряного века» нельзя отнести (выберите три фамилии и запишите в ответ номера, под которыми они указаны);

Ф. М. Достоевского

4 В. И. Сурикова________

5 К. С. Петрова-Водкина

Л. Н. Толстого

Н. К. Рериха________

В. В. Маяковского

Ответ:

18. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию:

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в "Майской ночи", тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как иг — раюз в драме».

С. И. Мамонтов

С. В. Рахманинов

3 С. П. Дягилев

4 Ф. И. Шаляпи13

Ответ:

19. Представителями символизма в русской культуре были (запишите в ответ номер, под которым они помещены):

В. В. Маяковский, И. Се­верянин, В. В. Хлебников Л. Н. Андреев, И. А. Бунин А. П. Чехов

А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев,

О. Э. Мандельштам___________

А. Блок, В. Л. Брюсов, Д. С. Мережковский

Ответ:

20. Творчество кого из перечисленных деятелей отечественной культутзы относится к периоду «серебряного века»? Выберите три фамилии и запишиге в отвез номера, под которыми они указаны:

М. А. Врубель

И. Ф. Стравинский

М. И. Глинка

В. В. Маяковский

5 К. П. Брюллов

А. А. Фет

Ответ:

21. К теоретикам и практикам футуризма относятся (выберите три фамилии и запишите в ответ номера, под которыми они указаны):

Н. С. Гумилев

В. В. Маяковский

В. В. Хлебников

К. Д. Бальмонт

5 Д. Д. Бурлюк

А. А. Ахматова

Ответ:

22. Установите соответствие между фамилиями российских учёных и наукой, которой они занимались: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

__________ Ученые

A) Н. Д. Зелинский Б) И. И. Мечников

B) И. П. Павлов

Г) П. Н. Лебедев

_________________ Отрасли науки

1) физика

2) химия

3) микробиология

4) геология

5) физиология

Ответ:

23. Установите соответствие между именами поэтов и худо­жественными направлениями, которые они представляли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

____________ Поэты___________

________ Направления

1) символизм

2) реализм

3) футуризм

4) акмеизм

5) сентиментализм

A) В. В. Хлебников, В. В. Маяковский

Б) Н. С. Гумилёв, О. Э. Ман­дельштам, А. А. Ахматова

B) В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,

З.Н. Гиппиус

Г) И. А. Бунин, А. И. Куприн, А. П. Чехов

Ответ:

24. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых начала XX в. и отраслями науки, которыми они занимались: к каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго. Заполните таблицу и перенесите ре­зультат в ответ.

___________ Ученые

A) Н. Е. Жуковский Б) И. И. Мечников

B) К. А. Тимирязев Г) Д. И. Менделеев

_________________ Отрасли науки

1) химия

2) физиология растений

3) медицина

4) самолетостроение

5) история

Ответ:

25. Кто из названных лиц был композитором? Обведите три соответствующие цифры и перенесите их в ответ.

И. Ф. Стравинский

К. С. Малевич

С. В. Рахманинов

И. Я. Билибин

А. Н. Скрябин

6 М. А. Врубель

Ответ:

26. Какие три из перечисленных произведений искусства от­носятся к «серебряному веку»? Обведите соответствующие цифры и перенесите их в ответ.

Скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница» Картина М. А. Врубеля «Демон»

Здание Ярославского вокзала Ф. О. Шехтеля цикл стихотворений А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Ответ:

27. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских поэтов.

В. В. Хлебников

4 В. Я. Брюсов

К. Д. Бальмонт

В. А. СЕров

_5 6

Н. С. Гумилёв________

3 Д. С. Мережковский

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является поэтом.

Ответ:

28. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских ученых.

Н. Д. Зелинский И.11. МечникоВ Н. П. Павлов

Н. Я. Билибин________________

П. Н. Лебедев______________________________

6 К. А. Тимирязев

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является ученым.

Ответ:

29. Напишите пропущенное слово.

Покровительство развитию и финансовая поддержка искусст­ва и науки — это….

Ответ:

30. Напишите пропущенное слово.

Обобщающее наименование ряда художественных печений XX в., стремящихся к всеобщему обновлению искусства, разрыву с традициями, поиску новых форм — это….

Ответ:

31. Напишите пропущенное слово или словосочетание.

… период в истории русской культуры начала XX века, сов­павший с эпохой модернизма и характеризующийся бурным твор­ческим подъемом.

Ответ:

Верными;

32. Какие суждения о художествен­ном произведении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Автор этой картины — В. В. Кан­динский.

2) Работа была написана во второй половине XX века.

3) Работа написана в реалистической манере.

4) Автор картины был председателем общества «Бубновый валет».

5) Картина представляет супрематическое течение авангард­ного искусства.

Ответ:

33. Какое из зданий, представленных на фото, было построено в период «серебряного века»? Запишите в ответ цифру, под которой оно Указано.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago