Теория

Во второй половине XIX в. российская культура превращается в неотъемлемую часть общемировой. Либеральные реформы сере­дины XIX в., развитие общественного движения и распространение революционно-демократических идей обусловили усиление в 60-70-х годах демократических тенденций в литературе и публицистике. В то же время, ужесточение политического режима в ответ на народо­вольческий террор способствовало проявлению консервативных тенденций в образовании.

Отличительными чертами культуры России второй половины XIX века был расцвет реализма и появление критического реализма, бурное развитие научно-технической мысли, благотворительность и меценатство.

Основным звеном начального образования стали создавав­шиеся на средства земств после реформы 1864 г. земские школы. Начальное образование было также представлено государственны­ми (министерскими) и церковно-приходскими школами. По ини­циативе и на средства крестьян открывались деревенские воскрес­ные школы грамоты для взрослых.

В систему среднего образования входили гимназии. В класси­ческих гимназиях готовили к поступлению в университеты на осно­ве изучения латинского и греческого языков, математики, истории и русской словесности. В реальных гимназиях (позже реальные учи­лища) был увеличен объем преподавания естествознания и при­кладных технических дисциплин. Они готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Кроме этого, среднее об­разование давали военные, духовные и коммерческие училища.

Во второй половине XIX в. были открыты новые университе­ты в Одессе, Варшаве, Томске и других городах и 30 новых высших специальных (сельскохозяйственных, горных, лесных и т. п.) учеб­ных заведений.

Развитие получает женское образование. В 1858 г. в Петер­бурге была открыта первая женская Мариинская гимназия (на­звана в честь супруги Александра II Марии Александровны). В Москве, Петербурге, Казани и Киеве появились платные высшие женские курсы. Однако доступ в университеты для женщин был закрыт.

Расширяется сеть культурно-просветительных учреждений. Открываются общественные библиотеки (Московская публичная библиотека, библиотеки Политехнического и Исторического музеев), создаются публичные музеи (Исторический и Политехнический в Москве, Русский музей в Петербурге).

В конце XIX в. Россия заняла третье место в мире (после Германии и Франции) по количеству наименований выпускаемой литературы. Растет число периодических изданий. Крупнейшим книгоиздателем, в том числе и дешевых книг для народа, был И. Д. Сытин.

Результатом реформ Александра И в области образования и просвещения стало принятие в 1863 г. университетского устава, в соответствии с которым университеты получили право самостоя­тельно решать все научные, учебные и административно-финан­совые вопросы, иметь собственную цензуру, выписывать из-за ру­бежа книги, журналы и газеты. Устав гимназий и прогимназий 1864 г. ввел принцип бессословности среднего образования, оставив, одна­ко, значительную плату за обучение. Временные правила о печати 1865 г. ограничили государственную цензуру.

Покушения на Александра II и его убийство в 1881 г. повлек­ли за собой усиление реакции в области образования и просвеще­ния. Политику в сфере образования в этот период определяли ми­нистр внутренних дел Д. А. Толстой, министр просвещения И. Д. Де­лянов и обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев.

В 1884 г. был разработан и утвержден новый Университет­ский устав, по которому ликвидировалась автономия университетов и в несколько раз повышалась плата за обучение. Были уволены прогрессивные профессора. Докладом, известным как «Циркуляр о кухаркиных детях», министр просвещения И. Д. Делянов в 1887 г. Категорически не рекомендовал принимать в гимназии представи­телей низших классов (детей кучеров, лакеев, прачек, мелких ла­вочников и т. п.), повышалась плата за гимназическое обучение. Бы­ли закрыты большинство высших женских курсов. Образование по — прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным, ощу­щался недостаток начальных и средних школ. Тем не менее, уро­вень грамотности населения, согласно переписи 1897 г., вырос и составил 21%.

Временные правила о печати 1882 г. устанавливали строгий надзор за газетами и журналами. В результате радикальные и мно­гие либеральные периодические издания были закрыты.

Вторая половина XIX в. характеризуется высоким вкладом российских ученых в мировую науку.

В результате экспедиций Н. Н. Миклухо-Маклая была исследо­вана Новая Гвинея, составлено подробное этнографическое описание быта папуасов, доказана их расовая полноценность. Н. М. Пржеваль­ский и П. П. Семенов-Тяи-Шаиский исследовали Центральную Азию и Тянь-Шань. Математик С. В. Ковалевская обосновала теорию вра­щения твёрдого тела. Химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, а Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров зало­жили основы современной органической химии. Физик А. Г. Столе­тов открыл первый закон фотоэффекта. Н. Н. Лебедев внес ценный вклад в изучение электромагнитных явлений. КЭ. Циолковский стал родоначальником теории движения реактивных аппаратов. Н. Е. Жу­ковский проводил исследования в области аэродинамики. А. П. Кар­пинский основал русскую геологическую школу. Биолог и физиолог К. А. Тимирязев изучал явление фотосинтеза. Н. П. Павлов создал уче­ние о высшей нервной деятельности. Бактериолог И. И. Мечников Разработал теорию фагоцитоза, которая легла в основу теории имму­нитета. И. М. Сеченов занимался проблемами физиологии нервной системы. Выдающийся врач С. П. Боткин разрабатывал методы борь­бы с эпидемиями. В. В. Докучаев создал современное почвоведение.

A. Ф. Можайский запатентовал первый в мире самолет. П. Н. Яблоч­ков и А. Н. Лодыгин успешно работали над проблемами электрическо­го освещения.

Серьезный вклад в российскую историческую науку внесли

С. М. Соловьев («История России с древнейших времен» в 29 томах),

B. О. Ключевский и Н. И. Костомаров. А. А. Шахматов положил на­чало историческому изучению русского языка. Яркими представи­телями российской философской мысли являлись В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов.

Ведущим направлением в литературе оставался реализм. Вторая половина XIX в. связана с творчеством И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова, И. А. Бунина, А. И. Островского, М. Е. Сачтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко. Благодаря именам Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова русская литература становится мировым достоянием. Гражданственность, народность отличали поэзию И. А. Некрасова. Ф. И. Тютчев и А. А. Фет воспева­ли в стихах красоту родной природы, отражали тонкие душевные переживания лирического героя.

В журналах «Современник», «Отечественные записки», «Рус­ское слово» публиковались критические статьи Н. Г. Чернышевского, Н. А Добролюбова, Д. И. Писарева, имевшие большой общественный резонанс. А. И. Герцен и Н. П. Огарев издавали за границей револю­ционную газету «Колокол».

В изобразительном искусстве во второй половине XVIII в. идет борьба между академизмом и реализмом. Академическую жи­вопись отличал высокий профессионализм. Однако сюжеты картин, взятые из античной мифологии, Библии, древней истории, были да­леки от российской действительности.

В знак протеста против требований Академии художеств к сюжетам дипломных работ в 1863 г. 14 выпускников вышли из нее, отказавшись участвовать в конкурсе на золотую медаль.

В 1870 г. по инициативе И. Н. Крамского они организовали Товарищество передвижных художественных выставок. Молодые художники стремились приблизить искусство к народу. Их живо­пись основывалась на принципах реализма, утверждения нацио­нального начала, обращения к российской действительности и изо­бражения повседневной жизни простого народа. Они начинают ор­ганизовывать передвижные выставки, открытые для широкой пуб­лики. Талантливые, отличающиеся жизненной правдой работы пе­редвижников имели большой успех.

Глубокий психологизм характерен для портретов Н. Н. Кра. м — ского, И. Е. Репина, В. Г. Перова, Н. Н. Ге.

Историческое прошлое нашей страны предстает на картинах И. Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), В. И. Сурикова («Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), Н. Н. Ге («Петр I допрашивает царе­вича Алексея»), М. В. Нестерова («Святая Русь», «Преподобный Сергий Радонежский»).

Ночь

Красоту родной природы отразили в своих работах А. И. Ку — инджи («Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»), И. И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом бору»), И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Золотая осень»), А. К. Саврасов («Грачи прилетели»), И. К. Айвазовский писал морские пейзажи — марины («Девятый вал»),

«Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» И. Е. Репина, «Тройка», «Чаепитие в Мытищах» В. Г. Перова, «Не­равный брак» В. В. Пукирева, картины Н. А. Ярошенко, В. Е. Маков­ского представляют бытовой жанр в живописи передвижников.

Замечательный цикл батальных полотен, посвященных Отече­ственной войне 1812 г. и пронизанных духом патриотизма, создал В. В. Верещагин («Не замай! Дай подойти», «Ночной привал Вели­кой Армии» и др.). Его картина «Апофеоз войны» несет идею о том, что завоевательная война — это смерть и разрущение. На раме кар­тины с пирамидой из человеческих черепов надпись «Посвящается всем великим завоевателям — прощедщим, настоящим и будущим».

Распад стиля классицизма сопровождается поисками нацио­нального русского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль пред­ставлен работами архитекторов В. О. Шервуда и А. А. Семенова (зда­ние Исторического музея в Москве), А. Н. Померанцева (здание ГУМа в Москве). В 1883 г. архитектором К. А. Тоном было заверще — но строительство храма Христа Спасителя, который являл образец русско-византийского стиля.

В скульптуре также заметен отход от классицизма и обраще­ние к национальному русскому стилю. М. О. Микешин создал мно­гофигурную композицию — памятник «Тысячелетие России» в Нов­городе. М. М. Антокольский — автор серии скульптур на историче­ские темы: «Иван Грозный», «Нестор-летописец», «Ермак», «Яро­слав Мудрый». В О. Шервуд Памятника героям Плевны». В Москве был установлен памятник А. С. Пущкину скульптора А. М. Опекушина.

Архитектор и скульптор «Храма-

Вторая половина XIX в. — период расцвета русской музыкаль­ной культуры. Демократические и национальные традиции в музы­ке развивали члены творческого объединения композиторов «Мо­гучая кучка». Для произведений А. П. Бородина (опера «Князь Игорь»), М. П. Мусоргского (оперы «Борис Годунов» и «Хованщи­на»), Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Снегурочка» и «Садко»), А. С. Даргомыжского (опера «Русалка») характерно использование народных мотивов, отражение в сюжетах родной истории и жизни народа. В «Могучую кучку» также входили композиторы М. А. Бала­кирев, Ц. А. Кюи и музыкальный критик В. В. Стасов.

Вершина мирового музыкального искусства — творчество П. И. Чайковского. Он является автором музыки к балетам «Лебеди­ное озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и операм «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта».

В 1862 г. в Петербурге была открыта первая в России консер­ватория.

Профессиональный театр этого периода представлен театрами оперы и балета (Большой в Москве и Мариинский в Петербурге) и драматическими театрами (Малый в Москве и Александринский в Петербурге). В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович — Данченко основали МХТ (Московский Художественный театр). Его эмблемой стала чеховская чайка. Распространены были частные театры и театральные кружки. На театральных сценах играли вы­дающиеся актеры: П. Садовский, М. Ермолова, П. Стрепетова, К. Варламов. Ставились пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова. А. М. Горького, А. К. Толстого. Современники связывали рождение национального театра с именем А. Н. Островского, который вывел на театральные подростки российских обывателей: мещан, купцов.

Промышленный подъем в России во второй половине XIX в. сопровождался развитием благотворительности и меценатства. Ди­настии купцов и фабрикантов Мамонтовых, Морозовых, Рябуишн — ских не только оставили после себя крупные предприятия и торго­вые дома, но и внесли вклад в развитие культуры. Меценаты откры­вают картинные галереи, организуют театры, субсидируют литера­турные издательства. С. И. Мамонтов, Щукины, Бахрушины, Треть­яковы, фон Мекк оказывают поддержку художникам и музыкантам, собирают библиотеки, коллекции произведений искусства, историче­ских документов. В 1856 г. было положено начало коллекции П. М. Третьякова, которая стала основой будущей Третьяковской кар­тинной галереи. Впоследствии П. М. и С. М. Третьяковы, С. И. и П. И. Щукины передали свои богатейшие коллекции в дар государству.

Вывод: Расцвет во всех областях русской культуры во второй половине XIX в. позволил ей занять выдающееся место в общеми­ровой культуре.

Словарь

Благотворительность — оказание безвозмездной помо­щи (материальной и денежной) нуждающимся лицам и органи­зациям.

Батальный жанр

Жанр изобразительного искусства, по­священный темам войны и военной жизни.

Марина — картина, изображающая морской вид, тип пейзажа.

Массовая культура — разновидность культуры, ориентиро­ванная на «среднего» массового потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования с извлечением коммерче­ской прибыли.

Меценатство (от имени древнеримского вельможи Мецената) — материальная поддержка деятелей литературы и искусства, осуще­ствляемая в порядке личной инициативы.

Пейзаж — в живописи и графике жанр (и отдельные произве­дения), в котором основной предмет изображения — природа.

Псевдорусский стиль — течение в русской архитектуре XIX — начала XX в., основанное на использовании традиций древнерус­ского зодчества и элементов византийской архитектуры (включает неорусский и русско-византийский стили).

Экзектика — механическое соединение разнородных взгля­дов, идей, принципов или теорий. В искусстве — смешение стилей и направлений.

Тестовые задания

1. Автором музыки к балетам «Лебединое озеро», «Щел­кунчик», опере «Евгений Онегин» является:

1) А. П. Бородин

2) М. П. Мусоргский

3) П. И. Чайковский

4) А. С. Даргомыжский

2. Российский купец-предприниматель, меценат, собира­тель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи:

1) М. П. Мусоргский

2) Ф. П. Комиссаржевский

3) К. С. Станиславский

4) П. М. Третьяков

3. Картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», посвященные событиям рос­сийской истории, принадлежат кисти художника:

1) И. И. Левитана

2) М. З. Шагала

3) К. П. Брюллова

4) В. И. Сурикова

4. В псевдорусском (неорусском) стиле в последней чет­верти XIX в. были построены здания:

1) Большого Петергофского дворца. Зимнего дворца в Санкт — Петербурге

2) Адмиралтейства, Генерального штаба в Санкт-Петербурге

3) Большого театра. Московского университета на Моховой

4) Исторического музея. Городской думы в Москве

5. В состав «Могучей кучки» входили:

1) А. К. Глазунов, А. С. Аренский, А. Н. Скрябин и С. И. Танеев

2) М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Римский — Корсаков

3) А. С. Даргомыжский, А. Н. Верстовский, М. И. Глинка и А. П. Гурилев

4) А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, Д. С. Бортнянский

6. Учёный-химик, автор оперы «Князь Игорь»:

1) И. П. Мартос

2) А. П. Бородин

3) К. А. Тон

4) О. И. Бове

7. Из перечисленных деятелей культуры композитором был:

1) М. М. Антокольский

2) И. Е. Репин

3) В. О. Шервуд

4) М. П. Мусоргский

8. Лидером художников-передвижников был:

1) И. Н. Крамской

2) К. П. Брюллов

3) И. Е.Репин

4) И. И. Шишкин

9. Писатель, признанный основоположником русского национального театра:

1) А. П. Чехов

2) А. Н. Островский

3) Л. Н. Толстой

4) И. А. Гончаров

10. Выдающийся русский композитор, автор оперы «Ру­салка»:

1) М. С. Щепкин

2) А. С. Даргомыжский

3) А. А. Алябьев

4) М. И. Глинка

И. Скульптор, создавший в 70-80 гг. XIX в. серию скульп­турных образов исторических личностей: «Иван Грозный», «Яро­слав Мудрый», «Ермак»:

1) М. М. Антокольский

2) И. Е. Репин

3) Ф. И. Шаляпин

4) М. П. Мусоргский

12. Первые женские гимназии в России появились в:

1) первой половине XIX в.

2) второй половине XIX в.

3) первой четверти XVIII в.

4) второй половине XVIII в.

13. Право поступать в университеты во второй половине XIX в. имели:

1) только дети дворян

2) все, кто окончил гимназию

3) выпускники реальных училищ

4) только выпускники мужской гимназии

14. Изобрёл радиотелеграф и передал первую в мире радиограмму:

1) А. Н. Лодыгин

2) А. С. Попов

3) А. Г. Столетов

4) П. Н. Лебедев

15. Памятник «Тысячелетие России» скульптора М. О. Микешина находится в:

1) Новгороде

2) Петербурге

3) Томске

4) Москве

16. Вершиной русского реализма второй половины XIX века считается творчество художника:

1) Константина Савицкого

2) Н. Н. Ге

3) И. Е. Репина

4) В. И. Сурикова

17. В связи с процессом демократизации культуры в 1870­1890-х гг. появилось понятие:

1) ампир

2) академизм

3) романтизм

4) передвижники

18. Прочтите отрывок из «Русских ведомостей» 1899 г. и укажите имя художника, о котором идет речь:

«В этом году у "передвижников" есть своя заглавная картина и свой первенствующий художник. Картина историческая — "Пере­ход Суворова через Альпы в 1799 году"… На полотне нельзя на­гляднее изобразить торжества и влияния идей известного порядка; дисциплины, увлечения, преданности и какой-то гармонии, свойст­венной духу и темпераменту русского солдата».

1) И. Е.Репин

2) И. И. Левитан

3) В. И. Суриков

4) М. А. Врубель

19. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями:

1) Большого театра

2) Мариинского театра

3) Московского художественного театра

4) Александрийского театра

20. А. И. Герцен и Н. П. Огарёв выпускали за границей газету:

1) «Колокол»

2) «Трутень»

3) «Вестник Европы»

4) «Современник»

21. Укажите известных русских меценатов конца XIX — иачала XX в.:

1) И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов

2) М. П. Мусоргский, А. П. Бородин

3) П. М. Третьяков, С. И. Мамонтов

4) Д. П. Менделеев, А. С. Попов

22. Творчество И. Е. Ренина, И. И. Шишкина, В. Г. Перова было связано с деятельностью объединения:

!) «Мир искусства»

2) "Могучая кучка»

3) «Товарищество передвижных художественных выставок»

4) «Общество любителей российской словесности»

23. В память о событиях Отечественной войны 1812 г. в Москве был(а) построен(а):

1) храм Христа Спасителя

2) церковь Иоанна Воина

3) Богоявленский кафедральный собор

4) Успенский собор Московского Кремля

24. Каргины «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» принадлежат кисти:

1) И. Е. Репина

2) В. И. Сурикова

3) И. Н. Крамского

4) В. А. Серова

25. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в:

1) 1820-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1870-е гг.

4) 1910-е гг.

26. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Пржевальский просла­вились как:

1) математики

2) химики

3) путешественники

4) изобретатели

27. Художественный стиль, предполагающий правдивое, объективное отражение действительности:

1) сентиментализм

2) романтизм

3) реализм

4) ампир

28. Созданное в 1870 г. по инициативе И. Н. Крамского, В. Г. Перова, Н. Н. Ге объединение художников, творчество ко­торых отличала высокая гражданственность, критика сущест­вующих порядков, реализм, называлось:

1) «Мир искусства»

2) «Алая роза»

3) «Могучая кучка»

4) «Товарищество передвижников»

29. Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт речь.

«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы моло­дых новаторов, восставших против окостеневших канонов одно­временно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в жи­вописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композито­рами. Они стремились к реализму и народности в музыке».

1) «Могучая кучка»

2) «Левый фронт»

3) «Арзамас»

4) «Мир искусства»

30. «Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знаний», — эти слова принадлежат крупнейщему во второй половине XIX века книгоиздателю в России. Его фамилия:

1) И. Д. Сытин

2) А. А. Шахматов

3) В. С. Соловьев

4) В. В. Розанов

31. Врач, участник обороны Севастополя, основатель пер­вого отряда сестер милосердия:

1) А. М. Бутлеров

2) Н. И. Пирогов

3) В. Я. Струве

4) Б. С. Якоби

32. Установите соответствие между фамилиями композиторов второй половины XIX в. и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Композиторы

_________ Произведения__________

1) «Садко», «Снегурочка»

2) «Пиковая дама», «Евгений Онегин»

3) «Борис Годунов»

4) «Князь Игорь»

5) «Русалка»

A) М. П. Мусоргский

Б) Н. А. Римский-Корсаков

B) А. П. Бородин

Г) П. И. Чайковский

Ответ:

33. Установите соответствие между деятелями культуры вто­рой половины XIX в. и их произведениями: к каждой позиции пер­вого столбца подберите соответствующую позицию второго столб­ца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Деятели культуры

_________ Произведения_______

1) памятник А. С. Пушкину

2) балет «Лебединое озеро»

3) здание Исторического музея в Москве

4) картина «Три богатыря»

5) роман «Отцы и дети»

A) В. О. Шервуд

Б) В. М. Васнецов

B) А. М. Опекушин

Г) П. И. Чайковский

Ответ:

34. Установите соответствие между именами художников и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

________ Художники

__________ Произведения_________

1) «Боярыня Морозова»

2) «Тройка»

3) «Крещение Руси»

4) «Христос в пустыне»

5) «Иван Грозный и его сын Иван»

A)В. Г. Перов

Б) И. Н. Крамской

B)В. И. Суриков

Г) И. Е. Репин

Ответ:

35. Установите соответствие между деятелями культуры и науки России XIX в. и сферами их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Деятели культуры и науки

_____ Сферы деятельности

1) архитектура

2) история

3) музыка

4) живопись

5) химия

A)В. О. Ключевский

Б) М. П. Мусоргский

B)Д. И. Менделеев

Г) И. Е. Репин

Ответ:

36. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских ученых-физиков:

A. Г Столетов

А. С. Попов

5 Н. Е. Жуковский

П. Н. Яблочков

B. О. Ключевский

П. Н. Лебедев

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является физиком.

Ответ:

37. Ниже приведены названия опер и балетов. Автором всех произведений, за исключением одного, является П. И. Чайковский.

«Евгений Онегин»

«Пиковая дама»

«Иоланта»

4 «Борис Годунов»_______________

«Щелкунчик»_________ _______

I 6 «Спящая красавица»

Найдите и запишите порядковый номер произведения, авто­ром которого является другой композитор.

Ответ:

38. Ниже приведены фамилии художников-пейзажистов:

1 И. И. Шишкин

И. И. Левитан

А. К. Саврасов

4 I В. В. Верещагин______________

5 А. И. Куинджи________________

6 И. К. Айвазовский

Найдите фамилию художника, известного как художник-баталист.

Запишите в ответ порядковый номер, под которым он указан.

Ответ:

39. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, Обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.____________

Художник

А)__________

В. И. Суриков

Г)__________

Е)

J

2

2

4

Произведение

«Лунная ночь на Днепре»

Щ_______________

«Апофеоз войны»_______

«Тройка»

Элементы:

«Рожь»_______________________

А. И. Куинджи__________________

«Переход Суворова через Альпы»

Батальный____________________

6

2

9

_____ Жанр Пейзаж

Щ_______

Д)_________

Бытовой

И. К. Айвазовский

Портрет_________

В. Г. Перов_______

Исторический

5 В. В. Верещагин___________________

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­Ми буквами и перенесите их в ответ.

Б

Ответ:

40. Напишите пропущенное слово.

Жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни, — ….

Ответ:

41. Напишите пропущенное слово.

… — материальная поддержка деятелей литературы и искусст­ва, осуществляемая в порядке личной инициативы.

Ответ:

42. Какие суждения, связанные с извест­ным деятелем культуры, изображенным на памятной монете, являются верными? Выберите два суждения из пяти предло­женных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Данный представитель отечественной культуры является одним из крупных ученых-естествоиспытателей.

2) В. И. Немирович-Данченко стал одним из основателей МХТ.

3) Расцвет его деятельности приходится на первую половину XIX века.

4) В год премьеры чеховской «Чайки» он отказался от Гри­боедовской премии за свою пьесу, объявив, что пьеса А. П. Чехова более достойна этой премии.

5) В. И. Немирович-Данченко был известным российским ху­дожником.

Ответ:

43. Расцвет творчества какого деятеля культуры приходился на тот же период, что и деятельность В. И. Немировича-Данченко? За­пишите в ответ цифру, под которой приведено его изображение.

4)

44. Три из представленных ниже архитектурных сооружений относятся к одному стилю. Назовите этот стиль. Какое сооружение не относится к данному стилю? Напишите номер. В каком стиле оно построено?

У™

1)

3)

4)

Ответ:

45. Трое из изображенных на памятных монетах деятелей культуры входили в «Могучую кучку». Найдите деятеля культуры, который не был членом данного художественного объединения, и запишите в ответ номер, под которым он указан.

3)

2)

4)

46. В чем заключалась сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Приведите два положения.

47. Что объединяет творчество передвижников и композито­ров «Могучей кучки»? Приведите два положения.

48. Известный русский биолог К. А. Тимирязев писал, что во второй половине XIX в. русская наука заявила свою равноправ­ность, а порою и превосходство. Подтвердите его слова двумя при­мерами, назвав фамилию ученого и его открытие (можно назвать фамилии виднейших философов того времени).

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago