Теория

На развитие культуры России первой половины XIX в. оказали влияние Отечественная война 1812 г., начало промышленного перево­рота, расширение внешних и внутренних экономических связей.

Этот период называют «золотым веком русской культуры», имея в виду необычайный взлет и высокие темпы развития всех ее областей.

Условия развития культуры в XIX в., с одной стороны, характери­зовались жесткой регламентацией со стороны государства, все большим отрывом культуры верхушки обшества от традиций народной культуры и интересов народа. С другой стороны, идет процесс постепенной демо­кратизации культуры. Открываются публичные библиотеки, создаются общедоступные музеи, растет интерес к народной культуре, расширяет­ся социальный состав творческой интеллигенции.

Реформа образования имела целью подготовку специалистов для нужд развивающейся промышленности. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Издаются регламентирующие документы: Положение об устройстве учебных заведений (1803 г.). Устав университетов и Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.). Устав учебных заведений (1828 г.).

Согласно этим уставам, народное образование делилось на 4 ступени: приходские училища для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян), уездные училища для детей город­ских обывателей, гимназии, университет.

Гимназии, в которых был введен сначала 4-летний, а затем 7-летний срок обучения, открывались во всех губернских городах. Только выпускники мужской гимназии могли поступить в универ­ситет. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. По-прежнему практиковалось частное и до­машнее обучение.

В первой половине XIX в. были открыты Дерптский, Вилен­ский, Петербургский, Казанский и Харьковский университеты. По числу университетов, включая открытый до этого Московский, тер­ритория страны делилась на шесть округов. Университеты контро­лировали образование в училищах своего округа. В 1811 г. Повеле­нием Александра 1 был открыт Царскосельский (Александровский) лицей. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.

Кадры для промышленности и системы образования готовили Петербургский технологический институт. Институт гражданских ин­женеров, Горный и межевой институты, учительские институты и др.

Для дворянок существовали закрытые институты и благород­ные пансионы. Открывались школы для девиц обер-офицерского звания, для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин по-прежнему была лишена воз­можности получить образование.

В 30-е гг. XIX в. министром просвещения С. С. Уваровым бы­ла установлена сословная принадлежность учебных заведений: в приходских училищах должны были обучаться дети мещан и кре­стьян; в уездных — купеческие дети, в гимназиях — дети дворян.

К середине XIX в. политика в области образования постепен­но меняется от либеральной к консервативной.

Поощрение развития образования

Университетский устав 1804г. дал университетам право авто­номии, включавшее выборность ректора, контроль над учили­щами своего округа, право цензуры над печатью.

1830 г. — Циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек).

Контроль и цензура

Университетским уставом 1835 г. была уничтожена автономия университетов, повысилась плата за обучение.

В конце 40-х годов преподавание философии было включено в курс богословия.

В 1826 г. был издан новый цензурный устав, прозванный за жес­токость «чугунным».

В 1848 г. начинает действовать секретный (бутурлинский} коми­тет, задачей которого была постоянная цензура литературы и периодической печати.

1826 г. — цензурный устав (за жесткость прозван «чугунным»)

Выдающихся успехов достигли в этот период российские уче­ные, путешественники, первооткрыватели. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под руководством Н. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) были изучены и сделаны съемки побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка и др. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819-1821 гг. открыли Ан­тарктиду и многочисленные острова. Г. И. Невельский исследовал устье Амура, доказал, что Сахалин — остров. Многие географиче­ские объекты на карте мира были названы русскими именами.

Н. И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина. Физик Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики. В. В. Петров открыл явление электрической дуги, показал возможности ее практическо­го применения для сварки металлов и создал прообраз электриче­ской лампочки — гальваническую батарею. В 1839 г. В. Я. Струве Создал под Петербургом Пулковскую астрономическую обсервато­рию и открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Н. И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии, введя в практику применение эфирного наркоза, антисептических средств, гипсовых повязок, составил первый анатомический атлас. Н. М. Ка — pa.\t3UH написал многотомную «Историю государства Российского». В. И. Даль составил «Толковый словарь живого великорусского язы­ка». Вклад в развитие философской мысли внесли П. Я. Чаадаев («Философические письма»), славянофилы: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские-, западники: П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, С. М. Соловьев.

Крепостные мастера отец и сын Е. А. и М. Е Черепановы полу­чили вольную за первую железную дорогу на одном из Уральских заводов и созданную ими машину с паровой тягой. П. П. Аносов раз­работал технологию получения легированных сталей и раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали.

В 1837 г. Была пущена первая железная дорога Петербург — Царское село.

В первой половине XIX в. были созданы Географическое, Минералогическое, Математическое общества и Общество любите­. лей российской словесности, которые внесли большой вклад в раз­витие российской науки. Был основан Императорский ботаниче­ский сад в Крыму.

Расцвел национальной культуры проявился также в художест­венном творчестве.

В первой половине XIX в появляется литература романтизма. Глубокий психологизм, лиризм характерен для баллад В. А. Жуков­ского. Призыв к борьбе за свободу, за освобождение от крепостни­чества содержится в оде «Вольность» К. Ф. Рылеева, произведениях М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Герой нашего времени», в «Цыга­нах» А. С. Пушкина.

Наблюдается упадок классицизма и сентиментализма, получа­ет дальнейшее развитие реалистическое направление. Отражение реальной жизни, обрашение к актуальным нравственным и соци­альным проблемам характерно для произведений А. С. Грибоедова («Горе от ума» — содержит также черты классицизма и романтизма), А. С. Пушкина («Борис Годунов»). М. Ю. Лермонтова («На смерть поэта»), Н. В. Гоголя («Мертвые души», «Ревизор», «Миргород», «Шинель»).

Сочетание романтизма и реализма можно проследить в «Ве­черах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, и произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина».

Большое место в литературе первой половины XIX века зани­мает тема Отечественной войны 1812г. (стихи и проза Д. В. Давыдо­ва, Ф. Н. Глинки, М. Ю. Лермонтова). Солдатские и казацкие песни и рассказы о М. И. Кутузове, М. И. Платове, партизанском движении.

Получившие в этот период большое распространение лите­ратурные журналы отражали борьбу различных направлений об­щественно-политической мысли. Демократическое направление было представлено альманахом «Полярная звезда», который из­давали А. А. Бесту. жев, К. Ф. Рылеев, журналами «Отечественные записки», «Современник» (основан А. С. Пушкиным, с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский). В этих журналах публикуют свои работы писатели-реалисты и критики В. Г. Бе­линский и А. И. Герцен.

Консервативное направление отражали журналы «Москвитя­нин» и «Библиотека для чтения», газета «Северная пчела». Пред­ставителями направления были издатели и писатели М. П. Погодин, С П. Шевырев, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч.

Все сферы художественной жизни контролировала Академия художеств. Официальным направлением в изобразительном искус­стве был классицизм, для которого была характерна библейская или историческая (чаще античная) тематика. Романтизм проявляется в портретной и пейзажной живописи. Реализм нашел проявление в бытовом жанре.

Несмотря на жанровое разнообразие, ведущее место по — прежнему занимает портретная живопись. Замечательными портре­тистами были О. А. Кипренский («Портрет А. С. Пушкина»), В. А. Тропинин («Кружевница», «Портрет сына»), К. П. Брюллов («Автопортрет», «Портрет поэта В. А. Жуковского»).

Для исторических полотен характерна многофигурность и монументальность: Ф. А. Бруни «Медный змий», К. П. Брюллов «По­следний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу».

Появляется бытовой жанр. Крестьянские будни изображает на своих картинах А. Г. Венецианов («Жатва», «На пашне», «Утро по­мещицы»). Типичные черты представителей разных сословий под­мечает П. А. Федотов («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа»).

Работы О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова и других получили массовое распространение благодаря печати спо­собом литографии.

У простого народа популярностью пользуются лубочные кар­тинки, отличающиеся в этот период патриотической тематикой.

Для скульптуры характерны монументальные формы, преоб­ладание героических и национально-патриотических тем. И. П. Мартос создал памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Б. И.Орловский — автор памятников М. И. Ку­тузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге.

Аничков мост в Петербурге был украшен четырьмя конными группами скульптора П. К. Клодта. Он же является автором памят­ника П. А. Крылову в Летнем саду и конной статуи императора Николая I перед Исаакиевским собором (в Петербурге).

В честь победы в войне 1812 г. А. А. Монферран по заказу им­ператора Николая 1 воздвиг 47-метровую колонну на Дворцовой площади перед Зимним («Александровская колонна»).

Господствующим стилем в архитектуре был ампир (завер­шающий этап классицизма). Его отличительные черты: выражение идеи независимости и величия государства, монументальные фор­мы, обилие декоративных украшений, скульптур, использование изображений воинских доспехов, лавровых венков и т. п.

В Петербурге в стиле ампир зодчим К. И. Росси были созданы ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, здания Сената и Си­нода, Михайловский дворец, Александринский театр. Главный штаб.

Памятником русской воинской славы после Отечественной войны 1812 г. стал Казанский собор (архитектор А. Н. Воронихин). Здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов, помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. По проекту А. Д. Заха­рова построено здание Адмиралтейства, от которого разошлись лу­чи петербургских проспектов. Важнейшим строением А. А. Монфер — рана стало самое высокое здание России того времени Исаакиев­ский собор.

В Москве О. И. Бове создал ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров и Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном. Д. И. Жи. пярди и Д. Г. Григорьев — ар­хитекторы ансамбля Манежной площади.

В 1839 г. архитектором К. А. Тоно. м в память о жертвах в войне 1812 г. было начато строительство храма Христа Спасителя. Он же автор проекта Большого Кремлевского дворца. Здания построены в русско-византийском стиле, для которого свойственно было упот­ребление характерных для византийского и русского зодчества до­петровского времени двойных арок, резных наличников, шатров, кокошников.

В первой половине XIX в. получает развитие профессио­нальный Театр. Открыты Бо. чыиой (1825 г.) и Ма. чый театры в Москве (1824 г.), Александринский театр в Петербурге (1832 г.). Ставятся пьесы по произведениям отечественных {Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина) и зарубежных авторов. Романти­ческих героев Шиллера и Шекспира играл П. С. Мочалов. Реали­стические образы гоголевского «Ревизора» создали М. С. Щепкин (Городничий) и А. Е. Мартынов (Хлестаков). Огромной любовью театральной публики пользовались трагические актеры Е. С. Се­менова и А. Каратыгин.

Музыкальное искусство находилось под сильным влиянием народной музыки. Развивается светская профессиональная музыка. Распространение получают романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва. Рождение русской национальной оперы связано с именем М. И. Глинки, написавшего в этот период оперы «Жизнь за царя» (1836 г.) и «Руслан и Людмила».

Мелодия «Патриотической песни» из финала оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») была официальным гимном России в 1991-2000 гг.

Словарь

Автономия — определенная степень самостоятельности ка­ких-либо органов, организаций, территориальных общностей в во­просах их жизнедеятельности.

Ампир — стиль в архитектуре и искусстве первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма.

Литография — способ плоской печати, где печатной фор­мой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в конце XVIII в.

Монументальность — свойство художественных образов, ве­личественность, грандиозность, основательность.

Пленэрная живопись — воспроизведение в живописи естест­венного освещения и воздушной среды.

Романс — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.

Романтизм — направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выдвигавшее на первый план внимание к лично­сти, ее чувствам и духовным переживаниям и использовавшее ге­роические и народно-поэтические темы.

Ростральная колонна — Отдельно стоящая колонна, укра­шенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изо­бражениями.

Цензура — система государственного надзора за произведе­ниями искусства, средствами массовой информации и печатью, наукой и образованием.

Тестовые задания

1. Понятие «золотой век русской поэзии» связано с име­нами:

1) В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова

2) А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

3) М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой

4) В. В. Маяковского и А. А. Блока

2. Термин, относящийся к развитию российской культуры первой половины XIX в.:

1) футуризм

2) сюрреализм

3) романтизм

4) модернизм

3. Одна из характерных черт развития культуры России в начале XIX в.:

1) творчество художников-передвижников

2) творчество композиторов — участников «Могучей кучки»

3) создание парсун

4) появление нового художественного стиля — ампир

4. А. С. Пушкин назвал «последним летописцем»:

1) Н. М. Карамзина

2) Г. Р. Державина

3) В. А. Жуковского

4) Д. И. Фонвизина

5. Выдающиеся художники-портретисты первой половины XIX в.:

1) О. А. Кипренский и В. А. Тропинин

2) И. Н. Крамской и В. Н. Суриков

3) И. И. Шишкин и В. М. Васнецов

4) А. К. Саврасов и В. Г. Перов

6. «Историю государства Российского» написал:

1) И. А. Крылов

2) Г. Р. Державин

3) А. Н. Радищев

4) Н. М. Карамзин

7. Композитор, утвердивший в русской музыке принципы реализма и народности, что особенно проявилось в его опере «Жизнь за царя»:

1) М. И. Глинка

2) А. Л. Гурилёв

3) А. А. Алябьев

4) А. Е. Варламов

8.

Использование железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров началось в России с открытием в 1837 г. железной дороги между:

1) Петербургом и Новгородом

2) Москвой и Тверью

3) Москвой и Петербургом

4) Петербургом и Царским Селом

9. Руководителем экспедиции, открывшей в 1820 г. Ан­тарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах, был:

1) Н. Н. Миклухо-Маклай

2) Н. М. Пржевальский

3) Ф. Ф. Беллинсгаузен

4) В. И. Беринг

10. Для академической школы в русской живописи был характерен следующий признак:

1) библейско-мифологическая тематика

2) отказ от канонов античного искусства

3) смешение всех стилей

4) новаторский подход к поискам формы произведений жи­вописи

11. Составителем «Словаря живого великорусского языка» был:

1) В. И. Даль

2) А. Н. Герцен

3) И. В. Киреевский

4) А. С. Хомяков

12. Паровой двигатель и первая железная дорога на паро­вой тяге были построены на Урале в первой половине XIX века по проектам:

1) А. К. Нартова

2) Н. П. Кулибина

3) Е. А. и М. Е. Черепановых

4) Б. С. Якоби

13. Первое кругосветное плавание совершили русские мореплаватели:

1) М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен

2) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский

3) Г. И. Невельской

4) Д. Я. и Х. П. Лаптевы

14. Крупнейший зодчий стиля ампир, по проектам которо­го были построены здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр:

1) О. И. Бове

2) К. И. Росси

3) А. Н. Воронихин

4) А. Ф. Монферран

15. Русский живописец, один из основоположников быто­вого жанра в русской живописи. Создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян: «На пашне», «Жнецы», «Спяший пастушок»:

1) И. Е. Репин

2) А. Г. Венецианов

3) В. М. Максимов

4) Н. А. Ярошенко

16. Основоположником русской национальной оперы считается:

1) А. А. Алябьев

2) А. Е. Варламов

3) М. И. Глинка

4) А. Л. Гурилев

17. Здания Большого театра в Москве, Казанского и Исаа­киевского соборов являются образцами стиля:

1) барокко

2) ампир

3) псевдорусский

4) модерн

18. Какое художественное произведение первой половины XIX века было названо В. Г. Белинским «Энциклопедией русской жизни»?

1) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

2) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

3) «Горе от ума» А. С. Грибоедова

4) «Ревизор» Н. В. Гоголя

19. Архитектором, создавшим ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, является:

1) Аристотель Фиораванти

2) Бартоломео Растрелли

3) Андреян Захаров

4) Карло Росси

20. В «русско-византийском стиле» был построен:

1) Исаакиевский собор

2) Казанский собор

3) Храм Христа Спасителя

4) Большой театр

21. Царскосельский лицей был открыт в:

1) 1803 г.

2) 1811 г.

3) 1825 г.

4) 1864 г.

22. Исаакиевский собор в Петербурге спроектировал архитектор:

1) А. А. Монферран

2) А. Н. Воронихин

3) А. Д. Захаров

4) К. И. Росси

23. Известный дипломат, литератор (автор комедии «Горе от ума»), композитор (автор знаменитого вальса), погибший в Персии:

1) А. С. Грибоедов

2) М. Ю. Лермонтов

3) В. А. Жуковский

4) Н. А. Некрасов

24. Врач, заложивший основы военно-полевой хирургии:

1) А. М. Бутлеров

2) Н. И. Пирогов

3) В. Я. Струве

4) Б. С. Якоби

25. Автор неевклидовой геометрии:

1) Н. И. Лобачевский

2) Н. П. Зинин

3) В. В. Петров

4) Е. И. Золотарев

ПОЧТА

СССР

T » .’С

T I f •

« ’

Ь ■ t

26. Автором памятника, изображенного на почтовой марке, является:

1) Н. П. Мартос

2) Б. И. Орловский

3) П. К. Клодт

4) А. А. Монферран

27. Прочтите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идёт речь.

«Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомненья и страстей.

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей».

Ответ:

28. Установите соответствие между фамилиями скульпторов и созданными ими произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Скульпторы

A) И. П. Мартос

Б) Б. И. Орловский

B) П. К. Клодт

Г) А. А. Монферран

________ Произведения______________

1) статуи М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге

2) памятник К. Минину и Д. Пожарско­му на Красной площади

3) четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге

4) «Александрийский столп»

5) «Медный всадник»

Ответ:

29. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

_____ Деятели культуры

A) К. П. Брюллов Б) А. А. Иванов

B) П. А. Федотов Г) М. И. Глинка

________ Произведения

1) «Явление Христа народу»

2) «Всадница»

3) «Борис Годунов»

4) «Жизнь за царя»

5) «Свежий кавалер»

Ответ:

30. Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к рус­ской культуре первой половины XIX в.? Запишите в ответ соответ­ствующие цифры.

Создание Н. М. Карамзиным

Исследование

Н. М. Пржевальским

Центральной Азии___________

Основание К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московского художественного Общедоступного театра

Создание М. И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»

«Истории государства

Российского»_____________

Создание Высших

Женских курсов

Основание Александром 1 Царскосельского лицея

Ответ:

31. Какие три исторических деятеля XVII—XVIII вв. стали ге­роями произведений А. С. Пушкина? Запишите в ответ соответст­вующие цифры.

1 Пётр 1_______

4

_5

6 Пётр III

Богдан Хмельницкий

Иван Болотников

Гетман Мазепа

3 Борис Годунов

Ответ:

32. Прочтите фрагмент текста и напишите фамилию художни­ка, о котором в нем говорится.

«Первая картина, написанная маслом, — «Свежий кавалер» — от­крывает новый этап в творческой биографии художника. Эта работа бы­ла закончена в 1846 г., а спустя два года художник стал известен в Пе­тербурге и Москве. К этому времени были написаны картины: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и одна из самых известных — «Сва­товство майора», за которую автор был удостоен звания академика».

Ответ:

33. Прочтите фрагмент текста и напишите фамилию художни­ка, о котором в нем говорится.

«В 1832 году он приступил к работе над картиной "Последний день Помпеи". Одиннадцать месяцев работы над колоссальным по размеру холстом потребовали напряжения всех душевных и физиче­ских сил. Мастер трудился с такой настойчивостью, что иногда его, обессилевшего от работы, выносили на руках из мастерской».

Ответ:

34. Какие суждения, связанные с архитектурным сооружением, изображенным на памятной моне — А те, являются неверными? Выберите два сужде — I НИЯ из пяти предложенных. Запишите в ответ У цифры, под которыми они указаны.

Г 1) Памятник сооружен в честь победы над Напо­леоном.

2) В барельефы постамента включены изображения древнерус­ских кольчуг, шишаков и шитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича.

3) Автором памятника является К. И. Росси.

4) Автором памятника является А. А. Монферран.

5) Памятник сооружен по приказу Александра I.

Ответ:

35. Какое архитектурное сооружение хранит память о том же событии, что и Александровская колонна? Запишите в ответ цифру.

Под которой оно указано.

Ответ:

36. Здания, приведенные на изображениях, построены в стиле классицизма (ампир). Найдите архитектурное сооружение, относя­щееся к другому стилю. Запишите в ответ цифру, под которой оно указано.

Ответ:

37. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключе­нием одной, являются фамилиями известных российских худож­ников:

Q. K. Кипренский В. А. Тропинин

П. А. Федотов

А. Г. Венецианов

А. А. Алябьев

3 К. П. Брюллов

Найдите и запишите порядковый номер фамилии предста­вителя отечественной культуры, который не является худож­ником.

Ответ:

38. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских актеров первой половины XIX в.:

Е. С. Семенова

П. С. Мочалов

А. Н. Воронихин

М. С. Щепкин

5 I А. Е. Мартынов В. А. Каратыгин

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является актером.

Ответ:

39. Ниже приведён перечень архитектурных сооружений. Все они, за исключением одного, связаны с памятью об Отечественной войне 1812 г.:

Александровская колонна Храм Христа Спасителя в Москве

Адмиралтейство

Казанский собор______

Триумфальные ворота В Москве

Арка Главного штаба в

Санкт-Петербурге

Найдите и запишите порядковый номер сооружения, которое не связано с Отечественной войной 1812 г.

Ответ:

40. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, относятся к выдающимся российским архитекторам:

Д. Жилярди

А. Монферран А. Г. Венецианов

К. Тон

О. И. Бове

6 А. Д. Захаров

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, не являющегося архитектором.

Ответ:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago