На развитие культуры России первой половины XIX в. оказали влияние Отечественная война 1812 г., начало промышленного переворота, расширение внешних и внутренних экономических связей.
Этот период называют «золотым веком русской культуры», имея в виду необычайный взлет и высокие темпы развития всех ее областей.
Условия развития культуры в XIX в., с одной стороны, характеризовались жесткой регламентацией со стороны государства, все большим отрывом культуры верхушки обшества от традиций народной культуры и интересов народа. С другой стороны, идет процесс постепенной демократизации культуры. Открываются публичные библиотеки, создаются общедоступные музеи, растет интерес к народной культуре, расширяется социальный состав творческой интеллигенции.
Реформа образования имела целью подготовку специалистов для нужд развивающейся промышленности. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Издаются регламентирующие документы: Положение об устройстве учебных заведений (1803 г.). Устав университетов и Устав учебных заведений, подведомственных университетам (1804 г.). Устав учебных заведений (1828 г.).
Согласно этим уставам, народное образование делилось на 4 ступени: приходские училища для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян), уездные училища для детей городских обывателей, гимназии, университет.
Гимназии, в которых был введен сначала 4-летний, а затем 7-летний срок обучения, открывались во всех губернских городах. Только выпускники мужской гимназии могли поступить в университет. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой. По-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение.
В первой половине XIX в. были открыты Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский университеты. По числу университетов, включая открытый до этого Московский, территория страны делилась на шесть округов. Университеты контролировали образование в училищах своего округа. В 1811 г. Повелением Александра 1 был открыт Царскосельский (Александровский) лицей. Лицейское образование приравнивалось к университетскому.
Кадры для промышленности и системы образования готовили Петербургский технологический институт. Институт гражданских инженеров, Горный и межевой институты, учительские институты и др.
Для дворянок существовали закрытые институты и благородные пансионы. Открывались школы для девиц обер-офицерского звания, для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин по-прежнему была лишена возможности получить образование.
В 30-е гг. XIX в. министром просвещения С. С. Уваровым была установлена сословная принадлежность учебных заведений: в приходских училищах должны были обучаться дети мещан и крестьян; в уездных — купеческие дети, в гимназиях — дети дворян.
К середине XIX в. политика в области образования постепенно меняется от либеральной к консервативной.
Поощрение развития образования
Университетский устав 1804г. дал университетам право автономии, включавшее выборность ректора, контроль над училищами своего округа, право цензуры над печатью.
1830 г. — Циркуляр об открытии публичных библиотек во всех губернских городах России (к середине столетия было открыто 39 библиотек).
Контроль и цензура
Университетским уставом 1835 г. была уничтожена автономия университетов, повысилась плата за обучение.
В конце 40-х годов преподавание философии было включено в курс богословия.
В 1826 г. был издан новый цензурный устав, прозванный за жестокость «чугунным».
В 1848 г. начинает действовать секретный (бутурлинский} комитет, задачей которого была постоянная цензура литературы и периодической печати.
1826 г. — цензурный устав (за жесткость прозван «чугунным»)
Выдающихся успехов достигли в этот период российские ученые, путешественники, первооткрыватели. В ходе первой русской кругосветной экспедиции под руководством Н. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.) были изучены и сделаны съемки побережья Китая, острова Сахалин, полуострова Камчатка и др. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819-1821 гг. открыли Антарктиду и многочисленные острова. Г. И. Невельский исследовал устье Амура, доказал, что Сахалин — остров. Многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.
Н. И. Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина. Физик Б. С. Якоби открыл метод гальванопластики. В. В. Петров открыл явление электрической дуги, показал возможности ее практического применения для сварки металлов и создал прообраз электрической лампочки — гальваническую батарею. В 1839 г. В. Я. Струве Создал под Петербургом Пулковскую астрономическую обсерваторию и открыл скопление звезд в плоскости Млечного Пути. Н. И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии, введя в практику применение эфирного наркоза, антисептических средств, гипсовых повязок, составил первый анатомический атлас. Н. М. Ка — pa.\t3UH написал многотомную «Историю государства Российского». В. И. Даль составил «Толковый словарь живого великорусского языка». Вклад в развитие философской мысли внесли П. Я. Чаадаев («Философические письма»), славянофилы: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские-, западники: П. В. Анненков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, С. М. Соловьев.
Крепостные мастера отец и сын Е. А. и М. Е Черепановы получили вольную за первую железную дорогу на одном из Уральских заводов и созданную ими машину с паровой тягой. П. П. Аносов разработал технологию получения легированных сталей и раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали.
В 1837 г. Была пущена первая железная дорога Петербург — Царское село.
В первой половине XIX в. были созданы Географическое, Минералогическое, Математическое общества и Общество любите. лей российской словесности, которые внесли большой вклад в развитие российской науки. Был основан Императорский ботанический сад в Крыму.
Расцвел национальной культуры проявился также в художественном творчестве.
В первой половине XIX в появляется литература романтизма. Глубокий психологизм, лиризм характерен для баллад В. А. Жуковского. Призыв к борьбе за свободу, за освобождение от крепостничества содержится в оде «Вольность» К. Ф. Рылеева, произведениях М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Герой нашего времени», в «Цыганах» А. С. Пушкина.
Наблюдается упадок классицизма и сентиментализма, получает дальнейшее развитие реалистическое направление. Отражение реальной жизни, обрашение к актуальным нравственным и социальным проблемам характерно для произведений А. С. Грибоедова («Горе от ума» — содержит также черты классицизма и романтизма), А. С. Пушкина («Борис Годунов»). М. Ю. Лермонтова («На смерть поэта»), Н. В. Гоголя («Мертвые души», «Ревизор», «Миргород», «Шинель»).
Сочетание романтизма и реализма можно проследить в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, и произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина».
Большое место в литературе первой половины XIX века занимает тема Отечественной войны 1812г. (стихи и проза Д. В. Давыдова, Ф. Н. Глинки, М. Ю. Лермонтова). Солдатские и казацкие песни и рассказы о М. И. Кутузове, М. И. Платове, партизанском движении.
Получившие в этот период большое распространение литературные журналы отражали борьбу различных направлений общественно-политической мысли. Демократическое направление было представлено альманахом «Полярная звезда», который издавали А. А. Бесту. жев, К. Ф. Рылеев, журналами «Отечественные записки», «Современник» (основан А. С. Пушкиным, с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский). В этих журналах публикуют свои работы писатели-реалисты и критики В. Г. Белинский и А. И. Герцен.
Консервативное направление отражали журналы «Москвитянин» и «Библиотека для чтения», газета «Северная пчела». Представителями направления были издатели и писатели М. П. Погодин, С П. Шевырев, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч.
Все сферы художественной жизни контролировала Академия художеств. Официальным направлением в изобразительном искусстве был классицизм, для которого была характерна библейская или историческая (чаще античная) тематика. Романтизм проявляется в портретной и пейзажной живописи. Реализм нашел проявление в бытовом жанре.
Несмотря на жанровое разнообразие, ведущее место по — прежнему занимает портретная живопись. Замечательными портретистами были О. А. Кипренский («Портрет А. С. Пушкина»), В. А. Тропинин («Кружевница», «Портрет сына»), К. П. Брюллов («Автопортрет», «Портрет поэта В. А. Жуковского»).
Для исторических полотен характерна многофигурность и монументальность: Ф. А. Бруни «Медный змий», К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу».
Появляется бытовой жанр. Крестьянские будни изображает на своих картинах А. Г. Венецианов («Жатва», «На пашне», «Утро помещицы»). Типичные черты представителей разных сословий подмечает П. А. Федотов («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа»).
Работы О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова и других получили массовое распространение благодаря печати способом литографии.
У простого народа популярностью пользуются лубочные картинки, отличающиеся в этот период патриотической тематикой.
Для скульптуры характерны монументальные формы, преобладание героических и национально-патриотических тем. И. П. Мартос создал памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. Б. И.Орловский — автор памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге.
Аничков мост в Петербурге был украшен четырьмя конными группами скульптора П. К. Клодта. Он же является автором памятника П. А. Крылову в Летнем саду и конной статуи императора Николая I перед Исаакиевским собором (в Петербурге).
В честь победы в войне 1812 г. А. А. Монферран по заказу императора Николая 1 воздвиг 47-метровую колонну на Дворцовой площади перед Зимним («Александровская колонна»).
Господствующим стилем в архитектуре был ампир (завершающий этап классицизма). Его отличительные черты: выражение идеи независимости и величия государства, монументальные формы, обилие декоративных украшений, скульптур, использование изображений воинских доспехов, лавровых венков и т. п.
В Петербурге в стиле ампир зодчим К. И. Росси были созданы ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр. Главный штаб.
Памятником русской воинской славы после Отечественной войны 1812 г. стал Казанский собор (архитектор А. Н. Воронихин). Здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов, помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. По проекту А. Д. Захарова построено здание Адмиралтейства, от которого разошлись лучи петербургских проспектов. Важнейшим строением А. А. Монфер — рана стало самое высокое здание России того времени Исаакиевский собор.
В Москве О. И. Бове создал ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров и Триумфальные ворота в честь победы над Наполеоном. Д. И. Жи. пярди и Д. Г. Григорьев — архитекторы ансамбля Манежной площади.
В 1839 г. архитектором К. А. Тоно. м в память о жертвах в войне 1812 г. было начато строительство храма Христа Спасителя. Он же автор проекта Большого Кремлевского дворца. Здания построены в русско-византийском стиле, для которого свойственно было употребление характерных для византийского и русского зодчества допетровского времени двойных арок, резных наличников, шатров, кокошников.
В первой половине XIX в. получает развитие профессиональный Театр. Открыты Бо. чыиой (1825 г.) и Ма. чый театры в Москве (1824 г.), Александринский театр в Петербурге (1832 г.). Ставятся пьесы по произведениям отечественных {Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина) и зарубежных авторов. Романтических героев Шиллера и Шекспира играл П. С. Мочалов. Реалистические образы гоголевского «Ревизора» создали М. С. Щепкин (Городничий) и А. Е. Мартынов (Хлестаков). Огромной любовью театральной публики пользовались трагические актеры Е. С. Семенова и А. Каратыгин.
Музыкальное искусство находилось под сильным влиянием народной музыки. Развивается светская профессиональная музыка. Распространение получают романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва. Рождение русской национальной оперы связано с именем М. И. Глинки, написавшего в этот период оперы «Жизнь за царя» (1836 г.) и «Руслан и Людмила».
Мелодия «Патриотической песни» из финала оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») была официальным гимном России в 1991-2000 гг.
Автономия — определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных общностей в вопросах их жизнедеятельности.
Ампир — стиль в архитектуре и искусстве первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма.
Литография — способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в конце XVIII в.
Монументальность — свойство художественных образов, величественность, грандиозность, основательность.
Пленэрная живопись — воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды.
Романс — вокальное произведение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.
Романтизм — направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выдвигавшее на первый план внимание к личности, ее чувствам и духовным переживаниям и использовавшее героические и народно-поэтические темы.
Ростральная колонна — Отдельно стоящая колонна, украшенная носами кораблей (рострами) или их скульптурными изображениями.
Цензура — система государственного надзора за произведениями искусства, средствами массовой информации и печатью, наукой и образованием.
Тестовые задания
1. Понятие «золотой век русской поэзии» связано с именами:
1) В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова
2) А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
3) М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой
4) В. В. Маяковского и А. А. Блока
2. Термин, относящийся к развитию российской культуры первой половины XIX в.:
3. Одна из характерных черт развития культуры России в начале XIX в.:
1) творчество художников-передвижников
2) творчество композиторов — участников «Могучей кучки»
4) появление нового художественного стиля — ампир
4. А. С. Пушкин назвал «последним летописцем»:
5. Выдающиеся художники-портретисты первой половины XIX в.:
1) О. А. Кипренский и В. А. Тропинин
2) И. Н. Крамской и В. Н. Суриков
3) И. И. Шишкин и В. М. Васнецов
4) А. К. Саврасов и В. Г. Перов
6. «Историю государства Российского» написал:
7. Композитор, утвердивший в русской музыке принципы реализма и народности, что особенно проявилось в его опере «Жизнь за царя»:
8.
Использование железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров началось в России с открытием в 1837 г. железной дороги между:
4) Петербургом и Царским Селом
9. Руководителем экспедиции, открывшей в 1820 г. Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах, был:
10. Для академической школы в русской живописи был характерен следующий признак:
1) библейско-мифологическая тематика
2) отказ от канонов античного искусства
4) новаторский подход к поискам формы произведений живописи
11. Составителем «Словаря живого великорусского языка» был:
12. Паровой двигатель и первая железная дорога на паровой тяге были построены на Урале в первой половине XIX века по проектам:
13. Первое кругосветное плавание совершили русские мореплаватели:
1) М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен
2) И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский
14. Крупнейший зодчий стиля ампир, по проектам которого были построены здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александринский театр:
15. Русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян: «На пашне», «Жнецы», «Спяший пастушок»:
16. Основоположником русской национальной оперы считается:
17. Здания Большого театра в Москве, Казанского и Исаакиевского соборов являются образцами стиля:
18. Какое художественное произведение первой половины XIX века было названо В. Г. Белинским «Энциклопедией русской жизни»?
1) «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
2) «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
3) «Горе от ума» А. С. Грибоедова
19. Архитектором, создавшим ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, является:
20. В «русско-византийском стиле» был построен:
21. Царскосельский лицей был открыт в:
22. Исаакиевский собор в Петербурге спроектировал архитектор:
23. Известный дипломат, литератор (автор комедии «Горе от ума»), композитор (автор знаменитого вальса), погибший в Персии:
24. Врач, заложивший основы военно-полевой хирургии:
25. Автор неевклидовой геометрии:
ПОЧТА
СССР
T » .’С
T I f •
« ’
Ь ■ t
26. Автором памятника, изображенного на почтовой марке, является:
27. Прочтите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идёт речь.
«Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».
Ответ:
28. Установите соответствие между фамилиями скульпторов и созданными ими произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
Скульпторы
Б) Б. И. Орловский
Г) А. А. Монферран
________ Произведения______________
1) статуи М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге
2) памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади
3) четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге
Ответ:
29. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
A) К. П. Брюллов Б) А. А. Иванов
B) П. А. Федотов Г) М. И. Глинка
Ответ:
30. Какие три из перечисленных ниже фактов относятся к русской культуре первой половины XIX в.? Запишите в ответ соответствующие цифры.
Создание Н. М. Карамзиным
Исследование
Н. М. Пржевальским
Центральной Азии___________
Основание К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Московского художественного Общедоступного театра
Создание М. И. Глинкой оперы «Жизнь за царя»
«Истории государства
Российского»_____________
Создание Высших
Женских курсов
Основание Александром 1 Царскосельского лицея
31. Какие три исторических деятеля XVII—XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1 Пётр 1_______
4
_5
6 Пётр III
Богдан Хмельницкий
Иван Болотников
Гетман Мазепа
3 Борис Годунов
Ответ:
32. Прочтите фрагмент текста и напишите фамилию художника, о котором в нем говорится.
«Первая картина, написанная маслом, — «Свежий кавалер» — открывает новый этап в творческой биографии художника. Эта работа была закончена в 1846 г., а спустя два года художник стал известен в Петербурге и Москве. К этому времени были написаны картины: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и одна из самых известных — «Сватовство майора», за которую автор был удостоен звания академика».
Ответ:
33. Прочтите фрагмент текста и напишите фамилию художника, о котором в нем говорится.
«В 1832 году он приступил к работе над картиной "Последний день Помпеи". Одиннадцать месяцев работы над колоссальным по размеру холстом потребовали напряжения всех душевных и физических сил. Мастер трудился с такой настойчивостью, что иногда его, обессилевшего от работы, выносили на руках из мастерской».
34. Какие суждения, связанные с архитектурным сооружением, изображенным на памятной моне — А те, являются неверными? Выберите два сужде — I НИЯ из пяти предложенных. Запишите в ответ У цифры, под которыми они указаны.
Г 1) Памятник сооружен в честь победы над Наполеоном.
2) В барельефы постамента включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и шитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича.
3) Автором памятника является К. И. Росси.
4) Автором памятника является А. А. Монферран.
5) Памятник сооружен по приказу Александра I.
35. Какое архитектурное сооружение хранит память о том же событии, что и Александровская колонна? Запишите в ответ цифру.
Под которой оно указано.
36. Здания, приведенные на изображениях, построены в стиле классицизма (ампир). Найдите архитектурное сооружение, относящееся к другому стилю. Запишите в ответ цифру, под которой оно указано.
Ответ:
37. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских художников:
Q. K. Кипренский В. А. Тропинин
П. А. Федотов
А. Г. Венецианов
А. А. Алябьев
3 К. П. Брюллов
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является художником.
Ответ:
38. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных российских актеров первой половины XIX в.:
Е. С. Семенова
П. С. Мочалов
А. Н. Воронихин
М. С. Щепкин
5 I А. Е. Мартынов В. А. Каратыгин
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является актером.
Ответ:
39. Ниже приведён перечень архитектурных сооружений. Все они, за исключением одного, связаны с памятью об Отечественной войне 1812 г.:
Александровская колонна Храм Христа Спасителя в Москве
Адмиралтейство
Казанский собор______
Триумфальные ворота В Москве
Арка Главного штаба в
Санкт-Петербурге
Найдите и запишите порядковый номер сооружения, которое не связано с Отечественной войной 1812 г.
Ответ:
40. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, относятся к выдающимся российским архитекторам:
Д. Жилярди
А. Монферран А. Г. Венецианов
К. Тон
О. И. Бове
6 А. Д. Захаров
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, не являющегося архитектором.
Ответ:
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…