Теория

В центре общественной мысли России второй половины XVIII в. находились идеи Просвещения, которые включали веру в возмож­ности человеческого разума, внимание к личности человека, рас­пространение научных знаний и достижений и признание необхо­димости реформ на основе теории естественного права.

Примирить идеологию Просвещения с российскими реалиями стремилась российская императрица Екатерина П. Будучи знакома с произведениями Вольтера, переписываясь с Дидро, она создала своеобразный синтез из идей сильной самодержавной власти и идей Просвещения.

Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII в. можно рассматривать как идеологию, в основе которой лежало представ­ление о том, что просвещенный монарх на троне, проводя реформы и утверждая разумные законы, заботясь о дворянстве и о народе, сохраняя влияние церкви на общественную жизнь, сможет осуще­ствить идеал всеобщего блага для своей страны.

Просвещенный абсолютизм — это также политика, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, ставила цель укрепить старые самодержавные и крепостнические порядки путем проведения некоторых либеральных реформ сверху.

Критика просвещенного абсолютизма Екатерины II содержа­лась в статьях Н. И. Новикова, напечатанных в издаваемых им сати­рических журналах «Трутень» и «Живописец». «Они работают, а вы их труд идите», — писал издатель. В 1792 г. он был заключен в Шлиссельбургскую крепость, откуда был освобожден лишь после смерти Екатерины II в 1796 г.

Жесткая критика самодержавия и крепостничества, призыв к их насильственному ниспровержению содержался в сочинениях А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и оде «Вольность». В 1790 г. Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, замененной 10-летней ссылкой в Сибирь.

Образование второй половины XVIII в. сохраняло сослов­ный характер. В этот период было положено начало формирова­нию системы учебных заведений в России. Уставом народных училищ 1876 г. вводилась законодательная регламентация обра­зования, устанавливались единые учебные планы и классно­урочная система.

Начальная школа включала епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Для город­ского населения в каждом уезде должны были быть открыты малые народные училища (2 класса), а в каждом губернском городе — главные народные училища (4 класса). Это были светские, бесплат­ные, смешанные школы для девочек и мальчиков. Для детей крепо­стных крестьян образование оставалось недоступным.

Получает дальнейшее развитие профессиональное образова­ние, развивается сеть медицинских, горных, коммерческих и других школ.

В 1757 г. в Петербурге по проекту И. И. Шувалова была от­крыта Императорская Академия художеств. Появилось балетное училище в Москве. Для подготовки учителей народных школ созда­вались Учительские семинарии.

Высшее образование давал открытый в 1755 г. усилиями М. В. Ломоносова и И. И. Шуваюва Московский университет. В университете были философский, юридический и медицинский фа­культеты. Все лекции читались на русском языке. Обучение было бессословным. Дворянские дети обучались в дворянских корпусах (сухопутный, морской, артиллерийский, инженерный и пажеский) и духовных академиях.

Начинает формироваться женское образование. В 1764 Г. по указу Екатерины II был открыт Смольный институт благородных девиц. Первоначально институт предназначался только для дво­рянок, но впоследствии при нем было открыто отделение и для мещанок.

К концу XVIII века в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тысяч учащихся.

, Большую роль в издании учебной литературы сыграли типо­графии просветителя Н. И. Новикова. М. Е. Головиным были разра­ботаны учебники для народных училищ по арифметике, геометрии, механике.

Во второй половине XVIII в. идет накопление и систематиза­ция научных знаний. Ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов внес ценный вклад в развитие отечественной и мировой науки, открыл закон сохранения энергии, написал «Введение в истинную физиче­скую химию», труды по металлургии и горному делу, создал пер­вую научную российскую грамматику. Он также является автором работы «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года». Новые исторические источники ввел в свою «Историю Российскую от древнейших времен» М. М. Щербатов, доведя изложение собы­тий до 1610 г. Благодаря Н. И. Новикову появилось первое крупное издание письменных источников по истории «Древняя российская вивлиофика» в 10-ти частях. Она до сих пор не утратила своего на­учного значения.

Г. И. Шелихов описал Алеутские острова и организовал ос­воение Аляски. П. С. Паллас занимался изучением географии Казах­стана, Урала и Сибири. Основоположник русской этнографии С.77. Крашенинников составил «Описание земли Камчатки» — заме­чательный труд, переведенный на многие языки.

В России начинают делать прививки от оспы, и первыми при­витыми, чтобы убедить подданных в необходимости вакцинации, были Екатерина П и будущий император Павел I.

Гениальный русский механик 77.77. Ползунов создал первую в России паровую машину и первый в мире двухцилиндровый тепло­вой двигатель. Механик и инженер 77.77. Кулибин является осново­положником отечественной технологии производства оптического стекла. Его изобретения — зеркальный фонарь, семафорный теле­граф, протезы для инвалидов, лифт, проект одноарочного моста че­рез Неву и др. Механизмы для горнорудной промышленности были разработаны К. Д. Фроловым.

В Екатерининскую эпоху отечественные ученые заняли гос­подствующее положение в Академии наук.

1783 г. — указом Екатерины 11 создана Российская академия наук, которую возглавила Е. Р. Дашкова. Академия занималась про­блемами русского языка и словесности, в частности был издан «Словарь Российской Академии» в 6-ти томах.

Ведущим литературным направлением до конца 60-х гг. оста­вался классицизм. Автором классических лирических песен, од, эпиграмм, сатир, басен, комедий и трагедий был А. И. Сумароков.

В последней трети XVIII в. зарождается реализм. Сочетание элементов классицизма и реализма прослеживается в одах Г. Р. Державина, в комедиях Д. И. Фонвизина «Недоросль» и «Бригадир».

Шедевром русского сентиментализма является повесть И. М. Ка­рамзина «Бедная Лиза». Для этого литературного направления ха­рактерно разнообразие жанров (лирическая повесть, семейный и психологический роман, элегии), обращение к внутреннему миру человека, изображение его чувств, слияние человека с природой, идеализация действительности.

Фольклорные произведения второй половины ХШ в. носят ярко выраженный антикрепостнический характер {«Плач холопов»}.

Ведущим живописным жанром в России и во второй половине XVIII в. остается портрет, который характеризуется глубоким про­никновением во внутренний мир персонажей. Больщое место зани­мают парадные портреты. Наиболее извесгные живописцы: Ф. С. Ро­котов (портреты Екатерины II, Г. Орлова и др.), Д. Г. Левицкий (па­радные портреты Екатерины II, портрет Н. И. Новикова, портреты воспитанниц Смольного института), В. Л. Боровиковский (портрез М. И. Лопухиной, семейные портреты), А. П. Антропов (портреты Петра I, Екатерины II). Исторический жанр представлен работами

A. П. Лосенка («Владимир и Рогнеда»). М. В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. Им созданы мозаики для Исаакиев­ского собора в Петербурге, мозаичное батальное полотно «Полтав­ская битва».

Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был Классицизм. Для него характерно обращение к об­разцам античной архитектуры (колонны, портики, фронтоны), симметричность планировки, четкость вертикальных и горизон­тальных линий. Образцами классицизма являются дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно архитектора

B. И. Баженова, Мраморный дворец в Петербурге архитектора Л. Ринальди, здание Таврического дворца архитектора И. Е. Ста­рова, здания Московского университета и здание Сената в Крем­ле архитектора М. Ф. Казакова.

Сентиментализм представлен парковой архитектурой — «гро­ты уединения», беседки.

В середине века сохраняет значение елизаветинское барокко. Его характерные черты: пышность, обилие декоративных элементов (маски, наличники окон, вензеля), декоративных колонн, пилястр; обилие декоративной скульптуры (атланты, кариатиды, головы амуров). Залы выстроены в анфилады (в ряд), интерьеры украшены лепкой, резьбой, зеркалами, плафонами. Расцвет барокко в России связан с творчеством архитектора Бартоломео Франческо (Варфо­ломея Варфоломеевича) Растрелли. По его проекту построены Большой Петергофский дворец (1745-1755), Смольный собор Смольного монастыря (1748-1835, достроен В. П. Стасовым), Боль­шой Екатерининский дворец в Царском селе (1752-1756). Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762).

Ведущим направлением в скульптуре является классицизм. М. И. Козловский создал памятник А. В. Суворову в Петербурге в образе бога войны Марса. По повелению Екатерины II на площади перед Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге Э. Фальконе ус­тановил памятник Петру I {Медный всадник).

Автором замечательных реалистических бюстов М. В. Ломо­носова, Екатерины II, Павла I и др. был Ф. И. Шубин.

Господствующее положение в русском театральном искусстве занял профессиональный театр. Ведущим драматическим театром стал созданный на базе театра Волкова Российский театр для пред­ставления трагедий и комедий в Петербурге (будущий Александ­рийский). В конце XVIII в. был открыт Большой Петровский (впо­следствии Большой) театр в Москве.

Многие знатные дворяне имели свои крепостные театры. Актерским талантом прославились актриса и певица театра Ше­реметьевых П. И. Жемчугова {Ковалева), балерина Т. В. Гранато­ва {Шлыкова).

В конце XVIII в. с покупки Екатериной II ряда частных ев­ропейских коллекций начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира, которая разместилась в Эрми­таже, рядом с резиденцией российских императоров — Зимним дворцом.

Словарь

Масонство — религиозно-этическое движение, охватившее в XVIII в. практически всю Европу.

Просвещение — идейное течение XVII-XVIIl вв., в основе ко­торого лежало убеждение в решающей роли разума и науки в по­знании, идеи естественного и гражданского равенства; обществен­ное и культурное движение, ставившее своей целью распростране­ние идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса.

Реализм — направление в искусстве и литературе, в основе которого лежат правдивое изображение действительности, глубокие конфликты, драматические столкновения.

Сентиментализм — направление в европейской литерату­ре и искусстве второй половины XVIII в., в центре внимания которого внутренний мир и душевные переживания простого че­ловека.

Смальта — цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Тестовые задания

1. Э. Фальконе в 1782 году создал:

1) Зимний дворец

2) памятник Петру I

3) Большой Петергофский дворец

4) дворец в Царском селе

2. Архитектор В. И, Баженов спроектировал:

1) здание Адмиралтейства в Петербурге

2) Успенский собор Московского Кремля

3) Дом Пашкова в Москве

4) Казанский собор в Петербурге

3. Светское учебное заведение, которое, по словам Екате­рины II, должно было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества»;

1) Московский университет

2) Царскосельский лицей

3) Смольный институт

4) Шляхетский корпус

4. М. В. Ломоносов создал:

1) мозаичное панно «Полтавская битва»

2) памятник Петру I «Медный всадник»

3) комедию «Бригадир»

4) оперу «Жизнь за царя»

5. Литературный стиль, представителем которого был Н. М. Карамзин:

1) реализм

2) романтизм

3) ампир

4) сентиментализм

6. Московский университет был основан в:

1) 1755 г.

2) 1725 г.

3) 1687 г.

4) 1701 г.

7. Значительное влияние на русскую культуру XVIII в. оказали:

1) идеи Просвещения

2) идеи Возрождения

3) церковные нормы и правила

4) традиции Византийской культуры

8. Московский университет был основан в правление:

1) Екатерины I

2) Елизаветы Петровны

3) Анны Иоанновны

4) Екатерины II

9. Выдаюшимся русским архитектором второй половины XV1H в. был:

1) М. Ф. Казаков

2) Н. И. Новиков

3) Федор Конь

4) Ф. И. Волков

10. Сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», в которых обличались пороки крепостничества, издавал:

1) А. Н. Радищев

2) Д. И. Фонвизин

3) Н. И. Новиков

4) Г. Р. Державин

11. К творчеству архитектора М. Ф. Казакова относится создание:

1) Большого дворца в Петергофе

2) Михайловского дворца

3) Дома Пашкова

4) Здания Сената в Кремле

12. Создание Московского университета связано с дея­тельностью:

1) М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова

2) Н. И. Новикова и Екатерины 11

3) Ф. Прокоповича и Петра 1

4) П. П. Бакунина и Е. Р. Дашковой

13. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию архитектора, о котором идет речь:

«В 1754-1762 гг. создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны бы­ли отражать славу и могущество Российской империи».

1) М. Ф. Казаков

2) В. И. Баженов

3) И. Е. Старов

4) Б. Ф. Растрелли

14. Дом Пашкова в Москве построен в стиле:

1) нарышкинского барокко

2) елизаветинского барокко

3) классицизма

4) сентиментализма

15. Зимний дворец в Петербурге построен в стиле:

1) ампир

2) барокко

3) классицизма

4) сентиментализма

16. В стиле барокко создавал произведения:

1) М. Ф. Казаков

2) А. Н. Воронихин

3) В. И. Баженов

4) Б. Ф. Растрелли

17. Из крепостных крестьян графов Шереметьевых вышла семья живописца и архитектора:

1) Ковалёва

2) Жемчугова

3) Аргунова

4) Шлыкова

18. Яркий представитель классицизма, архитектор Дома Пашкова в Москве:

1) В. И, Баженов

2) М. Ф. Казаков

3) Д. В. Ухтомский

4) Д. Кваренги

19. Скульптор, автор портретов государственных деятелей екатерининской эпохи:

1) Ф. Н. Шубин

2) И. П. Мартос

3) Э. М. Фальконе

4) К. Б. Растрелли

20. Выдающийся русский художник второй половины ХУШ в.:

1) О. А. Кипренский

2) А. П. Антропов

3) П. А. Федотов

4) В. А. Тропинин

21. Первый русский профессиональный театр возник в:

1) 1750 г. в Ярославле

2) 1751 г. во Владимире

3) 1752 г. в Санкт-Петербурге

4) 1753 г. в Москве

22. Архитектурный стиль XVIII в., для которого характер­ны великолепие, сложные формы, причудливые узоры лепных украшений стен, обилие колонн:

1) барокко

2) рококо

3) модерн

4) классицизм

23. И. П. Кулибин, И. И. Ползунов, К. Д. Фролов были:

1) скульпторами

2) актёрами

3) художниками

4) техниками и изобретателями

24. Двухтомный труд «Описание земли Камчатской» издал участник двух камчатских экспедиций:

1) В. И. Беринг

2) С. И. Челюскин

3) С. И. Крашенинников

4) Г. И. Шелихов

25. Скульптор второй половины XVIII в., автор памятника

А.В. Суворову:

1) В. А. Серов

2) А. П. Сумароков

3) Д. Г. Левицкий

4) М. И. Козловский

26. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина П назвала:

1) А. Н. Радищева

2) Г. Р. Державина

3) Н. Н. Новикова

4) Д. И. Фонвизина

27. Направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семей­ного быта людей:

1) классицизм

2) романтизм

3) сентиментализм

4) реализм

28. Прочтите отрывок из письма, адресованного И. И. Шу­валову (1754 г.), и укажите фамилию автора письма:

«…уповая на отеческую Вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мне­ние о учреждении Московского университета кратко вообще.

…Главное мое основание, сообщенное Вашему превосходи — зельству, весьма помнить должно, чтобы план Университета слу­жил во все будущие годы».

1) В. В. Татищев

2) М. В. Ломоносов

3) Н. Н. Новиков

4) Е. Р. Дашкова

29. Укажите фамилию, пропущенную в отрывке из доку­мента:

«Во исполнение высочайшею ея императорского величества именного указа, велено, с братьями Гаврилой и Григори­ем, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им ещё для того как из купечества, так из приказных и из прочих чинов потребны будут, отправить в Санкт-Петербург».

1) Н. И. Новиков

2) А. К. Нартов

3) Ф. Г. Волков

4) А. П. Сумароков

30. Какие три из названных ниже произведений культуры относятся к памятникам культуры XVIII в.? Обведите соответст­вующие цифры и запишите их в ответ.

Церковь Вознесения В селе Коломенском Сказка «О Шемякином Суде»

Зимний дворец в Петер­бурге

Деревянный дворец в селе Коломенском

Портреты художника

В. Л. Боровиковского______

Памятник Петру I в Санкт — Петербурге

Ответ:

31. Какие три из названных ниже понятий, терминов характе­ризуют развитие русской культуры в XVIIT в.? Обведите соответст­вующие цифры и запишите их в ответ.

Модерн________

2 фреска сентиментализм

4 барокко классицизм передвижники

Ответ:

32. Какие три из перечисленных ниже деятелей культуры вто­рой половины XVni в, были литераторами? Обведите соответст­вующие цифры и запишите их в ответ.

В.К. Тредиаковский

Д. Г. Левицкий______

Г. Р. Державин

Д. И. Фонвизин

П. С. Паллас

6 Ф. И. Шубин

Ответ:

33. Установите соответствие между деятелями культуры и их достижениями: к каждому элементу первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Деятель культуры

_____________ Достижение______________

1) автор научного труда «История россий­ская с древнейших времен»

2) автор закона сохранения материи и движения

3) создатель зеркального фонаря и сема­форного телеграфа

4) проект первого в мире теплового двигателя

5) учение о высшей нервной деятельности

A) И. П. Кулибин

Б) М. М. Щербатов

B) М. В. Ломоносов

Г) И. И. Ползунов

Ответ:

34. Установите соответствие между художественным направ­лением и его характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Направление

___________ Характеристика____________

1) повышенное внимание к раскрытию душевного состояния, переживаний героя

2) ориентация на античное наследие

3) грандиозность, пышность, обилие внешних эффектов, множество декора­тивных элементов

4) обращение к высшим божественным силам, христианскому мировоззрению

5) правдивое отображение действительности

A) барокко

Б) классицизм

B) сентиментализм

Г)реализм

Ответ:

35. Установите соответствие между именем деятеля культуры и сферой его деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

_____ Деятель культуры

A) П. И. Жемчугова (Ковалева)

Б) Д. И. Фонвизин

B) Д. Г. Левицкий

Г) Э. Фальконе

Сфера деятельности

1) театр

2) скульптура

3) живопись

4) литература

5) наука

Ответ;

Именами

36. Установите соответствие между именами деятелей XVin века, являющихся коллегами по профессиональной деятель­ности: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенеси­те результат в ответ.

Деятель культуры

A) И. И. Ползунов Б) Г. Р. Державин

B) С. И. Челюскин Г) Д. Трезини

Коллеги по профессиональной _ Деятельности

1) В. И. Баженов

2) П. П. Кулибин

3) В. К. Тредиаковский

4) Г. И. Шелихов

5) В. Н. Татищев

Ответ;

7’ гГ

‘■ [ л г

■^1 .

J*

.. I

Il. Какие суждения, связанные с изображенным на рисунке архи­тектурным сооружением, являют­ся верными? Выберите два суж­дения из пяти предложенных. За­пишите в ответ цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Данное сооружение на протя­

Жении многих лет было официальной резиденцией российских им­ператоров.

2) Архитектором его яв-тяется М. Ф. Казаков.

3) Здание было достроено при Елизавете Петровне.

4) В этом здании расположены коллекции одного из крупней­ших в мире художественных музеев.

5) Здание построено в стиле классицизма.

Ответ:

38. Все представленные на изображениях архитектурные со­оружения, за исключением одного, построены в стиле барокко. Какой из представленных ниже памятников архитектуры построен в стиле

Классицизма? В отвез запишите цифру, под которой он указан.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago