Теория

На развитие культуры России первой половины XVIII в. ока­зали влияние реформы Петра I (в политической, технико­экономической и военной областях), которые вызвали потребность в подготовленных кадрах и привели к осознанию государственной необходимости в реформах в области образования и науки.

Основные тенденции в развитии культуры того времени: ут­верждение светского направления во всех областях культуры, секу­ляризация сознания, сближение русской и западноевропейской культур, ломка средневекового образа жизни, усиление западноев­ропейского влияния на быт русского дворянства. Идет процесс ин­дивидуализации творческой деятельности, появляются новые стили и направления в культуре, быстрыми темпами идет развитие естест­венных наук и образования. Происходит разделение культуры на элитарную дворянскую и народную, сохранившую национальные традиции, устои прошлого.

Центральными вопросами общественной мысли были вопро­сы о сущности русского абсолютизма, о необходимости служения общему благу, прежде всего благу государства, о целях и результа­тах петровских реформ. Ф. Прокопович в «Правде воли монаршей» отстаивал право царя на неограниченную власть, исходя из особой природы русского народа, а в «Духовном регламенте» он обосновал необходимость отмены патриаршества. А. Д. Кантемир и П. П. Ша — фиров в своих сочинениях писали о необходимости реформ для преодоления экономической и культурной отсталости России. И. Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» поддерживал идею сильной самодержавной власти, но высказывался за привлечение представителей разных сословий к обновлению законов, а также выступал за разумные налоги как основу процветания страны.

Характерными чертами в развитии образования и просвеще­ния стал светский характер образования. Домашнее образование уступает место обучению в государственных учебных заведениях, которое ведется не по церковным книгам, а по специальным учеб­никам, и соединяется с практикой. Было введено обязательное обу­чение грамоте для детей дворян (уклонявшимся от учебы было за­прещено жениться).

В первой половине XVIII в. начинает формироваться система учебных заведений, в которых могли учиться представители всех сословий, кроме помещичьих крестьян.

С 1714 г. создаются цифирные школы для подготовки мест­ных мелких чиновников. В них обучали началам грамоты и счета. Дети военных могли получать образование в гарнизонных школах. Священнослужителей готовили епархиальные школы, духовные семинарии. Появляются первые частные гимназии (гимназия Эрн­ста Глюка), профессиональные школы. Навигацкая, Артиллерий­ская, Инженерная и Медицинская школы, а также горнорудные училища готовили специалистов для нужд промышленности и ар­мии. Школа математических и навигацких наук (1701 г.) была пер­вой военно-инженерной школой в Европе. Для овладения ремесла­ми, обучения разным наукам и искусству молодых дворян посылали за границу.

Дворянские корпуса были замкнутыми сословными учебными заведениями, которые готовили молодых дворян к государственной, придворной и военной службе. В первой половине XVIII в. были созданы Шляхетский (дворянский) и Пажеский корпус.

Развивается высшее образование. Морская академия с 1715 г. готовит специалистов в области навигации, артиллерии, устройстве корабля, фортификации, геодезистов, топографов и картографов. В 1725 г. по указу Петра 1 была открыта Петербургская академия наук и художеств, которая включала также Академический университет и Академическую гимназию.

В 1708-1710 гг. была проведена реформа алфавита — кирилли­цу заменили более простым гражданским алфавитом. Систему бук­венного обозначения чисел заменили арабскими цифрами. Это при­вело к активизации книгоиздательского дела. Появляются частные типографии. Издаются «Букварь» Ф. П. Поликарпова (содержал сло­варь иностранных слов), «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, переиз­дается «Грамматика» М. Смотрицкого.

По указанию Петра 1 для молодых дворян было составлено и издано «Юности честное зерцало». Первая часть книги пред­ставляла собой пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр. Вторая часть содержала правила по­ведения в обществе.

С 1708 по 1725 г. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их были пока невелики.

С 1702 г. издается первая в России печатная газета «Ведо­мости».

В XVIИ в. идет не просто накопление полезных знаний — начи­нается процесс формирования отечественной науки. Систематизиру­ются сведения в области географии и картографии. В середине XVIII в. И. К. Кириллов подготовил и издал «Атлас Российский». Подобный атлас к тому времени имела только Франция. И. Гмелин Обобщил сведения по ботанике в работах «Путеществие по Сибири» и «Флора Сибири» (в 4-х томах). К середине XVIII в. относится на­чало научной деятельности М. В. Ломоносова, который внес боль — щой вклад в развитие атомно-молекулярного учения о строении вещества. Первый обобщающий труд по истории России «История Российская» написал В. И. Татищев. В составе сухопутного отряда Великой северной экспедиции был поступивщий на русскую служ­бу немецкий профессор Ф. И. Миллер. Итогом его путеществия ста­ла пятитомная «История Сибири». Вклад в русскую филологию сделал В. К. Тредиаковский, написав учебник «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». М. В. Ломоносов составил первую научную «Российскую грамматику».

Механик А. К. Нартов изобрел токарно-копировальный ста­нок, оптический прицел и многое другое. Государственный деятель, инженер, ученый, сподвижник Петра I Я. В. Брюс создал при Нави — гацкой щколе первую в России обсерваторию.

В 1719 г. по приказу Петра I при Академии наук и художеств была открыта Кунсткамера ческий музей.

Первый в России естественно-истори-

Первая половина XVIII в. — время крупных научных экспеди­ций. В 1713-1714 гг. экспедиция И. М. Евреинова и Ф. Ф. Лужина Впервые побывала на Курильских островах. Витус Беринг в 1725— 1730 гг. в ходе Первой Камчатской экспедиции прощел через про­лив, названный позже его именем.

В 1733-1741 гг. в ходе Великой северной экспедиции (в ее со­ставе была Вторая Камчатская) 9 отрядов исследовали районы Си­бири, побережье Ледовитого океана и Восточное побережье России. Участниками экспедиции были братья Д. Я. и Х. П. Лаптевы, С. И. Челюскин, о чем говорят географические названия на карте нашей родины. Результатом экспедиции стали карты морских побе­режий России.

С середины XVIII в. ведется дискуссия между норманистами и антинорманистами, сохраняющая актуальность и в наши дни. Норманисты, немецкие ученые, профессора Петербургской Акаде­мии наук Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, АЛ. Шлёцер (в XIX в. их под­держал российский историк Н. М. Кара. мзин), утверждали, что сла­вяне — народ, не способный к самостоятельному историческому развитию, что германцы и норманны были силой, которая с самого начала русской истории призвана руководить Россией, ее экономи­кой и культурой. Они доказывали, что древнерусское государство создано варягами (норманнами) с добровольного согласия славян, следовательно, норманнский элемент был и остается определяю­щим в его развитии.

В свою очередь антинорманисты В. Н. Татищев, М. В. Ло. моно — сов, признавая факт существования древнерусских князей варяж­ского происхождения и норманнов-варягов в княжеских дружинах, отмечая значение участия скандинавов в политических процессах на Руси, критиковали преувеличенное, в рамках норманской теории, значение такого участия. Они доказывали, что государство в Древ­ней Руси сформировалось на основе внутренних экономических, социальных, политических и духовных предпосылок. Обосновани­ем этого служит то, что первые центры русской государственности — Старая Ладога и Новгород — были созданы поморскими славянами. Сами норманны (варяги) признавали высокий уровень развития Гардарики — «страны городов», как они именовали Русь. Произве­дения древнерусской культуры отличаются неповторимой само­бытностью. Варяги почти не оставили следов в богатой материаль­ной и духовной культуре Древней Руси.

Сложные вопросы в рамках теории происхождения государст­венности на Руси; вопрос об этническом происхождении варягов и вопрос о происхождении слов «Русь», «русы».

Научные кадры первой половины XVIIIb. в основном пред­ставлены иностранными специалистами на русской службе. Среди них основатель гидродинамики Д. Бернулли, механик, астроном Л. Эйлер, ботаник И. Г. мелин, естествоиспытатель К. Вольф и др. Однако в этот период появляются и отечественные ученые, полу­чившие образование в России: ученый-энциклопедист М. В. Ломоно­сов, физик Г. В. Рюман, географ и этнограф С. П. Крашенинников и др.

Господствующим литературным стилем первой половины XVni в. стал классицизм. Его отличительными чертами было при­знание античного искусства высшим образцом, стремление к воз­вышенным нравственным идеалам, героическим образам, обраще­ние к общественной, гражданской проблематике, четкое деление героев на положительных и отрицательных, строгая сюжетно­композиционная организация (единство времени, места, действия), иерархия жанров. К высоким жанрам относились трагедия, эпопея, ода (оды В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова}’, к низким — коме­дия, сатира, басня (сатиры и басни А. Д. Кантемира}.

Устное народное творчество представлено историческими пес­нями о Петре 1, заговорах царевны Софьи, стрелецких бунтах, взятии Азова, Полтавской битве, о Кондратии Булавине, песнями-жалобами на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных людей.

Характерными чертами в развитии архитектуры были преоб­ладание гражданского и фортификационного строительства, разви­тие промышленного строительства, переход к принципу регулярной планировки городской застройки (использован при строительстве Петербурга). Формируется новый стиль, сближающий русскую ар­хитектуру с архитектурой Западной Европы — петровское барокко. В этом стиле построены Петропавловский собор Петропавловской крепости (арх. Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (арх. Д. Трези — ни, М. Г. Земцов) и Кунсткамера (с участием М. Г Земцова}.

Расцвета русское барокко достигло к середине XVIII в. и во­плотилось в произведениях представителя так называемого Елиза­ветинского барокко архитектора Бартоломео Франческо (Варфоло­мея Варфоломеевича) Растрелли (подробно см. тему 6).

В то же время сохраняются традиции русского деревянного зодчества. Наиболее ярко это проявляется в церковном строитель­стве. Архитектор Д. В. Ухтомский построил пятиярусную колоколь­ню Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

В 1714 г. была создана жемчужина ансамбля Кижи на Онеж­ском озере — двадцатидвухглавая Преображенская церковь. В на­стоящее время Кижский погост включен в фонд Всемирного насле­дия ЮНЕСКО.

Основным живописным жанром первой половины XVIII в. был портрет. Однако теперь это не только изображения царей и вы­дающихся государственных деятелей. Появляется светский портрет: И. Н. Никитин «Напольный гетман», А. М. Матвеев «Автопортрет с женой», портретные работы А. П. Антропова и Н. П. Аргунова. Из других жанров можно выделить композиции с мифологическими сюжетами, гравюры, миниатюры, лубок.

Отец архитектора Бартоломео Растрелли Карло Растрелли Создает мраморные бюсты Петра I и Меншикова, скульптурный портрет Анны Ивановны с арапчонком, первый конный памятник Петру I.

В 1702 г. был открыт Публичный общедоступный театр, в ко­тором работали иностранные актерские труппы. В репертуаре пре­обладали иностранные пьесы, и большой популярностью театр не пользовался. При учебных заведениях организуются школьные те­атры при учебных заведениях. Свои театральные труппы из крепо­стных актеров начинают заводить российские дворяне. Известность получил крепостной театр Шереметьевых. При дворе императрицы Елизаветы Петровны создается первая русская балетная труппа.

Первый русский драматический профессиональный театр был организован в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф. Г. Волко­ва. Театр имел такой большой успех, что был переведен в Петер­бург. Директором театра и создателем его репертуара был драма­тург П. А. Су. мароков.

Значительные изменения произошли в быту россиян. С 1 ян­варя 1700 г. Россия перешла на принятое в большинстве стран Ев­ропы летосчисление от Рождества Христова. С этого дня было ве­лено вести отсчет начала нового года не с 1 сентября, а с 1 января. В России стали праздновать Новый год и устраивать елки. В домах знати регулярно начали проводить ассамблеи. Дворянство стало одеваться в европейскую одежду. Бороды разрешалось носить толь­ко духовенству и крестьянам. Была легализована продажа табака и установлены правила его распространения.

В первой четверти XVIII века в отечественной культуре побе­ждает светское начало. Происходит культурный раскол на народ­ную культуру московской Руси и европейскую культуру высших сословий.

Словарь

Ассамблеи — собрания-балы в домах знати.

Гравюра — вид графики, в котором изображение является пе­чатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску.

Лубок (народная картинка)

Выполняемое мастерами — ремесленниками произведение графики, отличающееся доходчиво — С1 ьк) образа и предназначенное для массового распространения.

Навигация — теория и практика вождения судов.

Норманнская теория

Направление в изучении истории

России, сторонники которого считают скандинавов, викингов, нор­маннов основателями русского государства.

Норман исты — сторонники норманнской теории.

Ода — торжественное, патетическое, прославляющее поэтиче­ское произведение.

Принцип регулярности городской застройки — геометриче­ская правильность планировки, наличие единых правил и приемов строительства и оформления, симметричность в застройке улиц, определенное соотнощение размеров и высоты зданий.

Сатира — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общест­венной и личной жизни из-под контроля религии.

Фортификация — укрепление, оборонительное сооружение; наука о военны. х укреплениях.

Тестовые задания

1. Памятник архитектуры Петровской эпохи:

1) Новодевичий монастырь

2) здание Двенадцати коллегий

.^) церковь Покрова в Филях

4) дворец в селе Коломенском

2. Основателем русского профессионального театра счи­тается:

1) Д. И. Фонвизин

2. А. Д. Кантемир

3) Ф. Г. Волков

4) Д. Трезини

3. Основоположник русской светской живописи в первой четверти XVIH в.:

1) И. Н. Никитин

2) Л. Ф. Магницкий

3) К. Б. Растрелли

4) Симон Ушаков

4. Новое явление, появившееся в повселневной жизни рус­ской знати в Петровскую эпоху:

1) театр

2) парсуна

3) аптеки

4) ассамблея

5. Мореплаватель, капитан русскою флота, доказавший, что Азия и Северная Америка разделены проливом:

1) В. Д. Поярков

2) Е. П. Хабаров

3) В. В. Атласов

4) В. Беринг

6. Ведущий жанр в живописи первой четверти XV IH в.:

1) пейзаж

2) миниатюра

3) портрет

4) натюрморт

7. В 1714 г. по указу Петра 1 были созданы юсударствен — ные начальные обшеобразовательные школы, которые полу­чили название:

1) гимназии

2) цифирные школы

3) лицеи

4) земские школы

8. Последствие преобразований Петра I в области культуры:

1) ликвидация безграмотности в обществе

2) ослабление культурных связей с Западом

3) начало культурного раскола в обществе

4) укрепление средневекового религиозного мировоззрения

9. Прочтите отрывок из указа и определите, в каком году была проведена реформа, о которой говорится в документе.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствуюшем граде Москве… в дому своём, по большим и проез­жим знатным улицам знатным людям перед вороты учинить неко­торые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевело­вых, и то б то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять Новым годом».

1) 1700 г.

2) 1721 г.

3) 1714 г.

4) 1725 г.

10. Прочтите отрывок из исторического источника и опре­делите название произведения.

«Младый шляхтич, или дворянин, ежели в обучении совер­шен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть. Об одном деле дваж­ды себе приказывать не давай. Охотно ходи в церкви и школы, а не мимо них».

1) «Поучение детям»

2) «Юности честное зерцало»

3) «Табель о рангах»

4) «Домострой»

11. Прочтите отрывок из указа и определите имя правите­ля, в годы правления которого он был издан.

«Послать во все губернии по нескольку человек из школ ма­тематических, чтоб учить дворянских детей цифири и геометрии, и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сего вы­учится».

1) Пётр I

2) Иван IV

3) Алексей Михайлович

4) Михаил Фёдорович

12. Известный русский историк XVIII в.:

1) В. Н. Татищев

2) С. М. Соловьев

3) В. О. Ключевский

4) К. Д. Кавелин

13. Учреждение, созданное по указу Петра I:

1) Академия наук и художеств

2) Московский университет

3) Петербургский университет

4) Исторический музей в Москве

14. В знак почтения и признания достоинств Петр I «жа­ловал» ему фамилию «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными спо­собностями своими обратил внимание на себя». Л. Ф. Магниц­кий был автором учебника:

1) «Арифметика»

2) «Грамматика»

3) «Букварь»

4) «Первое учение отрокам»

15. К памятникам архитектуры первой половины XV11I в. относится:

1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

2) Успенский собор Московского Кремля

3) храм Василия Блаженного в Москве

4) Большой Петергофский дворец

16. Г. З. Байер, Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер — это:

1) ученые-естествоиспытатели

2) землепроходцы, руководители экспедиций

3) авторы норманской теории

4) техники, изобретатели

17. К политике в области образования и просвещения первой половины XVIII в. относится;

1) открытие цифирных школ

2) открытие Смольного института благородных девиц

3) открытие Славяно-греко-латинской академии

4) принятие университетских уставов и введение универси­тетской автономии

18. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудости и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну:

1) И. Т. Посошков

2) Ф. Прокопович

3) М. В. Ломоносов

4) Н. И. Новиков

19. Что не могли сделать в XVIII в. молодые люди без сви­детельства об образовании?

1) поступить на государственную службу

2) быть зачисленными на военную службу

3) жениться

4) вступить в наследство

20. К реформам Петра I в сфере культуры и быта относится:

1) создание первой в России рукописной газеты

2) начало книгопечатания

3) переход к новому летосчислению от Сотворения мира

4) введение нового гражданского шрифта

21. Начало формированию в России системы профессио­нального образования открытием Навигацкой, Артиллерий­ской, Инженерной и Медицинской школ было положено в правление:

1) Алексея Михайловича

2) Александра I

3) Петра I

4) Екатерины II

22. Кунсткамера (кабинет редкостей), первый музей России, была открыта по инициативе:

1) Петра I

2) Екатерины II

3) М. В. Ломоносова

4) Н. М. Карамзина

23. Собрания-ба.1ы в домах российской знати в начале XVIII в. называли:

1) резиденциями

2) магистратами

3) ассамблеями

4) навигациями

24. Автор «Духовного регламента», содержащего обосно­вание необходимости отмены патриаршества:

1) Прокопович

2) А. Д. Кантемир

3) П. П. Шафиров

4) И. Т. Посошков

25. Какие события произошли в годы правления Петра I? Укажите три верных ответа из шести предложенных. Запишите в ответ соответствующие цифры.

Реформа алфавита

Издание «Домостроя» начало издания газеты «Ведомости»

Ответ:

Завершение строительства стен Московского Кремля учреждение патриаршества переход на летосчисление от Рождества Христова

26. Расположите в хронологическом порядке следующие со­бытия. Заполните таблицу и перенесите в ответ полученную после­довательность цифр.

Начало книгопечатания

Основание Академии наук и художеств

Ответ:

Открытие Славяно-греко­Латинской академии

Издание первой российской печатной газеты «Ведомости»

27. Установите соответствие между деятелями культуры пер­вой четверти XVIII в. и сферами их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Деятели культуры

A) Б. Растрелли

Б) А. Д. Кантемир

B) Я. В. Брюс

Г) А. П. Антропов

_____ Сфера деятельности

1) наука и техника

2) живопись

3) архитектура

4) литература

5) скульптура

Ответ:

28. Установите соответствие между понятиями и их определе­ниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенеси­те результат в ответ.

________ Понятия

A) «Ведомости» Б) навигация

B) гравюра Г) ассамблея

_____________ Определения__________

1) светское мероприятие с ужином и танцами

2) первая русская печатная газета

3) печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге

4) теория и практика вождения судов

5) укрепление, оборонительное сооружение

Ответ:

29. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Деятели культуры

Сфера деятельности

Достижения

.(А)

(Б) .(В)

В. Н. Татищев

Мореплаватель географ механик

Историк

Пролив между Азией И Америкой

«Атлас Российский»

(Г)

(Д)

.(Е)

Астроном

Первая в России обсерватория

1_

2

3

Элементы:

В. Беринг_________

Я. В. Брюс_________

Оптический прицел

К. Кириллов

6

2_

8

«История Сибири»

А. К. Нартов_________

С. И. Челюскин проект одноарочного моста через Неву

«История Российская с самых древнейших времен»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ми буквами и перенесите их в ответ.

Ответ:

30. Напишите пропущенное слово.

‘ … — процесс освобождения всех сфер общественной и личной

Жизни из-под контроля религии.

Ответ:

31. Напишите пропущенное слово.

Направление в изучении истории России, сторонники которо­го считают викингов (норманнов) основателями русского государ­ства -… теория.

Ответ:

Сооружением.

32. Какие суждения, связан­ные с изображенным архи­тектурным

Являются верными? Выбери­те два суждения из пяти предложенных. Запишите ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Церковь

Преображения

Господня в Кижах находится на островах в Белом море.

2) Церковь Преображения Господня в составе Кижского погоста включена в Список всемирного наследия ЮНЕ­СКО.

3) Церковь была построена в XVI веке.

4) Преображенская церковь

Увенчана 22 главами, размещёнными ярусами.

5) Церковь не имеет аналогов в русской архитектуре. Это пер­вый опыт строительства ярусных церквей.

Ответ:

33. Памятные монеты, изображения которых представлены ниже, посвящены российским экспедициям первой половины XVIII в. Какая экспедиция была проведена в XVII в.? Запишите в ответ циф­ру, под которой она указана.

I)

3)

В-

‘У*,

4)

Ответ:

34, Какие изменения происходили в отспесгвенном образова­нии в первой половине XViH в.? Назовите ipn положения.

35. Высказывается следующая оценка роследствий преобразо­ваний Незра I в бьну: «Преобразования Нечра 1 полност1>1о тмени — •|и не только бы I высших слоев но и быт ncei и народа».

Используя исторические знания, приведите ,лва аргумента, полтверж. дающие данную опенку, и два аргумеи1а. опровергающие её. Укажите, какие из приведённых вами аргуменгов подтверждают данную точку зрения, а какие onpoBcpi ают её.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago