Теория

XVn в. в истории России является переходным от Средневе­ковья к Новому времени. Развитие всех сторон жизни общества хгфактеризуется в этот период фразой современника — «старина и новизна перемешались», что в полной мере отразилось в культуре.

На развитие культуры России XVII в. оказали влияние поли­тические, экономические и социальные процессы;

— укрепление центральной власти, начало перехода к абсолю­тизму;

— складывание всероссийского рынка, расширение связей ме­жду регионами страны;

— активная внешняя политика, расширение территории рос­сийского государства;

— закрепощение крестьян и увеличение налогового бремени посадского населения;

— укрепление международного положения и расширение связей с европейскими странами.

Особенностями развития культуры в XVII в. стали накопление знаний и попытка их теоретического осмысления, завершение фор­мирования русской общенациональной культуры, борьба новых тенденций со средневековыми традициями, сосуществование свет­ского начала с религиозным и начало ломки традиционного миро­воззрения, вхождение русской культуры в общеевропейские куль­турные процессы.

Наиболее ярким культурным процессом стал процесс «об­мирщения культуры». Это проявилось в возрастании интереса к че­ловеческой личности, появлении элементов реализма в искусстве, постепенном переходе к рациональному объяснению мира, усиле­нии светского начала во всех сферах культурной жизни.

В этот переходный период культурная и духовная жизнь раз­виваются крайне противоречиво.

С одной стороны, сохраняется традиционное религиозное ми­ровоззрение, отсутствует система светского образования (оно носит церковный характер), преобладает традиционный быт.

С другой стороны, идет процесс «обмирщения культуры», расширяются культурные связи с Западной Европой, появляются новые жанры и направления в искусстве, усиливается личностное начало в культуре, распространяются авторские произведения, про­исходит частичная европеизация княжеско-боярского быта.

Значительное влияние на духовную жизнь общества оказала церковная реформы патриарха Никона.

Церковная реформа была предопределена превращением Мо­сквы в центр мирового православия после краха Византийской им­перии. Новое положение русской православной церкви накладыва­ло особые обязательства. Надо было являть миру образцы право­славного служения, «истинной церкви» и «истинной веры». Вместе с тем, рукописный характер большинства церковных книг привел к накопившимся разночтениям в церковной литературе. Пришло осознание необходимости единообразия церковных обрядов и бого­служебных книг, начались споры относительно образцов их ис­правления (по древнерусским церковным книгам или по грече­ским).

Став патриархом в 1653 г., Никон проводит церковную ре­форму. Идет исправление книг по новым греческим образцам, ме­няется обрядность (троеперстное знамение, крестный ход с запада на восток, поясные поклоны вместо земных и др.).

Разногласия в церковной среде по вопросу содержания ре­форм, жестокость в их проведении, фанатизм приверженцев старых традиций стали причинами церковного раскола. Верующие разде­лились на старообрядцев, лидером которых стал протопоп Аввакум, и на никонианцев (представителей официальной церкви).

Старообрядцы, представители которых были среди всех со­словий российского общества, идеализировали и яростно защищали старину и готовы были принять мученический венец во имя «старой веры». На церковном соборе 1666 г. Они бьши осуждены, а их лиде­ры казнены.

Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активиза­ция внешних связей, потребности обороны страны вызвали необхо­димость увеличения числа образованных людей и улучшения каче­ства образования.

Единой системы образования в этот период не сложилось. Образование было представлено частными учебными заведениями. школами при монастырях. Государственные школы готовили слу­жащих для центральных учреждений Печатного двора, Алтекарского приказа и др. Сохраняло значение домашнее образование. В 1687 Г. в Москве благодаря усилиям С. Полоцкого, С. Медведева и Братьев Лихудов была организована первая в России высшая школа — Сла­вяно-греко-латинская академия. В ней изучали классические языки, богословие и светские дисциплины. Школа готовила священников и чиновников.

В Россию приглашаются иностранные специалисты, а от­дельных представителей знатных семейств посылают учиться за границу.

Образование по-прежнему носило церковный характер и ос­тавалось привилегией богатых слоев населения. Однако со второй половины XVII в. более широкое распространение получают свет­ские дисциплины, распространяется грамотность, развивается кни­гопечатание. Массово печатаются «Азбука» В. Бурцева, «Букварь» К. Истомина, «Грамматика» М. Смотрицкого, таблица умножения.

Во 2-й половине XVII в. Печатный двор выпустил 300 тыс. эк­земпляров букварей и 150 тыс. книг религиозного содержания, ко­торые использовались в обучении, а всего было выпущено около 500 наименований книг. В Москве появилась первая книжная лавка.

В XVII в. идет активный процесс накопления полезных зна­ний в самых различных отраслях.

Последнее летописное сочинение «Новый летописец» вклю­чало события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и содержало обоснование права династии Романовых на царский престол. В качестве первого учебника по истории исполь­зовался «Синопсис» И. Гизеля, в котором содержался обзор истории юго-западной Руси, от Крещения Руси до XVII в.

Развитию национальной торговли и купечества путем ликви­дации привилегий иностранных купцов и освобождения внутренне­го рынка от конкуренции способствовали усилия крупного государ­ственного деятеля, дипломата П. Л. Ордин-Нащокина, заложившего основы политики протекционизма в России. Особо здесь следует отметить Новоторговый устав 1667 г. П. Л. Ордин-Нащокин стал регулярно выпускать рукописную газету в одном экземпляре «Ку­ранты», содержавшую информацию о событиях, происходивших в зарубежных странах.

Высокого уровня мастерства требовало литье колоколов, поя­вились часы с музыкальным боем на Спасской башне Кремля, рус­ские оружейники начали изготавливать нарезное оружие.

Совершенной техникой отличалось возведение деревянных и каменных зданий, проводились точные математические расчеты при строительстве крепостных стен.

Составлялись лечебники по народной медицине, распростра­нение получили переводные лечебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений, открывались первые аптеки и больницы. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медика­ментов и врачеванию.

В «Устав ратных, пушечных и других дел» его автор Анисим Михайлов включил сведения по математике, физике и химии.

В середине XVII в. по поручению патриарха Никона в Россию было привезено более 500 греческих рукописей, в том числе сочи­нения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

XVII век был эпохой великих русских географических от­крытий.

В 1639 г. отряд первопроходца И. Ю. Москвитина вышел к Ти­хому океану, открыл Охотское море и исследовал его побережье, дос­тигнув устья Амура. На основании записей Москвитина К. А. Иванов нарисовал первую русскую карту Дальнего Востока.

В 1643 г. К. А. Иванов открыл озеро Байкал, а позднее создал первую карту и описание Байкала.

В 1648 г. С. И. Дежнев за 80 лет до Витуса Беринга прошел пролив между Азией и Северной Америкой и открыл Чукотку.

В 1643-1651 гг. состоялись походы отрядов В. Д. Пояркова и Ё. П. Хабарова на Амур. Е. П. Хабаров составил карту Приамурья.

В 1697 г. В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

С. У. Ремезов составил рукописную «Чертёжную книгу Сиби­ри» — первый русский географический атлас, обобщивший резуль­таты географических открытий XVII в.

Господствующим направлением в живописи по-прежнему бы­ла иконопись. Самый известный иконописец XVII в. — Симон Уша­ков (1626-1686 гг.). В XVII в. зарождается жанр портретной живо­писи. Парсуны Симона Ушакова, на которых изображены царь Иван Грозный, царь Федор Иоаннович, князь-воевода М. В. Скопин — Шуйский, постепенно приобретают более реалистический характер в портрете царя Алексея Михайловича.

Появляются центры народных промыслов. В округе нижнего Новгорода родилась знаменитая сегодня на весь мир Хохлома.

Литература XVII в. постепенно освобождалась от господства религиозного мировоззрения. Появляются новые литературные жанры; стихи, сатирические повести, автобиография, драма. Уни­кальным по образности языка автобиографическим произведением стало «Житие протопопа Аввакума».

Вышла первая русская стихотворная энциклопедия К. Исто — .мина «Полис», содержащая характеристику наук, времён года, стран света, церковных таинств.

Первые в России стихотворные сборники «Вертоград много­цветный» и «Рифмологион» принадлежали перу Симеона Полоцко­го — наставника детей царя Алексея Михайловича и его сына Фёдора. С. Полоцкий также написал несколько пьес на исторические и библейские сюжеты («О блудном сыне»).

В среде посадского населения в XVII в. распространяется но­вый литературный жанр — сатира. Судебные порядки и взяточниче­ство судей обличают сатирические сказки «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче». Новым жанром стала бытовая повесть («Повесть о Горе-Злочастии»).

К публицистике относятся сочинения Авраамия Палицына. В «Сказании об осаде Троицкого монастыря от поляков и Литвы» он проводит идею необходимости сильной государственной власти, строгого соблюдения религиозных норм.

Персонажем исторических песен в XVII в. стал Степан Разин.

По-прежнему распространены исторические повести («По­весть об Азовском осадном сидении») и жития святых.

Переводная литература, в отличие от прошлых веков, носит преимущественно светский характер. Особое значение приобретают переводы с польского и латинского языка занимательных текстов о приключениях и подвигах («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.).

Для архитектуры XVII в. характерен переход от строгости и простоты к декоративности, обмирщение (отказ от строгих церков­ных канонов). В декоре используются изразцы, многоцветная плит­ка и украшения из резного камня и кирпича. Традиции деревянного зодчества сочетаются с творческим освоением достижений запад­ноевропейской архитектуры. Появляются новые архитектурные стили.

Деревянное зодчество корнями уходит в языческую старину. Наиболее заметное архитектурное сооружение того времени — Дво­рец Алексея Михайловича в Коломенском. Богато украшенный пе­реходами, с колонками, башенками, чешуйчатыми крышами, резными наличниками, дворец включал 270 комнат с 3000 окон. В 2010 года он был полностью воссоздан и открыт для посетителей.

Возобновилось как церковное, так и гражданское каменное зодчество, замершее до 1619 г. вследствие Смуты. Возводятся ка­менные жилые дома богатых купцов и дворян. Продолжается строительство Шатровых композиций (шатер над Спасской башней Московского Кремля).

В 1652 г. Патриарх Никон, пытаясь возродить строгие кано­нические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатро­вые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм гроба Господня в Иерусалиме. Однако шатровое строительст­во продолжается вдали от столицы (Ярославль, Кострома), шатры используются при строительстве церквей и колоколен.

Формируется новый архитектурный стиль — Нарышкинское (московское) барокко, примерами которого служат церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Никитинках, церковь Богородицы в Путинках. Для нарышкинской архитектуры характерны нарядность, декоративная резьба по белому камню, строгая симметричность, многоярусность, сочетание красного и белого цветов.

Национальные театральные традиции продолжал бродячий театр — ватаги скоморохов. В 1648 году по царскому указу за дух свободолюбия и мятежности представления скоморохов были за­прещены. Школьный театр действовал при Славяно-греко­латинской академии. В 1672 г. царем Алексеем Михайловичем был создан придворный театр. Ставились в театре в основном перевод­ные пьесы. Основная тема спектаклей — библейские сюжеты и исто­рические эпопеи. Первая представленная пьеса — «Артаксерксово действо» — длилась 10 часов, в течение которых бояре смотрели представление стоя, не смея сесть в присутствии царя. После смер­ти Алексея Михайловича театр закрыли.

В конце XVII в. в России появляются первые крепостные театры.

Изменения произошли в княжеско-боярском быту. Некоторые бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду «на запад­ный манер», заводят иностранные книги, музыкальные инструмен­ты. В моду входит курение табака. Строятся каменные дома со мно­гими комнатами и высокими потолками, заграничной мебелью и посудой. Стены внутри украшают росписями и коврами, зеркалами и гравюрами.

Вывод: Русская культура XVII в. представляет собой пере­ходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в.

Словарь

Барокко (в переводе с итальянского — причудливый, стран­- один из стилей в архитектуре и искусстве (монументаль-

Ный)

Ность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур).

Изразцы Ные для облицовки печей, каминов, фасадов, зданий и др.

Керамические (глиняные) плитки, предназначен-

Лицедейство — театральная игра, представление.

Обмирщение

Разрушение религиозного мировоззрения.

Усиление светского начала во всех сферах культурной жизни.

Парсуны — (от лат. persona — личность) — портреты конкрет­ных исторических личностей, написанные в иконописной манере и иконной технике — на доске яичными красками, позднее — на холсте.

Синопсис — сборник сведений по какому-либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически.

Скоморохи — странствующие актёры на Руси, с XVI в. входи­ли в сословие ремесленников. В 1648 г. по царскому указу пред­ставления скоморохов были запрещены.

Старообрядцы От господствующей в России церкви после реформ московского патриарха Никона.

Часть православных христиан, отошедшая

Раскол — отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона 1653-1656 гг.

Тестовые задания

I. Морской поход С. И. Дежнёва, экспедиция В. Д Пояркова на Амур относятся к:

1) XVI в.

2) XVn в.

3) XVin в.

4) XIX в.

2. При исправлении ошибок в богослужебных книгах власти обратились к:

1) древнерусским книгам

2) римским рукописям

3) греческим книгам

4) решениям Стоглавого собора

3. Славяно-греко-латинская академия была основана в:

1) 1666 г.

2) 1675 г.

3) 1682 г.

4) 1687 г.

4. В XVII веке в русской культуре:

1) начинается процесс «обмирщения»

2) усиливается влияние церкви

3) появляется новый литературный жанр — житие

4) появляется новое художественное направление — класси­цизм

5. В XVII веке возросла потребность в грамотных людях в связи с (со):

1) активизацией международных связей

2) развитием хозяйства и потребностями обороны

3) ростом аппарата власти

4) всем вышеперечисленным

6. Наиболее известным иконописцем XVH в. был:

1) Феофан Г рек

2) Андрей Рублев

3) Дионисий

4) Симон Ушаков

7. В середине XVH в. было запрещено строительство:

1) церквей со шлемовидными куполами

2) шатровых церквей

3) мечетей

4) готических храмов

8. К концу XVII века в архитектуре окончательно офор­мился стиль:

1) русского классицизма

2) московского ампира

3) московского (нарышкинского) барокко

4) русского рококо

9. Наиболее распространенными в последней четверти XVII в. были народные песни о (об):

1) Илье Муромце

2) Иване Грозном

3) Ермаке Тимофеевиче

4) Стеньке Разине

10. Идеолог старообрядчества, самый яркий писатель XVII века, положивший начало автобиографическому жанру в русской литературе:

1) протопоп Аввакум

2) патриарх Никон

3) протопоп Сильвестр

4) боярыня Морозова

11. Литературное произведение, созданное в XVII веке:

1) «Домострой»

2) «Задонщина»

3) «Житие протопопа Аввакума»

4) «Хождение за три моря»

12. Автором написанных в конце XVII в. поэтических сборников «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», а также воспитателем детей царя Алексея Михайловича был;

1) Сильвестр Медведев

2) Карион Истомин

3) Епифаний Премудрый

4) Симеон Полоцкий

13. Первая русская рукописная газета, информировав­шая о зарубежных событиях и составлявшаяся в Посольском приказе:

1) «Ведомости»

2) «Куранты»

3) «Вести»

4) «Хронограф»

14. Архитектурный стиль храмового строительства XVI — XVII вв., к коюрому можно отнести церковь Вознесения в селе Коломенском:

1) шатровый

2) ампир

3) нарышкинское барокко

4) классицизм

15. Строительство храмов шатрового стиля (как некано­нических) было запрещено:

1) решениями Стоглавого собора в 1551 г.

2) при патриархе Никоне

3) решениями Святейшего Синода при Петре 1

4) в годы опричнины

16. В XVII столетии был(а) построен(а):

1) Успенский собор во Владимире

2) Успенский собор Московского Кремля

■’г?

3) храм Василия Блаженного

4) царский теремной дворец в селе Коломенском

17. Первым русским поэтом считается:

1) Симон Ушаков

2) Семен Дежнев

3) Симеон Полоцкий

4) Федор Конь

18. К достижениям культуры России XVII в. относится:

1) создание Кунсткамеры

2) возведение храма Василия Блаженного

3) творения иконописца Симона Ушакова

4) зодчество Аристотеля Фиораванти

19. Архитектурный стиль, получивший развитие в России во второй половине XVII в., отличающийся сочетанием красно­го и белого цветов в убранстве зданий и множеством декора­тивных элементов:

1) классицизм

2) московское (нарышкинское) барокко

3) готика

4) ампир

20. Странствующие актеры на Руси, выступавшие в качестве певцов, акробатов, дрессировщиков и музыкантов:

1) скоморохи

2) трубадуры

3) миннезингеры

4) менестрели

21. «Обмирщение» культуры означало:

1) освобождение культуры от церковного влияния

2) расширение культурных контактов с Западом

3) усиление влияния церкви на культуру

4) становление элитарной культуры

22. Автор «Грамматики», по которой российские школь­ники обучались более 100 лет:

1) М. Смотрицкий

2) Ф. П. Поликарпов

3) Ф. Прокопович

4) Л. Ф. Магницкий

Ы.

23. Славяно-греко-латинская академия была основана в правление:

1) Михаила Федоровича

2) Алексея Михайловича

3) Федора Алексеевича

4) Софьи Алексеевны

24. Архитектурным памятником в стиле «московское ба­рокко» является:

1) Церковь Покрова в Филях

2) Теремной дворец Алексея Михайловича

3) Большой дворец в Петергофе

4) Церковь Вознесения в Коломенском

25. Установите соответствие между терминами и их значе­ниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенеси­те результат в ответ.

Термины

A) изразцы Б)парсуны

B) барокко Г)скоморохи

Значения

1) религиозные течения, отклоняющиеся от официального вероучения

2) стиль в архитектуре и искусстве

3) странствующие актёры на Руси

4) портреты конкретных исторических лично­стей, написанные в иконописной манере и иконной технике

5) керамические (глиняные) плитки, предна­значенные для облицовки печей, каминов, фасадов зданий

Ответ:

26. Напишите пропущенное слово.

Отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона -….

Ответ:

27. Напишите пропущенное слово.

Часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России церкви после реформ московского патриарха Никона, — …

Ответ:______________________

28. Напишите пропущенное слово.

Разрушение религиозного мировоззрения, усиление светского начала во всех сферах культурной жизни — ….

Ответ:

29. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одно­го, относятся к выдающимся российским землепроходцам XVII в.:

И. Москвитин

С. Ушаков

3 Е. Хабаров

С. Дежнев__________________

5 В. Поярков ____________________

В. Атласов

Найдите и запишите порядковый номер фамилии предста­вителя отечественной культуры, не являющегося землепро­ходцем.

Ответ:_________________

30. Напишите фамилию землепроходца, прошедшего по маршруту, указанному на карте.

Ответ:

31. Напишите название ре­ки, бассейн которой бьш исследо­ван этим землепроходцем.

Ответ:

32. Напишите, в каком веке проходили указанные экспедиции (словом).

Ответ:

33. Какие суждения, связанные с землепроходцем, чей мар­шрут обозначен на карте, являются верными? Выберите два сужде­ния из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) В честь землепроходца, совершившего это путешесгвие, на­зван город на Дальнем Востоке.

2) За свои труды этот землепроходец — выходец из крестьян — был пожалован в «дети боярские».

3) Этот землепроходец открыл Охотское море.

4) Этот землепроходец открыл озеро Байкал и создал первую карту Байкала.

5) Он составил рукописную «Чертёжную книгу Сибири», пер­вый русский географический атлас.

Ответ:

34. Этот землепроходец прошел пролив между Азией и Север­ной Америкой с севера на юг по всей его длине, открыл Чукотку. За­пишите в ответ цифру, под которой указана его экспедиция.

1)

3)

2)

4)

Ответ:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago