XVn в. в истории России является переходным от Средневековья к Новому времени. Развитие всех сторон жизни общества хгфактеризуется в этот период фразой современника — «старина и новизна перемешались», что в полной мере отразилось в культуре.
На развитие культуры России XVII в. оказали влияние политические, экономические и социальные процессы;
— укрепление центральной власти, начало перехода к абсолютизму;
— складывание всероссийского рынка, расширение связей между регионами страны;
— активная внешняя политика, расширение территории российского государства;
— закрепощение крестьян и увеличение налогового бремени посадского населения;
— укрепление международного положения и расширение связей с европейскими странами.
Особенностями развития культуры в XVII в. стали накопление знаний и попытка их теоретического осмысления, завершение формирования русской общенациональной культуры, борьба новых тенденций со средневековыми традициями, сосуществование светского начала с религиозным и начало ломки традиционного мировоззрения, вхождение русской культуры в общеевропейские культурные процессы.
Наиболее ярким культурным процессом стал процесс «обмирщения культуры». Это проявилось в возрастании интереса к человеческой личности, появлении элементов реализма в искусстве, постепенном переходе к рациональному объяснению мира, усилении светского начала во всех сферах культурной жизни.
В этот переходный период культурная и духовная жизнь развиваются крайне противоречиво.
С одной стороны, сохраняется традиционное религиозное мировоззрение, отсутствует система светского образования (оно носит церковный характер), преобладает традиционный быт.
С другой стороны, идет процесс «обмирщения культуры», расширяются культурные связи с Западной Европой, появляются новые жанры и направления в искусстве, усиливается личностное начало в культуре, распространяются авторские произведения, происходит частичная европеизация княжеско-боярского быта.
Значительное влияние на духовную жизнь общества оказала церковная реформы патриарха Никона.
Церковная реформа была предопределена превращением Москвы в центр мирового православия после краха Византийской империи. Новое положение русской православной церкви накладывало особые обязательства. Надо было являть миру образцы православного служения, «истинной церкви» и «истинной веры». Вместе с тем, рукописный характер большинства церковных книг привел к накопившимся разночтениям в церковной литературе. Пришло осознание необходимости единообразия церковных обрядов и богослужебных книг, начались споры относительно образцов их исправления (по древнерусским церковным книгам или по греческим).
Став патриархом в 1653 г., Никон проводит церковную реформу. Идет исправление книг по новым греческим образцам, меняется обрядность (троеперстное знамение, крестный ход с запада на восток, поясные поклоны вместо земных и др.).
Разногласия в церковной среде по вопросу содержания реформ, жестокость в их проведении, фанатизм приверженцев старых традиций стали причинами церковного раскола. Верующие разделились на старообрядцев, лидером которых стал протопоп Аввакум, и на никонианцев (представителей официальной церкви).
Старообрядцы, представители которых были среди всех сословий российского общества, идеализировали и яростно защищали старину и готовы были принять мученический венец во имя «старой веры». На церковном соборе 1666 г. Они бьши осуждены, а их лидеры казнены.
Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация внешних связей, потребности обороны страны вызвали необходимость увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования.
Единой системы образования в этот период не сложилось. Образование было представлено частными учебными заведениями. школами при монастырях. Государственные школы готовили служащих для центральных учреждений Печатного двора, Алтекарского приказа и др. Сохраняло значение домашнее образование. В 1687 Г. в Москве благодаря усилиям С. Полоцкого, С. Медведева и Братьев Лихудов была организована первая в России высшая школа — Славяно-греко-латинская академия. В ней изучали классические языки, богословие и светские дисциплины. Школа готовила священников и чиновников.
В Россию приглашаются иностранные специалисты, а отдельных представителей знатных семейств посылают учиться за границу.
Образование по-прежнему носило церковный характер и оставалось привилегией богатых слоев населения. Однако со второй половины XVII в. более широкое распространение получают светские дисциплины, распространяется грамотность, развивается книгопечатание. Массово печатаются «Азбука» В. Бурцева, «Букварь» К. Истомина, «Грамматика» М. Смотрицкого, таблица умножения.
Во 2-й половине XVII в. Печатный двор выпустил 300 тыс. экземпляров букварей и 150 тыс. книг религиозного содержания, которые использовались в обучении, а всего было выпущено около 500 наименований книг. В Москве появилась первая книжная лавка.
В XVII в. идет активный процесс накопления полезных знаний в самых различных отраслях.
Последнее летописное сочинение «Новый летописец» включало события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и содержало обоснование права династии Романовых на царский престол. В качестве первого учебника по истории использовался «Синопсис» И. Гизеля, в котором содержался обзор истории юго-западной Руси, от Крещения Руси до XVII в.
Развитию национальной торговли и купечества путем ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции способствовали усилия крупного государственного деятеля, дипломата П. Л. Ордин-Нащокина, заложившего основы политики протекционизма в России. Особо здесь следует отметить Новоторговый устав 1667 г. П. Л. Ордин-Нащокин стал регулярно выпускать рукописную газету в одном экземпляре «Куранты», содержавшую информацию о событиях, происходивших в зарубежных странах.
Высокого уровня мастерства требовало литье колоколов, появились часы с музыкальным боем на Спасской башне Кремля, русские оружейники начали изготавливать нарезное оружие.
Совершенной техникой отличалось возведение деревянных и каменных зданий, проводились точные математические расчеты при строительстве крепостных стен.
Составлялись лечебники по народной медицине, распространение получили переводные лечебники и «травники» с описанием лекарственных свойств растений, открывались первые аптеки и больницы. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.
В «Устав ратных, пушечных и других дел» его автор Анисим Михайлов включил сведения по математике, физике и химии.
В середине XVII в. по поручению патриарха Никона в Россию было привезено более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.
XVII век был эпохой великих русских географических открытий.
В 1639 г. отряд первопроходца И. Ю. Москвитина вышел к Тихому океану, открыл Охотское море и исследовал его побережье, достигнув устья Амура. На основании записей Москвитина К. А. Иванов нарисовал первую русскую карту Дальнего Востока.
В 1643 г. К. А. Иванов открыл озеро Байкал, а позднее создал первую карту и описание Байкала.
В 1648 г. С. И. Дежнев за 80 лет до Витуса Беринга прошел пролив между Азией и Северной Америкой и открыл Чукотку.
В 1643-1651 гг. состоялись походы отрядов В. Д. Пояркова и Ё. П. Хабарова на Амур. Е. П. Хабаров составил карту Приамурья.
В 1697 г. В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.
С. У. Ремезов составил рукописную «Чертёжную книгу Сибири» — первый русский географический атлас, обобщивший результаты географических открытий XVII в.
Господствующим направлением в живописи по-прежнему была иконопись. Самый известный иконописец XVII в. — Симон Ушаков (1626-1686 гг.). В XVII в. зарождается жанр портретной живописи. Парсуны Симона Ушакова, на которых изображены царь Иван Грозный, царь Федор Иоаннович, князь-воевода М. В. Скопин — Шуйский, постепенно приобретают более реалистический характер в портрете царя Алексея Михайловича.
Появляются центры народных промыслов. В округе нижнего Новгорода родилась знаменитая сегодня на весь мир Хохлома.
Литература XVII в. постепенно освобождалась от господства религиозного мировоззрения. Появляются новые литературные жанры; стихи, сатирические повести, автобиография, драма. Уникальным по образности языка автобиографическим произведением стало «Житие протопопа Аввакума».
Вышла первая русская стихотворная энциклопедия К. Исто — .мина «Полис», содержащая характеристику наук, времён года, стран света, церковных таинств.
Первые в России стихотворные сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион» принадлежали перу Симеона Полоцкого — наставника детей царя Алексея Михайловича и его сына Фёдора. С. Полоцкий также написал несколько пьес на исторические и библейские сюжеты («О блудном сыне»).
В среде посадского населения в XVII в. распространяется новый литературный жанр — сатира. Судебные порядки и взяточничество судей обличают сатирические сказки «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче». Новым жанром стала бытовая повесть («Повесть о Горе-Злочастии»).
К публицистике относятся сочинения Авраамия Палицына. В «Сказании об осаде Троицкого монастыря от поляков и Литвы» он проводит идею необходимости сильной государственной власти, строгого соблюдения религиозных норм.
Персонажем исторических песен в XVII в. стал Степан Разин.
По-прежнему распространены исторические повести («Повесть об Азовском осадном сидении») и жития святых.
Переводная литература, в отличие от прошлых веков, носит преимущественно светский характер. Особое значение приобретают переводы с польского и латинского языка занимательных текстов о приключениях и подвигах («Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче» и др.).
Для архитектуры XVII в. характерен переход от строгости и простоты к декоративности, обмирщение (отказ от строгих церковных канонов). В декоре используются изразцы, многоцветная плитка и украшения из резного камня и кирпича. Традиции деревянного зодчества сочетаются с творческим освоением достижений западноевропейской архитектуры. Появляются новые архитектурные стили.
Деревянное зодчество корнями уходит в языческую старину. Наиболее заметное архитектурное сооружение того времени — Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Богато украшенный переходами, с колонками, башенками, чешуйчатыми крышами, резными наличниками, дворец включал 270 комнат с 3000 окон. В 2010 года он был полностью воссоздан и открыт для посетителей.
Возобновилось как церковное, так и гражданское каменное зодчество, замершее до 1619 г. вследствие Смуты. Возводятся каменные жилые дома богатых купцов и дворян. Продолжается строительство Шатровых композиций (шатер над Спасской башней Московского Кремля).
В 1652 г. Патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм гроба Господня в Иерусалиме. Однако шатровое строительство продолжается вдали от столицы (Ярославль, Кострома), шатры используются при строительстве церквей и колоколен.
Формируется новый архитектурный стиль — Нарышкинское (московское) барокко, примерами которого служат церковь Покрова в Филях, церковь Троицы в Никитинках, церковь Богородицы в Путинках. Для нарышкинской архитектуры характерны нарядность, декоративная резьба по белому камню, строгая симметричность, многоярусность, сочетание красного и белого цветов.
Национальные театральные традиции продолжал бродячий театр — ватаги скоморохов. В 1648 году по царскому указу за дух свободолюбия и мятежности представления скоморохов были запрещены. Школьный театр действовал при Славяно-греколатинской академии. В 1672 г. царем Алексеем Михайловичем был создан придворный театр. Ставились в театре в основном переводные пьесы. Основная тема спектаклей — библейские сюжеты и исторические эпопеи. Первая представленная пьеса — «Артаксерксово действо» — длилась 10 часов, в течение которых бояре смотрели представление стоя, не смея сесть в присутствии царя. После смерти Алексея Михайловича театр закрыли.
В конце XVII в. в России появляются первые крепостные театры.
Изменения произошли в княжеско-боярском быту. Некоторые бояре и дворяне начинают стричь бороды, носят одежду «на западный манер», заводят иностранные книги, музыкальные инструменты. В моду входит курение табака. Строятся каменные дома со многими комнатами и высокими потолками, заграничной мебелью и посудой. Стены внутри украшают росписями и коврами, зеркалами и гравюрами.
Вывод: Русская культура XVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в.
Барокко (в переводе с итальянского — причудливый, стран- один из стилей в архитектуре и искусстве (монументаль-
Ный)
Ность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур).
Изразцы Ные для облицовки печей, каминов, фасадов, зданий и др.
Керамические (глиняные) плитки, предназначен-
Лицедейство — театральная игра, представление.
Обмирщение
Разрушение религиозного мировоззрения.
Усиление светского начала во всех сферах культурной жизни.
Парсуны — (от лат. persona — личность) — портреты конкретных исторических личностей, написанные в иконописной манере и иконной технике — на доске яичными красками, позднее — на холсте.
Синопсис — сборник сведений по какому-либо вопросу, чаще всего расположенных хронологически.
Скоморохи — странствующие актёры на Руси, с XVI в. входили в сословие ремесленников. В 1648 г. по царскому указу представления скоморохов были запрещены.
Старообрядцы От господствующей в России церкви после реформ московского патриарха Никона.
Часть православных христиан, отошедшая
Раскол — отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона 1653-1656 гг.
I. Морской поход С. И. Дежнёва, экспедиция В. Д Пояркова на Амур относятся к:
2. При исправлении ошибок в богослужебных книгах власти обратились к:
3. Славяно-греко-латинская академия была основана в:
4. В XVII веке в русской культуре:
1) начинается процесс «обмирщения»
3) появляется новый литературный жанр — житие
4) появляется новое художественное направление — классицизм
5. В XVII веке возросла потребность в грамотных людях в связи с (со):
1) активизацией международных связей
2) развитием хозяйства и потребностями обороны
6. Наиболее известным иконописцем XVH в. был:
7. В середине XVH в. было запрещено строительство:
1) церквей со шлемовидными куполами
8. К концу XVII века в архитектуре окончательно оформился стиль:
3) московского (нарышкинского) барокко
9. Наиболее распространенными в последней четверти XVII в. были народные песни о (об):
10. Идеолог старообрядчества, самый яркий писатель XVII века, положивший начало автобиографическому жанру в русской литературе:
11. Литературное произведение, созданное в XVII веке:
12. Автором написанных в конце XVII в. поэтических сборников «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион», а также воспитателем детей царя Алексея Михайловича был;
13. Первая русская рукописная газета, информировавшая о зарубежных событиях и составлявшаяся в Посольском приказе:
14. Архитектурный стиль храмового строительства XVI — XVII вв., к коюрому можно отнести церковь Вознесения в селе Коломенском:
15. Строительство храмов шатрового стиля (как неканонических) было запрещено:
1) решениями Стоглавого собора в 1551 г.
3) решениями Святейшего Синода при Петре 1
16. В XVII столетии был(а) построен(а):
1) Успенский собор во Владимире
2) Успенский собор Московского Кремля
■’г?
4) царский теремной дворец в селе Коломенском
17. Первым русским поэтом считается:
18. К достижениям культуры России XVII в. относится:
2) возведение храма Василия Блаженного
3) творения иконописца Симона Ушакова
4) зодчество Аристотеля Фиораванти
19. Архитектурный стиль, получивший развитие в России во второй половине XVII в., отличающийся сочетанием красного и белого цветов в убранстве зданий и множеством декоративных элементов:
2) московское (нарышкинское) барокко
20. Странствующие актеры на Руси, выступавшие в качестве певцов, акробатов, дрессировщиков и музыкантов:
21. «Обмирщение» культуры означало:
1) освобождение культуры от церковного влияния
2) расширение культурных контактов с Западом
3) усиление влияния церкви на культуру
4) становление элитарной культуры
22. Автор «Грамматики», по которой российские школьники обучались более 100 лет:
23. Славяно-греко-латинская академия была основана в правление:
24. Архитектурным памятником в стиле «московское барокко» является:
2) Теремной дворец Алексея Михайловича
4) Церковь Вознесения в Коломенском
25. Установите соответствие между терминами и их значениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
Термины
1) религиозные течения, отклоняющиеся от официального вероучения
2) стиль в архитектуре и искусстве
3) странствующие актёры на Руси
4) портреты конкретных исторических личностей, написанные в иконописной манере и иконной технике
5) керамические (глиняные) плитки, предназначенные для облицовки печей, каминов, фасадов зданий
Ответ:
26. Напишите пропущенное слово.
Отделение от русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона -….
Ответ:
27. Напишите пропущенное слово.
Часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России церкви после реформ московского патриарха Никона, — …
Ответ:______________________
28. Напишите пропущенное слово.
Разрушение религиозного мировоззрения, усиление светского начала во всех сферах культурной жизни — ….
Ответ:
29. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, относятся к выдающимся российским землепроходцам XVII в.:
И. Москвитин
С. Ушаков
3 Е. Хабаров
С. Дежнев__________________
5 В. Поярков ____________________
В. Атласов
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, не являющегося землепроходцем.
Ответ:_________________
30. Напишите фамилию землепроходца, прошедшего по маршруту, указанному на карте.
Ответ:
31. Напишите название реки, бассейн которой бьш исследован этим землепроходцем.
Ответ:
32. Напишите, в каком веке проходили указанные экспедиции (словом).
Ответ:
33. Какие суждения, связанные с землепроходцем, чей маршрут обозначен на карте, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) В честь землепроходца, совершившего это путешесгвие, назван город на Дальнем Востоке.
2) За свои труды этот землепроходец — выходец из крестьян — был пожалован в «дети боярские».
3) Этот землепроходец открыл Охотское море.
4) Этот землепроходец открыл озеро Байкал и создал первую карту Байкала.
5) Он составил рукописную «Чертёжную книгу Сибири», первый русский географический атлас.
Ответ:
34. Этот землепроходец прошел пролив между Азией и Северной Америкой с севера на юг по всей его длине, открыл Чукотку. Запишите в ответ цифру, под которой указана его экспедиция.
1)
3)
2)
4)
Ответ:
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…