Теория

В начале XVI в. завершается формирование российского цен­трализованного государства, определяется форма и характер госу­дарственной власти, появляются новые государственные символы — скипетр и держава. Повышается производительности труда в сель­ском хозяйстве, увеличивается городское население, активно разви­вается ремесло и торговля.

Завершается процесс формирования национального самосоз­нания, закрепляется название государства — Россия. Идет формиро­вание единой национальной русской культуры, которую отличает многонациональный характер при сохранении культурной само­бытности народностей, населяюших нашу страну. В культуре про­являются отдельные светские элементы. Развивается образование, книгопечатание, растет грамотность населения.

Политическая централизация предполагала централизацию не только экономическую и духовную, но и культурную. Идут активные процессы государственной регламентации искусства и культуры.

В 1551 г. Стоглавый церковный собор (назван по количеству глав, в которые были сведены его решения) провел унификацию общерусского пантеона святых, закрепил единый культ и обряды, установил каноны для церковной живописи («писати живописцем иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андреи Рублев и прочий пресловущии живописцы, и подпи — сывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже претворя — ти»), каноны в церковном зодчестве (по образцу Успенского собора Московского Кремля). Литературными образцами становятся сочи­нения митрополита Макария.

Центральными вопросами общественно-политической мысли были вопросы о месте и роли русской православной церкви, о сущ­ности царской власти, церковном землевладении и церковной соб­ственности.

Формируется представление о Москве как центре мирового православия. Русская православная церковь не признала подписан­ную в 1439 г. Флорентийскую унию (союз) византийской церкви с римским папой и в 1448 г. Провозгласила свою автокефалию (неза­висимость).

В первой четверти XVI в, в условиях завершения процесса централизации оформляется концепция «Москва — третий Рим». Эта концепция включает представление о Руси (после завоевания в 1453 г. Константинополя турками и падения Византийской империи) как об оплоте мирового православия. Единственным защитником право­славной веры в мире провозглашается Великий московский князь, власть которого имеет божественное происхождение. Исторический процесс предстает как смена мировых царств. «Первый Рим» — «вечный город» — погиб из-за ересей. «Второй Рим» — Константино­поль — погиб из-за унии с католиками. «Третий Рим» — истинный хранитель христианства — Москва.

Во главе автокефальной русской православной церкви стоял митрополит. В 1589 г. было учреждено патриаршество.

Утверждение особой роли Москвы в христианском мире спо­собствовало росту международного авторитета, культурному и ду­ховному развитию Руси.

Вопрос о сущности царской власти раскрывается в литера­турно-публицистическом памятнике XVI в. «Сказании о великих князьях Владимирских». В нем утверждается, что киевские и мо­сковские князья (Рюриковичи) ведут свой род от римского импе­ратора Августа. Преемственность русских правителей от визан­тийских императоров обосновывается легендой о том, что Вла­димир Мономах получил от Константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы — оплечья.

В челобитных И. IIере Светова проводится мысль о необходи­мости сильной государственной власти, построенной на принципах справедливости и права, о союзе власти и дворянства.

По вопросам природы власти вступает в полемику с Иваном Грозным Андрей Курбский. Иван Грозный отстаивает право госуда­ря на самовластие, а Курбский пишет о том, что долг государя, пре­жде всего, заботиться о своих подданных.

Важное место в общественно-политической мысли занимает вопрос о церковной собственности. Нестяжатели, или Сориане, — Сторонники Нила Сорского, выступали против накопления церковью богатств, за отказ монастырей от землевладения и стро­гий аскетизм.

«Иосифляне» — сторонники Иосифа Волоцкого, утверждали, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию.

Решением Ивана III, фактического правителя страны Василия III и церковного собора в 1504 г. было решено сохранить земли церк­вей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение можно было осуществить только после доклада царю. Иосифляне одержали верх. Их взгляды больше соответствовали концепции централиза­ции власти. Нестяжатели и их сторонники были казнены.

Образование по-прежнему носило церковный характер. В его основу было положено изучение богословских дисциплин. Обуче­ние велось при монастырях по богослужебным книгам (Часослов, Псалтирь). Учителями в домашних и частных школах обычно вы­ступали люди духовного сословия. Сословный характер образова­ния выражался в том, что грамотность была распространена, преж­де всего, среди бояр, дворян, духовенства и купечества.

Новым в развитии образования в XVI в. стало появление спе­циальных печатных учебников по грамматике и арифметике. Ос­новным материалом для письма была бумага, которую ввозили из — за границы. Господствующим типом письма окончательно стала Скоропись.

Начало книгопечатания в России связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца. В 1563 г. в Москве был создан «Государев печатный двор», и в 1564 г. Вышла первая печатная книга на русском языке с выходными данными (точной датировкой) — «Апостол». Тираж «Апостола» к концу XVI в. достиг 1500 экземп­ляров. Всего в течение XVI в. было издано 20 книг. Среди них из­данный в 1597 г. сборник ежедневных молитв «Часослов» и издан­ный в 1574 г. первый русский букварь «Азбука». Однако и в XVI­XVII вв. рукописная книга по-прежнему занимала ведущее место.

Местное летописание в XVI в. сменилось единой летописью, отражающей тенденцию дальнейшей централизации власти. «Сте­пенная книга» дает описание правлений великих русских князей и митрополитов от Владимира I до Ивана Грозного. В составленном в первые годы правления Ивана Г розного «Летописце начала царст­ва» проводится идея необходимости установления сильной царской власти на Руси. Лицевой летописный свод Никоновской летописи (в XVII в. принадлежала патриарху Никону) включал события все­мирной история от сотворения мира до середины XVI в. Он был богато украшен шестнадцатью тысячами миниатюр, за что и полу­чил свое название («лицо» — изображение).

Исторические повести («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков») и исторические песни посвяща­лись выдающимся событиям того времени — Ливонской войне, взя­тию Казани, походу в Сибирь, либо выдающимся личностям — Ива­ну Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» повествует о люб­ви крестьянской девушки и князя.

Автором «Домостроя» считают духовника Ивана Грозного Сильвестра. Книга содержит полезные советы по ведению домашнего хозяйства и правила поведения людей в духовной и в мирской жизни.

«Великие Четьи-Минеи» — это 12-ти томное, по числу месяцев в году, собрание житий святых, поучений, сказаний, расположен­ных по дням христианских праздников и дням памяти святых. Они были составлены по указанию и под контролем Митрополита Ма­кария. Минеями назывались книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца, а Четьи — это книги, предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения. Таким образом, Четьи-Минеи — это книга для регулярного чтения, в которой произведения были распределены по дням, в ко­торые их рекомендовалось читать. С появлением этой книги круг чтения русских людей стал, по сути, одинаковым.

Архитектура XVI в. представлена пятиглавыми храмами, об­разцом для которых стал Успенский собор Московского Кремля. Они строились во многих монастырях и, как главные соборы, — в крупнейших русских городах. Среди них Успенский собор в Троице — Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего. монасты­ря (заложен в честь взятия Смоленска в 1514 г.).

Шатровая архитектура продолжает традиции русского дере­вянного зодчества. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Место шлемовидного купола занимает шатер. Примером каменного шатрового зодчества является Церковь Вознесения в селе Коломенском (по легенде она была построена в честь рождения Ивана Грозного в 1533 г.).

Некоторые храмы сочетают в себе элементы крестово­купольной и шатровой архитектуры, например сооруженный архи­текторами Бармой и Постником в честь взятия Казани в 1552 г. Покровский собор (собор Василия Блаженного).

В начале XVI в. было завершено строительство Московского Кремля. Москва этого периода по своим размерам превосходила Лондон, Прагу и другие города Европы. По тому времени она была благоустроена: имелись деревянные мостовые и водостоки.

Архитектор Федор Конь в конце XVI в. для укрепления Москвы постороил в пределах современного Бульварного кольца укрепленные стены Белого города из белого плитняка. Так сложи­лась кольцевая планировка Москвы. Тот же архитектор является зодчим смоленского Кремля.

В иконописи XVI в. сильны мотивы прославления государст­ва. Выделяется Строгановская школа иконописи (по имени купцов Строгановых), для которой характерны тонкость рисунка, изящест­во фигур и облачений, однако внутренний мир персонажей уходит на второй план. Выдающимся образцом изобразительного искусст­ва XVI в. являются фрески храма Рождества Богородицы в Фера — понтовом монастыре под Вологдой, созданные Дионисием.

Для материальной культуры XVI в. характерно дальнейшее развитие ремесленного производства. Мастер Андрей Чохов на пу­шечном дворе в Москве отлил Царь-пушку (калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м, вес 40 т, вес ядра более 800 кг). Он же изобрел затвор в казенной части, которого не знали в Европе.

Идет накопление полезных знаний.

В 1581 г. казачий атаман Ер. иак начал свой поход вглубь Си­бири. Были изучены главные речные пути Западной Сибири.

Словарь

Автокефалия — независимая самостоятельная церковь право­славной веры.

Азбука (от «аз» и «буки» — букв славянского алфавита) — бук­варь, книга для изучения алфавита.

Держава — символ государственной власти монарха, пред­ставлявший собой золотой шар с крестом.

Скипетр — жезл, выполненный из драгоценных материалов, символ власти.

Иосифляне — последователи Иосифа Волоцкого, выступавшие в конце XV — середине XVI в. с критикой нестяжателей. Отстаивали незыблемость церковных догматов, необходимость церковно­монастырского землевладения.

Каноны — правила для руководства в церковной жизни хри­стиан, установленные апостолами, отцами церкви и вселенскими соборами.

Нестяжатели — религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV — начале XVI в., сторонники которого про­поведовали необходимость отказа церкви от стяжания (приобрете­ния земельных и имущественных ценностей) как противоречащего евангельским принципам. Духовный основоположник течения — Нил Сорский.

Псалтирь — книга, входящая в состав Библии, которая состо­ит из псалмов (песнопений), восхваляющих бога.

Публицистика — литературные произведения, посвященные актуальным проблемам и явлениям жизни общества.

Скоропись — беглое, ускоренное письмо.

Унификация — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Уния — объединение, союз государств. Уния церковная — объ­единение православной и католической церквей.

Часослов — книга, содержащая молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы.

Челобитные (от «бить челом») — просьбы, жалобы, доносы в государственные учреждения, на имя царя.

Тестовые задания

1. Первая русская печатная книга с выходными данными называлась:

1) «Букварь»

2) «Азбука»

3) «Апостол»

4) «Часослов»

2. В XVI веке в русском фольклоре появляется новый герой:

1) Алёша Попович

2) Микула Селянинович

3) Ермак Тимофеевич

4) Стенька Разин

3. Значительное место в публицистике второй половины XVI в. занимает переписка Ивана Грозного с:

1) М. Скуратовым

2) крымским ханом

3) И. Пересветовым

4) А. Курбским

4. Противники владения церковью землями и иными богатствами назывались:

1) иосифлянами

2) нестяжателями

3) григорианцами

4) старообрядцами

5. Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве был построен в честь:

1) присоединения Астраханского ханства

2) присоединения Западной Сибири

3) взятия Казани

4) венчания Ивана Грозного на царство

6. Церковь Вознесения в Коломенском — яркий образец:

1) византийского стиля

2) готического стиля

3) шатрового стиля

4) барокко

7. Выдающийся публицист И. С. Пересветов в своих произве­дениях поддерживал идею:

1) сохранения церковных привилегий

2) укрепления царской власти и положения дворян

3) сохранения привилегий удельных князей и бояр

4) возрождения древнерусской вечевой традиции

8. В XVI веке в развитии русской культуры преобладали:

1) местные традиции

2) западноевропейские влияния

3) восточные влияния

4) общерусские традиции

9. К достижениям культуры России XVI в. относится (относятся):

1) творения иконописца Андрея Рублева

2) возведение Успенского собора во Владимире

3) начало книгопечатания

4) работы Симона Ушакова

10. Идея «Москва — третий Рим» зародилась в XVI в. в кругах:

1) боярских

2) церковных

3) купеческих

4) дворянских

11. Произведение древнерусской литературы XVI в., кото­рое в течение долгого времени было на Руси сводом житейских правил и предписаний, регламентирующих отношение челове­ка к светской власти, церкви, семье, слугам:

1) «История о великом князе Московском»

2) «Домострой»

3) «Поучение детям»

4) «Юности честное зерцало»

12. Создатель первой русской печатной книги с выходными данными:

1) Феофан Прокопович

2) Иван Федоров

3) митрополит Макарий

4) Максим Грек

13. Первые каменные шатровые храмы появились на Руси в:

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

14. Зодчие Барма и Постник создали:

1) Грановитую палату

2) колокольню Ивана Великого

3) Покровский собор (храм Василия Блаженного)

4) Успенский собор

15. С молением великого князя всея Руси Василия III о рождении наследника престола, будущего царя Ивана Грозного, легенда связывает возведение:

1) Покровского собора в Москве

2) церкви Вознесения в селе Коломенском

3) церкви Спаса Преображения в Москве

4) церкви Рождества Богородицы в Путинках

16. О каком произведении идет речь?

«Оно содержит тексты, предназначенные, прежде всего, для внебогослужебного чтения и представляющие собой жития святых, сказания о праздниках и поучения. Тексты представлены на каждый день месяца в календарном порядке».

1) «Апостол»

2) «Великие Четьи-Минеи»

3) «Домострой»

4) «Степенная книга»

17. Начало освоения Сибири в XVI в. связано с именем:

1) Семена Дежнева

2) Ерофея Хабарова

3) Ермака Тимофеевича

4) Витуса Беринга

18. «Государство без грозы, что конь без узды», — считал публицист, идеолог дворянства, изложивший в челобитных Ивану IV концепцию дворянского государства во главе с само­державным царем. Его имя:

1) И. С. Пересветов

2) М. И. Воротынский

3) А. М. Курбский

4) А. Ф. Адашев

19. В 1586 г. была отлита знаменитая Царь-пушка. На левой стороне ее надпись: «Слита бысть сия пушка в преименитом и цар­ствующем граде Москве лета 7094». Делал пушку пушечный мастер:

1) Семен Медведев

2) Екимов Василий

3) Иван Моторин

4) Андрей Чохов

20. Основатель и глава нестяжательства в России:

1) Сергий Радонежский

2) Максим Грек

3) Иосиф Волоцкий

4) Нил Сорский

21. «Великие Четьи-Минеи» были составлены по указа­нию и под контролем:

1) Феофана Прокоповича

2) Сильвестра

3) митрополита Макария

4) Ивана Грозного

22. Верны ли следующие суждения?

А) В XVI веке появляется новый литературный жанр — публи­цистика.

Б) Автором ярких публицистических произведений XVI в. является князь А. Курбский.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

23. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Представитель культуры

Жанр

Произведение

«Домострой»

В}_____________

Jffi______________

Царь-пушка

Литература книгопечатание

И Е1

Архитектура_________

ЛитейноЕ Искусство

1

2

2

4

5

Элементы:________

«Апостол»_________

И. Федоров_________

Ф. Конь____________

«Четьи-Минеи» Смоленский Кремль

6

2

2 9

Митрополит Макарий_______

А. Чохов__________________

Покровский собор в Москве Сильвестр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­Ми буквами и перенесите результат в ответ.

А

Ответ:

24. Какие суждения, связанные с изобра­женным на рисунке архитектурным соору­жением, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) По преданию, церковь была построена в честь рождения Ивана Грозного.

2) Церковь является образцом шатрового стиля в архитектуре.

3) Время постройки относится к XVII веку.

4) Шатровое зодчество начинает особенно активно развиваться в связи с указами патри-

Арха Никона во второй половине XVII века.

5) Церковь входит в ансамбль Троице-Сергиева монастыря.

25. Напишите прозва­ние царя, в годы прав­ления которого были совершены указанные на карте походы.

Ответ:

26. Напишите (одним словом), в каком веке состоялись похо­ды, указанные на карте.

Ответ:

27. Напишите имя руководителя этих походов.

Ответ:

28. Какие суждения, связанные с руководителем походов, чей маршрут обозначен на карте, являются верными? Выберите два су­ждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Организаторами экспедиции стали купцы Строгановы.

2) Противником русских отрядов в этих походах стал хан Кучум.

3) Руководитель походов благополучно вернулся на родину.

4) В это время на западе Россия завершала Смоленскую войну.

5) Столицей ханства в тот период был город Тобольск.

Ответ:

29. Напишите пропущенное слово

… — литературные произведения, посвященные актуальным проблемам и явлениям жизни общества.

Ответ:

30. Напишите пропущенное слово

… — просьба, жалоба, донос в государственные учреждения, на имя царя.

Ответ:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago