Теория

Ключевыми процессами и событиями, оказавшими влияние на развитие культуры русского государства в XIII-XV вв., были:

— борьба за национальную независимость, ликвидация зависи­мости от Орды; ‘

— централизация и, как следствие, изменение характера госу­дарственной власти;

— экономический подъем;

— укрепление международного положения Московской Руси;

— рост авторитета русской православной церкви;

— формирование национального самосознания, осознание не­обходимости духовного и культурного единства русского народа.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго оказало неод­нозначное влияние на развитие культуры Руси.

Было уничтожено множество памятников (сгорело огромное количество письменных источников, сожжена войском Батыя Деся­тинная церковь в Киеве), практически прекратилось летописание (кроме Новгорода) и переписка книг, исчезли сложные виды ремес­ленной техники (многоцветная керамика, стеклоделие), упал уро­вень мастерства, сократилось каменное строительство, снизился уровень грамотности населения. Основные культурные центры Древнерусского государства пришли в упадок. Из 74 городов Древ­ней Руси Батыем было разорено 49, в 14 из них жизнь так и не во­зобновилась. Были разрушены связи с другими странами.

С другой стороны, шел процесс взаимовлияния культур. В русский язык вошли многие слова тюркского происхождения (ар­буз, тьма, сундук, караул). Монголы развили дорожную сеть, созда­ли почтовую конную службу и сеть постоялых дворов сюда Ямщик).

Ямов fOT-

Культурное развитие страны в период золотоордынского ига не остановилось. Продолжался процесс накопления полезных зна­ний. Несмотря на столетия зависимого развития Руси, ее культура сохранила свою самобытность.

Со второй половины XIV века начинается процесс возрожде­ния русской культуры, появляются новые культурные центры. Формируется национальное самосознание.

В центре общественно-политической мысли в этот период были патриотические идеи сопротивления и единства русских зе­мель. Растет влияние Москвы как духовного и политического цен­тра. Появляется идея об особой роли Руси как основы мирового православия.

Одновременно идет процесс осмысления роли церкви в обще­стве. Появляются ереси (отклонения от официального вероучения), наиболее распространенными из которых стало стригольничество (больщинство последователей в Пскове и Новгороде). Стригольни­ки считали, что церковь должна быть «дещевой» и бедной. Они го­ворили о ненужности пыщных обрядов, сопровождающихся побо­рами в пользу церкви, и церковного землевладения. Человек может быть ближе к богу, если между ним и богом не будет посредника в виде священнослужителей.

В XV в. появляются государственная символика и ритуалы. На государственной печати Ивана П1 был изображен герб в форме двуглавого орла (герб дома Палеологов, родом из которого была же­на Ивана III Софья Палеолог, племянница последнего византийско­го императора). Позднее, при Иване Грозном, на груди орла появит­ся щит с всадником, поражающим дракона.

Зародилась церемония венчания на великое княжение (с Ива­на Грозного — на царство) щапкой Мономаха. В 1498 г. Иван 111 впервые венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника.

С Ивана III утвердился новый титул — государь всея Руси.

С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Это сделало книги более доступными. Идет переход от строгого, сложного в написании «уставного» письма к полууставу и скорописи.

Главные темы устного народного творчества и литературы — борьба с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом, идея собирания русских земель.

Выделяются разнообразные фольклорные (былины, сказания) и литературные жанры (исторические песни, исторические и сю­жетные повести, житийная литература, летописи).

В осовремененных былинах богатыри защищают Киев от ор­дынцев (былина об Илье Муромце и Калине-царе). Появляется нов­городский цикл былин о Садко и Василии Буслаеве.

«Сказание о невидимом граде Китеже» повествует о городе, ушедшем на дно озера вместе со своими не сдавшимися защитни­ками и ставшим невидимым для врагов.

«Песня о Щелкане Дудентьевиче» повествует о восстании в Твери в 1327 г. против жестокого золотоордынского посланника Чолхана.

В летописях проводится идея общерусского единства на осно­ве преемственности Москвы и Киева (в местные летописные своды включается текст «Повести временных лет»). В конце Х1П в. — на­чале XIV в. появляются новые центры летописания: Тверь и Моск­ва. К началу XV в. относится создание общерусского летописного свода Троицкой летописи. Хронографы XIV-XV вв. включают об­зоры событий всемирной истории.

В исторических повестях действуют реальные исторические лица. Названия говорят о событиях, которые в них описаны: «Повесть о битве на Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о борьбе рязанцев с батые — вым войском и о героической гибели рязанского богатыря Евпатия" Коловрата). «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (ав­тор Софоний Рязанец).

Наиболее известные Жития (жизнеописания святых и круп­нейших церковных деятелей Руси) того времени написаны Епифа — нием Пре. мудрым (житие Сергия Радонежского, житие Дмитрия Донского, житие митрополита Петра).

В «Молении Даниила Заточника» (XIII в.), написанном как челобитная к князю, автор рассуждает о власти, о произволе бояр, о судьбе и о Боге.

Выдающимся литературным произведением является «Хож­дение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, которое содержит первое в европейской литературе описание Индии. Путе­шествие длилось с 1466 г. по 1472 г. Афанасий Никитин умер под Смоленском при возвращении домой.

Переводная литература представлена житиями, биографиями королей, византийскими хрониками. Ведется составление словарей — азбуковников.

Развитие живописи характеризуется тремя жанрами: фреско­вая живопись, мозаики и иконопись. В это период формируются русские иконописные школы: новгородская (Феофан Грек), москов­ская (Андрей Рублев, Дионисий) и псковская.

Отличительными чертами творчества Феофана Грека (вторая половина XIV — начало XV в) являются монументальность, драма­тизм, возвышенность человеческого духа, сдержанный колорит. Ему принадлежат росписи Благовещенского (вместе с Андреем Рублевым) и Архангельского соборов Московского Кремля. Наибо­лее известные иконы Феофана Грека: «Донская богоматерь», «Свя­тые апостолы Петр и Павел»».

Андрей Рублев, младший современник и ученик Феофана Гре­ка, жил и творил в конце XIV — первой четверти XV в. Его фрески и иконы отличает философская глубина, одухотворенность, человеч­ность, мягкое сочетание нежных, чистых красок. Андрей Рублев — автор росписей Благовещенского собора в Кремле (с Феофаном Гре­ком), Успенского собора во Владимире (с Даниилом Черным), фре­сок и икон Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (с Дании­лом Черным), фресок Андроникова монастыря в Москве. Он написал одну из самых известных православных икон — «Троицу».

Дионисий (вторая половина XV — начало XVI в.) продолжил традиции иконописи Феофана Грека и Андрея Рублева. Фрески и иконостас Успенского собора Московского Кремля, фрески собора Иосифо-Волоколамского монастыря, росписи Ферапонтова мона­стыря отличают изысканность, праздничность, нежные тона, свет­лые, прозрачные краски.

Иконы в церквях и соборах размещались на отделяющем ал­тарную часть многоярусном Иконостасе.

С XIV в. возрождается культовое каменное строительство, ко­торое особенно активно ведется в Новгороде, Пскове и в Москве. Московское зодчество продолжает традиции владимиро­суздальского белокаменного зодчества. Примерами служат Троиц­кий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) и Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1427 г.).

В середине XIV в. Сергием Радонежским был основан Трои — це-Сергиев монастырь с особо строгим уставом служения. Мона­стырь стал духовным центром русских земель и опорой московских князей. В этот период идет активное сзроительство монастырей в северо-восточной Руси. Соловецкий монастырь основан в 1420­1430-е гг., Спасо-Андроников монастырь в Москве — в 1410-1427 гг,

В возрождающейся Руси идет активное возведение каменных Кремлей. Наиболее известный из них, Московский Кремль, имеет древнюю историю.

Первый Московский Кремль с дубовыми стенами был постро­ен при Иване Калите в первой половине XIV в. По его приказу на территории Кремля был воздвигнут первый каменный собор в Мо­скве — Успенский.

Второй белокаменный Кремль был построен из известняка Дмитрием Донским в 1367 г. для обороны Москвы от литовцев. Кремль сильно пострадал во время набега Тохтамыща в 1382 г.

Третий краснокирпичный Московский Кремль строится в конце XV — начале XVI вв. с участием итальянских мастеров, кото­рых именовали на Руси фрязинами. Сердце Кремля — Соборная пло­щадь, ансамбль которой оформляется в конце XV — начале XVI вв. В 1475-1479гг. Аристотель Фиораванти возводит взамен постра — давщего от пожаров новый величественный пятиглавый Успенский собор. Здесь венчались на царство русские цари, собирались Зем­ские соборы, объявлялись важнейщие государственные рещения.

Алевиз Новый (Фрязин) строит в 1505-1509 гг. усыпальницу Московских великих князей — Архангельский собор. В нем похоро­нены все московские цари до Петра I.

Домовую церковь московских государей собор — построили в 1484-1489 гг. псковские мастера.

Благовещенский

Для официальных приемов в 1487-1491 гг. Марко Руффо (Марк Фрязин) и Пьетро Антонио Солари возводят новую часть царского дворца с тронным залом — Грановитую палату. Ее назва­ние идет от «граней», украсивщих наружные стены.

Самым высоким зданием в Москве стала колокольня Ивана Великого (81 м). Ее первые три яруса Бон Фрязин укрепил металли­ческими балками, благодаря чему колокольня почти не пострадала в 1812, когда отступающие французы пытались ее взорвать. Верхние ярусы колокольни были достроены при Борисе Годунове в конце XVI в.

Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением храмов щло строительство новых кремлевских стен и бащен. Длина стены из красного кирпича достигала 2,25 км, толщи­на стен 3,5-6,5 м, а их высота 5-19 м. В XV в. были возведены 18 бащен из ныне существующих 20.

Новыми достижениями материальной культуры стали башен­ные часы и литье пушек (с конца XIV в.).

Вывод: На рубеже XV-XVI вв. идет формирование единой общерусской культуры, которая отличается самобытностью и высо­кой художественностью.

Словарь

Азбуковники — рукописные толковые словари, справочники со словами и терминами, размещёнными в Алфавитном порядке.

Венчание на царство— церемония коронации российских монархов.

Ереси — религиозные течения, отклоняющиеся от официаль­ного вероучения. Некоторые ереси возникали как форма социально­го протеста.

Иконостас — перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть.

Устав, полуустав, скоропись — графическая разновидность письма в русских рукописях.

Хронограф — сочинение по всемирной истории.

Шапка Мономаха — один из символов самодержавия в Рос­сии, венец русских великих князей и царей.

Фрязин (фряг) — старорусское название выходцев из Южной Европы, обычно итальянцев (другие выходцы из западной Европы назывались на Руси немцами).

Тестовые задания

1. Успенский собор в Московском Кремле возводился как близкий по облику к Успенскому собору одного древнего рус­ского города. Что это был за город?

1) Тверь

2) Владимир

3) Суздаль

4) Киев

2. Название «Москва белокаменная» берет начало с:

1) XIII в.

2) XIV в.

3) XV в.

4) XVI в.

3. Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карам­зина и укажите, о ком в нем говорится:

«В то время как Васко да Гама единственно мыслил о воз­можности найти путь от Африки к Индостану, наш тверской купец уже купечествовал на берегу Малабара».

1) об Афанасии Никитине

2) о Ермаке Тимофеевиче

3) о Семене Дежневе

4) о Ерофее Хабарове

4. Имя Евпатия Коловрата связано с:

1) нашествием Батыя на Рязанскую землю

2) битвой на реке Калке

3) обороной Киева от монголов

4) борьбой новгородского дворянства с князем

5. Прочтите озрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идет речь:

«Нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранив­шихся работ величайшего русского художника средневековья неве­лик, но даже одной — единственной неповторимой «Троицы» — было бы достаточно для бессмертия его имени».

1) о Феофане Греке

2) об Андрее Рублеве

3) о Дионисии

4) о Данииле Черном

6. Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый — это:

1) военные специалисты, приглашенные на службу Иваном III

2) путешественники, оставившие записки о Московском госу­дарстве

3) религиозные деятели

4) зодчие, возводившие соборы и стены Московского Кремля

7. О Куликовской битве повествует:

1) «Апостол»

2) «Задонщина»

3) «Поучение детям»

4) «Русская правда»

8. Современником Ивана 111 был:

1) Симон Ушаков

2) Аристотель Фиораванти

3) Андрей Рублёв

4) Феофан Грек

9. Выдающимся иконописцем XV в. был:

1) Симон Ушаков

2) Дионисий

3) Аристотель Фиораванти

4) Алевиз Новый

10. К творчеству тверского купца Афанасия Никитина от­носится:

1) «Слово о полку Игореве»

2) «Хождение за три моря»

3) «Четьи-Минеи»

4) «Домострой»

11. Белокаменный Московский Кремль был построен в:

1) конце XIII в.

2) 20-е годы XIV века

3) 60-е годы XIV века

4) 90-е годы XIV века

12. Прочитайте отрывок и определите, о каком Великом князе идет речь:

«Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, [князь] нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Ита­лии выписаны были мастера, которые построили новый Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором».

1) Иван Калита

2) Василий II

3) Василий III

4) Иван III

13. Выдающимся произведением древнерусской литерату­ры Х1П века является:

1) «Слово о погибели Русской земли»

2) «Слово о полку Игореве»

3) «Поучение Владимира Мономаха»

4) «Повесть временных лет»

14. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче посвящена:

1) разорению Рязани ордынцами

2) битве на реке Калке

3) стоянию на р. Угре

4) восстанию жителей Твери против ордынцев

15. Софоний Рязанец — это;

1) видный политический деятель XIV века

2) древнерусский писатель, автор «Задонщины»

3) великий князь рязанский

4) русский иконописец

16. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены при:

1) Иване Калите

2) Симеоне Гордом

3) Дмитрии Донском

4) Василии I

17. Этот собор был построен по заказу Ивана III Великого в качестве домовой церкви великого князя:

1) Архангельский собор

2) Благовещенский собор

3) Воскресенский собор

4) Успенский собор

18. Собор Московского Кремля, построенный в честь не­бесного покровителя московских князей и царей рода Рюрико­вичей, одновременно их усыпальница:

1) Архангельский собор

2) Благовещенский собор

3) Воскресенский собор

4) Успенский собор

19. Собор Московского Кремля, в котором проводился обряд венчания на царство:

1) Архангельский собор

2) Благовещенский собор

3) Воскресенский собор

4) Успенский собор

20. Феофан Г рек — это:

1) церковный деятель

2) митрополит

3) художник-иконописец

4) зодчий, выходец из Византии

21. Центрами просвещения в средневековой Руси были:

1) школы

2) княжеские дворы

3) университеты

4) монастыри

22. Прочитайте отрывок из работы современного историка об иконе XIV в. и укажите, кто был создателем иконы:

«Эта икона изображает трех ангелов за трапезой. Нежные, строй­ные фигуры ангелов; их склоненные головы с задумчивым взором, уст­ремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется, поистине, молиться, — столько в них умилительного, возвышенного и духовного».

1) Феофан Грек

2) Андрей Рублев

3) Дионисий

4) Симон Ушаков

23. Установите соответствие между названиями произведений культуры и именами их создателей; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Произведение

A) «Хождение за три моря»

Б) «Задонщина»

B) Успенский собор Москов­ского Кремля

Г) «Поучение детям»

Создатели

1) Афанасий Никитин

2) Нестор

3) Софоний Рязанец

4) Аристотель Фиораванти

5) Владимир Мономах

Ответ:

24. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют развитие русской культуры XII1-XV веков:

1 Кремль

2 хронограф житие

Книгопечатание землеописание скоропись

Найдите и запишите в ответ порядковый номер термина, который не относится к XIII-XV вв.

Ответ:

25. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, относятся к зодчим:

1 Аристотель Фиораванти

2 Петрок Малой_________

3 Феофан Грек

Алевиз Новый________________

5 Антонио Солари

6 Бон Фрязин

Найдите и запишите порядковый номер представителя отече­ственной культуры, не являющегося архитектором.

Ответ:

26. Напишите фамилию путешественника, чей маршрут указан на карте.

Ответ:

27. Напишите век (одним словом), когда было со­вершено путешествие, ука­занное на карте.

Ответ:

28. Как назывались путе­вые заметки, оставленные путешественником?

Ответ:

29. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из пяти пред­ложенных.

1) Родной город путешественника — Москва.

2) Он написал книгу о своем путешествии, в которой первым из европейцев дал подробное описание средневековой Индии.

3) Город, откуда он отправился в путь, был в то время столицей независимого княжества.

4) Путешественник благополучно вернулся домой.

5) Путешественник принадлежал к купеческому сословию.

Ответ:

I?!?.

Й"’

J -’fi

*<1

30. Какие суждения об архи­тектурном сооружении, пред­ставленном на изображении, являются верными? Выберите два суждения из пяти предло­женных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Укрепления были построены по приказу Ивана I Калиты.

2) Укрепленные стены этого сооружения были взяты изменой войсками Тохтамыша в 1382 г.

3) Литовской рати Ольгерда удалось взять их штурмом в 1368 году.

4) Архитекторами этого архитектурного ансамбля были итальянцы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

5) Укрепления были построены по приказу Дмитрия Донского.

Ответ:

31. Все, кроме одного, из представленных ниже памятников находятся в том же городе, что и укрепления, изображенные на кар-

Тине выше. Какой памятник архитектуры находится в другом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

1)

3)

4)

Ответ:

32. Какие суждения об архитектурном сооружении, представ­ленном на изображении, являются верными? Выберите два сужде­ния из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми

Они указаны

ЭЕ

ЭЕ

"1 1) Собор сооружен под руково — J дством итальянского зодчего I А. Фиораванти.

I 2) В нем собирались Земские

I соборы и венчались на царство Я русские цари.

" 3) Собор служил усыпальницей в Московских великих князей.

; 4) Собор построен в ХП веке.

? 5) Собор расположен во Вла — ‘ димире.

Ответ:

33. в Киевском или «владимировом» цикле былин воспеваются героические подвиги богатырей, их сила, мужество.

В Новгородском же цикле нет описаний воинских подвигов, борьбы с оружием в руках. Ценится удаль молодецкая, удача в де­лах, описывается быт средневекового города (например, изобража­ются кулачные бои).

Объясните разницу в сюжетах былин (приведите не менее двух положений).

Назовите героев киевского и новгородского былинных циклов (не менее трех имен).

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago