Теория

Характерными чертами развития культуры в годы Великой Отечественной войны было отражение в художественных произве­дениях подвига народа, обращение к национальной традиции, ге­роическому историческому прошлому.

Культурная и научная жизнь были подчинены задачам По­беды, устанавливался жесткий идеологический контроль, велась активная пропагандистская работа КПСС по мобилизации насе­ления.

Культурная политика в целом отличалась крайней противоре­чивостью.

С одной стороны, ее характеризовали национализм и шови­низм, депортация народов (чеченцев, ингушей, крымских татар), апологетика жестокости сильных властителей — Ивана Грозного и Петра Великого. С другой стороны, советская власть в условиях неимоверных тягот военного периода, в поисках поддержки всех слоев населения примирилась с Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. благословила народ «на защиту священных рубежей Родины». В 1943 г было восстановлено патриаршество, патриархом всея Руси был избран митрополит Сергий.

Сплочению народа должно было послужить официальное ут­верждение в 1944 г. нового гимна СССР (музыка А. В. Александрова, Текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана].

Война повлекла за собой огромные культурные потери. Было разрушено 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследователь­ских институтов, сожжены и разграблены 430 музеев. Безвозвратно утрачены фрески XII века в Софийском соборе в Новгороде, погиб­ли в Сталинграде картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишки­на, И. К. Айвазовского и многое другое.

Тяжелый период переживало отечественное образование. Вследствие оккупации и эвакуации в 3,5 раза сократилось число студентов, уменьшилось общее количества вузов. Прекратилось обучение в школах на оккупированных территориях. Но отдельные школы и вузы продолжали работать даже в тылу врага.

Для того чтобы сохранить подготовку специалистов, универ­ситеты временно перешли на сокращенный, 3 4-летний срок обуче­ния. Сворачивается начатый до Великой Отечественной войны пе­реход на всеобщее среднее образование. Чтобы повысить качество образования, были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, лучших выпускников поощряли вручением золотых и серебряных медалей. В вузах обязательной стала защита дипломной работы. Даже в условия войны открывались новые вузы (всего 56), и к концу войны довоенная численность студентов была восстановлена. Расширилась сеть вечерних школ для обучения мо­лодежи без отрыва от производства.

Задачам Победы была подчинена научная жизнь страны. Соз­давались новые научные центры на Урале, в Сибири, в Средней Азии. Крупный вклад в разработку новых видов оружия сделали отечественные физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов — создатели ра­диолокационных и оптических приборов, магнитных мин, зажига­тельных смесей. И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон работают над проектом по созданию ядерного оружия. Противоминную защиту кораблей усовершенствовал А. П. Александров. Благодаря П. Л. Ка­пице начали производить оборудование для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов.

В области медицины важнейшим открытием стало создание антибиотиков (получение пенициллина) благодаря исследованиям

З.В. Ер. мольевой. А. В. Вишневский предложил обезболивание и по­вязки с мазями для лечения ран и ожогов. Методы лечения ранений черепа и сосудов были разработаны Н. Н. Бурденко.

Талантливые военные инженеры-конструкторы создают са­мые передовые модели боевой техники. Работают авиаконструктор — ские бюро А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Ми­кояна, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова (истребители Як-1, Ла-5; МиГ-3, И-16; бомбардировщики Ил-4, Пе-2, штурмовик Ил-2). Лучший средний танк Второй мировой войны, знаменитый Т-34, обязан своим рождением М. И. Кошкину. Внедрение метода скоро­стной сварки Е. О. Патоном позволило увеличить выпуск танков.

Ведет работы над созданием автоматического оружия М. Т. Калашников (серийное производство «АК-47» начато в 1947г.). Ученые-химики разрабатывают новые сплавы, взрывчатые вещест­ва, лекарства.

Геолог В. А. Обручев открыл месторождения нефти и железной руды. Математические расчеты для авиаконструкторов (борьба с вибрацией) провел М. В. Келдыш.

Тысячи осужденных за антисоветскую деятельность ученых вносят свой вклад в победу в «шарашках» — особых конструктор­ских бюро и лабораториях.

Литература, живопись, музыка проникнуты темой войны. Символом борьбы с захватчиками стали песня «Свяшенная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова) и плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

В блокадном Ленинграде написаны «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц и Седьмая («Блокадная») симфония Д. Д. Шостако­вича. Подвиг народа передал музыкальными средствами С. С. Про­кофьев в увертюре «1941 год» и опере «Война и мир». Любимым героем фронтовиков стал Василий Теркин (поэма А. Т. Твардовско­го). Верностью и любовью, долгом и честью проникнуты знамени­тое стихотворение К. М. Симонова «Жди меня» и стихи поэтов — песенников А. А. Суркова, М. В. Исаковского, Е. А. Долматовского,

В.И. Лебедева-Кумача, музыку к которым писали композиторы М. И. Блантер, И. О. Дунаевский, Н. Богословский.

В эти годы М. А. Шолохов написал рассказ «Наука ненависти», начал писать роман «Они сражались за Родину». А. А. Фадеев посвя­тил подвигу подпольщиков роман «Молодая гвардия». Многие пи­сатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Фронто­вые бригады дали 440 тыс. спектаклей и концертов. Перед бойцами выступали Н. К. Черкасов, К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, хор им. М. Пятницкого, ансамбль песни и пляски Советский Армии под руководством А. Александрова.

Героические подвиги в войнах прошлых лет и в Великой Оте­чественной войне, боль утрат отразили в своих полотнах художники П. Д. Корин (триптих «Александр Невский»), А. А. Дейнека («Оборо­на Севастополя»), А. А. Пластов («Фашист пролетел»), Кукрыниксы (плакаты, «Бегство фашистов из Новгорода»).

Начинается издание серии ЖЗЛ — «Жизнь замечательных людей».

Документальное кино «Разгром немецких войск под Моск­вой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин», хроники битв и фронтовых будней показывали реальное лицо войны.

Художественные ленты сочетали в себе суровую военную правду («Зоя», «Нашествие», «Она защищает Родину») и внутрен­ние переживания героев («Парень из нашего города», «Два бойца», «Небесный тихоход» и др.). Работали гениальные режиссеры:

С.А. Герасимов, Г. В. Александров, С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев, М. И. Ромм. Яркие образы на экране создали киноактеры М. Н. Бер­нес, Н. А. Крючков, М. И. Жаров, М. А. Ладынина, Н. К. Черкасов, Б. П. Чирков.

Тестовые задания

1. А. И. Микоян, С. А. Лавочкин, В. М. Петляков — это из­вестные:

1) композиторы

2) инженеры-конструкторы

3) физики

4) писатели

2. Авторы нового гимна СССР, исполненного впервые 1 января 1944 г.:

1) Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев

2) А. В. Александров, С. В. Михалков, Г. Г. Эль-Регистан

3) А. А. Пластов, А. А. Дейнека

4) М. Н. Бернес, Н. А. Крючков

3. Укажите автора «Блокадной» симфонии, впервые ис­полненной в блокадном Ленинграде и посвященной мужеству защитников города:

1) Д. Д. Шостакович

2) А. В. Александров

3) С. С. Прокофьев

4) И. О. Дунаевский

4. Большой вклад в организацию массового производства танков и артиллерии внёс коллектив Института электросварки во главе с академиком:

1) В. Л. Комаровым

2) Е. О. Патоном

3) А. П. Александровым

4) И. В. Курчатовым

5. Музыкальным символом народной стойкости в годы войны стала песня «Священная война», которую написал на стихи В. И. Лебедева-Кумача композитор:

1) Д. Б. Кабалевский

2) А. В. Александров

3) Д. Д. Шостакович

4) С. С. Прокофьев

6. Самое популярное в годы Великой Отечественной войны стихотворение «Жди меня» написал:

1) М. В. Исаковский

2) К. М. Симонов

3) А. А. Сурков

4) А. Т. Твардовский

7. В 1943 г. в результате встречи патриаршего местоблю­стителя русской православной церкви Сергия с И. В. Сталиным было решено:

1) восстановить патриаршество и выбрать патриарха

2) выбрать патриарха и образовать Священный Синод

3) открыть несколько богословских учебных заведений

4) провести кампанию по изъятию церковных ценностей на нужды обороны

8. Какие из перечисленных фильмов посвящены Великой Отечественной войне? Выберите три названия и перенесите цифры, под которыми они обозначены, в ответ.

«А зори здесь тихие»

«Горячий снег»

5 «Летят журавли»

6 «Кубанские казаки»

2 «Служили два товарища» «9 рота»

Ответ:

9. Какие три из перечисленных ниже фамилий являются фа­милиями деятелей советского эстрадного искусства военных лет? Выберите три фамилии и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

К. М. Симонов

2 К. И. Шульженко С. И. Вавилов

4 Л. А. Русланова Л. О. Утесов

6 В. С. Гроссман

Ответ:

10. Выберите из предложенных три фамилии членов извест­ной группы художников-карикатуристов «Кукрыниксы» и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

_1

2

3

М. В. Куприянов

П. Н. Крылов

Н. А. Соколов

И. М. Тоидзе

5 П. Д. Корин

А.А. Дейнека

Ответ:

11. Прочтите отрывок из радиообращения советского компо­зитора и укажите фамилию этого композитора.

«Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых во­рот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площа­дей доносятся орудийные раскаты… Два часа назад я закончил две первые части симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо… то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сей-

Час, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас боевую вахту…»

1 Д. Д. Шостакович И. О. Дунаевский

Ответ:

3 И. Ф. Стравинский

В.И. Мурадели

12. Установите соответствие между писателями и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

_______ Писатели

A) Ю. В. Бондарев

Б) А. Т. Твардовский

B) К. М. Симонов

Г) А. А. Фадеев

_____ Названия произведений

1) «Живые и мёртвые»

2) «До свидания, мальчики»

3) «Горячий снег»

4) «Молодая гвардия»

5) «Василий Теркин»

Ответ:

13. Установите соответствие между фамилиями конструкто­ров и видами вооружений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

_____ Конструкторы

A) М. И. Кошкин

Б) А. С. Яковлев

B) М. Т. Калашников

Г) И. И. Гвай

______ Виды вооружений__________

1) автоматическое стрелковое оружие

2) самолёты

3) танки

4) артиллерия

5) корабли

Ответ:

14. Установите соответствие между фамилиями российских учёных и сферой деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

________ Ученые

A) Н. Н. Бурденко Б) И. В. Курчатов

B) М. В. Келдыш Г) В. А. Обручев

__________ Сферы деятельности

1) ядерная физика

2) медицина

3) геология

4) математика

5) химия

Ответ:

15. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Деятели культуры

A) А. А. Пластов

Б) С. С. Прокофьев

B) П. Д. Корин

Г) А. А. Дейнека

__________ Произведения_______

1) «Оборона Севастополя»

2) «Фашист пролетел»

3) триптих «Александр Невский»

4) «Ленинградская поэма»

5) опера «Война и мир»

Ответ:

16. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

_____ Деятели культуры

A) А. В. Александров

Б) А. Т. Твардовский

B) И. М. Тоидзе

Г) О. Ф. Берггольц

_________ Произведения________

1) «Священная война»

2) «Родина-мать зовет!»

3) «Василий Теркин»

4) «Они сражались за Родину»

5) «Ленинградская поэма»

Ответ:

17. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных писателей, авторов произ­ведений о Великой Отечественной войне.

Б. Л. Васильев

К. М. Симонов

Ю. В. Бондарев

И. М. Тоидзе В. В. Быков Б. Н. Полевой

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является писателем.

Ответ:

18. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями конструкторов боевой техники.

М. И. Кошкин

Ж. Я. Котин

С.В. Ильюшин

А. и. Микоян

5 А. Н. Туполев А. А. Фадеев

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является конструктором.

Ответ:

19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, Обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.,

Автор

Сфера дея­тельности Художник певица композитор поэт

Название Произведения (Б) «Синий платочек» «Священная война» (11

IBi (Г) ХД1

Элементы:

1 2

2 4

5

А. А. Пластов_______

К. П. Шульженко

О. Ф. Берггольц «Жди меня»

Д. Д. Шостакович

6

2

2 9

А. В. Александров

Л. А. Русланова

К. М. Симонов______

«Фашист пролетел»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­Ми буквами и перенесите их в ответ.

Б

Ответ:

Ji

Л.

20. Какие суждения о данной картине являются ’ “ ‘ : два суждения из пяти пред­

Верными? Выберите

’ n/iMzaiI1JI fV QnniJifiij’T’

Ложенных. Запишите в ответ цифры, под кото­рыми они указаны.

1) На картине изображен Д. И. Донской.

2) Автором картины является художник

А. А. Пластов.

3) Картина была написана в ознаменование по­беды над Мамаем в Куликовской битве.

4) Картина написана в годы Великой Отечест­венной войны.

5) В разгар войны указом Президиума Верхов-

Ного Совета СССР от 29 июля 1942 года учреждён орден имени изображенного на картине героя русской истории.

Ответ:

21. в каком городе, военное прошлое которого изображено на картине (фотографии) ниже, княжил во времена Древней Руси этот князь (см. вопр. 20). Найдите изображение и запишите его номер в ответ.

1)

3)

Ответ:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago