Характерными чертами развития культуры в годы Великой Отечественной войны было отражение в художественных произведениях подвига народа, обращение к национальной традиции, героическому историческому прошлому.
Культурная и научная жизнь были подчинены задачам Победы, устанавливался жесткий идеологический контроль, велась активная пропагандистская работа КПСС по мобилизации населения.
Культурная политика в целом отличалась крайней противоречивостью.
С одной стороны, ее характеризовали национализм и шовинизм, депортация народов (чеченцев, ингушей, крымских татар), апологетика жестокости сильных властителей — Ивана Грозного и Петра Великого. С другой стороны, советская власть в условиях неимоверных тягот военного периода, в поисках поддержки всех слоев населения примирилась с Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. благословила народ «на защиту священных рубежей Родины». В 1943 г было восстановлено патриаршество, патриархом всея Руси был избран митрополит Сергий.
Сплочению народа должно было послужить официальное утверждение в 1944 г. нового гимна СССР (музыка А. В. Александрова, Текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана].
Война повлекла за собой огромные культурные потери. Было разрушено 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сожжены и разграблены 430 музеев. Безвозвратно утрачены фрески XII века в Софийском соборе в Новгороде, погибли в Сталинграде картины И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского и многое другое.
Тяжелый период переживало отечественное образование. Вследствие оккупации и эвакуации в 3,5 раза сократилось число студентов, уменьшилось общее количества вузов. Прекратилось обучение в школах на оккупированных территориях. Но отдельные школы и вузы продолжали работать даже в тылу врага.
Для того чтобы сохранить подготовку специалистов, университеты временно перешли на сокращенный, 3 4-летний срок обучения. Сворачивается начатый до Великой Отечественной войны переход на всеобщее среднее образование. Чтобы повысить качество образования, были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, лучших выпускников поощряли вручением золотых и серебряных медалей. В вузах обязательной стала защита дипломной работы. Даже в условия войны открывались новые вузы (всего 56), и к концу войны довоенная численность студентов была восстановлена. Расширилась сеть вечерних школ для обучения молодежи без отрыва от производства.
Задачам Победы была подчинена научная жизнь страны. Создавались новые научные центры на Урале, в Сибири, в Средней Азии. Крупный вклад в разработку новых видов оружия сделали отечественные физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов — создатели радиолокационных и оптических приборов, магнитных мин, зажигательных смесей. И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон работают над проектом по созданию ядерного оружия. Противоминную защиту кораблей усовершенствовал А. П. Александров. Благодаря П. Л. Капице начали производить оборудование для получения жидкого воздуха и кислорода для госпиталей и военных заводов.
В области медицины важнейшим открытием стало создание антибиотиков (получение пенициллина) благодаря исследованиям
З.В. Ер. мольевой. А. В. Вишневский предложил обезболивание и повязки с мазями для лечения ран и ожогов. Методы лечения ранений черепа и сосудов были разработаны Н. Н. Бурденко.
Талантливые военные инженеры-конструкторы создают самые передовые модели боевой техники. Работают авиаконструктор — ские бюро А. Н. Туполева, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева, А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова (истребители Як-1, Ла-5; МиГ-3, И-16; бомбардировщики Ил-4, Пе-2, штурмовик Ил-2). Лучший средний танк Второй мировой войны, знаменитый Т-34, обязан своим рождением М. И. Кошкину. Внедрение метода скоростной сварки Е. О. Патоном позволило увеличить выпуск танков.
Ведет работы над созданием автоматического оружия М. Т. Калашников (серийное производство «АК-47» начато в 1947г.). Ученые-химики разрабатывают новые сплавы, взрывчатые вещества, лекарства.
Геолог В. А. Обручев открыл месторождения нефти и железной руды. Математические расчеты для авиаконструкторов (борьба с вибрацией) провел М. В. Келдыш.
Тысячи осужденных за антисоветскую деятельность ученых вносят свой вклад в победу в «шарашках» — особых конструкторских бюро и лабораториях.
Литература, живопись, музыка проникнуты темой войны. Символом борьбы с захватчиками стали песня «Свяшенная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова) и плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».
В блокадном Ленинграде написаны «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц и Седьмая («Блокадная») симфония Д. Д. Шостаковича. Подвиг народа передал музыкальными средствами С. С. Прокофьев в увертюре «1941 год» и опере «Война и мир». Любимым героем фронтовиков стал Василий Теркин (поэма А. Т. Твардовского). Верностью и любовью, долгом и честью проникнуты знаменитое стихотворение К. М. Симонова «Жди меня» и стихи поэтов — песенников А. А. Суркова, М. В. Исаковского, Е. А. Долматовского,
В.И. Лебедева-Кумача, музыку к которым писали композиторы М. И. Блантер, И. О. Дунаевский, Н. Богословский.
В эти годы М. А. Шолохов написал рассказ «Наука ненависти», начал писать роман «Они сражались за Родину». А. А. Фадеев посвятил подвигу подпольщиков роман «Молодая гвардия». Многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Фронтовые бригады дали 440 тыс. спектаклей и концертов. Перед бойцами выступали Н. К. Черкасов, К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, хор им. М. Пятницкого, ансамбль песни и пляски Советский Армии под руководством А. Александрова.
Героические подвиги в войнах прошлых лет и в Великой Отечественной войне, боль утрат отразили в своих полотнах художники П. Д. Корин (триптих «Александр Невский»), А. А. Дейнека («Оборона Севастополя»), А. А. Пластов («Фашист пролетел»), Кукрыниксы (плакаты, «Бегство фашистов из Новгорода»).
Начинается издание серии ЖЗЛ — «Жизнь замечательных людей».
Документальное кино «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин», хроники битв и фронтовых будней показывали реальное лицо войны.
Художественные ленты сочетали в себе суровую военную правду («Зоя», «Нашествие», «Она защищает Родину») и внутренние переживания героев («Парень из нашего города», «Два бойца», «Небесный тихоход» и др.). Работали гениальные режиссеры:
С.А. Герасимов, Г. В. Александров, С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев, М. И. Ромм. Яркие образы на экране создали киноактеры М. Н. Бернес, Н. А. Крючков, М. И. Жаров, М. А. Ладынина, Н. К. Черкасов, Б. П. Чирков.
1. А. И. Микоян, С. А. Лавочкин, В. М. Петляков — это известные:
2. Авторы нового гимна СССР, исполненного впервые 1 января 1944 г.:
1) Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев
2) А. В. Александров, С. В. Михалков, Г. Г. Эль-Регистан
3) А. А. Пластов, А. А. Дейнека
4) М. Н. Бернес, Н. А. Крючков
3. Укажите автора «Блокадной» симфонии, впервые исполненной в блокадном Ленинграде и посвященной мужеству защитников города:
4. Большой вклад в организацию массового производства танков и артиллерии внёс коллектив Института электросварки во главе с академиком:
5. Музыкальным символом народной стойкости в годы войны стала песня «Священная война», которую написал на стихи В. И. Лебедева-Кумача композитор:
6. Самое популярное в годы Великой Отечественной войны стихотворение «Жди меня» написал:
7. В 1943 г. в результате встречи патриаршего местоблюстителя русской православной церкви Сергия с И. В. Сталиным было решено:
1) восстановить патриаршество и выбрать патриарха
2) выбрать патриарха и образовать Священный Синод
3) открыть несколько богословских учебных заведений
4) провести кампанию по изъятию церковных ценностей на нужды обороны
8. Какие из перечисленных фильмов посвящены Великой Отечественной войне? Выберите три названия и перенесите цифры, под которыми они обозначены, в ответ.
«А зори здесь тихие»
«Горячий снег»
2 «Служили два товарища» «9 рота»
9. Какие три из перечисленных ниже фамилий являются фамилиями деятелей советского эстрадного искусства военных лет? Выберите три фамилии и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
К. М. Симонов
2 К. И. Шульженко С. И. Вавилов
4 Л. А. Русланова Л. О. Утесов
6 В. С. Гроссман
10. Выберите из предложенных три фамилии членов известной группы художников-карикатуристов «Кукрыниксы» и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
_1
2
3
М. В. Куприянов
П. Н. Крылов
Н. А. Соколов
И. М. Тоидзе
5 П. Д. Корин
А.А. Дейнека
11. Прочтите отрывок из радиообращения советского композитора и укажите фамилию этого композитора.
«Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты… Два часа назад я закончил две первые части симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо… то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сей-
Час, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас боевую вахту…»
1 Д. Д. Шостакович И. О. Дунаевский
3 И. Ф. Стравинский
В.И. Мурадели
12. Установите соответствие между писателями и названиями их произведений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
_______ Писатели
Б) А. Т. Твардовский
Г) А. А. Фадеев
13. Установите соответствие между фамилиями конструкторов и видами вооружений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
_____ Конструкторы
Б) А. С. Яковлев
Г) И. И. Гвай
______ Виды вооружений__________
1) автоматическое стрелковое оружие
14. Установите соответствие между фамилиями российских учёных и сферой деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
________ Ученые
A) Н. Н. Бурденко Б) И. В. Курчатов
B) М. В. Келдыш Г) В. А. Обручев
Ответ:
15. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
Деятели культуры
Б) С. С. Прокофьев
Г) А. А. Дейнека
__________ Произведения_______
3) триптих «Александр Невский»
Ответ:
16. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их произведениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
_____ Деятели культуры
Б) А. Т. Твардовский
Г) О. Ф. Берггольц
_________ Произведения________
17. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных писателей, авторов произведений о Великой Отечественной войне.
Б. Л. Васильев
К. М. Симонов
Ю. В. Бондарев
И. М. Тоидзе В. В. Быков Б. Н. Полевой
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является писателем.
Ответ:
18. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями конструкторов боевой техники.
М. И. Кошкин
Ж. Я. Котин
С.В. Ильюшин
А. и. Микоян
5 А. Н. Туполев А. А. Фадеев
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является конструктором.
Ответ:
19. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, Обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.,
Сфера деятельности Художник певица композитор поэт
Название Произведения (Б) «Синий платочек» «Священная война» (11
IBi (Г) ХД1
Элементы:
1 2
2 4
5
А. А. Пластов_______
К. П. Шульженко
О. Ф. Берггольц «Жди меня»
Д. Д. Шостакович
6
2
2 9
А. В. Александров
Л. А. Русланова
К. М. Симонов______
«Фашист пролетел»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующиМи буквами и перенесите их в ответ.
Б
Ji
Л.
20. Какие суждения о данной картине являются ’ “ ‘ : два суждения из пяти пред
Верными? Выберите
’ n/iMzaiI1JI fV QnniJifiij’T’
Ложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) На картине изображен Д. И. Донской.
2) Автором картины является художник
А. А. Пластов.
3) Картина была написана в ознаменование победы над Мамаем в Куликовской битве.
4) Картина написана в годы Великой Отечественной войны.
5) В разгар войны указом Президиума Верхов-
Ного Совета СССР от 29 июля 1942 года учреждён орден имени изображенного на картине героя русской истории.
21. в каком городе, военное прошлое которого изображено на картине (фотографии) ниже, княжил во времена Древней Руси этот князь (см. вопр. 20). Найдите изображение и запишите его номер в ответ.
1)
3)
Ответ:
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…