Развитие культуры в 30-е гг. XX в. идет в условиях форсированной индустриализации и установления режима личной власти И. В. Сталина. Жесткий административный и идеологический контроль над культурной жизнью привел к ликвидации многообразия творческих объединений и унификации культурных процессов. В качестве единственного художественного метода утверждаегся метод социалистического реализма. Культура включается в систему государственных органов и теряет свою творческую независимость. Начинаются репрессии в отношении деятелей культуры. Резко сужаются культурные связи с «внешним миром».
С другой стороны, развитие культуры в этот период характеризуется высокими достижениями в области образования, науки, техники, художественного творчества.
Государство активно использует разнообразные методы культурной и идеологической мобилизации масс. Создаются университеты культуры, партийные школы и университеты марксизма-ленинизма, ведется оборонно-массовая и физкультурная работа (общества ДОСААФ, ОСОАВИАХИМ, программа ГТОт внедряются новые советские праздники, устраиваются демонстрации, парады физкультурников. Активно пропагандируется советский образ жизни и отдыха. Досуг направляется и контролируется через организацию отдыха в санаториях, клубах, парках культуры, домах пионеров. Проводятся кампании солидарности с трудящимися зарубежных стран. Усиливается антирелигиозная пропаганда.
Главным направлением в развитии образования становится подготовка кадров в условиях индустриализации. В 1928 г. развернулась новая атака на неграмотность. К 1939 г. грамотность в СССР составила 81%. В 1930 г. Было введено всеобщее обязательное начальное 4-х летнее образование, начался переход к обязательному семилетнему образованию. Государственные ассигнования на образование выросли в 10 раз по сравнению с 1920-ми гг.
Народы национальных окраин получили письменность. В то же время было введено обязательное изучение русского языка в национальных школах.
Обучение велось по единым учебникам в рамках урочной системы. Для подготовки квалифицированных рабочих на предприятиях создавались школы ФЗУ.
Выросло число педагогических институтов, университетов, промышленных академий и инженерных вузов, были сняты классовые ограничения при поступлении в вузы и введены вступительные экзамены. К концу 30-х г. СССР вышел на первое место в мире по Числу учащихся и студентов.
Развитие науки идет под жестким партийным контролем. Идеологической основой всех наук был объявлен выпущенный в 1938 г. «Краткий курс ВКП(б)». Организуются гонения на «буржуазных историков и философов», репрессии против экономистов {Н. Д. Кондратьев И А. В. Чаянов), запрещена и заменена на исторический материализм социология. Для исторических работ характерны культ сильной личности (Петр I, Иван Грозный), идеализация образов народных вождей (С. Разин, Е. Пугачёв) и руководителей революционного движения.
Прекращены исследования в области кибернетики, молекулярной биологии, генетики. В то же время мировое признание получили исследования советских физиков П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова (квантовая теория света, метод обнаружения космических лучей, физика атомного ядра), химика Н. Н. Семенова (цепные реакции), биологов Н. И. Вавилова, И. В. Мичурина, математика А. М. Колмогорова (теория вероятностей).
Развитие науки носит практико-ориентированный характер. Построен первый советский вертолет, открыты новые методы сварки, проведена повсеместная радиофикация, разведаны месторождения нефти {И. М. Губкин). Полярные исследования проводят И. Д. Папанин, О. Ю. Шмидт. В 1937 г. Советский экипаж под руководством В. П. Чкалова совершил беспересадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).
В художественной культуре доминирующими темами стали темы героизации революционного прошлого, жертвенности повседневного труда во имя социализма, энтузиазма и оптимизма, веры в коммунистическое «завтра», тревожного предчувствия грядущей военной катастрофы.
В условиях цензуры и жесткого государственного контроля утверждается метод социалистического реализма. Он включал в себя принципы конкретности (описывать реальность в соответствии с историческим революционным развитием), идейности и партийности, социалистического гуманизма (необходимость революционного насилия во имя интересов трудящихся) и народности (понятность искусства для простого человека, использование выразительных средств народной культуры).
Органами цензуры и контроля над сферой культуры стали Управление агитации и пропаганды, Союзкино, Всесоюзный комитет по делам высшей школы. Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию. Всесоюзный комитет по делам искусства и др.
Право на творчество получали только члены общественных, но полностью подконтрольных государству организаций: Союз писателей, Союз художников. Союз композиторов и др.
Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» упразднялись все писательские группы. В 1934 г. Был создан Союз писателей под председательством А. М. Горького (произведения писателей, не входивших в Союз, не публиковались).
В то же время в этот период созданы талантливые произведения, такие как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Поднятая целина», «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Петр Первый» А. Н. Толстого. Детскую литературу представляли С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. П. Гайдар, драматургию — Н. Ф. Погодин, Л. М. Леонов, Вс. Вишневский. Продолжалось поэтическое творчество А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама.
Звания лауреата Нобелевской премии в области литературы «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» в 1933 г. был удостоен И. А. Бунин Он эмигрировал из России в 1920 г. и получал премию «без гражданства».
В 1934 г. был создан Союз советских художников. Под запрет попали картины художников-авангардистов {Малевича, Фалька и др.). Однако в рамках соцреализма замечательные полотна создают А. А. Дейнека, И. Э Грабарь, М. В. Нестеров.
В скульптуре утверждается монументализм. Символом эпохи стала работа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Вклад в советское музыкальное искусство внесли С. С. Прокофьев (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатурян (музыка к кинофильму «Маскарад»). Всенародную любовь получили песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. П. Соловьева-Седого.
Но творить разрешалось только в рамках дозволенного. Осуждены за формализм и запрещены были опера «Леди Макбет Мцен- ского уезда» и балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича.
В 1935 г. был разработан генеральный план реконструкции Москвы. Начинается массовое градостроительство (дворцы культуры, рабочие клубы, детские сады, больницы).
В 1935 г. Открыта первая станция Московского метрополитена. По проекту архитектора А. В. Щусева построен мавзолей В. И. Ленина.
Реконструкция Москвы и других городов сопровождалась уничтожением исторических и культурных памятников (уничтожена Сухарева башня и Красные ворота в Москве, в 1931 г. взорван храм Христа Спасителя).
В 30-е гг. XX в. кино становится массовой и самостоятельной отраслью культуры. Появляется звуковое кино («Путёвка в жизнь», 1931). Снимаются фильмы с революционной тематикой («Чапаев», реж. братья Васильевы), исторические ленты («Александр Невский», реж. С. М. Эйзенштейн), музыкальные комедии («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», режиссер Г. В. Александров; «Трактористы», режиссер И. А. Пырьев), зарождается советская лениниана («Человек с ружьем», режиссер СИ. Юткевич’, «Ленин в Октябре», режиссер М. И. Ромм). Начато производство фильмов для детей и юношества — «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан». В фильмах снимаются замечательные актеры; Б. Ф. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жаров. И. А. Крючков, М. А. Ладынина, Л. П. Орлова, И. К Черкасов.
В 1936-1938 гг. проводится кампания борьбы против формализма и натурализма, конструктивизма в искусстве. К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С. А. Есенин, А. А. Ах. ма — това, М. И. Цветаева, М. А. Булгаков. М. М. BoufeuKO, А. И. Платонов И многие другие. Погибли в застенках поэты и писатели Д. И. Хар. мс, О. Э. Мандельшта. м, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель, И. А. Клюев, режиссер В. Э. Мейерхольд. В 1937-1938 гг. по приговору Военной коллегии были расстреляны видные экономисты И. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов. Трагична судьба С. А. Есенина, В. В. Маяковского — Конфликт с официальной идеологией и смерть.
ГТО — «Готов к труду и обороне», физкультурный комплекс с едиными нормативами.
Добровольное общество содействия армии,
ДОСААФ Авиации и флоту.
ОСО АВИ АХИМ — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству.
Конформизм — соглащательство.
<(Мейерхольдовщина» (по имени режиссера В. Э. Мейерхольда) — особый творческий прием, поиск новой формы воздействия на зрителя; в устах чиновников слово приобрело бранный оттенок — этим словом (как и словом «формализм») выражали пренебрежительное отнощение к новаторским театральным постановкам.
Мещанство (в стилистике 20-30-х гг.) — преобладание узких частнособственнических интересов, ограниченность духовного кругозора.
Монументализм — преобладание в скульптуре и архитектуре крупных, величественных форм.
Мобилизационное сознание — сознание масс, находящееся под репрессивным контролем партии и государства.
Социалистический реализм — художественный метод, характеризующийся показом жизненной реальности в ее революционном развитии с партийно-идеологических позиций.
Унификация культуры — приведение культуры к единообразию, единому образцу, подчинение идеологическим установкам ВКП(Б).
ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) — школы, действую — 1цие при крупных предприятиях и занимающиеся подготовкой квалифицированных рабочих (в 30-е гг. на базе семилетки).
Формализм — направление в искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в противовес содержанию.
Шарашка — закрытое конструкторское бюро, спецтюрьма для ученых.
1. Всеобщее обязательное начальное четырехлетнее образование было введено Постановлением ЦИКа и Совнаркома СССР в:
2. Генеральный план реконструкции Москвы, предусматривающий строительство высотных зданий, метрополитена. Дворца Советов был разработан и принят в:
3. Культурному многообразию в СССР положило конец постановление ЦК ВКП(б):
1) «О работе молодёжных организаций»
2) «О перестройке литературно-художественных организаций»
3) «О политике партии в области художественной литературы»
4) «О работе по перестройке быта»
4. К целям «культурной революции» в СССР в 1930-е гг. относится:
1) воспитание человека нового советского общества
2) переход к всеобщему вьющему образованию
3) распространение православия
4) воспитание уважения к традициям русской культуры.
5. Союз писателей СССР был создан в:
6. К последствиям государственной политики в области культуры в СССР в 1930-х относится:
1) освобождение культуры от идеологического контроля
2) ликвидация цензурных ограничений
3) поощрение многообразия художественных стилей и форм
4) утверждение социалистического реализма как официального художественного метода в искусстве
7. Дважды лауреат Сталинской премии, режиссёр, снявший кинокомедии «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»:
8. В 1930-е гг. на экраны советских кинотеатров вышли известные кинофильмы:
2) «Чапаев», «Путёвка в жизнь», «Александр Невский»
3) «Свинарка и пастух», «Свадьба в Малиновке»
4) «Броненосец Потёмкин», «Мать»
9. В 1930-е гг. годы были репрессированы писатели:
1) О. Э. Мандельштам, Б. А. Пильняк
2) А. Н. Толстой, А. П. Гайдар
3) А. А. Фадеев, А. Е. Корнейчук
4) М. А. Шолохов, В. П. Катаев
10. Прочитайте фрагмент устава Союза советских писателей и укажите принцип, о реализации которого идёт речь:
«Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм Коммунистической партии».
11. Первый съезд советских писателей провозгласил:
1) плюрализм стилей и методов в литературе
2) деидеологизацию в литературе
3) лозунг «Литература — вне политики»
4) социалистический реализм основным методом в литературе
12. В сталинскую эпоху методологической основой всех научных работ и концепций стал труд И. В. Сталина:
1) «Краткий курс истории ВКП(б)»
3) «Детская болезнь "левизны" в коммунизме»
13. В 1930-е гг. были запрещены исследования в области таких наук как:
14. Выдающийся кинорежиссер, постановщик фильмов «Иван Грозный», «Броненосец "Потёмкин"», «Александр Невский»:
15. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Автор автобиографического цикла стихов "Реквием’ о жертвах политических репрессий 1930-х гг.»
Ответ: .
16. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Русский советский писатель и драматург. С начала 1930-х гг. и до конца жизни работал над романом "Мастер и Маргарита"».
Ответ:
17. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Русский советский писатель, публицист, общественный деятель. В 1934 г. возглавил Союз писателей».
Ответ:
18. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
IC
«Выдающийся русский и советский экономист, основоположник теории "длинных волн". В 1930 г. репрессирован по делу Трудовой крестьянской партии", впоследствии расстрелян».
Ответ:
19. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Русский поэт, переводчик и литературовед. В 1933 г., на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет антисталинскую эпиграмму "Мы живем, под собою не чуя страны…", за которую его арестовывают. Умер в 1938 г. от тифа в пересыльном лагере».
Ответ:
20. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Советский скульптор. Завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала символом советского государства».
Ответ:
21. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:
«Советская актриса. Сыграла главные роли в музыкальных фильмах режиссера Г. В. Александрова: "Весёлые ребята", "Цирк", "Волга — Волга"».
Ответ:
22. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности: к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.
Деятели культуры
Б) В. И. Мухина
Г) И. А. Пырьев
_____ Сферы деятельности
Ответ:
23. Установите соответствие между фамилиями режиссеров и снятыми ими фильмами; к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.
________ Режиссеры
A) С. М. Эйзенштейн Б) братья Васильевы
B) Г. В. Александров Г) С. И. Юткевич
Ответ:
24. Установите соответствие между фамилиями ученых и сферами их деятельности; к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.
_________ Ученые
Б) Е. В. Тарле
Г) Н. И. Вавилов
Ответ:
25. Установите соответствие между фамилиями писателей и произведениями: к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.
________ Писатели
Б) А. М. Горький
Г) А. П. Гайдар
_________ Произведения
26. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями актёров советского кино.
Л. П. Орлова
М. И. Жаров
3 В. И. Мухина
4 Н. К. Черкасов
М. А. Ладынина
Б. А. Бабочкин
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является актёром.
Ответ:
27. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями советских композиторов.
1 С. С. Прокофьев
А. В. Щусев______
Д. Д. Шостакович
4 А. И. Хачатурян
И. О. Дунаевский
6 А. В. Александров
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является композитором.
Ответ:
28. Напишите пропущенное словосочетание.
Художественный метод, характеризующийся показом жизненной реальности в ее революционном развитии с партийноидеологических позиций, — это….
Ответ:
29. Напишите пропущенное слово.
Направление в искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в противовес содержанию — это….
Ответ:
30. Какие три из перечисленных черт характеризовали развитие науки в 1930-е гг.? Запишите выбранные цифры в ответ.
1) партийный контроль над наукой
2) тесное сотрудничество советских и зарубежных ученых
3) значительное расширение сети научных учреждений
4) репрессии против видных советских ученых
5) спонсирование науки со стороны отечественных предпринимателей
6) отсутствие связи между наукой и производством
Ответ:
31. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Автор
В. И. Мухина
________________ «Александр Невский»
________________
Мавзолей В. И. Ленина
Писатель кинорежиссер
Архитектор
1
2
2
4
5
Элементы:____________
Г. В. Александров Композитор
Н. А. Островский_______
А.В. Щусев___________
«Как закалялась сталь»
6
2
S
9
С. М. Эйзенштейн
Скульптор_____________
«Рабочий и колхозница» «Волга-Волга»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующиМи буквами и перенесите их в ответ.
ЖшткшаeXUSBWnl идиш типе»
ШОСТАКОВИЧ
‘Я
B.;.*
32. Какие суждения о произведении, которому посвящена театральная афиша, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Постановщиком балета является Д. Шостакович.
2) Музыка и постановка балета «Золотой век» — яркое проявление стиля соцреализма в искусстве.
3) Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев, а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча.
4) «Золотой век» был осужден «за формализм в искусстве».
5) произведение было создано во второй половине XX в.
Ответ:
33. Какие суждения о фильме, кадры из которого представлены на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Режиссером фильма был Эйзенштейн.
2) Фильм посвящен героям мировой войны.
В ответ
Сергей
Первой
Ci!
3) Фильм включен в число ста лучших фильмов мирового кино.
4) Режиссерами фильма были братья Васильевы.
5) Легендарный комбриг сражался с армией Юденича.
Ответ:
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…