Теория

Развитие культуры в 30-е гг. XX в. идет в условиях форсиро­ванной индустриализации и установления режима личной власти И. В. Сталина. Жесткий административный и идеологический кон­троль над культурной жизнью привел к ликвидации многообразия творческих объединений и унификации культурных процессов. В качестве единственного художественного метода утверждаегся ме­тод социалистического реализма. Культура включается в систему государственных органов и теряет свою творческую независимость. Начинаются репрессии в отношении деятелей культуры. Резко су­жаются культурные связи с «внешним миром».

С другой стороны, развитие культуры в этот период характе­ризуется высокими достижениями в области образования, науки, техники, художественного творчества.

Государство активно использует разнообразные методы культурной и идеологической мобилизации масс. Создаются университеты культуры, партийные школы и университеты мар­ксизма-ленинизма, ведется оборонно-массовая и физкультурная работа (общества ДОСААФ, ОСОАВИАХИМ, программа ГТОт внедряются новые советские праздники, устраиваются демонст­рации, парады физкультурников. Активно пропагандируется со­ветский образ жизни и отдыха. Досуг направляется и контроли­руется через организацию отдыха в санаториях, клубах, парках культуры, домах пионеров. Проводятся кампании солидарности с трудящимися зарубежных стран. Усиливается антирелигиозная пропаганда.

Главным направлением в развитии образования становится подготовка кадров в условиях индустриализации. В 1928 г. развер­нулась новая атака на неграмотность. К 1939 г. грамотность в СССР составила 81%. В 1930 г. Было введено всеобщее обязательное на­чальное 4-х летнее образование, начался переход к обязательному семилетнему образованию. Государственные ассигнования на обра­зование выросли в 10 раз по сравнению с 1920-ми гг.

Народы национальных окраин получили письменность. В то же время было введено обязательное изучение русского языка в на­циональных школах.

Обучение велось по единым учебникам в рамках урочной сис­темы. Для подготовки квалифицированных рабочих на предприяти­ях создавались школы ФЗУ.

Выросло число педагогических институтов, университетов, промышленных академий и инженерных вузов, были сняты классо­вые ограничения при поступлении в вузы и введены вступительные экзамены. К концу 30-х г. СССР вышел на первое место в мире по Числу учащихся и студентов.

Развитие науки идет под жестким партийным контролем. Идео­логической основой всех наук был объявлен выпущенный в 1938 г. «Краткий курс ВКП(б)». Организуются гонения на «буржуазных исто­риков и философов», репрессии против экономистов {Н. Д. Кондратьев И А. В. Чаянов), запрещена и заменена на исторический материализм социология. Для исторических работ характерны культ сильной лич­ности (Петр I, Иван Грозный), идеализация образов народных вождей (С. Разин, Е. Пугачёв) и руководителей революционного движения.

Прекращены исследования в области кибернетики, молеку­лярной биологии, генетики. В то же время мировое признание по­лучили исследования советских физиков П. Л. Капицы, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамма, И. В. Курчатова (квантовая теория света, метод обна­ружения космических лучей, физика атомного ядра), химика Н. Н. Семенова (цепные реакции), биологов Н. И. Вавилова, И. В. Ми­чурина, математика А. М. Колмогорова (теория вероятностей).

Развитие науки носит практико-ориентированный характер. Построен первый советский вертолет, открыты новые методы свар­ки, проведена повсеместная радиофикация, разведаны месторожде­ния нефти {И. М. Губкин). Полярные исследования проводят И. Д. Папанин, О. Ю. Шмидт. В 1937 г. Советский экипаж под руко­водством В. П. Чкалова совершил беспересадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер (США).

В художественной культуре доминирующими темами стали темы героизации революционного прошлого, жертвенности повсе­дневного труда во имя социализма, энтузиазма и оптимизма, веры в коммунистическое «завтра», тревожного предчувствия грядущей военной катастрофы.

В условиях цензуры и жесткого государственного контроля утверждается метод социалистического реализма. Он включал в себя принципы конкретности (описывать реальность в соответствии с историческим революционным развитием), идейности и партий­ности, социалистического гуманизма (необходимость революцион­ного насилия во имя интересов трудящихся) и народности (понят­ность искусства для простого человека, использование выразитель­ных средств народной культуры).

Органами цензуры и контроля над сферой культуры стали Управление агитации и пропаганды, Союзкино, Всесоюзный комитет по делам высшей школы. Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию. Всесоюзный комитет по делам искусства и др.

Право на творчество получали только члены общественных, но полностью подконтрольных государству организаций: Союз пи­сателей, Союз художников. Союз композиторов и др.

Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литера­турно-художественных организаций» упразднялись все писатель­ские группы. В 1934 г. Был создан Союз писателей под председа­тельством А. М. Горького (произведения писателей, не входивших в Союз, не публиковались).

В то же время в этот период созданы талантливые произведе­ния, такие как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Поднятая целина», «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Петр Пер­вый» А. Н. Толстого. Детскую литературу представляли С. Я. Мар­шак, К. И. Чуковский, А. П. Гайдар, драматургию — Н. Ф. Погодин, Л. М. Леонов, Вс. Вишневский. Продолжалось поэтическое творчест­во А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама.

Звания лауреата Нобелевской премии в области литературы «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» в 1933 г. был удостоен И. А. Бунин Он эмигри­ровал из России в 1920 г. и получал премию «без гражданства».

В 1934 г. был создан Союз советских художников. Под запрет попали картины художников-авангардистов {Малевича, Фалька и др.). Однако в рамках соцреализма замечательные полотна создают А. А. Дейнека, И. Э Грабарь, М. В. Нестеров.

В скульптуре утверждается монументализм. Символом эпохи стала работа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Вклад в советское музыкальное искусство внесли С. С. Прокофьев (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатурян (музыка к кинофильму «Маскарад»). Всенародную любовь получили песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. П. Соловьева-Седого.

Но творить разрешалось только в рамках дозволенного. Осу­ждены за формализм и запрещены были опера «Леди Макбет Мцен- ского уезда» и балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича.

В 1935 г. был разработан генеральный план реконструкции Москвы. Начинается массовое градостроительство (дворцы культу­ры, рабочие клубы, детские сады, больницы).

В 1935 г. Открыта первая станция Московского метрополитена. По проекту архитектора А. В. Щусева построен мавзолей В. И. Ленина.

Реконструкция Москвы и других городов сопровождалась уничтожением исторических и культурных памятников (уничтоже­на Сухарева башня и Красные ворота в Москве, в 1931 г. взорван храм Христа Спасителя).

В 30-е гг. XX в. кино становится массовой и самостоятельной отраслью культуры. Появляется звуковое кино («Путёвка в жизнь», 1931). Снимаются фильмы с революционной тематикой («Чапаев», реж. братья Васильевы), исторические ленты («Александр Невский», реж. С. М. Эйзенштейн), музыкальные комедии («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», режиссер Г. В. Александров; «Трактористы», режиссер И. А. Пырьев), зарождается советская лениниана («Человек с ружьем», режиссер СИ. Юткевич’, «Ленин в Октябре», режиссер М. И. Ромм). Начато производство фильмов для детей и юношества — «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан». В фильмах сни­маются замечательные актеры; Б. Ф. Андреев, Б. А. Бабочкин, М. И. Жа­ров. И. А. Крючков, М. А. Ладынина, Л. П. Орлова, И. К Черкасов.

В 1936-1938 гг. проводится кампания борьбы против форма­лизма и натурализма, конструктивизма в искусстве. К числу запре­щенных писателей и поэтов были отнесены С. А. Есенин, А. А. Ах. ма — това, М. И. Цветаева, М. А. Булгаков. М. М. BoufeuKO, А. И. Платонов И многие другие. Погибли в застенках поэты и писатели Д. И. Хар. мс, О. Э. Мандельшта. м, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель, И. А. Клюев, режис­сер В. Э. Мейерхольд. В 1937-1938 гг. по приговору Военной колле­гии были расстреляны видные экономисты И. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов. Трагична судьба С. А. Есенина, В. В. Маяковского — Конфликт с официальной идеологией и смерть.

Словарь

ГТО — «Готов к труду и обороне», физкультурный комплекс с едиными нормативами.

Добровольное общество содействия армии,

ДОСААФ Авиации и флоту.

ОСО АВИ АХИМ — общество содействия обороне, авиацион­ному и химическому строительству.

Конформизм — соглащательство.

<(Мейерхольдовщина» (по имени режиссера В. Э. Мейерхоль­да) — особый творческий прием, поиск новой формы воздействия на зрителя; в устах чиновников слово приобрело бранный оттенок — этим словом (как и словом «формализм») выражали пренебрежи­тельное отнощение к новаторским театральным постановкам.

Мещанство (в стилистике 20-30-х гг.) — преобладание узких частнособственнических интересов, ограниченность духовного кру­гозора.

Монументализм — преобладание в скульптуре и архитектуре крупных, величественных форм.

Мобилизационное сознание — сознание масс, находящееся под репрессивным контролем партии и государства.

Социалистический реализм — художественный метод, харак­теризующийся показом жизненной реальности в ее революционном развитии с партийно-идеологических позиций.

Унификация культуры — приведение культуры к единообра­зию, единому образцу, подчинение идеологическим установкам ВКП(Б).

ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) — школы, действую — 1цие при крупных предприятиях и занимающиеся подготовкой ква­лифицированных рабочих (в 30-е гг. на базе семилетки).

Формализм — направление в искусстве, литературе, акценти­рующее значение формы в противовес содержанию.

Шарашка — закрытое конструкторское бюро, спецтюрьма для ученых.

Тестовые задания

1. Всеобщее обязательное начальное четырехлетнее об­разование было введено Постановлением ЦИКа и Совнарко­ма СССР в:

1) 1925 г.

2) 1929 г.

3) 1930 г.

4) 1935 г.

2. Генеральный план реконструкции Москвы, предусмат­ривающий строительство высотных зданий, метрополитена. Дворца Советов был разработан и принят в:

1) 1920-е гг.

2) 1930-е гг.

3) 1940-е гг.

4) 1950-е гг.

3. Культурному многообразию в СССР положило конец постановление ЦК ВКП(б):

1) «О работе молодёжных организаций»

2) «О перестройке литературно-художественных организаций»

3) «О политике партии в области художественной литературы»

4) «О работе по перестройке быта»

4. К целям «культурной революции» в СССР в 1930-е гг. относится:

1) воспитание человека нового советского общества

2) переход к всеобщему вьющему образованию

3) распространение православия

4) воспитание уважения к традициям русской культуры.

5. Союз писателей СССР был создан в:

1) 1932 г.

2) 1933 г.

3) 1934 г.

4) 1935 г.

6. К последствиям государственной политики в области культуры в СССР в 1930-х относится:

1) освобождение культуры от идеологического контроля

2) ликвидация цензурных ограничений

3) поощрение многообразия художественных стилей и форм

4) утверждение социалистического реализма как официального художественного метода в искусстве

7. Дважды лауреат Сталинской премии, режиссёр, снявший кинокомедии «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк»:

1) М. И. Ромм

2) Г. В. Александров

3) С. М. Эйзенштейн

4) И. А. Пырьев

8. В 1930-е гг. на экраны советских кинотеатров вышли известные кинофильмы:

1) «Блокада», «Война и мир»

2) «Чапаев», «Путёвка в жизнь», «Александр Невский»

3) «Свинарка и пастух», «Свадьба в Малиновке»

4) «Броненосец Потёмкин», «Мать»

9. В 1930-е гг. годы были репрессированы писатели:

1) О. Э. Мандельштам, Б. А. Пильняк

2) А. Н. Толстой, А. П. Гайдар

3) А. А. Фадеев, А. Е. Корнейчук

4) М. А. Шолохов, В. П. Катаев

10. Прочитайте фрагмент устава Союза советских писателей и укажите принцип, о реализации которого идёт речь:

«Союз советских писателей ставит генеральной целью созда­ние произведений высокого художественного значения, насыщен­ных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм Коммунистической партии».

1) критический реализм

2) социалистический реализм

3) революционный романтизм

4) сентиментализм

11. Первый съезд советских писателей провозгласил:

1) плюрализм стилей и методов в литературе

2) деидеологизацию в литературе

3) лозунг «Литература — вне политики»

4) социалистический реализм основным методом в литературе

12. В сталинскую эпоху методологической основой всех научных работ и концепций стал труд И. В. Сталина:

1) «Краткий курс истории ВКП(б)»

2) «О нашей революции»

3) «Детская болезнь "левизны" в коммунизме»

4) «Шаг вперед и два назад»

13. В 1930-е гг. были запрещены исследования в области таких наук как:

1) социология, кибернетика

2) физика, математика

3) география, литература

4) химия, астрономия

14. Выдающийся кинорежиссер, постановщик фильмов «Иван Грозный», «Броненосец "Потёмкин"», «Александр Нев­ский»:

1) Г. Н. Чухрай

2) М. И. Ромм

3) С. М. Эйзенштейн

4) В. Э. Мейерхольд

15. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный кри­тик, переводчик. Автор автобиографического цикла стихов "Реквием’ о жертвах политических репрессий 1930-х гг.»

Ответ: .

16. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Русский советский писатель и драматург. С начала 1930-х гг. и до конца жизни работал над романом "Мастер и Маргарита"».

Ответ:

17. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Русский советский писатель, публицист, общественный деятель. В 1934 г. возглавил Союз писателей».

Ответ:

18. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

IC

«Выдающийся русский и советский экономист, основополож­ник теории "длинных волн". В 1930 г. репрессирован по делу Трудовой крестьянской партии", впоследствии расстрелян».

Ответ:

19. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Русский поэт, переводчик и литературовед. В 1933 г., на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет антисталинскую эпи­грамму "Мы живем, под собою не чуя страны…", за которую его аре­стовывают. Умер в 1938 г. от тифа в пересыльном лагере».

Ответ:

20. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Советский скульптор. Завоевала мировую известность как автор группы "Рабочий и колхозница", которая стала символом советского государства».

Ответ:

21. Напишите фамилию того, о ком идёт речь:

«Советская актриса. Сыграла главные роли в музыкальных фильмах режиссера Г. В. Александрова: "Весёлые ребята", "Цирк", "Волга — Волга"».

Ответ:

22. Установите соответствие между фамилиями деятелей куль­туры и сферами их деятельности: к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.

Деятели культуры

A) О. Э. Мандельштам

Б) В. И. Мухина

B) К. С. Мельников

Г) И. А. Пырьев

_____ Сферы деятельности

1) литература

2) кинематограф

3) архитектура

4) скульптура

5) музыкальное искусство

Ответ:

23. Установите соответствие между фамилиями режиссеров и снятыми ими фильмами; к каждой позиции из левого столбца под­берите позицию из правого. Запишите результат в ответ.

________ Режиссеры

A) С. М. Эйзенштейн Б) братья Васильевы

B) Г. В. Александров Г) С. И. Юткевич

_______________ Фильмы

1) «Веселые ребята»

2) «Ленин в Октябре»

3) «Чапаев»

4) «Александр Невский»

5) «Человек с ружьем»

Ответ:

24. Установите соответствие между фамилиями ученых и сферами их деятельности; к каждой позиции из левого столбца под­берите позицию из правого. Запишите результат в ответ.

_________ Ученые

A) Н. Д. Кондратьев

Б) Е. В. Тарле

B) Л. Д. Ландау

Г) Н. И. Вавилов

Сферы деятельности

1) физика

2) биология

3) экономика

4) историческая наука

5) химия

Ответ:

25. Установите соответствие между фамилиями писателей и произведениями: к каждой позиции из левого столбца подберите позицию из правого. Запишите результат в ответ.

________ Писатели

A) М. А. Булгаков

Б) А. М. Горький

B) Н. А. Островский

Г) А. П. Гайдар

_________ Произведения

1) «Тимур и его команда»

2) «Мастер и Маргарита»

3) «Как закалялась сталь»

4) «Жизнь Клима Самгина»

5) «Петр Первый»

Ответ:

26. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями актёров советского кино.

Л. П. Орлова

М. И. Жаров

3 В. И. Мухина

4 Н. К. Черкасов

М. А. Ладынина

Б. А. Бабочкин

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является актёром.

Ответ:

27. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями советских композиторов.

1 С. С. Прокофьев

А. В. Щусев______

Д. Д. Шостакович

4 А. И. Хачатурян

И. О. Дунаевский

6 А. В. Александров

Найдите и запишите порядковый номер фамилии представи­теля отечественной культуры, который не является композитором.

Ответ:

28. Напишите пропущенное словосочетание.

Художественный метод, характеризующийся показом жиз­ненной реальности в ее революционном развитии с партийно­идеологических позиций, — это….

Ответ:

29. Напишите пропущенное слово.

Направление в искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в противовес содержанию — это….

Ответ:

30. Какие три из перечисленных черт характеризовали развитие науки в 1930-е гг.? Запишите выбранные цифры в ответ.

1) партийный контроль над наукой

2) тесное сотрудничество советских и зарубежных ученых

3) значительное расширение сети научных учреждений

4) репрессии против видных советских ученых

5) спонсирование науки со стороны отечественных предпри­нимателей

6) отсутствие связи между наукой и производством

Ответ:

31. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Автор

В. И. Мухина

Ж IB1

Ill

Название произведения

________________ «Александр Невский»

________________

Мавзолей В. И. Ленина

Род деятельности

Писатель кинорежиссер

Архитектор

1

2

2

4

5

Элементы:____________

Г. В. Александров Композитор

Н. А. Островский_______

А.В. Щусев___________

«Как закалялась сталь»

6

2

S

9

С. М. Эйзенштейн

Скульптор_____________

«Рабочий и колхозница» «Волга-Волга»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­Ми буквами и перенесите их в ответ.

А

Ответ:

ЖшткшаeXUSBWnl идиш типе»

ШОСТАКОВИЧ

‘Я

B.;.*

32. Какие суждения о произведении, кото­рому посвящена театральная афиша, яв­ляются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Постановщиком балета является Д. Шостакович.

2) Музыка и постановка балета «Золотой век» — яркое проявление стиля соцреализ­ма в искусстве.

3) Балет включал ряд западных «буржуаз­ных» танцев, а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча.

4) «Золотой век» был осужден «за формализм в искусстве».

5) произведение было создано во второй половине XX в.

Ответ:

33. Какие суждения о фильме, кадры из которого представлены на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Режиссером фильма был Эйзенштейн.

2) Фильм посвящен героям мировой войны.

В ответ

Сергей

Первой

Ci!

3) Фильм включен в число ста лучших фильмов мирового кино.

4) Режиссерами фильма были братья Васильевы.

5) Легендарный комбриг сражался с армией Юденича.

Ответ:

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago