Теория

Совокупность качественных изменений в духовной жизни общества после Октября 1917 г. получила название Культурной ре­волюции (термин стал использоваться позднее). В ее рамках решал­ся ряд взаимосвязанных задач: создание новой пролетарской куль­туры, социалистической системы народного образования и просве­щения; утверждение марксистско-ленинской идеологии и установ­ление контроля над духовной сферой, утверждение атеистического мировоззрения; ликвидация неграмотности; перевоспитание буржу­азной и формирование новой, социалистической интеллигенции; подъем науки, перестройка быта, формирование новой морали и нового советского человека.

Сразу после Октября 1917 г. были национализированы и от­крыты для народа частные собрания, музеи и библиотеки. Для пе­риода 1917-1929 гг. характерны плюрализм стилей, сосуществова­ние и борьба различных художественных течений, разнообразие творческих организаций. Создается революционное искусство, ор­ганизуются новые праздники, формируется новый быт и досуг, вво­дятся революционные имена, происходит переход на григорианский календарь, огромными тиражами издаются газеты.

Государство выделяет средства на развитие образования, культуры, на борьбу с беспризорностью и неграмотностью. Особо следует отметить деятельность А. В. Луначарского на посту наркома просвещения.

Появляется теория «двух культур» — буржуазно-помещичьей и пролетарской, между которыми должна вестись беспощадная борь­ба. Идет постепенное утверждение социалистической идеологии как единой мировоззренческой основы, вводится политическая цензура. Устанавливается административный контроль над высшей школой, создаются партийные учебные центры; Коммунистическая акаде­мия, Институт красной профессуры и др.

Начинаются репрессии против интеллигенции. Многие деяте­ли культуры эмигрируют.

Формируется партийно-государственная политика по отноше­нию к церкви. Еще в августе 1917 г. начал работу Вселенский собор, который уже после прихода к власти большевиков избрал патриар­хом Тихона. Но это была последняя уступка церкви. После принятия в январе 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и шко­лы 03 церкви» начинается закрытие церквей и монастырей, изъятие церковных ценностей, национализация церковных земель. Проводит­ся кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей, начинаются репрессии против священнослужителей. Партия активно ведет анти­религиозную пропаганду. Массовыми тиражами издаются атеистиче­ский журнал «Безбожник», создаются атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников» и др.).

Главной задачей в области образования становится организа­ция новой школы и борьба с неграмотностью. В 1917 г. было введено всеобщее обязательное и бесплатное обучение. Реформой орфогра­фии 1918 г. упрощались правила письма, изымались из алфавита «лишние» буквы. В 1918 г. Был принят закон «О Единой трудовой школе», по которому ликвидировались все типы учебных заведений (гимназии, реальные училища и т. д.) и вводилось обязательное еди­ное совместное обучение всех детей школьного возраста в единой трудовой школе на основе комплексного метода и метода проектов. В соответствии с Декретом 1919 г. «О ликвидации неграмотности» все неграмотные от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на русском или родном языке. В 1925 г. вводится всеобщее нача^зьное обучение. К концу 20-х гт. грамотными были 50% населения старше 9 лет.

Для того чтобы расширить прием в вузы выходцев из рабочих и крестьян, отменяются вступительные экзамены и плата за обуче­ние, создаются рабфаки, открываются новые вузы и техникумы. Однако вскоре начинаются чистки состава студентов по классовому признаку (из состава студентов исключают выходцев из семей дво­рян и буржуазии).

В гуманитарных науках идет процесс утверждения партийной идеологии, что ведет к их разрыву с мировой наукой. Крупные на­учные достижения в области экономики были сделаны представи­телями дореволюционной экономической школы. Н. Д. Кондратьев Создал теорию «длинных волн». А. В. Чаянов обосновал пути разви­тия кооперации на селе. Гуманитарная интеллигенция плохо вписы­валась в социалистические реалии. В 1922 г. 160 ученых-гуманита­риев, и среди них Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И..4. Ильин, Н О. Лос — ский, П. А. Сорокин, были высланы из России на печально известном «философском пароходе».

Естественные науки приспосабливаются к потребностям бы­строго восстановления промышленности и дальнейшего ее разви­тия. Преобладает ориентация на прикладные исследования. В управление наукой внедряется плановое начало, при этом сущест­венно расширяется государственное финансирование.

В этот период значительный вклад в развитие физиологии внес И. П. Павлов, в развитие физики кристаллов — А. Ф. Иоффе, в развитие нефтехимии — Н. Д. Зелинский. Исследования в области са­молетостроения связаны с именами А. И. Туполева и Н. И. Поликар­пова, закономерности аэродинамики изучал С. А. Чаплыгин.

В 1920 г. Был разработан и принят план ГОЭЛРО (государст­венной электрификации России).

Развитие художественной культуры после революции харак­теризуется классовым подходом к искусству. Члены массовой про­светительской организации «Пролеткульт», одержимые искренней верой в светлые идеалы социализма, вели борьбу за чисто проле­тарское революционное искусство, освобожденное от груза про­шлого. Однако революционный пафос уже в первые послереволю­ционные годы начинает уступать место официальному прославле­нию государственной системы. Идеологизация литературы и лик­видация культурного плюрализма привели к эмиграции ряда деяте­лей культуры. Из страны уехали И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бачь. монт, Е. И. Замятин, К. А. Коровин, Ф. И. Шаляпин, А. И. Павло­ва и др.

Непоследовательный процесс либерализации культуры в годы НЭП и некоторое ослабление партийного контроля вызвали надеж­ды на демократизацию. В 1921 г. в Праге был опубликован сборник писателей и философов эмигрантов «Смена вех». В своих статьях они, слишком оптимистично оценивая перспективы НЭП, призна­вали советскую власть, призывали к сотрудничеству с большевика­ми, к возвращению на Родину.

Наиболее заметными литературными организациями в первые послереволюционные годы были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и ЛЕФ (Левый фронт искусств). Их объе­диняло стремление воздействовать на читателя в «сторону комму­нистических задач пролетариата».

РАПП выступала с позиций реализма и партийности литера­туры. Ее членами были Д. Л. Фурманов, А. А. Фадеев. В ЛЕФ влияни­ем пользовались футуристы. В него входили В. В. Маяковекнн, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель и др.

События революции и гражданской войны получили отраже­ние в художественной литературе; «Двенадцать» А. А. Блока, «Кон­армия» И. Э. Бабеля, «Белая гвардия» и «Бег» М. А. Булгакова, «Кот­лован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, «Хождение но мукам» Л. Я. Толстого, «Чапаев» Д. Л. Фурманова, первая часть «Тихого До­на» М. А. Шолохова. Сатирические рассказы М. М. SouieiiKO и рома­ны И. А.Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» высмеивали отдельные стороны советской действительно­сти. Модернистские тенденции воплотились в фантастическом ро­мане-антиутопии Е. И. Замятина «Мы». Веяния революционного времени нашли отражение в поэзии В. В. Маяковского, С. А. Есенина.

В изобразительном искусстве активно работали художники, входившие в АХРР (Ассоциацию художников революционной Рос­сии). Революционный авангард того времени представлен картина­ми К. С. Петрова-Водкина («Смерть комиссара»), Б. М. Кустодиева («Большевик»), Л. Л. Дейнеки «Оборона Петрограда»), М. Б. Грекова («Тачанка»). Искусство революционного плаката воплотилось в ра­ботах Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?» и «Помоги».

Декрет о монументальной пропаганде 1918 г. предусматривал возведение во всех крупных городах памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляюшие интереса ни с истори­ческой, ни с художественной стороны…» подлежали снятию. Вме­сто них должны были быть воздвигнуты монументы указанным деятелям. В списке было 69 имен, среди них К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, Робеспьер, Степан Разин, Спартак, Гарибальди, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. П. Мусоргский, Ф. Шопен, Андрей Рублев, М. А. Врубель, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др. Тем самым был дан мощный стимул к разви­тию скульптуры. В реализации плана принятии участие скульпторы И. А. Андреев, С. Т. Конёнков, М. Г. Манизер, В. И. Мухина, С. А. Ме­зенцев, И. Д. Шадр, Л. В. Шервуд.

В 1922 г. началась трансляция радиопередач с Шаболовской телебашни (арх. В. Г. Шухов).

Театральная жизнь характеризовалась национализацией доре­волюционных театров и созданием новых: Театр РСФСР (позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (впоследствии Театр им. Е. Вахтангова), Театр Революции (ныне Театр им. Вл. Маяков­ского). Открываются театры для детей. Традиционный реалистиче­ский театр К. С. Станиславского сосуществовал с эксперименталь­ными постановками режиссеров В. Э Мейерхольда (пьесы В. В. Мая­ковского «Мистерия-буфф», «Клоп»), Е. Б. Вахтангова («Принцесса Турандот»), А. Я. Таирова.

Национализации подлежали также кинофабрики, прокатные конторы и кинотеатры. В качестве одного из наиболее действенных видов агитации и средства популяризации знаний кинематограф получил государственную поддержку. Снимаются документальные ленты («Падение династии Романовых», режиссёр Э. И. Шуба) и художественные немые фильмы. В 1925 г. режиссер С. М. Эйзен­штейн снял фильм «Броненосец "Потемкин"», который считается одной из самых выдающихся вех в развитии мирового кино.

Писатели-эмигранты обогатили мировую науку трудами рус­ских философов Н. А. Бердяева, С. А. Булгакова, И. А. Ильина, Н. О. Лос — ского, социолога П. А. Сорокина, экономиста В. В. Леонтьева. За ру­бежом работал изобретатель вертолета И. И. Сикорский, создавали литературные произведения И. А. Бунин, А. Н. Толстой (вернулся на родину в 1923 г.), А. И. Куприн (вернулся в 1937 г.), В. В. Набоков, К. Д. Баль. монт, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаева.

Вклад в мировое оперное искусство внес Ф. И. Шаляпин, в ба­лет — М. М. Фокин, В. Ф. Нижинский, в музыку — С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, в живопись — Н. и С. Рерихи, К. А. Коровин, В. В. Кандинский.

Словарь

Атеизм — неверие в бога, отрицание его существования. Воин­ствующий атеизм — крайне враждебное отношение к вере, религии.

Конструктивизм — конструирование действительности по­средством творчества.

Культурная революция — коренной переворот в духовной жизни российского общества, начавшийся после Октября 1917 г.

Ликбез — массовое обучение неграмотных чтению и письму после установления советской власти.

Монументальная пропаганда (ленинский план «монумен­тальной пропаганды») — выдвинутая В. И. Лениным стратегия раз­вития монументального искусства в качестве важнейшего агитаци­онного средства революции и коммунистической идеологии.

Пролеткульт — сокращенное название пролетарских куль­турно-просветительских организаций, действовавших в первые го­ды после революции и выступавших за освобожденное от груза прошлого, чисто пролетарское искусство, отражающее интересы рабочего класса (идеолог А. А. Богданов).

Рабфак — курсы (позже факультеты), осуществлявшие уско­ренную подготовку к поступлению в вузы рабочей и крестьянской молодежи, не имевшей среднего образования.

Тестовые задания

1. Декрет о ликвидации неграмотности населения РСФСР был принят в:

1) 1918 г.

2) 1919г.

3) 1920 г.

4) 1921 г.

2. Первый нарком просвещения Советской республики:

1) Л. Д. Троцкий

2) Л. Б. Каменев

3) Г. Е. Зиновьев

4) А. В. Луначарский

3. Поиск новых художественных форм в театральном искусстве 1920-х гг. связан с именем:

1) К. С. Станиславского

2) И. Д. Шадра

3) В. И. Пудовкина

4) В. Э. Мейерхольда

4. Какое мероприятие советской власти в области образо­вания было проведено позднее других?

1) введение всеобщего, обязательного и бесплатного обучения

2) введение всеобщего начального обучения

3) принятие закона «О единой трудовой школе».

4) принятие декрета «О ликвидации неграмотности»

5. В 1922 I. из страны были высланы 160 оппозиционно на­строенных видных учёных и 3eHTejieH культуры. Среди них были:

1) Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков

2) Н. О. Лоеский, С. Н. Прокопович

3) П. А. Сорокин, С. Л. Франк

4) все ответы верны

6. Причиной высылки из России в начале 20-х гг. XX в. видных ученых и философов было:

1) активное их участие в антибольшевистских митингах и де­монстрациях

2) инакомыслие, непризнание ими принципов большевизма, в чем официальные власти усматривали угрозу для себя

3) сотрудничество с эмигрантскими организациями и шпио­наж в пользу западных стран

4) создание ими антибольшевистских подпольных организаций

7. Крупный российский экономист, автор «теории "длин­ных волн"», репрессированный в 1930 г,:

1) М. М. Литвинов

2) А. В. Чаянов

3) Н. Д. Кондратьев

4) Н. О. Лосский

8. В советской художественной культуре 1920-х гг. важное место занимал(а):

1) Союз писателей СССР

2) Идеологический отдел ЦК КПСС

3) Академия художеств СССР

4) Ассоциация художников революционной России

9. В основе идеологии движени$Г«Пролеткульт» лежали идеи:

1) развития культурного сотрудничества всех классов и слоев населения России

2) опоры на предшествующий культурный опыт

3) полного разрыва с культурными досзижениями прошлого

4) признание ценностей некоторых произведений буржуазной культуры

10. Основателями новых театров в 1920-е гг. были:

1) Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич

2) М. А. Булгаков, Н. Ф. Погодин

3) С. М. Эйзенштейн, П. А. Пырьев

4) В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов

11. П. П. Кончаловский, Р. Фальк, И. Э. Грабарь, А. В. Лен­тулов — это:

1) известные писатели

2) выдающиеся киноактёры 1920-х гг.

3) известные театральные режиссеры-новаторы

4) художники-авангардис ты

12. Что из перечисленного можно отнести к основным целям культурной революции 1920-х гг.?

1) утверждение единой государственной идеологии

2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения

3) отказ от цензурных ограничений

4) освоение мирового культурного опыта

13. Всероссийское добровольное общество «Долой негра­мотность» в 1920 -е гг. возглавлял:

1) А. В. Луначарский

2) М.11. Калинин

3) А. М. Горький

4) М. А. Шолохов

14. Из следующего логического ряда выпадает:

1) В. Ф. Нижинский

2) С. В.Рахманинов

3) И. Ф. Стравинский

4) А. К. Глазунов

15. Автор картин «Купание красного коня», «Смерть ко­миссара», «1918 г. в Петрограде»:

1) И. Э. Грабарь

2) К. С. Петров-Водкин

3) Б. В. Иогансон

4) А. А. Дейнека

16. О каком плане говорится в декрете СНК 1918 г.?

«…Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день l-ro Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые исту­каны и выставлены первые модели новых памятников на суд масс…»

1) плане ГОЭЛРО

2) плане монументальной пропаганды

3) плане национализации памятников культуры

4) плане восстановления разрушенных гражданской войной памятников

17. Творческое объединение, созданное в России в 20-е годы XX века:

1) ЛЕФ

2) «Бубновый валет»

3) Союз писателей СССР

4) Союз художников СССР

18. Кто из перечисленных деятелей культуры уехал из СССР в начале 1920-х гг.?

1) А. М. Горький

2) А. А. Блок

3) В. В. Маяковский

4) А. А. Ахматова

19. Выберите из перечисленных ниже фамилии российских писателей начала XX века:

1) А. П. Чехов, И. А. Бунин

2) И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин

3) В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова

4) А. С. Голубкина, А. В. Щусев

20. Какие три из перечисленных деятелей культуры активно уча­ствовали в создании нового революционного искусства в 1920-е гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в ответ.

И. А. Бунин_________

4

_5

6

Д. Бедный______

М. А. Волошин В. Б. Маяковский

А. А. Ахматова

3 А. С. Серафимович

Ответ:

21. Найдите имена трех деятелей русской культуры, которые эмигрировали или были насильственно выдворены из страны в пер­вые послереволюционные годы, и запишите в ответ цифры, под ко­торыми они указаны.

1 Д. С. Мережковский

С. А. Есенин________

А. А. Блок

С. В.Рахманинов

И. А. Бунин______

6 М. А. Булгаков

Ответ:

22. Установите соответствие между представителями культу­ры и сферой их деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Представители культуры

A) В. Ф. Нижинский

Б) В. В. Кандинский

B) С. В. Рахманинов Г) Е. Б. Вахтангов

Сфера деятельности

1) музыка

2) театр

3) балет

4) живопись

5) литература

Ответ:

23. Установите соответствие между представителями науки и сферой их деятельности: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.

Представители науки

Сфера деятельности

1) философия

2) социология

3) медицина

4) авиастроение

5) экономика

__________ И техники______

A) А. В. Чаянов

Б) И. И. Сикорский

B) П. А. Сорокин

Г) Н. А. Бердяев

Ответ:

24. Напишите фамилию того, о ком идёт речь в предложенном тексте:

«Поэт, драматург, один из лидеров футуризма, называвший себя "чернорабочим революции". Наиболее известные произведения 1920-х гг.: "150 000 ООО", "Владимир Ильич Ленин", "Клоп", "Баня"».

Ответ:

25. Напишите имя того, о ком идёт речь в предложенном тексте:

«Патриарх Московский и всея Руси. Избран патриархом в но­ябре 1917 года. В 1922 г. — арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1923 г. — призвал духовенство и верующих к лояль­ности к советской власти и выпущен из тюрьмы. Канонизирован».

Ответ:

26. Напишите фамилию того, о ком идёт речь в предложенном тексте:

«Выдающийся советский кинорежиссёр, теоретик кино. В 197S г. его фильм «Броненосец "Потемкин"» был признан первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира».

Ответ:

27. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных художников.

А. М. Герасимов И. И. Бродский Б. В. Иогансон

4 М. П. Греков___________________

А. А. Дейнека_________________ 6 И. Ф. Стравинский

Найдите и запишите порядковый номер фамилии предста­вителя отечественной культуры, который не является худож­ником.

Ответ:

28. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных писателей.

Н. Н. Асеев

Б. Л. Пастернак

П. П. Кончаловский

А. А. Фадеев

И. Э. Бабель

Д. А. Фурманов

Найдите и запишите порядковый номер фамилии предста­вителя отечественной культуры, который не является худож­ником.

Ответ:

29. Напишите пропущенное слово или словосочетание.

Совокупность качественных изменений в духовной жизни общества после Октября 1917 г. называется….

Ответ:

30. Впишите в ответ пропущенное слово.

Культурно-просветительские организации, действовавшие в первые годы после Октябрьской революции и выступавшие за ос­вобожденное от груза прошлого чисто пролетарское искусство но­сили сокращенное название.

Ответ:

31. Какие суждения о деятеле культуры, изображённом на почтовой марке, являют­ся неверными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Яркий представитель соцреализма в искусстве.

2) Один из лидеров ЛЕФа.

3) Автор стихов и художник агитплакатов РОСТА.

4) Снимался в фильмах по собственным сценариям.

5) Его поэма «150 000 000» посвящена теме любви.

Ответ:

32. Какие суждения о культурной политике, которой посвящен плакат, являются неверными? Вы­берите два суждения из пяти предложенных. Запи­шите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Данной политикорй в Совнаркоме руково­дил Л. Д. Троцкий.

2) Политика предусматривала привлечение всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

3) Политика охватывала всех в возрасте от 8 до 50 лет.

4) Учиться грамоте можно было только на русском языке.

5) Препятствующие неграмотным посещать школы привлека­лись к уголовной ответственности.

Ответ:

33. Какие суждения о фильме, рекла­ма которого представлена на плакате, являются верными? Выберите два из пяти предложенных.

Суждения

Запишите в ответ цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Фильм был звуковым.

2) Режиссером фильма

Является

В. И. Пудовкин.

3) Фильм воспроизводит события русско-японской войны.

4) Особое место в фильме занимает знаменитый эпизод «Одесская лестница».

5) Последние 60 лет фильм по всем опросам входит в десятку самых значительных фильмов мирового кино.

Ответ:

34. Все произведения, изображения которых приведены ниже, созданы в тот же период, что и указанный выше кинофильм.

Найдите произведение, созданное в более поздний период, и запишите его номер в ответ.

1)

"S?

4)

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

1 месяц ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

1 месяц ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

1 месяц ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

1 месяц ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

1 месяц ago