Совокупность качественных изменений в духовной жизни общества после Октября 1917 г. получила название Культурной революции (термин стал использоваться позднее). В ее рамках решался ряд взаимосвязанных задач: создание новой пролетарской культуры, социалистической системы народного образования и просвещения; утверждение марксистско-ленинской идеологии и установление контроля над духовной сферой, утверждение атеистического мировоззрения; ликвидация неграмотности; перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции; подъем науки, перестройка быта, формирование новой морали и нового советского человека.
Сразу после Октября 1917 г. были национализированы и открыты для народа частные собрания, музеи и библиотеки. Для периода 1917-1929 гг. характерны плюрализм стилей, сосуществование и борьба различных художественных течений, разнообразие творческих организаций. Создается революционное искусство, организуются новые праздники, формируется новый быт и досуг, вводятся революционные имена, происходит переход на григорианский календарь, огромными тиражами издаются газеты.
Государство выделяет средства на развитие образования, культуры, на борьбу с беспризорностью и неграмотностью. Особо следует отметить деятельность А. В. Луначарского на посту наркома просвещения.
Появляется теория «двух культур» — буржуазно-помещичьей и пролетарской, между которыми должна вестись беспощадная борьба. Идет постепенное утверждение социалистической идеологии как единой мировоззренческой основы, вводится политическая цензура. Устанавливается административный контроль над высшей школой, создаются партийные учебные центры; Коммунистическая академия, Институт красной профессуры и др.
Начинаются репрессии против интеллигенции. Многие деятели культуры эмигрируют.
Формируется партийно-государственная политика по отношению к церкви. Еще в августе 1917 г. начал работу Вселенский собор, который уже после прихода к власти большевиков избрал патриархом Тихона. Но это была последняя уступка церкви. После принятия в январе 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы 03 церкви» начинается закрытие церквей и монастырей, изъятие церковных ценностей, национализация церковных земель. Проводится кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей, начинаются репрессии против священнослужителей. Партия активно ведет антирелигиозную пропаганду. Массовыми тиражами издаются атеистический журнал «Безбожник», создаются атеистические общественные организации («Союз воинствующих безбожников» и др.).
Главной задачей в области образования становится организация новой школы и борьба с неграмотностью. В 1917 г. было введено всеобщее обязательное и бесплатное обучение. Реформой орфографии 1918 г. упрощались правила письма, изымались из алфавита «лишние» буквы. В 1918 г. Был принят закон «О Единой трудовой школе», по которому ликвидировались все типы учебных заведений (гимназии, реальные училища и т. д.) и вводилось обязательное единое совместное обучение всех детей школьного возраста в единой трудовой школе на основе комплексного метода и метода проектов. В соответствии с Декретом 1919 г. «О ликвидации неграмотности» все неграмотные от 8 до 50 лет должны были обучаться грамоте на русском или родном языке. В 1925 г. вводится всеобщее нача^зьное обучение. К концу 20-х гт. грамотными были 50% населения старше 9 лет.
Для того чтобы расширить прием в вузы выходцев из рабочих и крестьян, отменяются вступительные экзамены и плата за обучение, создаются рабфаки, открываются новые вузы и техникумы. Однако вскоре начинаются чистки состава студентов по классовому признаку (из состава студентов исключают выходцев из семей дворян и буржуазии).
В гуманитарных науках идет процесс утверждения партийной идеологии, что ведет к их разрыву с мировой наукой. Крупные научные достижения в области экономики были сделаны представителями дореволюционной экономической школы. Н. Д. Кондратьев Создал теорию «длинных волн». А. В. Чаянов обосновал пути развития кооперации на селе. Гуманитарная интеллигенция плохо вписывалась в социалистические реалии. В 1922 г. 160 ученых-гуманитариев, и среди них Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И..4. Ильин, Н О. Лос — ский, П. А. Сорокин, были высланы из России на печально известном «философском пароходе».
Естественные науки приспосабливаются к потребностям быстрого восстановления промышленности и дальнейшего ее развития. Преобладает ориентация на прикладные исследования. В управление наукой внедряется плановое начало, при этом существенно расширяется государственное финансирование.
В этот период значительный вклад в развитие физиологии внес И. П. Павлов, в развитие физики кристаллов — А. Ф. Иоффе, в развитие нефтехимии — Н. Д. Зелинский. Исследования в области самолетостроения связаны с именами А. И. Туполева и Н. И. Поликарпова, закономерности аэродинамики изучал С. А. Чаплыгин.
В 1920 г. Был разработан и принят план ГОЭЛРО (государственной электрификации России).
Развитие художественной культуры после революции характеризуется классовым подходом к искусству. Члены массовой просветительской организации «Пролеткульт», одержимые искренней верой в светлые идеалы социализма, вели борьбу за чисто пролетарское революционное искусство, освобожденное от груза прошлого. Однако революционный пафос уже в первые послереволюционные годы начинает уступать место официальному прославлению государственной системы. Идеологизация литературы и ликвидация культурного плюрализма привели к эмиграции ряда деятелей культуры. Из страны уехали И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бачь. монт, Е. И. Замятин, К. А. Коровин, Ф. И. Шаляпин, А. И. Павлова и др.
Непоследовательный процесс либерализации культуры в годы НЭП и некоторое ослабление партийного контроля вызвали надежды на демократизацию. В 1921 г. в Праге был опубликован сборник писателей и философов эмигрантов «Смена вех». В своих статьях они, слишком оптимистично оценивая перспективы НЭП, признавали советскую власть, призывали к сотрудничеству с большевиками, к возвращению на Родину.
Наиболее заметными литературными организациями в первые послереволюционные годы были РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и ЛЕФ (Левый фронт искусств). Их объединяло стремление воздействовать на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».
РАПП выступала с позиций реализма и партийности литературы. Ее членами были Д. Л. Фурманов, А. А. Фадеев. В ЛЕФ влиянием пользовались футуристы. В него входили В. В. Маяковекнн, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель и др.
События революции и гражданской войны получили отражение в художественной литературе; «Двенадцать» А. А. Блока, «Конармия» И. Э. Бабеля, «Белая гвардия» и «Бег» М. А. Булгакова, «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, «Хождение но мукам» Л. Я. Толстого, «Чапаев» Д. Л. Фурманова, первая часть «Тихого Дона» М. А. Шолохова. Сатирические рассказы М. М. SouieiiKO и романы И. А.Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» высмеивали отдельные стороны советской действительности. Модернистские тенденции воплотились в фантастическом романе-антиутопии Е. И. Замятина «Мы». Веяния революционного времени нашли отражение в поэзии В. В. Маяковского, С. А. Есенина.
В изобразительном искусстве активно работали художники, входившие в АХРР (Ассоциацию художников революционной России). Революционный авангард того времени представлен картинами К. С. Петрова-Водкина («Смерть комиссара»), Б. М. Кустодиева («Большевик»), Л. Л. Дейнеки «Оборона Петрограда»), М. Б. Грекова («Тачанка»). Искусство революционного плаката воплотилось в работах Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?» и «Помоги».
Декрет о монументальной пропаганде 1918 г. предусматривал возведение во всех крупных городах памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, не представляюшие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны…» подлежали снятию. Вместо них должны были быть воздвигнуты монументы указанным деятелям. В списке было 69 имен, среди них К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, Робеспьер, Степан Разин, Спартак, Гарибальди, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. П. Мусоргский, Ф. Шопен, Андрей Рублев, М. А. Врубель, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. В реализации плана принятии участие скульпторы И. А. Андреев, С. Т. Конёнков, М. Г. Манизер, В. И. Мухина, С. А. Мезенцев, И. Д. Шадр, Л. В. Шервуд.
В 1922 г. началась трансляция радиопередач с Шаболовской телебашни (арх. В. Г. Шухов).
Театральная жизнь характеризовалась национализацией дореволюционных театров и созданием новых: Театр РСФСР (позднее театр им. Вс. Мейерхольда), 3-я студия МХТ (впоследствии Театр им. Е. Вахтангова), Театр Революции (ныне Театр им. Вл. Маяковского). Открываются театры для детей. Традиционный реалистический театр К. С. Станиславского сосуществовал с экспериментальными постановками режиссеров В. Э Мейерхольда (пьесы В. В. Маяковского «Мистерия-буфф», «Клоп»), Е. Б. Вахтангова («Принцесса Турандот»), А. Я. Таирова.
Национализации подлежали также кинофабрики, прокатные конторы и кинотеатры. В качестве одного из наиболее действенных видов агитации и средства популяризации знаний кинематограф получил государственную поддержку. Снимаются документальные ленты («Падение династии Романовых», режиссёр Э. И. Шуба) и художественные немые фильмы. В 1925 г. режиссер С. М. Эйзенштейн снял фильм «Броненосец "Потемкин"», который считается одной из самых выдающихся вех в развитии мирового кино.
Писатели-эмигранты обогатили мировую науку трудами русских философов Н. А. Бердяева, С. А. Булгакова, И. А. Ильина, Н. О. Лос — ского, социолога П. А. Сорокина, экономиста В. В. Леонтьева. За рубежом работал изобретатель вертолета И. И. Сикорский, создавали литературные произведения И. А. Бунин, А. Н. Толстой (вернулся на родину в 1923 г.), А. И. Куприн (вернулся в 1937 г.), В. В. Набоков, К. Д. Баль. монт, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаева.
Вклад в мировое оперное искусство внес Ф. И. Шаляпин, в балет — М. М. Фокин, В. Ф. Нижинский, в музыку — С. В. Рахманинов, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, в живопись — Н. и С. Рерихи, К. А. Коровин, В. В. Кандинский.
Атеизм — неверие в бога, отрицание его существования. Воинствующий атеизм — крайне враждебное отношение к вере, религии.
Конструктивизм — конструирование действительности посредством творчества.
Культурная революция — коренной переворот в духовной жизни российского общества, начавшийся после Октября 1917 г.
Ликбез — массовое обучение неграмотных чтению и письму после установления советской власти.
Монументальная пропаганда (ленинский план «монументальной пропаганды») — выдвинутая В. И. Лениным стратегия развития монументального искусства в качестве важнейшего агитационного средства революции и коммунистической идеологии.
Пролеткульт — сокращенное название пролетарских культурно-просветительских организаций, действовавших в первые годы после революции и выступавших за освобожденное от груза прошлого, чисто пролетарское искусство, отражающее интересы рабочего класса (идеолог А. А. Богданов).
Рабфак — курсы (позже факультеты), осуществлявшие ускоренную подготовку к поступлению в вузы рабочей и крестьянской молодежи, не имевшей среднего образования.
1. Декрет о ликвидации неграмотности населения РСФСР был принят в:
2. Первый нарком просвещения Советской республики:
3. Поиск новых художественных форм в театральном искусстве 1920-х гг. связан с именем:
4. Какое мероприятие советской власти в области образования было проведено позднее других?
1) введение всеобщего, обязательного и бесплатного обучения
2) введение всеобщего начального обучения
3) принятие закона «О единой трудовой школе».
4) принятие декрета «О ликвидации неграмотности»
5. В 1922 I. из страны были высланы 160 оппозиционно настроенных видных учёных и 3eHTejieH культуры. Среди них были:
1) Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков
2) Н. О. Лоеский, С. Н. Прокопович
6. Причиной высылки из России в начале 20-х гг. XX в. видных ученых и философов было:
1) активное их участие в антибольшевистских митингах и демонстрациях
2) инакомыслие, непризнание ими принципов большевизма, в чем официальные власти усматривали угрозу для себя
3) сотрудничество с эмигрантскими организациями и шпионаж в пользу западных стран
4) создание ими антибольшевистских подпольных организаций
7. Крупный российский экономист, автор «теории "длинных волн"», репрессированный в 1930 г,:
8. В советской художественной культуре 1920-х гг. важное место занимал(а):
2) Идеологический отдел ЦК КПСС
4) Ассоциация художников революционной России
9. В основе идеологии движени$Г«Пролеткульт» лежали идеи:
1) развития культурного сотрудничества всех классов и слоев населения России
2) опоры на предшествующий культурный опыт
3) полного разрыва с культурными досзижениями прошлого
4) признание ценностей некоторых произведений буржуазной культуры
10. Основателями новых театров в 1920-е гг. были:
1) Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич
2) М. А. Булгаков, Н. Ф. Погодин
3) С. М. Эйзенштейн, П. А. Пырьев
4) В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов
11. П. П. Кончаловский, Р. Фальк, И. Э. Грабарь, А. В. Лентулов — это:
2) выдающиеся киноактёры 1920-х гг.
3) известные театральные режиссеры-новаторы
12. Что из перечисленного можно отнести к основным целям культурной революции 1920-х гг.?
1) утверждение единой государственной идеологии
2) возрождение роли религии в духовном воспитании населения
3) отказ от цензурных ограничений
4) освоение мирового культурного опыта
13. Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» в 1920 -е гг. возглавлял:
14. Из следующего логического ряда выпадает:
15. Автор картин «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «1918 г. в Петрограде»:
16. О каком плане говорится в декрете СНК 1918 г.?
«…Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день l-ro Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и выставлены первые модели новых памятников на суд масс…»
2) плане монументальной пропаганды
3) плане национализации памятников культуры
4) плане восстановления разрушенных гражданской войной памятников
17. Творческое объединение, созданное в России в 20-е годы XX века:
18. Кто из перечисленных деятелей культуры уехал из СССР в начале 1920-х гг.?
19. Выберите из перечисленных ниже фамилии российских писателей начала XX века:
2) И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин
3) В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова
4) А. С. Голубкина, А. В. Щусев
20. Какие три из перечисленных деятелей культуры активно участвовали в создании нового революционного искусства в 1920-е гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в ответ.
И. А. Бунин_________
4
_5
6
Д. Бедный______
М. А. Волошин В. Б. Маяковский
А. А. Ахматова
3 А. С. Серафимович
21. Найдите имена трех деятелей русской культуры, которые эмигрировали или были насильственно выдворены из страны в первые послереволюционные годы, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1 Д. С. Мережковский
С. А. Есенин________
А. А. Блок
С. В.Рахманинов
И. А. Бунин______
6 М. А. Булгаков
22. Установите соответствие между представителями культуры и сферой их деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
Б) В. В. Кандинский
B) С. В. Рахманинов Г) Е. Б. Вахтангов
23. Установите соответствие между представителями науки и сферой их деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите результат в ответ.
Сфера деятельности
Б) И. И. Сикорский
Г) Н. А. Бердяев
24. Напишите фамилию того, о ком идёт речь в предложенном тексте:
«Поэт, драматург, один из лидеров футуризма, называвший себя "чернорабочим революции". Наиболее известные произведения 1920-х гг.: "150 000 ООО", "Владимир Ильич Ленин", "Клоп", "Баня"».
Ответ:
25. Напишите имя того, о ком идёт речь в предложенном тексте:
«Патриарх Московский и всея Руси. Избран патриархом в ноябре 1917 года. В 1922 г. — арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1923 г. — призвал духовенство и верующих к лояльности к советской власти и выпущен из тюрьмы. Канонизирован».
Ответ:
26. Напишите фамилию того, о ком идёт речь в предложенном тексте:
«Выдающийся советский кинорежиссёр, теоретик кино. В 197S г. его фильм «Броненосец "Потемкин"» был признан первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира».
Ответ:
27. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных художников.
А. М. Герасимов И. И. Бродский Б. В. Иогансон
4 М. П. Греков___________________
А. А. Дейнека_________________ 6 И. Ф. Стравинский
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является художником.
Ответ:
28. Ниже приведён список фамилий. Все они, за исключением одной, являются фамилиями известных писателей.
Н. Н. Асеев
Б. Л. Пастернак
П. П. Кончаловский
А. А. Фадеев
И. Э. Бабель
Д. А. Фурманов
Найдите и запишите порядковый номер фамилии представителя отечественной культуры, который не является художником.
Ответ:
29. Напишите пропущенное слово или словосочетание.
Совокупность качественных изменений в духовной жизни общества после Октября 1917 г. называется….
Ответ:
30. Впишите в ответ пропущенное слово.
Культурно-просветительские организации, действовавшие в первые годы после Октябрьской революции и выступавшие за освобожденное от груза прошлого чисто пролетарское искусство носили сокращенное название.
Ответ:
31. Какие суждения о деятеле культуры, изображённом на почтовой марке, являются неверными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Яркий представитель соцреализма в искусстве.
3) Автор стихов и художник агитплакатов РОСТА.
4) Снимался в фильмах по собственным сценариям.
5) Его поэма «150 000 000» посвящена теме любви.
Ответ:
32. Какие суждения о культурной политике, которой посвящен плакат, являются неверными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Данной политикорй в Совнаркоме руководил Л. Д. Троцкий.
2) Политика предусматривала привлечение всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.
3) Политика охватывала всех в возрасте от 8 до 50 лет.
4) Учиться грамоте можно было только на русском языке.
5) Препятствующие неграмотным посещать школы привлекались к уголовной ответственности.
Ответ:
33. Какие суждения о фильме, реклама которого представлена на плакате, являются верными? Выберите два из пяти предложенных.
Суждения
Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Является
В. И. Пудовкин.
3) Фильм воспроизводит события русско-японской войны.
4) Особое место в фильме занимает знаменитый эпизод «Одесская лестница».
5) Последние 60 лет фильм по всем опросам входит в десятку самых значительных фильмов мирового кино.
Ответ:
34. Все произведения, изображения которых приведены ниже, созданы в тот же период, что и указанный выше кинофильм.
Найдите произведение, созданное в более поздний период, и запишите его номер в ответ.
1)
"S?
4)
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…