Тема 1. Культура и духовная жизнь Древнерусского ГОСУДАРСТВА IX-XII ВЕКОВ

Теория

Культура Древнерусского государства сформировалась под влиянием различных направлений, стилей, традиций. Заметное влияние на нее оказала Византия — наиболее развитое в культурном отношении государство того времени, а также соседние народы (волжские булгары, угро-финны, балты).

В то же время это была не заимствованная, а самобытная культура восточных славян, в которую органично вплетались язы­ческие традиции. Отличительными особенностями ее были глубо­кая духовность, образность, сочетание строгости и изящества в ар­хитектуре.

К X в. относится создание христианскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием, первой славянской азбуки кирил­лицы. Славянский алфавит был разработан ими на основе более ранней азбуки глаголицы и греческого письма.

Материалом для письма служили пергамент и береста. Писали также на навощенных дощечках заостренными стержнями.

Первым известным письменным свидетельством, содержавшим

Текст на славянском языке, был договор Олега с Византией в 911 г.

О распространении грамотности на Руси свидетельствуют берестяные грамоты (особенно много их найдено при раскопках древнего Новгорода) и граффити (надписи на стенах, подписи мастерами своих изделий).

После Крещения Руси при монастырях создаются мастерские по переписке книг, при Ярославе Мудром появляются монастыр­ские и княжеская библиотеки. Книги писались на пергаменте и богато украшались красочными миниатюрами.

Детей знатных киевлян при Владимире Святославиче начи­нают учить грамоте. Ярослав Мудрый организовал в Киеве школу, в которой готовили детей к государственной и церковной службе. Есть сведения о школе для девочек при основанном сестрой Влади­мира Мономаха женском монастыре в Киеве.

Литература древнерусского государства отличается разнооб­разием жанров. С начала XII в. складывается летописание. Первая известная летопись — «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Распространена была литература религиозного содержания: жития святых (например, написанное Нестором «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба») и «слово» (проповедь, молитва). К первой половине XI в. относится «Слово о законе и благодати». Его автор митрополит Иларион пишет о значении принятия христианст­ва для Руси и о величии ее князей.

К светским произведениям относятся поучения («Поучение Владимира Мономаха») и описания путешествий или хождения. «Хождение игумена Даниила по святым местам», относящееся к началу XII в., рассказывает о путешествии в Палестину.

В поэтическом сказании «Слово о полку Игореве» неизвест­ный автор с болью и горечью повествует о походе новгород- северского князя Игоря на половцев в 1185 г., Его пленении, о раз­дорах и распрях между русскими князьями.

Древнейшей рукописной книгой на славянском языке считается переведенное с греческого «Остромирово евангелие» (сер. XI в.).

В былинах отражались исторические сведения о набегах степ­няков на Русь, о Владимире Красно Солнышко и русских богаты­рях, защищающих родную землю. Устное народное творчество бы­ло представлено также обрядовыми и календарными песнями, заго­ворами, заклинаниями, сказками и песнями.

Религией древних славян было язычество. Многочисленные боги покровительствовали силам природы и видам занятий; бог грозы и войны Перун, бог солнца Даждьбог {Ярило, Хорос у других племен), бог неба и огня Сварог, бог ветра Стрибог, бог скота Ве­лес, богиня плодородия Мокошь.

Стремление древнерусских князей повысить авторитет вели­кокняжеской власти, добиться консолидации восточнославянских племен на основе единой религии и укрепить международные пози­ции древнерусского государства диктовало необходимость перехо­да к монотеизму.

Выбор в пользу восточной ветви христианской церкви был предопределен давними культурными и торгово-экономическими связями с Византией и постепенным проникновением православия на Русь (среди русских дружинников и купцов многие уже приняли христианство, христианкой была княгиня Ольга). Кроме того в вос­точной ветви христианства, в отличие от западной, церковь была подчинена государству.

Переход к монотеизму был постепенным. В 980 г. Князь Вла­димир Святославич провел первую религиозную реформу. Он по­пытался реорганизовать языческую веру, для чего упорядочил пан­теон языческих богов и устроил капище в Киеве. Но впоследствии, для того чтобы жениться на сестре византийского императора, Вла­димир Святославич принимает православие в городе Корсунь (Хер­сонес). В 988 г. Князь крестил в водах Днепра в Киеве княжескую дружину и киевлян.

Христианизация восточнославянских племен не всегда носила добровольный характер. Так, воевода Владимира Святославича До- брыня крестил новгородцев «огнем и мечом».

Принятие христианства Русью привело к укреплению вла­сти великого князя и внутреннему единству населения древне­русского государства, способствовало повышению международ­ного авторитета Руси посредством укрепления связей с Визан­тийской империей, распространению на Руси грамотности и подъему культуры. Христианская религия влияла на развитие нравственности общества.

Христианизация Руси была длительным историческим про­цессом, занявшим примерно 150 лет. В православный культ вплета­лись языческие традиции и культы.

Русская православная церковь была отделением (митропо — литией) Константинопольской патриархии. Во главе ее стоял Митрополит, присылаемый из Византии. Церковь экономически и политически была подчинена государству и власти великого князя и получила от него право на десятую часть налогов (цер­ковную десятину).

После Крещения на Руси начинается активное церковное строительство, церковь начинает приобретать земли (покупать или получать в дар от князей и богатых бояр). Появляются первые мо­настыри и черное духовенство (монахи). В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник знаменитый Печерский монастырь (от слова «Печора» — пещера). У истоков его создания стоял Иларион, впо­следствии первый митрополит русского происхождения.

Градостроительство и архитектура в Древнерусском госу­дарстве

Скандинавы называли Русь Гардарика, то есть «страна городов». Древнерусский город был не только центром ремесла и торговли, но и, прежде всего, политико-административным центром, резиденцией князя и военной крепостью, в которой размещалась дружина.

В X — начале XI в. на Руси насчитывалось уже около 30 круп­ных городских центров с укрепленными «детинцами». В середине XI — первой половине XII в. таких городов было уже 42. Среди них Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога и др.

К 1147 г. Относится первое упоминание в летописи о Москве.

В центре древнерусского города была расположена укреплен­ная крепость — кремль (или детинец), где находились резиденция князя, главные храмы и богатые терема. Вокруг детинца за крепо­стной стеной в посаде селился торгово-ремесленный (посадский) люд.

С X в. на Руси начинается церковное строительство. Первым каменным христианским храмом была церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, названная Десятинной (в знак выделения на нужды церкви десятой части доходов). В 1037 г. в Киеве в ознаме­нование разгрома Ярославом Мудрым печенегов был заложен Со­фийский собор (Святая София считалась покровительницей Руси). Для укрепления города были построены крепостные стены с Золо­тыми воротами и надвратной церковью. К этому же периоду отно­сится строительство Софийского собора и основание Юрьева мона­стыря в Новгороде.

Вкладом в мировую культуру являются произведения влади­миро-суздальского зодчества. К XII в. относится строительство Ан­дреем Боголюбским церкви Покрова на Перли под Владимиром и Золотых ворот во Владимире. При Всеволоде Большое Гнездо были построены Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире.

Архитектурный тип древнерусского крестово-купольного хра­ма был сформирован в Византии. Основой его являлся квадрат, рас­члененный четырьмя столбами. Столбы в плане образуют крест, над которым возвышаются барабаны и купола. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось

Таинство богослужения. Алтарная часть отделялась от церковного зала, где находились верующие, перегородкой, украшенной бога­тыми иконами в 5-7 рядов, строительным материалом при возведении каменных сооружений была плинфа (плоский кирпич).

Иконостасом. На Руси основным

Храмы украшались иконами, фресками, мозаиками.

До нас дошло имя русского иконописца XI в., печерского мо­наха Алимпия, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело». К наиболее древним известным живо­писным произведениям относится мозаика «Богоматерь Оранта» (молящаяся) в Софийском соборе в Киеве, иконы «Владимирская богоматерь» и «Спас нерукотворный» (XII в.).

В Древнерусском государстве было известно более 100 ремес­ленных специальностей. Мастера изготовляли славящиеся в Европе сложные замки, состоящие более чем из 40 деталей, литые колоко­ла, многоцветную керамику, самозатачивающиеся ножи из трех­слойной стали. Распространенными ювелирными техниками были Зернь, скань, перегородчатая эмаль.

В рамках Древнерусского государства на основе культурной и духовной общности идет процесс складывания единой древнерус­ской народности.

Словарь

Былина — эпическая песнь о подвигах богатырей.

Волхвы — языческие славянские жрецы.

Детинец — одно из названий внутренней городской крепости, близко по значению к слову «кремль».

Житие — жизнеописание святых.

Зернь — ювелирная техника, узор из мелких гладких золотых или серебряных шариков (зерен), напаянных на основу.

Идол — изображение языческого божества из дерева или из камня.

Капище — место поклонения языческим богам.

Красная строка — начало текста в древнерусской рукописной книге с большой красной буквой-заставкой.

Кремль (до XV в. детинец) — центральная часть древнерусского города, оборонительный комплекс, обнесенный крепостной стеной.

Летопись — запись событий по годам (летам).

Миниатюра — многоцветный рисунок в рукописной книге.

Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, керамики, смальты (цветного стекла).

Монотеизм — единобожие.

Пергамент (пергамен) — выделанная телячья кожа, на кото­рой писали книги.

Перегородчатая эмаль — ювелирная техника, при которой узор получался за счет заполнения пространства между тонкими перегородками цветной эмалью.

Скань (др. название — филигрань) — ювелирная техника, ажурный узор из тонкой скрученной золотой или серебряной проволоки.

Фреска — Живопись водяными красками по сырой штука­турке.

Хождение — жанр средневековой русской литературы, произ­ведение, в котором описывались, как правило, паломничества к свя­тым местам.

Чернь — ювелирная техника, при которой узор получается за счет заполнения специальным сплавом орнамента, вырезанного на серебре или на золоте.

Язычество — многобожие, обожествление сил природы.

Тестовые задания

1. Автором «Повести временных лет» был:

1) Иларион

2) Нестор

3) Софоний Рязанец

4) Мефодий

2. Главой русской церкви после крещения стал:

1) Великий киевский князь

2) Архиепископ

3) Митрополит

4) Патриарх

3. Первые русские святые — это:

1) Аскольд и Дир

2) Борис и Глеб

3) Владимир Святой и Анна

4) Кирилл и Мефодий

4. Софийские соборы в XI в. были построены в:

1) Киеве

2) Новгороде

3) Полоцке

4) во всех перечисленных городах

5. Понятия «скань» и «зернь» связаны с(о):

1) развитием письменности на Руси

2) развитием ремесла в Древней Руси

3) развитием военного искусства

4) распространением христианства

6. Автор «Поучения детям»:

1) Игорь Старый

2) Святослав Игоревич

3) Ярослав Мудрый

4) Владимир Мономах

7. К XI в. относится создание:

1) «Слова о полку Игореве»

2) «Устава» Владимира Мономаха

3) «Русской Правды»

4) «Повести временных лет»

8. Крещение Руси началось в:

1) 911 г.

2) 988 г.

3) 945 г.

4) 1068 г.

9. Раньше других православных каменных сооружений был(а) построен(а):

1) Десятинная церковь в Киеве

2) Собор Святой Софии в Киеве

3) Успенский собор во Владимире

4) Церковь Покрова на Нерли

10. «Слово о законе и благодати» написал:

1) Митрополит Иларион

2) Владимир Мономах

3) Монах Нестор

4) Ярослав Мудрый

11. Поэтическое произведение ХП в., описывающее поход новгород-северского князя на половцев и содержащее призыв к прекращению княжеских усобиц:

1) «Задонщина»

2) «Моление Даниила Заточника»

3) «Слово о полку Игореве»

4) «Юности честное зерцало»

12. Летописным сводом является:

1) «Слово о погибели земли русской»

2) «Повесть временных лет»

3) «Слово о полку Игореве»

4) «Поучение»

13. Летописи в Киевской Руси составлялись:

1) на латыни

2) на греческом

3) на славянском

4) на русском

14. Славянская азбука называлась:

1) кириллица

2) скоропись

3) латиница

4) буквица

15. Древнерусская архитектура испытала на себе влияние:

1) итальянское

2) византийское

3) хазарское

4) арабское

16. Бересту как основной материал для письма использо­вали в:

1) Новгороде

2) Киеве

3) Ярославле

4) Владимире

17. Живописное художественное произведение малых форм:

1) витраж

2) фреска

3) филигрань

4) миниатюра

18. Волхвами восточные славяне называли:

1) жрецов языческой религии

2) искусных ремесленников

3) иноземных купцов

4) варяжских наемников

19. К XI в. относится создание:

1) Успенского собора во Владимире

2) Архангельского собора в Москве

3) Собора Василия Блаженного

4) Софийского собора в Киеве

20. Кирилл и Мефодий:

1) первые русские святые

2) составители славянской азбуки

3) известные на Руси иконописцы

4) авторы «Поучения детям»

21. Софийский собор в Киеве был построен в правление:

1) Владимира Святославовича

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Мономаха

4) Юрия Долгорукого

22. Главным храмом древнего Новгорода был:

1) Дмитриевский собор

2) Успенский собор

3) Софийский собор

4) Покровский собор

23. Произведение, написанное Владимиром Мономахом и обращенное к его детям, называлось:

1) «Завещание»

2) «Поучение»

3) «Наставление»

4) «Моление»

24. Раньше других был сооружен:

1) Успенский собор Московского Кремля

2) Собор Василия Блаженного в Москве

3) Софийский собор в Новгороде

4) Успенский собор во Владимире

25. В основе древнерусской культуры лежит переплетение:

1) православных и католических традиций

2) православных и мусульманских традиций

3) православных и языческих традиций

4) языческих и католических традиций

26. Крещение Руси привело к:

1) быстрому исчезновению всяких следов языческих веро­ваний

2) подчинению княжеской власти православной церкви

3) превращению Руси в зависимое от Византии государство

4) росту международного авторитета Древнерусского го­сударства

27. В правление Владимира I и Ярослава Мудрого школы создавались при:

1) сельских общинах

2) княжеских дворах

3) церквях и монастырях

4) купеческих домах

28. Согласно «Повести временных лет», слова <<даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов» принадлежат:

1) Ярославу Мудрому

2) Олегу Вещему

3) Игорю Старому

4) Владимиру Святому

29. Рисунок, нанесенный краской на сырую штукатурку:

1) скань

2) плинфа

3) фреска

4) мозаика

30. К числу былинных богатырей не относится:

1) Микула Селянинович

2) Вольта Святославич

3) Алёша Попович

4) Игорь Святославич

31. В каком году произошло событие, описываемое в летописи:

«И прислал Юрий к Святославу, и так сказал: «Приди ко мне, брат, в Москов». Святослав же поехал к нему. Наутро повелел Юрий устроить обед силен»?

1) 1147

2) 1185

3) 1113

4) 1054

32. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют развитие культуры в IX-XII вв.

Скань

2 Зернь

3 Фреска

4 Перегородчатая эмаль_______

5 Парсуна___________________

6 Миниатюра

Найдите и запишите в ответ порядковый номер термина, ко­торый относится к другому историческому периоду.

Ответ:

33. Установите соответствие между понятиями и их опреде­лениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните таблицу и перенесите ре­зультат в ответ.

_______ Понятия_______

A) чернь, скань, эмаль Б) кириллица, глаголица

B) фреска, мозаика

Г) летописи, сказания, былины

___________ Определения___________

1) жанры древнерусской литературы

2) виды ювелирной техники

3) виды письменности в Древней Руси

4) виды древнерусской живописи

5) архитектурные стили

Ответ:

34. Ниже приведён ряд названий. Все они, за исключением одного, относятся к произведениям древнерусской литературы:

«Слово о законе и Благодати»

«Слово о полку Игореве»

«Юности честное зерцало»

«Поучение Владимира Мономаха»

«Повесть временных лет»

«Чтение о житии и погубле­нии Бориса и Глеба»

Найдите произведение, которое не относится к древнерусской литературе, и запишите в ответ номер, под которым оно указано.

Ответ:

35. Напишите пропущенное понятие (термин).

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремеслен­ники, называлась.

Ответ:

36. Запишите термин, о котором идёт речь.

— это изображение или узор из скреплённых друг с другом кусочков цветного непрозрачного стекла (смальты), разноцветных камешков, эмали.

Ответ:

37. Какие суждения о городе, старинный план которого вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запиши­те в ответ цифры, под кото­рыми они указаны.

1) Главным должностным лицом в этом городе был по­садник.

2) Жители этого города доб­ровольно приняли крещение.

3) С 1113 по 1125 гг. в городе правил князь Владимир Мо­номах.

4) Через этот город в древ­ности проходил Великий Волжский торговый путь.

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Мос­ковскому государству в 1478 г.

Ответ:

38. Какой из представленных ниже памятников находится в этом городе? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

Ответ:

Jill- [p’

‘ 1***®

39. Какие суждения, связанные с изображенным на рисунке архи­тектурным сооружением, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

W 1) Название

Сооружения

Этого связано с налогом в пользу церкви.

Распоряжение насчет его постройки было отдано Ярославом Мудрым.

2)

Насчет

3) Церковь была построена из дерева.

4) Это самая ранняя по времени постройки каменная церковь на Руси.

5) В 1240 г. церковь была стерта с лица земли монгольскими войсками.

6) Церковь сохранилась до настоящего времени.

Ответ:

40. Какие суждения, связанные с изображенным на рисунке архи­тектурным сооружением, явля­ются верными? Выберите два суждения из пяти предложен­ных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Собор был построен в ознаме­нование победы над печенегами.

2) Собор был построен по рас­поряжению Ярослава Мудрого.

3) Собор был сильно повреж­ден в годы Великой Отечест­венной войны.

4) Это самое древнее каменное церковное здание на террито­рии Древнерусского государства.

5) Рядом с собором в этом городе находилась резиденция ве­ликого князя.

Ответ:

41. Прочитайте фрагмент труда историка Н. И. Костомарова «Господство дома св. Владимира» о верованиях восточных славян и ответьте на вопросы:

«Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням и т. п. и в разных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы.

Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов; а потому их рели­гия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости.

У них были неясные представления о существовании человека после смерти; замогильный мир представлялся их воображению продолжением настоящей жизни, так что в том мире, как и в здещ — нем, предполагались одни рабами, другие господами.

Они чествовали умерших прародителей, считали их покрови­телями и приносили им жертвы.

Верили они также в волшебство, т. е. в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам, которых считали об­ладателями такого знания; с этим связывалось множество суевер­ных приемов, как-то: гаданий, шептаний, завязывания узлов и тому подобного. В особенности была велика вера в тайное могущество слова, и такая вера выражалась во множестве заговоров».

Вопросы:

1. Как называются верования, описанные историком? До како­го времени религия славян была такой? (Назовите событие и дату.) С именем какого князя связано изменение верований славян?

2. Каким силам и явлениям поклонялись славяне, во что они верили? Назовите трех известных вам языческих славянских богов.

3. Можно ли сказать, что с введением христианства языческие традиции полностью исчезли? Подтвердите ответ аргументом. Кто встал во главе русской церкви после введения христианства и кому он подчинялся?

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago