11 лет. Данная

Распространенные среди практиков апперцеп­тивные методики направлены или на работу со взро- сл^1ми (ТАТ), или предназначаются для дошкольного возраста. С большими оговорками они приемлемы для диагностики особенностей личности ребенка 7—8 лет, но непригодны для детей 9- техника восполняет этот недостаток методического обеспечения детской практической психологии.

6 и 9, 10; в сокращенном варианте методи­рисунки 1, 2, 3 и 10.

Полный вариант методики состоит из 10 карточек с изображениями различных ситуаций, но не вполне структурированными. Из них 2 рисунка (рис. 1 и 4) выполнены в двух вариантах (для мальчиков и для де­вочек). Рисунки 7 и 8 предназначены только для боль­ных или госпитализированных детей и направлены на исследование отношения к болезням и пребыва­нию в больнице. Детям вне больницы предъявляется рисунки 1 ки, предложенном В. Михалом,

Инструкция

Посмотри на эти картинки. Ты должен угадать, что они изображают. Знаешь, как в детских журна­лах бывают рассказы с иллюстрациями? Представь себе, что эти рисунки — иллюстрации к рассказам, в которых говорится, что изображено на картинках, кто люди, на них нарисованные, что происходит между ними, что было раньше и делается сейчас, в момент, изображенный на рисунке, что, по-твое­му, будет потом, чем закончится эта история.

Смотри, это даже не картинки, а наброски — ви­дишь, они немного недорисованы. Но это даже ин­тереснее, можно пофантазировать, придумать, что хочешь.

После тестирования можно провести с ребен­ком небольшую беседу, например спросить, какие рисунки ему больше всего понравились, а какие — меньше, почему и что ребенок хотел бы добавить, как он поступил бы сам в похожей ситуации.

Интерпретация данных

Признаки дезадаптации

1. Люди на рисунках 1—3 не взаимосвязаны (не являются семьей, одноклассниками, приятелями). Резко конфликтные отношения между ними.

Отношения между персонажами излишне идеа­лизированы, нет соразмерных конфликтов, разре­шаемых примирением.

2. Рассказы заканчиваются трагически, безнадеж­но (хэппи энд является нормальным признаком).

Необычайно краткий или длинный сюжет мо­жет быть признаком неуверенности или тревожно­сти относительно значимой темы.

Постоянное изменение сюжета, отказы от ранее начатой темы, исправления — признаки тревоги.

Излишние подробности, детали, грубые нару­шения сюжетной линии.

3. Полностью отсутствует или слабо выражен реалистический подход:

1) частично появляются фантастические мотивы с исключительными и причудливыми сюжетами;

2) преобладают мотивы несчастных случаев, ава­рий, преступлений, преследований, болезней, ка­тастроф и т. п.

4. Садистско-мазохистические мотивы — в рас­сказах присутствует сильная экстра — или интропу — нитивная агрессия; наказания за детские поступки несоразмерно жестокие; персонажи проявляют немотивированную жестокость.

5. Персонажи или непоправимо плохие, или сте­рильно идеальные, идиллистические.

6. Необычность стилизации — неологизмы, жар­гонные, вульгарные слова.

Признаки хорошей адаптации

1. Персонажи на рисунке 1 являются членами семьи, рассказы реалистические, небольшие кон­фликты завершаются мирно и естественно, наказа­ния ребенка умеренные; подразумевается, что оба родителя любят ребенка одинаково сильно.

Очень редки рассказы, где ребенок идеален и не огорчает родителей, где между родителями проис­ходят серьезные конфликты.

2. Отношения в школе (рис. 2).

Изображенные на рисунке люди принадлежат к школьной социальной среде или формальной группе (это школьный класс).

Умеренные конфликты в большинстве случаев разрешаются мирно, наказания умеренные.

Отношение к учительнице и ученикам положи­тельное, нередко амбивалентное.

Наказания, получаемые учеником, плохие от­метки — заслуженные, справедливые.

3. Отношения в детской группе (рис. 3).

Персонажи относятся к неформальной социаль­ной группе (компания ребят).

Конфликты умеренные, заканчиваются в основ­ном примирением, реже бегством или агрессией.

Отношение к членам группы в основном положи­тельное.

Ситуация часто представляется как игра, вме­шательство взрослых встречается редко.

4. При рассмотрении рисунка 9 присутствует те­ма тревоги, страха.

Идентификация с ребенком на рисунке очевидна.

Проявление страха умеренное, в конце концов ребенок преодолевает его своими силами, конец хо­роший.

Причина, по которой ребенок дома один, реали­стическая: родители ушли в гости, кино, спят.

Причина страха реалистическая, не экстремаль­ная (внезапно распахнувшееся окно, удар грома, порыв холодного ветра).

Рис. 1а

Рис. 1б

Рис. 3

Рис. 4а

Рис. 5

Рис. 7

Рис. 9

Рис. 10

Тематика рассказов (примеры типичных результатов теста)

Рисунок 1

Темы

Семья на прогулке в лесу

Небольшой семейный конфликт (родители ругают ребенка, раз­молвка отца и матери)

Большой мальчик обидел маленького

Количество рассказов 9

15

11

22,5

37,5

27,5

«Они пошли в лес, начался дождь. Папа, мама и дочка. Они намокли, стоят и думают, где им об­сохнуть, что сделать надо. Потом дождь перестал, вышло солнце, они посушились чуть-чуть и пошли домой» (Аня Х., 11 лет).

Рисунок 2

Темы

Количество рассказов

Разговор учителя и ученика (нейтральный, в том числе вызов к доске)

Школьный конфликт (учи­теля, родители — ученик)

Экскурсия

12

30

20

10

«Учительница подзывает мальчика. Мальчик у ок­на смотрит на происходящее. В конце концов маль­чик подойдет. Сзади

Смотрит в окно. Мальчик подойдет к учительнице,

Мальчик и девочка. Мальчик

Она ему скажет, что делать» (Костя М., 12 лет).

Рисунок 3

Темы

Мальчик обидел девочку

Нейтральный разговор ребят

Прочие конфликты

У детей

Количество рассказов

12

30

22,5

22,5

«Это мальчик, его зовут Алеша. Это Саша, а это Андрей. Они собираются играть в футбол. Вдруг неожиданно пришла девочка, она тоже хочет играть с ними. Алеша спрашивает девочку, умеет ли она играть в футбол. «Умею», — и говорит, что она дома играет в футбол с братом. Тогда Алеша и остальные ребята приняли ее играть, и она была у них судьей» (Таня К., 12 лет)

Рисунок 9

Темы

Мальчик испугался

Мальчику холодно

(простудился)

Проветривание комнаты

Количество рассказов 8

20

17,5

10

«Мальчика наказали, заставили спать. Он рас­строился, он все хочет доказать, что не будет слу­шаться. У него мысль — выпрыгнуть из окна (это первый или второй этаж), но ему неприятно, чтобы родители его искали. Он постоит, подумает, если нормальный мальчик, если любит маму и папу, не будет это делать, и потом поймет, что в таком виде ему некуда идти» (Нина К., 11 лет).

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ»

Историческая справка о методике

Считают, что идея использования рисунка се­мьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кар­мана и др.

Цель применения теста: выявление особенно­стей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, от­ветов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция 1. Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисо­вать?», следует лишь еще раз повторить инструк­цию. При индивидуальном обследовании время вы­полнения задания обычно длится 30 минут. При

Групповом выполнении теста время чаще ограничи­вают в пределах 15—30 минут.

Инструкция 2. Нарисуй свою семью, где все за­няты обычным делом.

Инструкция 3. Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь.

Инструкция 4. Нарисуй свою семью, где каж­дый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего существа).

Инструкция 5. Нарисуй свою семью в виде ме­тафоры, некоего образа, символа, который выра­жает особенности вашей семьи.

При индивидуальном тестировании следует от­метить в протоколе:

1) последовательность рисования деталей;

2) паузы более 15 секунд;

3) стирание деталей;

4) спонтанные комментарии ребенка;

5) эмоциональные реакции и их связь с изобра­жаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задают следующие вопросы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый?

Почему?

Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребе­нок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаи­вать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдель­ным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проектив­ные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и то­бой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 си­туаций: 3 из них должны выявить негативные чув­ства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка теста «рисунок семьи» проводится по следующей схеме

№ п/п

Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

Общий размер рисунка Количество членов семьи Соответствующие размеры членов семьи: мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д.

Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними Наличие животных

Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое

В интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии

Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…)

Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструк­циям оцениваются наличие или отсутствие сов­местных усилий в тех или иных ситуациях, кото­рые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

На основании особенностей изображения мож­но определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на кото­рой находится ребенок. Примитивность изобра­жения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразитель­ность. Это те характерные черты, на основе ко­торых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисо­вания. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприят­ном физическом состоянии ребенка, степени на­пряженности, скованности и ином, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном — хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмо­циональное самочувствие ребенка. Можно опре­делить по степени выраженности положитель­ных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выра­жены отрицательные эмоции и т. д.).

В рисунках (по Л. Карману) анализируют:

1) графическое качество (характер линий, пропор­ции фигур, использование пространства, акку­ратность);

2) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (ана­лиз смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением об­следования (чтением и выполнением задания) предлагают специальные вопросы, подталкиваю­щие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривают прямой положительный или от­рицательный выбор (например: «Отец задумал по­ездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточ­няющие в процессе беседы смысл нарисованной си­туации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и де­тям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического кон­сультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога — консультанта по психологической коррекции нару­шений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут вы­разить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне переда­ет смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественно­сти задания эта методика способствует установле­нию хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с по­мощью этого результаты мало зависят от способно­сти ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т. е. от тех осо­бенностей психологической деятельности, кото­рые существенны при выполнении заданий, осно­ванных на вербальной технике.

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago