11 лет. Данная
Распространенные среди практиков апперцептивные методики направлены или на работу со взро- сл^1ми (ТАТ), или предназначаются для дошкольного возраста. С большими оговорками они приемлемы для диагностики особенностей личности ребенка 7—8 лет, но непригодны для детей 9- техника восполняет этот недостаток методического обеспечения детской практической психологии.
6 и 9, 10; в сокращенном варианте методирисунки 1, 2, 3 и 10.
Полный вариант методики состоит из 10 карточек с изображениями различных ситуаций, но не вполне структурированными. Из них 2 рисунка (рис. 1 и 4) выполнены в двух вариантах (для мальчиков и для девочек). Рисунки 7 и 8 предназначены только для больных или госпитализированных детей и направлены на исследование отношения к болезням и пребыванию в больнице. Детям вне больницы предъявляется рисунки 1 ки, предложенном В. Михалом,
Инструкция
Посмотри на эти картинки. Ты должен угадать, что они изображают. Знаешь, как в детских журналах бывают рассказы с иллюстрациями? Представь себе, что эти рисунки — иллюстрации к рассказам, в которых говорится, что изображено на картинках, кто люди, на них нарисованные, что происходит между ними, что было раньше и делается сейчас, в момент, изображенный на рисунке, что, по-твоему, будет потом, чем закончится эта история.
Смотри, это даже не картинки, а наброски — видишь, они немного недорисованы. Но это даже интереснее, можно пофантазировать, придумать, что хочешь.
После тестирования можно провести с ребенком небольшую беседу, например спросить, какие рисунки ему больше всего понравились, а какие — меньше, почему и что ребенок хотел бы добавить, как он поступил бы сам в похожей ситуации.
Интерпретация данных
Признаки дезадаптации
1. Люди на рисунках 1—3 не взаимосвязаны (не являются семьей, одноклассниками, приятелями). Резко конфликтные отношения между ними.
Отношения между персонажами излишне идеализированы, нет соразмерных конфликтов, разрешаемых примирением.
2. Рассказы заканчиваются трагически, безнадежно (хэппи энд является нормальным признаком).
Необычайно краткий или длинный сюжет может быть признаком неуверенности или тревожности относительно значимой темы.
Постоянное изменение сюжета, отказы от ранее начатой темы, исправления — признаки тревоги.
Излишние подробности, детали, грубые нарушения сюжетной линии.
3. Полностью отсутствует или слабо выражен реалистический подход:
1) частично появляются фантастические мотивы с исключительными и причудливыми сюжетами;
2) преобладают мотивы несчастных случаев, аварий, преступлений, преследований, болезней, катастроф и т. п.
4. Садистско-мазохистические мотивы — в рассказах присутствует сильная экстра — или интропу — нитивная агрессия; наказания за детские поступки несоразмерно жестокие; персонажи проявляют немотивированную жестокость.
5. Персонажи или непоправимо плохие, или стерильно идеальные, идиллистические.
6. Необычность стилизации — неологизмы, жаргонные, вульгарные слова.
Признаки хорошей адаптации
1. Персонажи на рисунке 1 являются членами семьи, рассказы реалистические, небольшие конфликты завершаются мирно и естественно, наказания ребенка умеренные; подразумевается, что оба родителя любят ребенка одинаково сильно.
Очень редки рассказы, где ребенок идеален и не огорчает родителей, где между родителями происходят серьезные конфликты.
2. Отношения в школе (рис. 2).
Изображенные на рисунке люди принадлежат к школьной социальной среде или формальной группе (это школьный класс).
Умеренные конфликты в большинстве случаев разрешаются мирно, наказания умеренные.
Отношение к учительнице и ученикам положительное, нередко амбивалентное.
Наказания, получаемые учеником, плохие отметки — заслуженные, справедливые.
3. Отношения в детской группе (рис. 3).
Персонажи относятся к неформальной социальной группе (компания ребят).
Конфликты умеренные, заканчиваются в основном примирением, реже бегством или агрессией.
Отношение к членам группы в основном положительное.
Ситуация часто представляется как игра, вмешательство взрослых встречается редко.
4. При рассмотрении рисунка 9 присутствует тема тревоги, страха.
Идентификация с ребенком на рисунке очевидна.
Проявление страха умеренное, в конце концов ребенок преодолевает его своими силами, конец хороший.
Причина, по которой ребенок дома один, реалистическая: родители ушли в гости, кино, спят.
Причина страха реалистическая, не экстремальная (внезапно распахнувшееся окно, удар грома, порыв холодного ветра).
Рис. 1а
Рис. 1б
Рис. 3
Рис. 4а
Рис. 5
Рис. 7
Рис. 9
Рис. 10
Тематика рассказов (примеры типичных результатов теста)
Рисунок 1
Темы
Семья на прогулке в лесу
Небольшой семейный конфликт (родители ругают ребенка, размолвка отца и матери)
Большой мальчик обидел маленького
Количество рассказов 9
15
11
22,5
37,5
27,5
«Они пошли в лес, начался дождь. Папа, мама и дочка. Они намокли, стоят и думают, где им обсохнуть, что сделать надо. Потом дождь перестал, вышло солнце, они посушились чуть-чуть и пошли домой» (Аня Х., 11 лет).
Рисунок 2
Темы
Количество рассказов
Разговор учителя и ученика (нейтральный, в том числе вызов к доске)
Школьный конфликт (учителя, родители — ученик)
Экскурсия
12
30
20
10
«Учительница подзывает мальчика. Мальчик у окна смотрит на происходящее. В конце концов мальчик подойдет. Сзади
Смотрит в окно. Мальчик подойдет к учительнице,
Мальчик и девочка. Мальчик
Она ему скажет, что делать» (Костя М., 12 лет).
Рисунок 3
Темы
Мальчик обидел девочку
Нейтральный разговор ребят
Прочие конфликты
У детей
Количество рассказов
12
30
22,5
22,5
«Это мальчик, его зовут Алеша. Это Саша, а это Андрей. Они собираются играть в футбол. Вдруг неожиданно пришла девочка, она тоже хочет играть с ними. Алеша спрашивает девочку, умеет ли она играть в футбол. «Умею», — и говорит, что она дома играет в футбол с братом. Тогда Алеша и остальные ребята приняли ее играть, и она была у них судьей» (Таня К., 12 лет)
Рисунок 9
Темы
Мальчик испугался
Мальчику холодно
(простудился)
Проветривание комнаты
Количество рассказов 8
20
17,5
10
«Мальчика наказали, заставили спать. Он расстроился, он все хочет доказать, что не будет слушаться. У него мысль — выпрыгнуть из окна (это первый или второй этаж), но ему неприятно, чтобы родители его искали. Он постоит, подумает, если нормальный мальчик, если любит маму и папу, не будет это делать, и потом поймет, что в таком виде ему некуда идти» (Нина К., 11 лет).
Историческая справка о методике
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1. Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При
Групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.
Инструкция 2. Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом.
Инструкция 3. Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь.
Инструкция 4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего существа).
Инструкция 5. Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи.
При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:
1) последовательность рисования деталей;
4) спонтанные комментарии ребенка;
5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задают следующие вопросы.
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый?
Почему?
Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.
Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т. п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь… билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка теста «рисунок семьи» проводится по следующей схеме
№ п/п
Выделяемые признаки
Отметки о наличии признаков
Общий размер рисунка Количество членов семьи Соответствующие размеры членов семьи: мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д.
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними Наличие животных
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое
В интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3…)
Степень аккуратности исполнения
При выполнении задания по данным инструкциям оцениваются наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.
Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:
1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность. Это те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и ином, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном — хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка. Можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).
В рисунках (по Л. Карману) анализируют:
1) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
2) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтением и выполнением задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога — консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т. е. от тех особенностей психологической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…
ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…
ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…
КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…
ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…
ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…