Тест является модификацией ассоциативно-ри­суночного теста С. Розенцвейга, предложенной Н. Г. Хитровой. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оцен­ки эмоционального поведения личности в напря­женных условиях, в ситуации принятия решения.

Комплексное изучение психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального по­ведения человека в процессе труда, требует оценки его поведения в ситуации принятия решения. Об этом свидетельствуют экспериментальные исследо­вания деятельности инженеров, в первую очередь — руководителей.

Изучение эталонных моделей инженеров раз­личных статусных групп, диагностика их творче­ской активности потребовали ввести в программу экспериментального исследования наряду с приме­нением тестовых методик диагностирующие со­циально-психологические способности, личностные характеристики, а также групповую оценку лично­сти и тест «Деловые ситуации».

В методике содержание рисунков изменено та­ким образом, что фрустрационные реакции в боль­шей степени опосредованы социальным контек­стом и личность инженера исследуется главным образом в условиях трудовой деятельности, в том числе управленческой.

Сфор-

Тестовый материал методики состоит из 20 ри­сунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирую — щие собеседника. Задача испытуемого мулировать ответ, адекватный с его точки зрения конкретной конфликтной ситуации. Процедура эксперимента следующая: испытуемым вручаются брошюра с рисунками и лист для ответов. Экспери­ментатор просит в листе ответов указать фамилию, имя и другие необходимые данные испытуемого, затем излагает содержание инструкции.

Инструкция

В брошюре имеется 20 рисунков, на каждом из которых изображены 2 говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. Запишите самый первый ответ, который придет вам на ум, на листке ответов под соответствующим номером. Работайте как можно быстрее. Если у испытуемых нет вопросов по процедуре проведения эксперимента, им пред­лагается приступить к выполнению задания.

Порядок обработки результатов эксперимента аналогичен анализу ответов во фрустрационно — рисуночном тесте С. Розенцвейга: с помощью специального ключа ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются экспе­риментатором согласно авторской типологии. Ин­дивидуальные оценки протоколируются и сумми­руются, в окончательном виде представляя тип и направление эмоциональных реакций испытуемого.

Комплекс реакций испытуемых препятственно — доминантного типа (OD), когда внимание отвечаю­щего сосредоточено на самом препятствии, вклю­чает в себя.

1. Е’ (подчеркивание наличия препятствия, от­каз от решения проблемы) связан с высокой само­критичностью и требовательностью к себе и своим действиям у специалистов высокого статуса; рядо­вые инженеры придерживающиеся этой поведен­ческой тактики, характеризуются коллегами как безынициативные, неэнергичные, с низкой комму­никабельностью, не склонные самостоятельно ре­шать задачу.

2. I’ (фрустрирующая ситуация интерпретирует­ся личностью как своего рода благо; либо отвечаю­щий объясняет степень своего затруднения рас­стройством из-за вовлечения в ситуацию третьих лиц); специалисты, предпочитающие этот способ решения ситуации, воспринимаются окружающи­ми как оперативные работники, обладающие кри­тичностью ума и умеющие видеть новизну пробле­мы, но симпатии экспертов не на их стороне.

3. М’ (минусы фрустрирующей ситуации не за­мечаются вплоть до полного отрицания ее сущест­вования); такого рода примиренческая позиция приписывается коллегами безынициативным руко­водителям, обладающим массой организаторских недостатков, например неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т. п. Организатор­ская пассивность может быть следствием высокого профессионализма работника, предрасположенно­сти к индивидуальной творческой деятельности; по личностным показателям это могут быть люди, по­груженные в себя, самодостаточные и независи­мые, либо те, которые не предпринимают усилий для выполнения групповых требований, подвер­женные чувствам.

Комплекс реакций испытуемых самозащитного типа (ED), когда активность отвечающего направлена на защиту собственной личности, включает в себя.

1. Е (враждебность, порицание, саркастические выпады, направленные против кого-либо в окру­жении); реакции такого рода свойственны людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим невысокой чувствительностью по от­ношению к окружающим. Перечисленные харак­теристики, очевидно, создают предпосылки для ре­ализации таких деловых качеств, как способность внедрять новое, болеть за производство, рацио­нально подходить к решению задачи.

2. Е (отрицание собственной вины, ответствен­ности за совершенный поступок); этот показатель по мнению экспертов связан преимущественно с неумением руководителя работать с кадрами, правильно поощрять и наказывать, неуважением к людям, что, в свою очередь, вызывает антипатии окружающих. За подобными поведенческими про­явлениями стоят такие личностные характеристи­ки, как самостоятельность и независимость в при­нятии решений, нежелание считаться с мнением других, консерватизм.

3. I (принятие на себя вины за случившееся); по­ступать таким образом предпочитают доверчивые, уступчивые, заботящиеся о других, доброжела­тельные, склонные уступать дорогу другим, а также застенчивые, конформные, нередко берущие вину на себя; по мнению окружающих это люди само­критичные, ответственные, но с несколько сни­женным творческим и рациональным потенциалом в решении задачи.

4. I (субъект, допуская свою виновность, отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоя­тельства); подобной тактики придерживаются спе­циалисты с доминирующей узкопроизводственной направленностью, умеющие ориентироваться в ра­боте, но со сниженными административно-органи­заторскими умениями, несмотря на их высокие ком­муникативные качества.

5. М (ответственность за кого-либо, вовлеченного во фрустрирующую ситуацию сведены до минимума, ситуация рассматривается как неизбежная); толе­рантное поведение в затруднительной обстановке связано с такими личностными характеристиками, как независимость в суждениях и поведении, с бога­тым воображением и творческим подходом к реше­нию задачи, а также с хорошим словарным запасом и высоким уровнем культуры специалиста.

Комплекс реакций испытуемых разрешающего типа (NP), когда активность субъекта направлена на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, включает в себя.

1) е (требование, ожидание от кого-либо разре­шения фрустрирующей ситуации); такой путь ре­шения конфликта отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству; эксперты отмечают их оперативность, авторитетность в коллективе, инициативность;

2) i (субъект берется сам решить фрустрирующую проблему); этот фактор связан с высокой эмоцио­нальной стабильностью личности и свидетельствует о развитом чувстве долга, повышенной ответственно­сти специалиста, но высокий процент реакций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками организационных умений, например умением правильно распределять работу, отсут­ствием индивидуального подхода к людям;

3) m (выражается надежда, что время, естествен­ный ход событий разрешат проблему); этой про­дуктивной тактики придерживаются инженеры с развитыми административно-организаторскими умениями, особенно умением правильно распреде­лять работу, а также справедливо поощрять и нака­зывать; их также отличает гармоничное сочетание таких личностных черт, как упорство, ответствен­ность, обязательность, с одной стороны, и конфор­мность, внимание к мнению и интересам других людей — с другой.

Методика «Деловые ситуации» является инст­рументом, направленным на изучение предпосы­лок к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конф­ликтные ситуации. Но без знания индивидуальных характеристик личности, а также интеллектуального потенциала инженера нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый прогноз его возможностей. Данная методика имеет прогностическую силу при определении админист­ративно-управленческих особенностей рядовых и ве­дущих инженеров, дает дополнительную информа­цию при выдвижении в резерв, а также служит полезным инструментом для определения уровня управленческой деятельности руководителя.

Методика может быть использована для индиви­дуальной работы, а также в условиях группового экс­перимента при одновременном участии 20—25 ис­пытуемых. Индивидуальная форма проведения эксперимента, как правило, дает большую информа­цию исследователю, так как имеется возможность выяснить эмоциональную окраску ответа, уточнить некоторые особенности реагирования на фрустра — ционную обстановку. Не исключена возможность получения устных ответов с последующим их фик­сированием психологом-экспериментатором. Ин­струкция предусматривает ограничение времени при выполнении испытуемым теста с целью выявле­ния непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполнения теста составляет 25 минут.

В процессе работы с методикой создана таблица стандартных ответов, т. е. наиболее часто встре­чающихся на определенную ситуацию (от 40 %). Для этого использованы результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красногорска (поровну муж­чин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностного стату­са: рядовых, ведущих инженеров и руководителей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, которыми оцениваются ответы испытуемых на каждую ситуацию теста. Далее подсчеты велись, исходя из соображений равновероятности выбо­ра, с использованием формулы биноминального распределения. Статистически значимые (на 0,01 % уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуации ответы.

Полученная таким образом таблица стандарт­ных ответов служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптации (КГА), кото­рый по мнению С. Розенцвейга является показате­лем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.

Валидность теста «Деловые ситуации» определя­лась путем сопоставления его результатов, получен­ных на выборке, состоящей из 40 руководителей од­ного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Ро — зенцвейга на той же выборке специалистов. Корре­ляционный анализ выявил положительные связи между идентичными факторами методик, причем наиболее тесные связи обнаружены между показа­телями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетель­ствует о том, что методика «Деловые ситуации» вы­являет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуночных ассоциаций.

Валидность теста «Деловые ситуации» доказы­вается также сопоставлением ее результатов с дан­ными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Работа проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Красноярска — 111 че­ловек. Полученные данные приведены ниже, в описании содержания основных поведенческих реакций и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста.

Таблица 25

Описание смыслового содержания символов, используемых при оценке ответов в тесте «Деловые ситуации»

OD

Препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препятствии)

Е’. В ответе подчеркивается чув­ство фрустрированности, актив­ность индивида направлена на переживание информации о пре­пятствии.

Пример. «Жаль», «Вот так неуда­ча».

ED Самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности)

Е. В ответе выражаются порицание, враждебность против кого-либо в окружении, обвинения, упреки, саркастические атаки.

Пример. «Пошел к черту», «Мы из — за вас сорвем срок сдачи…»

NP Разрешающий тип реакции (с фиксацией на разрешении ситуации)

E. В ответе требуется, ожидается или явно подразумевается разре­шить эту ситуацию.

Пример. «Это вам надо разрешить этот вопрос».

Е. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный просту­пок.

Пример. «Я никогда не обещаю то­го, что сделать не смогу».

Продолжение табл. 25

OD

Препятственно-доминантный тип реакции (с фиксацией на препятствии)

I’. Фрустрирующая ситуация ин­терпретируется как благоприят­но-выгодно-полезная, как прино­сящая удовлетворение или заслуживающая наказания.

Пример. «Блестящее совпадение. У меня тоже нет времени».

В ситуациях обвинения оценива­ются ответы, в которых выражают­ся смущение или сожаление отве­чающего по поводу того, что он послужил причиной неприятности.

ED Самозащитный тип реакции (с фиксацией на защите собственной личности)

I. Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления на­правлена на себя.

Пример. «Простите, ради бога», «Я действительно виноват в слу­чившемся».

I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призы­вая на помощь смягчающие об­стоятельства.

Пример. «Да, но я же не хотел…»

NP Разрешающий тип реакции (с фиксацией на разрешении ситуации)

I. Субъект сам берется разрешить фрустрационную проблему.

Пример. «Я беру ответственность за исправление этой ситуации на себя».

Пример. «Надеюсь, вы на меня не сердитесь».

М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сво­дятся к полному ее отрицанию.

Пример. «Ничего страшного, я ее уже прочитал».

М. Ответственность лица, попав­шего во фрустрирующую ситуа­цию, сведена к минимуму, осуж­дение избегается.

Пример. «Ничего, на ошибках учатся». m. В ответе выражается надежда, что время, нормальный ход событий раз­решат проблему, просто надо немно­го подождать или же что взаимопони­мание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.

Пример. «Давайте спокойно погово­рим, подумаем».

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

antfiksa

Share
Published by
antfiksa

Recent Posts

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ?

БЕЛАЯ ДИЕТА, ИЛИ ЧТО НУЖНО ЕСТЬ ПОСЛЕ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ? Благодаря возможностям современной эстетической стоматологии мечта…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ?

ЧТО ТАКОЕ ФТОРИРОВАНИЕ ЗУБОВ? 2020-12-01 Кариес и повышенная чувствительность зубов - самые частые стоматологические проблемы,…

2 месяца ago

ПЕРИОСТИТ ЗУБА — ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ!

ПЕРИОСТИТ ЗУБА - ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ, ЛЕЧЕНИЕ! Когда воспалительный процесс пульпы, вызванный кариесом, распространяется по направлению…

2 месяца ago

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ?

КАК КУРЕНИЕ СИГАРЕТ ВЛИЯЕТ НА ЗУБЫ? Помимо отрицательного воздействия на дыхательные пути, особенно на легкие…

2 месяца ago

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗВЫ ВО РТУ? СИМПТОМЫ, ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ. Незначительные ранки во рту - это неприятный…

2 месяца ago

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ!

ПОЧЕМУ БЫ ВАМ НЕ ОТБЕЛИТЬ ЗУБЫ ПИЩЕВОЙ СОДОЙ? ФАКТЫ И МИФЫ О ДОМАШНЕМ ОТБЕЛИВАНИИ ЗУБОВ! Сон…

2 месяца ago